Как отменить или уменьшить корректировку платы за отопление за год? О том, что делать, если вы получили в счете за жку большую корректировку

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.5.2006 № 307. В частности, из подп. “а” п. 19 Правил было исключено последнее предложение. Эта норма устанавливала необходимость проведения исполнителем корректировки размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам, который также признан утратившим силу.

Многие исполнители коммунальных услуг в течение нескольких лет вообще не занимались корректировками платы за отопление в соответствии с подп. “а” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307). Другие исполнители проводили корректировки только в случае, если собственники и наниматели должны были доплачивать им за отопление. Такая избирательность объясняется укоренившейся привычкой организаций ЖКХ нарушать законодательство, отсутствием должного контроля со стороны прокуратуры, государственного жилищного надзора, органов Роспотребнадзора, невысокой правовой грамотностью потребителей, популистскими высказываниями руководителей разного уровня о недопустимости корректировок. Реализация положения о проведении корректировок вызывает определенные вопросы.

Правомерно ли проведение корректировки платы за отопление по Правилам № 307 после внесения в них изменений постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354? Несмотря на то, что новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), уже скоро вступят в действие, этот вопрос представляется актуальным. И не только в связи с тем, что правильность расчета платы за коммунальные услуги затрагивает права потребителей и обязанности исполнителей. Часто условия договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключаемые исполнителями коммунальных услуг с теплоснабжающими организациями, содержат алгоритм расчета стоимости потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, аналогичный алгоритму, заложенному в Правилах № 307, включая корректировку платы за тепловую энергию. Поэтому вопрос о влиянии изменения Правил № 307 на установленный ранее порядок расчетов вполне актуален.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

До внесения поправок в подп. “а” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 исполнитель был обязан провести корректировку платы за отопление. Нормы подп. “а” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 императивные, обязательные, а не диспозитивные. Исполнитель не имел права отказаться от проведения такой корректировки ни единолично, ни по решению общего собрания собственников помещений, ни по решению органов управления товарищества или кооператива, ни в случае, когда возможность такого отказа была указана в договоре управления, ни по указанию органов местного самоуправления или органов государственной власти региона. Причем даже тогда, когда собственники и наниматели были обязаны доплатить за отопление. Однако следует отметить, что и от возврата излишне уплаченной собственниками и нанимателями платы исполнитель не имел права отказываться тогда, когда необходимость такого возврата вытекала из результатов расчета размера корректировки платы за отопление.

При принятии исполнителем решения о проведении ежегодной корректировки платы за отопление необходимо сопоставить размер корректировки с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Такой индекс устанавливается на очередной финансовый год по муниципальным образованиям и выражается в процентах (индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размеров платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года). Понятие “предельные индексы” ввел Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 6). Было установлено, что “размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей”. Эта норма вводит ограничение для определения размера суммарной платы за коммунальные услуги. Расчетным периодом по оплате коммунальных услуг является месяц. Представляется, что в этом случае сумму корректировки платы за отопление неправильно расценивать, как это иногда бывает, в качестве 13-й платежки за отопление. Смысл корректировки заключается в уточнении ежемесячных платежей, которые определялись исходя из нормативов потребления без учета реальной температуры наружного воздуха.

Исполнитель может проводить корректировку платы по отоплению в любое время с единственным нормативным ограничением – один раз в год. Ни прежняя, ни новая редакции Правил № 307 не устанавливали конкретных требований к моменту осуществления корректировки платы за отопление (когда нужно делать корректировку). Она могла производиться один раз в год как по окончании отопительного периода (например, выставляться потребителям в платежном документе за май текущего года), так и по окончании календарного года (т. е. выставляться потребителям в платежном документе за декабрь текущего года или за январь следующего года). Если период корректировки не совпадает с календарным или бюджетным годом, то в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ исполнитель обязан сравнивать динамику платежей за все коммунальные услуги за соответствующий месяц с предельным индексом, установленным на соответствующий финансовый год. Дело в том, что тарифы, влияющие на стоимость коммунальных услуг, устанавливались, как правило, с 1 января и до 31 декабря. При сравнении необходимо сделать вывод о наличии (или отсутствии) превышения таких суммарных платежей по действующим в текущем году тарифам на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса над суммарным платежом за тот же перечень и объемы коммунальных услуг по тарифам, действующим на конец предыдущего финансового года. Превышение не может быть больше установленного предельного индекса. Соответственно, нельзя сравнивать с установленным предельным индексом только изменение платы за отопление.

Изменения подп. “б” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 вступили в силу с 7 июня 2011 г. В связи с этим у отдельных исполнителей возникли следующие вопросы: можно ли провести корректировку платы за отопление после этой даты, но за месяцы предыдущего отопительного периода; можно ли с 7 июня 2011 г. сделать корректировку за период с 1 января до 14 апреля 2011 г.?

Поскольку норма об отмене корректировке платы за отопление при отсутствии коллективного прибора учета тепловой энергии формально уже не действует, практиками высказывалось сомнение, не придается ли обратная сила положениям постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – постановление № 354).

Гражданским кодексом РФ установлено, что “акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие” (п. 1 ст. 4) и уточняется, что “договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров” (п. 4 ст. 421, ст. 422). Необходимо отметить, что в рассматриваемом в настоящей статье случае, во-первых, подп. “б” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 в новой редакции применяются к отношениям по оплате коммунальных услуг, которые возникают после введения в действие изменений. То есть поправками никак не затрагивается определение размера ранее произведенных платежей за отопление – ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Просто, начиная с 7 июня, Правительством РФ исключено на будущее время основание для корректировки. Во-вторых, изменения, вносимые в Правила № 307 постановлением № 354, не содержат требований об изменении ранее заключенных гражданско-правовых договоров в отношении изменения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги и (или) за коммунальные ресурсы.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в т. ч. порядок корректировки платы за коммунальную услугу отопления императивно определяется постановлением Правительства РФ (в настоящее время – Правилами № 307) на основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Определять размер платы за коммунальные услуги можно только так, как это устанавливают действующие в соответствующий момент времени правила предоставления коммунальных услуг. Изменять договором управления, равно как и любым гражданско-правовым договором, императивные нормы действующих правил нельзя. Это будет противоречить п. 4 ст. 421 ГК РФ. Иными словами, даже если в договоре управления по решению общего собрания собственников помещений или решением управляющего будет установлен какой-то иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (например, вводить или отменять корректировку, изменять формулы), чем установленный Правительством РФ, то после такого изменения положений правил для расчета платы за коммунальные услуги все равно должен применяться порядок, установленный Правилами № 307. Исполнитель не может поступить иначе.

Для многоквартирных домов, в которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установлен следующий порядок применения п. 19 Правил № 307 (в ред. постановления № 354):
а) с 7 июня 2011 г. исполнитель не может: один раз в год осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу отопления (данные о размере такой корректировки не могут отражаться в выставляемых платежных документах); выставлять суммы доплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения 2 к Правилам № 307 (суммы такой корректировки не могут взыскиваться с потребителей даже в том случае, если корректировка приходится на время действия прежней редакции подп. “а” п. 19 Правил и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307);
б) с 7 июня 2011 г. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда не обязаны оплачивать суммы перерасчета, если корректировка приходится на время действия новой редакции подп. “а” п. 19 Правил и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307, и не имеют права требовать возврата (зачета в счет будущих платежей) сумм переплаты, рассчитанных с использованием формул 2 и 4 приложения 2 к Правилам № 307 (если такие переплаты были).

Если плата за коммунальные услуги начислялась и выставлялась в соответствии с порядком, установленным Правилами № 307, то в силу положений ст. 157 ЖК РФ, ст. 4 и 422 ГК РФ ее нельзя пересчитывать по новым формулам приложения 2 к Правилам № 307 после вступления в силу рассматриваемых изменений. Начисление платы за коммунальную услугу отопления с учетом корректировки и отражение перерасчета в выставляемых платежных документах в случае, указанном в п. 19 Правил № 307, были правомерны только до 6 июня 2011 г. (включительно), когда такая возможность была предусмотрена Правилами № 307.

Странно, что сделать с этим ничего не возможно! Официальная инфляция в России около 4,7% - а нам предлагают оплатить сумму примерно на 40% нашей годовой оплаты за отопление. Как с этим то быть?
Андрей

В соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 400):

5. При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:
б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;

Единственно, что возможно - это потребовать рассрочку на основании п.72 Правил №354, но тогда придется платить проценты за эту рассрочку:

72. Если начисленный потребителю в соответствии с требованиями настоящего раздела размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность внесения платы за такую коммунальную услугу в рассрочку на условиях, указанных в настоящем пункте.
Предоставление такой возможности осуществляется путем включения в платежный документ, предоставляемый исполнителем потребителю, наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку в размере одной двенадцатой размера платы за коммунальную услугу за истекший (истекшие) расчетный период, в котором (которых) возникло указанное превышение, и суммы процентов за пользование рассрочкой, которая подлежит внесению потребителем при оплате коммунальной услуги по этому платежному документу.
При расчете величины превышения размера платы за коммунальную услугу не учитывается величина превышения, возникшая вследствие увеличения в жилом помещении числа постоянно и временно проживающих потребителей.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340 к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 года вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России.

Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка, и взимания за предоставленную рассрочку процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки. Проценты за предоставляемую рассрочку не начисляются или начисляются в меньшем размере, если за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации исполнителю предоставляется компенсация (возмещение) средств, недополученных в виде процентов за предоставление рассрочки.

73. Потребитель, получивший от исполнителя платежный документ, указанный в пункте 72 настоящих Правил, вправе внести плату на условиях предоставленной рассрочки либо отказаться от внесения платы в рассрочку и внести плату единовременно либо воспользоваться предоставленной рассрочкой, но в дальнейшем внести остаток платы досрочно в любое время в пределах установленного периода рассрочки, в этом случае согласие исполнителя на досрочное внесение остатка платы не требуется.


До 1 июля 2016 года корректировка платы за отопление при внесении ее равномерно в течение календарного года было предусмотрено прежними Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, действие которых неоднократно продлевалось, но наконец прекратилось. Одновременно Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 в актуальные Правила предоставления коммунальных услуг были внесены поправки, согласно которым оплата отопления равномерно в течение календарного года стала равноправным способом наряду с оплатой в течение отопительного периода. Каким образом теперь должна проводиться корректировка платы? В чем отличие от порядка, который применялся ранее? Такой вопрос поступил в редакцию от читателя. Давайте разбираться.

Формулы не изменились

Порядок оплаты отопления прописан в п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. В данном пункте нет положений о проведении корректировки платы. Они приведены в п. 3(2) Приложения 2 к Правилам.

где P k.пр – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год ;

S i общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

S об – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме;

P fn.i общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

Как видим, данные формулы идентичны тем, которые приведены в прежних Правилах предоставления коммунальных услуг и использовались до 01.07.2016. Однако разница в правовом регулировании все-таки есть. В пояснениях к действующим в настоящее время формулам даны весьма конкретные указания.

Прежде всего, расчетным периодом является год. Учитывая указание на I квартал года, следует прийти к выводу, что речь идет о календарном годе. Таким образом, плата за отопление за месяцы с января по декабрь 2017 года должна рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2016 год.

Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы 2017 года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОПУ за тот же период. Если в течение года повышался тариф, для корректировки это никаким особым образом не учитывается, поскольку формула 3(2) оперирует итоговыми показателями в рублях.

Период корректировки – I квартал

Корректировка платы проводится в I квартале года, следующего за расчетным. То есть плата за отопление за 2017 год должна быть скорректирована в платежном документе за январь, февраль или март 2018 года.

Таким образом, если корректировка ожидается в пользу потребителей и ее сумма не была отражена в платежных документах за первые три месяца года, следующего за расчетным, потребитель вправе обратиться к исполнителю за пояснением и в письменной форме потребовать уплаты штрафа за необоснованное завышение размера платы за коммунальные услуги на основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ (см. Н.М. Софийской “Штрафы за неправильный расчет платы за КУ” на с. 60).

Корректировка платы за отопление если ОПУ выходил из строя

Условия проведения корректировки – внесение платы равномерно в течение календарного года (согласно решению региональных властей) и наличие в течение всего расчетного года исправного ОПУ тепловой энергии.

Если в течение года ОПУ выходил из строя или был утрачен, каким образом можно определить показатель P k.пр, необходимый для корректировки? Ранее Минстрой России полагал, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится (Письмо от 12.11.2014 N 25263-ОД/04).

Обратим внимание, что в пояснениях к формуле 3(2) нет отсылок к п. 59 , , Правил предоставления коммунальных услуг, в которых описывается порядок расчета платы за отопление при выходе прибора учета из строя (кстати, такие ссылки есть в пояснениях к формуле 3(4) , посвященной корректировке платы за отопление в случае, когда дом оснащен ОПУ и во всех помещениях в нем установлены ИПУ тепловой энергии). Тем не менее в аналогичных ситуациях правовое регулирование должно быть одинаковым. Кроме того, судебная практика, сложившаяся по вопросу расчетов на основании прежних Правил предоставления коммунальных услуг, говорит о возможности проведения корректировки с учетом среднемесячного объема потребления (нормативов потребления). Выше мы установили, что актуальные формулы совпадают с ранее действовавшими, поэтому, полагаем, можно применять данные принципы более широко, тем более что они не нарушают права потребителей (не предполагают выставление платы в большем размере, чем предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг).

Судебный акт Описание ситуации Вывод арбитров
Постановление АС ЗСО от 14.01.2016 N Ф04-28496/2015 по делу N А46-2846/2015 В течение 2013 года расчет платы за отопление в МКД осуществлен исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Однако в период с августа по декабрь 2013 года ОПУ в МКД отсутствовал в связи с его демонтажем для проведения государственной поверки. Допуск к эксплуатации узла учета тепловой энергии после поверки ОПУ в доме состоялся 11.02.2014 При отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год общество должно было произвести корректировку платы за отопление за 2013 год по нормативу потребления
Постановление АС УО от 20.12.2016 N Ф09-10157/16 по делу N А71-2879/2016 В 2014 году плата за отопление начислена по среднемесячным объемам потребления за 2013 год. В период с 08.09.2014 по 16.11.2014 ОПУ не допущен к эксплуатации Поскольку ОПУ установлен и допущен к повторной эксплуатации, ТСЖ правомерно провело корректировку платы за отопление с учетом объема потребления тепловой энергии на отопление МКД, предъявленного РСО, и объема тепловой энергии, оплаченного потребителями

Иначе говоря, если в начале года исполнитель имел все основания для расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления за прошедший год, а впоследствии ОПУ вышел из строя, корректировка должна быть проведена несмотря на то, что показатель P k.пр невозможно определить именно по данным ОПУ. Следует воспользоваться иными расчетными величинами (среднемесячным объемом потребления в первые три месяца, нормативом потребления в последующие месяцы).

Тем более это логично, поскольку цель корректировки – приведение объема тепловой энергии, оплачиваемого потребителями, в соответствие с объемом, поставленным в дом в целом. А РСО имеет возможность определять такой объем в доме, оснащенном ОПУ, при выходе его из строя, утрате и др. в соответствии с пп. “в(2)” п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, содержание которого соотносится с содержанием п. 59(1)

Разъяснения аналогичного характера дал Минстрой России в прошлогоднем Письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, выпущенном в связи с принятием Постановления Правительства РФ N 603:

“Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и из Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п. 42(1) , и Правил предоставления коммунальных услуг”.

При этом, очевидно, перекладывать на потребителей оплату повышающего коэффициента 1,1 (установлен пп. “е” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения) исполнитель не имеет права.

мена потребителя в течение расчетного года

На практике многие (если не все) исполнители коммунальных услуг, которые рассчитывают плату за отопление равномерно в течение календарного года с ежегодной корректировкой, столкнулись с тем, что собственник квартиры, купивший ее в расчетном году, не желает уплачивать полную сумму корректировки (доначисление в пользу УК), а согласен внести лишь часть платы пропорционально времени владения квартирой в году, за который осуществляется перерасчет. УК этот вариант невыгоден, поскольку для получения суммы корректировки, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, необходимо установить его новое место жительства. В связи с этим получить деньги во внесудебном порядке становится весьма сложно. Но и при судебном взыскании необходимо иметь информацию о месте жительства должника. Она должна быть указана в заявлении о вынесении судебного приказа (п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ), в противном случае судья возвратит заявление (п. 3 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ).

Тем не менее взыскивать с нового собственника сумму корректировки в части, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, незаконно. Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента наделения его правом собственности на помещение. Исключение составляют взносы на капитальный ремонт: при переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт МКД, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Способ исчисления платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующей корректировкой (доведением до фактического объема потребления по итогам расчетного года) – это вариант, принятый для удобства расчетов. Цель – обеспечить оплату фактического объема тепловой энергии равномерно в течение года. Поэтому представляются вполне обоснованными рекомендации Минстроя России из Письма N 28483-АЧ/04: “Если в течение года корректировки произошла смена потребителя коммунальных услуг по отоплению, исполнитель проводит корректировку размера платы за коммунальные услуги по отоплению каждому потребителю за расчетные периоды в году корректировки, в которые у каждого потребителя возникали обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ”.

Неправильно было бы считать, что гражданин, купивший квартиру после окончания отопительного периода, вообще не должен оплачивать корректировку платы за отопление за год приобретения квартиры. В случае равномерного внесения в течение года плата за отопление и стоимость фактически оказанной услуги в разрезе каждого месяца не совпадают (а при расчетах в течение отопительного периода и при наличии в доме ОПУ – совпадают). При этом у собственника возникает обязанность по внесению платы за отопление, а не по оплате фактически оказанных услуг. Также есть обязанность уплачивать часть суммы корректировки платы за отопление. К примеру, если в доме отсутствует ОПУ и плата рассчитывается исходя из норматива потребления, новый собственник не имеет оснований отказаться от внесения платы за услугу, которая ему фактически не была оказана (если он владел квартирой только в течение неотопительного периода).

Некоторые исполнители полагают, что могут произвести корректировку платы за отопление за часть расчетного года на дату перехода права собственности. Это удобно, поскольку нередко одной из обязанностей продавца по договору купли-продажи квартиры является полная уплата долгов за жилищно-коммунальные услуги. Однако насколько это законно? По мнению автора, данный подход не подкреплен положениями нормативно-правовых актов. Прежде всего, корректировка проводится в определенный момент – в I квартале следующего года, а не на дату перехода права собственности. Кроме того, и это главное, необходимый для корректировки показатель – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год. В течение расчетного года соотношение платы, исчисленной по среднемесячному потреблению за прошлый год, и фактической платы может колебаться (быть как положительным, что вызывает корректировку платы в пользу потребителей, так и отрицательным, что указывает на необходимость ее корректировки в пользу исполнителя). Итоговый результат, позволяющий соблюсти требования Правил предоставления коммунальных услуг, известен только по окончании расчетного года. Именно поэтому корректировка, произведенная на любую дату в течение года, может быть оспорена.

Корректировка платы за отопление если произошла с мена исполнителя в течение расчетного года

Еще один вопрос того же рода: каким образом проводится корректировка платы за отопление, если в течение расчетного года поменялся исполнитель коммунальной услуги?

В соответствии с пп. “а” п. 25(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения в редакции Постановления Правительства РФ N 603 в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты отопления равномерно в течение календарного года объем ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется для МКД, оснащенного ОПУ, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным ОПУ, определенной в порядке, установленном п. 22 данных Правил. Иначе говоря, исполнитель ведет с РСО расчеты за отопление точно так же, как и с потребителями.

Вместе с тем на момент прекращения договора управления и прекращения договора ресурсоснабжения с соответствующим управляющим МКД фиксируются показания ОПУ (пп. “д(1)” п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения), осуществляются расчеты за фактически поставленный в период управления домом объем тепловой энергии. Поэтому вполне законно стремление УК, утратившей право управления домом, получить от потребителей плату за объем фактически оказанной до прекращения договора управления коммунальной услуги по отоплению.

В Письме Минстроя России N 28483-АЧ/04 дано такое разъяснение: корректировка размера платы за отопление проводится каждым исполнителем соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в МКД, жилой дом в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем, в году корректировки и применяемым таким исполнителем тарифам на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений п. 59(1) и Правил предоставления коммунальных услуг.

Однако не уточняется, в какой момент прежний управляющий может провести корректировку: на дату прекращения управления или в I квартале следующего года? Полагаем, что ответ на данный вопрос может быть приведен в тексте договора управления либо решения общего собрания о смене управляющего (выборе нового способа управления). Очевидно, что прежнему управляющему в целях обеспечения как можно более полной и скорой оплаты выгодно включить суммы корректировки в платежный документ за последний месяц периода управления домом. В пользу данного варианта можно привести следующий аргумент: поскольку правоотношения между исполнителем и потребителем завершились, объем тепловой энергии, фактически поставленной в дом на момент прекращения правоотношений, известен. Удержание потребителями стоимости отопления свыше предъявленной к оплате означает их неосновательное обогащение за счет прежнего управляющего и потому должно быть произведено. Это общее правило, справедливое и для других ситуаций: когда корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в пользу потребителей, когда прежний управляющий не вправе удерживать отчисления в фонд текущего ремонта и, соответственно, когда собственники помещений обязаны оплатить прежнему управляющему ремонтные работы, стоимость которых была согласована, но полностью не возмещена до прекращения управления домом.

Также вполне жизнеспособным является еще один вариант, описанный в Постановлении АС ВВО от 20.09.2016 N Ф01-3635/2016 по делу N А28-143/2016. Прежняя УК предоставила новой копии ведомостей учета тепловой энергии по ОПУ за месяцы ее управления домом, сообщила размер среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год, который использовала для расчета платы в начале расчетного года. А новая УК (агент) приняла на себя обязательство по перерасчету платы за отопление по лицевым счетам домов, ранее находившихся под управлением прежней УК (принципала). Доказательств, свидетельствующих о взыскании с жильцов дома платы в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, в материалах дела не имеется.

Сравнив положения прежних и действующих сегодня правил предоставления коммунальных услуг в части проведения корректировки платы за отопление в случае внесения платы равномерно в течение года при наличии в доме ОПУ тепловой энергии, мы увидели, что формулы не изменились, а это дает основания применять старые наработки и сегодня. Одновременно в пояснениях к новым формулам уточнены некоторые вопросы, которые ранее не были урегулированы и вызывали разногласия. Так, корректировка проводится всегда в I квартале года, следующего за расчетным, среднемесячный объем потребления считается за прошедший календарный год. Пояснения Минстроя с учетом правоприменительной практики позволяют прийти к выводу, что при смене потребителя и исполнителя в течение года корректировка проводится для каждого из них за период фактического владения помещением и управления домом соответственно. Если в течение расчетного периода ОПУ временно не эксплуатировался, но начисление платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год в определенных месяцах было законным, корректировку провести необходимо.

Даже если в некоторых (но не всех 100%) квартирах есть ИПУ, начисление за отопление и корректировка применяется по формулам 3.1 и 3.2. Дубненское информагентство Для расчета корректировки в вашей квартире нужны данные: – площадь дома (указана на сайте УК) – площадь квартиры (указана в квитанции) – сумма, начисленная поставщиком тепла (данные за 2014 и 2015 указаны на сайте УК по каждому дому, за 2016 запросить в УК – при личном обращении экономист назвала запрашиваемые цифры) – данные в вашей квитанции по оплате отопления за год (обратите внимание: с 1 января по 1 июля – один тариф, с июля до конца декабря – другой). Порядок расчета размера корректировки за 2015 и 2016 год на примере квартиры площадью 51,1 м² в д. № 11/3 на ул. Энтузиастов.

Заявление на перерасчет коммунальных услуг

Что нужно сделать, дабы не мерзнуть следующей зимой и не платить огромных сумм? По возможности создать совет дома, председатель которого: – должен узнать, есть ли в доме Индивидуальный тепловой пункт. В ходе проекта по кредиту МБРР в 81 многоквартирном жилом доме с целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения, были установлены ИТП. ИТП как раз и регулирует подачу тепла в квартиры в зависимости от температуры воздуха на улице (похолодало – дает больше тепла в квартиры, потеплело – снижает температуру в батареях); – требовать от УК настройки инженерных систем дома перед отопительным сезоном (не допускать перетопа).

Перерасчет оплаты коммунальных платежей

Внимание

Сначала полагается обратиться в УК, написать письмо или позвонить, чтобы пришел их специалист для изучения проблемы. Потом действия осуществляются в зависимости от реакции управляющей компании. Не существует точная формула расчета общедомовому счетчику, так как количество поставленной тепловой энергии не всегда соответствует качеству обогрева и нормам температурного режима.

Чтобы самостоятельно сделать перерасчет, можно воспользоваться такой формулой.

  • Сначала нужно высчитать разницу между температурой воздуха по нормам и фактической.
  • Потом следует вычислить, на протяжении какого времени было нарушение норм теплоснабжения (этот показатель записывается в часах).
  • Еще одно число – размер стандартного месячного платежа.
  • Каждый час нарушения режима обогрева – это минус 0,5 % за градус.

Сужусь с тсж по корректировке по отоплению

Проще говоря, в домах, где есть общедомовой прибор учета тепла (ОПУ) – плата за отопление начисляется по среднемесячному показателю прошлого года. В домах, где нет ОПУ – по нормативу. А ресурсоснабжающая организация начисляет оплату за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепла за истекший год. По итогам года, сравнив показания общедомового прибора учета тепла за этот год, УК получает разницу между тем, сколько уже начислили людям по плановым показателям и сколько должны предъявить по факту.

Таким образом, корректировка идет либо в «плюс», либо в «минус». – Температурный график прошлого сезона был гораздо выше – я имею в виду температуры были выше и объем в гигакалориях и потребление тепловой энергии населением было меньше. В этом году зима была холодная. И объем потребляемой тепловой энергии в гигакалориях был выше.

Перерасчет за коммунальные услуги по 354 постановлению

Общая площадь всех помещений МКД составляет area2 кв.м. Г) — общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.). За year год размер платы истца за отопление составил summa руб.
Таким образом, корректировка платы за отопление составит: за year год = price руб.х area1 кв.м./ area2кв.м. – summaруб. = itog руб. Кроме того, бездействием ответчика по проведению корректировки за предоставленную услугу «отопление», мне как потребителю, причинен моральный вред. В силу п.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст.

Перерасчет за коммунальные услуги по закону

Инфо

В прошлом году ситуация была в пользу населения, а в этом в пользу энергопроизводителей, потому что зима холоднее. – Почему в квартирах у всех температура одинаковая зимой в целом, а корректировка пришла по 8 тыс, другим 3,5 тыс за одинаковые квартиры? – Все дома разные, внутридомовые инженерные коммуникации отрегулированы по-разному. Одни в носках и под двумя одеялами спят, у других окна открыты всю зиму. Мы со своей стороны будем рекомендовать УК регулировать тепло внутри домов.

Кроме того, состояние домов везде разное. В новых домах хорошая теплоизоляция, там теплопотерь меньше. Где «сифонят» дома, теплопотери выше. Поэтому размер корректировки будет разный. – Достоверны ли показания счетчиков, расчеты котельных по домам? Может они нас обманывают и свои долги на нас «вешают»? – Не надо стоять над счетчиком и проверять каждый раз, когда УК снимает показания.

Заявление(о перерасчете платы за отопление)

Данные работы требуется подтвердить документами, подтверждающими эти работы (наряды на работы, приказы и проч.) В соответствии с Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 г., а именно с п.49, прошу в срок не более 3-х рабочих дней предоставить вышеуказанные документы и сведения, которые позволят мне лично проверить правильность выставленных корректировок. В случае не предоставления требуемой информации, я буду вынужден обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, с целью привлечения к административной ответственности ООО «Московская Жилищная Компания» за нарушения законодательства РФ в части защиты прав потребителей.

Корректировка отопления: инструкция по применению

Обратите внимание, нужно использовать тариф начисленный за отопление, а не тариф за Гкал. Для этого ваш тариф с 1 января по 30 июня умножим на 6 месяцев, затем тариф с 1 июля до 31 декабря умножим на 6 и сложим оба показателя: 1 293,18*6 = 7 759,08 1 377,69*6 = 8 266,14 7 759,08+8 266,14 = 16 025,22 руб. – оплачено по плановому показателю Считаем разницу между оплаченным по квитанции и начисленным по счетчику: 16 025,22 – 13 810,84 = 2 214,38 руб. – размер корректировки. Положительный результат говорит о том, что житель заплатил больше и на эту цифру должен быть уменьшен платеж за отопление в месяце, в котором сделана корректировка.
Кстати, размер корректировки за 2015 год в данной квартире по версии УК – 87 рублей 38 копеек «в пользу» жителя. Дубненское информагентство 2016 год.

Иск по корректировке за отопление

  • подробно проработана процедура монтажа измерительных приборов;
  • при помощи Постановления усиливается мотив на установку счетчика;
  • введена упрощенная схема оплаты за отопление;
  • с 2016 года предоставлять сведения со счетчиков стало необязательно;
  • при временном отсутствии электричества или другой услуги, оплата за нее не взимается;
  • порядок выполнения перечисленных условий.

Особое место определено ответственности исполнителя перед потребителями и законами в случаях:

  • плохого качества услуг;
  • ущерба жизни и здоровью из-за некачественной услуги;
  • неполучения потребителем достоверной информации по качеству услуг;
  • условия соглашения нарушаются.

При нарушении этих условий, исполнитель должен освободить потребителя от оплаты или предоставить ему компенсацию.
При отсутствии данных факторов обогрев оплачивается полностью. Возврат денег за коммунальные услуги низкого качества предусмотрен законом, поэтому поставщики тепла не имеют права отказывать в заявлении на перерасчет. Но при стабильно низкой температуре в доме его владелец сам должен заставить УК уменьшить платеж, проверить и наладить отопление, коммунальные работники не будут проверять температуру в квартирах без заявления от жильцов. Как сделать, чтобы вернуть свои деньги, можно узнать у юристов или на соответствующих юридических сайтах. При этом стоит использовать на расчет нормативу постановление правительства РФ под номером 354 и нормы температурного режима. Теплосеть должна обеспечить в квартире температуру воздуха не меньше 18 градусов, более точные показатели зависят от вида помещения.


Нормы потребления многоквартирном доме тепловой энергии можно найти в постановлении 354.
Исходя из сведений, предоставленных Ответчиком об объемах и суммах, предъявленных поставщиком тепловой энергии и начисленных гражданам МКД и размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД составил year год Расчетный месяц Потреблено Гкал. на отопление по УКУТу,показания карточки (гКалл) Тариф (руб.) Стоимость отопления по УКУТу (руб.) 1 2 3=1х2 январь gkal_1 tarif summa_1 февраль gkal_2 summa_2 март gkal_3 summa_3 апрель gkal_4 summa_4 май gkal_5 summa_5 сентябрь gkal_6 summa_6 октябрь gkal_7 summa_7 ноябрь gkal_8 summa_8 декабрь gkal_9 summa_9 Итого: summa_itog Б) — общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м); Площадь квартиры Истца составляет area1 кв.м. В) — общая площадь всех помещений в многоквартирном доме (кв. м).

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила-307). В частности, из пп. «а» п. 19 Правил-307 исключено последнее предложение. Ранее эта норма устанавливала необходимость проведения исполнителем корректировки размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Также признан утратившим силу пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правила-307, который ранее определял порядок расчета размера такой корректировки.

Надо сказать, что многие исполнители коммунальных услуг в течение нескольких лет вообще не делали корректировок платы за отопление в соответствии с пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Другие исполнители делали корректировки только в случае, если собственники и наниматели должны были доплачивать им за отопление. Такая избирательность имела разные причины: укоренившаяся привычка организаций ЖКХ нарушать законодательство, отсутствие должного контроля со стороны прокуратуры, государственного жилищного надзора, органов Роспотребнадзора, малая правовая грамотность потребителей, популистские высказывания руководителей разного уровня о недопустимости корректировок. Реализация положения о проведении корректировок вызывает определенные вопросы.

На практике возник вопрос: правомерно ли проведение корректировку платы за отопление по Правилам-307 после внесения в эти Правила изменений постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Несмотря на то, что уже скоро вступят в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила-354), этот вопрос представляется актуальным. И не только в связи с тем, что правильный расчет платы за коммунальные услуги затрагивает права потребителей и обязанности исполнителей. Часто условия договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключаемые исполнителями коммунальных услуг с теплоснабжающими организациями, содержат алгоритм расчета стоимости потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, аналогичен алгоритму, заложенному в Правила-307, и включает в себя корректировку платы за тепловую энергию. Поэтому может возникать вопрос: как изменение Правил-307 влияет на установленный до этого изменения порядок расчетов.

До внесения поправок в пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 исполнитель был обязан провести корректировку платы за отопление. Нормы пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 по своей силе являются императивными, обязательными, а не диспозитивными. Исполнитель не имел права отказаться от проведения такой корректировки ни единолично, ни по решению общего собрания собственников помещений, ни по решению органов управления товарищества или кооператива, ни в случае, когда возможность такого отказа была указана в договоре управления, ни по указанию органов местного самоуправления или органов государственной власти региона. Причем исполнитель не имел права отказываться от проведения корректировки даже в том случае, когда собственники и наниматели были обязаны доплатить за отопление. Но следует отметить, что и от возврата излишне уплаченной собственниками и нанимателями платы исполнитель не имел права отказываться тогда, когда необходимость такого возврата вытекала из результатов расчета размера корректировки платы за отопление.

При принятии исполнителем решения о проведении ежегодной корректировки платы за отопление необходимо сопоставить размер корректировки с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Такой индекс устанавливается по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах («индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года»). Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 6) ввел понятие «предельные индексы». Закон установил, что «размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 , должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей». Эта норма вводит ограничение для определения размера суммарной платы за коммунальные услуги. Представляется, что с учетом того, что расчетным периодом по оплате коммунальных услуг является месяц, то сумму корректировки платы за отопление неправильно расценивать, как это иногда бывает, как «13-ю платежку» за отопление. Смысл корректировки заключается в уточнении ежемесячных платежей, которые вносились исходя из нормативов потребления, и не учитывали реальную температуру наружного воздуха.

Исполнитель может делать корректировку платы по отоплению в любое время с единственным нормативным ограничением «1 раз в год». Конкретных требований к моменту осуществления корректировки платы за отопление (когда нужно делать корректировку) и прежняя и новая редакции Правил-307 не устанавливали. Такая корректировка могла производиться 1 раз в год, как по окончании отопительного периода (например, выставляться потребителям в платежном документе за май текущего года), так и по окончании календарного года (т.е. выставляться потребителям в платежном документе за декабрь текущего года или за январь следующего года). Если период корректировки не совпадает с календарным или бюджетным годом, то в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ, исполнитель обязан сравнивать динамику платежей за все коммунальные услуги за соответствующий месяц с предельным индексом, установленным на соответствующий финансовый год. Дело в том, что тарифы, влияющие на стоимость коммунальных услуг, как правило, устанавливались с 1 января и до 31 декабря. При сравнении необходимо сделать вывод о наличии или отсутствии превышения таких суммарных платежей по действующим в текущем году тарифам на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса над суммарным платежом за тот же перечень и объемы коммунальных услуг по тарифам, действующим на конец предыдущего финансового года. Превышение не может превышать установленный предельный индекс. Соответственно, нельзя сравнивать с установленным предельным индексом только изменение платы за отопление.

Изменения пп. «б» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 вступили в силу с 7 июня 2011 г. В связи с этим у отдельных исполнителей возник вопрос: можно ли провести корректировку платы за отопление после этой даты, но за месяцы предыдущего отопительного периода. Можно ли с 7 июня 2011 г. сделать корректировку за период с 1 января до 14 апреля 2011 г.?

Поскольку норма об отмене корректировке платы за отопление при отсутствии коллективного прибора учета тепловой энергии формально уже не действует, то практиками высказывалось сомнение, не придается ли обратная сила положениям постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

В соответствии с «акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие» (п. 1 ст. 4) и уточняется, что «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров» (п. 4 ст. 421, ст. 422). Необходимо отметить, что в рассматриваемом в статье случае, во-первых, пп. «б» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 в новой редакции применяются к отношениям по оплате коммунальных услуг, которые возникают после введения в действие изменений. То есть определение размера ранее произведенных платежей за отопление поправками никак не затрагиваются ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Просто, начиная с 7 июня, основание для корректировки Правительством РФ исключено на будущее время. Во-вторых, изменения, вносимые в Правила-307 постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, не содержат требований об изменении ранее заключенных гражданско-правовых договоров в отношении изменения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги и (или) за коммунальные ресурсы.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок корректировки платы за коммунальную услугу отопления, на основании ч. 1 ст. 157 императивно определяется постановлением Правительства РФ (в настоящее время Правилами-307). Определять размер платы за коммунальные услуги можно только так, как это устанавливают действующие в соответствующий момент времени правила предоставления коммунальных услуг. Изменять договором управления, равно как и любым гражданско-правовым договором, императивные нормы действующих правил - нельзя. Это будет противоречить п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. То есть, даже если в договоре управления по решению общего собрания собственников помещений или решением управляющего будет установлен какой-то иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (например, вводить или отменять корректировку, изменять формулы), чем установленный Правительством РФ, то после такого изменения положений правил все равно для расчета платы за коммунальные услуги должен применяться порядок, установленный Правилами-307. Иначе поступить исполнитель не может.

Для многоквартирных домов, в которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установлен следующий порядок применения п. 19 Правил-307 (в редакции постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354):

а) с 7 июня 2011 г. исполнитель не может 1 раз в год осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу отопления, данные о размере такой корректировки не могут отражаться в выставляемых платежных документах, выставлять суммы доплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения № 2 к Правилам-307, суммы такой корректировки не могут взыскиваться с потребителей, даже в том случае если, корректировка, приходится на то время, когда еще действовала прежняя редакция пп. «а» п. 19 Правил и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307;

б) собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда с 7 июня 2011 г. не обязаны оплачивать суммы перерасчета, если корректировка, приходится на то время, когда действовала новая редакция пп. «а» п. 19 Правил и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, и не имеют прав требовать возврата (зачета в счет будущих платежей) сумм переплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения № 2 к Правилам-307 (если такие переплаты были).

Если до вступления в силу изменений в Правила-307, внесенных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, в соответствии с ранее действующим порядком начислялась и выставлялась плата за коммунальные услуги, то с учетом положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 4 и 422 , такая плата не может пересчитываться по новым формулам приложения № 2 к Правилам-307 (в редакции постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). Начисление платы за коммунальную услугу отопления с учетом корректировки и отражение перерасчета в выставляемых платежных документах с учетом корректировки в случае, указанном в п. 19 Правил-307, были правомерны только до 6 июня 2011 г. (включительно), когда такая возможность была предусмотрена Правилами-307.

К аналогичным выводам пришло Министерство регионального развития РФ в письме от 4 октября 2011 г. № 27005-АП/14 «О дополнительных платежах за коммунальные услуги». Общий вывод Минрегиона России звучит так: «после вступления в силу изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» указанные выше корректировки были полностью исключены. Выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, в настоящий момент не предусмотрено и, как следствие, незаконно». Это официальное разъяснение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое должно учитываться и контрольно-надзорными органами и всеми правоприменителями. Достаточно часто такие разъяснения Минрегиона России используются судами.

Помимо корректировки платежей за коммунальные услуги, предоставляемые исполнителями, достаточно часто в договорах ресурсоснабжения фиксировалось соглашение о проведении корректировок платы за приобретаемые исполнителями коммунальные ресурсы. В отношении приобретения исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, ТСЖ, жилищными кооперативами) тепловой энергии у теплоснабжающей организации для предоставления коммунальной услуги отопления необходимо исходить из того, что при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета количества тепловой энергии определяется расчетным способом в порядке, установленном соглашением исполнителя коммунальных услуг и теплоснабжающей организации. Такое соглашение оформляется в договоре теплоснабжения. Этот же вывод указан в разъяснениях Министерства регионального развития РФ в письме от 28 мая 2007 г. № 10087-ЮТ/07 об особенностях осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы. Он основан на положениях п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ.

На момент написания статьи Правительством РФ еще не утверждены правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. Существует только проект данных правил. Будут ли в таких правилах прямые нормы, устанавливающие порядок расчета платы за тепловую энергию по договору теплоснабжения, определенно говорить пока нельзя. Поэтому до издания таких правил и других императивных норм по данному вопросу стороны договора теплоснабжения вправе самостоятельно устанавливать порядок расчета платы за тепловую энергию.

Если в договоре теплоснабжения, заключенном до изменения пп. «а» п. 19 Правил-307 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, была предусмотрена корректировка платы за отопление в многоквартирных домах, в помещениях которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, то с учетом положений ст. 4, 421 и 422 положения договора теплоснабжения должны сохранять свою силу и после даты отмены корректировки постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При этом стороны в соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ имели право согласовать в договоре формулу расчета корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, которая отличается от формулы, указанной в пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Как было сказано выше, в данном случае изменение Правил-307 означает только изменение порядка расчета платы за отопление на будущее время (с 7 июня 2011 г. включительно). Изменение порядка определения размера платы за коммунальные услуги (это отношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг) не является автоматическим изменением порядка расчета платы за коммунальные ресурсы между исполнителем (абонентом) и ресурсоснабжающей организацией. В этом случае теплоснабжающая организация на основании договора имеет право производить корректировку платы за потребленную тепловую энергию, приобретаемую абонентом (исполнителем). Что делать с образовавшейся дельтой? За счет каких средств ее покрывать? Нормативного ответа нет. Экономически исполнитель должен понимать, что существуют риски, которые надо предусматривать при заключении договоров ресурсоснабжения и в размере жилищных платежей и взносов. Ведь можно было не соглашаться на корректировку, или скоординировать оплату за тепло с получением платежей за коммунальные услуги отопления, или соглашаться на управление многоквартирным домом только при учете определенных рисков в плате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Если в договоре ресурсоснабжения, заключенном до изменения пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, вместо конкретной формулы корректировки платы за тепловую энергию была дана простая отсылка к правилам предоставления коммунальных услуг, тогда абонент (управляющая организация, ТСЖ) и ресурсоснабжающая организация договорились об использовании при расчетах за тепловую энергию того алгоритма расчетов, который указан в Правилах -307. Тогда изменение формул (пп. «а» п. 19 Правил-307 и пп. 2 п. 1 приложения № 2) должно приводить к прекращению применения корректировки платы за тепловую энергию с момента вступления в силу изменений в Правил-307. Основа здесь - соглашение двух сторон договора (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ). В этом случае теплоснабжающая организация после изменения Правил-307 уже не имеет право производить корректировку платы за потребленную тепловую энергию. Предусмотренная договором ресурсоснабжения корректировка платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, может правомерно осуществляться теплоснабжающей организацией в течение периода действия такого договора.

Порядок проведения корректировки платы за тепловую энергию между абонентом и теплоснабжающей организацией Правилами-307 прямо не регулируется. При способе управления многоквартирным домом управляющей организацией теплоснабжающая организации не является исполнителем коммунальных услуг. Корректировка платы, предусмотренная договором, заключенным между управляющей и теплоснабжающей организациями является условием согласованным сторонами договора. Эта договоренность не противоречит действующему законодательству, даже с учетом изменений внесенных в постановление Правительства РФ № 307.

Представляется, что соглашение сторон договора теплоснабжения о порядке корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, не противоречит п. 8 Правил-307 (, поскольку этот порядок не изменяет процедуру определения размера платы за коммунальные услуги, выставляемой управляющей организацией (ТСЖ) потребителям в многоквартирном доме. В новых Правилах-354 аналогичная норма, к сожалению, отсутствует. Изменения постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 положений Правил-307 в отношении корректировки платы за отопление при оплате коммунальных услуг не означает необходимости автоматического изменения заключенных до внесения таких изменений договоров теплоснабжения. В настоящее время какие-либо нормативные ограничения установления в договоре порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию отсутствуют. Стороны договора по согласованию могут внести в договор теплоснабжения условия, отличные от положений Правил-307 по аналогичному вопросу. Поэтому, положения договоров теплоснабжения, содержащие формулу расчета корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, будут соответствовать федеральному законодательству.

В практике есть случаи, когда согласия управляющей организации на проведение корректировки оформлено в договоре теплоснабжения в то время, когда управляющая организация при определении платы за коммунальные услуги потребителями уже не имела права делать корректировку платы за отопление. Такие соглашения для управляющей организации достаточно рискованны. Такой шаг можно расценивать, как добровольное принятие управляющей организацией на себя предпринимательского риска, который может быть учтен при предложении общим собраниям собственников помещений в многоквартирных домах соответствующего (адекватного риску) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Необходимо отметить, что не все корректировки платы за отопление упразднены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии или при оборудовании отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии корректировка размера платы за коммунальную услугу отопления - сохранена (пп. 3 п. 2 и пп. 3 п. 3 приложения № 2 к Правилам-307). Такая корректировка обеспечивает оплату потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии исходя из фактического количества, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Установление в договоре теплоснабжения между теплоснабжающей организацией и потребителем порядка оплаты тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, при котором исполнитель коммунальных услуг в течение года оплачивает теплоснабжающей организации потребление тепловой энергии исходя из ее среднемесячного объема потребления на отопление за предыдущий год и проведение 1 раз в год корректировки оплаты исходя из стоимости оплаченного количества тепловой энергии в течение года и годовой стоимости тепловой энергии, определенной исходя из показаний прибора учета, соответствует федеральному законодательству, в том числе п. 8 Правил-307.

Таким образом, проведение корректировок платы за отопление в соответствии с пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 было легитимно в случае, если такая корректировка была проведена до 6 июня 2011 г. включительно. Начиная с 7 июня 2011 г. проведение такой корректировки неправомерно независимо от того, за какой период времени она проводится.