Уголовный кодекс рф статья 91

  1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
  3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
  4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.
    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Комментарий к статье 91 УК РФ

1. Комментируемая статья раскрывает содержание ПМВВ, которые применяются в случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании ч. 2 ст. 90 УК.
2. Суть предупреждения заключается в устном внушении несовершеннолетнему социальной неприемлемости его поведения, оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение осуществляется в устной форме, но оформляется письменно с указанием того, что сущность предупреждения понятна.
3. Надзор в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, заключается в контроле за их поведением и проведении с ними соответствующей воспитательной работы. Осуществление надзора закон возлагает на родителей, лиц, их заменяющих, а также на специализированные государственные органы. Продолжительность срока надзора устанавливается судом: от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести или от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90).
4. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, по существу предполагает обращение внимания указанных субъектов на необходимость более тщательного подхода к воспитанию несовершеннолетнего. В соответствии с п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 01.02.2011 N 1, при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа предполагает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях его социально-психологической реабилитации и предупреждения совершения им новых преступлений (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 30.12.2011) <1>). В уголовном законе точно не определен специализированный государственный орган, под надзор которого может передаваться несовершеннолетний; в качестве такого органа может выступать один из органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 4 названного Закона).
———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; 2003. N 28. Ст. 2880; 2004. N 49. Ст. 4849; 2005. N 17. Ст. 1485; 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7056.

5. Возложение обязанности загладить причиненный вред означает возмещение причиненного преступлением ущерба собственными средствами или своим трудом. Назначается эта мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
6. Перечень форм ограничений досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего в уголовном законе не является исчерпывающим. Выбор конкретной формы ограничения досуга и определенных требований к поведению должны быть обусловлены целями социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего и предупреждения совершения им новых преступлений.

Задайте вопрос адвокату и получите быстрый ответ

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 91 УК РФ

1. Предупреждение - одна из самых мягких принудительных мер воспитательного воздействия, имеет бессрочный и публичный характер, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

3. Заглаживание причиненного вреда предполагает устранение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Вид вреда, который должен загладить несовершеннолетний, в законе не определен. Суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

4. В ч. 4 комментируемой статьи содержится примерный перечень требований и ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. В целом эти требования должны быть целесообразными, не должны быть жестокими и причинять вред несовершеннолетнему.

Принудительные меры устанавливаются судом продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет при совершении преступления средней тяжести.

Другой комментарий к статье 91 Уголовного Кодекса РФ

1. Основная цель применения перечисленных в ст. 91 УК мер - добиться, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный его деянием вред, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых - помочь ему исправиться и предупредить новые правонарушения.

2. В УК РФ 1996 г. предусмотрена передача несовершеннолетних под надзор не только родителей или лиц, их заменяющих, но и специализированного государственного органа, обеспечивающего исправительное воздействие на несовершеннолетнего и контроль за его поведением.

3. Наиболее серьезным, безусловно, является "ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего". При ее реализации несовершеннолетний помещается в условия, позволяющие значительно оградить его от негативных влияний микросреды, направить в русло нормального, правомерного поведения. При этом перечень особых требований, предъявляемых к нему и изложенных в ч. 4 ст. 91 УК, не является исчерпывающим и может быть творчески дополнен рациональными мерами, оказывающими эффект в перевоспитании подростка.

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Комментарий к Ст. 91 УК РФ

1. Комментируемая статья раскрывает содержание ПМВВ, которые применяются в случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании ч. 2 ст. 90 УК.

2. Суть предупреждения заключается в устном внушении несовершеннолетнему социальной неприемлемости его поведения, оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение осуществляется в устной форме, но оформляется письменно с указанием того, что сущность предупреждения понятна.

3. Надзор в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, заключается в контроле за их поведением и проведении с ними соответствующей воспитательной работы. Осуществление надзора закон возлагает на родителей, лиц, их заменяющих, а также на специализированные государственные органы. Продолжительность срока надзора устанавливается судом: от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести или от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90).

4. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, по существу предполагает обращение внимания указанных субъектов на необходимость более тщательного подхода к воспитанию несовершеннолетнего. В соответствии с п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 01.02.2011 N 1, при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа предполагает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях его социально-психологической реабилитации и предупреждения совершения им новых преступлений (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 30.12.2011)). В уголовном законе точно не определен специализированный государственный орган, под надзор которого может передаваться несовершеннолетний; в качестве такого органа может выступать один из органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 4 названного Закона).
-----------
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; 2003. N 28. Ст. 2880; 2004. N 49. Ст. 4849; 2005. N 17. Ст. 1485; 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7056.

5. Возложение обязанности загладить причиненный вред означает возмещение причиненного преступлением ущерба собственными средствами или своим трудом. Назначается эта мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

6. Перечень форм ограничений досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего в уголовном законе не является исчерпывающим. Выбор конкретной формы ограничения досуга и определенных требований к поведению должны быть обусловлены целями социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего и предупреждения совершения им новых преступлений.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

Комментарий к статье 91 Уголовного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья раскрывает содержание принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК.

2. Суть предупреждения заключается в устном внушении несовершеннолетнему социальной неприемлемости его поведения.

3. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, по сути, предполагает обращение внимания указанных субъектов на необходимость более тщательного подхода к воспитанию несовершеннолетнего. Это не предполагает предоставление им каких-либо дополнительных прав или возложение на них каких-либо дополнительных обязанностей по сравнению с уже зафиксированными в семейном законодательстве. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено.

Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа предполагает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях его социально-психологической реабилитации и предупреждения совершения им новых преступлений (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). В законодательстве точно не определен специализированный государственный орган, под надзор которого может передаваться несовершеннолетний; в качестве такого органа может выступать один из органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом их полномочий и компетенции (ст. 4 указанного выше Закона).

4. Суть обязанности загладить причиненный вред как принудительной меры воспитательного воздействия заключается в самостоятельном устранении несовершеннолетним (с учетом его имущественного положения и имеющихся у него трудовых навыков) негативных последствий совершенного преступления.

5. Перечень форм ограничений досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего в уголовном законе не является исчерпывающим. Выбор конкретной формы ограничения досуга и определенных требований к поведению должен быть обусловлен целями социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего и предупреждения совершения им новых преступлений.

Статья 91. Основания задержания подозреваемого



Комментарий к статье 91 УПК РФ

1. Задержание в российском уголовном процессе — это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительного получения санкции прокурора или судебного решения. Цели задержания — пресечь преступную деятельность, предупредить сокрытие подозреваемого от следствия и суда, воспрепятствовать фальсификации подозреваемым доказательств и другим его попыткам помешать достоверному установлению обстоятельств уголовного дела.

2. Предельный срок задержания — 48 часов (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ), однако он может быть продлен судьей по ходатайству дознавателя, следователя или прокурора не более чем на 72 часа для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108). Срок задержания начинает течь с момента фактического лишения свободы («захвата» на месте совершения преступления). В этот срок включается время задержания подозреваемого в административном порядке.

3. Задержание возможно в двух формах: 1) без постановления органа дознания, дознавателя, следователя до возбуждения уголовного дела; 2) на основании постановления дознавателя после возбуждения уголовного дела. Первая — с согласия прокурора или следователя с согласия руководителя следственного органа — форма задержания («захват на месте») уголовно-процессуальным законом не регламентирована — она предусмотрена Уставом патрульно-постовой службы милиции.

4. Протокол задержания должен быть утвержден начальником органа дознания.

5. Задержание допускается, если лицо подозревается в совершении преступления, наказуемого не только лишением свободы, но и арестом, пожизненным лишением свободы, а также смертной казнью (ст. ст. 54, 56, 57, 59 УК).

6. Перечень оснований задержания, содержащийся в ст. 91 УПК, является исчерпывающим и распространительному толкованию не подлежит.

7. В п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК имеются в виду и такие случаи, когда лицо застигнуто при приготовлении к преступлению, а также при покушении на него. Задержание непосредственно после совершения преступления применяется при преследовании подозреваемого «по горячим следам».

8. Очевидцы могут указать на лицо, совершившее преступление (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК), как на месте его совершения, так и при проведении процессуальных действий, например опознания.

9. Пункт 3 ч. 1 ст. 91 УПК применяется, как правило, в случаях, когда в ходе процессуальных действий (обыска, личного обыска, выемки и др.) на одежде, теле, в жилище лица будут обнаружены явные следы преступления.

10. В ч. 2 ст. 91 УПК (иные основания задержания) имеются в виду ситуации, когда, например, потерпевший опознал преступника на улице, служебная собака привела к дому подозреваемого, подозрение возникло в связи с применением методов ОРД и т.д.

11. УПК не упоминает о задержании подозреваемых частными лицами с последующей передачей их государственным органам. Однако в соответствии со ст. 38 УК такое задержание допустимо; оно рассматривается как основание, исключающее преступность деяния в случаях, когда задерживаемому причинен вред. Тем более допустимо задержание, не причинившее какого-либо вреда подозреваемому, за исключением того, что он насильственно лишается свободы.

12. Недопустимо использовать задержание как средство принуждения подозреваемого к признанию им вины (Приказ Генерального прокурора РФ от 21 февраля 1995 г. «Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений»).

13. Лица, обладающие дипломатическим и иным иммунитетом, задержанию не подлежат (ст. ст. 3 и 449 УПК).

Другой комментарий к статье 91 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена основаниям задержания. Наряду с ними принято различать цели, мотивы и условия применения этой меры процессуального принуждения.

2. Задержание по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Мотивами же применения данной меры уголовно-процессуального принуждения принято считать основанные на объективных обстоятельствах дела, служащих основаниями для задержания, субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в преступлении: а) уклонилось от дознания или следствия; б) помешало производству по уголовному делу; в) продолжало преступную деятельность.

3. Условием задержания подозреваемого в преступлении является наличие возбужденного уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Без такого дела гражданин не может быть подвергнут краткосрочному досудебному лишению свободы. Задержание — следственное действие, после него незамедлительно производится другое следственное действие — допрос подозреваемого. Поэтому протокол задержания в материалах, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, находиться не может. Относительно широко распространенное мнение, будто в ряде случаев задержание предшествует возбуждению уголовного дела (например, когда лицо застигнуто на месте совершения преступления или же непосредственно после его совершения), ошибочно. Оно основано на смешении различных по своей природе мер государственного принуждения — задержания административного и задержания уголовно-процессуального, которыми на законном основании пользуются органы охраны правопорядка для пресечения правонарушений. Уголовно-процессуальное задержание потому так и называется, что производится по правилам УПК, т.е. по решению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, субъекта уголовно-процессуальных отношений.

Статья 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия (действующая редакция)

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

  • Для блога
  • Текст

Комментарий к ст. 91 УК РФ

1. Предупреждение — одна из самых мягких принудительных мер воспитательного воздействия, имеет бессрочный и публичный характер, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания.

Суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

3. Заглаживание причиненного вреда предполагает устранение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Вид вреда, который должен загладить несовершеннолетний, в законе не определен. Суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

4. В ч. 4 комментируемой статьи содержится примерный перечень требований и ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. В целом эти требования должны быть целесообразными, не должны быть жестокими и причинять вред несовершеннолетнему.

Принудительные меры устанавливаются судом продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет при совершении преступления средней тяжести.

www.zakonrf.info

Ст 91 ук рф с комментариями

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Текущая редакция ст. 91 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 91 УК РФ

1. Самой мягкой принудительной мерой воспитательного воздействия является предупреждение, которое целесообразно применять, если несовершеннолетний искренне раскаялся в совершенном деянии, осознал недопустимость повторного совершения преступления и пытается загладить или загладил причиненный вред. Предупреждение состоит в том, что несовершеннолетнему разъясняется вред, причиненный его деянием, и последствия повторного совершения преступлений. Несмотря на то, что предупреждение, как принудительная мера воспитательного воздействия, не влечет за собой возложение на несовершеннолетнего каких-либо обязанностей и не предусматривает для несовершеннолетнего неблагоприятных последствий, оказываемое им влияние и моральное значение выполняет воспитательную функцию, для подростка зачастую бывает достаточно того, что в суде ему было сделано предупреждение. Воспитательное воздействие предупреждения является существенным, так как является публичным и сама процедура судебного рассмотрения дела и вынесения приговора производит на подростка сильное впечатление. Копия решения суда вручается несовершеннолетнему и его законному представителю. Кроме того, после устного вынесения предупреждения целесообразно взять с несовершеннолетнего письменное обязательство о том, что сущность применения к нему предупреждения, как принудительной меры воспитательного воздействия ему понятна.

2. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей, лиц, их заменяющих, либо под надзор специализированного государственного органа заключается в возложении на указанных лиц или органы обязанности по воспитательному воздействию и контролю за поведением несовершеннолетнего. Ошибочным является мнение о том, что при использовании данной меры обязанности возлагаются не на несовершеннолетнего, а на лиц, осуществляющих контроль за его поведением. По сути, родители, заменяющие их лица и специализированные органы, обязаны оказывать воспитательное воздействие и осуществлять контроль, а несовершеннолетний при этом обязан неукоснительно выполнять их требования. При этом требование указанной принудительной меры не дублирует установленную Конституцией РФ и семейным законодательством обязанность родителей по воспитанию детей, а заключается в более активном и адекватном воспитательном воздействии и устранении условий, способствующих негативному поведению несовершеннолетнего, строгом контроле за его окружением, поведением в свободное время и т.д.

Верховный Суд РФ в постановлении от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" указал, что решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним. Для этого необходимо, например, истребовать данные, характеризующие родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни и возможность материального обеспечения несовершеннолетнего.


Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

— См. предыдущую редакцию)

1. Предупреждение — одна из самых мягких принудительных мер воспитательного воздействия, имеет бессрочный и публичный характер, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Заглаживание причиненного вреда предполагает устранение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Вид вреда, который должен загладить несовершеннолетний, в законе не определен. Суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

В ч. 4 комментируемой статьи содержится примерный перечень требований и ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. В целом эти требования должны быть целесообразными, не должны быть жестокими и причинять вред несовершеннолетнему.

Принудительные меры устанавливаются судом продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет при совершении преступления средней тяжести.

1. Основная цель применения перечисленных в ст.

91 УК мер — добиться, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный его деянием вред, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых — помочь ему исправиться и предупредить новые правонарушения.

3. Наиболее серьезным, безусловно, является

«ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего»
.

При ее реализации несовершеннолетний помещается в условия, позволяющие значительно оградить его от негативных влияний микросреды, направить в русло нормального, правомерного поведения. При этом перечень особых требований, предъявляемых к нему и изложенных в ч.

4 ст. 91 УК, не является исчерпывающим и может быть творчески дополнен рациональными мерами, оказывающими эффект в перевоспитании подростка.

6. Несовершеннолетнему могут быть назначены и требования, не предусмотренные приведенным в ч. 4 коммент. статьи перечнем (например, требование надлежащим образом вести себя в семье, не убегать из дома и т.п.), поскольку последний не является исчерпывающим.

1. Предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений.

(в ред. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 91 УК РФ: уголовный кодекс

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.