Производство по делам о гражданстве российской федерации. Глава vii. Процедура исполнения решений

Производство по делам о гражданстве регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства 2002 г., утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., который в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» упрощает процедуры приобретения гражданства РФ для некоторых категорий лиц. Заявление по вопросам гражданства (о приобретении, выходе и др.) подается в двух экземплярах в территориальный орган МВД субъекта Федерации, за границей - в посольство, консульство РФ лично. Предъявляется удостоверение гражданства, другие документы, представляются три фотографии. При выходе из гражданства РФ необходимы справки от органов, ведающих налогообложением, об отсутствии задолженности, документ, свидетельствующий о возможности предоставления выходящему другого гражданства (если заявление о выходе подается за границей, необходим документ о снятии с учета по месту жительства в Российской Федерации). Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности или физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим человеком и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте. В этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяются нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей - консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства РФ (например, согласие другого родителя в случае изменения гражданства детей) излагается в письменной форме и удостоверяется нотариально или должностным лицом дипломатического представительства, консульского учреждения (за границей).



При приеме в гражданство в общем порядке представляются вид на жительство, документ о законном источнике средств к существованию, документ, подтверждающий отказ от иностранного гражданства, документ, подтверждающий владение русским языком (от представления последнего документа освобождаются мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет, недееспособные, инвалиды I группы). Лица, родившиеся на территории СССР и имевшие гражданство СССР, при приеме в гражданство РФ представляют только свидетельство о рождении или паспорт гражданина СССР образца 1974 г., лица, состоящие в браке с гражданином РФ, - свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего российское гражданство.

Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке или выходе из него осуществляется в течение года. Заявления по вопросам гражданства в упрощенном порядке рассматриваются в течение шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему- должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской

Федерации.

Конституция (ст. 62 п.3) "Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или международным договором РФ. Положения части 3 устанавливают конституционные основы правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Согласно ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в РФ" иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

1) Иностранные граждане равны перед законом, независимо ни от чего, они обязаны соблюдать К. РФ, ее законодательство.

2) Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане могут работать на общих основаниях с гражданами РФ.

3) Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование.

4) Могут вступать в профсоюзы, различные общественные объединения.

5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища.

6) Не обладают избирательными правами.

7) Не могут занимать государственные должности.

8) Не несут воинских обязанностей.

9) Допускается передвижение по территории РФ, выбор места жительства.

10) Могут устанавливаться ограничения в интересах обеспечения государственной безопасности.

11) При совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

Эти же положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не предусматривается законодательством, но они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами.

Конституция (ст. 63) РФ предоставляет политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача лиц преследуемых за политические убеждения и за действия не признаваемые в РФ преступлениями. За иные преступления выдача осуществляется в соответствии с ФЗ и иными преступлениями.

Процедура принятия решений по вопросам гражданства имеет исключительно важное значение. Эта деятельность носит строго регламентированный характер и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, Инструкцией по рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений об изменении гражданства, утвержденной приказом МВД России № 82 от 6 февраля 2003 г., а также иными нормативными актами.

Вопросы, связанные с приобретением гражданства Российской Федерации по международным договорам, регулируются законодательством Российской Федерации и существующими международными договорами (например, Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.).

Заявления по вопросам гражданства РФ, документы, необходимые для приобретения и прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя в территориальный орган МВД России. Лица, проживающие за рубежом и не имеющие места жительства в России, подают заявления по вопросам гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение России за границей.

При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Не принимается к рассмотрению заявление лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, например, служебным паспортом, дипломатическим паспортом или паспортом моряка.

В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве РФ, представляется копия свидетельства о перемене фамилии, имени и отчества. При изменении гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью.

Обязательным условием оформления дел по вопросам гражданства является личное заявление лица. Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. При приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, предусмотренные Положением о порядке рассмотрения вопросов о гражданстве РФ, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица заверяются подписью сотрудника органа внутренних дел на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа.



В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер, и это подтверждается документально, то заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, возвращаются заявителю. Представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления.

При подаче заявления о приеме в гражданство РФ или выходе из гражданства РФ, а также при определении гражданства РФ по заявлениям заинтересованных лиц на территории РФ взимается государственная пошлина, а за пределами РФ консульский сбор в порядке, установленном законодательством РФ. В том случае, если заявления по вопросам гражданства Российской Федерации отклоняются, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращается.

Особенности производства по делам о гражданстве Российской Федерации зависят от того, осуществляется приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в общем или упрощенном порядке.



Под общим порядком приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации понимается порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве.

Под упрощенным порядком приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации понимается порядок рассмотрения и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве.

Заявление об изменении гражданства в общем порядке, поданное лицом, проживающим на территории Российской Федерации, и представленные заявителем документы после их проверки вместе с заключениями органа внутренних дел и территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иными имеющими отношение к делу материалами направляются в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

МВД России дает заключение на заявление и направляет его вместе с необходимыми документами и материалами в Федеральную службу безопасности Российской Федерации. Федеральная служба безопасности Российской Федерации осуществляет проверку представленных документов, материалов, а также содержащиеся в них сведений в отношении лиц, достигших возраста 14 лет, и дает соответствующее заключение.

Заявление вместе с документами и материалами, включая указанные заключения, направляется в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ для предварительного рассмотрения и подготовки предложений Президенту РФ.

В заключении указываются сведения о заявителе и его родственниках, основанные на представленных заявителем документах и результатах соответствующих проверок, дается оценка мотивам, побудившим изменить гражданство, излагается аргументированное мнение по существу заявления, а также указывается статья (часть, пункт) Федерального закона, подлежащая применению по данному заявлению. Заключение утверждается (подписывается) руководителем полномочного органа.

Срок рассмотрения заявлений в МВД России, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности РФ и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом из указанных органов.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство в общем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке принимаются МВД России и его территориальными органами. Такие решения принимаются органами внутренних дел по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Рассмотрение заявлений об изменении гражданства в упрощенном порядке и принятие по ним решений осуществляется в срок до 6 месяцев со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и восстановлении в гражданстве либо для отказа о выходе из гражданства РФ, полномочным органом принимается решение об отклонении заявлений. По общему правилу, в случае отказа в приеме, восстановлении или прекращении гражданства лицо может обратиться в полномочный орган через год. Однако при наличии достаточных обстоятельств, т. е. которые не были или не могли быть известны заявителю и которые нельзя было предвидеть, повторное рассмотрение дела может быть проведено в более ранний срок (например, смерть супруга, от которого зависело решение вопроса об изменении гражданства ребенка).

Исполнение решений по вопросам российского гражданства. Любое принятое решение по вопросам гражданства должно быть исполнено. Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории России, возложено на органы внутренних дел. Они обязаны довести до сведения заявителей содержание принятых решений и выдать им соответствующие документы.

При изменении места жительства заявителя в период рассмотрения его заявления информация о принятом по его заявлению решении направляется органом внутренних дел, принявшим заявление к рассмотрению, в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения.

О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, органы внутренних дел уведомляют заявителя в месячный срок со дня издания Президентом РФ соответствующего указа.

О решении, которое принято по заявлению об изменении гражданства в упрощенном порядке, заявитель уведомляется органами внутренних дел в месячный срок со дня принятия ими решения.

О решении, принятом по заявлению о приобретении гражданства РФ лица, имеющего иное гражданство и обратившегося в полномочный орган соответствующего иностранного государства с заявлением об отказе от гражданства этого государства, органы внутренних дел уведомляют полномочный орган соответствующего иностранного государства. Такое уведомление осуществляется путем направления в полномочный орган соответствующего иностранного государства копии обращения заявителя об отказе от имеющегося у него гражданства этого иностранного государства, в которую вносится запись о решении, принятом в отношении заявителя.

Лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство Российской Федерации, органами внутренних дел выдается паспорт гражданина Российской Федерации и (или) вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации.

Лицам, у которых гражданство Российской Федерации прекращено, паспорт гражданина Российской Федерации и /или вкладыш в свидетельство о рождении изымаются. Сведения о ребенке, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, содержащиеся в паспорте его родителя, сохраняющего гражданство Российской Федерации, аннулируются.

Лицам, проживающим на территории Российской Федерации, у которых прекращено гражданство Российской Федерации, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Сведения о лицах, в том числе и о детях, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства в упрощенном порядке, вносятся в соответствующие электронные базы данных и ежеквартально направляются органами внутренних дел в МВД России, которые затем представляют эти сведения в Комиссию.

Контроль за исполнением решений о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории России, возложен на МВД России.

Определение наличия гражданства Российской Федерации. Наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено:

а) паспортом гражданина Российской Федерации;

б) дипломатическим паспортом;

в) служебным паспортом;

г) паспортом моряка;

д) паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.;

е) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации.

При отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и т. п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка факта выдачи лицу указанного документа на законных основаниях. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. (день вступления в силу Закона о гражданстве РФ 1991 г.) и позднее; сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность; основания направления запроса и его содержание.

К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ.

Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации. В демократическом государстве важнейшей гарантией прав человека и гражданина является право на обжалование решения. Исходя из этого Закон предусматривает возможность судебного и административного обжалования решений по вопросам гражданства и процедуру разрешения коллизий.

Наивысшей степенью защиты права человека на гражданство, его приобретение и прекращение является судебная жалоба. Закон устанавливает, что решение полномочного органа об отклонении заявления по вопросам гражданства, т. е. отказ в удовлетворении ходатайства заявителя, может быть обжаловано в суд. Исковое заявление в суде по вопросам гражданства рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Действия должностных лиц, нарушающие порядок принятия к рассмотрению заявления по вопросам гражданства, а также порядок исполнения принятых полномочными органами решений, могут быть обжалованы также в административном порядке, т. е. в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу либо в суд.


Производство по делам о гражданстве РФ это процедура, совершаемая специально уполномоченными органами исполнительной власти, направленная на установление или прекращение гражданство России.

Гражданин России получает гражданство автоматически с момента рождения. Другие лица не граждане России желающие приобрести гражданство РФ, должны пройти определенную процедуру.

В нее входит ряд требований, которые должны быть соблюдены и в совокупности это послужит основанием для совершения процедуры принятия в гражданство России. Данные требования носят обязательный характер, невыполнение которых влечет отрицательное решение уполномоченного органа.

В этой статье:

Порядок приема в гражданство РФ

Каждый иностранный гражданин, желающий приобрести гражданство России должен обладать следующими требованиями. Подать заявление в органы ФМС России, представительство или консульство России. Заявление подается в письменной форме и лично этим гражданином.

Выполнить предписания закона о гражданстве РФ:

  • проживание на территории России определенное количество времени. Этот срок проживания зависит от общего или упрощенного порядка;
  • достигнуть возраста 18 лет, обладать дееспособностью;
  • знание русского языка;
  • обязанность соблюдать Конституции и законы России;
  • иметь заработок в России;
  • отказаться от имеющегося гражданства. Это может не потребоваться, если прямо не предусмотрено международным договором.

Уплатить государственную пошлину.

Получить решение уполномоченного органа о принятии в гражданство.

Таким образом, порядок принятия в гражданство РФ имеет четкую систематизированную процедура, установленную законодательством РФ. Несоблюдение данных предписаний влечет отказ в предоставлении гражданства.

Принятие решений по вопросам гражданства

Процесс принятия решений по вопросам гражданства четко урегулирован действующим законодательством. К компетенции принятия в гражданство относятся следующие органы и должностные лица:

1) Президент РФ, является основным лицом, решающим данный вопрос. Полномочия Президента в этой сфере закреплено Конституцией России. Именно последнее слово Президента РФ послужит основанием принятия иностранного гражданина в ряды граждан России.

2) Федеральная миграционная служба РФ. На данный орган возлагается основной процесс принятия в гражданство и оформление всех необходимых документов. Именно в этот орган организован прием желающих, оформить гражданство. Существуя на федеральном уровне, система организована таким образом, что в каждом регионе есть свое территориальное подразделение. В отдельных случаях, ФМС России может принять непосредственное решение о принятии в гражданство. Таким случаем будет принятие в упрощенном порядке. Но, так или иначе, вопрос останется на контроле у Президента России.

3) Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульства, находящиеся за пределами России. Данные органы также вправе оказывать содействие гражданам России и иностранным гражданам по вопросам гражданства. Так, например, покровительство, защиту гражданин РФ может получить и за рубежом.

Отказ в принятии гражданства РФ

В законе урегулированы случаи отказа в принятии гражданства РФ.

К таким случаям может относиться следующее:

Во всех случаях отказа в принятии в гражданство гражданин подлежит немедленному выдворению за территорию России, либо в отношении него возбуждается уголовное дело.

За несоблюдение требований приема в гражданство, повторно подать заявление можно не ранее чем через год.

Как вид конституционно-правовых производств производство по делам о гражданстве представляет собой урегулированную законодательством деятельность полномочных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению вопросов приобретения и прекращения гражданства.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» и Положением «О порядке рассмотрения вопросов гражданства, делами о гражданстве ведают : Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

К полномочиям Президента РФ относятся: принятие решений по вопросам приема в гражданство РФ в общем порядке; восстановление в гражданстве РФ в общем порядке; разрешение гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; принятие решения выхода из гражданства РФ в общем порядке. По данным вопросам Президент издает указы.

Иные государственные органы осуществляют в основном подготовительную работу . Комиссия при Президенте структурно входит в состав Администрации Президента, рассматривает заявления о приобретении и прекращении гражданства. Компетенция Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел по решению вопросов гражданства идентична, с той лишь разницей, что МВД и его органы рассматривают такие дела в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а МИД - в отношении лиц, проживающих за пределами РФ. В круг их полномочий входит: прием заявлений по вопросам гражданства, проверка фактов и представляемых документов, направление заявления вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте, определение принадлежности лиц к гражданству РФ и др.

Законодательство в иных случаях допускает процедуры оформления и решения вопросов гражданства в упрощенном льготном порядке. Для решения вопроса о прекращении и приобретении гражданства в упрощенном порядке подается заявление; решение по этому вопросу принимается соответствующими органами внутренних дел либо дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ; оформляются решения заключением или представлением; срок рассмотрения не более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под упрощенный порядок, оформляется заявление на имя Президента. Принятое им решение оформляется в виде указа; срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства и принятия решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке осуществляется в срок до 1 года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через 1 год. Заявление подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами РФ - в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение). Гражданство считается приобретенным или прекращенным со дня издания указа Президента РФ или принятия решения полномочным органом.