Гипотеза статьи 24.4 кодекса об административных правонарушениях. Теория всего. Ходатайство. Понятие и порядок заявления

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Комментарий к статье 24.4 КоАП РФ

1. Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является их право заявлять ходатайства. Ходатайство - это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.

2. Ходатайство подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Оно подается в письменной форме.

3. В случае если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.

Другой комментарий к статье 24.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

По смыслу ч. 1 данной статьи под ходатайством понимается официальная просьба лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, адресованная судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело. Исчерпывающий перечень лиц, которые вправе заявлять ходатайство, определен ст. 25.1 - 25.11 КоАП.

Ходатайство должно быть отклонено или удовлетворено при рассмотрении дела об административном правонарушении (см. п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП). Исчерпывающий перечень вопросов, по которым выносится определение при подготовке к рассмотрению дела, дан в ст. 29.4 КоАП; о статусе определений, частных определений, выносимых в процессе гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства, см. ст. 224 - 227 ГПК, ст. 184 - 185 АПК, ч. 2 ст. 59, ч. 1 - 3 ст.

Часть 1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Часть 2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Ходатайство – письменное заявление с просьбой, никаких подспудных смыслов это слово не несет в себе, кроме одного, ходатайства заявляют должностным лицам государства (госслужащим), которые обязаны вам. Обязаны они - соблюдать ваши права на основании закона, которым они опять же обязаны руководствоваться при принятии решения относительно вашей просьбы. Когда вы заявляете ходатайство правомочному должностному лицу (ПДЛ) или судье, вы его просите о чем-то, что предусмотрено или возможно, но не обязательно по закону. Госслужащий не предпринимает никаких действий без вашей просьбы не потому, что не хочет, а потому что не всегда в этом есть необходимость или должностное лицо уполномоченное государством не видит этой необходимости, а может и просто предпочитает ее не замечать, ради своего удобства.

Иногда госслужащий не делает и того, что должен, тогда ходатайство со ссылкой на норму закона служит напоминанием ему о том, что он забыл сделать, умышленно не сделал или даже не знал о такой своей обязанности. Должностные лица не знают своих обязанностей и законов в подавляющем большинстве, потому что власть нанимает к себе в служащие не самых квалифицированных и опытных работников, а самых послушных и преданных, как следствие – некомпетентных и беспринципных. Соответственно, отсутствие образования или его низкое качество, равно как и непрофильное образование или купленный диплом в порядке вещей на государственной гражданской службе. Многие госслужащие с трудом закончили сельскую школу, поэтому будьте к ним снисходительны и не удивляйтесь лишний раз идиократии царящей безраздельно в госучреждениях.

Исходя из написанного чуть выше, законы придется изучать вам, отстаивание ваших прав целиком и полностью ваша проблема, никто вам не поможет и не поспособствует этому. В процессе отстаивания своей правоты, вам придется проводить ликбез должностных лиц относительно ваших прав и их обязанностей, принуждать выполнять требования законов, регламентов и должностных инструкций. Все это делается посредством ходатайств.

При написании ходатайства необходимо указать в тексте норму закона, на основании которого вы обращаетесь к должностному лицу с просьбой. Административное право регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП или КоАП РФ), административный процесс - 24 главой, статья 4 в этой главе посвящена ходатайствам (ст. 24.4 КоАП РФ), следовательно, правомерность подачи ходатайства по делу об АПН в его тексте обосновывается ссылкой именно на эту статью.
Статья состоит всего из двух частей, несмотря на лаконичность текста этой статьи, он очень емок и в нем заключен большой смысл, влекущий за собой огромные возможности для давления на должностных лиц с целью принуждения их к соблюдению закона или провоцирования их же к его нарушению.

Начнем с первой части статьи 24.4 КРФоАП. Сначала обратите внимание на фразу «лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении» , она означает, что не только ЛВОК имеет право заявлять ходатайства, ни и еще ряд лиц, участвующих в производстве по делу, их роль и права перечислены в кодексе. Затем идет фраза, имеющая основополагающее значение, «имеют право заявлять ходатайства », она означает, что право на заявление ходатайств у вас уже есть, если вы являетесь участником производства по делу. Вы не должны испрашивать разрешения или высочайшего соизволения должностного лица или судьи на заявление ходатайства, вам достаточно в любой момент любой стадии административного процесса произнести внятно «хочу заявить ходатайство» и можете сразу же его подавать.

Далее, «подлежащие обязательному рассмотрению », это означает, что никто и не под каким предлогом не вправе отказать вам в подаче ходатайства, не принять его или отказаться рассматривать. Любая такая попытка – однозначное серьезное нарушение закона со стороны должностного лица, которая позволяет вам накатать объективную жалобу его начальству или в контрольный орган, кроме того это хороший повод для отвода должностного лица от производства по делу. Фактически, отказ в приеме или рассмотрении ходатайства – это саботаж со стороны должностного лица, потому что первым принципом государственной службы является «приоритет прав и свобод человека и гражданина», соответственно любое попрание вашего права должностным лицом является нарушением закона и влечет за собой какую-нибудь ответственность.

Следующая фраза в ч.1 ст.24.4 КоАП РФ «судьей, органом, должностным лицом » несет в себе подвох, который используется ПДЛ для уклонения от рассмотрения ходатайств. Очень часто приходится подавать ходатайства через посредников на имя ПДЛ, таковыми посредниками являются служащие, осуществляющие прием посетителей и документов; они проинструктированы должным образом и под любым предлогом пытаются отказать просителю в приеме ходатайства или высказать свою оценку документа, которую по неопытности можно принять за результат рассмотрения. В случае если это удалось, то с ПДЛ никакого спроса нет. Ведь не лично правомочное должностное лицо отказало вам, а рядовой сотрудник, нередко практикант или стажер, с которого и спрашивать-то грех. Даже если этот факт вскроется, с вашей помощью, и вы найдете свободное время, чтобы написать жалобу на приемщика, он отделается устным предупреждением.

Поэтому, усвойте, что кроме должностного лица, в производстве которого находится ваше дело, никто не имеет права решать судьбу вашего ходатайства. Любой посредник имеет только полномочия курьера, то есть, он обязан безусловно принять ваше ходатайство и оперативно передать его ПДЛ или судье для рассмотрения. При любых потугах на отказ, указывайте приемщику прямым текстом, что не его дело решать и подавайте жалобу на его действия.

Чтобы ваше ходатайство не потерялось где-нибудь в мусорном ведре у приемщика и у вас осталось подтверждение о том, что вы его все-таки подавали, необходимо иметь идентичную копию, на которой ставится штамп органа о приеме, регистрационный номер, подпись принявшего и дата приема ходатайства. Если такая отметка о регистрации не предусмотрена внутренними правилами госучреждения, то вам обязаны выдать некую регламентированную бумажку, которая подтверждает факт приема вашего прошения. Всегда требуйте, обязательно добивайтесь получения и бережно храните копию с отметкой или квиток о принятии ходатайства.

И последнее «в производстве которых находится данное дело» это положение определяет адресность подачи ходатайств, вы должны подавать очередное ходатайство только в тот орган и тому ПДЛ, который в данный момент имеет материалы вашего дела на рука и имеет право их рассматривать, независимо от того, чего вы хотите добиться и от кого. Причем если ваше дело находится в процессе пересылки из одного органа в другой, то ходатайство следует подавать в тот орган куда дело послано, приложив к нему бумажку из органа, пославшего дело, свидетельствующую о его отправке, однако рассмотрено оно будет только после поступления материалов дела, потому что на время пересылки процесс рассмотрения прерывается. Кроме того, фраза лишний раз констатирует факт того, что никто другой кроме ПДЛ рассматривать ваше ходатайство, как и все прочие материалы дела, прав не имеет, правомочия и перечень должностных лиц строго регламентируется законом.

В ч.2 ст. 24.4 КоАП РФ, фраза «ходатайство заявляется в письменном виде» означает, что любое ваше устное ходатайство может быть проигнорировано! Следовательно, все прошения необходимо подавать в письменном виде. И соответственно, написанная вами на любом клочке бумаги или приписанная в любом документе фраза, начинающаяся со слова «прошу», является ходатайством. Например, если вы написали в протоколе в графе для объяснений «прошу рассмотреть дело по месту жительства», то это и есть ходатайство.
Таким же образом вы можете, подготовив свое объяснения по делу в письменном виде, написать в нем же «прошу мои объяснения приобщить к делу» и это будет ходатайством о приобщении сведений к материалам дела (чтобы оно не потерялось в тексте и было заметно эту фразу можно и нужно подчеркнуть или выделить жирным шрифтом). Желательно, все же, оформлять ходатайство на отдельном листе, бюрократы любят красиво оформленные бумажки с громкими названиями. К ним у них особое уважительное и даже благоговейное отношение, поэтому не ленитесь составить солидное ходатайство с серьезным значительным названием.

Читаем дальше «и подлежит немедленному рассмотрению» это означает то, что означает. Без всяких экивоков и промедления ваше ходатайство должно быть сразу рассмотрено. Любые фразы вроде «подайте попозже, сейчас нет времени рассмотреть» или «я приму, но рассмотрю позже», «рассмотрю, о результате вам сообщат» являются попыткой избежать немедленного рассмотрения ходатайства или рассмотрения вообще и не являются правомерными действиями.
Ходатайство, поданное очно непосредственно должностному лицу ведущему производство по делу или судье, рассматривается сразу и решение по его удовлетворению или отказу в удовлетворении выносится им непосредственно после прочтения; иногда вам могут быть заданы уточняющие вопросы по поводу мотивации и целей ходатайства, что не возбраняется, поэтому будьте готовы аргументировать необходимость удовлетворения ходатайства, если это недостаточно обосновано в тексте.

Если ходатайство передается через приемную, то медлит должностное лицо или не медлит с рассмотрением ходатайства решать лично вам в меру вашего благодушия. Опытные люди дают максимум одни сутки на рассмотрение ходатайства должностным лицом, то есть, если вы утром передали ходатайство, то крайний срок его рассмотрения до конца рабочего дня, если вы подали его вечером, то до конца следующего рабочего дня. Такой порядок прописан в инструкции по делопроизводству, в которых указаны правила и сроки приходования и движения документов внутри инстанции. Если вы считаете неуважительной причину задержки рассмотрения или саму задержку слишком длительной, то ваше право, безусловно, попрано и вы уже можете начинать кляузничать.

Теперь последнее, «решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения» , ключевое слово этой фразы «определение» - это вид акта, то есть отдельный письменный документ или, нередко, часть текста в составе другого. Это означает, что отказ в удовлетворении ходатайства не может быть устным. Более того, для определений есть четкий порядок оформления и содержания. Абы какая филькина грамота, составленная должностным лицом, и содержащая слово «отказать» - не катит. Из важного, определение должно содержать обоснование со ссылкой на норму закона и доходчиво разъясненную мотивацию отказа. Что не мешает, однако, должностным лицам игнорировать существо ходатайства, отказывая в удовлетворении прошений по формальным причинам, не относящимся к сути просьбы. Определение оглашается сразу после вынесения, то есть с его содержанием вас обязаны ознакомить также незамедлительно, кроме этого выдать заверенную копию, которую вы можете потребовать и в порядке ознакомления.

Удовлетворение ходатайства не регламентируется по форме, намного важнее факт выполнения ваших требований, содержащихся в просьбе. Обычно, об удовлетворении просьбы сообщается устно, но, в качестве документального подтверждения удовлетворения ходатайства, достаточно резолюции должностного лица, написанной прямо на прошении. Факт удовлетворения ходатайства в судебном заседании может упоминаться в протоколе или определении суда. В определении суда, также могут упоминаться меры, принятые для осуществления ваших требований. Кроме того, можно справедливо считать просьбу удовлетворенной, если письменного отказа нет, но само ходатайство к делу приобщено. И в случае, если никаких действий по фактическому удовлетворению просьбы не производится, то это повод для жалобы.

Надо заметить, что удовлетворение ходатайства вовсе не означает, что это вам на руку. Нередко, особенно в делах с обширной практикой не в пользу граждан, требующих рассмотрения в нескольких инстанциях, отказ должностного лица в удовлетворении ходатайства на одном из этапов может больше способствовать разрешению дела в вашу пользу, чем положительное решение. И последнее, само ходатайство всегда подшивается к делу, как и любые другие документы, относящиеся к нему. Отдельное требование о приобщении ходатайства к материалам дела необязательно, но не помешает указать его в тексте. Обязательно в тексте ходатайства нужно указывать на наличие приложений к нему и перечислить их, иначе они могут потеряться без всякой на то причины.

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Комментарий к Ст. 24.4 КоАП РФ

Право заявлять ходатайства в процессе производства дела об административном правонарушении является частным случаем реализации общего принципа равенства перед законом, закрепленного в ст. 1.4 КоАП РФ.

В рамках производства по делам об административных правонарушениях можно выделить следующие особенности применения комментируемой статьи:

— круг лиц, имеющих право заявлять ходатайства, — правом заявлять ходатайства в производстве по делу об административном правонарушении наделены все лица, участвующие в данном производстве. Перечень указанных лиц содержится в главе 25 КоАП РФ.

Среди указанных лиц наибольшее значение данное право имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также для потерпевшего.

Наиболее специфично указанное право для свидетеля, эксперта, понятого, специалиста и переводчика, поскольку их процессуальная правоспособность ограничена их процессуальным статусом и определенной ролью в административном процессе. В частности, свидетель, эксперт, специалист, понятой могут заявлять ходатайства о самоотводе, о разъяснении их прав и обязанностей, понятой — ходатайство о внесении замечаний в протокол по делу об административном правонарушении. На практике же представляется, что указанные лица не могут заявлять ходатайства, касающиеся существа рассматриваемого дела. В случае если такие ходатайства будут заявлены данными лицами, судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должны вынести решение об отказе в удовлетворении таких ходатайств;

— круг вопросов, по которым могут быть заявлены ходатайства, перечень указанных вопросов не определен и является открытым. Таким образом, любое заявленное ходатайство должно быть рассмотрено по существу;

— форма ходатайств — ч. 2 комментируемой статьи указывает, что ходатайства должны быть заявлены в письменной форме. Однако это не лишает соответствующее лицо права заявить ходатайство в устной форме в случае, если в силу каких-то причин ходатайство не могло быть представлено письменно. В данном случае лицо или орган, рассматривающие дело, должны либо рассмотреть ходатайство по существу, либо разъяснить необходимость заявления ходатайства в письменной форме и предоставить время для его подготовки.

Так уж получается, что львиная доля нашего общения с сотрудниками автоинспекции приходится на те печальные случаи, когда мы нарушили Правила и вынуждены за это расплачиваться. В зависимости от характера нарушения, водителю может грозить предупреждение, штраф, лишение прав, реже - административный арест, обязательные работы или конфискация устройств, незаконно установленных на транспортное средство. Из этих шести видов наказаний органы внутренних дел имеют право только вынести предупреждение или наложить штраф. Остальные четыре наказания может назначить только судья после рассмотрения дела о вашем нарушении.

При вынесении предупреждения или наложении штрафа, если нарушитель не оспаривает назначенное ему наказание, протокол об административном правонарушении не составляется. Штраф налагается на месте остановки транспортного средства и оформляется постановлением по делу об административном правонарушении, в котором указываются банковские реквизиты получателя платежа - соответствующего органа внутренних дел, сотрудник которого оформил ваше нарушение. Штраф должен быть оплачен в течение 60 суток через банк или платежный терминал. При этом нарушитель имеет право в течение льготного периода - первых 20 дней - уплатить штраф в размере половины назначенной ему суммы.

Попытка заплатить штраф на месте наличными деньгами и "без квитанции" расценивается нашим законодательством как предложение взятки должностному лицу при исполнении им служебных обязанностей и наказывается по соответствующей уголовной статье. История ГИБДД знает случай, когда один незадачливый автолюбитель получил условный срок, "оплатив" подобным образом сторублевый штраф за неправильную парковку.

Согласно пункту 122.3 Регламента, если водитель допустил нарушение, одновременно подпадающее под действие нескольких статей КоАП, то составляется одно постановление по делу об административном правонарушении, а мерой наказания избирается штраф по самой строгой из нарушенных статей Кодекса. Вместе с тем, водитель, допустивший на глазах у автоинспектора несколько нарушений Правил, несет ответственность за каждое из них. В этом случае каждое допущенное нарушение оформляется отдельно.

Что будет, если не платить штраф? Во-первых, по истечении шестидесятидневного срока к вам в любой момент может быть применена статья 20.25.1 КоАП РФ, предусматривающая наложение того же штрафа в двойном размере (но не менее 1 000 рублей), административный арест на срок до 15 суток или обязательные работы на срок до 50 часов. Во-вторых, в ГИБДД имеется база данных о плательщиках (и неплательщиках) штрафов, и рано или поздно вас могут по ней "пробить". Скорее всего, это произойдет при проверке документов, оформлении нарушения Правил или при каком-либо ином контакте с сотрудниками ГИБДД.

Если же водитель совершил грубое нарушение Правил, за которое соответствующей статьей Кодекса предусмотрено наказание в виде лишения прав на определенный срок, то рассматривать дело об нарушении должен мировой судья. Однако нельзя сказать, что автоинспекция не имеет к этому никакого отношения. Задача сотрудников ДПС при выявлении подобного нарушения - зафиксировать обстоятельства, собрать доказательства вины водителя, грамотно оформить необходимые документы - и передать все это в суд для вынесения решения.

Обычно доказательством вины водителя является протокол об административном правонарушении, который обязательно составляется во всех случаях, влекущих лишение прав, административный арест или конфискацию. Кроме того, в материалах дела могут фигурировать и другие доказательства - например, рапорт сотрудника ДПС с указанием дополнительной информации, фотографии или видеозапись, сделанные автоинспектором в момент нарушения и т.п. Полезно знать, что, согласно Регламенту:

24. Сотрудник, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео и звукозаписывающую аппаратуру.

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

35. В случае использования сотрудником видео- и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора, он уведомляет об этом участников дорожного движения (лиц, присутствующих при осуществлении административных процедур).

Гражданин может подавать ходатайства по следующим вопросам:

- об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении;
- о переносе слушания дела по причине необходимости ознакомиться с его материалами и воспользоваться услугами защитника либо по причине невозможности явиться в суд по уважительным причинам;
- о направлении материалов дела по месту регистрации транспортного средства, по месту жительства;
- о прекращении производства по делу в связи с тем, что пропущен двухмесячный срок, в течение которого должно быть рассмотрено дело и вынесено постановление о привлечении к ответственности, или по иным основаниям;
- о направлении (возвращении) материалов дела в ГАИ для проведения служебного расследования в связи с тем, что протоколы, составленные в отношении вас, не могут являться доказательством по делу ввиду того, что составлены с нарушением закона и имеют признаки фальсификации;
- о вызове в суд эксперта, свидетеля, понятого;
- о приобщении к материалам дела ваших объяснений, схемы правонарушения, фотографий, письменных показаний свидетелей;
- о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении;
- о переносе слушания по делу ввиду того, что вами подано заявление на оспаривание результатов медицинского освидетельствования, по факту отсутствия в день заседания;
- о вызове в суд свидетелей;
- об исключении из доказательственной базы показаний инспектора ГИБДД, схемы административного правонарушения или иного документа;
- о продлении временного разрешения на право управления транспортным средством и иные ходатайства.

Оформляться ходатайство следующим образом:
нужно указать судью, которому оно подается, свою фамилию, имя и отчество, место жительства. Далее под заголовком «Ходатайство » обрисовать суть просьбы с указанием, по факту какого нарушения вы привлекаетесь к ответственности, и обязательным упоминанием о причинах, в связи с которыми подается ходатайство. Если это ходатайство о переносе заседания, то к нему должны в обязательном порядке прилагаться документы, подтверждающие, что причина переноса уважительна. К ходатайству о восстановлении срока на обжалование помимо документов, подтверждающих уважительность пропуска срока, необходимо приложить и саму жалобу, которую вы подаете на постановление по делу об административном правонарушении. В самом низу ходатайства указываются дата, фамилия и инициалы гражданина и ставится подпись.
Ходатайство можно написать от руки или распечатать на принтере.

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.


2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.




Комментарии к ст. 24.4 КОАП РФ


1. Круг лиц, участвующих в производстве по делу об административных правонарушениях и, следовательно, имеющих право заявлять ходатайства, определен в главе 25 Кодекса.

Особое значение наличие права на заявление ходатайства имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу. Будучи заинтересованным в благоприятном для него исходе дела, это лицо может просить об истребовании тех или иных доказательств, вызове свидетеля, назначении экспертизы и т.д. Наличие такого права важно и для потерпевшего. Сказанное в полной мере относится и к юридическому лицу, представители которого также вправе заявлять ходатайства.

Право заявлять ходатайства имеют защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представитель потерпевшего (ст. 25.5), а также эксперт (ст. 25.9), поскольку он призван обеспечивать надлежащее качество экспертного заключения.

Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе в пределах своих полномочий заявлять ходатайства (см. комментарий к ст. 25.11).

Свидетели, понятые, специалисты и переводчики не наделяются правом заявлять ходатайства.

2. Перечень вопросов, по которым участники производства по делам об административных правонарушениях могут заявлять ходатайства, в данной статье не очерчен. Он зависит от стадии производства, характера совершаемых процессуальных действий, полноты собранных доказательств и других обстоятельств. При подготовке дела к рассмотрению (ст. 29.1), а также при его рассмотрении (ст. 29.7) обязательно должно выясняться, имеются ли ходатайства.

3. Часть 2 комментируемой статьи посвящена порядку подачи и рассмотрения ходатайств. Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме, его форма не обусловлена. Требование немедленного рассмотрения ходатайства дает возможность своевременно решить вопрос о его обоснованности и при положительном решении иметь время для его реализации, истребования, например, необходимых материалов.

Решение об отказе в удовлетворении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, оформляется определением.