Что такое

Плебисцит

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Референдумы в современном мире

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

См. также

Референдумы в Европе

  • 1991 год - референдум на Украине (1991)
  • 1995 год - референдум в Белоруссии (1995)
  • 1995 год - референдум в Казахстане (1995)
  • 1996 год - референдум в Белоруссии (1996)
  • 2000 год - референдум на Украине (2000)
  • 2003 год - референдум в Чечне
  • 2004 год - референдум в Белоруссии (2004)
  • 2005 год - Народный референдум в России
  • 2006 год - референдум в Южной Осетии
  • 2006 год - референдум о независимости Черногории (2006)
  • 2006 год - референдум о независимости Приднестровья

Референдумы в остальном мире

Примечания

Ссылки

Введение

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать практику проведения референдума в нашей стране, ознакомиться с нормативными актами и законами о референдуме.

Референдум: понятие, виды, значение, формы

Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, - принцип народного суверенитета : народ является источником власти в обществе.

Народ осуществляет свою власть:

Непосредственно

Через избираемых ими представителей (например депутатов, президента и д.р.)

Основными формами непосредственной демократии являются -

Референдум.

Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различают по объекту волеизъявления.

Выборы - проводятся при выборе кандидата, партии.

Референдум - вопросы государственной жизни, по которым народ должен выразить свое мнение.

Референдум - высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Существую понятия близкие к понятию референдум, но отличающиеся спецификой решаемых вопросов - это плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение.

Рассмотрим некоторые отличия.

Референдум (от латинского -- “должное быть сообщенным”) -- это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Плебисцит (“то, что сказал плебс”, под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) -- это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум -- для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция РСФСР 1937 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по своему смыслу ограничивается выявлением мнения населения, а не принятие решения избирателями. Таким образом, юридические последствия и юридическая сила у опроса и референдума - разная.

Необходимо также указать, что в некоторых странах не признается особой разницы между плебисцитом и референдумом. Так например в США.

Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще это вопросы о государственной независимости или изменении статуса территории.

Примеры плебисцитов Материалы лекций профессора юридического факультет МГУ Златопольского Д.Л. :

1. 1945 г - плебисцит в Монголии по вопросу государственной независимости или вхождении в состав Китая (около 10% высказалось за независимость)

2. 1962 г. Плебисцит во Франции и Алжире об изменении государственного статуса Алжира (около 70% избирателей высказалось за выход Алжира из состава Франции и полную государственную независимость.)

Предметом референдума являются следующие вопросы:

Принятие или изменение в конституции

Вхождения или выхода из международных союзов, организаций

О форме правления

Важнейшие законы

Примеры референдумов :

1. 1958 г. - референдум во Франции по вопросу принятия новой конституции (конституция Ш. де Голля)

2. 1982 г. референдум в Испании по вопросу вступления в НАТО

3. 1996 г. Референдум Белоруссии по вопросу изменения конституции 1994 г.

4. 1997 г. - референдум о форме правления в Албании.

В РФ начиная с 1991 года было проведено только 3 референдума:

1. 17.03.1991 г - всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста президента РСФСР

2. 25.04.1993 - всероссийский референдум о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и верховного совета РСФСР.

3. 12.12.1993 г. - всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ.

Предмет референдума

По предмету референдумы делятся на:

1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.);

2. Законодательные;

3. По международным вопросам;

4. По административным вопросам.

По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

1. Консультативные;

2. "Дозаконодательные";

3. Совещательные;

4. "Послезаконодательные";

5. Ратифицирующие.

По юридической силе решения бывают:

1. Обязательными

2. Факультативными.

По территориальному охвату бывают:

1. общенациональными,

2. региональными,

3. местными.

Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например - референдумы о принятии Конституции).

голосование граждан по поводу закона, проекта международного договора, закона или нормативного правового акта, вопроса государственного (регионального, местного) значения. Впервые этот институт непосредственной демократии был применен в Швейцарии. Используется на центральном, региональном и местном уровне в Италии и России, региональном и местном - в США, Канаде и др. На голосование, как правило, не выносятся вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера, требующие специальной подготовки, и те, ответ на которые заранее известен. Конституционный Р. предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов нового основного закона либо предложений по частичному изменению действующего. В законодательстве предусматривается обязательное вынесение на голосование любой поправки (Швейцария, Дания, Ирландия), факультативный порядок проведения Р., применение в зависимости от обстоятельств обеих разновидностей (ч. 2 ст. 44 Конституции Австрии). Законодательный Р. проводится в отношении проектов или действующих законов. Существуют два вида Р. - отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона (ст. 75 Конституции Италии, ч. 2 ст. 89 Конституции Швейцарии), и утверждающий Р., ратифицирующий законопроект (ст. 11 Конституции Франции). Р. по международно-правовым вопросам (часто называемый плебисцитом) получил широкое распространение в последнее двадцатилетие 20 в. Путем голосования решались вопросы о приеме либо пребывании в ЕЭС или Европейском союзе во Франции, Дании, Ирландии, Норвегии, Великобритании, Финляндии и Швеции. В начале 90-х гг. 20 в. на Р. был вынесен Маастрихтский договор во Франции, Дании, Ирландии. На административный Р. выносятся вопросы, касающиеся решений управленческого характера - изменения административно-территориального деления или границ субъектов федерации (ст. 29 Основного закона ФРГ, ст. 132 Конституции Италии), досрочного прекращения полномочий должностных л и ц (ч. 6 ст. 60 Конституции Австрии). В России Р. как институт непосредственной демократии регламентируется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации » 1995. Всенародное голосование проводится на всей территории страны, но исключается в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории России, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный Р. не проводится в течение года после официального опубликования результатов Р. с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. На Р. не выносятся вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочном формировании Совета Федераций либо об отсрочке таких выборов (формирования); принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования (ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»). Инициатива проведения Р. принадлежит не менее чем 2 миллионам граждан России (при этом на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами России должны проживать не более 10% из них) и Конституционному Собранию согласно ч. 3 ст. 135 Конституции. Р. назначает Президент РФ на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Не допускается проведение выборов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением Р. Российской Федерации. Р. считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в нем. За решение в целом по России должны проголосовать более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на Р., является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении; оно может быть отменено или изменено путем принятия решения на новом Р. РФ. Если для реализации решения требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на Р. РФ, определить срок для подготовки данного правового акта. См. также Консультативный референдум, Резолютивный референдум. Т.А. Васильева

Отличное определение

Неполное определение ↓

Наиболее важные вопросы, которые касаются государственной или общественной жизни определенной страны, могут выноситься на референдум. Так называют один из способов прямого изъявления воли граждан, которое проводится в форме голосования. Правда, не всегда власть прислушивается к желанию, которое выразил народ: самым ярким примером в можно назвать референдум, который был проведен в 1991 году. На нем 76% населения проголосовали за то, чтобы Советский Союз был сохранен, но, несмотря на это, он распался. Но это предусмотрено и законодательством - его могут проводить просто для того, чтобы выяснить позицию граждан по тому или иному вопросу.

Конечно, многие люди даже не знают, референдум, ведь такой способ выяснения мнения народа используется крайне редко. Это обусловлено, в первую очередь, дороговизной его проведения. На такое голосование необходимо выносить вопросы, которые имеют значение для страны, а от выбора людей будет зависеть ее дальнейшая судьба и путь развития.

В зависимости от характера поставленных вопросов, референдум может быть конституционным (в этом случае рассматривается возможность внесения поправок в Конституцию или принятие ее другой версии) и законодательным (причиной голосования является законопроект). При этом формулировка проблемы должна быть четкой, вопрос и предоставленные варианты ответов не могут быть двоякими. Проявить инициативу, чтобы было проведено имеет суд или граждане РФ, которые знают, что такое референдум и имеют право принимать в нем участие. В последнем случае инициативу должно проявить не менее 2 млн. людей, что будет подтверждаться подписями каждого человека.

Процедура организации голосования расписана в законодательных актах. Так, порядок проведения референдума предусматривает, что в случае проявления инициативы для организации волеизъявления народа, документы подаются в ЦИК, анализируются там в течение 15 дней, а затем передаются Президенту, который и принимает решение о проведении голосования.

В бюллетенях, предназначенных для голосования, указывается вынесенный вопрос и 2 варианта ответа: «За» или «Против». Кроме того, на нем расписаны правила заполнения, поэтому даже у тех, кто и не знал, что такое референдум, не должно возникнуть проблем. Если в бюллетене несколько вопросов, то они отделяются горизонтальными линиями. Голосование признается состоявшимся, если в нем смогли принять участие более ½ граждан, а решение считается принятым, если за него проголосовало более 2/3.

Законодательством, в котором расписано, что такое референдум, предусмотрено, что этот способ волеизъявления может быть общенациональным или местным, то есть проводиться на территории всей страны или в отдельно взятом муниципальном округе. В последнем случае участие в нем могут принимать только жители региона, в котором он проводится. Так, на местное голосование могут выноситься вопросы, которые касаются принятия устава округа, структуры органов самоуправления, изменения границ территории, вопросы досрочного прекращения полномочий местного главы самоуправления или представительного органа. Хорошо, если жители знакомы с понятием реферат, например, писали в школе на эту тему, и им не надо разъяснять, какую он имеет важность и для чего необходимо принимать в нем участие.

Плебисцит

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Референдумы в современном мире

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

См. также

Референдумы в Европе

  • 1991 год - референдум на Украине (1991)
  • 1995 год - референдум в Белоруссии (1995)
  • 1995 год - референдум в Казахстане (1995)
  • 1996 год - референдум в Белоруссии (1996)
  • 2000 год - референдум на Украине (2000)
  • 2003 год - референдум в Чечне
  • 2004 год - референдум в Белоруссии (2004)
  • 2005 год - Народный референдум в России
  • 2006 год - референдум в Южной Осетии
  • 2006 год - референдум о независимости Черногории (2006)
  • 2006 год - референдум о независимости Приднестровья

Референдумы в остальном мире

Примечания

Ссылки