Распоряжается муниципальной землей. Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся? Какие земли находятся в муниципальной собственности

Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ):

1. земли городских, сельских поселений;

2. прилегающие к ним земли общего пользования;

3. рекреационные зоны;

4. земли, необходимые для развития поселений;

5. другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления).

Статья 19 ЗК РФ . Муниципальная собственность на землю

В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК», до разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

1. признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

2. приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например, купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

Муниципальная собственность на землю представляет собой совокупность имущества, принадлежащего муниципальному образованию (городам, поселкам). Помимо самой , в эту входит иное движимое и недвижимое имущество, коммунальные сети, жилой и нежилой фонд, сооружения.

Распоряжение указанной собственностью осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования.

Города владеют земельными участками, которые играют важнейшую роль в обеспечении комфортных условий для жизни граждан, позволяют удовлетворять запросы жителей города. Данная собственность также играет роль обеспечения сохранения культурно-исторического наследия городов. Примерами такого рода собственности являются парки, архитектурные памятники, дороги и площади города, природные ландшафты, имеющие высокую ценность, недра. Городская собственность охватывает и такие важные для жизнеобеспечения объекты, как системы , .

Территории социально-культурного значения , среди которых – учебные заведения города, больницы, библиотеки, дома престарелых, детские сады, ясли, спортивные комплексы, также относятся к муниципальной собственности.

По закону в муниципальной собственности находятся следующие участки земли:

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов.
  2. Право муниципальной собственности на которые возникло в рамках разграничения государственной собственности на землю.
  3. Приобретенные по гражданско-правовым основаниям.
  4. Безвозмездно переданные муниципалитетам из собственности РФ.

Данные о конкретных объектах, имеющих принадлежность к муниципалитету, можно найти в официальном перечне. Таковым является Реестр земельных участков муниципальной собственности .

Территории, от которых отказались их обладатели, с момента регистрации переходят в собственность города, поселения. Земли на межселенных местах переходят во владения муниципалитета района, к которому относится участок.

Данные положения определяются , регулирующей широкий круг вопросов муниципальной собственности на землю.

Бесплатная передача земли в муниципальную собственность

Предоставление федеральных территорий муниципалитетам регулируется . и осуществляется по заявлению главы муниципального образования. Заявление направляется в адрес федерального собственника данного земельного участка. Безвозмездная передача земель в муниципальную собственность допускается по различным основаниям. К их числу можно отнести:

  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке генеральных планов и правил землепользования и застройки соответствующих территорий.
  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке схем территориального планирования.

Территории, которыми владеют субъекты РФ и муниципалитеты, переходят во владение других субъектов (Москва, Санкт-Петербург, а также Севастополь) для эксплуатации гражданами и организациями некоммерческого типа, если имеются причины чтобы оформить бесплатную передачу земель данным людям.

Пример по муниципальной собственности на землю

Александр имел в собственности территорию, которую в течение 20 лет использовал в качестве огорода. После приобретения квартиры в областном центре, желание проживать и работать за чертой города у Александра пропало, соответственно, содержать эту территорию ему больше не было смысла. Он решил безвозмездно отдать эти земли муниципальным органам с целью обустройства там , в которой нуждался поселок. Владелец написал заявление о передаче частной собственности в муниципальную бесплатно. Просьбу приняли в соответствии со всеми необходимыми нормами и предписаниями. Данная территория стала принадлежать муниципалитету поселения и использоваться для обеспечения нужд жителей упомянутого поселка.

Заключение

Основные положения, касающиеся передачи территорий во владения муниципальных органов:

  • имущество муниципалитетов городов и поселений не является государственным; его в рамках закона эксплуатируют местные власти для обеспечения комфортных условий жизни горожан;
  • права муниципальных органов на обладание конкретными землями, а также их бесплатное получение, регулируются Земельным кодексом РФ;
  • территория, входящая во владения муниципалитета, может включать в себя важнейшие исторические места, парки, территории учреждений здравоохранения и множество других земель, необходимых для качественного функционирования населенного пункта;
  • право муниципальной собственности на землю передается и на территории, от которых отказались их законные владельцы.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о муниципальной собственности на землю

Вопрос: Может ли гражданин, который заинтересовался земельным участком, являющимся частью городского парка и принадлежащим муниципальному образованию, безвозмездно получить эту территорию для использования в личных целях? Елена.

Ответ: Здравствуйте, Елена. Нет, разумеется, данное действие запрещено, поскольку земли, которые являются зарезервированными территориями для обеспечения муниципальных потребностей, нельзя самовольно использовать в коммерческих целях. Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в Гражданском Кодексе РФ, .

Аренда – наиболее популярная сделка с земельными участками.

В результате заключения договора аренды между сторонами возникают долгосрочные отношения.

Необходимо учитывать специфику сделки, чтобы минимизировать риск возникновения угроз различного характера, в целях исключения признания сделки недействительной или незаключенной.

Чтобы разобраться в правилах аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, следует всесторонне рассмотреть вопрос.

Согласно ФЗ от 23.06.2015 г. № 171-ФЗ , порядок предоставления в аренду земли, находящейся собственности государства, изменен.

С момента вступления в силу данного закона участки публичной собственности получить в аренду сможет только лицо, победившее в торгах.

Торги могут быть электронными и проводиться в любой, разрешенной законом, форме: аукцион, конкурс и др.

Важно понимать, что аукцион предусматривает состязание только в части разницы в цене, тогда как участники конкурса соревнуются по комплексу условий, в том числе и по размеру аренды. Таким образом, аукцион выигрывает предложивший максимальную сумму, а победителем конкурса – является тот, кто предоставит наиболее выгодные для арендодателя условия.

Торги состоят из определенных этапов:

  • Уведомление о проведении;
  • Разработка документации;
  • Подача, прием и рассмотрение заявок;
  • Ведение торгов;
  • Заключение договоров с победителями.

Уведомление о проведении торгов необходимо опубликовать не менее, чем за один месяц до его начала. Объединять несколько участков в один лот запрещено.

В извещении о торгах должны быть изложены условия договора, определенные организатором мероприятия.

Помимо этого, в уведомлении должны быть указаны:

  • Место, время и форма торгов;
  • Объект имущества;
  • Существующие обременения земельного участка;
  • Порядок проведения мероприятия (оформление участия, критерии отбора, определение победителя);
  • Начальная цена.

Эти требования изложены в п.2 ст. 448 ГК РФ .

Аренда земельных участков публичной собственности без проведения аукционов допустима для следующих лиц:

  • Товариществам собственников жилых помещений;
  • Образовательным учреждениям любых форм собственности, в т.ч. муниципальным и государственным;
  • Лицу, признанному единственным участником торгов или единственному подавшему заявку;
  • Частным медицинским учреждениям.

Аренда земельного участка в муниципальной собственности

Земельный участок в аренду имеют возможность получить не только юридические, но и физические лица. Обе категории арендаторов имеет некоторые особенности, о которых следует знать.

Важно указывать в заявлении необходимый вид права на землю публичной собственности – аренда.

Физлица

Чтобы получить землю для личного использования, физическим лицам необходимо уточнить в администрации района, свободен ли участок и доступен ли он для найма.

Если целью аренды не является строительство, администрация предложит различные доступные варианты.

После выбора, участок необходимо зарегистрировать и заключить договор аренды.

Аренда участка под застройку имеет свои нюансы. Такая земля дается в аренду только через торги.

Для инициации конкурса или аукциона необходимо выяснить характеристику участка и озаботиться тем, чтобы ему был присвоен кадастровый номер. Только после этого земля может быть предложена для найма. Если желающих больше не появится, договор будет заключен с единственным участником торгов. В случае появления конкурентов необходимо подготовиться к торгу.

Для возможности участвовать в аукционе, физлицо должно подготовить документы:

  • паспорт;
  • заявление на участие, оформленное по образцу. В нем указываются банковские реквизиты, на которые вернут задаток в случае проигрыша;
  • квитанция, подтверждающая внесение задатка.

Юрлица

Представителям предприятий, пожелавших участвовать в аукционе, необходимо написать заявление с указанием реквизитов и представить квитанцию.

К этому они должны приложить сведения о государственной регистрации фирмы.

Лицо, не имеющее регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, не может быть допущено к торгам.

Получить муниципальную землю в аренду могут только те юридические лица, которые согласовали размещение объектов со всеми инстанциями. Государство оставляет за собой право дать разрешение на аренду без торгов предприятиям, собирающимся развивать арендуемые площади.

Налог на добавленную стоимость

Собираясь взять в аренду участок муниципальной собственности, необходимо узнать об НДС.

Если участок сдает муниципалитет или государственный орган, плата за его наем не облагается налогом на добавленную стоимость.

Если говорить о субаренде, то следует знать, что в этом случае НДС будет начислен, поскольку земля арендуется у частника, а не государства.

Сложности могут возникнуть в том случае, если арендатором является ИП или юрлица. Получая в аренду землю публичной собственности, они освобождаются от оплаты НДС, однако должны выступать в качестве налогового агента, взимающего налог с арендодателя. При расчете налога должна учитываться сумма не только непосредственно аренды, но и НДС на нее.

При таких условиях у арендатора возникает необходимость в совершении следующих действий:

  • Оформление счет – фактуры. Физлицо выписывает счет, на котором должна быть поставлена пометка «без налога». Документ необходимо зарегистрировать в книгах покупок и продаж.
  • Своевременно сдавать декларации о НДС. В документе должен быть заполнен 7 раздел (операции, не облагающиеся налогом). Подавать декларацию в налоговый орган необходимо ежемесячно, не позднее 20 числа.

ИП, не выполняющие данные условия, облагаются штрафами.

Договор аренды

Если торги выиграны, необходимо, в первую очередь, направиться в кадастровый орган. Требования, расценки и заявления тут свои, это необходимо принять и быть готовым все оплатить. Получив план кадастра, следует вновь вернуться в администрацию за постановлением уполномоченного органа о передачи земли в аренду – именно этот документ называется договором аренды.

Не стоит ставить под договором торопливую подпись – следует взять его на тщательное изучение. Вероятно, в какие-то пункты потребуется внести изменения.

В том случае, если условия договора устраивают обе стороны, необходимо зарегистрировать договор в Росреестре.

Каким условиям должен соответствовать договор аренды:

  • Земля – имущество недвижимое, поэтому договор на срок более года подлежит регистрации в юстиции.
  • Характеристики объекта аренды необходимо согласовать: указать площадь, границы и другие. Необходимые данные можно найти в кадастровом паспорте.
  • Обязательно указание цены аренды.
  • Должен быть прописан срок отношений арендатора с арендодателем.

Правоустанавливающие документы на землю:

  • свидетельство о собственности;
  • кадастровый паспорт;
  • акт о предоставлении права распоряжения участком.

Оформление договора аренды допустимо только после постановки объекта недвижимости на кадастровый учет.

  1. Право аренды разрешено включать в состав уставного капитала организации или делать предметом залога. В обоих случаях необходимо известить арендодателя.
  2. Перед передачей участка в субаренду первоочередная задача – уведомление арендодателя.
  3. Заключая договор, можно предусмотреть право выкупа земли. В этой ситуации должна быть прописана цена выкупа. Первоочередными покупателями являются собственники зданий, имеющихся на арендованной собственности. Если имеются нарушения аренды – в выкупе будет отказано.
  4. Для внесения изменений в договор необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое ожидает судьба основного документа: если договор нуждается в госрегистрации, доп. соглашение – аналогично.
  5. Арендаторам рекомендуется постараться исключить пункты, предусматривающие изменение любых условий, в том числе размера арендной платы, по инициативе арендодателя в одностороннем порядке.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Под предоставлением следует понимать первичное выделение новых земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, лицам, которые не обладали правами на данный земельный участок. Этим предоставление отличается от переоформления, которое заключается в изменении существующих прав на земельный участок.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной , в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе устанавливать случаи, при которых могут передаваться бесплатно земельные участки из фонда перераспределения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 10 ФЗ «Об обороте сельскохозяйственных земель»).

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

  • изъятия земельных участков из оборота;
  • установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
  • резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с ст. 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Реализация права на бесплатное приобретение земельного участка: Видео

Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям . Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством . В муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. Муниципальным образованиям для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться в собственность земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

В субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.

Отметим, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.