Водитель экспедитор материальная ответственность

Директор не хочет страховать автомобиль организации по каско. Он говорит, что мы заключим с водителем договор о полной материальной ответственности, и водитель сам будет оплачивать ремонт, если ДТП произошло по его вине. Вправе ли мы заключить с водителем такой договор?

Нет, организация не вправе заключать с водителем такой до­говор.

Во-первых, предметом договора о полной материальной ответственности может являться возмещение причиненного ущерба в полном размере только за недостачу вверенного работникам имущества (ст. 244 ТК РФ). А при ДТП никакой недостачи имущества не происходит.

Во-вторых, письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденным постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 (далее — Перечень). Такое разъяснение приведено в письме Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1. При этом подчеркивается, что Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В результате его преступных действий, установленных приговором суда (п. 5 ст. 243 ТК РФ);

Он находился в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 4 ст. 243 ТК РФ);

В момент совершения ДТП он не был при исполнении трудовых обязанностей (п. 8 ст. 243 ТК РФ);

Ущерб нанесен в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом (п. 6 ст. 243 ТК РФ);

В остальных случаях пределы материальной ответственности работника ограничены его средним заработком (ст. 241 ТК РФ).

Работодатель самостоятельно взыскать стоимость нанесенного ущерба с работника только в пределах его среднего заработка. Причем сделать это нужно в месячный срок со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом (ст. 248

Любая работа, как известно, связана не только с выполнением своих обязанностей, но и с ответственностью за свои действия. Ответственность бывает разной: материальной, административной, уголовной. Все зависит от рода деятельности. Кто-то принимает на себя исключительно материальную ответственность. А кто-то несет ее в полной мере.

Например, водитель автотранспорта. Он отвечает и за сохранность груза, если занимается грузоперевозками, и за сохранность транспортного средства.

Если он перевозит людей, то отвечает, помимо вышесказанного, за их жизнь и здоровье, т. е. несет полную ответственность. В случае нанесения ущерба его могут привлечь, как к его возмещению, так и к административной или уголовной ответственности. Устраиваясь водителем, надо помнить, что управление автотранспортом, не только заработок, но и ответственность за все, что может произойти во время работы.

Рассмотрим, как взыскивается ущерб с водителя, как можно избежать или существенно уменьшить возмещение.

Для того чтобы определить кто виновен в нанесении ущерба, нужно осуществить несколько действий.

Представим эту процедуру как пошаговую инструкцию:

Шаг 1 . На этом этапе определяем, был ли нанесен материальный ущерб. Затем, если он был нанесен, устанавливаем его размер (предварительно). Далее – предполагаемого виновника, который нанес организации ущерб, устанавливаем степень его вины.

Обычно такие служебные расследования начинаются с докладной записки. Составляет ее либо руководитель виновника (непосредственный), либо сотрудник, материально ответственный за поврежденное, утраченное имущество, иные материальные ценности (если, конечно, он вреда не наносил).

Шаг 2. После того, как, предварительно, установлен ущерб, а так же лицо, предположительно его нанесшее, назначается комиссия, которая и будет проводить служебную проверку, расследование. В нее включают бухгалтера, который ведет пострадавшее имущество, оценщика. Им может быть сотрудник, способный оценить понесенный ущерб или приглашенный эксперт, если своего оценщика нет.

Можно поступить следующим образом: комиссия делает запрос независимому эксперту, получив от него результаты, включает их в отчет, который составляется по окончанию проверки. Комиссия обязана точно установить потери: что испорчено, повреждено, что пропало, величину ущерба (в денежном выражении).

Шаг 3. С виновника запрашиваются объяснения по факту происшедшего (письменно). Можно сделать запись объяснения с его слов и дать виновнику с ними ознакомиться. В данном случае с него должны потребовать скрепить записанные с его слов объяснения своей подписью. Эти действия ни чем не отличаются от действий, проводимых при расследовании дисциплинарного проступка.

Шаг 4. После того, как будут изучены все документы, определяется степень виновности лица, нанесшего ущерб, устанавливается возможность взыскания с него компенсации за ущерб, понесенный организацией. Отметим, что взыскать убытки можно не всегда. Но об этом мы поговорим позднее.

Шаг 5. Комиссией составляется проект приказа о взыскании и подается на подпись руководителю. После того, как приказ подписан, производится взыскание. Но если удержать ущерб невозможно, надобность в составлении приказа отпадает.

Шаг 6. Приказ направляется в бухгалтерию, которая и производит удержание в счет погашения ущерба.

Нюансы при удержании материального ущерба:

  • Организация не может взыскать вред полностью на законных основаниях. В этом случае возможен вариант, что виновник добровольно даст свое согласие на возмещение убытков в полном объеме;
  • Законодателем установлено, что без суда размер удержаний с заработков виновника не должен быть больше 20 %. Суд может установить и до 50 %. Но для этого должны быть веские основания;
  • В случае увольнения работника (в период проверки) полное возмещение можно получить только через суд. Из тех выплат, которые работнику полагаются при увольнении, удерживаются 20 % и не более.

Указанный порядок надо соблюдать неукоснительно, поскольку в случае малейшего нарушения закона действия могут быть опротестованы и отменены судом.

Ошибки работодателей при взыскании материального ущерба с работников-водителей

Если был нанесен ущерб, то удерживается он в большинстве случаев. Но, взыскивая ущерб, не важно, через суд или по приказу, надо помнить и учитывать некоторые моменты.

Не подтвержден размер вреда, не установлены причины. Невозможно получить возмещение полностью, но работодатель пытается получить возмещение, тем самым нарушая норму ТК, в частности, гл. 39. Это дает возможность оспорить данное решение в суде и отменить наложенное взыскание.

Именно в несоблюдении вышеуказанных обстоятельств, и заключается основная ошибка работодателей. Иначе говоря:

  • То, что с водителем был заключен договор о материальной ответственности (имеется в виду, полной), еще не является поводом, основанием для возмещения за его счет ущерба полностью. Надо помнить, что автомобиль не может быть объектом материальной ответственности (полной), поскольку служит для исполнения возложенных на водителя обязанностей. В законодательстве не предусмотрена норма, которая требует заключать с водителем договор о матответственности (полной).
  • Необходимо (и это очень важно) установить, что именно этот работник виновен в понесенных убытках, установить связаны ли между собой действия предполагаемого виновника и убытки. В противном случае к ответственности виновника привлечь не удастся.

В ТК (в частности, в ст. 246) определено, что причиненный вред, размер его при порче, а равно утрате вверенного работнику имущества, определяется:

  • По установленным потерям;
  • Рассчитывается, учитывая сложившиеся на рынке цены. Те цены, которые действовали в данном регионе на тот момент, когда был причинен вред, но не ниже учтенной бухгалтерией стоимости стоящего на балансе, например, автомобиля, с учетом износа;
  • ТК (в частности, в статье 247) установлено, что до взыскания с работника убытков, проводится проверка, цель которой установить величину их, а равно и причину убытков. Для чего и создается приказом руководителя соответствующая комиссия.

Иначе говоря, факт того, что ущерб был нанесен конкретным работником, должен быть подтвержден служебным расследованием.

Необходимо (в обязательном порядке) получить от виновника письменные объяснения или записать их с его слов (ознакомление его с записанным и его подпись под записанными с его слов объяснениями, обязательны). Если он отказывается давать объяснения по факту нанесения ущерба или уклоняется от дачи объяснений, то отказ и тому подобное актируется.

Надо помнить, что работодатель обязан доказывать, в частности:

  • Противоправность действий сотрудника;
  • Его действия, а равно, и бездействие;
  • Действительно ли есть прямой убыток;
  • Связь между вышеуказанным и вредом;
  • Соответствует ли договор (о материальной ответственности, неважно какой, полной или ограниченной), который был заключен с работником, установленным требованиям.

То есть, те обстоятельства дела, которые способствуют правильному его разрешению.

Эти нормы изложены в следующих законодательных актах:

  • ТК РФ.
  • Постановлении № 52 Пленума ВС РФ, п. 4.

Последний документ называется – «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Если хоть одно из выше перечисленных обстоятельств доказано не будет, то к ответственности сотрудника привлечь не удастся.

Прежде чем взыскать с виновника убытки, необходимо определить их размер. Это обязательное требование.

Порядок возмещения убытков должен соблюдаться неукоснительно. Как производится взыскание установлено в ст. 248 ТК.

Если работник дал свое согласие (добровольно) возместить убыток, то оно оформляется письменно. Например, соглашением. В противном случае удерживать из зарплаты сотрудника ничего нельзя.

В законодательстве установлено (ТК, ст. 137), что удерживать из зарплаты виновника ущерба можно только тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или самим ТК. Например, в статье 248 (ТК) говорится о том, что, если размер вреда, нанесенный работником, в пределах его заработка (среднего), то взыскание, производимое по распоряжению руководителя, должно быть произведено не позднее 1-го месяца.

Срок исчисляется с момента, когда размер окончательно установлен и выявлен виновник ущерба. После окончания этого срока, если расчет не произведен и работник возместить убыток добровольно отказался, то взыскание производится принудительно, через суд.

В случае, когда ущерб выше среднего заработка, возмещение производится только судом. Когда на предприятии не созданы или не поддерживаются условия, обеспечивающие сохранность имущества и материальных ценностей, причиненный работником убыток возмещению не подлежит. Взыскать с него ущерб в подобной ситуации не возможно.

Еще раз обратим ваше внимание на то, что ущерб взыскать невозможно, в случае, когда:

  • Налицо нарушение требований к заключению договора (о матответственности). Договор заключен с лицом, с которым подобные соглашения не заключаются;
  • Нарушен порядок возмещения ущерба;
  • Условия для сохранности имущества не созданы или не поддерживаются;
  • В ходе служебного расследования не установлена связь действий виновного лица с наступившими последствиями, т. е. возникновением убытков.

Материальная ответственность водителя за служебный автомобиль

Закон обязывает работника компенсировать убытки, которые были нанесены им организации, при расходах связанных с ухудшением состояния имущества и необходимостью его восстановления, замены. Он обязан также возмещать и вред, нанесенный его действиями третьим лицам, т. е. компенсировать работодателю убыток, возникший вследствие выплаченной им компенсации.

Важно! Сумм возмещения не может быть больше среднего заработка (общего) виновника.

Но в законодательстве предусмотрен ряд случаев, когда возмещение превышает средний заработок и выплачивается в полном объеме. В нашем случае к ним относятся:

  • Умышленный вред. То есть, работник осознавал, что его действия нанесут ущерб;
  • Вред был нанесен в состоянии опьянения. Неважно, в каком: алкогольном, наркотическом или ином. Степень опьянения так же не важна;
  • Ущерб был нанесен в результате преступных действий работника. Факт преступного деяния устанавливается в суде и определяется его приговором.
  • Работником совершено административное правонарушение, в результате работодателю был нанесен ущерб. Данное деяние должно быть установлено соответствующим госорганом, например, полицией;
  • Работник нанес ущерб в тот момент, когда не исполнял свои обязанности.

Надо отметить, что при перевозке грузов, большинство случаев нанесения вреда относятся к преступлениям, а равно и к правонарушениям.

Важно! Ответственность в указанных случаях наступает только за те действия, которые непосредственно вели к ущербу. То есть, если доказана вина работника.

В качестве примера рассмотрим простую ситуацию. Вы попали на служебном автотранспорте в ДТП. В ходе дознания по факту аварии установлено, что виновником ее вы не являетесь. Виновен в происшествии другой водитель. В этом случае вам возмещать работодателю ущерб не придется. Все убытки будут отнесены на счет виновника.

Пути возмещения следующие: работодатель либо взыскивает через суд убытки с виновного лица, либо обращается за компенсацией к его страховщику. Если вина в совершенном ДТП лежит на вас, то запомните несколько моментов, которые возможно, помогут вам в ходе служебного расследования. Вы либо избежите возмещения, либо оплатите работодателю убытки по минимуму.

Первое. Запомните, что в ходе расследования должны строго соблюдаться установленные законом правила (имеется в виду расследование по взысканию ущерба).

Например, в обязательном порядке должны истребовать с вас объяснения в письменном виде. Нарушение этого правила вам только на руку, поскольку будет служить доказательством вашей правоты в суде.

Второе. Оценка ущерба производится по рыночным ценам, действующим в регионе на момент причинения вреда. При этом они должны быть не ниже стоимости пострадавшего имущества, с учетом износа.

На практике оценку часто производят независимые эксперты.

Ваше право не соглашаться с их выводами и требовать новой экспертизы или оценки. Лучше всего обратиться с подобным требованием в ходе судебного разбирательства.

Третье. Надлежащую эксплуатацию автотранспорта, а также его содержание обеспечивает работодатель.

Важно! Любое нарушение указанных требований позволит вам либо избежать выплат, либо не выплачивать ущерб полностью. Однако в суде подобные нарушения доказать сложно. В качестве подтверждения можно использовать ваши служебные записки с требованием ремонта вверенного вам транспортного средства или иных действий, необходимых для его содержания в надлежащем состоянии и порядке.

Четвертое. Убытки больше заработка (среднего), взыскиваются только через суд.

Важно! Если данное требование не соблюдается, смело обращайтесь в суд с требованием взыскать в удержания, а так же и проценты за использование ваших денег.

Пятое. Обязанность работодателя доказать наличие ряда фактов, связанных с возникновением убытков. В суде это сделать сложно, а порой не возможно.

К сложно доказуемым обстоятельствам относятся:

  • Связь предполагаемого виновника с возникновением ущерба;
  • Что отсутствуют обстоятельств, которые исключают ответственность;
  • Противоправные действия виновника;
  • Размер, а равно, наличие вреда;
  • Соблюдался ли договор о материальной ответственности (полной), а равно, требования к его заключению.

Если у суда возникнут сомнения в подобных доказательствах, то он может встать на вашу сторону и вынести решение в вашу пользу.

Шестое. Нарушен срок обращения в суд. Законом установлен срок – 1 год.

Если подобное произошло, то вы вправе потребовать от суда применить срок давности (исковой). Но, такие требования суд удовлетворяет не всегда. Впрочем, попробовать стоит.

Седьмое. Суд может значительно уменьшить выплаты по взысканию ущерба, учитывая материальное положение виновника. Необходимо представить суду документы, которые подтвердят этот факт, и соответствующее ходатайство.

Если подойти к делу грамотно, то можно найти еще множество обстоятельств, которые повернут рассмотрение дела в вашу пользу.

Учтите так же, что суд чаще встает на сторону работника в споре с работодателем, поэтому не поленитесь и подготовьтесь к судебному заседанию тщательно, собрав все возможные доказательства своей правоты.

Ответственность за груз

Помимо возможной ответственности за автотранспорт, на водителя может быть возложена и ответственность за перевозимый им груз.

Порядок взыскания в данном случае ни чем не отличается от взыскания матответственности.

Есть, правда, один нюанс.

Если груз при транспортировке пострадал, то работодатель обязан доказать, что именно вам доверена перевозка данного груза и то, что он со своей стороны принял все меры к его сохранности.

Когда ответственности можно избежать?

Ответственность не наступает в случае, если ущерб нанесен:

  • В обстоятельствах непреодолимой силы. Природные бедствия, атомный взрыв и тому подобное;
  • Действия, приведшие к ущербу, были связаны с крайней необходимостью;
  • В случае самообороны;
  • Хозяйственного риска (имеется в виду, нормального);
  • Неисполнение работодателем обязательств. В данном случае речь идет об условиях, которые работодатель обязан исполнить для того, чтобы обеспечить сохранность имущества, доверенного водителю.

Большей частью на различных предприятиях (причем не только автотранспортных) водитель становится материально ответственным лицом за машину. А это значит, что статья 242 Трудового кодекса России обязывает работника нести все затраты по возмещению ущерба в полном размере.

Случаев, когда может наступить ответственность водителя, очень и очень много. Это и различные ДТП, и кражи из автомобиля ценных вещей (магнитолы и т.д.), и многое другое.

Что предусматривает закон

Все случаи, за которые водитель несет полную ответственность, подробно расписаны в Трудовом кодексе РФ. Так, например, восстанавливать придется различную недостачу ценностей, которые были переданы водителю вместе с машиной по договору с прикрепленной к нему описью.

Если работник установил в машине собственные ценные вещи – например, поменял магнитолу, в случае утери за них спрашивать с него не будут. Но родной аппарат придется поставить на место.

Также полная материальная ответственность сотрудника наступает при наличии его вины в происшествии. Например, оставил незакрытой дверь, оставил ключи в замке зажигания, не проверил автомобиль перед отправкой в путь и попал в ДТП из-за технической неисправности. Также к числу поводов для возмещения ущерба самим водителем относится противоправное поведение последнего. Причем рассматривается как действие, так и бездействие. Например, если он видел, что машину вскрывают, чтобы украсть магнитолу, но при этом не позвал на помощь и сам сопротивления не оказал.

Материальная ответственность не наступит только в тех случаях, если была непреодолимая сила, возникла крайняя необходимость, имела место необходимая оборона или были зафиксированы факты неисполнения работодателем своих обязанностей по обеспечению необходимых условий хранения машины.

С кем заключают договоры на полную материальную ответственность

Договор о полной материальной ответственности водителя может быть заключен с работником в возрасте от 18 лет и без верхнего ограничения. Как правило, такие бумаги подписывают с теми сотрудниками, что обслуживают или используют товарные ценности (в частности автомобиль).

Согласно законодательству есть четко определенный список тех, с кем может быть заключен договор о полной материальной ответственности. В него входят:
- заведующие складов;
- иные руководители этих складов;
- сотрудники, задействованные на заготовке грузов, их транспортировке, хранении и т.д.;
- кастелянши;
- экспедиторы.

Заключая договор о полной материальной ответственности, стоит понимать, что вы не подписываетесь под сохранностью всего имеющегося у руководителя или хозяина компании имущества. Предметом договора является строго то имущество, которое было вверено работнику.

Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании - диаметрально противоположные.

Для большинства работодателей водитель - лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль. А как же иначе? Ведь машина - это собственность компании, предоставленная принятому на работу сотруднику для исполнения его трудовых функций. Подобные убеждения почти повсеместно приобретают форму договора о полной материальной ответственности. Оформив выше указанный документ, директора компаний считают, что теперь им обеспечено спокойствие, а, при худшем раскладе событий, полное возмещение убытков.

Что ж, на первый взгляд, определенная логика в таких рассуждениях есть. Но стоит чуть более углубиться в юридические тонкости понятия «полная материальная ответственность», и «договор-панацея», подписанный с водителем, начинает «сдавать позиции».


Материальная ответственность - это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия.


Что же касается полной материальной ответственности, то, согласно , она состоит в обязанности возместить полный ущерб. Держать «полномасштабный ответ» работник может в двух случаях. Во-первых, если он занимает такую должность, к которой полная матответсвенность «привязана» в силу закона. Назовем это «императивной» категорией». Сюда относятся, например, операторы связи (ст. 68 Закона о связи), или руководитель предприятия ().

Кроме «императивной категории», существуют и такие должности, с которыми работодатель вправе заключить соглашение о полной материальной ответственности (). Обратите внимание, в отличие от «императивной» группы, при отсутствии договора, работнику ничего, кроме обычной матответсвенности в размере месячного заработка, не грозит.

«Закрыто-открытый» перечень

Правило об «ограниченной» материальной ответственности касается тех, чья работа непосредственно связана с обслуживанием или использованием имущества, в частности денежных или товарных ценностей. Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему. Сюда относятся работники, осуществляющие, в частности, перевозку денег и иных ценностей, и другие сотрудники, чей труд связан с транспортировкой наличности или других ценных вещей, например, получение, заготовка, хранение, учет, выдача материальных ценностей (см. постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85).

Получается, что, с одной стороны, перечень строгий, «закрытый», а с другой - у работодателей все-таки есть возможность подойти к вопросу установления полной матответственности «творчески», и «повесить» ее на сотрудника, не указанного в Перечне, но которому для выполнения трудовых функций доверено дорогостоящее имущество компании. И, как показывает практика, довольно часто такими «счастливчиками» становятся именно водители. Ведь чересчур предусмотрительные работодатели стараются заставить их держать «полномасштабный ответ» не только за груз, который они перевозят, но и за сам автомобиль.

Неприятный инцидент

Именно в такую ситуацию и попал водитель-экспедитор одной компании в Санкт-Петербурге. После подписания трудового контракта, с новоиспеченным сотрудником был заключен договор о полной материальной ответственности. Согласно этому документу, работник принял на себя полную ответственность за недостачу, утрату, повреждение вверенного ему имущества, в том числе транспортного средства, отданного ему на основании путевого листа.


С водителя нельзя взыскать упущенную выгоду. Подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода - бесполезно: компенсировать ее не удастся.


По прошествии некоторого времени водитель получил для перевозки к заказчику автомобиль с полуприцепом. И, произведя разгрузку, поставил автомашину на стоянку на дороге, откуда она была похищена, и хоть ТС было в дальнейшем возвращено, но увы, в поврежденном состоянии.

А спустя некоторое время, работодатель решил воспользоваться условиями договора о матответственности, и обратился в суд с иском о взыскании полного ущерба, указывая, что в результате грубого нарушения должностных обязанностей водителем-ответчиком, вверенный ему автомобиль поврежден, а стоимость восстановительного ремонта «встала» фирме в крупную сумму.

Не «вверенное», а «используемое»

Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины ( и 242 ТК РФ).


На заметку

Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.


Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае - не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она - не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.

Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство - незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля - неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).

Другая зона риска

Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления () - например, при самовольном использовании транспорта. «Обратите внимание, - поясняет адвокат Александр Павлов, - факт совершения преступления может быть установлен только судом.

Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться - подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».

Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, - напоминает г-н Павлов, - в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя ».

Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать . Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода - бесполезно: компенсировать ее не удастся.

Марина Скудутис и Анна Мишина , для журнала «Расчет»

Правильный договор

Договор - обязательное условие правильного течения сделки. А правильно составленный договор обезопасит Вас в случае, если что-то пойдет не так. Чтобы профессионально составить договор, Вам нужен бератор «Правильный догвор».