Смотреть страницы где упоминается термин товары-субституты. Товары-субституты: понятие, свойства, примеры

Между тем именно мы, как их потребители, играем важную роль в изменении и предложения. Какую же?

Итак, товары-субституты - это те товары, которые могут заменить нам привычную продукцию в том случае, если стоимость на нее вдруг выросла, или резко уменьшилось предложение. К примеру, если подорожает говядина, то мы заменим ее свининой. Если подешевеет сок в пакетах, то газировки мы будем покупать гораздо меньше. Если вдруг кофе станет чересчур дефицитным, то мы, что ж поделаешь, станем пить чай. Таким образом, для субститутов характерна прямая взаимосвязь цены на один товар и изменения в связи с ней спроса на другой, обладающий однородными потребительскими свойствами.

Как связаны товары-субституты с эластичностью спроса?

Согласно фундаментальному закону экономики, спрос на тот или иной товар (услугу) обратно пропорционален изменению его стоимости. Насколько велика эта зависимость? Все зависит от такого показателя, как «эластичность спроса». Так, если даже небольшие изменения в цене на товар провоцируют существенные изменения в спросе на него, то принято говорить, что продукт этот обладает эластичным спросом. Если же цена товара изменилась, но это практически не отразилось на количестве продаж, следовательно, спрос у такого продукта «неэластичный».

Так что же это за товары с Для примера можно взять яблоки. Представим, что вдруг по каким-то причинам цена на эти фрукты выросла. Конечно, фанаты яблок будут продолжать их покупать, сколько бы они не стоили. Однако значительная масса потребителей просто переключит свое внимание на груши или киви, к примеру, то есть товары-субституты, или заменяющие товары. А вот спрос на обувь, лекарства, бензин, и т.п. эластичным не будет, поскольку, как ни крути, а заменить их нам просто нечем.

Иногда в силу исключительных обстоятельств спрос на вполне заменяемый товар с увеличением на него цены только растет. Так, в прошлом столетии в Ирландии после неурожая картошки возросла цена на этот корнеплод. А поскольку он являлся основным и любимым продуктом в рационе местных жителей, достойной замены ему, в принципе, не было, и людей не испугала высокая цена. Они просто стали выделять меньше средств из своего бюджета на покупку более дорогого питания (фруктов, овощей, мяса), в результате чего спрос на картофель вырос.

Товары-субституты постоянно создают для продукта угрозу, ведь заменить его чем-то, оказывается, всегда возможно. Менеджеры и маркетологи непременно должны уделять этой проблеме должное внимание. Так, если фабрика, к примеру, решит поднять цену на коробку шоколадных конфет, то не факт, что она добьется этим роста выручки. Такой шаг спровоцирует уменьшение спроса на конфеты и рост продаж куда более дешевых карамели и зефира. Но не факт, что общая прибыль фабрики от этого возрастет. Тут надо все тщательно просчитать и проанализировать.

Каждая фирма желает, чтобы спрос на то, что она производит, обладал минимальной эластичностью, ведь при таком условии возникает возможность время от времени увеличивать цены и не бояться, что покупатели найдут замену в виде более доступных по цене товаров. Одна из мер, которая позволяет достичь желаемого - это проведение «воспитательных» мероприятий по отношению к покупателю, в результате которых он будет предан именно продукции данного предприятия, его торговой марке. Высокое их долговечность, надежность, экологичность, постоянное совершенствование технологий, а главное, наличие каких-то уникальных характеристик позволят заслужить популярность и доверие покупателей.

Товары-субституты - это товары, удовлетворяющие ту же потребность, но с помощью другой технологии. Эти товары создают перманентную угрозу. Производители очков конкурируют с изготовителями контактных линз. Производители пластиковых контейнеров находятся в состоянии острой конкуренции с изготовителями стеклянных бутылок и банок, бумажного картона, жестяных и алюминиевых консервных банок.

Воздействие на конкуренцию товаров-субститутов проявляется по-разному (см. рис. 5.6).

Во-первых, наличие доступных и конкурентоспособных по цене товаров-субститутов заставит компании установить более низкие цены. Этот потолок цен ограничивает прибыли, которые могут получить производители, если они не найдут способы ограничить расходы.

Во-вторых, наличие заменителей дает возможность потребителям сравнить качество и цену продукции. Например, фирмы, которые покупают стеклянные бутылки и банки у изготовителей стеклянной тары, ищут возможность с таким же эффектом использовать для упаковки своей продукции пластиковые ящики, картонные ящики или жестяные банки. В условиях жесткой конкуренции со стороны продуктов-субститутов фирмы данной отрасли промышленности должны внушить потребителям, что их продукт имеет больше преимуществ по сравнению с заменителем. Как правило, это требует разработки конкурентоспособной стратегии, позволяющей дифференцировать промышленное изделие от товаров-субститутов посредством сочетания более низких цен, более высокого качества, лучшего обслуживания и более желательных для потребителя возможностей использования.

Еще один важный показатель конкурентной силы заменителей показывает насколько сложно для потребителей переключиться на заменители. Типичные издержки, необходимые для перехода на использование новой продукции, включают:

Стоимость переподготовки служащих,

Стоимость дополнительно приобретенного оборудования,

Стоимость технической помощи, необходимой для перестройки,

Расходы времени и средств на проверку качества и надежности заменителя,



Сильное воздействие товаров-субституто на конкуренцию

достигается при следующих условиях:

Низкая цена и высокое качество товара-субститута

Низкие издержки перехода

Рис. 5.6. Воздействие на конкуренцию товаров-субститутов


Психологические издержки, необходимые для ликвидации старых связей с поставщиками и установления новых связей.

Если расходы на такое переключение высоки, продавцы заменителей должны компенсировать основную часть расходов или предложить особые преимущества от использования их товара. Если издержки низкие, продавцам товаров-субститутов гораздо легче убедить покупателей сделать выбор в пользу их изделий.

Товары, близкие по своим качествам традиционным товарам, порой их появление на рынке является методом конкурентной борьбы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

SUBSTITUTE PRODUCTS Товары или услуги, которые покупатели рассматривают как взаимозаменяемые. Например, если увеличение цены на кофе приводит к тому, что потребители начинают отказываться от кофе в пользу чая, то эти два продукта можно считать… … Словарь-справочник по экономике

- (non tradables) Товары и услуги, которые нельзя продать на мировом рынке. Не существует прямых мотивов установления одинаковых цен на неэкспортируемые товары и услуги в различных странах. Однако при условии, что они имеют экспортируемые… … Экономический словарь

Такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спрос другой товар. Рост цен на говядину вызывает рост спроса на мясо бройлеров, рост цен на сливочное масло приводит к спросу на маргарин … Словарь по экономической теории

Товар - (Product) Определение товара, виды товаров, продажа товара информация об определении товара, поставка и продажа товара, виды товаров Содержание Содержание Определение Нетрадиционное определение Юридические определения Этимология Качество Свойства … Энциклопедия инвестора

У этого термина существуют и другие значения, см. Товар (значения). Товар любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи., продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для… … Википедия

ТОВАРЫ, субституты товары, способные в определенной степени заменять друг друга благодаря тому, что выполняют аналогичные функций, удовлетворяют те же потребности. Например, мясо как продукт питания можно заменить рыбой или грибами, фрукты… … Экономический словарь

Субституты (от лат. substitutio замена) взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого: снижение цены на один товар делает для потребителей менее желанным другой… … Википедия

Субституты (от лат. substitutio замена) взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого. Товары считаются субститутами, если значение перекрестной эластичности больше нуля.… … Википедия

Книги

  • Использование интернета и доверие к ТВ и онлайн медиа в России , Дмитрий Игоревич Малахов. Медиа оказывают значимое влияние на многие аспекты функционирования гражданского общества. При этом с течением времени предпочтения граждан относительно разныхтипов медиа может меняться. В…
Товары-заменители выполняют эквивалентные функции и направлены на удовлетворение одних и тех же потребностей. Среди примеров таких товаров - мандарины и апельсины, чай и кофе и пр. К числу товаров-субститутов относятся и производственные ресурсы - уголь и газ, металл и пластмасса.

Кривая спроса во многом зависит от цены товаров - так, повышение цен на один товар влечет за собой рост спроса на заменяющий его товар. Например, падение цен на чай, может привести к сокращению потребления кофе и наоборот. Взаимозаменяемость может быть совершенной (абсолютной) и относительной (например, сметана и майонез, курица и говядина). Таким образом, между спросом и ценой товаров-субститутов существует прямая зависимость.

Если у товара нет товара-заменителя, а производитель - единственный в своей отрасли, он является натуральным монополистом. Наличие субститутов на рынке неизбежно влечет за собой увеличение конкуренции, ограничивает прибыль участников рынка и заставляет их сдерживать цены.

Привлекательность и рентабельность отрасли сокращается в случае конкуренции с продукцией товаров-субститутов или существуют риски их появления.

Товары-субституты следует отличать от товаров-комплементов (взаимодополняемых товаров). Комплементарными являются товары, которые способны удовлетворять потребности покупателей лишь в комплексе с другими. Например, компьютер и ПО, автомобиль и бензин, стиральная машина и порошок, зубная щетка и паста. Различают абсолютную взаимодополняемость (лыжи и палки) и относительную (кофе и сахар). Для взаимодополняемых товаров зависимость между спросом и ценой обратная. В данном случае при росте цены на один товар, снижается спрос на оба товара. Существуют успешного бизнеса, основанного на производстве товаров-комплементов. Например, рост продаж iPhone привел к появлению развитой индустрии аксессуаров для него (чехлы, футляры и т.д.).

Отличительные черты товаров-заменителей

Сегодня практически у каждого блага есть собственный товар-субститут. Как правило, покупатели выбирая между товарами-заменителями, основываются на ряде параметров.

Показатели рыночного спроса зависят от стоимости товара, уровня доходов покупателей, цен на товары-субституты и товары-комплементы.

Товар можно считать субститутом если он способен эффективно удовлетворить аналогичную потребность. Например, минеральная вода и чай хотя и формально направлены на удовлетворение одной потребности - удаление жажды, но считать их субститутами не корректно. Минеральная вода - готовый к употреблению товар, тогда как чай необходимо заваривать, он скорее - тонизирующий и бодрящий напиток.

Другим важным критерием выбора товаров-субститутов является их доступность или близость к потребителю и удобство совершения покупок.

Стоимость товаров-заменителей должна быть сопоставимой. Вряд ли покупатель остановит свой выбор на заменителе, если его стоимость намного выше, при этом, он не имеет дополнительных преимуществ.

Наконец, это качество. Когда способ удовлетворения потребностей при использовании товара-субститута не соответствует приемлемому уровню для покупателя, вероятно он будет отвергнут.