Право первой ночи. О праве первой ночи из несказанного

Мне был задан вопрос "Что из того, что вы знаете про Средневековье, вы предпочли бы забыть?". Наверное, первое, что в качестве ответа приходит в голову – право первой ночи. Я тогда про это явление подумала, но говорить не стала, так как коротко про миф сказать сложно, а тут большей частью устоявшаяся страшилка про мрачное Средневековье, которой пугают впечатлительных девушек.

Картина не по теме. Лукас Кранах Старший. Неравная пара. 1532. Национальный музей Швеции, Стокгольм. Цветопередача музея / The Ill-matched Couple. Lucas Cranach d.ä. (German, born 1472, dead 1553). Olja på trä. 108 x 119 cm. Frame: 135 x 146 x 8 cm. Dating Sign. 1532. Nationalmuseum, Stockholm. , via .

Всем известное право право первой ночи – primae noctis – право сеньора перед первой брачной ночью потребовать невесту своего крестьянина и даже любого своего вассала. Обычай на современный взгляд совершенно дикий, но он осуществлялся не так часто как про то в рамках "черной легенды о Средневековье" рассказывают. Часть ученых даже доказывала, что его не существовало вовсе. Однако, сомнительно, чтобы законы, запрещающие применять обычай, появились на пустом месте. В любом случае, сама теоретическая возможность применения подобного обычая радости не доставляет.

Историк, специалист по средневековым юридическим вопросам Александр Марей в материале на «ПостНауке» рассказывает о том как "на самом деле" в Средние века обстояло дело с первой ночью :

Право первой брачной ночи - " Это больше миф, чем реальность. Оно было не столь распространено и далеко не везде. Жаловалось оно, как правило, верховным сеньором, то есть королем, в качестве дополнительной привилегии. Чтобы ему было не так грустно оттого, что мы даем ему поместье так далеко от нас, мы ему дадим еще право первой ночи.


2.

Картина не по теме: богатый старик и молодая куртизанка. Лукас Кранах Старший «Неравная пара». Около 1530. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф / Lucas Cranach the Elder (1472–1553). An ill-matched Pair. Circa 1530. Oil on beech wood. 38.7 × 25.7 cm. Museum Kunstpalast. Google Cultural Institute. via

Модельное правоотношение здесь тоже понятно. Феод, который выдается вассалу, - это не земля, это право взимания доходов с земли. Но при этом люди, живущие на этой земле, - свободные люди.

Культура свободы сохраняется с римского права и проходит через всю историю Средних веков, выходя в итоге в Новое время. И поэтому, когда сеньор требует право первой ночи, он тем самым вроде бы заявляет: вы все, живущие на земле, - это мое имущество. И здесь кроется это разногласие: люди не имущество, и они прекрасно это понимают. Они осознают себя свободными людьми. И отсюда возникает противоречие. То есть сеньоров, которые злоупотребляли этим правом, убивали восставшие. " [*]

Если посмотреть на ритуальную сторону вопроса, то свадебные и похоронные обряды во многом похожи: девушка умирает и возрождается в новом качестве жены.

Может быть когда-то, в древние времена, лишение девственности невесты не женихом, а господином было в изначальном смысле что-то типа инициации в ходе свадебного ритуала и приема женщины под покровительство? Эти действия могли совершаться не реально, а ритуально-символически. Я вопрос не изучала, это моя гипотеза, которую надо проверять.

[*] Беседа полностью, источник цитаты : «ПостНаука» – talks «Если бы в Европе в XI–XII веках не зародился университет, понятия “общее право” никогда бы не было» . Интервью с историком Александром Мареем. Ивар Максутов. 08.08.2014

И обычаев, получивших распространение по всему миру, особое место занимает так называемое право первой ночи. Обряд заключается в лишении девственности невесты, которая только что сыграла свадьбу и ей предстоит первая ночь любви. Жених будто отодвигается на второй план и становится сторонним наблюдателем происходящего, а дефлорацию невесты, или, проще говоря, самый в ее жизни совершает другой человек.

Как правило, хозяин вотчины и всего населения, на его земле проживающего, или это вождь многочисленного племени, или помещик, имеющий несколько сотен крепостных. В любом случае, невеста доставалась жениху уже не девственной. А в некоторых странах прямо на свадьбе с невестой должны были совершить половой акт по очереди все гости мужского пола. После совокупления мужчина преподносил ей подарок. После этой интимной части дружба между женихом и его друзьями по линии невесты становилась еще крепче.

На европейском континенте во времена средневековья право первой ночи было закреплено законодательно. Считалось, что сюзерен или даже любой мелкий феодал давал молодой женщине своеобразную путевку в жизнь, лично лишив ее невинности. В большинстве случаев жених всецело поддерживал право первой ночи, так как в то далекое время чувство суеверия и религиозный настрой были настолько всепоглощающими, что женихи почитали за счастье, если их избранница проходила через чужую постель.

Через несколько столетий картина изменилась. Все чаще можно было встретить жениха, который не желал делиться своей любимой невестой с престарелыми князьями и графами, отдавая право первой ночи. Он предпочитал откупиться, заплатить за неприкосновенность своей жены. Во многих странах Европы и Азии половой акт с невестой заменили другими ритуальными действиями. Господин должен был переступить через постель с лежащей невестой или протянуть свою ногу поперек кровати. Это считалось равноценным половому сношению.

А иногда первая ночь молодых обставлялась таким количеством шумных и беспокойных проявлений живого участия в свадебном процессе, что иной жених и рад был бы уступить свое место друзьям или даже случайному прохожему. В Македонии, например, отправляя молодоженов в комнату, где они должны были провести свою первую ночь и отдавая жениху право первой многочисленные дружки поднимали невообразимый шум, колотили в кастрюли и били палками по стенам. Потом прикрывали дверь в покои и уходили, чтобы вернуться ровно через пять минут, открыть дверь и спросить, все ли получилось, где простынь со следами крови и почему так долго нет никаких известий.

А уж когда простынь была получена и пожилые женщины выносили ее на всеобщеее обозрение, радости свадебных гостей не было конца. Таким образом, кровавое право первой ночи все-таки брал на себя жених. Простынь вывешивалась на видном месте и после этого разбивались десятки глиняных горшков: «сколько черепков, столько и детишек будет у молодых». А сильные мира сего, графья, помещики, дворяне и иже с ними, на равных участвовали в свадебном торжестве, хоть уже и не в качестве исполнителей ритуала, а в роли просто почетных гостей, что не мешало им веселиться вместе со всеми.

В европейских странах право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая её девственности . В некоторых случаях крестьянин имел право откупиться от этого уплатой особой подати.

Многие историки сегодня придерживаются мнения, что право первой ночи на практике почти не применялось.

Некоторые исследователи (Шмидт) совершенно отвергают существование такого обычая в качестве правомерного явления, но большинство приводит ряд фактов, свидетельствующих о несомненном существовании «права Первой ночи». Оно было распространено почти во всех странах Европы; пережитки его доходили до XIX века.

Относительно происхождения этого права существуют различные мнения. Некоторые, как Вольтер , видят в нём неизбежное следствие рабства: «человек, могущий распоряжаться другим человеком, как животным, имеющий власть над его жизнью, может столь же легко спать с его женой». Другие объясняют происхождение права Первой ночи тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж не иначе, как с разрешения своего господина. Виллан , чтобы получить такое разрешение, должен был пойти на некоторые «уступки»; иные господа давали своё разрешение только под известного рода условиями, а из единичных случаев развился малу-помалу обычай, обратившийся в право.

Как ни справедливы такого рода объяснения для отдельных случаев, но факт существования права Первой ночи в различных странах и у различных народов указывает на более древнее происхождение этого обычая. Бахофен , Морган , Энгельс видят в праве Первой ночи остаток группового брака. В эпоху, когда уже начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли ещё право на всех женщин своего племени. С постепенным развитием культуры круг людей, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы семьи, для жреца, военачальника и для сеньора - в средние века. По данным, приводимым Фридрихом Энгельсом, у многих народов друзья и родственники жениха и невесты предъявляли свои исконные права на невесту в брачную ночь, и жених стоял только в конце этого ряда. Так было в древности у балеаров, у некоторых африканских племён; до сих пор этот обычай существует у бареа в Абиссинии . У других должностное лицо, представитель племени или рода - касик , шаман , жрец , князь - заступает место общественной группы и пользуется правом Первой ночи.

Появление обычая, вероятно, связано со страхом пролития крови при лишении девственности. Считалось, что данный акт связан с утратой большого количества маны , и оттого вредит обычному человеку. Именно поэтому приглашали колдуна или вождя.

Право Первой ночи как остаток группового брака в конце 19-го века существовало ещё у большинства жителей Аляски (Bankroft, «Nature Races», I, 181), у таху в Северной Мексике (ib., стр. 584) и у некоторых других народов.

Существование права Первой ночи подтверждается многими обычаями и обрядами, надолго удержавшимися в народе. Уже тот факт, что у многих народов старший сын был лишаем наследства (переходившего к младшим), указывает на то, что его не считали принадлежащим к семье.

«Jungferzins» (подать девственности), сохранившаяся до самых последних дней господства феодализма, самим своим названием свидетельствует, что она явилась прямым продолжением jus primae noctis. Знаменателен также обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачную кровать или поставить на неё свою ногу. К этому символическому подтверждению права на Первую брачную ночь относится характерный указ 1486 года , изданный Фердинандом Католиком и подтверждающий сам факт существования jus primae noctis; «мы полагаем и объявляем, - гласит указ, - что господа (сеньоры) не могут также, когда крестьянин женится, спать Первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину; не могут также господа пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы» (цитировано в каталонском оригинале у Зугенхайма: Sugenheim, «Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft», СПб., 1861, стр. 35).

Когда вышло из употребления право Первой ночи - сказать трудно, так как не во всех странах оно удержалось одинаково долго. Во Франции, этой классической стране феодализма, ещё в 1789 году были единичные случаи пользования этим правом - правда, случаи, окончившиеся печально для феодалов. В пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро » (), действие которой происходит в современной автору Испании, граф Альмавива особым постановлением отказывается в честь своей юной невесты от этого права относительно своих подданных.

Указание на существование права Первой ночи в России исследователи (Шлецер , Эверс , Татищев , Елагин) видят в рассказе летописи о замене княгиней Ольгой «княжьего» чёрной куной. Обычай давать выкуп помещику перед свадьбой удержался до отмены крепостного права; подать эта известна была под названием «выводной куницы». Во всяком случае насилие со стороны помещика над новобрачными из крепостных в последние столетия были фактом, а не правом. Князь Васильчиков в своей книге «Землевладение и земледелие» удостоверяет, что в бытность предводителем дворянства ему не раз случалось встречаться с фактами подобного насилия помещиков над крестьянками. В 1855 году , за 6 лет до отмены крепостного права, тайный советник Кшадовский был судим и присужден к денежному штрафу за пользование правом Первой ночи.

Современным отголоском "права первой ночи" в России можно также считать то, что многие свадьбы включают (уже снова почти традиционный) обряд "выкупа невесты", который, впрочем, не имеет ничего общего со средневековыми обычаями, а служит, как бы, их возместителем, требующим от жениха компенсации отнюдь не денежной, а исключительно в виде демонстрации своей сообразительности и остроумия. Впрочем, отсутствие этих качеств не налагает на жениха практически никаких обязательств.

Порой современных людей шокируют различные обычаи и традиции, которым следовали жители средневековой Европы. Например, право первой брачной ночи, принадлежавшее феодалам многих стран, практиковалось и в крепостнической России. Крестьяне веками подчинялись власти барина, практически не протестуя. Значит, не все так просто. Почему же всех устраивало, что невинности девушку лишает не ее жених?

Что за обычай?

Потеря девственности на языке медицины называется «дефлорация». По обычаю, это должно произойти в первую брачную ночь. В Средневековье правом совершить половой акт с невестой, если она и ее жених относятся к крестьянскому сословию, обладал их господин. То есть, феодал-землевладелец, чьи угодья возделывают семьи молодых людей, вступающих в брак.

Как правило, избежать выполнения своего долга перед дворянином было возможно, лишь заплатив своеобразные «отступные». Размер и форма такой подати, взимаемой господином со своих брачующихся крестьян, варьировалась в зависимости от страны и личной прихоти сиятельного графа или герцога.

Впрочем, с этим обычаем боролись некоторые представители власти и духовенства, в зависимости от их собственных взглядов. Например, еще в 1486 году король Испании Фердинанд II Католик (1452-1516 гг.) издал указ, запрещающий благородным сеньорам пользоваться дочерьми и сыновьями крестьян против их воли «за плату или без платы», а также спать в первую брачную ночь с невестой.

Французскую аристократию никто не сдерживал, правом первой ночи здесь пользовались открыто. Даже представители католического духовенства, которым часто принадлежали значительные наделы земли, занимались дефлорацией своих крестьянок. А кое-кто из дворян извлекал из этого выгоду, предлагая всем желающим за умеренную плату воспользоваться их правом на невинность девушек.

Отечественные дворяне тоже не отставали от своих западных «коллег». И хотя по законам Российской империи помещики не имели права на первую брачную ночь крепостных девок, многие пользовались этим обычаем. Полное бесправие русских крестьян позволяло господам делать с ними практически все, что угодно.

Чтобы не платить налог

Однако большинство жителей нашей страны и государств Западной Европы данный обычай вполне устраивал. И одной из причин, почему представители низшего сословия буквально подкладывали своих невест под феодалов, было нежелание платить соответствующую подать.

Крестьяне всегда жили небогато, лишних денег в их семьях не было. Например, в «Книге бургундских обычаев» (историческом документе конца XIV века) говорится, что женившись на девушке, принадлежавшей другому дворянину, крестьянин обязан заплатить своему хозяину выкуп. Уплаты можно было избежать, если заставить свою невесту gesir soubs le seigneur, что означает буквально «лежать под господином».

Размер подати на невинность девушки, которая позволяла избежать ночи с землевладельцем, зависел от его предпочтений. Так, в начале XV века на территории Нормандии жених мог «выкупить» право первой ночи у дворянина за 10 су, филейную часть свиньи и галлон вина. Некоторым крестьянам было жаль расставаться с деньгами и провизией, они предпочитали уступать графам и герцогам своих невест.

Некоторые русские дворяне еще и щедро одаривали молодые семьи, удовлетворив свои прихоти. Такая материальная помощь была весьма полезна людям, начинающим совместную жизнь.

Профессионал по дефлорации

Вопреки стереотипам, многим мужчинам не нравится лишать девушек невинности. Впечатлительных юношей отпугивают крики, боль, слезы и кровавые выделения юных красавиц. Физиологические аспекты женского организма кажутся женихам ужасными. В пуританской Европе в браки часто вступали парни, не имеющие достаточного сексуального опыта. Им было сложно совершить дефлорацию и физически, и морально.

Вот тут-то на помощь и приходили профессионалы, которые могли «сделать это» с девушками наименее болезненно и максимально безопасно, должным образом возбудив юную особу и не травмируя при этом ее хрупкую психику. Что и говорить, это задача, которая не под силу неопытным юнцам.

Не удивительно, что в 1507 году, когда мэрия французского города Амьен приняла закон, обязывающийсеньоров делить ложе с женами своих вассалов в первую брачную ночь, население положительно восприняло это решение властей. Дефлорация воспринималась многими людьми не как право, а как обязанность дворянина.

Некоторым графам и герцогам приходилось лишать невинности сотни девушек в год. Если пожилой сеньор уже не мог справиться со своей задачей, как следует, эту важную функцию брал на себя кто-то из его детей или младших родственников.

Истоки данного обычая уходят корнями в глубину веков. В дохристианской Европе считалось, что лишь шаман или вождь племени может совершить дефлорацию, не вызвав при этом гнев духов. Этим непростым делом занимались профессионалы. Отголоски языческих верований были сильны в народе. Только на смену шаману пришел синьор или… представитель духовенства.

Однажды обитатели мужского монастыря, расположенного в итальянском городе Пьемонт, даже обратились к местному епископу с просьбой освободить их от обязанности заниматься дефлорацией местных жительниц. Руководство католической церкви пошло им навстречу, заменив бытовавший обычай уплатой соответствующей подати.

Ребенок-бастард

Ни в одной стране мира положение крестьян не было завидным. Поэтому люди надеялись, что девушка забеременеет от помещика. Если ребенок появился на свет через 9 месяцев после свадьбы, то барину сообщали о рождении незаконнорожденного сына или дочери. Многие дворяне верили в свое отцовство, они щедро помогали крестьянской семье, давали деньги на содержание ребенка. Это позволяло супругам безбедно растить других детей.

Кроме того, некоторые помещики стремились дать своим бастардам достойное образование, что положительно сказывалось на их будущем. Незаконнорожденные потомки представителей знатных российских родов даже получали усеченные фамилии своих отцов. Например, бастард графа Воронцова был записан в документах как Ронцов, сын князя Трубецкого носил фамилию Бецкой, потомок Бестужева – Стужев и т.п.

Подтверждалась невинность невесты

В христианских странах невинность девушки часто была одним из обязательных условий ее замужества. Но далеко не все юные особы хранили девственность до свадьбы. Как же быть? Право первой ночи оказывалось им на руку, ведь так можно было все скрыть. Дескать, «это господин со мной сделал».

Что касается самого дворянина, то ему абсолютно все равно: невеста-то чужая. Зачем докладывать крестьянам, что юная особа оказалась весьма опытной и искусной в постели? Какое ему дело до людей, которых он и знать не желает?

Вот поэтому многие девушки не противились. Для большинства из них барская постель была доступна лишь в первую брачную ночь, и они этим пользовались.

Миф о первом мужчине

Во многих странах Европы бытовало языческое поверье, что первый мужчина очень важен в жизни любой женщины. Считалось, что он как бы оставляет на ней свой энергетический след, влияет на всех ее будущих детей, которые обязательно унаследуют его качества, независимо от того, является этот мужчина их биологическим отцом или нет.

Некоторые крестьяне хотели, чтобы их отпрыски позаимствовали хотя бы немного черт от «благородного» человека.

Свадебные традиции, имеют значительные различия у разных народов. Современному человеку, они могут показаться жестокими и необычными. Однако стоит учитывать тот факт, что даже самые суровые законы имели место в истории. Одним из таких законов было право первой брачной ночи, которое у разных народов приобрело самые разнообразные формы.

Несколько причин возникновения

Как считают исследователи, одной из первопричин возникновения данной традиции стало то, что кровь, которая выделяется при потере девственности, считали нехорошей. В некоторых народах, считалось, что, таким образом, предки выявляют свою злость.

В других культурах эта кровь считалась средством для приворота, поэтому ее собирали и хранили в сухом виде. Дефрорировали девушку опытные жрецы, которые специально для этого находились в храме.

Потеря девственности до свадьбы, была в разных культурах. В некоторых случаях лишить невесту девственности должны друзья или родственники жениха, чужой человек, жрецы. Делалось это для того, чтобы помочь молодому и неопытному жениху.

Лишать девушек девственности всегда считалось почетным и ответственным занятием. В некоторых культурах, существовал даже обычай, что невесту лишал девственности самый почетный гость на свадьбе.

Проявления в Европе

Если в племенах и ранних культурах невесту лишали девственности чтобы уберечь ее от мнимого зла, то в Европе все было наоборот. Во времена феодализма, хозяин земли имел право лишить невесту девственности. Так как все проживающие на его территории, считались его собственностью. Несмотря на мораль, которую прививало христианство, это право сохранялось за сеньорами все средневековье. А если быть точным, то до конца шестнадцатого века.

Исчезла эта традиция, только после отменены крепостного права, так как люди перестали быть собственностью землевладельцев. Именно благодаря данному факту и исчезла «почетная традиция». Однако для собственной выгоды, землевладельцы заменили ее выкупом.

Хотя некоторые историки утверждают, что право первой свадебной ночи в исторических хрониках, используется только фигурально, и на самом деле означает только выкуп. Но стоит вспомнить, то обстоятельство, что историю пишут люди они, же ее объясняют. Поэтому у большинства авторитетных исследователей нет никаких сомнений в том, что эта традиция была прописана как закон, и за ее нарушение очень строго карали.

Есть даже доказательства что во времена средневековья, эта традиция имела место и на территории России. Однако барин должен был преподнести невесте подарок за проведенную с ним ночь.

Даже на сегодняшний день существует много сексуальных традиций, которые довольно противоречивы сложившейся морали общества. Но стоит заметить что за века существования, они доказали свою необходимость и полезность, поэтому имеют право на существование.

Про право вельмож на брачную ночь, неоднократно упоминается в литературе . Если вспомнить фильм «Отважное сердце». То причиной начала мятежа в Шотландии, стало именно то что в наказание за нарушение этого закона, солдаты убили невесту главного героя. Именно это дало начало его противостоянию.

Насколько бы нам ни казалось зверским это право, как считают сексологи, оно имело под собой веские основания. Так как раньше люди обычно женились в юном возрасте, поэтому у них не было сексуального опыта. Именно лишение девственности девушки опытным мужчиной, являлось своего рода уроком. Благодаря этому, невеста уже имела опыт и передавала его молодому мужу. В результате этого секс в семье, становился намного качественнее.

Несмотря на то, что согласно данной традиции девушку лишали девственности часто чужие люди, после свадьбы супружеская измена считалась преступлением. Поэтому эта традиция не способствовала разврату. Считалось, что, таким образом, молодоженам будет легче найти общий язык.

В истории насчитывается не больше нескольких десятков культур, в которых право лишить невесту девственности, принадлежало жениху. И большинство таких культур находилось не в Европе, а в Северной Америке.

У некоторых народов обязанность лишить девушку девственности была возложена на мать, которая делала это еще в юности. При самом процессе дефлорации, пальцы смачивали в анестезирующем растворе, чтобы девочка не чувствовала боли.

Современность

В современном цивилизованном мире, где секс до свадьбы не считается чем-то из ряда вон выходящим, эта традиция полностью прекратила свое существование. Конечно, есть несколько народов, которые придерживаются данной традиции, однако, они тоже постепенно отходят от нее.

Конечно, в школьной программе истории данные факты не упоминаются, однако, они все равно имели место в истории. Проявление почти одинаковых традиций в разных культурах, свидетельствует о том, что данные традиции были необходимостью, а не прихотью.

Даже современные исследователи подчеркивают, что эта традиция была весьма полезна. Так как даже в современном мире многие девушки боятся потери девственности. А с помощью ее утраты до свадьбы, данную проблему сводили к нулю.

Причиной исчезновения обряда лишения девственности стало именно широкое распространение христианства. Однако если покопаться в истории, то можно в небиблейских текстах найти подтверждение того, что эта традиция существовала и у евреев, однако, она утратила актуальность после введения традиции обрезания.

Поэтому не стоит строго судить о данной традиции. Ведь если разобраться внимательно, то она существует и до наших дней. Так как большинство девушек вступает в интимную связь до свадьбы. А вероятность свадьбы с первым сексуальным партнером, довольно мала. Поэтому можно смело сказать, что эта традиция не исчезла, а просто приобрела современную и непринужденную форму.