Институт права - это совокупность норм права, которые регулируют определенный круг однородное, однопорядковое общественное отношения и образовывают однородную группу. Это в полной мере касается и конституционно-правового института, нормы которого отмечаются определенной автономией, объединяются на основе определенных принципов и методов, отличаются относительной самостоятельностью правового регулирования. Различают отраслевые и межотраслевые правовые институты. Так, отраслевыми конституционными институтами есть: институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.п.. Примером межотраслевого института может быть институт собственности.
Конституционные институты различаются по смыслу, структурой, методами и задачами правового регулирования. Среди них есть надинституты, которые охватывают значительный круг общественного отношения и включают в своего состава ряд других институтов (подинститутов), которые, в свою очередь, могут иметь более мелкие структурные подразделы. Такими надиститутами можно считать институты власти народа, государственного суверенитета, государственной власти и т.п..
Таким образом, конституционно-правовой институт - это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это - главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько різ-новидів правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.
Конституционные институты в своей совокупности образовывают стройную систему, которая является основой Конституции Украины. Институты расположены в определенном порядке, надлежащим образом включенные в текста Конституции. Общее представление о системе этих институтов дает ее (Конституции) содержание. Это - институт общих основ конституционного порядка, институт прав и свобод человека и гражданина, институт прямого народовластия, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт территориального устройства, институт местного самоуправления, институт, который определяет порядок изменений и дополнений Конституции.
Можно предложить и другую классификацию конституционных институтов в зависимости от отношений, которые они за-кріплюють в источниках конституционного права.
I. Институт народовластия, который включает:
1) непосредственное народовластие (прямая демократия);
2) представительное народовластие (осуществляется через
избранных представителей народа);
3) местное самоуправление.
II. Институт конституционного оформления народо
1) конституционный порядок;
2) юридическая конституция;
3) конституционные законы;
4) конституционная законность;
5) конституционные обычаи, традиции.
III. Институт правового статуса человека и гражданина:
1) гражданство (постоянная связь лица и государства);
2) система основных прав и свобод человека и грома
3) гарантии основных прав и свобод.
IV. Институт государственного строительства:
1) форма государства;
2) территориальная организация Украины;
3) механизм государства.
3. Конституционно-правовые институты
Конституционно-правовые институты - совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.
Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:
1.основы конституционного строя;
2.основы правового статуса человека и гражданина;
3.федеративное устройство государства;
34система государственной власти;
5.система местного самоуправления.
По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).
4.Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, основания возникновения и прекращения
Правоотношения - есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъекты правоотношений - это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений - участник, сторона правоотношений.
В праве выделяют две группы субъектов:
1. индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;
2.организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие).
Юридическое лицо - это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ).
Правосубъектность - способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.
Правоспособность - способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.
Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности.
Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.
Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.
Юридический факт - событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов - действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права).
Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.
КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).
Специфика КПО:
КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;
КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений.
Специфические субъекты КПО:
1.Народ - при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ;
2.Государства - РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;
3.Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.
Всю систему КПО можно разбить на две большие группы:
1. Отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Регулируются КП в основных чертах, более детальное регулирование - в других отраслях права.
2.Общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов гос. власти. Эти отношения проявляются в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения (отношения в процессе осуществления власти). Они урегулированы КП в полном объеме.
Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождают правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности (например, нормы-принципы, закрепляющие основы конституционного строя РФ).
Особый вид КПО - правовые состояния, в которых четко определены субъекты правоотношения, но не их взаимные права и обязанности (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе).
КПО бывают:
1.Постоянные - срок действия не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;
2.Временные - возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается;
3.Материальные - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения;
4.Процессуальные - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.
Субъекты КПО - носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Группы субъектов КПО:
1.Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью;
2.Государственные образования: государство в целом, субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ).
3.Негосударственные объединения: общности людей - народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан - политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан - собрания избирателей, сходы граждан и другое.
Конституционное право состоит из большого числа многообразных правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Эти связи определяют основы дифференциации норм и их интеграцию в правовые институты, а также структуру этих институтов.
Под институтом конституционного права понимается совокупность правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в рамках данной отрасти права.
Помимо институтов система конституционного права включает в себя более крупные и сложные образования - подотрасли: парламентское право, избирательное право.
С учетом изложенной выше характеристики предмета рассматриваемой отрасли и системы Конституции РФ в конституционном праве можно выделить основные его институты:
Основы конституционного строя;
Основы правового статуса человека и гражданина;
Федеративное устройство России;
Избирательное право;
Система органов государственной власти;
Местное самоуправление.
Основы конституционного строя
Нормы института, закрепляющие основы конституционного строя, воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства, нс порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам этого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ и других правовых актов. Нормы данного института устанавливаются в конституционной форме, адресованы всем субъектам права. Они носят общерегулятивный характер и изложены в форме норм-принципов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства, и для практической реализации содержащихся в них целей предполагают использование всех отраслей права. По своим функциям эти нормы являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование. Основы конституционного строя - это своеобразный базис, общая часть, несущая конструкция конституционного права.
Важно отмстить, что основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции нс могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).
Основы правового статуса человека и іражданина
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина, воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством прав человека естественными и неотчуждаемыми. Нормы этого института предусматривают особую систему
охраны - не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции. Они предполагают формирование многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений.
Основы правового статуса человека и гражданина предопределены демократичным характером Российского государства. Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются атрибутом конституционного государства, его обязанностью.
Признание, еоб.поденне и защита нрав и свобод человека н гражданина. говорится в ст. 2, обязанность государства.
Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового реіулирования статуса человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу нс только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее воздействие не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированных в других нормах Конституции, но и на всю деятельность государства.
Государство нс вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые нм границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает черты, которые характеризуют его как правовое. Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможного их нарушения. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права.
Фе е атииное Нормы института, установившего федератив- устройствоРоссші нос Устройство, закреплены в главе 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ и отличаются специфическим для России кругом субъектов, их особой правоспособностью. Эти нормы являются не только конституционными, но и договорными. Помимо Конституции эти нормы урегулированы рядом федеральных законов, а также конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 3 ст. 11
Конституции РФ допускает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации может осуществляться договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Для норм рассматриваемого института предусмотрен особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, путем согласительных процедур, проводимых Президентом РФ (ст. 85 Конституции РФ), или судопроизводства через Конституционный Суд Российской Федерации.
Нормы, предусматривающие порядок формирования непосредственно народом органов власти, представляют подотрасль конституционного права и содержатся в Конституции РФ и федеральных законах, а также законах субъектов РФ.
Избирательное
Избирательное право - это институт конституционного права, охв а- тывающий все правовые нормы, которыми регулируются отношении, возникающие в процессе выборов оріанов и должностных лиц государственной пласти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов.
Кроме того, есть понятие избирательного права как права избирать и быть избранными (субъективное значение): активное и пассивное, рассматриваемое как одно из основных политических прав граждан.
Выборность органов, осуществляющих государственную власть, является необходимым условием существования демократической организации общества. Объективно выборы, являясь неотъемлемой частью политического процесса в обществе, представляют собой такой момент в его развитии, когда они выступают как средство активизации населения, устанавливают обратную связь между гражданами и выборными органами, могут (и должны) содействовать развитию демократии, формированию правового государства и, в свою очередь, сами по себе являются мерилом демократии.
„ Нормы института, который определяет систему
Система органов
государственной °Р ганов ’ преимущественно реализуются в кон- " власти крстных правоотношениях. Преобладающая часть
данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности. Для норм этого института характерно отличное от других институтов соотношение норм обшефедеральных и норм, дейст
вующих на территории субъектов Российской Федерации.
Под ciicmevoii государственных органов понимается совокупность ее федеральных и региональных органов власти, осуществляющих в присущих им формах функции единой государственной власти.
Система государственных органов определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производна от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его права формировать государственные органы.
Система государственной власти в Российской Федерации обусловливает единство принципов организации и деятельности государственных органов. К ним относятся: формирование государственных органов народом или от его имени; самостоятельность органов законодательной. исполнительной и судебной власти: территориальная
На основе объективно существующих взаимосвязей, но субъективно (исследователями) правовые нормы объединяются в правовые институты.
Институт конституционного права — это система норм, регулирующих обособленную группу однородных общественных отношений в рамках отношений конституционно-правового характера, что и создает основу для определенного правового единства.
Институт может объединять нормы различных : , конституций республик, законов РФ и законов республик и т. д. Таков, например, институт референдума, регулируемый Конституцией и законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (в зависимости от уровня референдума). Конституционно-правовой институт может включать только федеральные нормы (например, институт президентства РФ) или только нормы актов определенного субъекта РФ (например, институт отзыва депутатов законодательных органов в некоторых субъектах РФ).
В системе конституционного права принято выделять следующие институты:
- основы конституционного строя;
- основы правового статуса человека и гражданина;
- федеративное устройство государства;
- систему государственной власти и систему местного самоуправления.
С точки зрения структуры выделяют унитарные (простые) и комплексные (сложные) институты.
Унитарный институт не может быть расчленен на меньшие по объему институты (например, институт импичмента, т. е. отрешения Президента РФ от должности — ст. 93 Конституции РФ).
Комплексные институты состоят из подинститутов, которые, в свою очередь, могут иметь более дробные деления (например, институт главы государства (президентства) включает, в частности, институты президентского вето — отказа в подписи принятого парламентом закона с последствиями этого, импичмента, инаугурации — вступления в должность, а последний включает обязательную президентскую присягу и т. д.).
В зависимости от сферы действия, ее масштабов различают институты федерального конституционного права (например, президентства Российской Федерации) и конституционного (уставного) права субъектов Федерации (например, президентства республики в составе Российской Федерации или главы администрации иного субъекта РФ). Существуют муниципальные институты конституционного права (например, институт главы муниципального образования). Однако основы конституционных институтов субъектов РФ и муниципальных образований регулируются федеральной Конституцией и федеральными законами.
В российской научной и учебной литературе нет единой классификации институтов конституционного права по их содержанию. Обычно имеются только упоминания о тех или иных комплексных институтах (исследователи называют шесть-восемь, до 13 крупных институтов).
Подотрасль — наиболее крупное членение внутри конституционного права. Это система однородных институтов, включающих близкие по своему содержанию нормы и общие принципы. Часто к числу подотраслей относят избирательное право, парламентское право (главным образом это институты и нормы, регулирующие структуру и деятельность парламента), конституционное правосудие (деятельность судебных органов конституционного контроля), право народовластия, федеральное право (нормы, регулирующие федерализм), гуманитарное право (права и обязанности личности) и др. Иногда называют до 11 подотраслей. Вопрос о делении конституционного права на подотрасли, как и проблема институтов, остается дисскуссионным. В любой классификации всегда много субъективного отношения.
Система и институты конституционного права
Система конституционного права представляет собой его внутреннюю структуру, состоящую из институтов, регулирующих качественно однородные виды (группы) общественных отношений.
Все конституционные установления обладают единством с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Однако, регулируя разнообразные общественные отношения, они не могут не иметь некоторые отличительные свойства, которые обеспечивают выполнение ими своих специфических функций. Сочетание общего и особенного делает возможным объединение конституционных установлений в определенные институты, т. е. группы норм, регулирующих специфический вид (группу) общественных отношений.
Система конституционного права, как правило, определяется структурой конституции (за небольшим исключением).
Конституционные установления, составляющие , закрепляют суверенитет, полновластие народа, гарантии и главные формы его осуществления; провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью; учреждают суверенное государство, определяют характер, место и роль государства в обществе, основные задачи и функции государства, принципы организации государственной власти; устанавливают и гарантируют организацию и функционирование местного самоуправления. В данный институт конституционного права входят также конституционные положения, устанавливающие федеративное устройство государства, состав, статус и государственные символы федерации, а также статус субъектов РФ с указанием предметов их ведения и полномочий.
Конституционные установления института основных прав и свобод человека и гражданина закрепляют принцип правового положения и правового статуса личности, основные права и свободы в различных сферах жизнедеятельности личности, гарантии основных прав и свобод, основные обязанности как граждан, так и иностранных лиц и лиц без гражданства.
Институт федеративного устройства России охватывает конституционные установления, раскрывающие природу, состав Российской Федерации, статус Российской Федерации и ее субъектов, принципы их взаимоотношений.
Институт государственной власти включает конституционные установления, регулирующие организацию и функционирование органов государственной власти в качестве единого, системного образования на основе принципа разделения властей. Данный институт конституционного права формирует основы организации и функционирования главы государства, парламента, правительства, судебной власти.
Институт местного самоуправления образуют конституционные установления, определяющие принципы организации и функционирования местного самоуправления, его взаимодействие с государственной властью.
Самостоятельный институт конституционного права составляют конституционные установления, определяющие порядок пересмотра Конституции РФ, внесения конституционных поправок.
Особо обобщенный характер носит институт основ конституционного строя , положения которого находят конкретизацию и развитие в иных институтах конституционного нрава.
Институты конституционного права, как правило, характеризуются высокой степенью обобщения, преобладанием в них установлений общерегулятивного характера, что не исключает и известной конкретики в содержании некоторые из них.
В научной литературе нередко ставится вопрос о выделении таких структурных элементов в системе конституционного права, как субинститут в рамках института конституционного права и подотрасли, состоящие из институтов и субинститутов конституционного права. Так, институт основ конституционного строя либо институт государственной власти могут рассматриваться в качестве подотраслей конституционного права, состоящих, в свою очередь, из институтов и субинститутов. Однако следует предостеречь от «свободного» конструирования подотраслей и институтов конституционного права, исходя из субъективных предпочтений и желания подчеркнуть значимость той или иной рассматриваемой темы исследования.
Так, в качестве подотрасли конституционного права, предлагается рассматривать конституционное процессуальное право, т. е. комплекс установлений, определяющих процедуру реализации материального конституционного права. Такое деление конституционного права на материальное и процессуальное является условным, ибо отнесение той или иной конституционной нормы к материальному или процессуальному праву зависит от отношения, в котором она находится и какую роль играет. Поэтому в конституционном праве речь, скорее, может идти о преимущественно процессуальных по характеру правовых институтах, таких как институт разработки и принятия конституции, внесения в нее поправок, институт избирательного процесса, институт законодательного процесса, институт конституционного судопроизводства.
(Енгибарян) Институты конституционного права – это совокупность (подсистема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства, местного самоуправления, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы государства - институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства - институты парламента, представительных органов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неодинаковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монархическим системам, а в странах с неразвитой, тоталитарной или моноконфессиональной политической системой могут отсутствовать институт многопартийности, а то и институт самих политических партий.
(Козлова, Кутафин) В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1) основы конституционного строя;
2) основы правового статуса человека и гражданина;
3) федеративное устройство государства;
4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
6. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды и их субъекты.
(Козлова, Кутафин) Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:
1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание, которое составляют лишь основополагающие (без детализации) права и обязанности субъектов этих отношений;
2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: может выступать народ, некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;
3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений;
4) наряду с традиционными основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений – событиями (рождение человека, достижение возраста активного и пассивного избирательного права, смерть главы государства или депутата представительного органа власти и т. п.) и действиями (назначение выборов, принятие закона, роспуск Государственной Думы, издание неконституционного акта и т. п.) конституционные правоотношения могут порождать и юридические факты – состояния (например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации);
5) особый механизм реализации конституционных правоотношений. Поскольку для конституционно-правовых норм не характерно наличие санкций, реализация конституционно-правовых предписаний, прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений обеспечивается главным образом посредством норм других отраслей права (уголовного, административного, трудового, гражданского, жилищного, процессуального и др.).
Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.
Наиболее классический вид правоотношений - конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Они возникают на основе реализации норм-правил поведения.
Другой вид - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей.
Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе России.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.
Юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.
Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.
Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.
Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства - Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Кроме перечисленных субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.
Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.
В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).
Похожая информация.