Статья 298 гк. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Текущая редакция ст. 298 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Комментарий к статье 298 ГК РФ

1. ГК РФ выделяет четыре основных вида учреждений, осуществляющих деятельность на территории РФ: частное, автономное, бюджетное и казенное. Являясь учреждениями, все они обладают общими и особыми чертами, реализующимися в их деятельности.

Общим для всех видов учреждений является ограничение в части распоряжения имуществом, переданным им собственником или приобретенным на средства собственника. Независимо от вида учреждения обязательным условием осуществления ими распорядительных действий является наличие согласия собственника имущества. Однако виды имущества, в отношении которого требуется получение согласия, различаются:
- для автономного учреждения согласие требуется на распоряжение недвижимым или особо ценным имуществом;
- для бюджетного - только в отношении особо ценного имущества, переданного собственником или приобретенного за счет его средств;
- для казенного учреждения получение согласия собственника является обязательным условием для совершения распорядительных действий в отношении любого переданного ему имущества или имущества, приобретенного за счет средств собственника;
- для частного учреждения необходимость получения согласия не предусмотрена, запрет совершения распорядительным действий в отношении переданного или приобретенного имущества является императивным и действует независимо от наличия согласия собственника.

2. Второй особенностью правового положения учреждения является возможность осуществления им коммерческой деятельности, т.е. деятельности, направленной на получение доходов, извлечение прибыли. По общему правилу, действующему в отношении всех некоммерческих юридических лиц, осуществление коммерческой деятельности допускается лишь для достижения целей, ради которых образовано учреждение при условии закрепления соответствующей возможности в его учредительных документах - уставе. Указанное правило действует в отношении всех видов учреждений. Не соблюдение указанных ограничений нередко влечет за собой применение мер ответственности.

3. Немаловажное место среди особенностей правового статуса учреждения занимает и распределение полученных от его деятельности доходов. Указанная особенность в большей степени характерна лишь для казенного учреждения, поскольку иные виды учреждений вправе самостоятельно распоряжаться полученным ими по результатам деятельности доходами и имуществом, приобретенным на указанные средства. Согласия собственника имущества на распоряжение указанными средствами частному, автономному и бюджетному учреждениям не требуется. Правовой статус казенного учреждения в значительной степени отличается от всех иных, поскольку любые полученные им от своей деятельности средства поступают в бюджет соответствующего уровня и формируют его доходную часть. Казенное учреждение не только лишено возможности самостоятельного распоряжения заработанными средствами, но и права приобретения имущества на такие средства. Любое имущество может быть ему передано исключительно собственником - государством, субъектом РФ или муниципальным образованием.

4. Судебная практика:
- постановление ФАС Московского округа от 23.04.2014 по делу N А40-66125/13-85-641;
- постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N 06АП-2676/2014 по делу N А73-2808/2014;
- постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А40-79178/2013;
- решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2014 по делу N А43-2429/2014;
- решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2014 по делу N А51-26333/2013;
- постановление судьи Нолинского судебного района Кировской области по делу об административном правонарушении от 23.05.2014 по делу N 5-125/2014.

Консультации и комментарии юристов по ст 298 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 298 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

Комментарий к статье 298

1. Говоря о правовом режиме имущества учреждения, важно установить источник появления у учреждения данного имущества, т.е. определить, за счет каких средств оно было приобретено.
Если доходы и имущество получены учреждением за счет деятельности, приносящей доходы, и такая деятельность осуществляется в соответствии с учредительными документами учреждения, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. При этом такое имущество продолжает оставаться в собственности учредителя учреждения.
2. Иной правовой режим у имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и этот режим зависит от вида учреждения. Если по общему правилу частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым таким имуществом, то автономное учреждение без согласия собственника вправе распоряжаться любым имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Под особо ценным движимым имуществом в Законе об автономных учреждениях понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (ст. 3).
Порядок определения видов такого имущества установлен Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 г. N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» . В соответствии с данным Постановлением виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений определяются совместным решением соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, а также в иных сферах, и федерального органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом. Одновременно установлены критерии, исходя из которых должны определяться указанные виды имущества. В то же время названное Постановление исключает отнесение движимого имущества к особо ценному, если такое имущество не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также если оно приобретено федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии в уставом своей деятельности. Соответственно в последнем случае распоряжение имуществом, хотя формально и отвечающим критериям особо ценного, не зависит от решений учредителя и осуществляется учреждением самостоятельно.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 23. Ст. 2802.
При определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений в его состав подлежит включению:
— движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. рублей;
— иное движимое имущество, балансовая стоимость которого не превышает 500 тыс. рублей, без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;
— имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.

В части примеров принятия совместных решений уполномоченными федеральными органами исполнительной власти о видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений можно отметить Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 2 ноября 2009 г. N 138/300 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере средств массовой информации» , которым определены виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере средств массовой информации. К ним, в частности, отнесены компьютеры и оргтехника, балансовая стоимость которых превышает 30 тыс. рублей; программное обеспечение, балансовая стоимость которого превышает 30 тыс. рублей, и т.д.
———————————
Российская газета. 09.12.2009. N 235.

Приказом Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 4 марта 2009 г. N 72/58 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений» определены виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений. К особо ценному движимому имуществу отнесено: а) имущество, необходимое для реализации предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности основных образовательных программ, независимо от его балансовой стоимости; б) имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей, предназначенное для реализации образовательных программ, а также для осуществления иных, помимо образовательной, видов деятельности, предусмотренных типовыми положениями об образовательных учреждениях; в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
———————————
Российская газета. 17.04.2009. N 68.

Следует отметить, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.
3. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Соответственно установленный в соответствии с общим правилом п. 1 комментируемой статьи запрет на распоряжение имуществом учреждения не распространяется на полученные учреждением соответствующие доходы.
4. Для отдельных видов учреждений законами установлены дополнительные особенности распоряжения имуществом, которые содержат ряд исключений из общего правила, запрещающего учреждению отчуждать закрепленное за ним имущество или иным образом распоряжаться им.
В частности, такие особенности содержатся в ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, имеют право без согласия собственника на имущество, но с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ.
Специальными ограничениями для такого учредительства — без разрешения собственника имущества — выступают два условия. Во-первых, применение критерия определения сферы осуществляемой таким хозяйственным обществом деятельности. В данном случае деятельность данных обществ должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Во-вторых, внесение в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ данными учреждениями права использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые сохраняются за данными высшими учебными заведениями. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям и должны принадлежать учредившим соответствующее хозяйственное общество бюджетным образовательным учреждениям.
После учреждения указанных хозяйственных обществ бюджетные образовательные учреждения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых данные высшие учебные заведения являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. При этом доходы от распоряжения указанными долями (акциями), часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными высшими учебными заведениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных высших учебных заведений.
Аналогичные полномочия по учреждению хозяйственных обществ предоставлены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетным научным учреждениям и созданным государственными академиями наук научным учреждениям.
5. Для отдельных видов учреждений установлены особенности в части предоставления в аренду закрепленного за ними имущества.
Согласно п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение с согласия учредителя или самостоятельно, если образовательное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между образовательным учреждением и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся, а также работников образовательного учреждения и для прохождения ими медицинского обследования. При этом между такими государственными некоммерческими организациями и (или) муниципальными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.
Аналогичные полномочия в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании предоставлены высшим учебным заведениям, которые с согласия учредителя (собственника) и на основании договоров имеют право предоставлять научным организациям в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использовать на основании договоров движимое и недвижимое имущество, принадлежащее научным организациям на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения. Одновременно предусмотрено, что на основании договора между высшим учебным заведением и медицинским учреждением последним может быть предоставлено в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания обучающихся и работников высших учебных заведений и для прохождения ими медицинского обследования. Во всех перечисленных случаях указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.
6. Отдельные виды учреждений вправе получать доход от сформированного в установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон о целевом капитале) порядке целевого капитала. При этом под целевым капиталом понимается сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 38.
В Законе о целевом капитале не исключается возможность формирования целевого капитала некоммерческих организаций, в том числе за счет бюджетных средств, если такая возможность предусмотрена федеральным законом (ч. 1 ст. 1).

Закон о целевом капитале содержит закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые вправе выступать собственниками целевого капитала. К таким организациям отнесены фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд и религиозная организация (ст. 2 Закона о целевом капитале). Одновременно возможность формирования целевого капитала и использования полученного дохода ограничена конкретными целями его использования в определенных сферах деятельности, к которым отнесены сферы образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).
В настоящее время отмечается два случая, когда некоммерческая организация, являющаяся учреждением, вправе сформировать целевой капитал для получения дохода, используемого для финансирования своей уставной деятельности. Имеются в виду учреждения, являющиеся религиозными организациями, и общественные учреждения, являющиеся общественными организациями.
В частности, согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» к религиозным организациям отнесены созданные централизованной религиозной организацией учреждения, в том числе учреждения профессионального религиозного образования. Вместе с тем следует отметить, что религиозные организации, в том числе являющиеся учреждениями, обладают особым правовым статусом по сравнению с учреждениями в иных сферах деятельности. В частности, любые религиозные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью. При этом религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Общественным учреждением согласно ст. 11 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. В отличие от учреждений, являющихся религиозными организациями, общественные учреждения по общему правилу в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления. Такие учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменного разрешения собственника. Вместе с тем, если в соответствии с учредительными документами общественному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.


1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Комментарии к статье 298 ГК РФ

1. В составе имущества, имеющегося у учреждения на праве оперативного управления, выделяется имущество, приобретенное за счет средств, выделенных собственником по смете, и имущество, полученное за счет средств от самостоятельной деятельности учреждения.

Имущество, полученное от собственника или приобретенное за счет полученных от него средств, не может быть предметом отчуждения или иных сделок по распоряжению имуществом, даже если собственник дал на это согласие.

Если собственник считает, что имущество не используется или используется не по назначению, он вправе изъять его и распорядиться им по своему усмотрению. Но санкционировать распоряжение этим имуществом учреждением, равно как и предписывать учреждению определенный порядок распоряжения имуществом, собственник не может.

2. Закон об образовании предусматривает право образовательного учреждения выступить в качестве арендодателя в отношении закрепленного за ним имущества.

3. Имущество, приобретенное за счет средств от самостоятельной деятельности учреждения, поскольку такая деятельность разрешена учредительными документами, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения.

Судебная практика признает, что имущественной базой ответственности учреждения по своим обязательствам независимо от того, возникли ли эти обязательства по основаниям, связанным с его основной деятельностью (например, образовательной), или в связи с дополнительной деятельностью, приносящей доходы, является все имущество учреждения, в том числе полученные доходы. И лишь при отсутствии средств возникает субсидиарная ответственность учредителя в порядке ст. 120 ГК РФ.