Общий классный час "Государственные символы России". День государственного флага.doc - Классный час "День государственного флага"

  1. Познакомить учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей;
  2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
  3. Воспитывать любовь к Родине

Оборудование: физическая карта России, кроссворды и ребусы, аудиозапись гимна России, цветная белая бумага, клей, ножницы, карандаши, линейки, деревянные палочки, компьютерный диск “Гора самоцветов”, портрет президента, флаг, герб, Кремль, жетоны.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

.

Сегодня вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся – гимн, герб, флаг, а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Но в начале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и самыми дорогими на свете (ответы учеников).

II. Основная часть.

Учитель: Да, правильно, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, школьные друзья – это действительно очень близкие и родные нам люди. Но есть еще одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

1. Разгадывание кроссворда

Вопросы: 1. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (река). 2 . Про какое дерево говорят: “мерзнет, дрожит на ветру?” (Осина). 3 . Живет в лесу работник – лесной носатый плотник. (Дятел). 4 . Вежливое слово. (Спасибо). 5 . Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал). 6 . Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза).

Учитель: Ребята, какое слово у нас получилось? Правильно, молодцы! А что, ребята, мы называем Родиной? (ответы детей).

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение стихотворения “Родина” З.Александровой

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница.
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

Учитель: Ребята, а как называется наша Родина? (Россия) (учитель показывает Россию на физической карте ). Страна, в которой мы родились, живем и учимся – это Россия.

3. Разгадывание ребусов

А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус (приложение №1 ). (Москва)

А что зашифровано в следующем ребусе? (приложение №2 ) (Столица)

Москва – столица России. Столица – главный город государства (учитель показывает на физической карте местонахождение столицы нашей Родины ). А что является символом столицы нашего государства? (приложение №3 ) (Кремль). (учитель показывает изображение Кремля ). Над Кремлем развивается государственный флаг.

4. Просмотр обучающего фильма о государственных символах Российской Федерации.

5. Выступления исторической группы:

1-й ученик: слово “Флаг” греческого происхождения (от слова “флего”, что означает “сжигать, озарять, гореть”). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен.

2-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной.

3-й ученик: По русским обиходным понятиям XVII-XIX веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

4-й ученик: Но в послепетровское время в государственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ.

5-й ученик: Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

6-й ученик: 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: “Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации”.

6. Выступление знаменной группы.

1-й ученик: Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик: Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик: Знаменем Вооруженных сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя победы, водруженное над Рейхстагом было красного цвета.

7. Выступление оформительской группы:

Ученик: Мы сейчас вместе сделаем модель нашего государственного флага. Все необходимое у Вас на столе. (ученики выполняют модель флага ).

Учитель: Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. И сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня.

8. Викторина (за каждый правильный ответ - жетон)

1) От какого слова произошло слово “флаг”?
2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага
3) Что означает красный цвет флага?
4) Что обозначает белый цвет флага?
5) Что обозначает синий цвет флага?
6) Где можно увидеть Государственный флаг?
7) Какой флаг у Вооруженных сил России?
8) На каких зданиях нашего города развивается флаг?
9) Где еще можно увидеть Государственный флаг? (самому активному участнику вручается приз ).

III. Заключительная часть:

Учитель: Молодцы! Вы все активно участвовали, внимательно слушали, и наверно, очень многое узнали, а сейчас прошу стоя прослушать гимн российской Федерации. (звучит гимн Российской Федерации ).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»

309532 Россия Белгородская область Старооскольский район

с. Монаково, ул. Школьная, д. 1, тел. 39-63-35

КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПРАЗДНОВАНИЮ

1150-ЛЕТИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Методическая разработка

Классный час
«Гордо реет Российский флаг»
Классный руководитель

7 класса

Монакова

Татьяна Дмитриевна

с. Монаково

2013 г.
Цели и задачи классного часа:


  • воспитание гражданственности подростков;

  • ознакомление учащихся с историей и характеристикой государственной символики Российской Федерации;

  • формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам;

  • развивать творческие способности.

Оборудование: флаг Российской Федерации, флаг Белгородской области и города Старый Оскол.
Ход классного часа

Учитель. Сегодня наш классный час, посвящён российской государственности. В 2012 году исполняется 1150 лет российской государственности. Что такое государственность? В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. даётся следующее определение: «Государственность государственный строй, государственная организация»; в Большой Советской Энциклопедии Госуда рственность рассматривается как «…термин, который в политической литературе употребляется как синоним государства вообще.

Сегодня мы поговорим с вами о главных символах Российской Федерации. Являясь гражданами Российской Федерации, мы обязаны знать и чтить государственные символы нашей Родины.

В главе 4 Конституции РФ описываются символы нашего государства. Какие символы вы можете назвать?

(Ответы учащихся).

Государственный флаг
Государственный герб
Государственный гимн

Учитель.

Каждый человек, живущий на нашей планете, любит свою страну не только за её успехи на мировой арене, но и за родные края, леса, реки и поля…

И у каждой страны есть история создания государства и отличительные признаки: герб, гимн и флаг – это главные символы Российской Федерации.

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно. Это то, что символизирует государственный суверенитет, единство нации, является предметом национальной гордости. Велико и практическое значение государственных символов. Без них немыслим дипломатический протокол, их помещают на печатях, бланках, монетах, банкнотах и везде, где это необходимо.

-2-

Государственная символика России не сразу утвердилась в своем современном виде. После распада Киевской Руси на территории современной России сформировался конгломерат самостоятельных княжеств. Княжества эти не выработали собственной региональной символики, но их князья использовали на своих печатях и монетах достаточно стереотипный набор изображений, призванных возвеличивать их власть и могущество (львы, орлы, грифоны и т.д.). Также были традиционно популярны церковные символы – изображения креста, Богоматери, Христа, различных святых.

В связи с началом формирования с конца XV в. единого русского централизованного государства возникла необходимость в принципиально новом символе, отражающем, во-первых, единство страны, а во-вторых, централизованную власть московского великого князя, который с 1547 г. начал именоваться царем. Таким символом стал двуглавый орел, впервые появившийся на печати Ивана III в 1497 году. Преобразования эпохи Петра I, впервые провозгласившего себя императором, отразились и на государственных символах России. Вид двуглавого орла (так же как и цвет) был изменен и впоследствии постоянно усложнялся. Кроме того, Петром были впервые введены торговый и военно-морской флаги. Флаги эти просуществовали до Октябрьской революции 1917 года. Дожил до нее и неизменный герб России - двуглавый орел, правда, несколько изменив свои очертания.
Учитель. Что представляет собой наш государственный флаг?
Выступления учащихся


  1. Государственный флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях

-3-

дипломатических правительств и консульских учреждений, на жилых домах в дни праздников и памятных событий. Самый большой флаг размером 3 на 4 метра развевается над Кремлём. Государственный флаг находится в рабочем кабинете Президента и на его транспортных средствах, на морских судах.


Флаг России - символ государственности

2. До XVII века Россия не имела единого государственного флага. Историю его возникновения можно проследить со времён царя Алексея Михайловича Романова, когда в 1668 году на воду был спущен первый русский военный корабль «Орёл».

В августе 1693 года, во время плавания Петра I на яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей, на ней впервые был поднят в качестве штандарта так называемый «Флаг царя Московского» -

полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Именно этот флаг, аналогичный современному русскому флагу, стал использоваться позже в качестве морского флага России.


  1. 20 января 1705 года Петр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712
года, когда в качестве военно-морского флага был утверждён

-5-

Андреевский флаг.


Указом Александра II от 11 июня 1858 года в России был введён новый государственный флаг – чёрно-жёлто-белый «флаг гербовых цветов».




3. 28 апреля 1883 года Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее вновь использовать исключительно бело-сине-красный флаг.

Последний русский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного

-6-

государственного флага Российской империи.


4. После событий Октябрьской революции 1917 года Россия вступила в новое историческое измерение. В июле 1918 года V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, статья 90 которой утверждала в качестве государственного флага красное полотнище.

В 1954 году был установлен новый вид флага РСФСР: красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображались золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамлённая золотой каймой. В сознании людей красный флаг воспринимался как символ свободы.



  1. В период перестройки, в 1991 году России был возвращён её исторический трёхцветный флаг. Об этом флаге можно сказать, что он «трижды рождённый». 22 августа 1994 года был установлен День
-7-

Государственного флага Российской Федерации.


Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Белый цвет символизирует мир, чистоту, непорочность и совершенство (или Свободу); синий – постоянство, веру и верность (или Богородицу- покровительницу России), красный – смелость, великодушие, огонь, отвагу.

  1. Государственному флагу как святыне отдают высшие государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, осквернение его рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоёванную землю, город, высоту.

Тот, кто нёс флаг, всегда считался лучшим, это особая честь.


-9-
Ученик.

Был побеждён народный враг

Народною рукой,

И сто народов этот флаг

Взвивают над собой –

На самой высшей высоте,

На самой дальней широте,

Среди полей и городов,

Меж волн бесчисленных рядов.


-10-

Учитель. Государственные символы вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов во время спортивных соревнований, олимпийских игр, когда выигрывают наши спортсмены и поднимают флаг России, то все мы испытываем большое чувство гордости за свою страну.

Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в её предназначение.

Ученик. Разрешите прочесть стихотворение о русском человеке.

Я – РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.

Он в пять лучей над миром засверкал.

Люблю я Волги вольное теченье,

Люблю сибирских рек задумчивое пенье,

Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я её пою.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Викторина о флаге

Вопросы викторины:


  1. Назовите дату празднования Дня Государственного флага Российской Федерации. (22 августа 1994 года)

  2. Где размещается Государственный флаг Российской Федерации?

  3. О каком флаге можно сказать, что он «трижды рождённый»? (О бело-сине-красном. В 17 веке – при царе Алексее Михайловиче, в конце 19 века и до 1917 года он стал государственным, а с 1991 года – это флаг России.)
-11-

Учитель. Каждый субъект РФ имеет свой флаг.
Учащиеся

1. Флаг Белгородской области

Флаг Белгородской области представляет собой полотнище, разделенное синим крестом на четыре равные части белого, зеленого, красного и черного цветов, на белом поле - герб области.

Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зеленый - изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный - кровь, пролитую защитниками Отечества на белгородских рубежах в XVI-XX веках, черный - богатство почвы, ее чернозем и недра.

Дата принятия: май 2000 г.

-12-
2. Флаг г. Старый Оскол.

Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное надвое по диагонали, в красном поле ружье, а в зеленом поле золотая соха. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

Учитель. Мы сегодня познакомились с одним из символов – флагом. Флаг – необходимый атрибут государства. Наша символика дорога каждому русскому человеку. Наша страна гордится своей историей, наша страна гордится своим флагом. На следующих классных часах мы познакомимся с гербом и гимном нашей страны.

Учитель благодарит учащихся за участие в классном часе.

Классный час

«Государственный флаг России –

наша гордость и призвание!»

Беседа

МОУ «СОШ №5» с. Пригорное г. Новотроицк Оренбургская область

Андреева Юлия Владимировна, старшая вожатая


Цели:

Познакомить учащихся с историей Государственного флага России;

Развивать интерес, расширять круго­зор учащихся в области истории развития государственного символа – Флаг;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

Прививать любовь учащихся к Родине.

Оборудование:

- физическая карта Российской Федерации;

Государственная символика России – герб, гимн – текст и музыка, флаг. Портрет президента РФ – Дмитрия Медведева;

Презентация «Государственные символы страны – наша гордость и призвание»;

Аудиозапись «С чего начинается Родина?» (В. Баснер, М. Матусовский)

Гимн РФ.

Ход урока:

(Звучит гимн Российской Федерации, учащиеся, стоя, положив руку на сердце, слушают)

Учитель: Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках мира. Но слова «Родина», «Отечество», «Отчизна» – святые для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном слове – РОССИЯ.

Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы своего государства. Каждый человек, проживающий на территории того или иного государства, должен знать, любить, чтить и уважать государственные символы своей страны.

Только что, мы с Вами прослушали гимн Российской Федерации – государственный символ нашей страны. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. В ней главное – красота, торжественность и величие. Каждый гражданин России должен знать текст гимна наизусть! Вставать, положив правую руку на сердце! Именно это считается одним из главнейших признаков чувства патриотизма!

Ребята! Давайте поделимся, друг с другом впечатлениями состояния своей души, когда Вы слышите звуки гимна Российской Федерации. Как вы думаете, где исполняется гимн?

(ученики рассказывают друг другу о том, что они чувствовали во время прослушивания государственного гимна)

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать «Россия!

Давайте послушаем стихотворения о Родине.

(учащиеся рассказывают стихотворения о Родине)

см. Приложение 1

Вот она наша Родина – Российская Федерация, Россия!

(учитель показывает на физической карте)

Родина - это дом, в котором мы живем, и рус­ская береза, и журавлиная песня, и полянка в лесу. Это ме­сто, где мы родились и выросли. А что для Вас является Родина? (учащиеся высказываются о том, что такое для них Родина?)

А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Звучит песня, дети подпевают).

Посмотрим внимательно на карту России и скажем, что мы забыли указать на ней? (учащиеся смотрят на карту и отвечают – Москва – столица нашей страны)

Правильно ребята! А в Москве есть Кремль, являющийся ядром возникновения города и становления его как столицы Российской Федерации. (учащиеся просматривают фотографии, картинки с изображениями Москвы, Кремля)

А над Кремлем развивается Государственный флаг - символ государства, наша ГОРДОСТЬ и ДОСТОЯНИЕ!

Сейчас мы послу­шаем сообщения инициативных групп. (Задание - подготовить то или иное сообщение - дети получают заранее).

Выступление исторической группы:

1-й ученик. Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага - «стяг», оно сохраня­ется и в наше время. Стяг у русских дружин был с язы­ческих времен.

2-й ученик. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась бе­лой, нижняя - красной.

3-й ученик. По русским обиходным понятиям 17-19 веков,

красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смерт­ный бой; синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность; белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невин­ность.

4-й ученик. Но в послепетровское время в государ­ственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ. Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

5-й ученик . 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: «Считать истори­ческий флаг России - полотнище из равновеликих гори­зонтальных белой, лазоревой и алой полос - официаль­ным национальным флагом Российской Федерации».

Выступление знаменной группы

1-й ученик. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатичес­кие представительства, автомобили послов. В торжествен­ные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик. Знаменем Вооруженных сил России сно­ва стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, было красно­го цвета.

Учитель: Еще одним государственным символом нашей страны является государственный герб!

Выступление исторической группы

1-й ученик. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и др. предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

2-й ученик. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской её частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.

3-й ученик. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Спасибо большое, ребята! Государственные символы России вобрали в себя историю и традиции нашего народа, нашего Отечества. Поэтому мы должны знать и уважать их, гордиться нашим прошлым, настоящим и будущим нашего народа и нашей страны. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За пра­вильный ответ – получаем жетон триколор.

Викторина

Вопросы:

1. От какого слова произошло слово «флаг»?

2. Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3. Что обозначает красный цвет флага?

4. Что обозначает белый цвет?

5. Что обозначает синий цвет?

6. Где можно увидеть Государственный флаг?

7.Какой флаг у Вооруженных сил России?

8. На каких зданиях нашего

села развевается флаг?

9.Что обозначает слово «герб»?

10. Что означает скипетр и держава?

11.Что такое гимн?

12. Кто написал слова и музыку гимна?

13. Что, по вашему мнению, символизирует цвета флага?


И несколько интересных полезных советов:

2. Чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Самому активному участнику вручается приз. Молодцы! Все активно отвечали на вопросы викторины.

Давайте подведем все вместе итоги нашего классного часа:


  1. Государственные символы Российской Федерации – гимн, герб и флаг страны - часть истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

  2. Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношения к символам государства – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

  3. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.
И в заключение нашего классного часа, давайте споем гимн России стоя и приложив руку к сердцу, прислушиваясь к каждому слову гимна – Достоянию нашей страны!

Использованная литература:


  1. Пчелов Е.В. “Государственные символы России. Герб, флаг, гимн”. Москва, издательство “Русское слово”, 2002 год.

  2. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002. – 96 с., ил.

  3. Соболева Н.А., “Российская государственная символика”. История и современность, Москва, издательство “Владос”, 2002 г.
Приложение

О РОДИНЕ – РОССИИ

У меня есть Родина – Россия.

Это счастье - это жизнь моя,

Это моя будущая сила,

Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба

И лесов немерянная ширь.

Это – поле золотого хлеба

И народ твой – добрый Богатырь.

Только – только ты встаешь на ножки,

Ты в начале долгого пути,

Ты пойдешь сначала по дорожке,

По ДОРОГЕ будешь ты идти.

В небо полетишь на самолете -

Сверху ты увидишь Отчий Край,

Но всегда – в пути или полете

Родину свою не забывай.

Родина, как мама, всё умеет,

Она любит дочку и сынка.

В холод – добротою отогреет,

В жажду – даст воды из родника.

Словно мама – наградит улыбкой,

Подарив вам долгие года,

Любя, простит все детские ошибки,

Но подлость не простит вам никогда!

В добрый путь, дитя! Служи Отчизне,

Не жалея времени и сил!

И в конце своей прекрасной жизни

Ты поймешь, что не напрасно жил!

РОДИНА

Рассвет я помню красновато-синий

И звук прекрасный песни соловья.

Люблю тебя я, часть России,

Горжусь тобою, родина моя.

Везде, кого бы ни спросила,

На рубежах Урала, вдоль реки,

Защитою и гордостью России

Во все века здесь были казаки.

Чтоб оценить и другом оставаться

Родной земли и родины своей,

Наверно, надо с ней расстаться,

Почувствуешь тогда, что места нет родней

Классный час в 3 классе на тему «Государственная символика»

Задачи

1. Вспомнить о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика - это общечеловеческая, государственная ценность.

2. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства и других стран.

Оборудование : государственная символика; конверты со словами, входящими в состав пословиц.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Посмотрите на доску. Как одним словом можно назвать все, что вы видите? (Символы, государственная символика.)

Символика - понятие сложное, но очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, партиями, объединениями людей.

Символы возникли и существуют с древнейших времен и будут существовать вечно.

Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо.

К ключевым государственным символам относят Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. К символам государства относят также его столицу. Все они закреплены в конституциях того или иного государства.

Государственный герб

Учитель. Посмотрите на наш герб. Что вы уже о нем знаете? (Дети отвечают.)

Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т. п. Государственный герб считается главным символом любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны. Государственный герб может быть частью Государственного флага. Изучением гербов занимается историческая

дисциплина - геральдика (гербоведение).

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой - двуглавый,

Символизирует страну -

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко -

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами - короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Ужасный черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет чудовище копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Государственный флаг

Учитель. Следующий государственный символ - флаг. Наш российский флаг трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Государственный флаг - официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг вывешивается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

А флаг России - триколор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный - это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину.

Тогда узнаем, почему

У флага есть еще цвета,

Что значат еще цвета два.

Синий - Украины цвет,

Белый - Белоруссии.

Народы их объединились.

Чтобы жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

Посмотрим, что вы уже запомнили о российском флаге.

Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

Что обозначает красный цвет флага?

Что обозначает белый цвет?

Что обозначает синий цвет?

Где можно увидеть Государственный флаг?

На каких зданиях нашего города развевается флаг? (Дети отвечают на вопросы.)

Государственный гимн

Учитель. Государственный гимн - торжественная песнь, так же как Государственный флаг и герб, является официальным символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова - Сергей Владимирович Михалков. (Звучит гимн.)

Текст Государственного гимна Российской Федерации

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Столица государства

Учитель. Кто из вас был в Москве? О каких достопримечательностях вы можете рассказать? (Дети рассказывают об увиденном.)

Москва - столица Российской Федерации, город федерального значения, центр Московской области, город-герой, крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр. В Москве проживают 9 миллионов жителей. Главный символ столицы - ее герб. Герб Москвы - это изображение святого Георгия на коне. Он изображен на фоне красного поля, поражающим копьем черного змея. Герб был утвержден в 1781 году во время правления Екатерины II.

Работа с деформированными пословицами

Учитель. В данных конвертах - слова. Из них нужно сложить пословицы о Родине.

(Работа в группах. Группы собирают три пословицы, читают их, объясняют.)

1. Велика святорусская земля, а везде солнышко.

2. Всякая птица свое гнездо любит.

3. Всякому мила своя сторона.

4. Где кто родился, там и пригодился.

5. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

6. Дома и стены помогают.

7. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

8. На чужой стороне Родина милей вдвойне.

9. Родина краше солнца, дороже золота.

10. Родина-землица и во сне снится.

11. Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

12. Всяк чужую сторону хвалит, а сам - ни ногой.

13. На чужой стороне и весна не красна.

14. Человек без Родины - что соловей без песни.

15. Родина - мать, умей за нее постоять.

16. Если народ един, он непобедим.

Подведение итогов

Берегите Россию

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите ее

Тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой!

Е. Синицын

Дополнительный материал

В статье 70 Конституции Российской Федерации закреплены символы государственной власти: Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, столица государства. В данной статье говорится: «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом». Столицей Российской Федерации является город Москва. Второй, северной, неофициальной столицей России считается город Санкт-Петербург. Праздник Конституции РФ связан с таким днем, как День Государственного флага России (22 августа). В этот день на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг, который представляет прямоугольное полотнище бело-сине-красного цвета.

В Положении о Государственном гербе Российской Федерации записано, что герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого (двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, объединенных лентой). В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла на красном щите - всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем змея.

Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат Правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов Российской Федерации, Прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на официальных резиденциях органов государственной власти, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

В Положении о Государственном гимне Российской Федерации записано, что он исполняется во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами, например при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при открытии и закрытии сессий палат Федерального собрания, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении государственных наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам. Государственный гимн транслируется телерадиокомпаниями в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников. Допускается исполнение Государственного гимна РФ на спортивных соревнованиях.

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,