Виды стадии и принципы правотворчества статьи. Виды, функции и стадии правотворчества. правотворчество законодательный промульгация акт

Схема 6.3 Стадии правотворчества

Правотворческая деятельность состоит из следующих стадий (см. схему 6.3):

1. Правотворческая инициатива – право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании нормативно-правовых актов и вносить их проекты на рассмотрение уполномоченного субъекта (органа или должностного лица).

2. Рассмотрение проекта нормативно-правового акта, его оценка уполномоченным субъектом правотворческой деятельности. Если субъектом правотворческой деятельности является коллегиальный орган, то рассмотрение и оценка проекта нормативно-правового акта проходят в форме обсуждения.

3. Принятие нормативно-правового акта уполномоченным субъектом правотворчества.

4. Промульгация принятого нормативно-правового акта – его официальное опубликование (как правило) и введение в действие.

Важнейшей разновидностью процесса правотворчества является законотворчество, включающее в себя следующие стадии:

1. Законодательная инициатива – это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией.

2. Обсуждение законопроекта – это стадия законотворческого процесса, которая предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов.

4. Подписание и обнародование закона главой государства. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и официальный портал государственной власти Российской федерации. Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.

Контрольные вопросы по теме:

1. На каких принципах основывается правотворческий процесс?

2. Какие разновидности правотворческой деятельности выделяют?

3. Из каких стадий состоит законодательный процесс?

4. Кто обладает правом законодательной инициативы?

5. Для чего необходима систематизация российского законодательства?

6. Какие разновидности инкорпорации законодательства выделяют?

7. Что представляет собой консолидация как разновидность систематизации законодательства?

8. Каково значение неофициальной инкорпорации для профессиональной деятельности юриста?

Литература по теме:

1. Акимова И.К. Делегированное законотворчество в РФ // Юрист. 1998. №9.

2. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

3. Закон: создание и толкование. М., 1998.

4. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса// Правоведение. 1991. №6.

5. Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000. №6.

6. Мурашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. №2.

7. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

8. Троцкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. 1997. №4.

9. Шупленков В.П. Законотворчество: Фундаментальный курс. М., 1993.

10. Язык закона // Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.


Похожая информация:

  1. Q]3:1: Можно ли отдавать предпочтение процессуальному значению прокурорского надзора одной стадии перед другой

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта. Обсуждение проекта осуществляется самим правотворческим органом а иногда выносится за его пределы вынесение проекта на всенародное обсуждение заключение специалистовэкспертов. Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган который будет принимать закон. Принятие и утверждение проекта нормативноправового акта компетентным государственным органом.

37. Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

2. Обсуждение проекта - осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, кот о рый будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным орг а ном.

4. Обнародование правотворческого решения - его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтве р ждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной вл а сти).

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта. Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих пр о ект.

4). Предварительное обсуждение проекта. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д. 5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется. Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение проекта.

4). Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.

Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законотворчество - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества. В то же время, свойства законов, как приоритетной формы существования права. В частности их высшая юридическая сила в системе нормативных правовых актов, обуславливает определенную специфику их принятия, более детальных характер законодательной процедуры по сравнению с процедурой принятия иных нормативных правовых актов.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится в законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23219. Філософська антропологія як напрямок сучасної філософії 34 KB
Філософська антропологія як напрямок сучасної філософії сутність антропологічного підходу зводиться до спроби визначити специфіку основи та сфери власне людського буття людської індивідуальності творчих можливостей людини виходячи із самої людини і через неї пояснити її власну природу та природу навколишнього світу. філософська антропологія в широкому значенні це філософське вчення про природу і сутність людини. історія суспільство та його установи це форми доповнення біологічної недостатності людини. в антисуспільній...
23220. Філософія екзистенціалізму – історія та проблеми 37 KB
Філософія екзистенціалізму історія та проблеми. Хоч історичні корені екзистенціалізму сягають Давньої Греції як філософське вчення він був уголос артикульований починаючи з епохи Просвітництва. На основі їхніх славетних ключових працьБуття і час 1927 таБуття і ніщо 1943 можна вивести головні принципи екзистенціалізму. Можливо головний парадокс екзистенціалізму полягає в тім що екзистенціалісти відчувають себе здатними виробляти в рамках цього доситьтаки похмурого погляду на умови людського буття більш позитивні настанови.
23221. Філософія життя – формування нової філософської парадигми 35 KB
Філософія життя формування нової філософської парадигми. Одним із основних джерел філософії життя є ірраціоналістичнопесімістична філософія Шопенгауєра. Філософія мислення замінюєфілософія життя. Основа життя за концепцією Ніцше це воля.
23222. Філософські ідеї психоаналізу 39 KB
Психоаналітичний підхід є однією із найвидатніших теорій особистості. У анатомії особистості він виділяв три взаємодіючі компоненти: 1. Філософські ідеї психааналізу: 1Позитивні моменти: положення про складність та багатоплановість структури особистості; про свідоме та несвідоме; про внутрішні суперечності розвитку особистості. Далі виникла потреба у подоланні біологізаторських поглядів на особистість у соціалізації фрейдистської теорії особистості що і було здійснено неофрейдистами: К.
23223. Герменевтика як напрям сучасної філософії 31.5 KB
Герменевтика як напрям сучасної філософії Принципове положення про історичну конкретність теоретичної діяльності та про облік широкого контексту різноманітного практичного життя суб"єкта в рамках теорії пізнання було вперше чітко сформульовано в марксистськоленінській філософії. Критикуючи вузький методологізм попередньої буржуазної філософії К. Одне з найбільш впливових в сучасної буржуазної філософії напрямків герменевтична філософія претендує на не менш ніж справді адекватне критичне розуміння наукового nізнання і самої проблеми...
23224. Структуралізм 58.5 KB
Структуралізм методологія гуманітарних наук яка намагається аналізувати певну специфічну галузь наприклад міфологію як складну систему взаємопов"язаних частин. Таким чином структуралізм став не просто методом а інтелектуальним рухом який в 60х роках XXго століття прийшов на заміну екзистенціалізму. В 1970х роках структуралізм потрапив під вогонь критики. Проте чимало теоретиків структуралізму таких як Мішель Фуко йЖак Лакан продовжують впливати на європейську філософію.
23225. Світогляд як духовно-практичний спосіб освоєння світу 33 KB
Світогляд як духовнопрактичний спосіб освоєння світу Філософія має органічний звязок зі світоглядом. Що ж таке світогляд Слід підкреслити що у визначенні цього поняття немає чіткості. У сучасних філософських працях про світогляд мовиться таке: світогляд це форма суспільної відомості; світогляд це форма самоусвідомлення особистості; світогляд це система поглядів на світ і на місце людини у цьому світі; світогляд це система принципів діяльності людини; світогляд це погляд людини на світ як ціле; світогляд це...
23226. Поняття суспільного виробництва та його різновиди 35.5 KB
Поняття суспільного виробництва та його різновиди. Продуктивні сили становлять лише одну сторону суспільного виробництва. Адже в процесі виробництва люди вступають у певні відносини не тільки з природою а й один з одним. Ці взаємовідносини людей у процесі виробництва дістали назву виробничі відносини і представляють другу складову способу виробництва.
23227. Поняття власності та її норми 31.5 KB
Власність означає право на дії з речами які підлягають обміну. Важливі типи власності включають нерухомістьземля особисту власністьінша фізичне майно та інтелектуальну власністьправа на артистичні творінням винаходам і т. Право на власність пов"язано з власністю яка встановлює відношення між товарами послугами та іншими людьми або групами запевняючи власника на право обійтися без власності в манері яку він або вона вважає доцільною. Громадська власність це будьяка власність якою керує держава або ціле співтовариство.

Правотворчество как процесс состоит из отдельных действий. В самом общем плане в правотворческом процессе можно выделить следующие стадии:

  • 1) подготовка проекта нормативного правового акта;
  • 2) принятие (прохождение) нормативного правового акта;
  • 3) введение в действие нормативного правового акта.

В научной литературе высказаны различные взгляды относительно выделения стадий правотворчества и их содержания. Обзор некоторых точек зрения см.: Дрейшев Б. В. Правотворчество в советском государственном управлении. М., 1977. С. 52–61.

Содержание каждой стадии правотворческого процесса зависит прежде всего от вида принимаемого нормативного правового акта. В законодательном процессе, например, важное место отводится законодательной инициативе, право на нее получает конституционное закрепление. Оно предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть вопрос об издании соответствующего закона, если инициатива исходит от субъекта названного права. В других случаях субъекты правотворческой инициативы, как правило, не указываются.

  • 1. Стадия подготовки проекта нормативного правового акта. На этой стадии принимается решение компетентного государственного органа о необходимости издания документа, о выработке проекта, о включении его в план правотворческих работ, о создании комиссии (или о поручении подготовить проект уже существующим органам или структурным подразделениям того или иного органа государства) и т.д. Затем начинается разработка (текста) проекта нормативного правового акта. В содержательном отношении это один из важнейших этапов правотворческого процесса. Именно здесь должны быть найдены и сформулированы положения, которые в дальнейшем станут нормами права. На данном этапе ведется работа специальных органов, постоянных или временных, необходимо участие специалистов. Обязательной процедурой может быть согласование проекта нормативного правового акта с государственными органами, не участвующими в его разработке, но имеющими к разработанному проекту непосредственное отношение (например, министерства финансов, юстиции и т.п.). В случае подготовки достаточно важного документа предусматривается его предварительное обсуждение, ознакомление с содержанием проекта нормативного правового акта для максимального учета общественного мнения, мнений всех заинтересованных сторон. Эта процедура может предусматривать, например, проведение заседаний подготовительных комиссий с привлечением специалистов или представителей заинтересованных сторон; рецензирование проекта учебными и научно-исследовательскими учреждениями, иными государственными и негосударственными организациями; обсуждение проекта наиболее важных нормативных актов в средствах массовой информации – в печати, на радио и телевидении и т.п. Первая стадия завершается доработкой проекта нормативного правового акта. Текст проекта редактируется окончательно перед внесением на рассмотрение правотворческого органа. Для этого в особых случаях (например, при окончательной доработке проектов конституций) может создаваться специальный орган – редакционная комиссия.
  • 2. Содержание второй стадии правотворческой деятельности – принятие (прохождение) нормативного правового акта – зависит в первую очередь от того, каким органом государства (единоначальным или коллегиальным) принимается официальный документ. В первом случае проект подписывается руководителем, хотя и здесь не исключены более сложные варианты, в частности, при возвращении проекта нормативного правового акта на доработку. Принятие нормативных правовых актов коллегиальным органом, например парламентом, представляет собой уже более длительный и более структурированный процесс, в котором можно выделить следующие этапы: внесение проекта нормативного правового акта на рассмотрение правотворческого органа – эта стадия заканчивается включением проекта нормативного правового акта в повестку дня; обсуждение проекта нормативного правового акта; доработка проекта нормативного правового акта; принятие нормативного правового акта.

При принятии закона парламентом его обсуждение проходит как в комитетах (комиссиях), так и на пленарных заседаниях палат, где законопроект при положительных результатах голосования становится законом. Обсуждение на пленарных заседаниях называется чтением законопроекта, и во многих государствах при принятии закона предусмотрены три обязательных чтения. При первом чтении депутаты решают, необходим ли вообще предлагаемый документ. Второе чтение предполагает тщательное, детальное обсуждение законопроекта: идет работа над его содержанием, принимаются либо отклоняются поправки, возможно голосование и по отдельным статьям, разделам документа. В третьем чтении законопроект обсуждается и принимается в целом. Свои особенности имеет и принятие решений на референдуме.

3. Последняя стадия правотворчества – введение в действие нормативного правового акта. Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой выделяются только две перечисленные выше стадии. Однако большинство авторов склоняются к тому, что правотворческий процесс нс может считаться полностью завершенным без включения в него различных процедур, совершаемых с уже принятыми нормативными правовыми актами до вступления их в юридическую силу: подписания, регистрации, официального опубликования или иных способов официального доведения содержания принятого нормативного правового акта до его адресатов и т.п. Многие нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию – помещению в официальное издание, на которое можно ссылаться (см. один из принципов правотворчества – гласность).

Представляет интерес анализ заключительной стадии законотворческого процесса Официальный текст принятого закона подписывается главой государства. Во многих странах этот акт является составной частью механизма сдержек и противовесов, хотя, например, в Испании, ФРГ это просто формальная процедура, поскольку отказаться от подписания закона глава государства не может. Отказ от подписания закона – вето – может быть абсолютным и отлагательным. Абсолютное вето, когда к рассмотрению закона парламент более не возвращается, ушло в прошлое. При отлагательном вето парламент вновь рассматривает закон с возражениями главы государства или без таковых. Отлагательное вето преодолевается повторным принятием закона, при этом может быть необходимо квалифицированное большинство голосов. Если в одних странах преодолеть вето главы государства достаточно трудно (например, в США это довольно действенный инструмент в руках президента, было преодолено лишь около 3% вето), то в других – относительно несложно. После подписания закон подлежит официальному опубликованию – помещению его полного подлинного текста в официальном издании. В зарубежном конституционном праве активно используется термин "промульгация закона", под которым понимается или санкционирование законопроекта главой государства и опубликование закона в официальном вестнике (т.е. рассмотренные выше процедуры), или же издание главой государства специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Данный акт в официальных изданиях публикуется перед текстом промульгируемого закона.

Виды, функции и стадии правотворчества

Субъектами правотворчества выступают: народ, государственные органы (органы власти и управления), должностные лица. В зависимости от этого следует различать следующие виды правотворчества.

1. Непосредственное правотворчество народа.

Наиболее ярким его проявлением является референдум – важнейший институт непосредственной демократии. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно поэтому решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. В соответствии с действующим российским законодательством в нашей стране могут проводиться три вида референдумов: референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум (ст. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19 сентября 1997 г.).

Референдум Российской Федерации – всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 1 Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 г.).

Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение. Однако референдум – весьма дорогостоящая процедура, требующая больших организационно-технических затрат. Проводиться ежемесячно или ежеквартально он не может. К тому же ему присущи и определенные недостатки (манипуляция общественным мнением, жесткая зависимость от явки избирателей и др.).

2. Правотворчество государственных органов.

Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта.

3. Правотворчество должностных лиц.

В современном российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государственных и негосударственных организаций. Определение же должностного лица в ныне действующем уголовном законодательстве (примеч. 1 к ст. 285 УК РФ) имеет строго целевое назначение – определить круг лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В более широком плане должностное лицо – это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.

Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный состав Вооруженных Сил, депутаты и т.д.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции : обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

Правотворческий, и в частности законодательный процесс включает в себя ряд последовательных стадий.

1. Законодательная инициатива – право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложение об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроект.

Готовят законопроекты различные органы и даже отдельные лица. Чаще всего в законотворческой практике применяется отраслевой, ведомственный принцип, в соответствии с которым проекты законодательных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют. Так, Министерство внутренних дел РФ разработало проекты законов “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации”; Министерство обороны РФ – проект Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”; Генеральная прокуратура – проект Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” и т.д. Такой порядок подготовки законопроектов далеко не безупречен, ибо здесь могут отчетливо просматриваться ведомственный интерес, кабинетное согласование вопросов, а иногда и некомпетентное вмешательство некоторых государственных структур и должностных лиц. Закономерно поэтому, что наличие Федерального собрания как постоянно действующего органа (ч. 1 ст. 99 Конститу­
ции РФ) привело к подготовке законопроектов в его комитетах и комиссиях, причем нередко на альтернативной основе. Однако полное отстранение министерств и ведомств, организаций от подготовки проектов законов, которые будут регулировать их деятельность, было бы также неправильным.

2. Обсуждение законопроекта. Происходит на сессии или заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, вынесшего законопроект на обсуждение. Принимающие участие в работе законодательного органа депутаты затем обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки.

3. Принятие закона. Происходит путем открытого голосования депутатов. Российский закон считается принятым, если в каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании – по палатам) за него проголосовали более половины членов палаты. Для принятия Федерального конституционного закона установлена более сложная процедура. Иногда по законопроектам проводят поименное голосование.

4. Опубликование (промульгация) закона. Официальная публикациянеобходимое условие вступления в силу всякого закона. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания, которые официально опубликованы (ст. 15 Конституции РФ).

Официальными источниками (изданиями) опубликования нормативных правовых актов Федерального собрания, Президента, Правительства, решений Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции и соответствии ей нормативных правовых актов высших органов власти и управления являются “Российская газета” или “Собрание законодательства Российской Федерации”.

Темы рефератов

1. Соотношение понятий “правообразование” и “правотворчество”.

2. Правотворчество как средство восполнения пробелов в праве.

3. Процедуры законотворчества и подзаконного нормотворчества: понятие и соотношение.

Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

Первой стадией правотворческого процесса является подготовка проекта.

Она начинается с этапа принятия решения о подготовке проекта. Существуют самые разнообразные способы принятия решения о подготовке проекта. Это может быть и результатом плановой деятельности правотворческого органа, и результатом инициативы должностного лица или любого иного человека. Причем совсем не обязательно оно должно исходить от субъекта права правотворческой инициативы. Итог первого этапа - формирование идеи нормативного акта.

Затем осуществляются предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Выявляется общественная потребность в правовом регулировании соответствующей сферы общественных отношений. Изучается состояние упомянутых общественных отношений, уровень их урегулированности действующими правовыми и иными социальными нормами, разрабатывается концепция и определяются цели акта. Результаты этой деятельности находят отражение в сопроводительных документах к проекту нормативного правового акта, которые представляются в правотворческий орган в процессе реализации права законодательной инициативы. Итог данного этапа – разработка концепции проекта нормативного правового акта.

Далее следует этап разработки первоначального текста проекта. С целью выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. На уровне подзаконных нормативных актов разработкой проекта может заниматься заинтересованный субъект, орган правотворчества или должностное лицо, специально созданная комиссия и т.п. К разработке проекта нормативного правового акта могут привлекаться заинтересованные ведомства, правоприменительные органы, научные и учебные учреждения, квалифицированные юристы, предприниматели и др.

После подготовки проекта наступает этап его предварительного обсуждения . Оно может проходить как всенародное обсуждение на собраниях и в печати (примером может быть обсуждение проекта Конституции СССР 1977 года), в сети «Интернет» (обсуждение проекта Федерального закона РФ «О полиции»); рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями и т.д.

Особой формой рассмотрения проектов нормативных правовых актов являются публичные слушания. Такая форма рассмотрения проектов нормативных правовых актов вводится впервые в нашем законодательстве о местном самоуправлении Федеральным Законом от 6 октября 2003 года (ред. 29 ноября 2010 г.) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Суть ее состоит в том, чтобы объединить усилия населения, депутатов представительного органа местного самоуправления, органов и должностных лиц местного самоуправления для коллективного обсуждения проекта нормативного правового акта. Между этими субъектами возникают нормотворческие отношения по рассмотрению проектов нормативных правовых актов. Инициатива в проведении публичных слушаний принадлежит населению, представительным органам муниципального образования и главе муниципального образования.



Одним из ключевых требований к проекту нормативного правового акта является необходимость всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизы.

После учета замечаний и предложений наступает этап окончательной отработки и редактирования проекта . Как правило, это делает разработчик проекта нормативного правового акта.

Второй стадией правотворческого процесса являетсяправотворческая инициатива. Имея подготовленный проект, субъект права правотворческой инициативы вносит его в компетентный орган. Так, право законодательной инициативы предполагает наличие проекта нормативного правового акта. Его окончательный вариант вносится в официальном порядке в правотворческий орган от имени органа или организации, обладающих соответствующим правом.

Под правом правотворческой инициативы обычно понимают право на внесение проекта нормативного акта по определенному кругу вопросов в компетентный орган, полномочный принимать решение по этим вопросам и издавать данный вид нормативного акта.

Правом официального внесения законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (право законодательной инициативы), в соответствие со ст. 104 Конституции Российской Федерации обладают Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации - по всем вопросам, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.

В соответствии с Регламентом Правительства РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 (ред. от 15 мая 2010 г.), на рассмотрение в Правительство проекты актов и другие документы могут вноситься только членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности.

Третьей стадией правотворческого процесса являетсядеятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта .

После принятия проекта к рассмотрению, он включается в повестку дня заседания правотворческого органа, где и происходит обсуждение проекта. Эта стадия свойственна коллегиальному правотворческому органу. В случае возможности принятия нормативного акта единолично должностным лицом, обсуждение проекта не является обязательной стадией правотворческого процесса.

Затем проект официально принимается правотворческим органом или должностным лицом. Наиболее четко регламентирована процедура принятия закона. Основную роль здесь играют субъекты права на правотворчество. Это те компетентные органы и должностные лица, которые государство посредством законодательства наделило правом издавать нормативные правовые акты различного вида. Принятие подзаконных нормативных правовых актов может осуществляться как коллегиально (Правительство) так и единолично путем простого подписания (Президент, Министр, Губернатор и т.д.).

Четвертой стадией правотворческой деятельности является официальное оглашение принятого нормативного акта . Эта стадия завершается либо официальным опубликованием принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законодательством печатных органах (специальные издания, газеты), либо его официальным оглашением в иной форме (в сети Internet, по телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации). Государство уделяет серьезное внимание официальному оглашению нормативных правовых актов - как законов, так и подзаконных актов. Так, неопубликованные законы не применяются, как не применяются и любые другие неопубликованные нормативные акты, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15 Конституции РФ). Этой цели служит и механизм государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов.

Необходимо отметить, что отдельные этапы правотворческой деятельности в зависимости от вида и значимости принимаемого нормативного правового акта могут быть упрощены, но в целом создание любого нормативного правового акта требует проведения правотворческим органом или должностным лицом комплекса последовательных действий по подготовке, корректировке проекта и приданию ему юридической силы.