Когда поднимут мрот до прожиточного минимума. Мрот и прожиточный минимум: в чем разница и когда ждать повышения мрот. Зачем тогда нужен мрот

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный законопроект по повышению минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума. Согласно проекту закона, с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда будет установлен на уровне 85% от величины прожиточного минимума - это 9489 рублей.

Каким будет МРОТ в 2018 году?

С 1 июля 2017 года федеральный МРОТ подняли с 7500 до 7800 рублей. Что касается прожиточного минимума на душу населения, то он превышает 10329 рублей.

МРОТ будет "догонять" данный показатель постепенно. С 1 января 2018 года он будет установлен на уровне 85% от указанной величины - то есть на уровне 9489 рублей в месяц. А начиная с 1 января 2019 года, "минималка" всегда будет равна прожиточному минимуму за второй квартал предшествующего года.

Споры вокруг этого вопроса велись 25 лет, но точку наконец поставил президент РФ. В сентябре Владимир Путин на встрече с главой общественной организации "Опора России" Александром Калининым пообещал, что власти повысят МРОТ , и подчеркнул, что люди не могут получать зарплату меньше прожиточного минимума.

Депутаты ввели и страховочную норму от понижения МРОТ . Ведь в условиях снижающейся инфляции может возникнуть ситуация, что прожиточный минимум уменьшится по сравнению с прошлым годом. В этом случае, как подчеркнул первый зампред фракции "Единая Россия" Андрей Исаев, МРОТ снижаться не будет, он будет только расти - эта страховочная норма закладывается в закон.
Он заявил с думской трибуны, что на долгожданное повышение удалось выйти в результате серьезной работы - после того, как стало понятно, что регионы и муниципалитеты, работодатели справятся с этой задачей. Перед этим, напомнил Исаев, власти заложили необходимые средства на поддержку регионов. "Мы ответственно принимаем это решение. Принимаем благодаря последовательности и политической воли президента, который настоял на этом решении", - подчеркнул парламентарий.

Поправки помогут поднять покупательную способность населения и цену труда в России, уверены в профильном комитете по труду, чью позицию ранее представил Михаил Тарасенко ("ЕР").

В Госдуме также опровергли опасения на тему роста штрафов после повышения "минималки". Ведь зависимость между ними убрали. Так что повышение МРОТ принесет населению только "плюсы". Самое очевидное: ежемесячная заработная плата в нашей стране может быть выше этой планки, но никак не ниже. Меньшие выплаты будут являться грубым нарушением трудового законодательства и могут привести к административной или даже уголовной ответственности. Не менее важно, что от МРОТ зависит размер социальных пособий.

Ряд регионов сами ввели "привязку" к прожиточному минимуму и, соответственно, подняли "минималку". Например, в Москве оба эти показателя с октября нынешнего года составили 18 742 рубля. Однако большинство субъектов федерации все же придерживаются федеральной "планки".

Для реализации закона потребуется финансирование из федерального бюджета. По расчетам Минфина, в 2018 году на эти цели уйдет 4,4 млрд рублей. В 2019 году будет направлено уже 16,3 млрд рублей, а в 2020 году - 19,2 млрд рублей.

Как рассказала депутатам замглавы Минтруда Любовь Ельцова, треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц. По оценке ведомства, законопроект затронет 4 миллиона человек, в том числе, 1,6 миллиона в бюджетной сфере.

Эксперты РАНХиГС и Института Гайдара ранее спрогнозировали, что в выигрыше от нововведения окажется низкоквалифицированный персонал. Однако ученые не ждут, что МРОТ сработает как инструмент повышения производительности труда.

Как менялся МРОТ

МРОТ 2017 с 1 июля 2017 г. 7 800 р. ст. 1 Федерального закона

от 19.12.2016 N 460-ФЗ

МРОТ 2016 с 1 июля 2016 г. 7 500 р.

ст. 1 Федерального закона

от 02.06.2016 N 164-ФЗ

МРОТ 2015 с 1 января 2016 г. 6 204 р.

ст. 1 Федерального закона

от 14.12.2015 N 376-ФЗ

МРОТ 2014 с 1 января 2015 г. 5 965 р.

ст. 1 Федерального закона

от 01.12.2014 N 408-ФЗ

МРОТ 2013 с 1 января 2014 г. 5 554 р.

ст. 1 Федерального закона

от 02.12.2013 N 336-ФЗ

МРОТ 2012 с 1 января 2013 г.

ст. 1 Федерального закона

от 03.12.2012 N 232-ФЗ

МРОТ 2011 с 1 июня 2011 г.

ст. 1 Федерального закона

от 01.06.2011 N 106-ФЗ

МРОТ 2010 с 1 января 2009 г.

ст. 1 Федерального закона

от 24.06.2008 N 91-ФЗ

МРОТ 2007 с 1 сентября 2007 г.

ст. 1 Федерального закона

от 20.04.2007 N 54-ФЗ

МРОТ 2006 с 1 мая 2006 г.

ст. 1 Федерального закона

от 29.12.2004 N 198-ФЗ

МРОТ 2005 с 1 сентября 2005 г.

ст. 1 Федерального закона

от 29.12.2004 N 198-ФЗ

ПОНРАВИЛОСЬ? НУ ТАК ДЕЛИСЬ СКОРЕЕ:

Prev Next

  • 16-17 декабря. Погода в Москве - тепло и тропические ливни.

    В грядущие выходные в Москве и Подмосковье будет тепло и пасмурно, температура будет превышать норму на 7 градусов, пройдет дождь со снегом, ожидается сильный ветер с порывами до 12-17 метров…

    Приближается государственный праздник, имеющий большое значение для Российской Федерации и отмечаемый ежегодно. Многие россияне точно и не знают: 12 декабря 2017 года – выходной день или нет? Поможем разобраться с…

  • Сборную России отстранили от Олимпиады-2018

    Сборная России выступит на Олимпиаде в Пхенчхане под нейтральным флагом. Такое решение принял МОК после заседания исполкома.

  • Гринпис предлагает закрыть центр Москвы от машин.

    Для снижения выбросов от автотранспорта в Москве необходимо обучать экономичному вождению в автошколах, а также закрыть центр города для въезда машин ниже класса «Евро-4». Такие предложения приводятся в исследовании, которое…

Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ вводятся изменения в ряд нормативных актов, направленные на повышение МРОТ до величины прожиточного минимума. Рассмотрим вносимые новшества.

Увеличение МРОТ

В силу ст. 133 ТК РФ месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Напомним, что согласно положениям данной статьи МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако введение данной нормы было отложено ст. 421 ТК РФ, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанного размера устанавливаются федеральным законом.

С 1 июля 2017 года МРОТ был равен 7 800 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ). Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 274625-7, по оценке Минтруда численность работников с зарплатой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ составляет 4 млн человек, из них 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

В связи с этим Госдумой РФ и Советом Федерации было принято решение о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. В частности, ст. 3 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, в соответствии с которыми предусматривается установление МРОТ:

    с 1 января 2018 года – 9 489 руб. в месяц (85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года);

Кроме того, законом предусмотрена защитная норма, согласно которой в случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года будет ниже его величины за II квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ не уменьшается.

Напомним, что ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено применение МРОТ для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается, в частности, организациями, финансируемыми из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Пример 1.

Уборщице бюджетного учреждения установлены должностной оклад в размере 6 500 руб. и премиальные выплаты в размере 1 300 руб. В январе 2018 года она полностью отработала норму часов.

Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, установленного федеральным законом, он должен произвести уборщице доплату в сумме 1 689 руб. (9 489 – 7 800). Таким образом, ее за январь 2018 года составит 9 489 руб. (7 800 + 1 689).

В то же время отметим: если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, работает по совместительству или отработал не весь фонд рабочего времени, установленный на данный месяц, ТК РФ не гарантирует, что месячная заработная плата данного лица будет не ниже минимальной. В таких случаях оплата труда производится пропорционально отработанному сотрудником времени, поэтому зарплата совместителей, работников, трудящихся в режиме неполного рабочего времени, должна быть не менее соответствующей доли МРОТ.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что уборщица является совместителем. В январе 2018 года при норме рабочего времени, равной 136 часам при 40-часовой рабочей неделе, совместитель отработала 68 часов.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 3 900 руб. (7 800 руб. / 136 ч x 68 ч). В связи с тем, что она полностью отработала норму рабочего времени, ее зарплата не может быть меньше МРОТ – 4 744,5 руб. (9 489 руб. / 136 ч x 68 ч). Таким образом, работодатель должен произвести ей доплату до МРОТ в размере 844,5 руб. (4 744,5 – 3 900) и начислить 4 744,5 руб.

Особое внимание следует уделить расчету зарплаты работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Напомним, что в соответствии со ст. 315 ТК РФ повышенная оплата труда указанных работников обеспечивается, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). При этом ТК РФ и Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядка ее выплаты на Правительство РФ. Поскольку Правительство РФ данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют (в части, не противоречащей ТК РФ) принятые до введения в действие данного кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника (см. Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49).

Как отмечено в Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38-П, в соответствии с Конституцией РФ вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.

Верховный суд по конкретным делам неоднократно указывал, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких условиях, в силу ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть применены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (определения от 24.06.2011 № 52-В11-1, от 29.07.2011 № 56-В11-10 и от 07.10.2011 № 3-В11-31). Такжеданный вывод содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014, и в определениях ВС РФ от 17.05.2013 № 73-КГ13-1, от 21.12.2012 № 72-КГ12-6. Данные разъяснения Верховного суда признаны Конституционным судом правомерными и подлежат применению всеми организациями, в том числе бюджетными учреждениями.

Напомним, что за установление зарплаты в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность.

Пример 3.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что бюджетное учреждение расположено на территории, где установлен районный коэффициент 1,2.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 11 386,8 руб. (9 489 руб. x 1,2).

Таким образом, поскольку с 1 января 2018 года законодателем повышен МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий его увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.

Что касается взаимосвязи размеров социальных пособий и МРОТ, отметим следующее. Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрены случаи, когда для расчета пособий нужно использовать МРОТ:

    если у работника в расчетном периоде нет заработка или его заработок меньше МРОТ (ч. 1 ст. 14);

    если стаж работника составляет менее шести месяцев (ч. 6 ст. 7);

    если работник нарушил режим лечения (п. 1, 2 ч. 1 ст. 8);

    если работник нетрудоспособен из-за алкогольного опьянения (п. 3 ч. 1 ст. 8).

С 1 января 2018 года минимальный средний заработок для расчета пособий составляет 311,96 руб. (9 489 руб. х 24 мес. / 730 дн.). С этим минимумом надо сравнивать средний дневной заработок при расчете пособий по страховым случаям, которые наступят в 2018 году.

О других изменениях, связанных с повышением МРОТ

Как уже было отмечено выше, повышение МРОТ до прожиточного минимума потребовало внесения поправок в ряд законодательных актов.

Прожиточный минимум.

Статьей 1 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 4 и 7 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ. В соответствии с изменениями величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ, в субъектах РФ – в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Обратите внимание: прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по статистике в Интернете.

Потребительская корзина – это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ устанавливается не реже одного раза в пять лет. Поэтому с 1 января 2018 года должна быть введена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока действия потребительской корзины в целом по РФ. В связи с необходимостью доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения в ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 227-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми положения данного закона продлены до 31.12.2020 включительно .

Публично-правовые обязательства.

Как было отмечено выше,МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. В то же время в АПК РФ, КАСП РФ, ГПК РФ содержатся нормы о применении МРОТ для реализации публично-правовых обязательств. В частности, ч. 4 ст. 107 АПК РФ было предусмотрено, что за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия на работе в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени исходя из установленного федеральным законом МРОТ.

Федеральным законом № 421-ФЗ указанная коллизия устранена: предусмотрено, что с 2018 года порядок и размеры выплаты соответствующих компенсаций устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные поправки внесены в КАСП РФ, ГПК РФ.

Государственная социальная помощь.

Признана утратившей силу норма ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которой было преду­смотрено следующее: если в субъекте РФ не установлена величина прожиточного минимума, используется величина, определенная Правительством РФ. Данные поправки внесены ввиду утраты актуальности, поскольку в настоящее время величины прожиточных минимумов для основных социально-демографических групп населения установлены во всех субъектах РФ.

Кратко сформулируем основные выводы:

1. С 1 января 2018 года установлен МРОТ, равный 9 489 руб. Он применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

2. Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.

Многие не ожидали, что МРОТ с 1 мая в России будет увеличен до 11 163 рублей. Для чего повысили МРОТ? Почему именно до такой суммы? Правда ли, что МРОТ приравняли к прожиточному минимуму? Нужно ли поднять работникам зарплату? Федеральный или региональный МРОТ применять с 1 мая 2018 года? Требуется ли повысить пособия работникам? Давайте разбираться.

МРОТ с 1 мая 2018 года: новая сумма

МРОТ с 1 мая 2018 года увеличен до 11 163 рублей. От нового МРОТ зависит расчет множества выплат, в том числе, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также многочисленных социальных выплат, величина которых привязана к минимальному размеру оплаты труда.

Посмотреть на поэтапное увеличение МРОТ в таблице, в которой учтены изменения, в частности, с 1 мая 2018 года.

Как видно, с 1 мая 2018 года произошло довольно ощутимое повышение минимального размера оплаты труда. На 1674 р. (11 163 р. – 9489 р.). Почему же так получилось? С чего вдруг решили повысить минимальный размер оплаты труда с 1 мая? Поясним.

МРОТ приравняли к проточному минимуму раньше планируемого

Под самый конец 2017 года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ. Им было зафиксировано, что с 1 января 2018 года МРОТ повышается до 9489 рублей в месяц. При этом начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года. Иными словами, ввели с 2018 года введи механизм доведения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2017 № 1119 величина прожиточного для трудоспособного населения равна 11 163 рублей. Таким образом, можно было ожидать, что МРОТ в размере 11 163 рубля будет установлен с 1 января 2019 года. Однако ситуация резко изменилась после заявления В.В. Путина. Во время рабочей поездки в Тверскую область Владимир Путин пообещал: минимальный размер оплаты труда в России будет приравнен к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года.

Таким образом, доведение МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения произошло раньше планируемого – с 1 мая 2018 года. Соответствующий закон уже подготовлен и ожидает поступления в Госдуму.

Прожиточный минимум – это стоимость условной потребительской корзины, куда входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека. Также в прожиточный минимум входят обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум утверждают по окончании каждого квартала, используя для его определения многочисленные статистические данные, в том числе и уровень инфляции. Федеральный прожиточный минимум устанавливает Правительство России, а региональные минимумы – региональные правительства.

Но на что повлияет повышение МРОТ с 1 мая 2018 года? Какие действия потребуется предпринять работодателям в связи с повышением «минималки»? Расскажем об этом далее.

Новый МРОТ и зарплата с 1 мая 2018 года

МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ). Однако имейте в виду, что «на руки» работник может получить и меньше МРОТ – за вычетом НДФЛ и других удержаний, например, алиментов. Соответственно, с 1 мая 2018 года платить меньше 11 163 рублей нельзя.

При этом стоит заметить, что оклад работникам с 1 мая 2018 года может быть и меньше 11 163 рублей. Ведь меньше МРОТ не может быть общая зарплата, в которую входят (ст. 129 ТК РФ):

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты, в том числе доплаты и надбавки;
  • стимулирующие выплаты (премии).

Если с 1 мая 2018 года зарплата работников окажется меньше МРОТ (11 163 рублей), то работодателя могут привлечь к ответственности в виде штрафов. Штраф для организации может составить от 30 000 до 50 000 рублей, а при повторном выявлении – от 50 000 до 70 000 рублей. Для директора или главбуха ответственность может быть такой: при первичном нарушении могут вынести предупреждение или выписать штраф от 1000 до 5000 рублей, при повторном – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Более того, могут дисквалифицировать на срок от года до трех (ст. 5.27 КоАП РФ).

МРОТ в регионах с 1 мая 2018 года

Региональные власти с 1 мая 2018 года могут установить в специальном соглашении свой МРОТ, превышающий федеральный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Однако от регионального МРОТ можно отказаться. В этих целях потребуется оформить мотивированный отказ и отправить его в местное отделение Комитета по труду и занятости.

В соответствии с ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. Он не должен быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом. То есть, с 1 мая 2018 года – не менее 11 163 рублей (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ). Работодатели считаются присоединившимися к региональному соглашению о минимальном размере зарплаты, если в течение 30 календарных дней с даты его опубликования они не направили в Минтруд России письменный мотивированный отказ присоединиться к нему. В этом случае все положения регионального соглашения организация обязана выполнять (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ). А значит, минимальный размер зарплаты, установленный региональным соглашением, обязателен для работодателя.

Но на какой МРОТ опираться работодателям с 1 мая 2018 года: на федеральный или региональный? Поясним в таблице:

Коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях надо начислять сверх минимальной зарплаты, а не включать в нее.

Регион МРОТ в регионе
Алтайский край 11 163 руб.
Амурская область 11 163 руб.
Архангельская область 11 163 руб.
Астраханская область 11 163 руб.
Белгородская область 11 163 руб.
Брянская область 11 163 руб. для работников организаций бюджетного сектора

11 163 для работников организаций внебюджетного сектора

Владимирская область 11 163 руб.
Волгоградская область В размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области, но не менее 11 163 руб.
Вологодская область 11 163 руб.
Воронежская область Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, но не менее 11 163 руб.
Еврейская автономная область 12 000 руб. для всех работников независимо от стажа

В эту сумму включены все надбавки и коэффициенты. То есть зарплата с учетом всех льгот не может быть меньше 12 000 руб.

Забайкальский край Для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования - 11 163 руб.

Для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

в Каларском районе в размере

в Тунгиро- Олекминском и Тунгокоченском районах в размере 11 163 руб

Для работников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме организаций сельского хозяйства) - 11 163 руб.

Для работников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме организаций сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

в Каларском районе 11190 руб;

в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах в размере 11 163 руб.

для работников организаций сельского хозяйства - 11 163 руб.

Ивановская область Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на 3квартал 2017 года

Но не менее 11 163 руб.

Иркутская область В размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Иркутской области за 4 квартал 2017 года, но не менее 11 163 руб.
Кабардино- Балкарская Республика Прожиточный минимум за 4 квартал 2017 года для коммерческих фирм

11 163 руб. - для бюджетников

Калининградская область 11 163 руб.для коммерческих фирм

11 163 руб. - для бюджетников

Калужская область 11 163 руб.
Камчатский край Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Камчатского края, за исключением Корякского округа и Алеутского муниципального района, минимальная заработная плата устанавливается - в размере 18 360 руб.

Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа, минимальная заработная плата устанавливается в размере 19 770 руб.

Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района, минимальная заработная плата устанавливается в размере 21 180 руб.

Карачаево- Черкесская Республика 11 163 руб.
Кемеровская область 1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, но не ниже 11 163 руб.
Кировская область 11 163 руб.
Костромская область 11 163 руб.
Краснодарский край В размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в месяц в Краснодарском крае, но не ниже 11 163 руб.

Так, приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 30 октября 2017 г. №1706 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за III квартал 2017 года» установлена величина прожиточного минимума: для трудоспособного населения – 11 163 руб.

Красноярский край Установить на территории Красноярского края размер минимальной заработной платы для работников организаций в следующих размерах:

в г. Норильске – 16130 руб.;

в Северо-Енисейском районе – 15515 руб.;

в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (кроме сельского поселения Хатанга) – 17687 руб.;

сельское поселение Хатанга – 26376 руб.;

в Туруханском районе – 20991 руб.;

в Эвенкийском муниципальном районе –19704 руб.;

в г. Енисейске – 15918 руб.;

в г. Лесосибирске – 12436 руб.;

в Богучанском районе – 15545 руб.;

в Енисейском районе – 16042 руб.;

в Кежемском районе – 15048 руб.;

в Мотыгинском районе – 15918 руб..

Для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях Красноярского края, размер минимальной заработной платы – 10592 руб..

Курганская область 11 163 руб.
Курская область Коммерческие - 11 163 руб.

Бюджетники - 11 163 руб.

Ленинградская область 11 400 руб.
Липецкая область 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал 2017 года

Но не ниже 11 163 руб.

Магаданская область Установить размер минимальной заработной платы в Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), - 19 500 руб., за исключением Северо-Эвенского городского округа Магаданской области.

В Северо-Эвенском городском округе Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), установить

минимальную заработную плату в размере 21 060 руб..

Москва Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы.

В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне. Так произошло и в 3 квартале.

Прожиточный минимум за 3 квартал в Москве оказался меньше, чем за 2 квартал.

Поэтому МРОТ в Москве с 1 мая 2018 составляет величину прожиточного минимума за 2 квартал, то есть 18 742 руб.

Таким образом, МРОТ в Москве составляет 18 742 руб.

Московская область Коммерческие 13 750 руб.

Бюджетники 11 163 руб.

Мурманская область 11 163 руб. + северные надбавки
Ненецкий автономный округ 18 567 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для бюджетников

Нижегородская область в организациях внебюджетного сектора экономики - в размере не ниже 11 163 руб. в месяц;

в организациях сектора малого

бизнеса экономики при средней численности сотрудников не более 50 человек, а бюджетников - в размере не ниже 11 163 руб. в месяц;

Новгородская область Прожиточный минимум в регионе, но не ниже 11 163 руб.
Новосибирская область для работников организаций бюджетной сферы - в размере 11 163 руб.

для работников организаций внебюджетной сферы (кроме организаций сельского хозяйства) – в размере 11 163 руб.

Омская область 11 163 руб.
Оренбургская область 11 163 руб.
Орловская область 11 163 руб.
Пензенская область 11 163 руб.
Пермский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, но не ниже 11 163 руб.
Приморский край 11 163 руб.
Псковская область

11 450 руб. для бюджетников

Республика Адыгея 11 163 руб.
Республика Алтай 11 163 руб. для работников организаций внебюджетной сферы, кроме работающих в сфере сельского хозяйства в сфере образования

11 163 руб. для работников организаций в сфере сельского хозяйства и образовании, а также бюджетников

Республика Башкортостан 11 163 + региональные надбавки

С учетом надбавок минимальный размер оплаты труда в Башкирии равен 11 163 руб.

Республика Бурятия 11 163 руб.
Республика Дагестан 11 163 руб.
Республика Ингушетия 11 163 руб.
Республика Калмыкия 11 163 руб.
Республика Карелия для работников государственных и муниципальных учреждений в Республике Карелия минимальная заработная плата - 11 163 руб.

для работников, занятых у сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Карелия (за исключением работников, занятых в организациях по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство): по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) 12100 руб., по Республике Карелия, кроме северной части – 11 163 руб.

для работников других работодателей - на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной постановлением Правительства Республики Карелия за третий квартал 2017 года в соответствующем муниципальном образовании в Республике Карелия.

Республика Коми 11 163 руб. по южной природно-климатической зоне Республики Коми

11 163 руб. по северной природно-климатической зоне Республики Коми

11 163 руб. для бюджетников

Республика Крым 11 163 руб.
Республика Марий Эл 11 163 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов

Республика Мордовия 11 163 руб.
Республика Саха (Якутия) 17 388 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для бюджетников

Республика Северная Осетия – Алания 11 163 руб.
Республика Татарстан 11 163 руб.
Республика Тыва 11 163 руб.
Республика Хакасия 11 163 руб.
Ростовская область В размере 1,2 величины прожиточного минимума,

установленной для трудоспособного населения Ростовской области за IV

квартал 2017 года, но не ниже 11 163 руб.

Для микропредприятий и малых предприятий в течение первых трех лет работы – на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Ростовской области за IV квартал предшествующего года но не ниже 11 163 руб.

Рязанская область 11 163 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для бюджетников

Самарская область 11 163 руб.
Санкт-Петербург Установить в Санкт-Петербурге минимальную заработную плату в размере 17 000 руб.

При этом тарифная ставка (оклад) рабочего 1-го разряда не должна быть менее 13 500 руб..

Для бюджетников - 11 163 руб.

Саратовская область 11 163 руб.
Сахалинская область для лиц, работающих в Александровск‐Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах и в городе Южно‐Сахалинске, минимальная заработная плата равна 15600 руб. С 1 октября 2018 года - 15900 руб.

Для тех, кто трудится в Ногликском и Охинском районах, минимальная заработная плата равна 19314 руб. С 1 октября 2018 года - 19686 рубл.

Для работников Курильского, Северо-Курильского и Южно-Курильского районов минимальная заработная плата равна 20800 руб. 1 октября 2018 года -21200 руб.

Свердловская область 11 163 руб.
Севастополь 11 163 руб.
Смоленская область 11 163 руб.
Ставропольский край 11 163 руб.

В соглашении сказано, что зарплата устанавливается в размере прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года. Однако этот минимум ниже МРОТ. Поэтому минималка в крае 11 163 руб.

Тамбовская область 11 163 руб.
Тверская область 11 163 руб.
Томская область Минимальная заработная плата в Томской области для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, работников иных работодателей устанавливается в следующем размере:

“Александровский район”, “Городской округ Стрежевой” в размере 16500 руб.

“Верхнекетский район”, “Каргасокский район”, “Город Кедровый”, “Колпашевский район”, “Парабельский район”, “Чаинский район” в размере 15000 руб.

“Тегульдетский район”, “Молчановский район”, “Бакчарский район”, “Кривошеинский район” в размере 13500 руб.

“Городской округ – закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области” в размере 11250 руб.

“Город Томск”, “Асиновский район”, “Зырянский район”, “Кожевниковский район”, “Первомайский район”, “Томский район”, “Шегарский район” в размере 11 163 руб.

Тульская область 13000 руб. для работников внебюджетного сектора экономики

11 163 руб.для работников государственных и муниципальных учреждений Тульской области

11 163 руб. для бюджетников

Тюменская область Для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области 11 163 руб.

Для работников внебюджетного сектора экономики - 11 163 руб.

Удмуртская Республика 11 163 руб.
Ульяновская область для работников основных производств внебюджетного сектора экономики в размере 11 163 руб.

Для бюджетников - 11 163 руб.

Хабаровский край В районах Крайнего Севера:

а) в Охотском районе – 15510 руб.;

б) в Аяно-Майском районе – 14269 руб..

В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районы: Амурский, Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский, Ульчский, город Комсомольск-на-Амуре), – 12408 руб..

В южных районах Дальнего Востока (районы: Бикинский, Вяземский, имени Лазо, Нанайский, Хабаровский, город Хабаровск) – 11414 руб..

11 163 руб. для бюджетников

Ханты- Мансийский автономный округ – Югра 11 163 руб. + районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера (но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в округе)
Челябинская область 11 163 руб. для коммерческих работодателей

11 163 руб. для малого и среднего бизнеса

Чеченская Республика 11 163 руб.
Чувашская Республика 11 163 руб.
Чукотский автономный округ 11 163 руб.
Ямало-Ненецкий автономный округ 16 299 руб. с учетом и доплат и надбавок стимулирующего характера

11 163 руб. для бюджетников

Ярославская область 11 163 руб. для коммерческих работодателей (кроме малого и среднего бизнеса)

11 163 руб.для малого и среднего бизнеса

11 163 руб. для бюджетников

На какие пособия влияет МРОТ с 1 мая 2018 года

Кроме зарплаты, новый МРОТ с 1 мая 2018 года также влияет на размер некоторых пособий. Поясним в таблице, в каких случаях пособия с 1 мая изменятся и их потребуется выплачивать в новых размерах.

Пособие Как влияет МРОТ
Больничное пособие
В расчетном периоде отсутствовал заработок либо фактический среднемесячный заработок оказался ниже МРОТ у сотрудника, для которого на момент наступления страхового случая установлен режим неполного рабочего времени. В таком случае средний заработок (МРОТ) для расчета пособия определите пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника
В больничном листе есть отметки о нарушении режима без уважительной причины – пособие считают из МРОТ с даты нарушения и до окончания болезни
Пособие по беременности и родам В расчетном периоде заработка не было или он оказался ниже МРОТ – минимальный размер пособия считают из МРОТ
В расчетном периоде отсутствовал заработок (фактический среднемесячный заработок оказался ниже МРОТ) у сотрудницы, которой на момент начала отпуска по беременности и родам установлен режим неполного рабочего времени. Средний заработок (МРОТ) для расчета пособия определите пропорционально продолжительности рабочего времени
Если страховой стаж менее 6 месяцев, начисленное пособие не может превышать МРОТ за полный календарный месяц
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Среднемесячный заработок для расчета пособия не может быть меньше МРОТ

министрам уравнять МРОТ и прожиточный минимум к началу 2019 года.

«Я прошу правительство внести соответствующие предложения в Государственную думу вместе с проектом федерального бюджета на ближайшую трехлетку», — сказал Путин. С соответствующим поручением руководителям министерств труда, финансов и экономического развития еще 2 мая глава правительства Дмитрий Медведев. Доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума премьер назвал тогда задачей ближайших нескольких лет.

По итогам первого квартала 2017 года средняя величина прожиточного минимума была определена правительством России в 9909 руб., а величина прожиточного минимума для трудоспособного населения — в 10 701 руб. По итогам второго квартала прожиточный минимум для трудоспособного населения, как ожидается, будет повышен до 11 163 руб. (именно от этой суммы и должен составить 85% размер МРОТ в 2018 году).

Ранее вице-премьер Ольга Голодец , что на официально установленный в России минимум прожить «практически невозможно».

Но пока даже равную прожиточному минимуму зарплату в России получают далеко не все. В марте 2017 года Голодец оценила число россиян, получающих зарплату на уровне МРОТ (на тот момент он составлял 7,5 тыс. руб., с 1 июля 2017 года был повышен до 7,8 тыс. руб.) почти в 5 млн человек.

«У нас нет такой квалификации, которая достойна такой зарплаты — 7,5 тыс. руб. Даже если человек только закончил образовательную школу, то его труд должен оцениваться на несколько другом уровне», — сказала Голодец, бедность работающего населения уникальным явлением в социальной сфере.

По данным Росстата, в первом квартале 2017 года доходы ниже прожиточного минимума в России имели 22 млн человек, ​ или 15% населения страны.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории страны и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Эта норма действует с 1 февраля 2002 года, но российские власти уже 15 лет не могут выравнять эти две величины.

Зарплата в России не должна быть ниже уровня МРОТ, сейчас это 7800 руб. Эта сумма может включать в себя оклад, премии и компенсации. Из этой суммы работодатель удерживает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%, так что фактически работнику может выплачиваться и меньшая сумма. Меньше МРОТ работник может получать, если работает по совместительству или неполный рабочий день.

Также МРОТ в некоторых случаях применяется для расчета размера пособий по временной нетрудоспособности и беременности, например для тех работников, чей стаж не превышает полугода или средний заработок за предыдущие два года ниже МРОТ. Кроме того, от размера минимальной зарплаты зависит взнос ИП на пенсионное и медицинское страхование: он прямо пропорционален величине МРОТ.

Суммарные расходы в бюджетной сфере на повышение МРОТ в 2018 году составят 26,2 млрд руб., а в 2019 году — 43,9 млрд руб. Об этом сообщила замминистра труда и соцзащиты Любовь Ельцова на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, пишет ТАСС . При этом из федерального бюджета будет выделено 7,2 млрд и 12 млрд руб. соответственно.

«Дополнительная потребность в реальном секторе экономики, по оценке Минтруда, составит в 2018 году 17,1 млрд руб. и в 2019-м — 28,8 млрд руб.», — отметила она. По словам Ельцовой, треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов и подоходного налога с физических лиц.

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов считает, что в бюджет вернется не треть, а даже больше — 43%, так как в России налоги платят все категории работников, независимо от того, достигает ли их заработок уровня МРОТ.​

Спорные методики

Величина прожиточного минимума в целом и по субъектам России определяется ежеквартально на основании потребительской корзины. С 2000 года величина прожиточного минимума определяется в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается правительством.

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Данная методика является дискуссионной еще со времен Советского Союза и отличается от общемировой, отмечает Сафонов. Прожиточный минимум в других странах считается социологическим методом: за основу принимается уровень доходов тех семей, у которых больше 50% доходов уходит на питание. «Для нас эта техника дорого стоит и в первую очередь бьет по социальным обязательствам правительства. Причем как федерального, так и региональных, ведь МРОТ является расчетной базой для окладов бюджетникам, а их в нашей стране 14 млн человек. Чтобы сохранять дифференциацию в оплате труда между низкоквалифицированными работниками и высококвалифицированными, властям все равно придется изыскивать дополнительные деньги на индексацию заработной платы», — считает эксперт.

Немаловажным является и то, как именно Росстат будет рассчитывать прожиточный минимум в 2018 году. У нас всегда в сложных случаях на помощь приходит Росстат. Несмотря на действующую методику, Росстат имеет технические возможности для того, чтобы учитывать в потребительской корзине одну группу продуктов питания — более дешевую — вместо другой, отмечает Сафонов. Такие пересчеты возможны, если экономическая ситуация осложнится и денег в бюджете будет не хватать.

Принятие важных социальных решений в предвыборный период не редкость, признает эксперт: «В это время всегда начинают исполняться те обязательства, которые долго не были реализованы. А МРОТ — это самая болезненная тема, которая не решается на протяжении уже 27 лет с момента образования Российской Федерации». В новейшей истории России самый высокий показатель МРОТ по отношению к прожиточному минимуму был зафиксирован в 2009 году, на уровне 87%, а дальше он лишь снижался.

Повышение МРОТ в большей мере повлияет на работников бюджетной сферы, так как коммерческие предприятия могут ввести неполную занятость, отмечает эксперт Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Степан Земцов. «Если бюджетные организации не начнут проводить кадровую оптимизацию, то потенциально увеличение МРОТ может способствовать увеличению сборов НДФЛ, а значит, и повысить доходы бюджетов. Но в то же время часть бизнеса будет искать пути уменьшить затраты на труд, поэтому положительные эффекты для экономики в целом неочевидны», — считает он.

«Федеральный закон принят единогласно, поздравляю, коллеги! 402 - за, против - нет, воздержались - нет» ,- сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Проект закона был инициирован президентом России Владимиром Путиным после встречи с рабочими Тверского вагоностроительного завода, когда глава государства заверил, что МРОТ будет приравнен к прожиточному минимуму уже в начале мая этого года, а не с 1 января 2019 года, как это предусматривалось аналогичным законом, принятым Госдумой в декабре прошлого года.

На данный момент МРОТ установлен в размере 9 тыс. 489 рублей в месяц, что составляет 85% от величины прожиточного минимума. С 1 мая, согласно закону, он будет равен 11 тыс. 163 руб., что равно величине прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года. Таким образом, суммарное повышение МРОТ в 2018 году составит 43%.

Не последнее повышение


Комментируя принятый закон, Володин назвал это решение «движением вперед». «За 17 лет страна, которая претерпела серьезные изменения, вышла на такие решения, и мы с вами сегодня принимаем его [законопроект], приравнивая МРОТ к прожиточному минимуму. Это серьезное решение, оно касается миллионов наших граждан»,- сказал он. «Это решение однозначно мы должны отмечать как движение вперед по пути социальной защиты граждан»,- подчеркнул Володин.

В свою очередь первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия " Андрей Исаев высказал мнение, что решение повысить МРОТ именно до 11 тыс. 163 рублей оптимальное. «Можно было бы написать 20 тыс., можно было бы написать 25 тыс. рублей, как предлагают наши коллеги, но в этом случае денег у частных предприятий не прибавилось бы. А это значит, что люди вместо ожидаемого роста заработной платы получили бы рост безработицы, сокращение реально работающих»,- пояснил он, подчеркнув, что когда речь идет о подобных социально значимых решениях, всегда необходимо просчитывать последствия.

При этом Исаев заверил, что нынешнее повышение МРОТ не последнее. «В конце концов мы выйдем на то, что МРОТ должен быть не ниже минимального потребительского бюджета. Но для всего этого необходимо обеспечить развитие экономики. Самое главное, что мы можем сделать для развития экономики,- это принимать сбалансированный бюджет, который не будет давить чрезмерными налогами предпринимателей, в котором все обязательства государства будут выверены и будут неуклонно исполняться»,- заключил первый замруководителя думских единороссов.

Главные вопросы о МРОТ и Прожиточном минимуме


1 Что такое прожиточный минимум?

Это стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. Также прожиточный минимум учитывает необходимые к уплате ежемесячные платежи и сборы. Сегодня в России есть прожиточный минимум для трудоспособного человека, для пенсионера и для ребенка.

2 Что такое МРОТ и на что он влияет?

Это минимальный размер зарплаты россиян до вычета налога на доходы физических лиц. Работодатель не вправе платить меньше - за это его могут оштрафовать и даже привлечь к уголовной ответственности.

Кроме того, от МРОТ зависит размер пособий по беременности и родам тем, кто не имеет страхового (трудового) стажа.

3 МРОТ в России один для всей страны?

Нет, кроме федерального МРОТ есть и региональные. Например, в Москве его размер с 1 января 2018 года составляет 18742 руб., а в Петербурге он равен 17000 руб. На данный момент в России региональный минимальный уровень не может быть меньше федерального.

4 Будут ли сохранены региональные МРОТ?

Глава Минтруда РФ Максим Топилин заявил ТАСС, что региональной дифференциации не будет. «Будет единый федеральный МРОТ. Была такая идея, мы ее обсуждали, взвешивали все плюсы и минусы, но отказались от нее, решили оставить единый МРОТ», - сказал Топилин.

5 Я индивидуальный предприниматель (ИП). Как на мне отразится повышение МРОТ?

В России ИП обязаны уплачивать взносы в пенсионный фонд и фонды социального и обязательного медицинского страхования. Ранее при расчете этих взносов учитывался МРОТ. Его рост увеличивал и размер отчислений в фонды.

С 2018 года такие платежи «отвязали» от МРОТ. Принятые поправки в Налоговый кодекс обязывают ИП с годовым доходом до 300 тыс. руб. отчислять 26545 руб. в год на обязательное пенсионное страхование, а на обязательное медицинское - 5840 руб. ИП с годовым доходом выше 300 тыс. руб. должны дополнительно перечислять на пенсионное страхование 1% от суммы превышения, но не более 212 360 тыс. руб.