Взыскание процессуальных издержек ст 135 упк

руководитель юридического отдела
автономной некоммерческой организации
«Региональный финансово-экономический институт» (РФЭИ), г. Курск

Подготовить указанную статью автора побудило ознакомление с материалами одного судебного дела, причиной которого послужил конфликт между учредителями автономной некоммерческой организации в сфере издательской деятельности по поводу ее имущества и порядка управления. Решение подобных вопросов затруднительно для суда в силу неясности и нечеткости ряда норм, недостаточно однозначно регулирующих отношения внутри автономной некоммерческой организации . И хотя дело еще не завершено, но все же уже можно сформулировать ряд рекомендаций и предложений, которые помогут более детально регламентировать правовой статус автономной некоммерческой организации (АНО) и ее органов управления, а также других видов отношений, складывающихся в процессе реализации компетенции подобной организации.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на ряд вопросов, правильное, более точное и детальное урегулирование которых силами самих учредителей может снизить степень риска возникновения подобных конфликтов.

Правовое положение системы органов управления АНО в основном закреплено в Федеральном законе «О некоммерческих организациях » (далее — Закон), в частности в ст. 29, 30 Закона. Причем правовая регламентация создания и деятельности органов управления АНО намного более детализирована, чем, например, фондов и некоторых иных некоммерческих организаций .

Ключевым вопросом организации и деятельности любой организации является система организации управления и компетенция ее органов. Рассмотрим особенности правового положения органов управления АНО. В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в АНО обязательно должен быть сформирован высший орган управления. Особенностью этого органа управления АНО является то, что он обязательно должен быть коллегиальным, то есть состоять не менее чем из двух лиц. Второе обязательное требование к структуре органов управления АНО — обязательность создания исполнительного органа управления АНО. Указанный орган, в свою очередь, может быть как коллегиальным, так и (или) единоличным.

Особенность правового регулирования деятельности по управлению АНО состоит в том, что п. 3 ст. 10 Закона установлено, что за деятельностью АНО его учредителями осуществляется надзор. Порядок и условия осуществления такого надзора должны устанавливаться учредительными документами АНО. Механизм реализации учредителями АНО права осуществлять контроль над деятельностью АНО Законом не урегулирован. Поэтому данный вопрос относится с компетенции учредителей АНО. Из сравнения п. 3 ст. 10 с п. 3 ст. 7 Закона следует, что по своему назначению надзорный орган АНО, которым являются учредители АНО, представляет собой аналог попечительского совета, существующего в фондах.

Статья 28 Закона устанавливает порядок закрепления в Уставе системы управления любой некоммерческой организацией, в том числе и АНО. В частности, согласно ст. 28 Закона в отношении каждого из органов управления некоммерческой организацией в Уставе некоммерческой организации обязательно должен быть определен ряд обязательных положений.

В частности, должна быть закреплена структура и компетенция органов управления организации (то есть перечень органов управления, их иерархия, соподчиненность, зависимость, взаимосвязи, подотчетность, механизм взаимодействия различных подразделений и т.п.).

Анализ ряда уставов АНО показывает, что уставы большинства АНО в разных сферах услуг содержат, как правило, эти положения, причем в большинстве случаев воспроизведенные дословно.

Однако при закреплении данных положений следует иметь в виду, что при выборе правовой конструкции органов управления некоммерческой организации важно учесть, что компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определена п. 3 ст. 29 Закона императивно. Поэтому при конструировании объема компетенции любого из органов управления следует отслеживать недопустимость дублирования либо противоречий в компетенции различных органов управления.

Следующим обязательным условием является регламентация порядка формирования органов управления некоммерческой организацией (то есть кем и из числа кого избираются (назначаются) члены каждого из органов управления, в каком порядке и с использованием каких процессуальных процедур), поскольку от уровня детализации этих особенностей зависит чёткость создания и работы различных органов управления организации.

Важным, а иногда решающим для совершения определенных действий органов и должностных лиц организации является регламентация сроков полномочий (то есть на какой срок избирается, назначается каждый из органов управления некоммерческой организации, порядок пролонгации и досрочного прекращения полномочий органов управления некоммерческой организации).

Обязательным условием также является регламентация порядка принятия решений органами управления некоммерческой организации. Причем для коллегиального органа здесь важны следующие критерии: кворум, число голосов, необходимое для принятия того или иного решения, в каких случаях требуется абсолютное большинство голосов членов органа управления, кто и в каких случаях пользуется правом «вето», может ли иметь место кумулятивное, дистанционное, заочное голосование, какова процедура оповещения о заседаниях органа управления некоммерческой организации).

Следует детально регламентировать порядок выступления от имени некоммерческой организации (то есть какой орган управления представляет организацию в деловом обороте и действует от ее имени без доверенности либо на основании каких документов).

Учитывая то обстоятельство, что АНО, как и сходный ей в этой части фонд, являются организациями, не имеющими членства, и что они могут существовать независимо от лиц, их создавших, учредителям АНО необходимо при решении вопроса о создании организации, не имеющей членства, сформировать первоначальный состав высшего органа управления АНО в порядке, определенном Уставом АНО. С целью избежания возможных конфликтов в сфере управления АНО в будущем целесообразно максимально детально регламентировать в Уставе дальнейшие выборные процедуры органов управления.

Высший орган управления АНО

Основная функция высшего органа управления АНО состоит в обеспечении соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана. Указанные цели могут быть самыми разнообразными. Основное требование к ним — они должны быть детально регламентированы в Уставе АНО. Иначе возрастает риск того, что отдельные виды деятельности АНО при расширении масштаба деятельности АНО могут быть признаны не соответствующими целям деятельности, указанной в Уставе АНО.

Законом в отношении АНО в отличие от организаций, основанных на членстве (некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), не определен состав, порядок и условия формирования высшего органа управления применительно к механизму его образования. Ст. 29 Закона в этой части устанавливает лишь одно обязательное условие: такой орган управления АНО должен быть коллегиальным. А порядок его формирования и срок полномочий ст. 28 Закона предписывает определить в Уставе.

Поскольку наименование для высшего органа управления АНО не установлено Законом, можно самостоятельно установить какое-либо наименование. По аналогии с существующими наименованиями это может быть совет, правление, президиум, высший орган и т.п.

В литературе предлагается несколько возможных способов формирования высшего органа управления АНО. В частности, авторы книги предлагают следующие конструкции:

а) высший орган управления АНО может состоять из числа учредителей АНО (их представителей), поскольку права учредителей по надзору над деятельностью АНО не относятся к имущественным правам. В силу чего учредители могут осуществлять свои права по управлению организацией как лично, так и через своих представителей (при этом в уставе следует предусмотреть такой порядок формирования высшего органа управления, который учитывал бы случаи отказа учредителя участвовать в управлении, порядок назначения (избрания) члена высшего органа управления в случае смерти, прекращения деятельности учредителя).

Мне представляется, что в дополнение к этому предложению следует определить и критерии, предъявляемые к возможным представителям учредителей;

б) высший орган управления АНО может состоять из конкретных, указанных в Уставе, лиц. В этом случае авторы рекомендуют определить в Уставе порядок формирования высшего органа управления АНО, в случае выбытия из этого органа лица, определенного Уставом, что, на наш взгляд, достаточно сложно, поскольку при значительном составе участников, их сменяемости придется довольно часто вносить изменения в Устав.

в) комбинированный способ формирования высшего органа управления АНО, совмещающий случаи а) и б). В таком варианте при создании АНО учредители формируют высший орган управления АНО, состоящий из числа учредителей и (или) их представителей либо (и) конкретных лиц. При этом устанавливается срок полномочий высшего управления АНО в избранном составе. А в дальнейшем (либо в случае досрочного выбытия одного из членов высшего органа управления АНО) сам высший орган управления АНО избирает какое-либо лицо в состав своих членов (кооптация).

На мой взгляд, этот комбинированный вариант не самый лучший, поскольку также предполагает включение в состав органа управления АНО конкретных лиц, в случае выбытия которых снова придется вносить изменения в Устав.

При большом количестве учредителей АНО такая процедура может повторяться довольно часто, а следовательно, потребует значительных дополнительных затрат времени и денежных средств. Хотя следует оговориться, что при определенных условиях и особенностях, связанных с включением в состав органа управления АНО особо значимых для организации лиц, приемлемым может быть именно такой вариант.

Уставом могут быть установлены различный порядок и условия для избрания (назначения) лица в состав высшего органа управления АНО. Они зависят от опыта, знаний и воли учредителей.

Порядок формирования и сроки полномочий, компетенция высшего органа управления АНО (его членов) должны быть детально определены Уставом. Судебная практика свидетельствует о том, что именно отсутствие закрепления этих процедурных вопросов может впоследствии привести к серьезным конфликтам и разладу среди учредителей АНО и их представителей. При формировании высшего органа управления автономной некоммерческой организации нужно помнить и учитывать ограничения, установленные п. 5 ст. 29 Закона, согласно которым лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов высшего органа управления АНО. Санкций за нарушение этого правила Закон не устанавливает, в связи с чем появляется соблазн в нарушении этой нормы, особенно при небольшой численности учредителей АНО и при нежелании привлекать силу со стороны. Однако в случае возникновения спора, нарушение указанного ограничения может явиться основанием для судебного иска с целью признания незаконным порядка формирования такого органа управления АНО.

Компетенция высшего органа управления АНО в отличие от фонда однозначно определена Законом и содержит исчерпывающий перечень вопросов (п. 3 ст. 29 Закона), а именно:

  1. Изменение Устава АНО.
  2. Определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования имущества АНО.
  3. Образование исполнительных органов управления АНО и досрочное прекращение их полномочий.
  4. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса АНО.
  5. Утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений.
  6. Создание филиалов и открытие представительств АНО.
  7. Участие АНО в других организациях.
  8. Реорганизация и ликвидация АНО.

Особенность компетенции высшего органа управления АНО состоит в том, что в отличие от фонда приведенный перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления АНО, установлен императивно, то есть не может изменяться и (или) дополняться Уставом АНО.

Относительно обеспечения необходимого количества участников высшего органа управления АНО, которые должны присутствовать на заседании этого органа, п. 4 ст. 29 Закона в части кворума высшего органа управления АНО закрепляет: «...заседание... правомочно, если на указанном... заседании присутствуют более половины его членов». Эта норма является императивной и также не может быть изменена путем внесения изменений в Устав АНО.

Пунктом 4 ст. 29 Закона регламентирован порядок принятия решений высшим органом управления автономной некоммерческой организации.

Им установлено, что:

а) по вопросам, не относящимся к исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается большинством голосов членов, присутствующих на... заседании»;

б) по вопросам исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами».

Это означает, что в части порядка принятия решений высшим органом управления АНО Уставом АНО не может быть установлен иной порядок или изменена процедура принятия указанных решений. Нормы Закона лишь предоставляют возможность альтернативного выбора из двух предложенных законодателем вариантов: либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов — только по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Уставом также должно быть установлено, какое большинство голосов является квалифицированным, а именно, например 60%, 2/3, 75%, 90%, 100%, и при решении каких именно вопросов квалифицированное большинство необходимо.

Члены высшего органа управления АНО осуществляют свои функции по участию в управлении на безвозмездной основе, т. к. в соответствии с п. 5 ст. 29 Закона: «Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления». Но с другой стороны, если членами высшего органа управления АНО являются чьи-либо представители (например, представители учредителей АНО), то ничто не мешает доверителю за свой счет установить вознаграждение своему представителю за выполнение последним представительских функций в высшем органе управления АНО. В целом этот вопрос является достаточно сложным, противоречивым и мало исследованным.

«Промежуточный» орган управления

Учредительными документами АНО может быть предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа управления АНО (который не является ни высшим, ни исполнительным, ни контрольным, ни надзорным; поэтому для удобства условно его иногда называют «промежуточным», «межуровневым» и «дополнительным» органом управления). К ведению данного органа управления АНО может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Объем полномочий этого органа управления АНО определяется в Уставе организации.

Перечень вопросов, отнесенных к компетенции такого «промежуточного» органа управления АНО, также определен как исчерпывающий. Но в части кворума и процесса принятия решений данным органом управления Устав АНО может содержать разные варианты, поскольку для «промежуточного» органа управления АНО Законом не установлены какие-либо условия, а следовательно, дается простор для комбинирования различных подходов.

Видимо, такой «промежуточный» орган управления АНО имеет смысл, и (или) по различным причинам достаточно трудно набрать установленный п. 4 ст. 29 Закона кворум для проведения заседания по указанным вопросам. Однако если наличие такого «промежуточного» органа управления необходимо, то для этого в Уставе АНО требуется указать все необходимые сведения, регламентирующие деятельность органа управления, которые установлены п. 1 ст. 28 Закона.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации

Исполнительный орган АНО осуществляет текущее руководство деятельностью АНО и подотчетен высшему органу управления АНО. В его состав входят штатные работники, состоящие с организацией в трудовых отношениях.

Пунктом 1 ст. 30 Закона установлено три варианта системы исполнительных органов некоммерческой организации (в том числе и автономной). В частности, исполнительный орган некоммерческой организации может быть: коллегиальным и единоличным, либо только единоличным, либо только коллегиальным.

Поскольку в соответствии со ст. 28 Закона в Уставе обязательно должен быть указан порядок выступления от имени некоммерческой организации, то возможность представительства в лице коллегиального органа очень проблематична.

К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления автономной некоммерческой организации.

Если Уставом АНО предусмотрено наличие одновременно и коллегиального, и единоличного органа управления АНО, то исходя из ст. 28 Закона необходимо во избежание нарушения Закона и дабы не давать поводов для конфликтных ситуаций, четко определить в Уставе АНО компетенцию каждого из органов управления АНО.

При указании в Уставе иных сведений об исполнительных органах управления АНО следует руководствоваться требованиями п. 1 ст. 28 Закона. При определении порядка формирования исполнительных органов также можно использовать различные варианты и комбинации, аналогичные предложенным выше.

Надзор учредителей за деятельностью автономной некоммерческой организации

Для автономной некоммерческой организации в Законе отсутствуют указания на обязательное наличие Попечительского совета. Хотя, возможно, для АНО, как для организации, не имеющей членства, такой орган был бы необходим.

В то же время п. 3 ст. 10 Закона предусмотрено право учредителей осуществлять надзор за деятельностью АНО в порядке, установленном ее учредительными документами. В связи с этим в Уставе АНО следует предусмотреть один из нескольких возможных вариантов осуществления надзора со стороны учредителей АНО за деятельностью АНО, например:

а) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО сами, непосредственно. Такой вариант наиболее удобен, когда у АНО один или достаточно малое число учредителей. В противном случае у надзорного органа могут быть проблемы с кворумом;

б) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО через созданный ими (в порядке, установленном Уставом) надзорный орган АНО;

в) учредители создают ревизионную комиссию, назначают ревизора или привлекают аудитора, который осуществляет надзор за деятельностью АНО.

В любом случае с целью обеспечения постоянного контроля и надзора за деятельностью АНО целесообразно предусмотреть в Уставе порядок их осуществления, в том числе в случаях отказа учредителя от осуществления функций надзора либо в случае смерти, ликвидации учредителя — юридического лица и иных возможных ситуациях.

Законодателем не установлены формы и способы осуществления надзора за деятельностью АНО со стороны ее учредителей (будет ли это постоянный, систематический надзор, периодические выборочные или внеочередные проверки деятельности органов управления АНО, либо посредством заслушивания отчетов органов управления о своей деятельности, либо через осуществление внешнего аудита). Законом не решен также вопрос о надзорных полномочиях учредителей (надзорного органа), т. е. в полной мере обязательны их решения для исполнения другими органами и самой автономной некоммерческой организацией или же эти решения носят рекомендательный характер. Каковы будут последствия для АНО и ее органов управления, если Попечительский совет выявит различные нарушения в деятельности АНО или органов управления АНО? Какие меры и в отношении кого учредители АНО вправе будут применять, в каком порядке? Эти вопросы, видимо, необходимо регламентировать Уставом АНО.

В противном случае порождаемые конфликты, как следствие несовершенства централизованного и внутреннего локального правового регулирования осуществления учредителями АНО надзора за деятельностью АНО, подскажут вынужденные пути совершенствования этих форм регулирования.

Литература

  1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (в редакции на 23 мая 2001 г.) // СЗ РФ. 1996. № 9, ст. 773; № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Консультации юриста по ст. 29 Закона О некоммерческих организациях

Задать вопрос:


    Евгения Богданова

    Как создать благотворительный фонд?. Что надо и какие налоги он платит Где почитать подробнее?

    • Ответ юриста:

      Благотворительный фонд - это одна из разновидностей общественных (некоммерческих) организаций. Что касается бумажного оформления, то формы необходимые для представления в Управление Федеральной регистрационной службы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» . Вам будет необходимо заполнить заявление формы РН0001(в Консультанте найди)Итак, вам понадобятся:1) Заявление формы РН0001, подписанное руководителем (учредителем) общественного объединения (2 экземпляра; удостоверительная надпись нотариуса проставляется только на 1 экземпляре) ;сведения об учредителях некоммерческой организации – физических лицах (лист Б) заполняется на всех учредителей.2. Устав общественного объединения в 3-х экземплярах (подлинники) ; устав должен соответствовать требованиям ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» .3. Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа с приложением списка присутствующих (2 экземпляра) ;4. Документ об уплате государственной пошлины (1 оригинал и 1 копия) ;5. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением (заявление о предоставлении адреса от физического либо юридического лица с приложением копий документов, подтверждающих право собственности на представляемое помещение) .Теперь по отчетности:В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» зарегистрированная общественная благотворительная организация ежегодно до 1 апреля представляет в территориальный орган Федеральной регистрационной службы отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;-персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;-составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ) ;-содержании и результатах деятельности благотворительной организации;нарушениях требований указанного Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в тот же срок в территориальный орган Федеральной регистрационной службы представляется информация:о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц (об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, сообщается в тeppитopиaльный орган Федеральной регистрационной службы в течение трех дней с момента таких изменений) ;об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме №ОНОООЗ, утвержденной Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» .Все не влезло, если что пиши на почту

    Ирина Волкова

    Как осуществляется перевод с одной организации в другую?

    • Ответ юриста:

      Перевод На Работу В Другую Организацию осуществляется по согласованию между руководителями соответствующих организаций. Перевод на постоянную работу в другую организацию допускается только с согласия работника. В случаях, прямо предусмотренных в законе, допускается временный, на срок не более 1 месяца, перевод на работу в другую организацию, но в той же местности и без согласия работника. Такой перевод возможен, в частности, в связи с простоем или производственной необходимостью (см. в случае производственной необходимости; Временный перевод на другую работу в случае простоя) . Под другой организацией понимается любая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке в качестве юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, имеющего свое наименование и почтовый адрес. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений) , финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (ст. 50 ГК) . Почтовый адрес организации следует отличать от места ее нахождения как юридического лица. Согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Так, если организация зарегистрирована в Московской регистрационной палате, то местом ее нахождения с юридической точки зрения будет считаться г. Москва в существующих административно-территориальных границах. Почтовый же адрес организации определяет ее фактическое (конкретное) территориальное расположение. Не может рассматриваться как перевод на работу в другую организацию перевод работника в другое структурное подразделение внутри организации (цех, участок, отдел и др.) . Перевод на постоянную работу в другую организацию влечет за собой изменение одной стороны трудового договора (контракта) , поэтому он рассматривается законодательством как самостоятельное основание прекращения ранее заключенного трудового договора (контракта) (п. 5 ст. 29 КЗоТ) и в то же время как основание для заключения нового. В соответствии с ч. 4 ст. 18 КЗоТ работнику, приглашенному на работу в порядке перевода из другой организации по согласованию между руководителями организаций, не может быть отказано в заключении трудового договора (контракта) . Такой договор (контракт) должен быть заключен с первого рабочего дня, следующего за днем увольнения с предыдущей работы (если соглашением сторон не было предусмотрено иное) . Если в результате отказа или несвоевременного заключения трудового договора (контракта) работник имел вынужденный прогул, то оплата - по правилам оплаты вынужденного прогула работника, незаконно уволенного с работы (п. 2 пост. Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.) . В трудовой книжке работника, переведенного на работу в другую организацию, производятся соответствующие записи об увольнении и о приеме на работу в порядке перевода.

    Виталий Верхотурцев

    Можно ли ООО пререгистрировать в ЗАО?. Если, возможно - примерные действия?

    • Легче открыть ЗАО, потом ликвидировать ООО.

    Антонина Андреева

    Нельзя заключать трудовой договор с руководителем и членами Правления НКО, а какой договор заключить можно и нужно?. Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд, но согласно ст. 29, п.5 ФЗ "О НКО" гласит: "НКО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления".В моей ситуации руководителям НКО на самом деле не нужна з/п. Следовательно оформить их по трудовому договору нельзя по гражданскому (как? за выполнение услуг вхождение в Правление НКО? -абсурд). КАК ОФОРМЛЯТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ ПРАВЛЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?КАКОЙ ДОГОВОР С НИМИ ЗАКЛЮЧАТЬ?ПССлышал о каком-то социальном договоре (или что-то в этом роде) предусмотреный для таких случаев...

    • а договор то зачем нужен?
      деньги платить или еще для чего?

    Юлия Петухова

    Какую роль в реализации дееспособности юридического лица играют его органы?

    • Ответ юриста:

      И вы думаете получить полный ответ в 3000 знаков? . Органы юридического лица 1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.По общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. Исключение из этого правила составляет унитарное предприятие. Единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК) .В ГК применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти органы именуются соответственно высшим и исполнительным. Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза) . Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях) (см. ст. 29).Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.Исполнительный орган (директор, правление и т. п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников) , при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т. д.) .Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации (см. ст. 30 Закона о некоммерческих организациях) . Третьим органом управления юридического лица, предусмотренным законодательством, является наблюдательный совет (совет директоров) , создание которого обязательно для производственного кооператива и АО с числом членов кооператива или соответственно числом акционеров общества более 50 (см. ст. ст. 103, 110 ГК) . Совет директоров, наблюдательный совет решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа.

    Кристина Михайлова

    Скажите, пожалуйста, какие документы нужно подготовить для создания филиала Неком. партнерства?

    • Ответ юриста:

      Некоммерческое партнерство имеет следующие права:
      Оказывать помощь и поддержку своим членам в видах деятельности, направленных на достижение определенных в Законе целей (социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных и др.)
      Вести деятельность, направленную на охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, защиту прав, интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов и иные цели, связанные с достижением общественных благ и повышения благосостояния общества (подробнее см. п. 1 ст. 8Федерального закона «О некоммерческих организациях»)
      Вести предпринимательскую деятельность, но направленную исключительно на достижение целей, ради которых было создано некоммерческое партнерство
      Открывать и вести счета в банках как на территории РФ, так и за ее пределами
      Иметь собственную эмблему, а также бланки и штампы со своим наименованием
      Открывать филиалы и представительства на территории РФ
      Создавать другие некоммерческие организации, становиться членом ассоциаций и союзов (только ради достижения уставных целей)
      К компетенции высшего органа управления относится решение следующих вопросов: (п. 3 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях") ., в том числе - создание филиалов и открытие представительств некоммерческого партнерства.
      Создание филиала начинается с того, что руководство компании должно принять решение (приказ, распоряжение) о его создании. Кроме того, потребуется разработать и утвердить положение о филиале. В этом документе следует раскрыть правовой статус подразделения, его место расположения, основные функции и другие вопросы.
      В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Поэтому, когда осуществляется создание филиала, нужно внести соответствующие изменения в устав фирмы.
      После издания приказа и внесения соответствующих изменений в документацию необходимо принять на работу руководителя и сотрудников филиала, при этом руководитель вправе самостоятельно решать кадровые вопросы.
      Согласно п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности. Нужно иметь в виду, что полномочия директора подразделения в обязательном порядке подтверждаются доверенностью. Они не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах организации, положении о филиале.
      Создание филиала подразумевает следующие операции:

      Подбор местонахождения создаваемого филиала (юридический адрес) .
      - Подготовка комплекта документов, необходимых для внесения филиала в реестр и его постановки на учет в налоговом органе и государственных внебюджетных фондах (в т. ч. Положение о филиале) .
      - Внесение филиала в реестр.
      - Присвоение кодов Госкомстата.
      - Получение разрешения на изготовление печатей и штампов и их изготовление.
      - Изготовление и нотариальное заверение копий Положения о филиале и иных документов для постановки создаваемого филиала на учет в налоговом органе и государственных внебюджетных фондах и для открытия счета в банке.
      - Постановка филиала на учет в налоговом органе, пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования, фонде занятости, фонде социального страхования.
      - Открытие счетов в определенном банке.
      Таким образом, создание филиала требует серьезных усилий и затрат времени. Одновременно нужно отлично знать российское законодательство, а также специфику работы с разными государственными учреждениями. При создании филиала за рубежом необходимо в совершенстве знать законодательство страны местонахождения филиала.

    Инна Герасимова

    Автономная некоммерческая организация . 4 ст. 29 ФЗ об "НКО" гласит, что Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. Может ли Единственный учредитель Автономной некоммерческой организации предусмотреть в Уставе за собой право на "Право решающего голоса" в случае если голоса разделятся поровну?

    Кворум заседания.. Негосударственный пенсионный фонд- некомерчиская организация, следовательно попадает под действие в п.4.ст.29, которого говориться "Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией (в НПФ Совет Фонда) правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов." Обращаю внимание-ЧЛЕНОВ т.е. человек! А в п. 6.8.1. устава фонда записано- « Заседание Совета Фонда в очной форме правомочно, если на нем присутствуют члены Совета Фонда, обладающие в совокупности не менее 2/ 3 голосов от общего числа голосов членов Совета Фонда (кворум заседания).» На что ориентироваться на Закон или на нормы действующего Устава? Привести положение устава в соответствии с п.4.ст.29 ФЗ о некоммерческих организациях не можем, т.к. количество голосов членов Совета фонда зависит от суммы вклада, лиц которых они представляют. Арбитражный суд не усмотрел в разночтениях Закона и Устава нарушения. Что делать?

    • Ответ юриста:

      Естественно уставом, ведь в законе прописано минимальное количество необходимое для кворума, в Вашем уставе более жесткое требование и оно относится только к Вашему НПФ. К тому же обычно в таких законах прописано (в дополнение к п. 4 ст. 29) - Уставом может быть предусмотрено иное количество необходимое для кворума -. Так что Устав всему голова.

    Алла Фомина

    Отказываются регистрировать устав НКО для упр-ния комерческой недвижимостью. Голосавали по метрам.. Провели собрание собственников по созданию Некоммерческого Партнерства для управления коммерческой недвижимостью. Устав отказываются регистрировать, объясняя, что голосование проводилось не по головам, а по метрам. Но ведь в такой ситуации любой миноритарий может, продав доли своим знакомым подчинить себе крупных собственником здания. В Росреестре заявляют, что это новые рекомендации прокуратуры, но причем тут недвижимость, она вне политики. В п. 4 ст. 29 N 174-ФЗ. сказано, что "Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. " В уставе прописали, что большинство определяется на основании размера доли в здании. Есть ли судебная практика по таким отказам? Может быть есть другие организационно-правовые формы для подобной деятельности?

    Петр Чащихин

    Вопрос юристам.

    • а договор то зачем нужен? деньги платить или еще для чего?

СТ 135 УПК РФ

1. Возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение:

1) заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования;

2) конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества;

3) штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда;

4) сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи;

5) иных расходов.

2. В течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, со дня получения копии документов, указанных в части первой статьи 134 настоящего Кодекса, и извещения о порядке возмещения вреда реабилитированный вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в суд, постановивший приговор, вынесший постановление, определение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, либо в суд по месту жительства реабилитированного, либо в суд по месту нахождения органа, вынесшего постановление о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования либо об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений. Если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то требование о возмещении вреда направляется в суд, постановивший приговор, либо в суд по месту жительства реабилитированного.

3. Требование о возмещении имущественного вреда может быть заявлено законным представителем реабилитированного.

4. Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции.

5. Требование о возмещении имущественного вреда разрешается судьей в порядке, установленном статьей 399 настоящего Кодекса для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.

6. Копия постановления вручается или направляется реабилитированному, а в случае его смерти - лицам, указанным в части второй статьи 134 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 135 Уголовно-процессуального кодекса

1. Возмещению подлежит имущественный вред. Кроме того, подлежат восстановлению трудовые, жилищные, пенсионные права пострадавшего гражданина, а также иные нарушенные права и интересы.

2. Реабилитированному возмещаются:

а) заработок и др. трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;

б) пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы;

в) конфискованное, изъятое, обращенное в доход государства имущество, а также имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, ценные бумаги), на которое наложен арест;

г) штрафы, судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями;

д) суммы, выплаченные гражданином за оказание ему юридической помощи.

3. Пенсия и пособие выплачиваются органами социального обеспечения или другими соответствующими органами по предъявлении требования. Имущество возвращается в натуре, а при невозможности возврата его в натуре его стоимость возмещается денежными средствами.

4. К числу иных расходов могут быть отнесены, в частности, суммы, взысканные с незаконно осужденного по гражданскому иску, а также внесенные им в возмещение материального вреда добровольно, подтвержденные расходы на оплату проезда по вызовам органов расследования и суда, найма жилого помещения.

5. Одновременно с уведомлением о прекращении дела в стадии предварительного расследования либо с копией вступившего в законную силу оправдательного приговора или постановления (определения) суда (судьи) реабилитированному направляется извещение, разъясняющее право и порядок возмещения ущерба. В случае смерти гражданина аналогичное право предоставляется его наследникам и иждивенцам.

6. В течение трех лет со дня получения вышеуказанных документов реабилитированное лицо вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в соответствующие органы.

7. Определение размера ущерба производится в месячный срок со дня обращения гражданина путем истребования необходимых документов, на основании которых выносят постановление (определение).

8. В постановлении (определении) указываются: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление (определение), дата вынесения; дата осуждения гражданина, привлечения к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу; дата и основания вынесения оправдательного приговора, отмены меры пресечения в виде заключения под стражу, прекращения уголовного дела; содержание требований гражданина (взыскание заработка, выплаченных штрафов, судебных издержек, сумм за оказание юридической помощи и т.д.); подробный расчет заработка, размер штрафов, судебных издержек и иных сумм, взысканных в связи с незаконными действиями, размер сумм, выплаченных в пользу юридической консультации; общая сумма, подлежащая выплате гражданину в счет возмещения ущерба, и порядок ее выплаты; порядок и срок обжалования и опротестования постановления (определения).

9. В течение 3 суток после вынесения постановления (определения) его копия заверяется гербовой печатью учреждения, направляется гражданину или его наследникам, которые предъявляют ее в финансовый отдел местной администрации.