Свой бизнес: доставка еды дронами. Доставка дронами: Amazon запатентовала башню для коптеров-курьеров

Нередко, когда идет речь о доставке беспилотниками, подразумевается, что беспилотником управляет пилот. Вместе с тем, в 2016 году все чаще можно читать о том, что планируется испытать или задействовать в рамках пилотного проекта автоматизированные беспилотники, способные следовать по запрограммированному маршруту или самостоятельно доставлять груз в точку с заданными координатами. В том числе начались испытания беспилотных летающих такси в США.

В ближайшей перспективе - применение беспилотников, способных автоматически избегать столкновений с препятствиями и другими воздушными объектами.

В 2016 году начинается коммерческое внедрение беспилотников, автоматически выполняющие доставку небольших грузов в сельской местности, например, в Германии и Руанде.

В ближайшем будущем БЛА автоматически, по мере надобности, будут направляться на ближайшую "зарядную станцию" для подзарядки. Здесь же можно вспомнить о - небоскреба, который служит вертикальным аэродромом для тысяч беспилотников, обслуживающих горожан. Другой вариант - , из фургона которой вылетают беспилотники, чтобы выполнить доставку к ближайшим к маршруту точкам. Доставив заказ, дрон догоняет базу и подзаряжается - такой проект обкатывает Workhorse в интересах UPS.

Проблемой пока что остается отсутствие четкого регулирования в области доставки грузов беспилотниками в большинстве стран особенно в автономном режиме. Что не мешает ряду компаний вести эксперименты различного масштаба. В 2016 году началось коммерческое применение концепции доставки беспилотниками грузов.

Нет сомнений, что неизбежные сложности первого периода удастся преодолеть, и в крупных городах США, спешащий с "бандеролью" дрон, проносящийся над головами прохожих, в ближайшие годы может стать привычным элементом пейзажа. И не только в США.

Доставка биологических материалов, вакцин, других медикаментов или питания в клиники, больницы или непосредственно пострадавшим от стихийных бедствий

Например, доставка анализов из удаленного населенного пункта в лабораторию в райцентре. Доставка (особенно экстренная доставка) крови для переливаний, антибиотиков, антидотов в удаленные медпункты или клиники. Потенциал малых беспилотников в сфере спасения жизней связан также с доставкой спасительных посылок - например, жизненно-важных вакцин, антибиотиков и т.п.

Полетом беспилотника может дистанционно управлять пилот, но также возможно использование роботизированных беспилотников, осуществляющих полет по заданному контрольными точками маршруту в автономном режиме.

Еще один вариант такой доставки - с борта судна на берег в зону, где есть пострадавшие после шторма, землетрясения или иных стихийных бедствий. По данным ООН, 8 из 10 крупнейших городов мира расположены вблизи береговой линии, а 44% населения мира (свыше 3 млрд людей) проживает не далее 95 миль от берега. Широкое использование дронов для снабжения терпящих бедствие людей может начаться уже в следующие 5 лет - впрочем, для этого потребуется соответствующее законодательное обеспечение.

Также тема актуальна в отношении удаленных населенных пунктов.

Созданы, например, специальные беспилотники для непосредственной доставки гуманитарной помощи страдающим от голода людям - это одноразовые аппараты, которые предназначены для сбрасывания с пилотируемого грузового самолета. Такие глайдеры содержат комплект пищи, воды и топлива для приготовления пищи.

Следует позаботиться о защите перевозимых материалов от воздействия температуры, например, термоконтейнером. Некоторые доставляемые продукты чувствительны к тряске - это также важно принимать в расчет при организации доставки.

Транспортные пассажирские системы на базе дронов

Идея робомобилей для перевозки пассажиров не дает покоя некоторым разработчикам беспилотников. Сразу в ряде стран, например, в США, Китае и Франции идут разработки летающих "автомобилей", предназначенных для беспилотной перевозки пассажира. Возможное использование - срочная доставка пассажира в аэропорт. Беспилотник в таком случае автоматически следует по отработанному один раз в пилотируемом режиме маршруту. Вероятно нужно будет решить ряд вопросов, например, что делать в случае необходимости экстренной посадки, как избегать столкновений с другими беспилотниками.

Новости по теме

2015. Эксперименты по доставке билогических материалов прошли в России, компания Инвитро. План полета согласовывался заранее в Росавиации.

2013.06.12 В США провели опрос примерно 1000 человек - как они относятся к планам Amazon доставки товаров мини-дронами . 23% уверены, что это хорошая идея, 36%, что идея плохая, 41% затруднился с ответом. Кроме того, на вопрос о том, стоит ли разрешать частным компаниям обеспечивать доставку товаров дронами, 44% опрошенных высказались против этой идеи, тогда как за нее лишь 31% опрошенных, остальные не знали, как отнестись к таким планам.

В Сыктывкаре был открыт новый сервис по доставке пиццы. «Додо пицца» специализируется на доставке пиццы при помощи дрона. Правда, эксперты раздела « » онлайн-журнала «Биржевой лидер» выяснили, что признало новую службу незаконной, в связи с этим компании грозит штраф в размере 200 тысяч рублей.

Эту информацию подтвердили представители регионального управления Госавианадзора. Причиной считать деятельность «Додо пиццы» незаконной является то, что она нарушает воздушное пространство Российское Федерации. Кроме этого, республика Коми занимается расследованием незаконного применения воздушного средства.

Но глава компании «Додо пицца» Федор Овчинников уверяет, что до сих пор к нему из органов по данному вопросу никто не обращался. При этом Овчинников подмечает, что законодательством полет беспилотников не ограничивается, поэтому в данном случае важно опираться на «прецедент».

Преимущества новой доставки.

Напомним, что уникальную службу доставки благодаря дрону компания «Додо пицца» начала использовать с . Уже в первый день работы данным путем удалось доставить до пункта назначения шесть заказов. Но общее число доставок за неделю компания не сообщает.

Отметим, что данный способ доставки сыктывкарской сетью ресторанов был заимствован у индийских коллег, которые уже применяли на практике «беспилотную» доставку пиццы в Мумбаи. Дроны сыктывкарской компании оснащены камерой, специальным тросом и противоугонной системой. Пицца доставляется к заказчику уникальным путем - благодаря тросу. Таким образом, дрон даже не совершает посадку при достижении пункта назначения. На доставку беспилотники тратят не более получаса. Компания «Додо пицца» уже признает данный эксперимент технически и финансово успешным. Отметим, что данный сервис планировалось распространять не только в Коми, но и еще в 15 городах России.

: доставка пиццы беспилотником.

Отзывы пользователей Google+ о новой доставке пиццы.

- Дрон - беспилотный вертолет, специально сконструированный для этих целей. В первый день своей работы он доставил шесть заказов. Как вам такой курьер?

Не понял, зачем нужен человек внизу, если можно сделать оплату на сайте?
- Непонятно, как определять, что заказ доставлен в те руки, что его заказали.
- Оплата наличными... добро пожаловать в будущее!
- Мы живем в будущем!
- Круто.
- Молодцы, пожалуй, лучшее промо для своих услуг.
- А если на дом вызвать, квадрокоптер в окошко закинет пиццу?)

Это, конечно, вряд ли реализуемо в промышленном использовании, но все равно молодцы. Окта серьезная такая, стоит, наверное, бешеных денег. 

Пицца как с неба упала. Доставка октокоптером. Россия!
- Октокоптер доставляет пиццу!
- Зачем он нужен?
- Класс, и не надо много курьеров в штате держать. И др.

Компания Amazon старается минимизировать время доставки посылки, используя самые разные способы. Это и скоростные автомобили, и договоренности с транспортными компаниями, и с 3D принтерами на борту, которые выезжают по локальным заказам, создавая нужные заказчику запасные части и детали.

Крупную ставку Amazon делает на дронов, считая, что доставка товаров по воздуху - максимально быстрый и эффективный путь из точки А в точку Б. Для того, чтобы получить возможность работать с коптерами в качестве курьеров, корпорация лоббирует ряд законов в США и других странах, которые позволяет использовать воздушный мини-транспорт для доставки. Кроме того, разрабатываются новые модели таких устройств, а также элементы инфраструктуры. Сейчас стало известно, что компания подала патентную заявку на башню для коптеров-курьеров, откуда дроны будут вылетать с товаром.


Что касается самого способа доставки при помощи дрона, то это не обязательно «курьер до двери». Место доставки может и меняться, например, если получатель посылки двигается. Дроны будут получать информацию о месте доставки, получая данные со смартфона заказчика. Всего предусматривается доставки: «Привезите мне», «Домой», «На работу» и в «Мою лодку».

Дроны будут создавать самых разных размеров, размер будет зависеть от планируемой грузоподъемности. Сейчас типичный «летающий курьер» от Amazon представляет собой коптер с восемью пропеллерами и компьютерной системой управления, которая устанавливается в середине и верхней части рамы. Максимальная высота полета для разрабатываемых компанией дронов составляет 120 метров. Скорость устройства в воздухе достигает 80 километров в час.

Окончательный дизайн коптеров еще не готов . В компании объясняют это следующим образом: «Мы тестируем несколько типов летательных аппаратов и механизмов доставки для того, чтобы определить оптимальный способ в условиях различного окружения». Кроме того, так после того, как дизайн дронов будет утвержден, и они отправятся в производство, конструкция беспилотников может изменяться с течением времени.

Что касается башни для дронов, то она будет представлять собой многоуровневое здание, со входами для людей, въездами-выездами для автомобилей (в том числе, грузовых) и множественными «лотками» для вылета и возвращения дронов. По словам представителей компании, башни будут устанавливаться в крупнейших населенных центрах, где доставка любыми другими способами затруднена. Такими центрами могут быть Нью-Йорк, Лондон, Токио и другие мегаполисы.

Правда, здесь есть несколько сложных моментов юридического характера. Дело в том, что в крупных городах в большинстве стран полеты дронов запрещены. Дело в том, что власти опасаются поломок их в процессе полета. Ведь даже небольшой дрон может представлять собой значительную опасность, если упадет на головы идущих внизу людей с высоты в 200-300 метров и выше. Так что, прежде, чем строить башни, компании придется уладить все эти моменты.

В патентной заявке компании говорится следующее: «Многоуровневый центр создан для обеспечения взлета и посадки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), вероятно, в черте города, включая густонаселенные регионы».

Несколько уровней в таком центре нужно для того, чтобы работать могло сразу несколько коптеров одновременно. Это будет похоже на аэродром в миниатюре - какие-то аппараты взлетают, какие-то возвращаются и садятся на свою площадку. В компании заявляют, что патенты вроде этого не просто похожи на зарисовки из будущего, такие документы это будущее делают реальностью.


Количество патентных заявок, поданных компанией, которые имеют отношение к логистике при помощи БПЛА и других автономных систем

Amazon тестирует свои системы на секретном полигоне в Кембридже, испытания также проводятся на нескольких площадках в других местах, включая Израиль и Канаду.

Компания использует и другие способы для быстрой доставки товаров. Например, полуавтоматический сервис Amazon Locker. Его можно использовать в качестве точки доставки. Один такой расположен в Гранаде, где я живу.

Благодаря подписанию президентом России, федерального закона от 03.07.2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», все владельцы дронов массой до 30 килограмм полностью освобождаются от обязательной регистрации и сертификации.

Таким образом, закон отменил ранее принятые поправки, внесенные Госдумой РФ в Воздушный кодекс в конце 2015 года, согласно которым все без исключения беспилотные воздушные суда массой более 0,25 кг обязаны были проходить госрегистрацию и сертифицироваться.

Кроме того, для эксплуатации беспилотников массой не более 30 кг больше не требуется получения сертификата летной годности, а также свидетельства авиационного персонала гражданской авиации.

Беспилотные гражданские воздушные суда максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном правительством. Сам же порядок учета легких БАС — менее 30 кг — еще предстоит определить.

В то же время внедряется обязательная аттестация специалистов экспериментальной авиации. К ней в законе отнесена авиация, применяемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

Опыт применения от Yota

Мы около года назад проводили экспериментальны й проект, в рамках которого впервые в мире запустили доставку SIM-карт дронами. Доставка осуществлялась, в так называемых, Yotaport, которые были установлены в четырех точках в Москве: на территории института «Стрелка», в парках «Музеон» и «Сокольники», а также в павильоне Политехнического музея на ВДНХ.

Для того, чтобы получить SIM-карту, клиенту нужно было подойти к одному из установленных автоматов и подать заявление на оказание услуг. Через одну-две минуты на дроне прилетал товар.

Каждый Yotaport обслуживали два дрона. Процесс доставки был автоматизирован, но за ходом эксперимента следили операторы, находящиеся на расстоянии 100-500 метров от точки. В случае проблемы они могли взять управление квадрокоптером на себя.

Всего за месяц работы четырех точек в Москве SIM-карты с помощью квадрокоптеров получили около тысячи пользователей. В ходе проекта цена одной доставки в Москве составила 488,5 рублей, что ниже средней стоимости доставки курьером (от 500 рублей в пределах МКАД). За время проекта общее время подзарядки устройств превысило 96 часов, а на подзарядку батарей для квадрокоптеров было потрачено только 6,5 кВт электроэнергии. Стоимость энергозатрат на один полет дрона - 4 копейки. Среднее время доставки квадрокоптером составило 90 секунд. Суммарно за время реализации проекта дроны пролетели более 578 км - расстояние, приблизительно равное пути от Москвы до Воронежа.

Теперь, когда доставка дронами стала легальной, она может использоваться как альтернативный канал дистрибуции товаров. Но проект будет максимально эффективен для тех видов бизнеса, где можно исключить работу персонала на точках, что позволит сэкономить около трети бюджета и удешевить стоимость доставки. Проект в среднем окупается за пять-шесть месяцев.


Вокруг идеи организации доставки грузов с помощью квадрокоптеров и других беспилотных летательных аппаратов периодически возникают новые обсуждения. Сегодня я попробую все таки разобраться насколько реально существующие дроны готовы совершать быструю доставку, а главное делать это безопасно для окружающих?

Отвечая на вопрос почему это еще не реализовано, нужно рассмотреть сразу несколько сдерживающих факторов, которые не дают дронам стать настоящими курьерами.

Сдерживающие факторы

Технологические ограничения

Несмотря на всю инновационность дронов, в первую очередь успешной организации доставки и ее коммерческой оправданности мешает именно несовершенность технологий. Первая проблема, которую еще предстоит решить это небольшое время работы от одной батареи. В среднем время полета мультикоптера, с установленным подвесом и камерой, при хорошей погоде составляет 15 минут.

Кроме этого существует проблема ограничения полезного веса, который может нести коптер. Например взлетный вес октокоптера DJI S1000+, пожалуй одной из самых мощных и известных, на данный момент, платформ составляет до 11 кг. При этом вам нужно учесть собственный вес платформы 4,4 кг и таких устанавливаемых компонентов, как батарея (в среднем 2-2,5 кг). То есть для груза нам остается около 4-х килограмм. При этом еще не решен вопрос, как безопасно прикрепить груз к платформе не ограничивая при этом визуальный обзор оператору. Возможное решение - полеты на большой высоте с автопилотом по координатам, при котором оператор включается в работу только при взлете или посадке, но тут тоже существуют ограничения дальности полета.

Еще одно техническое ограничение дронов это относительно не большое расстояние, на которое они могут отдаляться от пульта и помехи для радиосигнала или сигнала GPS. Цены на дроны способные нести хоть какой-то груз и при этом отдаляться от пульта хотя бы на 2 км начинаются с 90 000 грн. Кроме стоимости самих дронов, компании желающей заниматься доставкой грузов с их помощью придется заново продумывать всю свою логистику. Нужны будут склады, с точками приема в каждом городе в котором планирует работать компания и как минимум в каждом районе этих городов.

Сейчас всю систему нужно будет проектировать так, чтобы расстояние между складами не превышало те же 5 км, а на каждом складе был достаточный запас батареек и квалифицированного персонала, который сможет снять/прицепить груз, провести диагностику дрона и заменить аккумулятор.

Законодательные ограничения

Хорошо это или плохо, но в Украине нет специального законодательства просто регламентирующего использование дронов, не говоря уже о правилах организации коммерческой доставки и безопасности.

Сейчас владельцы беспилотных летательных аппаратов подчиняются закону о гражданской авиации и соблюдают некоторые из ограничений, предусмотренных государственным регулятором:

  • нельзя подниматься выше 300м;
  • нельзя летать над и возле территории аэропортов, военных и государственных объектов;

Кроме этого некоторые производители сами на уровне программного обеспечения вводят ограничения на места для полетов. Попытавшись взлететь в месте из такого «черного списка» вы даже не сможете поднять ваш дрон в воздух. Так у DJI есть технология Flysafe, а недавно компания объявила о внедрении новой функции geofencing (GEO), которая будет оповещать пилотов дронов в режиме реального времени о ближайших зонах где полеты запрещены или могут вызвать трудности. Такими зонами могут быть стадионы на которых проходят массовые мероприятия, лесные пожары и т.д.

Другие ограничения

Нельзя также забывать и про матушку природу. У большинства дронов открытый корпус или есть вентиляционные отверстия в которые может попасть влага и привести к короткому замыканию, а как следствие и к падению дрона. Что само по себе не безопасно и дорого. Кроме этого еще есть проблема с птицами и другими животными, которые не всегда однозначно реагируют на летательные аппараты и есть даже случаи нападения!

Последней проблемой на пути к созданию коммерчески успешной службы доставки с помощью дронов можно назвать - отсутствие квалифицированного персонала. Я уже говорил, что на складах нужны люди которые смогут отцепить от дрона груз и прицепить новый не повредив себя и дрон. Также из-за высоких нагрузок и постоянной эксплуатации беспилотникам, как и любой технике нужна постоянная диагностика, а иногда и ремонт, с которым точно не справится простой обыватель. Не говоря уже о программировании и разработке самих дронов.

Но эту проблему я поставил в наш список последней, как раз потому что она решается проще всего. Персонал всегда нужно обучать и набирать специалистов, другого пути для создания успешного бизнеса просто нет. Поэтому я не считаю этот фактор сильно тормозящим развитие доставки дронами.

Позитивные факторы

Но не все так плохо в датском королевстве и всегда есть другая сторона медали. Как правило более приятная. Кроме негативных факторов, сдерживающих доставку товаров дронами есть и способствующие этому. И лично мне хочется думать, что они окажутся более сильными и рано или поздно сделают эту мечту не просто реальностью, а частью нашей повседневной жизни.

Скорость доставки

Освоение воздушного пространства при наличии достаточного количества дронов позволяет: во-первых, существенно разгрузить городские дороги убрав с них скутеры/легковушки курьеров и газельки служб доставки, оставив только крупногабаритный транспорт логистических компаний, от которого к сожалею в ближайшее время нам точно не избавится полностью.

А во-вторых, это позволяет значительно уменьшить время доставки за счет возможности лететь по кратчайшему маршруту, не завися от проложенных по земле дорог. А в современном мире время уже ценится на равне с деньгами.

Гуманитарная помощь

Та же возможность ускорить время доставки и не зависеть от построенных или не построенных дорог является важнейшим фактором в вопросе доставки лекарств и другой гуманитарной помощи как в рамках развитых городов, так и для менее развитых стран или самых отдаленных точек нашей планеты.

Своевременная поставка лекарств или еды может спасти сотни жизней или остановить распространение нового вируса. С развитием беспилотных летательных аппаратов работа красного креста и других гуманитарных организаций по всему миру может стать более эффективной. А возможность спасти чью-то жизнь уже стоит того, чтобы развивать технологию.

Полет по координатам

Определенным толчком для развития именно курьерской доставки грузов может быть уже существующая возможность программировать маршрут полета по координатам GPS, так называемый «полет по точкам». Это упрощает процесс управления дронами при большом количестве одновременных доставок, курьерским компаниям не придется нанимать отдельного пилота для каждого дрона и можно будет обойтись меньшим количеством операторов, которые будут включатся в процесс управления только для взлета или посадки дрона.

Вывод

Пока я дописывал эту статью, по миру прокатилась новость, что компания Amazon представила новую версию своего дрона-курьера . Новая версия уже не выглядит, как квадрокоптер. Это что-то среднее между квадрокоптером и самолетом. Но компания утверждает, что эта модель поможет ей организовать доставку в течении часа.

А это дает надежду на то, что уже в ближайшем будущем сегмент доставки дронами начнет развиваться более активно и точно не остановится.