Второе чтение проекта закона о декриминализации. Дума приняла во втором чтении закон о декриминализации побоев в семье

Законопроект о декриминализации побоев в отношении членов семьи не подвергнется серьезной правке. В нем сохранится идея административного наказания за первый случай применения насилия в отношении близких и уголовного - за повторные аналогичные действия в течение года.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении законопроект о декриминализации побоев в отношении близких лиц. Ожидается, что он будет рассмотрен на пленарном заседании палаты 25 января. Ранее планировалось, что до второго чтения дело дойдет 20 января. Однако, как следовало из слов главы комитета Павла Крашенинникова («Единая Россия»), было решено дать депутатам достаточно времени на ознакомление с текстом.

Проект внесли в Госдуму в середине ноября депутаты Ольга Баталина и Ольга Окунева (обе - «Единая Россия»), а также сенаторы Галина Карелова и Зинаида Драгункина. Предлагается перевести первый случай домашних побоев из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. Второй и последующий случаи по-прежнему будут считаться уголовными преступлениями. Так, за впервые совершенные побои в отношении членов семьи, если им не причинен вред, будет полагаться административный штраф от 5 до 30 тыс. рублей. Если же он в течение года изобьет своих близких вновь, то ему будет грозить уже уголовное наказание - штраф до 40 тыс. рублей или обязательные работы до 240 часов, или исправительные работы до 6 месяцев.

Ранее Павел Крашенинников говорил журналистам, что по поводу этого законопроекта у коллег есть разные предложения. Шесть поправок было отклонено комитетом без споров, причем только одна из них обсуждалась на заседании, поскольку на ней «категорически настаивала» фракция КПРФ в лице депутата Юрия Синельщикова.

Согласно тексту этой поправки, в сфере действия уголовной статьи 116 УК РФ «Побои» даже при первичном эпизоде избиения должны были остаться несовершеннолетние, беременные женщины, а также лица, заведомо для виновного находящиеся в беспомощном состоянии. По мнению депутата, перевод их в сферу КоАП нужен лишь суду, который «хочет избавиться от тяжелых и сложных дел».

Разговоры о том, что семейные дебоширы будут привлекаться к административной ответственности, это пустые разговоры. Это будет произвол или полное безразличие, будет отдаваться на усмотрение участкового или дознавателя, как им удобно, составлять или нет протоколы об административной ответственности. В таких случаях нужно проводить следственные действия, чтобы установить истину, - считает Синельщиков.

Он привел статистику, собранную уполномоченным по правам человека, согласно которой более 300 детей ежегодно лишаются жизни в результате семейных побоев. Согласно идее коммуниста, пресекая бытовые разборки с применением насилия, можно было бы снизить уровень бытовых убийств.

Однако единороссы из комитета не поддержали коллегу. Ольга Баталина заявила, что недопустимо говорить об административной ответственность как об отсутствии ответственности вообще.

Нет никаких оснований полагать, что дела об административных правонарушениях не будут возбуждаться или расследоваться, - сказала она.

Баталина напомнила, что в отношении лиц, которые зависимы или находятся в беспомощном состоянии (к этой категории относятся и несовершеннолетние), дела возбуждаются без заявления потерпевшего, рассматриваются судьями на основании протокола о совершении административного правонарушения, и в этом случае никакой адвокатской защиты для обвиняемого не предусматривается.

Нет никаких оснований ставить под сомнение неотвратимость наказания за них, - подчеркнула депутат. - При повторном нарушении предусмотрена уголовная ответственность. Никакой прямой зависимости между побоями и убийствами нет, и сводить всё к эмоциональным заявлениям мне представляется неверным.

Баталина отметила, что предлагаемая КПРФ поправка нарушает концепцию законопроекта, основой которого является одинаковая ответственность за одни и те же деяния, независимо от того, кем и в отношении кого они были совершены. В результате за свою поправку проголосовал только один Синельщиков.

Мы восстанавливаем ситуацию, которая была в законопроекте, внесенном Верховным судом, - резюмировал Крашенинников.

Ранее он подчеркивал, что комитет против крайних позиций и поддерживает предложенную год назад Верховным судом РФ идею - первый раз наказывать в административном порядке, а второй раз - в уголовном.

Напомним, что летом 2016 года Госдума декриминализировала статью о побоях по инициативе Верховного суда. Однако тогда во втором чтении парламентарии поменяли исходный законопроект ВС. В результате совершенные впервые побои стали считаться административным правонарушением, а побои в отношении близких лиц не только остались в Уголовном кодексе, но и санкции за них стали строже - вместо штрафа в размере 40 тыс. рублей виновные могли получить заключение на срок до двух лет. На восстановление равновесия и направлен рассматриваемый сейчас законопроект.

Напомним, что летом были декриминализованы побои в отношении чужих, то есть не близких людей, при этом аналогичные деяния в отношении родственников остались уголовным преступлением.

"Реально - это брак при принятии законопроекта, - признал перед рассмотрением спикер Госдумы Вячеслав Володин. - Получилась ситуация, когда в случае конфликта в семье наступала бы уголовная ответственность. А когда эта же ситуация возникает с соседом или, например, дети попадают в какие-то стычки со своими друзьями, наступает административная ответственность. Получается, что родные поставлены в неравное положение, идет давление на семью".

Володин подчеркнул, что депутаты опираются на мнение общественности: он привел данные опросов, где 59% респондентов высказались в пользу законопроекта.

"Сложилась ситуация, когда закон исходит из того, что родная мать для собственного ребенка опаснее, чем чужие дяди", - констатировала один из авторов поправок Ольга Баталина (ЕР). Она напомнила о возмущении общественности по этому поводу. К примеру, в конце прошлого года активисты общественной организации "Родительское всероссийское сопротивление" передали в администрацию президента более 213 тыс. подписей, собранных против "антисемейных положений" принятого летом закона. И президент РФ Владимир Путин поддержал это обращение в ходе своей итоговой пресс- конференции в конце 2016 года.

Некоторые скептики после принятия поправок о декриминализации в первом чтении о том, что закон дает карт-бланш на избиение детей и жен. Баталина объяснила, что, во-первых, за одно и то же деяние должна следовать одинаковая ответственность для всех независимо от того, кто это деяние совершил (родитель или чужой человек). А во-вторых, административная ответственность полагается только за первый случай семейных побоев. И она достаточно строгая: штраф от 5 тыс. до 30 тыс. рублей, арест на срок от 10 до 15 суток либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

За рецидив побоев грозит уже уголовная статья. Это штраф до 40 тыс. рублей, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 6 месяцев, либо арест на срок до 3 месяцев. При этом авторы обращают внимание на то, что в законопроекте речь идет именно о действиях, причинивших физическую боль, но не нанесших ощутимого вреда здоровью (не считая синяков и ссадин).

МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении законопроект, который переводит побои в отношении близких родственников из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения в случаях, когда такой проступок совершен впервые.

За принятие документа проголосовали 385 депутатов, против высказались двое, один парламентарий воздержался. Депутат Ольга Баталина, являющаяся одним из разработчиков законопроекта, предложила рассмотреть его в третьем чтении 27 января.

Решение подготовить и внести законопроект было принято группой депутатов и членов Совета Федерации после того, как летом были декриминализированы побои, совершенные впервые в отношении чужих людей. В принятом тогда законе аналогичные деяния в отношении родственников остались уголовным преступлением. Это вызвало в обществе споры о том, почему побои в отношении незнакомых лиц следует считать административным нарушением, а в семье - уголовным преступлением.

Как пояснила Баталина, общественность ссылалась на то, что "внутрисемейные побои становятся более общественно опасными, чем побои чужих людей". "Сложилась ситуация, когда закон исходит из того, что родная мать для собственного ребенка опаснее, чем чужие дяди", - отметила она.

По ее словам, в конце 2016 года активисты общественной организации "Родительское всероссийское сопротивление" передали в администрацию президента более 213 тыс. подписей, собранных против "антисемейных положений" принятого летом закона. Президент РФ поддержал обращение родительского сообщества в ходе своей итоговой пресс- конференции в конце 2016 года. А 11 января Госдума одобрила в первом чтении законопроект, декриминализирующий побои по отношению к близким людям.

Восстановление баланса ответственности

По мнению Баталиной, "принятие закона позволит сбалансировать ситуацию" и вернет "к изначальному принципу, когда за одно и то же деяние следует одинаковая ответственность для всех независимо от того, кто это деяние совершил". "Мы убираем из законодательства антисемейные нормы, восстанавливаем баланс ответственности за преступления, правонарушения различной тяжести, возвращаем логику в эти нормы Уголовного кодекса", - подчеркнула она.

Суть законопроекта

Документ вносит изменения в статью 116 УК РФ путем исключения "побоев в отношении близких лиц" из числа преступлений. Таким образом, побои в отношении членов семьи, других близких лиц предлагается отнести к административным правонарушениям. Лицо, повторно привлекаемое за нанесение побоев, будет преследоваться по уголовному законодательству, отмечают авторы.

Защита от рецидивов

Так, согласной уголовной статье, при повторном нанесении побоев преступнику будет грозить штраф до 40 тыс. рублей или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 6 месяцев, либо арест на срок до 3 месяцев.

При этом авторы обращают внимание на то, что в законопроекте речь идет именно о действиях, причинивших физическую боль, но не нанесших вреда здоровью, например в виде синяков, ссадин. В случаях причинения вреда здоровью виновник понесет уголовную ответственность.

Между тем, как полагают разработчики законопроекта, и административная ответственность, предусмотренная за первичное совершение побоев, достаточно строгая: штраф от 5 тыс. до 30 тыс. рублей, арест на срок от 10 до 15 суток либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

Общественное мнение

Декриминализация семейных побоев вызвала широкий общественный резонанс. Спикер Госдумы Вячеслав Володин признал, что "закон резонансный", и пообещал, что при его рассмотрении во втором чтении будет учтено "в первую очередь мнение общества".

Во вторник спикер заявил журналистам, что, согласно социологическим исследованиям, "59% общества высказались за то, чтобы жестко не регулировать вопросы незначительных конфликтов, которые не повлекли вреда здоровью". При этом, по словам Володина, депутаты исходят из того, "что вообще нужно исключать семейное насилие, нужно делать все для того, чтобы семьи были крепкими". "Но когда есть ошибка, ее нужно исправлять", - заметил он, имея в виду принятый летом закон, оставивший побои в семье в разряде уголовных преступлений.

В свою очередь, Ольга Баталина подчеркнула, что россияне, по данным ВЦИОМ, в большинстве своем осуждают семейное насилие, но поддерживают инициативу смягчить наказание за первый случай нанесения побоев. "Более того, значительная доля опрошенных полагает, что эта мера приведет к снижению числа семейных побоев", - указала она.

Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в ходе заседания 16 мая рекомендовал своим коллегам по Думе принять во втором чтении законопроект о гуманизации некоторых статей Уголовного кодекса, внеся важные изменения в текст документа. Депутаты урезали список статей, наказание по которым изначально предлагалось смягчить, но при этом ввели административную преюдицию и новое основание для освобождения от уголовной ответственности.

Проект поправок под авторством Верховного суда был разработан в соответствии с требованиями Послания Президента Федеральному собранию РФ от 3 декабря 2015 года. Изначально ВС предлагал декриминализовать составы преступлений по четырем статьям Уголовного кодекса РФ (УК РФ): ч. 1 ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ч. 1 и 2 ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и ч. 3 ст. 327 (использование заведомо подложного документа). Кроме того, документ предлагает повысить с 2500 до 10 000 рублей нижнюю границу значительного ущерба, причиненного гражданину, по гл. 21 УК РФ.

Убрали угрозу

Ко второму чтению текст законопроекта претерпел существенные изменения: профильный комитет рекомендовал принять 20 масштабных поправок, рассказал в ходе сегодняшнего заседания профильного комитета ГД его председатель Павел Крашенинников. Так, в частности, ко второму чтению депутаты решили, что такое преступление, как угроза убийством или причинения тяжкого вреда здоровью, должно быть уголовно наказуемо, поэтому исключили ее из законопроекта. Подобную идею раньше уже высказывало Правительство РФ в официальном отзыве на законопроект: Кабмин сомневался в необходимости освобождать от привлечения к уголовной ответственности тех, кто совершил преступление по 119 УК, отмечая, что за последние годы число таких уголовных дел только растет.

Административная преюдиция

Законотворцы решили сохранить в УК ст. 157, существенно переработав ее нормы, о чем ранее Павел Крашенинников уже сообщал. Теперь статью 157 УК ("Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" ) предлагается озаглавить как "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспообных родителей". При этом члены комитета дали новое понятие термину "неуплата средств без уважительных причин" - это неоднократная невыплата несовершеннолетним детям или нетрудоспособным родителям средств со стороны гражданина, который ранее уже подвергался административному наказанию за аналогичное правонарушение.

Кратность сроков

Одобрил комитет и другую поправку Крашенинникова, введя в уголовное законодательство кратность сроков. Депутат предложил исправить несправедливость, с которой засчитываются сроки домашнего ареста, на котором находилось лицо до вступления приговора суда в силу, при исчислении общего срока наказания. По действующим сегодня нормам срок домашнего ареста засчитывается точно так же, как и срок пребывания в СИЗО, то есть день в день. Депутат же предлагает засчитывать один день в СИЗО за два дня нахождения на домашнем аресте. Кроме того, депутаты также согласилисть приравнять один день нахождения в СИЗО к одному дню отбывания наказания в исправительных колониях особого и строгого режима, полутора дням отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, а также двум дням отбывания наказания в колонии-поселении. Соответствующие поправки будут внесены в ч. 3 ст. 72 "Исчисление сроков наказаний и зачет наказаний" .

Ввели судебный штраф

В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении Правовое управление Госдумы, а также некоторые депутаты выступили с критикой документа, поскольку он вводит в УК РФ (ст. 76.2) новый вид освобождения от уголовной ответственности в связи с применением иных мер уголовно-правового характера (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы и исправительные работы). Как говорилось в заключении думских юристов, такой вид освобождения от уголовной ответственности фактически предполагает внесудебное признание лица совершившим преступление, что противоречит Конституции РФ. Ко второму чтению, законотворцы доработали документ. Теперь единственной мерой уголовно-правового характера останется судебный штраф. Соответствующие поправки будут прописаны в ст. 76.2. Судебный штраф предлагается назначать в случае освобождения лица от уголовной ответственности, если преступление небольшой или средней тяжести было совершено впервые, а причиненный ущерб - возмещен. В связи с этим в УК появится новые статьи 104.4 Судебный штраф и 104.5Порядок определения размера судебного штрафа . Согласно предложению депутатов, размер выплаты не может превышать половину максимального размера штрафа, который предусмотрен соответствующей статьей УК. Если статья не предполагает выплату штрафа, то его сумма не может составлять более 250 000 руб. В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, он отменяется, а лицо привлекается к уголовной ответственности.

Между тем, как заявил Павел Крашенинников в ходе заседания комитета 16 мая, Правительство еще не высказало своей позиции по поводу законопроекта со всеми поправками, так как "придерживается диаметрально противоположного мнения", поэтому рассмотрение законопроекта во втором чтении будет отложено до июня.

С текстом законопроекта № 953369-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" можно ознакомиться

Дума одобрила во втором чтении инициативу Верховного суда о декриминализации нетяжких статей УК, сулившей выход на свободу до 140 тыс. человек. Новой амнистии не будет: в принятом варианте большинство идей ВС отвергнуто

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

Во вторник Госдума приняла во втором чтении законопроект о декриминализации мелких преступлений. Из пяти составов, которые Верховный суд предлагал перевести из уголовных деяний в административные, в последней редакции проекта остались только три. Но и их редакцию депутаты существенно подправили.

Решетка для​ малоимущих

Законопроект Верховного суда перевести из уголовных преступлений в административные пять составов Уголовного кодекса: побои, угрозу убийством, уклонение от уплаты алиментов, мелкую кражу (до 5 тыс. руб.) и подделку документов (ст. 116, 119, 157, 159 и 327 УК). Уголовная ответственность за эти нарушения, по мнению авторов проекта, должна наступать только за их повторное совершение.

Необходимость изменить законодательство авторы объясняли в пояснительной записке тем, что число мелких преступлений с каждым годом растет и к 2014 году количество приговоров по таким делам достигло 46% от общего числа. Декриминализация же пяти составов, по подсчетам разработчиков, позволила бы сократить число осужденных на 120-140 тыс. человек в год.

Ежегодно суды признают виновными в кражах 200 тыс. человек, следует из официальной статистики Судебного департамента при Верховном суде, это самое распространенное преступление. Но почти треть из осужденных по этой статье, 60 тыс. человек в 2014 году, совершили мелкое хищение, следовало из пояснительной записки (сумма в ней не уточнялась).

Авторы проекта предлагали установить уголовную ответственность за кражу с 5 тыс. руб., а не с 1 тыс., как сейчас. И тех, кто совершил хищение на меньшую сумму, привлекать только к административной ответственности. Уголовное наказание, по мнению авторов, следует назначать, если мелкая кража (до 5 тыс. руб.) будет совершена повторно.

В итоге депутаты Госдумы согласились, что за повторное мелкое хищение, которое по сумме не подпадает под Уголовный кодекс, нужно ввести уголовную ответственность. Но посчитали, что увеличить сумму мелкого хищения можно только до 2,5 тыс. руб., а не до 5 тыс. руб., как настаивал Верховный суд.

С 2008 года, когда была установлена планка в 1 тыс. руб., цены выросли в несколько раз, указывает адвокат Владимир Жеребенков. «Это увеличение суммы до 2,5 тыс. руб. даже не покроет роста инфляции, — говорит юрист. — На такие суммы, как правило, совершают кражи малоимущие. Их накормить нужно, а не сажать».

Побои с уточнением

Госдума согласилась декриминализировать статью «побои» (перенеся ее в Административный кодекс), но только если это преступление было совершено впервые, не в отношении близких родственников и не из хулиганских побуждений.

Сейчас УК определяет побои как совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших вреда здоровью. Отягчающими обстоятельствами закон считает совершение преступлений из хулиганских побуждений или по мотивам политической, национальной или религиозной ненависти.

В первоначальном тексте законопроекта понятие «близкие родственники» не вводилось. В новых поправках под него подпадают не только все кровные и сводные родственники, но и те, кто ведет общее хозяйство с обвиняемым.

По мнению Жеребенкова, нововведение в таком виде работать не будет, так как понятие «побои» относится как раз к ситуации, касающейся драки в семье, среди свояков.

«Я против декриминализации этого состава, — говорит адвокат Юрий Ельмашев. — И сейчас полиция часто отказывает в возбуждении дел о побоях, но люди сами идут в суд, где в порядке частного обвинения инициируют дело» .

В 2015 году за побои были осуждены 19,6 тыс. человек, из которых только 357 человек были приговорены к лишению свободы, следует из статистики Судебного департамента. В 2014 году за побои получили судимость 24 тыс. человек.

Сажать за угрозы

Депутаты согласились, что нужно внести правки в статью «уклонение от уплаты алиментов». Вместо признака «злостное уклонение» теперь предлагается судить по этой статье только тех, кто уже привлекался к административной ответственности за неуплату алиментов.

Два других состава — угроза убийством и подделка документов — останутся в Уголовном кодексе без изменений. «Мы собрали данные и поняли, что статья «угроза убийством» выполняет охранительную функцию и ее нужно оставить в УК», — заявил РБК председатель профильного комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.

Ранее декриминализации «угрозы убийством» выступало правительство. Ведомство настаивало, что это может повлечь рост реальных убийств. По этой же статье ежегодно привлекаются к ответственности 30 тыс. человек.

«Те, кто планирует убийство, вряд ли будут об этом открыто говорить. Редко случается, что человек сначала долго угрожал, а потом взял и убил», — не согласен с такой позицией вице-президент Федеральной палаты адвокатов Андрей Сучков.

Последняя редакция законопроекта фактически выхолащивает всю инициативу Верховного суда, говорит источника РБК в судейском сообществе. По его словам, ​​​​ причиной для резкой редактуры инициативы ВС стало недовольство проектом силовых ведомств. «На мелких преступлениях удобно делать статистику, получать бюджеты пенитенциарным ведомствам, которые следят за отбытием наказаний. Судьба людей мало кого волнует», — говорит собеседник агентства. «Речь не идет уже об освобождении сотен тысяч человек», — сетует собеседник РБК.

«Такие поправки выгодны силовикам, у которых действует палочная система, — им лучше показывать раскрываемость мелких преступлений, устанавливать, кто больничный лист подделал или кто кого побил, чем заниматься реальной борьбой с преступностью», — согласен Жеребенков.

День в СИЗО

Крашенинников также предлагал внести в законопроект поправки, которые позволили бы по-новому рассчитывать сроки содержания под стражей до суда: один день в изоляторе предложено считать за два в колонии-поселении и за полтора в колонии общего режима. А день, проведенный под домашним арестом, приравнивался к половине дня в изоляторе. Эти предложения поддержал профильный комитет, но накануне второго чтения они исчезли из пакета изменений. Крашенинников сказал РБК, что это произошло под давлением правительства. Но он готов продолжать отстаивать идею уже в новой Думе осенью, если будет переизбран, сказал депутат.