Смертная казнь и ее виды в настоящее время

Где в мире до сих пор применяют смертную казнь: карта

Современные виды смертной казни:

Газовая камера
Электрический стул
Обезглавливания
Побивание камнями
Повешение
Расстрел
Смертельная инъекция

Смертная казнь в Украине

Россия и смертная казнь

В России, как и у нас, после распада СССР долго шли споры, что же делать со смертной казнью. Последний раз этот вид наказания здесь применили в 1996 году. После этого в РФ ввели мораторий, за это Россию пригласили в Совет Европы.

Смертная казнь в Беларуси

Беларусь – единственное в Европе и на постсоветском пространстве государство, в котором до сих пор действует смертная казнь.

В 1994 году, когда в Беларуси принимали первую Конституцию, депутаты не решились забрать пункт о смертной казни. Кстати, в законе в то время не было альтернативы для строгого наказания, пожизненное заключение появилось в Беларуси в 1995 году. Еще через год Лукашенко провел свой знаменитый референдум. Чтобы скрыть, что основная цель референдума – узурпация власти, среди вопросов был вопрос о частной собственности на землю и собственно про смертную казнь. По результатам, более 80% опрошенных вроде высказались против отмены смертной казни.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Китая, публичные казни запрещены. Однако многочисленные видео в сети доказывают обратное. Похоже, в Китае с профилактической целью таки проводят публичные казни.

Смертная казнь в США

В стране, которая, казалось бы, является образцом демократии, смертная казнь применяется в 38 штатах! Здесь чаще всего применяют смертельную инъекцию или электрический стул. Заключенный имеет право заказать любое блюдо перед казнью.


Это заказ перед смертной казнью в США

Материал +18

С мертной казнью называют высшую меру наказания. История смертной казни начинается с возникновения самой первой формы государственности. Но если в раннефеодальном обществе смертная казнь была достаточно редким явлением, то со временем такое наказание постепенно развивалось.

Четвертование. 15 в. Вытягивание кишок. 1400-1450 гг.

Так, в Средневековье смертная казнь применялась не только в случае тяжких преступлений (убийство или разбой), но и за религиозные взгляды, считавшимися вне закона, – колдовство, например.

Хотя казнь на смерть применялась и в рядовых ситуациях с мелкими проступками – мелкая кража.

Такая форма наказания намеренно исполнялась публично, нередко казнили с предварительными пытками, например, существовали казни:

  • через четвертование;
  • колесование;
  • вытягивание кишок;
  • сожжение;
  • посажение на кол;
  • сваривание в кипящем масле;
  • закапывание живьем.

Публичные казни использовались для устрашения, чтобы другим неповадно было нарушать законы.

В уже упомянутые Средние века казнь могла быть использована не только государственным судом, но и по отношению к своим крепостным.

Вольтер подсчитал, что в средневековой Европе за одно только колдовство сожгли более 100 000 человек.

Жестокость пыток с последующей казнью меняется к XVII-XVIII векам. В эти времена английские законы предусматривали 140 составов преступлений, за которые могли казнить, во Франции их было чуть меньше – 115.

Просветители сделали все возможное, чтобы уже к концу XVIII века казнь изменилась в своей форме.

Так, например, 1786 году, в Тоскане, официально отменили смертную казнь.

В Австрии сделали тот же шаг в 1788 году, хотя через время опять восстановили. Все-таки подвижки были – теперь казни применялись непублично, отменяют отдельные виды пыток.

Последняя казнь за колдовство через сожжение была применена в 1775 году в Германии.

В Англии постепенно уменьшается перечень преступлений, за которые казнили смертью.

В 1874 году, если в Англии человека видели в окружении цыган в течение месяца, к нему применяли смертную казнь.

В русском законодательстве смертная казнь применялась за кражу, которую совершили в третий раз. Это описано в Двинской уставной грамоте (1398 г.). Псковская судная грамота (1467 г.) расширила перечень преступлений до казнокрадства, поджогов, воровства в церкви, государственной измены.

Воинские артикулы предполагали смертную казнь в 123 случаях. Казнь осуществлялась через:

  • сожжение,
  • повешение,
  • отсечение головы,
  • заливание расплавленного металла в горло,
  • четвертование,
  • посажение на кол,
  • колесование, закапывание по плечи в землю.

Отказ от смертной казни попыталась осуществить Елизавета, дочь Петра I. Она издала законы, согласно которым смертный приговор не исполнялся, а представлялся в Сенат (1743, 1744 гг.).

Традиционная смертная казнь в основном заменялась на политическую через клеймение, рвание ноздрей или вечную ссылку в каторгу.

Несмотря на все указы и законы, смертная казнь все равно осуществлялась. В частности, вследствие пугачевского восстания было казнено около 20 тысяч.

Свод законов Российской Империи 1832 году предусматривал высшую меру наказания за:

  • политическое преступление,
  • нарушение карантинных правил,
  • воинское преступление.

К XIX веку такая мера наказания практически не использовалась. В ходе революции (1905 – 1907 гг.) ее применение на время восстановилось, но решение принимали внесудебные органы, такие как военно-полевые суды или главнокомандующие.


С. А. Кириллов. «Степан Разин»

В 1917 году ее восстановили за убийство, измену, разбой, но только на фронте. При Советском режиме применялись расстрелы, но только в отдельные периоды. Самая широкая практика была развернута в 30ые года за контрреволюционные преступления, но на протяжении всего времени существования Союза высшая мера наказания считалась «временной».

Полную отмену смертной казни ввели Эквадор (1906 г.) и Уругвай (1907 г.). К концу 80ых такое же решение приняли еще 30 стран.

К концу 1995 года смертный приговор отменен в 72 странах, в 30 других ее признали де-факто, но 90 стран сохранили казнь как меру наказания.

Несмотря на общемировую тенденцию отказа от такого приговора, история смертной казни на этом не завершается. Некоторые штаты США наоборот – восстанавливают казнь, а в таких странах как Саудовская Аравия, Корея, Китай эта мера наказания расширяет сферы своего применения.

Главной новостью сегодняшнего дня несомненно стал расстрел министра обороны КНДР по обвинению в государственной измене. Министра расстреляли в военном училище из зенитного орудия. В этой связи хотелось бы вспомнить о том, какие виды смертной казни существуют на сегодняшний день в мире.

Смертная казнь - лишение человека жизни от имении государства, от имени власти, от имени церкви или веры - высшая мера наказания, которая на сегодняшний день является запрещённой во многих странах мира. А там, где она разрешена - применяется лишь за чрезвычайно тяжкие преступления. Хотя существуют страны (например Китай), где смертная казнь до сих применяется достаточно широко за гораздо меньшие правонарушения, такие как: взяточничество, сутенёрство, подделка денежных знаков, сокрытие налогов, браконьерство и другие.

В российской и советской юридической практике для обозначения смертной казни в разное время использовались эвфемизмы «высшая мера социальной защиты», «высшая мера наказания», а в более поздние времена «исключительная мера наказания», так как официально считалось, что смертная казнь в СССР как мера наказания не практикуется, но применяется в виде исключения как наказание за особо тяжкие общеуголовные и государственные преступления.

На сегодняшний день в мире наиболее распространены 6 различных видов смертной казни.

1. Расстрел.

Вид смертной казни, при котором умерщвление достигается с помощью огнестрельного оружия. На данный момент самый распространённый из всех остальных методов.

Расстрел производится, как правило, из ружей или винтовок, реже из другого ручного огнестрельного оружия. Количество стрелков обычно от 4 до 12, но может быть разным, по ситуации. Иногда для облегчения совести смешивают боевые патроны с холостыми. Таким образом никто из стрелков не знает, был ли именно он тем, кто произвёл смертельный выстрел.

Согласно законодательству Российской Федерации расстрел является единственной формой смертной казни. Хотя законодательно смертная казнь у нас в стране не отменена, соблюдается лишь мораторий на неё, вызванный международными обязательствами, связанными со вступлением России в ПАСЕ. Реального приведения смертного приговора в исполнения не было с 1996 года.

В Белоруссии расстрел является также единственным методом исполнения смертной казни.

До 1987 года расстрел был официальным методом исполнения смертной казни в ГДР.

В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в одном штате - Оклахоме; кроме того, теоретически могут быть расстреляны 3 человека, приговорённые к смертной казни в штате Юта до законодательной отмены здесь расстрела, так как данный закон не имеет обратной силы.

В Китае, где на сегодняшний день приводится в исполнение наибольшее число смертных приговоров, стреляют в затылок из автомата стоящему на коленях осуждённому. Власти периодически устраивают публичные показательные расстрелы осуждённых государственных чиновников-взяточников.

Сегодня повешение в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 18 стран.

2. Повешение.

Вид смертной казни, заключающийся в удушении петлёй под воздействием тяжести тела.

Впервые убийство через повешение использовали древние кельты, принося человеческие жертвоприношения воздушному богу Езусу. О казни через повешение упоминает Сервантес в XVII веке.

В России повешение практиковалось в имперский период (например казнь декабристов, «столыпинские галстуки» и т. д.) и противоборствующими сторонами в годы гражданской войны.

Позднее повешение практиковалось в короткий период военного времени и первых послевоенных годов в отношении военных преступников и сотрудничавших с нацистами лиц. На Нюрнбергском процессе к смертной казни через повешение были приговорены 12 высших руководителей Третьего Рейха.

В наши дни американским правосудием был устроен показательный процесс лишения жизни Садама Хуссейна сэелементами реалити шоу, когда казнь транслировалась по многим ТВ каналам мира, что было неоднозначно оценено сообществом специалистов права.

Бывают осечки. В наше время, когда технология повешения «отработана», такое возможно. Когда в 1944 г. в Японии повесили советского разведчика Рихарда Зорге, медицинский протокол, составленный тюремным врачом, зафиксировал, что после того, как его сняли с виселицы, сердце его билось еще 8 минут (в разных источниках указывается время больше). Еще пример. 16 ноября 1981 г. в Кувейте повесили строительного рабочего из Таиланда, но умер он только через 9 минут после падения в люк, потому что, как было сказано в медицинском заключении, его вес был недостаточным, чтобы произошел перелом позвоночника.

Сегодня повешение в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 19 стран.

3. Смертельная инъекция.

Способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов. Один из самых мучительных способов, ибо в зависимости от организма, состава яда смерть может наступить даже в течении 10-20 минут. Наказуемый подвершается мучительному процессу лишения жизни.

Применяемый в конце XX - начале XXI века способ был разработан в 1977 году судмедэкспертом Джеем Чапмэном и одобрен Стенли Дойчем. Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены две трубки. Сначала приговорённому вводится препарат тиопентал натрия - обычно он используется (в меньшей дозе) для анестезии при операциях. Затем через трубки вводятся павулон, который парализует дыхательную мускулатуру, и хлорид калия, который приводит к остановке сердца. Техас и Оклахома вскоре приняли законы, разрешающие применение такой комбинации; первое применение произошло в Техасе в конце 1982 года. Вслед за ними сходные законы были приняты еще в 34 штатах США.

Смерть наступает в период от 5 до 18 минут после начала казни. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.

Сегодня смертельная инъекция в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 4 страны.

4. Электрический стул.

Приспособление, с помощью которого в некоторых штатах США приводятся в исполнение смертные приговоры с эелементами понимания правосудия средневековья - избранная публика может присутсвовать и с соседнего помещения наблюдать за процессом лишения жизни.

Электрический стул представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги - в специальных зажимах ножек кресла. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменный ток с напряжением порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А.

Электрический стул был впервые использован в США 6 августа 1890 года в Обернской тюрьме штата Нью-Йорк. Уильям Кеммлер, убийца, стал первым человеком, казнённым таким образом. В настоящее время может быть применен в семи штатах - в Алабаме, Флориде, Южной Каролине, Кентукки, Теннесси и Виргинии по выбору осуждённого наряду со смертельной инъекцией, причём в Кентукки и Теннесси право выбрать использование электрического стула имеют лишь совершившие преступление ранее определённой даты.

Сегодня электрический стул в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют только в США.

5. Обезглавливание.

Физическое отделение головы от тела, совершается при помощи специального инструмента - гильотины или рубяще-режущих орудий - топора, меча, ножа.

Казалось бы, обезглавливание, как разновидность казни, давно кануло в лету, однако еще в первой половине 60-х годов XX века оно применялось в ГДР, потом, в 1966 году, единственная гильотина сломалась и преступников стали расстреливать. Этот вид казни долгое время был в силе во Франции.

В 1997 году во всем мире были обезглавлены примерно 125 человек.

Обезглавливание безусловно приводит к смерти мозга в результате резко прогрессирующей ишемии. Смерть мозга наступает в течение нескольких минут после отделения головы от тела. Рассказы о том, что голова смотрела на палача, узнавала своё имя и даже пыталась говорить, являются, с точки зрения нейрофизиологии, сильно преувеличенными. Голова теряет сознание через 300 миллисекунд после отсечения и необратимо останавливается почти вся высшая нервная деятельность, в том числе способность чувствовать боль. Некоторые рефлексы и судороги мышц лица могут продолжаться ещё несколько минут.

На сегодняшний день 10 стран в мире имеют законы, разрешающие обезглавливание в качестве смертной казни, однако, достоверные сведения об их применении существуют только в отношении Саудовской Аравии. Большинство обезглавливаний в наши дни совершались в юрисдикциях, подчинённых исламскому шариату, воинствующими исламистами в горячих точках, а также военизированными организациями и наркокартелями в Колумбии и Мексике.

В наши дни показательные (не редко - массовые) убийства людей в интернете демонстрируют бойцы ИСИС. Это становиться актуальностью Западного мира. Как известно, то головы отрезались и советским солдатам в Афганистане, а также Российским солдатам в Чеченской войне.

6. Побиение камнями.

Вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям.

В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира.

В ряде СМИ сообщалось о казни в Сомали 27 октября 2008 года девочки-подростка по решению исламистского суда после того, как по дороге из родного города Кисмайо к родственникам в Могадишо её предположительно изнасиловали трое мужчин. Согласно Amnesty International, осуждённой было всего тринадцать лет. В то же время канал BBC отмечал, что присутствовавшие при исполнении приговора журналисты оценили её возраст в 23 года, а осуждение 13-летней девочки за прелюбодеяние противоречило бы нормам исламского права.

16 января 2015 года было сообщено о побиении камнями боевиками организации Исламское государство Ирака и Леванта в захваченном ими иракском городе Мосул женщины, обвинёной в прелюбодеянии.

************************

Сегодня смертная казнь в мире вызывает у людей противоречивые чувства. Есть у неё как «поклонники», так и противники. У каждой стороны имеются свои доводы - зачастую весьма убедительные. В тех относительно демократических странах, где смертная казнь применяется, против неё проходят демонстрации протеста. В то же время известно, что более двух третей стран мира либо законодательным путём отменили смертную казнь, либо не применяют её. Недавно правозащитная организация «Amnesty International» опубликовала данные о смертной казни, свидетельствующие о том, что в 2012 году была возобновлена смертная казнь в Гамбии, Индии, Японии и Пакистане. Отмечен и резкий рост казней в Ираке в 2012 году по сравнению с 2011-м. Вместе с тем общее число смертных казней в последнем десятилетии снижается.

Австралийский канал «Эс-би-эс», ссылаясь на данные «Amnesty International», отмечает, что в прошлом году в 21 стране было казнёно 682 человека, что на 2 человека больше, чем в предыдущем году. При этом в 2012 году число людей, приговорённых к смерти, снизилось на 10% - до 1722 человек (в 58 странах). В 2011 году к смерти было приговорено 1923 человека в 63 странах.

В материале отмечается значительное снижение количества казней по сравнению с их числом десятилетие назад.

Однако цифры не включают в себя тысячи людей, которые, как считает «Amnesty International», были казнены в КНР: там подобные показатели - государственная тайна.

Каждый год одни и те же страны входят в список «Amnesty International». Выделяется восьмёрка стран, где имеет место наибольшее число казней. В 2012 году в эту восьмёрку, пишет SBS, включены:

1. Китай. Это государство засекретило количество смертных казней. «Amnesty International», опираясь в своём мнении на надёжные источники, на сведения правозащитных организаций, оценивает общее число казней в Поднебесной более чем в тысячу: то есть в КНР казнят больше людей, чем в остальных странах мира, вместе взятых. Смертная казнь в КНР применяется за преступления, связанные с наркотиками, а также за экономические преступления.
2. Иран в 2012 году занял второе место в мире по числу казней. В основном там казнят за преступления, связанные с наркотиками. Отмечается также, что в июне прошлого года в ИРИ были казнены четыре человека за такое «преступление», как «вражда к богу и коррупция на земле». Смертная казнь применялась и к тем людям, которые были повинны в «прелюбодеянии», «содомии» и в религиозном преступлении, именуемом «отступничеством».
3. Ирак почти удвоил число смертных казней по сравнению с предыдущим годом.
4. Саудовская Аравия часто казнит людей публично - через обезглавливание. Обвиняемых здесь редко представляют адвокаты (даже формально), и их могут содержать под стражей на протяжении нескольких недель - на основе «признаний», полученных под пытками. Преступления, караемые смертной казнью, в Саудовской Аравии включают «колдовство» и грабёж в «отягчающей» форме.

На Иран, Ирак и Саудовскую Аравию, отмечает «Эс-би-эс», в 2012 году совокупно пришлось три четверти подтверждённых казней.
5. США . В этом государстве Коннектикут стал 17-м штатом, отменившим смертную казнь. Это было вызвано опасениями по поводу дискриминационного применения смертной казни, а также из-за вероятности вынесения ошибочных приговоров. 6. В Йемене были казнены два человека за преступления, совершённые ими до 18 лет.
7. Северная Корея. В этом государстве казни осуществляются как публично, так и тайно. Смертные приговоры могут быть вынесены за преступления, которые не караются смертной казнью согласно северокорейскому законодательству.
8. Судан, по имеющимся сведениям, применяет смертную казнь как средство против реальных или предполагаемых активистов оппозиции.

Подытожим. В тройку «лидеров» по числу смертных казней в 2012 году входят Китай, Иран и Ирак, причём последний почти удвоил число смертных казней по сравнению с предыдущим годом. Пятое место по числу казней в мире занимают Соединённые Штаты. Общее количество смертных казней во всём мире в последнее десятилетие уменьшается.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
- специально для topwar.ru

Смертная казнь - приведение в исполнение приговора к высшей мере наказания, вынесенного судом подсудимому за преступление, для которого такая мера наказания предусмотрена законом. МА осуждает смертную казнь во всех случаях без исключения как нарушение права на жизнь, провозглашенного во Всеобщей декларации прав человека. Смертная казнь - это преднамеренное и хладнокровное убийство человека государством во имя правосудия. Смертная казнь - это самая крайняя форма жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство наказания из всех возможных. Есть и другие причины для запрета смертной казни. Если допущена ошибка, исправить ее уже нельзя. В истории было казнено множество невинных людей. Этот вид наказания применяется непропорционально часто в отношении представителей бедных слоев населения, а также членов расовых и этнических меньшинств. До сих пор не доказано, что смертная казнь сдерживает преступность эффективнее, чем другие виды наказаний. Когда организация впервые осудила смертную казнь, еще не было международных инструментов, которые бы однозначно призывали к запрету этого вида наказания. С тех пор были разработаны три международных соглашения, предусматривающих запрет смертной казни: Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающий отмену смертной

казни (принят Советом Европы в 1983 году); Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (принят Генеральной Ассамблеей

ООН в 1989 году); Протокол к Американской конвенции о правах человека, касающийся отмены смертной казни (принят Генеральной

Ассамблеей Организации американских государств в 1990 году). В начале XX века лишь три государства полностью запретили смертную казнь за все виды преступлений. Сегодня, спустя сто лет, больше половины стран мира ввели запрет на смертную казнь де-юре либо де-факто. В последние 10 лет каждый год, в среднем, по три государства вводило запрет на смертную казнь в национальное законодательство либо, если такой запрет уже существовал в случае обычных преступлений, распространяли его на все виды преступлений. Эта тенденция отражает понимание того, что существуют альтернативы смертной казни как виду наказания и что они не требуют убийства человека государством. Движение осуждает экстрадицию в тех случаях, когда лицу, выдачи которого добивается государство, может грозить смертная казнь. Однако МА не стремится воспрепятствовать правосудию. Единственное, о чем заботится организация -это отмена смертного приговора. В ряде случаев МА может обратиться к правительству государства, от которого требуют выдачи того или иного лица, с просьбой получить у требующего государства гарантии того, что смертный приговор не будет вынесен. МА в таких случаях добивается того, чтобы гражданина не выдавали без предварительного получения гарантий выполнения этого условия. См. также отказ от экстрадиции, расовая дискриминация и внесудебные казни.

В странах капитала С. к. находит широкое применение. В период империализма с усилением политической реакции и репрессий против трудящихся масс в буржуазных странах большое распространение получило открытое или замаскированное применение С. к. Особенно изуверской является С. к. на электрическом стуле, получившая широкое распространение в США. С другой стороны судебный порядок С. к. все больше вытесняется внесудебной казнью в форме белого террора (расстрел демонстрантов и забастовщиков, расстрелы под предлогом «побега» из-под стражи, прямые убийства из-за угла и т. д.).

В то время как в буржуазных государствах все более усиливается террористический характер уголовной репрессии и, в частности, все более расширяется область применения С. к., в 1947 г. в СССР была отменена С. к., что показало всему миру пример подлинно социалистического гуманизма. В Указе Президиума Верховного Совета СССР 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни» говорилось: «Историческая победа советского народа над врагом показала не только возросшую мощь Советского государства, но и прежде всего исключительную преданность Советской родине и Советскому Правительству всего населения Советского Союза». Идя навстречу пожеланиям профессиональных союзов рабочих и служащих и других авторитетных организаций, выражающих мнение широких общественных кругов, Президиум Верховного Совета СССР постановил отменить в мирное время С. к., установленную действующими в СССР законами.

Борясь за воплощение высоких идей гуманности во всем мире, СССР выступил в Организации Объединенных Наций в 1948 г. с предложением об отмене С. к. Предложение это было отклонено под различными лицемерными предлогами реакционным блоком делегаций буржуазных стран, обнаруживших тем самым стремление сохранить наиболее террористическую меру подавления сопротивления трудящихся.

Неослабные попытки проведения диверсионно-под-рывной и шпионской деятельности в СССР со стороны империалистических разведок потребовали применения самого сурового наказания в отношении вражеских агентов – врагов советского народа. Учитывая поступившие заявления от национальных республик, от профсоюзов, крестьянских организаций, а также от деятелей культуры о необходимости внести изменения в Указ об отмене С. к. с тем, чтобы он не распространялся на изменников родины, шпионов и подрывников-диверсантов, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 12 января 1950 г. постановил, в виде изъятия из Указа от 26 мая 1947 г.. допустить применение С. к. как высшей меры наказания в мирное время к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

· индекс )


Смертная казнь (Poena capitis, Todesstrafe, peine de mort, capital punishment, pene di morte) - тягчайшее наказание, состоящее в насильственном лишении жизни. От убийства С. казнь отличается тем, что она совершается не по произвольному усмотрению частного лица, а по велению общегосударственной власти, т. е. на основании приговора, постановляемого носителями этой власти или же особо учрежденными для того органами ее (народоправителями, народными собраниями, первосвященниками, судьями). По понятиям новейшего времени, объектом С. казни может быть только преступник, т. е. человек, изобличенный в преступном деянии; но у большинства древних и в особенности у средневековых народов животные считались также ответственными за свои действия и подвергались, наравне с людьми, следствию, суду и С. казни. Так, напр., в 1474 г., в Швейцарии обвинили, приговорили к смерти и сожгли на костре петуха, за колдовство. Исполнение С. казни в настоящее время поручается специально назначаемым для того лицам, так называемым палачам; но в древности эту обязанность принимали на себя первосвященники (понтифекс максимус в Риме), цари азиатских монархий, римские консулы и трибуны, а у евреев - царские отроки, военные сановники, обвинитель и свидетели, родственники убитого, иногда вообще народ. Точно так же и в средневековой Европе С. казнь совершало само общество, в лице своих представителей, а иногда один из судей или родственник убитого или убийцы. По политическим делам Иван Грозный нередко поручал приведение в исполнение смертных приговоров своим приближенным (князь Черкасский, Малюта-Скуратов, князь М. Темрюкович). При Петре Велик. князь Ромодановский, кн. Голицын, Меншиков не гнушались рубить головы бунтарям-стрельцам, да и сам царь собственноручно казнил в Преображенском пятерых стрельцов. Еще долго после Петра в России сохранялся обычай приглашать или брать насильно на помощь палачу кого-либо из публики, пока, наконец, в 1768 г. повелено было назначать для совершения казни тяжких преступников. Способы С. казни весьма многочисленны и разнообразны. По степени их жестокости, различают простую С. казнь от квалифицированной, т. е. отягченной. В настоящее время законодательства цивилизованных народов допускают исключительно одну простую С. казнь, которая в большинстве государств совершается либо чрез отсечение головы посредством топора, меча, гильотины (Германия, Франция), либо чрез повешение на виселице (Россия, Англия, Австрия, Сев.-Американские Шт.).В Испании сохранился обычай казнить преступников чрез удавление (гаротта); Сербия ввела у себя расстреляние. Последнее наказание применяется, впрочем, и во всей Европе во всех тех случаях, когда смертные приговоры постановляются военными судами и на основании воинских уставов. Стремясь сделать С. казнь менее мучительной и по возможности моментальной, правительства некоторых Северо-Американских Штатов допускали за последнее время производство казней посредством сильного электрического тока, но опыты эти не увенчались успехом. Из числа квалифицированных С. казней во все времена и почти у всех народов наиболее распространено было сожжение. Этот способ казни известен был грекам и римлянам, а в средневековой Европе считался специальным наказанием за все те преступлении, которые подсудны были духовным судам. Особенной жестокостью отличались колесование, четвертование, кипячение в масле, в воде, в вине, иногда на медленном огне. Излюбленное греками и римлянами по своей мучительной продолжительности распятие или повешение на кресте было отвергнуто всеми христианскими народами по благочестивому воспоминанию о крестной смерти Христа Спасителя. Не менее жестоко распространенное и по настоящее время на азиатском Востоке сажание на кол, так как смерть казнимого наступает иногда лишь по истечении целых суток и более. Всех видов С. казни нет возможности перечислить: человеческая фантазия с особой изобретательностью измышляла способы комбинирования различных казней и отягчения их новыми истязаниями. Так, в 1610 г. перед четвертованием Равальяка (убийцы короля Генриха IV) ему жгли правую руку серным огнем, рвали в разных местах щипцами тело, вливали в раны расплавленный свинец, горячее масло, серу и т. п. В 1757 г., когда Дамиен сделал покушение на жизнь Людовика XV, судьи, прежде чем определить преступнику род смерти, повсеместно собирали сведения о том, какие из практиковавшихся в то время во Франции пыток считались самыми жестокими. В России Уложение 1649 г. санкционировало три вида квалифицированной С. казни: сожжение, залитие горла расплавленным металлом и закопание живого в землю; но кроме того, как до царя Алексея Михайловича, так и после него были также в употреблении колесование, четвертование и сажание на кол. Долее всего у нас продержалось засечение до смерти кнутом или шпицрутенами. По новейшим законодательствам, смертная казнь обыкновенно соединяется с лишением чести, а в России - с лишением всех прав состояния. В средние века, для вящего опозорения, осужденных вешали вместе с двумя собаками или волками, перед казнью водили по улицам в шутовском наряде или верхом на осле, подвергали заушению от руки палача, выставляли у позорного столба с наложением железного ошейника (carcan et pilory). Как в древности, так и в средние века С. казнь совершалась всенародно, в центре города, на лобном месте. Для привлечения зрителей рассылали глашатаев и трубачей или же звонили в колокола, как это практиковалось в Испании во времена инквизиции и в России в царствование Ивана Грозного. Вообще казнь считалась народным торжеством; как отдача преступников на растерзание диким зверям в языческом Риме, так и сожжение еретиков в католической Испании назначались в определенные дни, для ознаменования радостных государственных событий. Публичность С. казни продержалась почти до последнего времени; европейские законодатели медленно проникались убеждением во вредном влиянии публичных казней на народные нравы. Сначала была отменена лишь торжественная обстановка, окружавшая эшафот, и для исполнения казни стали назначать наиболее глухие места и по возможности ранние часы дня, затем в самое последнее время, в большей части европейских государств изданы законы, по которым С. казнь подлежит исполнению внутри тюремной ограды. Во Франции, Греции и Испании С. казнь и поныне совершается публично. В России с 1881 г. С. казнь исполняется в пределах тюремной ограды, а если это невозможно - в другом, указанном губернатором месте, удовлетворяющем условию непубличности. При исполнении С. приговора по нашему закону должны находиться: лицо прокурорского надзора, начальник местной полиции, секретарь суда, врач, а в тюрьме - и ее смотритель. Кроме того разрешается присутствовать защитнику и десяти лицам, по приглашению городского управления. Перед казнью прочитывается приговор, а о совершении ее составляется протокол. В праздничные и воскресные дни С. казнь не может быть назначена. В случае болезни осужденных, приведение приговора в исполнение отлагается до их выздоровления, а для женщин беременных - до истечения 40 дней после родов.

В зачаточной форме С. казнь существовала в виде кровной мести (см. Месть). Впоследствии, когда сложилась и окрепла общегосударственная власть, право частных лиц мстить кровью за кровь всецело перешло в руки правительственных органов, и таким образом, с течением времени в сознании народном выработалось и укрепилось понятие о праве государства наказывать смертью нарушителей личных или имущественных прав граждан. Будучи заменой мести, С. казнь в течение многих веков и почти вплоть до XIX столетия имела скорее характер жестокого мщения, чем справедливого воздаяния, и поражала виновных как в тягчайших преступлениях, так и в незначительных поступках. По уголовному кодексу императора Феодосия, помимо других видов С. казни, отсечение головы определялось, как специальное наказание, в 80 случаях. В Германии, по уложению Карла V (Каролина), к числу 44 преступлений, находившихся под угрозою смертной казни, наряду с убийством были отнесены кража свыше 5 дукатов, простая третья кража на любую сумму, мошенничество и т. п. Почти такой же жестокостью отличалось прусское земское уложение 1794 г. Во Франции, перед революцией, насчитывалось 115 преступлений, за которые закон грозил смертью. Это наказание назначалось, между прочим, за растрату сборщиком податей более 3000 ливров, за приготовление к убийству, за некоторые подлоги, за напечатание книг без надлежащего разрешения, за кражу со взломом в домах, за дуэль, за небрежное ведение корабельного журнала и т. д. В Англии, где количество случаев, когда применялась С. казнь, было еще больше, даже в начале XIX столетия по закону подлежали наказанию смертью виновные в лесной порубке, в злонамеренном изувеченье животных, в краже на сумму не менее сорока шиллингов, в злостном банкротстве. В уложении царя Алексея Михайловича С. казнью угрожается в 60 случаях, а в воинском уставе Петра Великого - в 200-х артикулах, за такие, между прочим, незначительные проступки, как курение и продажа табака (улож. 1649 г.) или же медленность в почтовой гоньбе и порубка заповедного дуба (законы Петра). С особой жестокостью средневековая Европа преследовала преступления против государства, религии и нравственности, к числу которых отнесены были и деяния, ничего общего с названными правонарушениями не имеющие. Так, напр., в Англии при Генрихе VIII карались смертью, как оскорбление величества, обрезывание монеты и поджог дома с целью кражи, а по законам французским - ношение оружии не на службе, отказ платить налоги, оскорбление судьи при исполнении им обязанностей службы и т. д. Преобладающее значение, которого достигла духовная власть в средние века, отразилось в чрезвычайном увеличении караемых смертью преступлений против религии. Сюда были отнесены: богохульство, оскорбление святыни, прервание богослужения, ересь, вероотступничество, святотатство, колдовство и даже лжеприсяга. Тем же преобладанием духовенства обясняется, почему в средние века почти не было таких преступлений против нравственности, которые бы не наказывались смертью. Наравне с изнасилователями смертной казни подлежали кровосмесители, прелюбодеи, педерасты, проститутки, сводни и т. д. При таких условиих число казненных достигало в средние века и в XVII-м стол. ужасающих размеров. Самыми кровавыми были казни альбигойцев, еретиков, испанских мавров и евреев, французских и нидерландских протестантов. 16-го февраля 1568 г. инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов, за исключением поименно указанных, а на основании этого приговора казнено было 25000 человек. В тех же Нидерландах суды Карла V казнили около ста тысяч еретиков. Громадно было также число казненных за волшебство, колдовство и черную магию, в особенности в Германии. Два суда, бамбергский и цейльский, с 1625 по 1630 г. казнили за колдовство 900 чел.; епископ бамбергский в течение десяти лет сжег 600 чел., епископ вюрцбургский, в то же время - 900 чел.; в графстве Нейсе с 1640 по 1651 г. погибло на костре около 1000 чел. Известный германский криминалист Карпцов, по собственному заявлению, в течение своей судейской практики подписал по религиозным и иным делам до 20000 С. приговоров. В XVI ст. в Англии казнено было при Генрихе VIII 72000, при Елизавете - свыше 89000 чел. В России, при Алексее Михайловиче, за подделку монеты подверглись смертной казни 7000 чел.

Начало продолжающихся и поныне протестов и борьбы против смертной казни должно быть отнесено к первым векам христианства. Блаж. Августин и Тертуллиан в сочинениях своих энергично восставали против С. казни, доказывая ее несправедливость и нецелесообразность. Во времена Феодосия Великого христианские монахи нередко силой освобождали осужденных на смерть преступников. Заглушенная в средние века мысль о несовместимости С. казни с духом христианства нашла в XVI веке убежденного сторонника в религиозном мыслителе Социне, благодаря проповедям которого в Швейцарии, Германии и Польше образовалась секта, не признававшая за государством права карать преступления С. казнью. В Англии, в XVII стол., также явились религиозные секты, которые отвергали С. казнь. Основатель штата Пенсильвании, квакер Вильям Пен, в 1681 г., в изданных для основанной им колонии законах, сохранил С. казнь только за предумышленное убийство. Умственное движение, охватившее в XVIII в. Зап. Европу, способствовало дальнейшему развитию пропаганды, направленной против С. казни. Уже Монтескье и некоторые другие мыслители того времени восставали против жестокостей средневекового судопроизводства, но прочное начало научной разработке вопроса о С. казни положено было появившимся в 1764 г. известным сочинением Беккарии: «Dei delitti e delle pene». Будучи противником смертной казни, которую он допускал только в виде исключения во времена революции и анархии, Беккария по справедливости считается родоначальником богатой литературы этого вопроса, над разработкой которого - по исчислению Гецеля - с 1764 по 1869 г. потрудилось 519 авторов, из числа которых 331 высказались против смертной казни, а 188-за ее сохранение. Хотя за последнее тридцатилетие ряды противников С. казни еще более усилились и сторонники ее в настоящее время находятся в меньшинстве, тем не менее этот вопрос не может считаться окончательно разрешенным в науке. К числу выдающихся противников С. казни принадлежат: в Германии - Миттермайер, Гефтер, Кестлин, Бернер, Гольцендорф, Шварц; во Франции и Бельгии - Люка, Беранже, Гизо, Эли, Гаус, Ниппельс, Ортолан; в Англии - Вульрух, Даймонд; в Италии - Манчини, Kappapa, Эллеро, Канонико; в Швеции - Оливекрона; в России - Кистяковский, Неклюдов, Спасович, Таганцев, Фойницкий. В рядах сторонников С. казни оказываются: в Германии - Гейб, Гельшнер, Аббег, Кант, Гегель; во Франции - Росси, Тиссо, Жоли, Требюсьен; в Англии - Дж. Ст. Милль; в России - Баршев, Лохвицкий; в Италии - Ломброзо, Гарофало. Как временную меру, допускают С. казнь Лист - в Германии, Тард - во Франции. Спорный вопрос о допустимости С. казни не получил до сих пор окончательного разрешения и на почве практической. Начиная с конца XVIII в., во всех цивилизованных странах наблюдается постоянное и систематическое ограничение области применения С. казни. Общее смягчение европейских нравов, вызванное просветительной деятельностью философов-гуманистов, оказало благотворное влияние на практику уголовных судов, которые, еще задолго до отмены кровавых средневековых законов, сначала ограничили, путем анализа и логического толкования, круг так назыв. религиозных преступлений, а затем совершенно перестали применять С. казнь за преступления против нравственности и против собственности, а также за иные мелкие проступки. Хотя в Испании жестокие средневековые законы и инквизиция, сжигавшая в XV стол. не менее 2000 еретиков и колдунов ежегодно, просуществовали до начала XIX в., но уже в течение всей второй половины XVIII в. за религиозные преступления возведено было на костер всего только 14 чел., а с 1783 г. в летописях испанских судов не значится более ни одной подобной казни. Одновременно с этим в Англии, где за воровство на сумму не менее 40 шиллингов по закону все еще полагалась С. казнь, присяжные никогда не оценяли краденое свыше 39 шилл. и таким образом фактически отменили С. казнь за простую кражу. Точно так же и в Германии большей частью судов оставлялся без исполнения закон, определявший С. казнь за более значительный кражи. Что касается законодательств, то они только медленно и не всегда бесповоротно поддавались общему течению, благоприятствовавшему отмене С. казни. Сначала аболиционистское движение, казалось, охватило большинство европейских правительств: в Пруссии в 1791 г. было приготовлено к обнародованию составленное в новом духе угол. уложение, а в Тоскане и в Австрии С. казнь была даже совершенно отменена (в первой - в 1786 г., во второй - в 1788 г.). Вскоре, однако, под влиянием наступившей реакции С. казнь снова была введена, в Тоскане - в 1790 г., в Австрии - в 1795 г. По той же причине в Пруссии либеральный проект 1791 г. был заменен грозным земским уложением 1794 г., допускавшим С. казнь в 41 случае. Французский кодекс 1810 г. назначал ее за 38 разных преступлений. Жестокие средневековые законы Англии оставались почти без изменений до 30-х гг. XIX в. и смягчались только оправдательными приговорами присяжных, да частыми случаями помилования. Однако, несмотря на всю силу реакции, ей весьма скоро пришлось уступить давлению враждебного С. казни общественного мнения. Резкий поворот в этом отношении замечается в 1848 г., когда в западно-европейских государствах была окончательно отменена С. казнь за политические преступления. В Германии франкфуртский сейм провозгласил даже полную отмену смертной казни, как одно из основных прав (Grundrechte) немецкого народа; но фактически эта отмена продержалась, и то весьма недолго, только в Ольденбурге, Ангальте, Бремене и королевстве Саксонском. В 1870 году в северо-германский рейхстаг внесен был союзным правительством проект нового германского уголовного уложения, коим предполагалось сохранить С. казнь за тягчайшие общие преступления. При втором чтении С. казнь была отвергнута значительным большинством голосов, но, по настоянию Бисмарка, проект был принят, в конце концов, в правительственной редакции, и с 1871 г. С. казнь была введена на всей территории Северо-Германского союза, а с 1 января 1872 г. - и во всей Германской империи. По германскому уложению смертная казнь определяется: за предумышленное убийство (Mord), за посягательство на жизнь императора или главы одного из немецких государств и за преступное обращение с взрывчатыми составами, коль скоро от того кому-либо причинится смерть. В Англии, начиная с 1840 г., постоянно вносились в парламент и отвергались им билли о полной отмене С. казни, имевшие, однако, последствием постепенное ограничение круга преступлений, влекущих за собой С. казнь. В настоящее время в Англии С. казнь полагается: за посягательство на особу королевы и членов царствующего дома; за бунт с насилием; за «murder», т. e. предумышленное убийство; за морской разбой и поджог доков и арсеналов. Во Франции, в 1848 г., С. казнь отменена за все политические преступления; тем не менее, после победы версальских войск над коммунарами, последние в большом числе приговаривались к расстрелянию. По действующим французским законам, С. казнь назначается не только за тяжкие виды убийства, но и за другие преступления, окончившиеся смертью потерпевшего (напр. изувечение) или грозившие опасностью жизни (истязание, поджог и т. п.), а по законам 1893 и 1894 гг. - за произведение преступных взрывов и за выдачу иностранному правительству особо важных государственных бумаг. По венгерскому уложению 1880 г., смертная казнь полагается только в двух случаях: за предумышленное убийство и за покушение на жизнь короля. В Швейцарии конституция 1874 г. совершенно отменила С. казнь на всей территории союза, но 28-го марта 1879 года был издан новый закон, по которому смертная казнь осталась безусловно отмененной только за политические преступления, отдельным же кантонам предоставлялось право восстановлять смертную казнь за общие преступления. Пока из 22 кантонов этим правом воспользовались Швиц, Ури, Унтервальден, Аппенцель, Цуг, Ст.-Галлен, Люцерн, Валлис и Цюрих. В большинстве Северо-Американских Штатов до сих пор сохранилась С. казнь, которая отменена только в Мичигане - в 1847 г., в Род-Эйланде - в 1852 г., в Висконсине - в 1854 г. и в Мэне - в 1876 г. Совершенно отменена С. казнь по законодательствам Колумбии (1863), Венесуэлы (1864), Румынии (1864), Португалии (1867), Мексики (1868), Голландии (1870), Коста-Рики (1880) и Италии (1890). В России С. казнь была отменена указами императрицы Елизаветы Петровны 1753 и 1754 гг. для всех вообще дел, но при Екатерине II снова введена за государственные преступления (Мирович казнен отсечением головы, Пугачев - четвертованием, убийцы архиепископа Амвросия - повешением), а также за некоторые нарушения карантинных правил во время чумы. По Своду Законов 1832 г. С. казнь назначалась за преступления против первых двух пунктов, преступления карантинные и воинские преступления во время похода. В настоящее время, по Улож. о наказаниях, С. казнь, в соединении с лишением всех прав состояния, назначается точно так же только за преступления государственные и карантинные; в военное время, кроме того, по воинскому уставу, караются С. казнью без лишения прав такие преступления против обязанностей службы, которые не сопряжены с постыдными или корыстными намерениями. Хотя, таким образом, в России С. казнь за общие преступления отменена была по закону в 50-х годах XVIII века, тем не менее в действительности наказание это применялось вплоть до второй половины XIX стол., так как «нещадное» наказание кнутом, запрещенное лишь указом 1808 г., а также практиковавшееся еще долго после того назначение плетей в громадном количестве или шпицрутенов в нескольких тысячах ударов, равносильно было засечению до смерти. Всем этим скрытым казням был положен предел законами 17 апреля 1863, 8 мая и 28 октября 1871 гг., отменившими плети и шпицрутены. Однако, и после этих законоположений виновные в общих преступлениях иногда подвергались С. казни, так как дела о них нередко передавались на разрешение военного суда, по законам военного времени. В настоящее время, в силу положения 1881 г. о чрезвычайной и усиленной охране, ген.-губернаторам и министру внутренних дел предоставлено право по своему усмотрению передавать дела общей подсудности в военные суды, для суждения по законам военного времени. Выработанный недавно проект нового уголовного уложения, отвергая в принципе С. казнь, допускает ее, однако, за тягчайшие государственные преступления.

Доводы, приводимые противниками и сторонниками смертной казни, касаются главным образом вопросов справедливости и целесообразности этого наказания, и в общих чертах сводятся к следующим соображениям: 1) по мнению Беккарии и его последователей, человек, вступая в договорные отношения с обществом, не уступал ему права на свою жизнь, да и не мог уступать его, так как жизнь есть благо, дарованное от Бога, и прекращение ее зависит от воли Творца, а не от усмотрения самого человека или государства. - Это возражение, однако, относится в равной мере и к другим наказаниям, поражающим дарованные Богом, а не государством блага (напр. лишение свободы). Самая теория договорного основания государства в настоящее время всеми отвергнута. 2) Применение С. казни противоречит понятию справедливости, требующей, чтобы с разнообразившими оттенками виновности, существующими даже и между учинившими одно и то же тягчайшее преступление лицами, точно соразмерялась тяжесть наказания - а этого не допускает С. казнь, по своей неделимости и неуравнительности. На это некоторые мыслители (Кант, Гегель и др.) возражают, что принцип: «Кровь за кровь и смерть за смерть» составляет основное условие справедливого возмездия. 3) С. казнь, по мнению ее противников, равно несправедлива как по отношению к кающимся преступникам, так и по отношению к тем, которые отвергают примирение с Богом и людьми. Лишая жизни первых, государство без всякой пользы для себя и совершенно бесцельно отнимает у них возможность искупить свою вину; подвергая казни последних, оно становится в прямое противоречие с учением Христа, требующего не смерти, а исправления грешника. Защитники С. казни возражают на это, что уверенность в неизбежности С. казни производит спасительный перелом в душе преступника и таким образом более всего способствует примирению его с Богом. 4) По вопросу о том, оказывает ли С. казнь устрашающее и предупреждающее влияние, противники и сторонники ее, ссылаясь нередко на одни и те же статистические данные, высказывают противоположные мнения. Одни утверждают, что отмена смертной казни, смягчая нравы, имеет последствием уменьшение числа преступлений; другие полагают, что увеличение преступности в известных странах зависит не от частого применения смертной казни, а, наоборот, более частое применение этого наказания вызывается увеличением числа преступлений. Указывая на то, что благодаря присущему людям оптимизму в душе преступника преобладает не страх наказания, а надежда на безнаказанность, противники С. казни не признают за ней устрашающего воздействия, сторонники же ее утверждают, что угроза смертью налагает не меньшую узду на преступные вожделения, чем угроза другим наказанием. 5) Оба враждующих лагеря согласны в том, что зрелище С. казни действует развращающим и ожесточающим образом на народные массы; но, по мнению сторонников С. казни, с тех пор, как отменена публичность ее исполнения, не может быть и речи о причиняемом ею вреде. 6) Один из существеннейших доводов, приводимых в доказательство необходимости отмены С. казни, заключается в ее непоправимости и невознаградимости. Даже самое совершенное судопроизводство не устраняет вполне возможности роковых судебных ошибок; по теории вероятности, при решении угол. дел по большинству голосов нельзя предупредить, чтобы в течение долгого времени не был осужден хоть один невинный. С другой стороны, указывается на то, что непоправимость присуща и др. наказаниям (розги, лишение свободы) и что ошибки со смертельным исходом встречаются гораздо чаще в хирургической практике - против которой, однако, никто не восстает - чем в практике судов. 7) Не подлежит сомнению, что образованные классы народонаселения питают явное отвращение к С. казни; но сторонники ее полагают, что отвращение это вызывает не насильственная смерть сама по себе, а жестокость и неэстетичность исполнения казни. К тому же, по мнению некоторых социологов, враждебность, проявляемая присяжными и публикой по отношению к С. казни, вовсе не есть проявление совокупной народной совести, а должна быть объяснена дезорганизацией современного общества, в котором до того омрачено сознание ответственности и виновности, что оно, оправдывая почти всех преступников, совершивших убийство из мести, т. е. признавая право С. казни за частными лицами, тем не менее не признает того же права за государством. Совершенно особое положение в ряду сторонников С. казни занимает школа криминалистов-антропологов, во главе которых стоят Ломброзо, Ферри и Гарофало. Исходной точкой для них служит дарвиновский закон эволюции и естественного подбора. Подобно тому, как в животном царстве физически слабые и уродливые особи обречены на гибель, в человеческом обществе дальнейшее развитие его сопряжено с гибелью анормальных элементов. Отрицая случайность и произвольность преступных деяний, криминалисты-антропологи признают существование «прирожденных преступников», отличительную черту которых составляет полное отсутствие или недостаточное развитие чувства сострадания или же честности. Такое нравственное уродство не следует, однако, отожествлять с психической болезнью (нравственное помешательство, moral insanity Модслея), так как даже сильнейшее отклонение от выработавшегося веками нравственного типа само по себе еще не исключает правильной деятельности психических функций. Если нельзя признать психически больным дикаря-людоеда, убивающего своего отца с целью утолить голод, то нет основания считать безумным преступника, совершающего убийство с целью ограбления. Степени уклонения от нормального нравственного типа могут быть весьма разнообразны, но самая крайняя из них соответствует полному отсутствию чувства сострадания и милосердия. Такой выродившийся до первобытного звероподобного состояния преступник не может возбуждать к себе симпатии в других людях и, чуждый чувству милосердия, не вправе требовать его от общества. Лишенный, по своей природе, способности приспособления (adaptation) и ассимиляции с окружающей его средой, человек-зверь составляет постоянную угрозу для общества в двояком отношении. С одной стороны, вероятность совершения им новых кровавых преступлений, подрывая чувство личной безопасности, нарушает мирное течение общественной жизни; с другой стороны - и в этом заключается главная опасность - преступные аномалии, передаваясь в силу закона наследственности от родителей к детям из поколения в поколение, угрожают постепенным вырождением человеческого рода. Государство, в качестве охранителя интересов и безопасности общества, обязано принять меры к предупреждению этого зла, как в настоящем, так и в будущем - а единственное средство к тому заключается, как полагают криминалисты-антропологи, в полном истреблении человека-зверя, т. е. в лишении жизни посредством С. казни всех тех преступников, которые совершенно лишены чувства милосердия и сострадания. В подтверждение этого положения Ломброзо и Гарофало прибегают к целому ряду культурно-исторических ссылок, утверждая, между прочим, что массовые казни в XVI, XVII и XVIII стол. были спасительны для человечества, так как способствовали улучшению и очищению европейских народов. Опираясь на эти доводы, Гарофало требует безусловно С. казни для всех убийц, действовавших из эгоистических побуждений (корысть, половые наслаждения, хвастовство и т. д.), независимо от того, совершено ли преступление с обдуманным заранее намерением или нет, доведено ли оно до окончания или же проявилось только в виде покушения. Главнейшие возражения против теории криминалистов-антропологов заключаются в следующем: 1) если С. казнь не есть справедливое воздаяние за преступление, а мера охраны общества, то ее следует распространить и на сумасшедших. 2) Законы эволюции, имеющие силу в животном царстве и на низших ступенях человеческой культуры, теряют свое действие в более усовершенствованных организациях. 3) Для ограждения себя от преступности и для воспрепятствования передачи преступных черт в потомство современное общество не нуждается более в С. казни, так как оно для этого имеет иные средства.

Ср. Кистяковский, «О смертной казни» (2 изд., 1896); Таганцев, «Лекции по русск. уголовному праву» (т. IV); Olivecrona, «Peine de mort» (перев. со шведского, 1893); Lombroso, «Il uomo delinquente» (1878); Garofalo, «Criminologie» (перев. с итальянского, 1888); Tarde, «Philosophie pénale» (1890); Беккария, «О преступлениях и наказаниях» (1878); Mittermaier, «Die Todesstrafe nach den Ergebnissen der wissenschaftlichen Forschungen».