Когда появится электронный сертификат на материнский капитал. Сроки получения и оформления. К заявлению приложить

Сертификат на семейный капитал – это документ, удостоверяющий появление нового права для семьи с двумя и более детьми. Суть права по данному сертификату заключается в выборе вариантов использования денег, которые государство выделяет для поддержки семьи, воспитывающей двух и более детей.

Кому выдают сертификат на МСК?

Главным нормативным актом, регулирующим реализацию подобных прав, является ФЗ № 256. Он вступил в силу в самом конце 2006 года, поэтому точкой отсчёта наступления права на получение помощи является 2007 год.

Получить сертификат и соответствующие права могут:

  • матери, родившие (усыновившие) второго ребёнка после 1.01.2007 г.;
  • матери, родившие (усыновившие) третьего, четвертого и т.д. ребёнка после 1.01.2007 г., если раньше они не получали сертификат;
  • отцы (усыновители) двух или более детей, если рождение (усыновление) второго (третьего и т.д.) ребёнка произошло после 1.01.2007 г.

Существует также право передачи сертификата другому лицу. Это происходит в том случае, если:

  • мать умерла, объявлена умершей или лишена родительских прав в отношении ребёнка, давшего родителям право сертификат;
  • родитель совершил умышленное преступление против личности своего ребёнка;
  • отменено усыновление ребёнка, давшего право на маткапитал.

В законе нет прямого указания на право отца получать сертификат. Это может рассматриваться как дискриминация. В суды постоянно поступают исковые заявления о признании отцов или усыновителей полноценными членами семьи, имеющими право на маткапитал, независимо от возникновения ситуаций перехода сертификата от матери к отцу.

Как получить в 2018 году?

Все функции по управлению семейным капиталом отданы Пенсионному фонду. Решение о том, выдавать сертификат или нет, принимается именно здесь. Регулируется процедура выдачи сертификата приказом Минздравсоцразвития РФ № 1180н. Он издан в 2011 году в качестве ведомственного документа, развивающего положения ст. 5 ФЗ № 256.

Оформление сертификата на маткапитал производится в заявительном порядке. Родители сами должны собрать документы и подать заявку в ПФ РФ. Для такой процедуры закон не отводит жёстких временных рамок. Если родители не собираются тратить капитал на приобретение жилья по ипотеке, то можно подождать три года, а то и больше. Использование маткапила – это право, а не обязанность.

Документы для получения

Для того, чтобы Пенсионный фонд начал рассмотрение дела о выдаче сертификата, необходимо подать заявку и сообщить о себе минимально необходимые сведения. На основе такой информации фонд может подавать запросы в нужные инстанции для проверки обоснованности заявки на выплату денег.

Есть вопрос или нужна помощь юриста? Воспользуйтесь бесплатной консультацией:

К таким минимально необходимым сведениям относятся:

  • свидетельства о рождении всех детей;
  • паспорта родителей или усыновителей;
  • решение суда о лишении родительских прав (для решения вопроса о количестве детей, дающем основание для выдачи капитала);
  • решение суда об усыновлении;
  • нотариально заверенная доверенность представителя, если он есть.

Эта базовая информация дополняется сведениями, которые предоставляются в заявлении утверждённого образца.

Информация, содержащаяся в заявлении

Лучше всего бланк заявления заполнять при визите в тот орган, куда сдаётся пакет документов. Однако образец можно найти на официальных сайтах Пенсионного фонда и МФЦ.

Заявление короткое, но информационно ёмкое. Адресуется оно всегда в территориальное отделение Пенсионного фонда. Название документа не должно вызывать сомнений в цели человека, обращающегося за помощью. Это: «заявление о выдаче сертификата на материнский капитал».

Блок о заявителе или его представителе должен содержать информацию о:

  • Ф.И.О. будущего владельца сертификата и его представителя;
  • статусе претендента (мать, отец, усыновитель);
  • поле;
  • данных о рождении – дата, место;
  • гражданстве;
  • идентификационных данных паспортов заявителя и, если нужно, представителя;
  • данных СНИЛС заявителя;
  • месте регистрации и жительства, если эти данные не совпадают;
  • контактном телефоне;
  • данных нотариально заверенной доверенности, которая входит в пакет прилагаемых документов (предоставляется, если есть доверенное лицо).

Блок информации о детях заполняется в виде таблицы на всех несовершеннолетних членов семьи, рождённых или усыновленных заявителями. В нём указываются;

  • Ф.И.О;
  • идентификационные данные документов о рождении;
  • дата и место рождения;
  • гражданство.

«Тело» заявления должно быть однозначным – человек просит выдать государственный сертификат в связи с рождением или усыновлением второго (третьего, четвёртого…) ребёнка. Здесь же следует указать данные того ребёнка, рождение или усыновление которого является поводом для оказания дополнительной помощи в связи с нормами закона № 256. Кроме Ф.И.О. этого ребёнка нужно указать его пол и очередность рождения (второй, третий…).

Поскольку по нормам ст. 5 ФЗ № 256, человек, подающий подобное заявление, несёт ответственность за достоверность сведений, следует написать, что об ответственности за достоверность информации заявитель предупрежден. Кроме того, необходимо привести заверения в том, что обращение за сертификатом проводится впервые и ранее заявитель его не получал.

К заявлению прилагаются документы, поэтому их необходимо перечислить. В конце заявлении следует сообщить, в каком именно виде требуется сертификат – бумажном или электронном. Тут же сообщается почтовый или электронный адрес, на который нужно переслать сертификат.

В конце заявления принимающее лицо делает отметку о том, что вся информация, описанная в заявлении, верна. После этого документу присваивается регистрационный номер. Он должен быть указан в расписке о принятии документа.

Где получить?

Место получения сертификата зависит от того, в какой форме он был заказан. Через пять рабочих дней Пенсионный фонд направляет человеку, подавшему заявление, сообщение о принятом решении. Это может быть мотивированный отказ в выдаче сертификата, или уведомление о выдаче документа.

Электронный вариант приходит на адрес указанной в заявлении электронной почты, а за бумажным вариантом нужно прийти в Пенсионный фонд или в МФЦ. Если в заявлении содержится просьба выслать сертификат по почте, то это производится с уведомлением.

Получение государственного сертификата на материнский семейный капитал

После получения уведомления об удовлетворении просьбы заявителя, человеку нужно прийти в рабочее время в МФЦ или в Пенсионный фонд с паспортом или другим аналогичным удостоверением личности. С собой нужно иметь уведомление и расписку о принятии заявления, в которой указан регистрационный номер. По этим документам и будет осуществлена выдача сертификата.

Если документ выдан ко времени достижения ребёнком совершеннолетия или дееспособности, то законные представители должны передать его истинному правообладателю, то есть ребёнку. В настоящее время такого ещё не наблюдалось, но закон предусматривает порядок действий в подобных ситуациях.

Как обналичить маткапитал?

Обналичить в прямом смысле этого слова материнский капитал не удастся. Закон запрещает выдачу наличных денег по семейному сертификату. В ФЗ № 256 содержится перечень всех случаев, когда можно проводить полную или частичную оплату из средства семейного капитала. Это:

  • улучшение жилищных условий (покупка жилья, погашение ипотеки, компенсация строительства дома, взнос в инвестиционное строительство);
  • оплата образовательных услуг за одного из детей;
  • приобретение средств реабилитации и интеграции в обществе детей-инвалидов;
  • формирование накопительной пенсии.

Дли того, чтобы средства маткапитала были израсходованы по одному из описанных направлений, нужно в Пенсионный фонд подать заявление, приложив нужные в данном случае документы.

Как узнать остаток материнского капитала по номеру сертификата?

Если маткапитал не потрачен весь и сразу, то нужно направить заявление в Пенсионный фонд с просьбой сообщить об оставшейся на счету части капитала. Делается это быстро. Достаточно только предоставит паспорт и сертификат. Количество таких запросов законом не ограничивается.

Что представляет собой сертификат?

Посмотреть этот документ можно на сайте Пенсионного фонда. Это очень простой и лаконичный документ, выполненный на гербовой бумаге. Он содержит в себе:

  • название, обозначающее назначение документа;
  • серию;
  • «тело», состоящее из одного предложения: «настоящим удостоверяется, что такой-то человека (Ф.И.О., данные паспорта) имеет право на получение материнского капитала в соответствии с ФЗ № 256»;
  • сертификат выдан на основании решения…;
  • дата и подпись руководителя территориального отделения ПФ РФ.

Сертификат на материнский капитал выдаётся на конкретное лицо, как правило, на мать. Однако это семейный капитал, который должен тратиться на нужды детей всей семьи. Жилищные условия улучшаются для всех детей, оплата учёбы или проведение реабилитации также может осуществляться для любого ребёнка, независимо от очерёдности его рождения. В этом проявляется социальный смысл материнского капитала.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения своего вопроса заполните следующую форму или позвоните по телефонам, указанным на сайте, и наши юристы Вас бесплатно проконсультируют!

Семейный капитал – особый вид помощи, который не предполагает получение наличных средств. Вместо денег родителям на руки выдается специальный сертификат - двухсторонний документ, который предоставляет право на распоряжение выделенной государством суммой. Получить дотацию можно один раз, и мать вправе решать, когда ей лучше воспользоваться выделенными средствами: после появления на свет 2-го малыша или последующего, если таковой планируется. Но, как правило, с получением сертификата на материнский капитал родители не затягивают, а напротив, оформить дотацию стараются практически сразу после рождения крохи. Для этого они обращаются в ближайшее отделение Пенсионного фонда, заполняют специальное заявление и предоставляют такие документы:

  1. Паспорт родителя, подающего заявление.
  2. Свидетельства о рождении деток.
  3. Страховые пенсионные свидетельства малышей и заявителя.

Перечень документов может дополняться: все зависит от того, кто именно заявляет о праве на получение сертификата на материнский капитал и по каким причинам. Так, законом предусмотрено, что на приятный бонус от государства могут претендовать усыновители и отцы в тех случаях, если мать умерла или была лишена права на ребенка. Соответственно при подаче заявления требуются дополнительные подтверждающие документы (свидетельство о смерти, документ о лишении родительских прав и усыновлении).

Когда можно получить сертификат на материнский капитал?

В этом вопросе государство более чем лояльно – в любой момент с момента рождения малыша родители вправе заявить о праве на дотацию. Однако воспользоваться средствами разрешается только после того как кроха отпразднует свой третий день рожденья. Исключение составляют те случае, когда семье необходимо погасить кредит по ипотеке на жилье. После подачи документов и заявления Пенсионному фонду отводится месячный срок на принятие соответствующего решения, о котором заявитель оповещается в течение 5 дней.

Родители, претендующие на материнский капитал, могут оформить его в Пенсионном фонде, МФЦ, или просто зайдя на сервис «Госуслуги». Каждый из этих способов подразумевает определенные процедуры подачи заявления и затем – получения сертификата. Чиновники постарались дать возможность гражданам контактировать с ними через компьютер. Однако пока эта связь ограничена, и на некоторых этапах взаимодействия с пенсионными структурами являться к ним лично все равно придется.

Право на материнский капитал появилось у россиян 10 лет назад – 1 января 2007 г. С этого дня начал действовать Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Обеспокоенные демографической ситуацией в стране, законодатели решили материально поощрять родителей, решившихся воспитывать более чем одного ребенка. Им предоставили возможность получить сертификат на определенную денежную сумму, которая тут же стала именоваться «материнским капиталом».

Однако правом недостаточно обладать. Важно уметь им грамотно распорядиться. Чтобы не тратить впустую время на хождение по инстанциям, родителям необходимо четко знать, где можно оформить материнский капитал. И, прежде всего, разобраться, какие государственные органы все-таки придется посетить для оформления сертификата.

Варианты оформления материнского капитала

Оформить сертификат на получение материнского капитала можно:

О каждом варианте стоит поговорить подробнее.

Оформление материнского капитала через Пенсионный фонд

Приходить в Пенсионный фонд нужно с подготовленным пакетом . В нем обязательно должны быть:

  • заполненное заявление о выдаче сертификата на материнский капитал;
  • российский паспорт родителя, претендующего на выплату;
  • свидетельства о рождении или усыновлении всех детей;
  • документы, подтверждающие российское гражданство ребенка, родившегося или усыновленного (удочеренного) после 1 января 2007 года (вкладыш, штамп в паспорте родителя и т.д.).

Причины для отказа в выдаче сертификата

Законодатели предусмотрели несколько оснований, по которым родителю может быть отказано в выдаче материнского капитала. К ним относятся:

  1. Отсутствие российского гражданства у родителя и/или ребенка.
  2. Предоставление заявителем недостоверной информации.
  3. Получение сертификата на материнский капитал ранее и его использование в полном объеме.
  4. Лишение заявителя родительских прав.
  5. Совершение родителем умышленного преступления против личности своего ребенка.

Отказывая в выдаче материнского капитала, сотрудники ПФ РФ обязаны в 5-дневный срок со дня принятия такого решения отправить заявителю соответствующее уведомление. В нем разъясняются причины отказа ведомства.

Если заявитель не согласен с отказом чиновников, он вправе оспорить его – либо в вышестоящей инстанции Пенсионного фонда России, либо в судебных органах.

В случаях предоставления родителем неполного пакета документов он будет возвращен ему в течение 5 дней после поступления в ПФ. Возврат будет сопровождаться письменным разъяснением, каких именно бумаг не хватает в комплекте.

Получение государственного сертификата на материнский капитал

Если Пенсионный фонд принял положительное решение, то заявитель сможет получить сертификат различными способами:

Подавая заявление, родитель сам указывает желаемое место выдачи сертификата. Он также определяет предпочтительную форму документа – бумажную или цифровую.

Форма сертификата утверждена Приложением № 2 к Приказу Минздравсоцразвития № 1180н от 18.10.2011 г. Это – документ строгой отчетности.