Признаки банкротства и меры реагирования. Меры по предупреждению банкротства. Из чего состоит

Любая организация без постоянных финансовых вливаний и при наличии жесткой конкуренции имеет высокие . Банкротство неизбежно, если вовремя не принять меры по его предупреждению и профилактике. Предупреждение банкротства организации – процесс многоэтапный и сложный. Чтобы выяснить причины и нормализовать работу компании, нужно обладать знаниями в экономике, маркетинге, менеджменте и бухгалтерии, а также иметь неплохую интуицию. Мы расскажем, какие меры по предупреждению банкротства организации следует предпринять, чтобы не нарушать закон и вовремя поддержать состоятельность своей компании.

Понятие и процесс

Предупреждение банкротства – это ряд мероприятий, направленных на улучшение характеристик и деятельности компании. Основная цель – . Во время процесса выявляются причины и факторы, которые пагубно влияют на организацию, принимаются меры по уменьшению или устранению угроз.

Для осуществления профилактических мероприятий применяются различные системы и методики, которые помогают вовремя выявить несостоятельность компании. Это дает возможность владельцам своевременно принять меры и избежать банкротства. Успешность зависит от качества и количества доступной информации, которую используют для анализа. При этом учитываются не только внутренние факторы, но и внешние.

Определяем причины и прогнозируем

Важным процессом при профилактике банкротства является определение типичных его причин. По закону РФ, любое юридическое лицо, которое является самостоятельным субъектом, обязано вовремя принять меры по предотвращению банкротства компании. На государственном уровне продумана целая система по предупреждению угроз.

Системой предупреждения банкротства называется объединение органов государственного управления и организаций, которые вместе принимают профилактические меры и дают предварительную оценку вероятности банкротства компании. Субъекты системы предупреждения банкротства сотрудничают между собой и разрабатывают методики, которые предупреждают несостоятельность компаний. Но лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины. Это даст возможность вовремя принять меры по устранению этих причин.

Лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины.

Методов прогнозирования несостоятельности организации более десяти. В каждом конкретном случае он выбирается в зависимости от доступности данных и сроков. По эффективности выделяются несколько методов прогнозирования банкротства организации.

Экстраполяция

Это метод прогнозирования состояния организации за небольшой отрезок времени ее деятельности. Как правило, причиной банкротства организации является ухудшение ее финансового состояния в связи с экономическими изменениями в государстве. Для прогнозирования берется короткий промежуток времени, за который оценивается финансовое состояние организации, и аналогичный за прошедший период.

При анализе выявляется статистический ряд, который используется в прогнозировании. Результат прогноза по методу экстраполяции может меняться в зависимости от взятого промежутка и общей экономической ситуации в государстве. Например, в связи с санкциями 2016 года, по прогнозу, риски банкротства компаний, которые сотрудничают с зарубежными фирмами, высокие. Но с отменой санкций риски сокращаются на 85%.

Экспертная оценка

Этот метод используют при нестабильной экономике и более продолжительном периоде анализа. На практике метод экспертной оценки довольно прост. Для осуществления прогнозирования собирается группа из экспертов, которым раздают анкеты с вопросами по организации. Ответы должны выражаться цифрами, например от 1 до 10. Экспертам необходимо дать оценку изменениям в компании по определенным параметрам. По результатам выводят среднее арифметическое и делают прогноз о рентабельности бизнеса в дальнейшем.

Этот метод считается одним из самых точных, так как оценивать организацию будут эксперты в различных отраслях: экономике, финансах и прочем.

Моделирование

Метод прогнозирования банкротства организации путем моделирования – самый популярный на сегодня в России и за рубежом. Специальное ПО по введенным данным проводит статистику и делает анализ платежеспособности организации. При помощи метода моделирования в прогнозе учитываются данные сразу из различных областей: экономики, статистики, демографии, бухгалтерии, социологии.

Метод прогнозирования банкротства организации путем моделирования – самый популярный на сегодня в России и за рубежом.

Этим методом легко выявить как внутренние, так и внешние факторы, которые могут привести к банкротству организации. Например, становится явным воздействие одного сотрудника на другого, приводящее к действиям, которые противоречат законодательству и способствуют ухудшению финансового состояния компании.

Действия после прогнозирования

Прогнозирование – это самый первый этап на пути предупреждения банкротства. На его основе разрабатывается целая система мероприятий по предупреждению несостоятельности организации.

При борьбе с несостоятельностью компании так или иначе затрагивается . В некоторых случаях организацию ограничивают в ее законных правах. Но эти методы применяются редко и никогда не нарушают законодательство РФ. Субъекты, которые занимаются предупреждением банкротства, всегда действуют только в законных рамках. Как любые правоохранительные органы, они должны не только выявить преступление, но и объяснить его причину. К ним относят также налоговую полицию, прокуратуру.

Согласно гл. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ, учредители компании, как только появляются первые признаки банкротства, должны принять соответствующие меры по предупреждению неликвидности организации.

Решить проблему и не допустить банкротства организации можно несколькими способами:

  1. Финансовая помощь от учредителей организации или иных лиц. Если вы сами не в силах предотвратить банкротство, то можно поискать инвесторов, готовых оказать вам финансовую помощь на определенных условиях.
  2. При помощи перераспределения структуры пассивов и активов компании.
  3. Повысить размер уставного капитала компании.
  4. Другие способы, которые не противоречат законам РФ.

Если меры по предупреждению банкротства найдены, то составляется план по восстановлению платежеспособности, и информация отправляется контролирующим органам власти. Это регламентировано ст. 183.2 Закона № 127-ФЗ.

В плане восстановления платежеспособности организации подробно расписывается финансовое состояние компании, меры по предотвращению несостоятельности и сроки их выполнения. Сроки не могут затягиваться более чем на 6 месяца с момента появления основания для их реализации. К плану прилагаются документы, которые подтверждают реальность выполнения действий. Контролировать исполнение плана по восстановлению платежеспособности организации будут компетентные государственные органы – налоговая полиция или прокуратура.

Чтобы не нарушать закон, необходимо вовремя проводить анализ своей компании на платежеспособность и состоятельность. Если результаты прогнозов неутешительные, то постарайтесь найти причины финансового краха. Если вовремя принять меры по предотвращению банкротства организации, то компания продержится на плаву в сложные времена и встанет на ноги.

Мероприятия по предупреждению банкротства в узком смысле - меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, т.е. меры, связанные с устранением условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника. Досудебные мероприятия применяются в период предбанкротного состояния должника, когда во-первых, его платежеспособность уже пошатнулась; во-вторых либо еще нет оснований для заявления о банкротстве, либо основание есть, но ими еще никто не воспользовался.

Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Наиболее распространенными мерами предупреждения и предотвращения банкротства принято считать:

1. Выделение денежных средств организации-должнику по договору займа (кредита) учитывая условия, которые позволяют выполнить текущие требования должника;

2 Обеспечение поручительств либо банковских гарантий должнику;

3. Отсрочка и/или рассрочка платежа.

4. Перевод долга организации-должника на другие лица с соглашения кредиторов.

5. Прекращение, прощение долга: обязательство прекращается в результате снятия кредитором с должника лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает чужие права в отношении имущества должника. Долг может быть прощен как полностью, так и частично.

6. Новация долга. Предусматривает замену существующего долга на иной путь изменения предмета или способа исполнения обязательства;

7. Дополнительные различные вложения в уставный капитал организации.

Досудебная санация – одна из предупредительных процедур, направленных на предупреждение несостоятельности должника до подачи заявления о возбуждении конкурсного процесса в арбитражный суд. Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов.

Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Для принятия решения о проведении досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

1.2 Меры по предотвращению банкротства предприятия

С точки зрения финансового менеджера предприятия банкротство – это неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства. Банкротство является следствием неравновесия финансовой системы воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой и инвестиционной политики.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

Санация – это досудебные или же судебные меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником, учредителями, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Всё это в определённой мере связано с реформированием предприятий, под которым понимается их структуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономики принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании. Это предполагает улучшение управления ими, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Таким образом, успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности предприятий и устранению кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и инструментов.

Целями финансовой стратегии предприятий в данной ситуации должны быть:

· обеспечение их ликвидности и платёжеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заёмных источников средств;

· получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо:

· разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;

· создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у многих из них собственные оборотные средства;

· принятие экономических мер, расширяющих возможности предприятий по использованию заёмных средств; в этих целях необходимо снижать учётную ставку ЦБ РФ до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;

· принять меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчётов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;

· изменить налоговую политику, направив её на стимулирование производства и инвестиций;

· определение степени ликвидности и платёжеспособности предприятия;

· направить таможенную политику на защиту национального производителя и конкурентоспособных товаров.

Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность мер предприятий по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии.

Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый менеджмент и входящий в него финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния.

Главными направлениями этого анализа являются:

Оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования, а также показателей структуры капитала;

Оценка состояния оборотных средств, определение их достаточности и типа финансового состояния;

Выявление тенденций оборачиваемости средств предприятии,

Определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия;

Выявление тенденций рентабельности на основе системы показателей.

Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятии, решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотные средств на основе выработанной стратегии, с другой - размещение этих средств между материальными активами, а также в сферах производства и обращения. Большую роль при этом играет правильно выбранная кредитная политика, использующая кредит в качестве финансового рычага, однако при существующей учетной ставке это малореально.

1.3 Критерии необходимости проведения санации

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будут решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.

Основными мероприятиями по санации неплатежеспособных предприятий при определенной финансовой поддержке являются:

Внедрение новых форм и методов управления;

Конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

Повышение эффективности маркетинга;

Снижение производственных затрат;

Сокращение дебиторской и кредиторской задолженности;

Повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;

Продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

Временная остановка капитального строительства;

Конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;

Расширение экспорта;

Сокращение численности занятых и др. При оценке финансового состояния предприятий и установлении структуры баланса проводится анализ финансового состояния, целью которого является определение степени его платежеспособности на основе структуры баланса.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления предприятия. Данный процесс может включать в себя:

Оказание финансовой помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;

Изменение структуры активов и пассивов организации;

Изменение организационной структуры;

иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.

В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.

В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.

Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

Причины неплатежеспособности предприятия могут быть как объективные, так и субъективные: непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, несоразмерный фонд потребления, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая дебиторская и кредиторская задолженность и др. После объявления предприятия неплатежеспособным администрация должна провести детальный финансовый анализ с целью точного определения причин этого положения.