Политика Петра I по применению смертной казни. «Экзекуции не чинить»: как отмена смертной казни императрицей Елизаветой повлияла на историю России

С конца XVII - первой четверти XVIII века, с утверждением абсолютизма в России, смертная казнь рассматривается не только как наиболее эффективная мера наказания, но прежде всего как эффективная мера устрашения преступников, а значит, превентивная мера от совершения дальнейших преступлений. Активное использование смертной казни в законодательстве и правоприменительной практике этого периода было непосредственно связано с личностью Петра I, деятельность которого по реформированию социально-экономических отношений, государственного механизма могла продвигаться успешно только с применением методов устрашения и повсеместного применения смертной казни за неисполнение или ненадлежащее исполнение императорской воли. Отсюда следует, что наказуемо было непослушание, невыполнение указа, царского повеления, иначе говоря, проступки дисциплинарного характера.

Важным источником предписаний, касающихся системы наказаний и их исполнения, стал Воинский устав Петра I, утверждённый 30 марта 1716 года, который является одним из основных документов, положенных в основу реформ юридической системы Российской империи, проводимых при Петре.

Устав определял порядок военной службы, правила взаимоотношений военнослужащих, военно-уголовную систему, судебную систему и многие другие вопросы. Хотя изначально (и по названию) устав был предназначен для применения в армии, сразу же после его принятия, указом от 10 апреля 1716 года он был определён как основной документ для решения дел в общем судопроизводстве. В качестве общего закона устав не отменял ранее действовавшие Уложения, а применялся одновременно с ними.

Принципиальным моментом в принятии данного Устава было то, что он впервые в русском праве поставил на первое место не нравственное и религиозное содержание преступных действий, а противоречие воле государства. В Уставе были введены наказания за многие деяния, которые вообще не охватывались ранее действовавшим законодательством, резко ужесточена ответственность за преступления. Устав ввёл в явном виде формальную силу доказательств, определяя набор необходимых для доказательства свидетельств и доказательную силу каждого из них.

Законодательство Петра Великого санкционировало смертную казнь в 123 случаях в следующих группах преступных действий:

  • 1. В преступлениях против веры, к которым также относились: возможность непосредственных сношений с адом, с целью причинения вреда другим людям; возможность заговорить ружье, богохуление и лжеприсяга.
  • 2. В политических преступлениях. Уложение 1649 года широко регламентировало данную отрасль преступлений. Воинский устав добавил к списку оскорбление Величества, которое открыло большие возможности подведения под смертную казнь широкого круга населения, то есть стало реальным оговорить кого угодно в государственном преступлении. Арестованный предварительно подвергался жестоким пыткам и сознавался часто в том, чего не совершал. Позднее после издания артикула Петру І пришлось ограничить использование данного пункта законодательства, поскольку доносы стали поступать в огромных количествах. Стали использоваться только такие виды, как злоумышление на государево здоровье, бунт и измена. К политическим преступлениям относили также неуважительное обращение с царским указом.
  • 3. В преступлениях против государственного фиска. В этом виде преступлений использовалось два вида смертной казни - простая и квалифицированная, в зависимости от степени тяжести преступления. Кража казенных денег и недоносительство в делах этого рода также каралось казнью через повешение.
  • 4. В преступлениях против жизни стоит выделить умышленное убийство (за неумышленное взимался денежный штраф), мужеубийство, участие в дуэли наказывалось повешением даже если во время нее никто не пострадал. Впервые при Петре появляется наказание за самоубийство, а также покушение на самоубийство. В данном вопросе прослеживается влияние западноевропейского законодательства, которое строго относилось к дуэлянтам и самоубийцам.
  • 5. В плотских преступлениях. Крайне строго Устав относился к прелюбодеянию, кровосмешению, многобрачию, похищению или изнасилованию женщин, мужеложеству или скотоложеству - все это влекло за собой смертную казнь, хотя законодательство в определенных случаях предусматривало смягчение наказания до каторги и телесного наказания.
  • 6. В преступлениях против собственности главное место занимал умышленный поджог, за ним следовал разбой и грабеж. При определении наказания за кражу Воинский устав устанавливал целый ряд квалифицированных краж. Мелкая и неквалифицированная кража каралась смертной казнью только на четвертый раз ее повторения.

Простые виды смертной казни следовали, к примеру, за отказ защищать свои знамена и штандарты от неприятеля до последней капли крови (повешение), в качестве мести преступнику, совершившему умышленное убийство без отягчающих обстоятельств (отсечение головы), за нападение или за попытки нападения на часового или на караул (расстрел).

Квалифицированные виды смертной казни применялись за наиболее опасные преступления. Например, за нарушение христианской заповеди «не сотвори себе кумира», выразившееся в идолопоклонстве, чародействе могла быть назначена смертная казнь в виде сожжения, а за поношение имени Божьего и Божьей службы надлежало сначала преступнику раскаленным железом язык прожечь, а затем голову отсечь. За измену России следовало четвертование - поочередное отсечение рук, ног, головы, а если изменой был причинен «великий вред», то вдобавок предписывалось еще и «рвание конечностей клещами». За корыстное убийство, убийство путем отравления, убийство своего отца, матери или дитя во младенчестве - применялась смертная казнь путем колесования - дробление тела окованным колесом.

Применение смертной казни в уголовном законодательстве Петра I не ограничивалось регламентированными в законодательстве пунктами. Нередко при применении «более мягких» методов наказания имел место смертельный исход.

Артикулы отказались от существования ранее гуманного положения об отмене смертной казни, если во время ее исполнения преступник срывался с виселицы. По новым правилам палачу надлежало исполнить смертный приговор до конца, как при неудачной попытке повешения, так и в случае, когда не удалось отсечь голову одним ударом меча (арт. 204).

В результате правотворческой и государственной деятельности Петра I сложилась государственно-правовая система абсолютизма, в руках которой оказалась вся полнота государственной власти. Соединение государственной светской и церковной власти в руках царя Петра привела к существенным идеологическим изменениям в обозначении смертной казни как меры наказания, которая производилась от имени государства и Бога.

На беспорядки и преступления надлежит конечно налагать наказания
однако ж и сберегать жизнь подданных сколь возможно.

Смертная казнь в России известна с давних пор. Первоначально это была кровная месть за убийство родича, когда убийца карался мечом, будучи застигнутым на месте преступления. Однако, именно как вид наказания, официально налагаемый государством и осознаваемый обществом, смертная казнь появляется в Пространной Редакции Русской Правды в XI веке. С тех пор институт смертной казни эволюционирует, и уже в Соборном Уложении можно отметить развитую классификацию этого вида наказания. В нем так же четко определен круг преступлений, за совершение которых человек может быть лишен жизни. Вторым документом, определяющим в XVIII веке смертную казнь как наказание, был Артикул Воинский. Проанализировав два этих законодательных памятника, можно выделить следующие случаи применения смертной казни: убийство, разбой, отягченный убийством, рецидивный разбой, изнасилование, фальшивомонетчество, преступление против церкви, преступление против жизни, здоровья и чести царя. Последний случай включал в себя: непристойные речи, самозванничество, бунт, измену, сдачу крепости неприятелю и т.д. В данном случае смертной казнью карались не только сами преступники, но и их родственники, если им было известно о готовящемся государственном преступлении.

Не случайно в качестве эпиграфа к докладу были взяты слова Петра о том, что необходимо сберегать жизнь подданных «сколь возможно». Дело в том, что Петр считал, что наказание должно преследовать не только карательные и устрашающие, но и исправительные цели, а преступников, чьи преступления не вышли за угрожающие государству пределы, можно использовать и как рабочую силу в интересах страны. Нина Борисовна Голикова, петербургский исследователь, в своем исследовании, основанном на изучении деятельности Преображенского приказа с 1697 по 1708гг. на основе документов, хранящихся в Архиве Древних актов, отмечает снижение количества смертных приговоров по сравнению с деятельностью аналогичных карательных органов в предшествующий период. Так, с 1697 по 1708гг. Преображенским приказом было рассмотрено 772 дела, из них смертные приговоры были вынесены только в 48 случаях. Львиная доля из этих приговоров приходилась на время следствия по делу стрелецкого восстания. Однако нельзя говорить о том, что российское правосудие в этот период своей истории встало на путь смягчения наказания, что оно превращается в нечто гуманное и либеральное. По сути, в России в то время смертная казнь оставалась одной из самых варварских и жестоких в Европе.

В XVIII веке в России было 6 основных видов лишения преступника жизни:

  1. отсечение головы (мечом, секирой, топором);
  2. колесование;
  3. четвертование;
  4. повешение (за шею, ноги или ребро);
  5. сожжение (разновидность – копчение);
  6. «посажение» на кол.

Это – наиболее распространенные виды смертной казни. Но были и «экзотические». Во-первых, это аркебузирование - расстрел для военных преступников. Во-вторых, это закапывание живым в землю – специфическая смертная казнь для женщин-мужеубийц. В тоже время, на рубеже XVII – XVIII веков в прошлое уходит «посажение на воду» - казнь через утопление. Уже в 20-ые годы XVIII века эти виды казней не применяются.

Приговор к колесованию предполагал 2 вида казни: «верхнюю», менее мучительную (отсечение головы, а затем переламывание членов трупа, который выставляли на колесе), и «нижнюю», т.е. такую, которая начиналась с низу тела и была более мучительной. В приговорах о ней писали: «Колесовать живова». Тогда изломанное тело еще живого преступника укладывали (привязывали) на закрепленные горизонтально на столбе тележное колесо. Закон и традиция предполагали 2 вида мучительной казни четвертованием: у преступника либо сначала отсекали голову, а потом руки и ноги, либо ему отсекали («обсекали») сначала руки и ноги, а потом отрубали голову. Последний вариант казни был, естественно, мучительнее первого.

Три вида казни предполагали приговоры о повешении преступника: простое повешение, когда человека вешали за шею, и мучительное, когда преступника подвешивали за ребро или за ноги. К сожжению приговаривали преступников преимущественно по делам веры: еретиков, отступников, богохульников, а так же ведунов и волшебников. Способ сожжения в приговорах обычно не уточнялся.

Физическая смерть на эшафоте, называемая с петровских времен «натуральной смертью», соседствовала с «политической смертью». Вот как она описана в одном из приговоров 1725г.: «Вместо натуральной смерти политическую: бить кнутом нещадно и, вырезав ноздри, послать в Рогервик в каторжную вечную работу». Почему эта казнь называется политической, сказать трудно. Но ясно, что политическая смерть не была физическим уничтожением преступника, она означала предание его гражданской казни, уничтожала человека как члена общества. Политическую смерть применяли и к негосударственным преступникам – обыкновенным убийцам и грабителям. Чаще всего приговор к такому наказанию рассматривался как помилование, как освобождение от физической смерти.

Рассмотрим «политическую казнь». Выше уже говорилось о различии «натуральной» и «политической» смерти, хотя до самого конца преступник мог и не знать, что его не собираются лишать жизни, а устроят лишь имитацию «натуральной смерти». Церемония политической казни проводилась в точности так же, как и натуральной, только кончалась иначе – преступнику оставляли жизнь. Казнимого раздевали, зачитывали смертный приговор, клали на плаху и тут же снимали. При этом оглашался указ об освобождении от смертной казни.

«Натуральная смерть», или «лишение живота», а именно отсечение головы, записывалось в протоколе сыскного учреждения так: «Казнен: отсечена голова на плахе». Из документов неясно, каким орудием пользовались при экзекуции, хотя выбор орудий был невелик – или топор, или меч. Неясно, каким был топор – мясницкий, топор дровосека, или это была секира. Согласно Артикулу Воинскому 1715г., головы секли мечом – «мечом казнены», «мечом наказать». Когда отсекали головы мечом, то приговоренного ставили на колени, и палач широким замахом сносил преступнику голову с плеч. При казни топором неприменнным атрибутом была плаха – чурбан из дуба или липы, высотой не более метра, возможно, с выемкой для головы.

Опытный палач отделял голову от туловища одним ударом и тот час, подняв ее за волосы, показывал толпе. Предъявление головы публике так же полно символического смысла: зрители удостоверялись, что казнь действительно совершилась без обмана. Если за палаческую работу брались непрофессионалы, или палач был неопытен, то казнимого ожидали страшные муки. К этому нужно добавить, что сознание не угасало сразу после отделения головы от тела. Исследования французских врачей конца XIX века показали, что голова казненного несколько секунд и даже минут жила и закрытые веки открывались в ответ на названное имя казненного человека. Эти выводы послужили причиной отмены казни на гильотине, которая сама по себе была более совершенна, чем палач, - ведь в ответственный момент человеческая рука могла дрогнуть и принести казнимому огромные страдания.

В Артикул Воинский 1715г. включено важное положение о казни. Если раньше, в XVII веке, казнимый преступник оставался жив после первого удара палача или срывался с виселицы, то ему по давней традиции даровали жизнь. Артикул отменил обычай: «Когда палач к смерти осужденному имеет голову отсечь, а единым разом головы не отсечет, или когда кого имеет повесить, а веревка порветца и сужденный с виселицы оторветца и жив, и еще жив будет, того ради осужденный не свободен есть, но палач имеет чин свой [обязанность] до тех мест [до тех пор] отправлять, пока осужденный живота лишиться и тако приговор исправлен быть может».

Некоторые авторы считают повешение древнейшей казнью на Руси. Как уже сказано выше, повешение было трех видов: обычное («повесить за шею» или просто «повесить», в одном случае «обвесить»), повешение (повешение) за проткнутое крюком ребро («повешен за ребро») и, наконец, повешение за ноги. При подвешивании за ребро смерть не наступала сразу, и преступник мог довольно долго жить. Эту казнь могли совмещать с другими видами наказания, например с колесованием.

Четвертование представляло собой расчленение тела преступника с помощью меча или топора – точнее, специального топорика для отсечения рук и ног. В обоих случаях преступнику вначале отрубали левую руку и правую ногу (или наоборот), затем это повторялось с оставшейся рукой и ногой, а затем отсекали и голову. Но в других случаях преступнику обрубали сначала голову, а затем уже руки и ноги. Четвертование в первом случае называлось «рассечением живого» и усугубляло муки преступника, во втором же было выражением милости государя.

Можно сказать, что страшно мучительной была казнь колесованием, когда переламывались кости преступнику на эшафоте с помощью лома или колеса. Из документов видно, что преступнику ломали преимущественно руки и ноги. Средневековые гравюры и описания современников позволяют судить о технике этой казни. Сохранилось палаческое колесо XVIII века. Оно позволяет прийти к выводу, что это орудие казни внешне походило на колесо каретное. Его деревянный обод снабжен железными оковками, края которых загнуты для того, чтобы усилить ломающий кости удар. Преступника, опрокинутого навзничь, растягивали и привязывали к укрепленным на эшафоте кольцам или к вбитым в землю кольям. Под суставы (запястья, предплечья, лодыжки, колени и бедра) укладывались клинья или поленья, а затем с размаху били ободом колеса по членам, целясь в промежутки между поленьями так, чтобы сломать кости, но при этом не раздробить тела. В приговорах указывалось, что именно ломать: ребра, руки, ноги и т.д. Казнь колесованием впервые применили в России как западную новинку при казни стрельцов в 1698г. Приговор «колесовать руки и ноги» чаще всего относился к процедуре «колесования живова», что означает колесование заживо. Этот вид казни считался очень жестоким. После того, как преступнику ломали руки и ноги, его клали на укрепленное на столбе колесо, где он медленно умирал. Из некоторых описаний следует, что переломанные члены преступника переплетали между спицами укрепленного на столбе колеса. Ломая кости, палачи при этом стремились не повредить внутренних органов, чтобы не ускорить смерть и чтобы мучения затянулись. Положенные на колеса преступники жили иногда по нескольку дней, оставаясь в сознании.

Посажение на кол было одной из самых мучительных казней. Кол вводился в задний проход, и тело под собственной тяжестью насаживалось на него. Искусство палача состояло в том, чтобы острие кола или прикрепленный к нему металлический стержень ввести в тело преступника без повреждения жизненно важных органов и не вызывать обильного приближающего конец кровотечения. Кол с преступником устанавливался вертикально.

Нельзя сказать, что сожжение в России особенно распространенной смертной казнью, не то, что в Европе, где костры с еретиками горели весь XVII и XVIII вв. Смерть в срубе была мучительна, и скорее всего казнимый погибал не от огня, а от удушья. Для казни рубили небольшой бревенчатый домик, наполняли его смоляными бочками и соломой, потом преступника вводили внутрь сруба и запирали там. По другим данным, преступников опускали в сруб сверху «так, что затем нельзя было их не видеть, не слышать. Есть сведения и о другой «технологии» этой казни: преступника бросали («метали») в горящий сруб. Сжигали так же и на медленном огне – коптили.

Фальшивомонетчикам заливали горло металлом (обычно оловом), который находили у них при аресте. Как и других преступников, их тела водружали (привязывали) на колесо, а к его спицам прикрепляли фальшивые монеты.

Выше уже говорилось, что признание упорствующим преступником своей вины, отречение его от прежних взглядов власть воспринимала с удовлетворением и могла облегчить участь приговоренного либо перед казнью (назначали более легкое наказание), либо во время экзекуции. Тот, кто просил пощады, раскаивался или давал показания, мог рассчитывать на снисхождение, получить, как тогда говорили, «удар милосердия». Такому покаявшемуся преступнику облегчали мучения – отсекали голову или пристреливали.

К особо тяжким преступлениям прибавлялись позорящие посмертные наказания-надругательства: голову втыкали на кол, труп или его части клали на колеса или втыкали на колья на время, определенное указом. Затем останки сжигали, а пепел развеивали по ветру.

Существует легенда, что дочь Петра Елизавета, совершая переворот 25 ноября 1741г. дала клятву, что, став императрицей, никогда не подпишет смертный приговор. Правда ли это или нет – неизвестно, но при анализе источников исследователи пришли к выводу, что ни ОДИН человек в ее царствование не был лишен жизни на эшафоте, а приговоренных к смерти ссылали на каторгу. Особо заметным считается указ 7 мая 1744г., который запрещал приведение на местах смертных приговоров без разрешения на то Сената. И ни разу за время царствования Елизаветы Сенат не издал соответствующего указа. Эта фактическая отмена смертной казни была законодательно оформлена указом 1754г., в котором говорилось, что «натуральная смертная казнь» должна быть заменена другим наказанием в обязательном порядке.

Однако с приходом к власти Екатерины II была возобвлена, и лишь с указа 6 апреля 1775г., после казни участников восстания Пугачева, ее де-факто заменяют кнутом.

В дальнейшем было еще несколько случаев, когда власть «игнорировала» этот указ и применяла смертную казнь, например в деле о декабристах. Однако, с 1775 по 1917гг. смертная казнь в России была лишь исключительным наказанием и применялась в качестве санкции при преступлении против монархии.

9 апреля 1753 года Елизавета Петровна утвердила доклад, который фактически предусматривал отмену смертной казни в Российской империи. В последующие 150 лет высшая мера наказания применялась лишь в исключительных случаях - например, против государственных преступников. Практика смертной казни в полной мере вернулась в страну только в начале ХХ века - во время «разгула революционного террора». Последний смертный приговор в стране был приведён в исполнение в 1996 году. Как решение дочери Петра I повлияло на российское правосудие - в материале RT.

  • «Помилование князя Василия Шуйского перед казнью». Оригинальный рисунок Александра Ефимовича Земцова (1856–1896)
  • runivers.ru

Слово императрицы

По многочисленным свидетельствам современников, императрица Елизавета отличалась на редкость мягким характером. Когда в ночь на 25 ноября 1741 года дочь Петра I приехала в гвардейские казармы поднимать солдат-преображенцев на мятеж против малолетнего императора Иоанна VI, она пообещала, что это — последнее событие государственного масштаба, которое будет носить насильственный характер. Будущая императрица приняла решение никого не казнить, пока она носит корону, и выполнила своё обещание.

За 20 лет правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. Даже своих врагов, графа Остермана и фельдмаршала Миниха, уже приговорённых к смерти, она помиловала, приказав возвести на эшафот и прямо там объявить, что казнь заменяется ссылкой. Милосердие новой правительницы удивило её современников. Ведь в памяти ещё были свежи суровые нравы времён Анны Иоанновны, при которой палачи никогда не оставались без дела.

Решение императрицы, отражённое в докладе от 9 апреля (29 марта) 1753 года, было подтверждено сенатским указом 29 июня 1753 года — документ вводил альтернативный механизм наказаний для осуждённых на смерть преступников. Благодаря этим двум законодательным актам в России появилась правовая основа для отмены смертной казни, что создало своего рода мировой прецедент: в Европе (и уж тем более в Азии) ежегодно в исполнение приводились сотни смертных приговоров.

  • Фрагмент портрета Елизаветы Петровны. Художник Иван Вишняков (1743)

Между тем указы императрицы не отменяли смертную казнь полностью, они лишь вводили мораторий на исполнение таких приговоров. Поэтому впоследствии смертная казнь вернулась в правовое поле. Однако благодаря инициативе Елизаветы Петровны со второй половины XVIII века и в течение всего века XIX смертная казнь в Российской империи была делом настолько неординарным, что применялась лишь к самым закоренелым преступникам.

«Отказ от применения смертной казни, который провозгласила государыня императрица Елизавета Петровна в 1741 году при своём вступлении на престол, часто рассматривают как личный каприз монархини или её своеобразное раскаяние за государственный переворот. Безусловно, личный фактор сыграл определённую роль, но это решение было и частью просветительской деятельности русской монархии по улучшению нравов русского общества», — заявил в интервью RT историк и писатель Александр Музафаров.

Между плахой и ссылкой

Случаев смертной казни не было и до доклада 1753 года — фактически с самого начала царствования Елизаветы. В течение 12 лет, пока исполнение приговоров не получило юридического урегулирования, императрица Елизавета не подписывала смертные приговоры и приказывала сенату отдельно рассматривать каждое дело, по которому был вынесен такой приговор. Первая попытка придать неофициальному мораторию на смертную казнь правовой характер была предпринята в 1744 году. Тогда был издан указ о «натуральной и политической казнях» с предписанием «экзекуций не чинить».

Из-за того что в российском законодательстве отсутствовало описание политической казни, выполнять этот указ было затруднительно. Елизавета приказала сенату дать точное описание этому понятию, что было выполнено только спустя 9 лет. Так, политической казнью именовалось наказание, имитирующее смертную казнь, когда преступника приводили к плахе или виселице, но, вместо того чтобы лишить его головы, ему вырезали ноздри, били кнутом или отправляли в вечную ссылку.

Однако и это — якобы более гуманное наказание — Елизавета велела отменить. Сенаторы обращались к императрице с просьбой сохранить политическую казнь, объясняя, что если преступников сурово не наказывать, то порядка в государстве не будет. Но императрица была непреклонна.

Отмена смертной казни порой приводила к дипломатическим эксцессам. Так, в конце русско-шведской войны 1741—1743 годов несколько русских солдат были уличены в мародёрстве и убийствах мирных жителей. По «Воинскому артикулу» Петра Великого их надлежало казнить. Этого требовали и шведы, которые как раз вели переговоры о перемирии. Однако, несмотря ни на что, Елизавета своего решения не изменила и распорядилась, чтобы фельдмаршал Ласси не выносил смертных приговоров и сообщил шведскому канцлеру Гилленбургу, что по законам Российской империи за подобные преступления положены более гуманные наказания.

Две казни Екатерины II

Екатерина II всячески стремилась создать имидж хранительницы лучших традиций русской государственности. Поэтому указы Елизаветы Петровны она оставила в силе. Однако те, кто обвинялся в государственных преступлениях, всё-таки могли быть казнены. Подпоручика Василия Мировича, организовавшего заговор с целью реставрации отстранённого от власти императора Иоанна VI, судили и обезглавили в 1764 году. На этом же основании в 1775 году был казнён предводитель восставших казаков Емельян Пугачёв.

  • «Казнь Емельки Пугачёва в Москве». Литография (1865)

И за всё долгое время правления Екатерины случаев применения высшей меры наказания больше не было. Императрица всегда заменяла уже назначенную судом казнь иными видами наказания. Даже Пугачёва, приговорённого сенатом к четвертованию, она приказала не подвергать мучениям и вначале отрубить голову, а лишь затем четвертовать.

«Отказ от смертной казни не только строго соблюдался в годы правления Елизаветы Петровны, но и был поддержан её преемниками — Петром III, Екатериной II, Павлом I и его сыновьями. Исключением были только экстраординарные ситуации вроде пугачёвского мятежа. Вместо того чтобы казнить, обычно лишали состояния либо отправляли на каторжные работы в Сибирь. Подобная практика способствовала укреплению авторитета российской власти и значительному смягчению нравов общества. Уголовная статистика того времени говорит о весьма невысоком уровне насильственных преступлений (убийств и грабежей) в Российской империи», — рассказал в беседе с RT Музафаров.

Казнь в порядке исключения

В XIX столетии смертная казнь вернулась в российское законодательство, но такие приговоры по-прежнему редко приводили в исполнение — по сравнению с Европой. Так, за 24 года правления императора Александра I было казнено всего 24 человека.

Как пишет в своей книге «Смертная казнь: за и против» исследователь Олег Шишов, большая часть казней была связана с Отечественной войной 1812 года, когда военно-полевые суды выносили приговоры за военные преступления.

Николай I, находившийся на троне три десятилетия, утвердил смертный приговор лишь для 40 человек, пятеро из которых были государственными преступниками, организаторами и участниками восстания декабристов 1825 года.

  • «Декабристы». С.И. Левенков. Середина XX века

Также по приговорам военных судов во время восстания 1830 года были казнены 262 польских мятежника. Об этом сообщается в книге Сергея Викторского «Против смертной казни». Однако историки здесь обращают внимание на то, что в это время в Польше шла настоящая война поляков с русскими и мятежники не останавливались перед массовыми убийствами местных жителей русского происхождения. К тому же по российскому законодательству восстание поляков можно трактовать как военный мятеж, за который полагалась смертная казнь.

Когда к высшей мере наказания приговорили вольнодумцев-петрашевцев, строивших планы по распространению в стране революционных идей, Николай I заменил это решение довольно мягким наказанием. Милость императора так впечатлила будущего писателя Фёдора Достоевского, что он разочаровался в революционной идеологии и впоследствии стал одним из столпов русской консервативной мысли.

«Император Павел Петрович, которого часто называют тираном, не подписал ни одного смертного приговора. При Александре I было казнено 24 человека — это были военнослужащие, осуждённые за преступления во время военных действий. После мятежа декабристов суд в строгом соответствии с законом приговорил к смертной казни 36 человек, но казнено было лишь пятеро», — отметил Музафаров.

От Александра II до наших дней

В 1845 году выходит «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», заменившее нормы Соборного уложения, действовавшие с 1649 года. Теперь смертная казнь применялась всего за два вида преступлений: государственные и карантинные (то есть совершённые во время эпидемий, что влекло риск распространения заболеваний). В то же время уголовное законодательство Великобритании в начале XIX века предусматривало смертную казнь за более чем 200 преступлений. Не отставали от англичан и другие страны Европы, где казнили даже детей и женщин.

После старта реформ Александра II в русском обществе начались большие перемены, что спровоцировало рост радикальных настроений и переход к тактике террора. Но даже несмотря на это, в России продолжали действовать достаточно гуманные законы. Как говорится в книге советского историка Николая Троицкого «Царизм под судом прогрессивной общественности», с 1866 по 1895 год суд рассматривал дела 1342 преступников, которых обвиняли в правонарушениях, предполагавших смертную казнь. Однако высшую меру наказания получили лишь 137 человек, а исполнено решение суда было только в отношении 44 преступников. В число казнённых попали убийцы императора Александра II.

Рост случаев смертной казни отмечается в последнее десятилетие правления Николая II, особенно в период длительных революционных беспорядков 1905—1907 годов. По данным «Статистического ежегодника России» с 1905 по 1913 год был казнён 2981 человек.

«Только разгул революционного терроризма, начавшийся в 70-е годы XIX века, заставил власти вернуться к более частому применению смертной казни. К сожалению, другого способа убийцы-идеалисты не понимали», — считает Музафаров.

После Октябрьского переворота 1917 года большевики отменили смертную казнь и не использовали эту меру вплоть до февральского декрета 1918 года «Социалистическое отечество в опасности!».

Во время красного террора и в годы Гражданской войны казни широко применялись во внесудебном порядке. В 1922 году был принят Уголовный кодекс РСФСР, предусматривающий смертную казнь как высшую меру наказания.

В 20—30-е годы ХХ века список преступлений, за которые полагалась высшая мера наказания, постоянно расширялся. В 1935 году была введена правовая норма, от которой ещё в XIX веке отказались в большинстве стран, — казнь несовершеннолетних. Во время Великой Отечественной войны смертные приговоры широко применялись как мера воздействия на — их казнили через повешение.

В 1947 году смертная казнь была отменена. Однако уже через три года — на волне судебных процессов в последние годы — эту меру наказания восстановили. После этого она применялась вплоть до распада СССР, но такого широкого использования уже не было.

Конституция РФ, принятая в 1993 году, предусматривает смертную казнь в качестве исключительной меры наказания за ряд особо тяжких преступлений. Основной закон устанавливает норму, согласно которой вынесение смертного приговора возможно лишь при рассмотрении дела судом присяжных.

Однако в первой половине 1990-х высшая мера наказания стала использоваться относительно редко: при рассмотрении прошений о помиловании её всё чаще . Следующим шагом в этом направлении стал указ президента РФ Бориса Ельцина от 16 мая 1996 года о поэтапном сокращении казней. 16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. С этого момента в РФ действует мораторий на высшую меру.

«В 2009 году Конституционный суд вернулся к рассмотрению вопроса о допустимости казни в связи с распространением действия суда присяжных на всю территорию России. Было решено, что после длительного моратория возвращение к практике смертной казни будет противоречить принципам гуманизма, поэтому выносить смертные приговоры более не допускается», — сказал в беседе с RT заведующий кафедрой конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) Вадим Виноградов.