Справка о пребывании на даче. О регистрации и проживании на даче в летний период

В соответствии с духом и буквой Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением правительства РФ № 307от 23.05.2006) потребитель (комун услуг) доказывает отсутствие по месту проживания, а не присутствие в другом месте. Причем любым документом, в том числе и справкой, выданной садовым кооперативом. А исполнитель (управляющая организация, ЖСК, ТСЖ) может проверить подлинность предоставляемых документов, их полноту и пр. Так является дачная справка основанием для перерасчета или нет? Точку в этом вопросе поставил Минрегионразвития своим письмом № 19197-АД/14 от 05.08.2008 «О порядке применения отдельных положений федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Приведем ту его часть, которая касается этих справок. «Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей определяется в соответствии с разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно пункту 56 Правил документами, подтверждающими временное отсутствие потребителя, могут являться:
копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии; справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Правила содержат открытый перечень документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя. Исполнитель коммунальных услуг вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в выдавшие их организации». Далее дается такое разъяснение: «местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Садоводческий кооператив не относится к указанным в Правилах регистрации местам пребывания, их органы не наделены полномочиями по регистрации граждан по месту их пребывания согласно пунктам 2, 14 Правил регистрации.

Таким образом, справка, выданная председателем садоводческого кооператива, не является документом, подтверждающим временное отсутствие лица, и не может служить основанием для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей» .

Правы были юристы «Квартирного ряда». Выходит, Минрегион лишил дачников права на перерасчет? Не совсем так. Просто теперь за справкой вы должны идти не к председателю садоводства, а в местную администрацию, на территории которой находится дача. Не забудьте: справку нужно заверить печатью и подписью главы администрации!

Извлечение из ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №35 :

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

88. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

92. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

94. Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.
Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.
Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

96. В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 настоящих Правил.

Как видно из процитированного, возможность перерасчета платы за коммунальные услуги не ставится ПРАВИЛАМИ в зависимость от правового статуса того места, где находился отсутствующий гражданин.

Сведения об имуществе гражданина, о статусе этого имущества являются персональной информацией. Обработка персональной информации (накопление, систематизация, хранение) без законного основания или без письменного согласия владельца персональных данных - запрещена.

В законе 66-ФЗ написано, что членами садоводческих объединений могут быть граждане, имеющие участки в пределах товарищества. Вне зависимости от наличия строений на этих участках. Поэтому, можно согласиться с хранением правлением товарищества информации об имуществе членов только в части данных о владении участками (включая характеристики этих участков). Но садоводческое товарищество не является ни БТИ, ни налоговой инспекцией и т.п., поэтому не имеет права обрабатывать персональную информацию о собственности граждан в виде зданий и о характеристиках такой собственности. Тем более принимать решения на основании подобной персональной информации об имуществе гражданина.

Жалобу на председателя товарищества прокурору пишите. В жалобе укажите, что:1) председатель без вашего разрешения накапливает информацию о характеристиках вашем имущества; 2) на основании незаконно полученной персональной информации о вашем имуществе, вольно ее трактуя, отказывает вам в выдаче справки.

ВОПРОС:
Вроде бы . При наличии справки от правления товариществ, кооперативов и т.д. о том что зарегистрированный по месту жительства человек в определенное время проживал на С/О, даче и т.д. подлежит перерасчету по воде, газу, электроэнергии, мусору и т.д. т.е по всем видам коммунальных услуг расчитываемым с человека. До сих пор ни УК ни ГЖУ перерасчетов непроизводят.... только словесные отговорки на счет того что это не узаконено...Куда обращаться за конкретными разъяснениями, что, когда и кто?

Отредактировано:

ОТВЕТ:
О перерасчёте платы за коммунальные услуги

Нередко в Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обращаются горожане с вопросом, должны ли они оплачивать коммунальные услуги за то время, что находились в отпуске на даче или на заграничном курорте, в рабочей командировке и т. д.

Если ответить коротко, то нет. Собственник жилья, наниматель либо иное лицо, пользующееся данным помещением, вправе не оплачивать коммунальные услуги, а исполнитель обязан произвести перерасчет платежей за отдельные виды услуг в соответствии с нормативами потребления. Об этом говорится в пункте 11 статьи 155 Жилищного кодекса России.

Кроме того, российское правительство своим постановлением №307 от 23 мая 2006 года утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг», которые, в свою очередь, устанавливают порядок перерасчета платы за коммунальные услуги. Пункт 54 Правил закрепляет право на перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение, если потребитель отсутствовал в своей квартире более 5 календарных дней подряд. При этом перерасчет будет произведен только по тем видам услуг, для которых в помещении не установлены индивидуальные счетчики.

Из всего вышесказанного следует, что если потребитель отсутствовал в помещении более пяти дней подряд, и следовательно, не пользовался коммунальными услугами, то и оплачивать их он не обязан, а это значит, что исполнитель коммунальных услуг должен скорректировать величину платы, которая была начислена за предыдущий полный период.

Но в пункте 56 Правил говорится следующее: «Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя». Казалось бы, всё предельно просто и понятно. Однако на деле возникает масса вопросов из-за того, что в Правилах не указаны последствия пропуска названного срока, а также, по уважительной ли причине потребитель не подал заявление в месячный срок. К примеру, должен ли исполнитель произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, если потребитель обратился к нему с заявлением по истечении оговоренного в Правилах срока?

Для того, чтобы исполнитель произвел перерасчет платы за коммунальные услуги, должны быть выполнены следующие условия. Потребителю следует подать в адрес исполнителя письменное заявление о перерасчете за определенные виды коммунальных услуг, которыми гражданин не пользовался в период своего отсутствия. По этим видам услуг в квартире потребителя должны отсутствовать индивидуальные счетчики. Факт временного отсутствия потребителя более пяти дней подряд должен подтверждаться документом согласно требованиям пункта 56 Правил. Это могут быть заверенная по месту работы копия командировочного удостоверения; справка о нахождении на лечении в медицинском учреждении; проездные документы; счета за проживание в месте временного пребывания; справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания; справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, либо иные документы, которые подтверждают отсутствие гражданина. При этом исполнитель может проверять подлинность этих документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Таким образом, если все вышеизложенные условия выполнены, исполнитель обязан произвести перерасчет независимо от срока подачи заявления, так как потребитель документально подтверждает факт своего отсутствия, что, в свою очередь, свидетельствует о неоказании ему коммунальных услуг. Из этого следует, что исполнитель не может требовать оплату не оказанных во время отсутствия потребителя услуг в соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ. Это также подтверждается нормами Гражданского кодекса России и нормами закона «О защите прав потребителей в РФ», согласно которым не выполнившая своих обязанностей по договору сторона (а исполнитель в нашем случае и не мог их выполнить, поскольку потребитель отсутствовал) не вправе требовать от другого участника договора исполнения своих обязанностей (то есть, оплаты не предоставленных коммунальных услуг).

Рассмотрением вопросов, касающихся сферы жилищно-коммунальных услуг в городе, занимается Общество защиты прав потребителей. Чаще всего подобные вопросы, исходя из нашей практики, удается разрешить в досудебном порядке.