Самое свежее, блог. Нормативные акты

20.09.2017

В случае, если у вас на руках имеется судебное решение о взыскании с юридического/физического лица долговых обязательств в принудительном порядке, в дело включаются сотрудники Федеральной службы судебных приставов, которые должны возбудить исполнительное производство, предупредить об этом должника и приступить к взысканию долга имуществом.
Однако сотрудники ФССП могут игнорировать судебное постановление, затягивать сроки судебного исполнения, превышать свои полномочия или просто бездействовать, что является правонарушением и требует вмешательства закона.
Наиболее эффективным средством восстановления законности, позволяющим заставить судебных приставов исполнять свои должностные обязанности, является проверка их работы органами прокурорского надзора.
Прокурорская проверка деятельности сотрудников ФССП назначается на основании обращений организаций и граждан, которые являются одной из сторон исполнительного производства (чаще всего, кредиторы). Меры прокурорского надзора обычно действенны и позволяют решить спорную проблему в досудебном порядке.
Прокурор обычно выносит представление о наличии правонарушения в действиях/бездействии сотрудников службы судебных приставов, которое содержит требование устранить нарушения закона (ГПК РФ, статья 45/АПК РФ, статья 52). Этого достаточно, чтобы должностные лица ФССП приняли немедленные меры.
Если же приставы игнорируют прокурорское представление, или не устраняют нарушения в установленные законом сроки, документ может быть передан в суд, где будет считаться одним из наиболее серьезных доказательств правонарушения со стороны государственной службы.
В свою очередь, органы ФССП имеют право обжаловать решение прокурорского надзора на основании ФЗ №229. Дело в том, что прокуратура имеет право оспаривать только де1йствия/бездействие приставов, но не постановления службы приставов.
Прокурорская проверка действий сотрудников ФССП по ходатайствам организаций и граждан РФ, выступающих в качестве кредиторов – это эффективное средство воздействия на сотрудников службы приставов. Однако прокуратура отреагирует на ваше заявление только в том случае, если ваше требование обосновано, законно, грамотно оформлено и соответствует требованиям законодательства РФ.
Естественно, определить степень законности обращения в прокуратуру, правильно оформить ходатайство и подготовить доказательную базу своими силами – занятие сложное для простого гражданина и владельца компании. В этом случае вам потребуется профессиональная юридическая помощь.
Если ы считаете, что сотрудники ФССП не исполняют свои обязанности должным образом и затягивают исполнительное производство, нарушают законодательство, превышают свои полномочия, или бездействуют, что чревато серьезным ущербом для вас, обратитесь к опытным юристам Всероссийской правовой сети «Органавт». Наши специалисты дадут вам исчерпывающие консультации по спорам с сотрудниками ФССП, помогут составить жалобы, требования прокурорской проверки и судебные иски к службе судебных приставов, обжаловать возможные отказы в возбуждении производства и судебных процессов.

Последнее обновление Февраль 2019

Подавать жалобу на бездействие судебного пристава исполнителя можно и нужно. Бездействие — это неисполнение приставом своих должностных обязанностей. Наиболее частые случаи, когда граждане обращаются с претензиями к его работе:

  • невыполнение исполнительных действий по взысканию долга в течение длительного времени;
  • совершение действий, нарушающих права и интересы;
  • истек срок взыскания долга (или прочих обязательств) приставом;
  • необоснованный отказ в ознакомлении с материалами исполнительного производства;
  • проведение принудительного взыскания без предоставления возможности добровольно погасить долг.

Для отстаивания своих интересов, восстановления нарушенных прав, необходимо жаловаться на работу приставов, а именно — в различные ведомственные органы или суд.

Куда писать жалобу

Существует несколько вариантов воздействовать на исполнителя, не желающего работать:

  • жалоба на судебного пристава старшему приставу;
  • обращение в прокуратуру;
  • жалоба в суд;

Рассмотрим все указанные варианты куда можно пожаловаться более подробно.

К старшему судебному приставу

Если вы обращаетесь к старшему судебному приставу районного отдела ССП (с соблюдением порядка и условий, указанных выше), то срок рассмотрения по существу заявления составляет 10 суток.

Полномочия исполнителя хоть и не безграничны, но достаточно велики. К примеру, у работающего должника на основании исполнительного листа (направленного исполнителем) бухгалтерия обязана удержать из его ежемесячной зарплаты и перечислить вам 25-50% его дохода (в зависимости от количества детей).

Также, эффективным будет направление заявления непосредственно в региональное управление ССП. Несмотря на то, что претензия будет перенаправлена вниз, в район, но она уже будет автоматически взята на контроль.

По результатам рассмотрения обращения, заявитель получит письменный ответ, в котором подлежат указанию все действия, которые выполнил исполнитель для взыскания долга.

Жалоба в прокуратуру

Очень правильной является жалоба в прокуратуру. Законом предусмотрен 30-дневный срок её рассмотрения. Анализ практики рассмотрения прокуратурой жалоб данного вида показывает, что удовлетворяемость их составляет до 90% в зависимости от региона . Этот показатель говорит и о малоэффективности обращения с жалобой к старшему приставу на рядового пристава; рыба ведь с головы гниет.

Жалоба в суд

Подача претензии в суд тоже отличный способ отстоять свои права. В этом случае, заявитель обращается в районный суд с жалобой о признании бездействия судебного пристава незаконным . Эта формулировка изменению не подлежит, жалоба именно так и должна называться.

Законом предусмотрен короткий срок рассмотрения таких обращений - не более 10 суток.

При обращении в суд не лишним будет обратиться за профессиональной помощью к адвокату или юристу. Деньги, потраченные на выплату вознаграждения, будут взысканы с отдела ССП, а в конечном счете из зарплаты нерадивого чиновника, бездействии которого вы и обжаловали. Таким образом, исполнитель будет хорошо мотивирован при обращении в суд или прокуратуру.

Следует также помнить, что жалобы в суд пошлиной не облагаются.
Из этого и исходите, решая, куда подать жалобу.

Комплексный подход

Закон не запрещает совмещать обращения к начальнику судебных приставов и прокурору. Данный подход является наиболее правильным, чем больше внимание со стороны различных органов будет привлечено в вашей проблеме, тем лучше. Шансы на решение вопроса с долгом возрастают.

При этом, по содержанию такие обращения будут совершенно одинаковы. Меняться будет только адресат. Поэтому, раз закон это не запрещает, значит, имеет смысл использовать комплексный подход.

Срок подачи жалобы

Действующим законодательством предусмотрен 10-дневный срок обжалования бездействия (действий) исполнителя. Начало срока начинается со дня, когда вам стало известно или должно было стать известным о нарушении прав.

Например , получен отказ на заявлении об ознакомлении с материалами исполнительного дела. На следующей день начинается отсчет срока обжалования. Если же такой отказ направлен по почте, то днем начала срока считается день получения заявителем незаконного ответа. Данный срок может быть восстановлен, в случае пропуска его по уважительной причине.

К уважительным причинам относятся:

  • нахождение к командировке;
  • болезнь;
  • не получение соответствующего письма.

При этом, юридическая неграмотность не служит основанием для восстановления пропущенного срока, так как каждый вправе обратиться к адвокату или юристу.

Что она должна содержать

Претензия должна отвечать определенным требованиям. Иначе, обращение может быть оставлено без рассмотрения по формальным основаниям:

  • Во-первых , претензия не должна содержать оскорбительных выражений. Наличие в ней нецензурной брани (а бывает и так) является основанием для отказа в рассмотрении. Поэтому необходимо держать себя в руках, какие бы чувства вы не испытывали.
  • Во-вторых , жалоба должна быть максимально конкретной. Заявитель должен четко указать, в чем состоит нарушение его прав; в чем выразилось бездействие судебного пристава (какие действия он не совершил); своё требование.

Жалобы на бездействие должны состоять из нескольких частей. Пример жалобы, точнее её структуры:

  • Описание произошедшей ситуации;
  • Указание на то, что именно не сделал исполнитель;
  • Перечисление - какие именно права и законные интересы заявителя нарушены;
  • Требование о выполнении тех или иных конкретных действий.

Также, желательно в заявлении указать свой номер контактного телефона. Вполне может случиться, что с вами захотят встретиться, а это лишний повод донести свои требования. Это пусть маленькая, но победа.

Форма жалобы не предусматривает каких-либо конкретных формулировок, обязательных ссылок на нормы закона. Главное, это конкретность и ясность обращения.

Существуют некоторые особенности содержания обращения, подаваемого старшему судебному приставу, прокурору или в суд.

  • Жалоба руководителю отдела должна содержать требование о выполнении приставом исполнителей конкретных действий.
  • Жалоба прокурору должна содержать выражение несогласия с бездействием пристава и требование провести проверку, восстановить нарушенные и права и наказать виновных должностных лиц.
  • Жалоба в суд обязательно должна содержать требование о признании бездействия исполнителя незаконным.

Желательно прилагать к обращению копии имеющихся у вас документов, именно они способны доказать обоснованность ваших доводов и свидетельствовать о незаконности бездействия пристава.

Образец жалобы на действия пристава исполнителя

№ 1 – старшему приставу отдела

Старшему судебному приставу
_______________городского отдела

от Афанасьевой А.Н, адрес

/дата/ приставом исполнителем Червяковым Г.С. возбуждено исполнительное производство в отношении Афанасьева С.Л., который уклоняется от уплаты алиментов на содержание наших общих несовершеннолетних детей /указать данные детей/.

Афанасьев на основании решения мирового судьи обязан выплачивать 1\3 дохода от всех видов заработка. В течение длительного времени /указать период/ Афанасьев от уплаты алиментов уклоняется, сумма задолженности составляет /указать сумму/. Несмотря на то, что должник передвигается на собственном автомобиле, работает /указать место работы/, пристав исполнитель каких-либо действий, направленных на взыскание задолженности не предпринимает.

За время ведения исполнительного производства, с должника взыскано лишь /указать сумму/. Между тем, действий по аресту принадлежащего ему автомобиля, описи и изъятию личного имущества не произведено. Взыскание на заработную плату должника также не наложено.

Бездействие пристава исполнителя влечет нарушение прав моих несовершеннолетних детей, так как я не могу обеспечить их необходимой одеждой и школьными принадлежностями.

ПРОШУ:

Признать бездействие пристава исполнителя Черякова Г.С. незаконными, нарушающими права несовершеннолетних /указать данные/.

  • Обязать его в кратчайшие сроки провести исполнительные действия по аресту автомобиля должника, описи и изъятию принадлежащего тему имущества по месту жительства /указать адрес/.
  • Принять иные меры, направленные на скорейшее окончание исполнительного производства.

18.01.2019
Афанасьева А.Н.

№ 2 – в прокуратуру

Прокурору /…/ района
Звание, ФИО

от Синякиной М.Ф, адрес

ЖАЛОБА на бездействие пристава исполнителя

/дата/ судьей районного суда города Нижний Новгород вынесено решение о взыскании с Васильченко Р.О. в мою пользу денежных средств за причинение морального вреда. В целях исполнения судебного решения, /дата/ приставом исполнителем Купцовым П.Д. возбуждено исполнительное производство в отношении Васильченко Р.О.

В течение длительного времени /указать период/ пристав исполнитель действий по взысканию суммы долга не предпринимает. Однако, мне достоверно известно, что Васильченко Р.О. работает в ООО «Олимп» и получает ежемесячную заработную плату. Несмотря на мои обращения от /даты/ пристав исполнитель данную информацию не проверил, исполнительный лист в бухгалтерию организации не направил. Считаю, что в результате бездействия пристава исполнителя мои права нарушены.

ПРОШУ:

Истребовать исполнительное производство в отношении Васильченко Р.О., дать оценку бездействию пристава исполнителя Купцова П.Д.

  • Понудить его принять все необходимые меры к установлению факта трудоустройства должника, направлению исполнительных документов в бухгалтерию для взыскания долга.
  • Принять иные меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление моих нарушенных прав, а также привлечь к дисциплинарной ответственности пристава исполнителя Купцова П.Д.

О принятых мерах и результатах рассмотрения жалобы, прошу уведомить меня письменно в установленный законом месячный срок.

Приложение: копии обращение в отдел ССП и ответы на них на /…/ листах.

21.01.2019
Синякина М.Ф.

Каким образом можно подать жалобу

Обратиться с жалобой на судебного пристава можно разными способами.

Возможно пожаловаться на пристава через интернет

Такой вариант наиболее простой и доступный. Но, при этом, гарантии получить ответ, никакой нет. К сожалению, служба судебных приставов, является одной из самых «безалаберных» государственных структур. Заявитель, конечно, сможет доказать факт обращения, может быть даже виновного чиновника накажут в дисциплинарном порядке. Но проблемы это не решит, а только приведет к затягиванию разрешения вопроса.

Письменное обращение

Самым эффективным способом является письменное обращение. Здесь тоже существует несколько правил, соблюдая которые, вы гарантируете реальное рассмотрение жалобы и решение вопроса.

  • Если подается жалоба начальнику судебного пристава непосредственно заявителем, следует подготовить второй экземпляр обращения. Добейтесь, чтобы на него поставили штамп районного отдела службы ССП с отметкой о принятии и датой поступления такого обращения;
  • Если жалоба направляется по почте , то необходимо отправлять её заказным письмом с уведомлением. Когда чиновники её получат, вам придет почтовое уведомление об этом. Это будет служить гарантией того, что ваше обращение не проигнорируют, а действительно рассмотрят. Так что, если заявитель находится в другом регионе или по состоянию здоровья не может сам прийти в отдел приставов, ничего страшного – смело отправляйте претензию почтой.

Важный момент. Когда с обращением вы прилагаете какие-либо документы (а это правильный подход) и направляете все это письмом, то сделайте «опись-вложение». На почте вам более подробно разъяснят суть этой опции от Почты России: у вас остается на руках документ, подтверждающий вложение, с перечислением конкретных документов. Таким образом, приложение к вашей жалобе не сможет «потеряться».

Рассмотрение жалобы

При подаче жалобы старшему судебному приставу происходит следующее

В течение этого времени, начальник отдела обязан изучить материалы исполнительного производства, провести служебную проверку и понудить нерадивого чиновника принять меры к взысканию долга. Это может выражаться в следующих действиях:

  • наложение ареста на имущество должника;
  • принятия действенных мер к розыску такого имущества:
    • автомобили – запрос в ГАИ
    • недвижимость – запрос в Росреестр
    • сбережения банковские – в банки
    • наличие у должника работы – в ИФНС (налоговая), фондов социального и пенсионного страхования об отчислениях на него работодателя;
  • выход по месту жительства должника, описание его имущества и реализация его с торгов.

По результатам рассмотрения жалобы, заявителю обязательно направляется письменный ответ.

Прокуратура

За 30-дневный срок рассмотрения, прокурор истребует исполнительное производство, изучит его и при подтверждении факта бездействия исполнителя, а значит и нарушения ваших прав, примет меры. Полномочия прокуратуры очень широки:

  • внесение представления;
  • отмена незаконных решений;
  • внесение требования;
  • объявление предостережения.

В любом случае, независимо от конкретной меры, прокурор вправе потребовать устранения нарушений ваших прав. Отказать ему приставы не вправе, требования прокурора является обязательным для исполнения. В этом случае он будет вынужден принять меры, активизировать работу, а о результатах сообщить прокурору.

Срок всех действий не может превысить 30 суток, так как вы течение этого времени прокурор обязан дать заявителю ответ. Так что в течение месяца работа по исполнительному производству будет не только возобновлена, но и проделаны конкретные действия.

Кроме того, на основании требования прокурора, пристав, допустивший нарушения закона, будет привлечен к дисциплинарной ответственности. Ему будет объявлен выговор или строгий выговор, что послужит наукой на будущее.

Суд

Порядок в этом случае такой:

  • суд принимает жалобу (конкретной формы нет, поэтому ориентируйтесь на вышеприведенные советы);
  • истребует документ;
  • в ходе судебного заседания выслушивает мнение сторон (кстати, при рассмотрении обязательным является участие прокурора);
  • и принимает решение.

Минусы обращения в суд

В отличие от прокурора суд не может:

  • дать конкретные указания - выполнить те или иные действия
  • установить для этого срок
  • а при необходимости и наказать пристава.

Суд выносит решение о признании бездействия пристава незаконным, и возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения. Такие требования, как правило, не конкретны.

Плюсы обращения в суд

Но судебное решение особенно хорошо тем, что вы получаете право на возмещение морального вреда, причиненного незаконным бездействием должностного лица ССП. А деньги за моральный вред вы взыскиваете с регионального управления ССП, которое, в свою очередь, взыскивает их потом (порядок регресса) с того пристава, который и допустил их. То есть он понимает, что он будет отвечать фактически перед вами своим кошельком, а это очень ощутимо. Из-за такой перспективы, исполнитель начинает работать пусть не за совесть, но за страх уж точно.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

81 комментарий

Нарушения в работе службы судебных приставов обычно связаны не только с их бездействием или нарушением сроков исполнения судебного решения, но и с превышением полномочий, вплоть до нанесения увечий ответчику по судебному постановлению.

Бездействие может быть процессуальным, когда вовремя не составляются необходимые для исполнения решения суда документы, и фактическим. Фактическое бездействие подразумевает, что решение суда вступило в силу, все необходимые документы составлены, но приставы не торопятся с взысканием штрафа или арестом имущества должника.

Основные способы воздействия на плохую работу приставов – подача заявления непосредственному начальству приставов, органам юстиции или прокурору. При этом жалоба в прокуратуру – это один из крайних методов воздействия, который обычно используется в последнюю очередь.

Основания для написания жалобы

Чтобы точно знать, какие действия приставов могут служить основанием для написания заявления в прокуратуру, следует изучить главу 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» .

Чаще всего основанием для подачи жалобы на пристава-исполнителя служат следующие нарушения:

  • грубость со стороны приставов – оскорбления и бранные слова в отношении ответчика, безосновательное применение физической силы;
  • получение взятки от ответчика, в результате которой пристав намеренно бездействует или затягивает сроки исполнения судебного решения;
  • недобросовестное исполнение служебных обязанностей, нарушение процессуальных норм;
  • нарушение прочих прав и свобод, которые гарантированы каждому гражданину РФ.

Процедура подачи жалобы

Перед обращением в прокуратуру не стоит пренебрегать действиями, которые помогут подробно разобраться в деле и четко определить свою правовую позицию:

  1. Ознакомление с материалами дела. Каждый гражданин, который является фигурантом исполнительного производства, имеет право ознакомиться со всеми его материалами. Для этого необходимо написать соответствующее заявление в , а затем в назначенное время прийти и снять копии со всех документов;
  2. Обоснование правовой позиции. После изучения материалов дела следует определить, что именно нарушил судебный пристав. Какая работа уже была проделана, а какая не сделана до сих пор. Для всех доводов, которые будут приведены в жалобе, следует подобрать правовую основу;
  3. Написание жалобы в прокуратуру. К ней можно приложить и все копии материалов исполнительного производства, которые были сделаны на первом этапе.

Помимо направления заявления прокурору есть и другие способы воздействовать на работу приставов. К примеру, обратиться к старшему судебному приставу или в вышестоящий орган ФССП, а также направить иск в суд. Следует помнить, что прокуратура рассматривает только серьезные дела, которые так или иначе связаны с нарушением .

Правила оформления жалобы

Как написать жалобу прокурору так, чтобы она непременно была рассмотрена? Фиксированной формы жалобы не существует, необходимо лишь придерживаться общих правил составления юридических документов. Образец заявления в прокуратуру вы найдете по ссылке в конце статьи.

Перечислим лишь основные пункты, которые обязательно должны быть в жалобе:

  • Полное наименование органа, в который направляется заявление (местный орган прокуратуры);
  • Личные данные заявителя (ФИО, адрес постоянной или временной регистрации);
  • Подробные личные данные судебного пристава, чьи действия оспариваются;
  • Номер и иные реквизиты постановления (или иного документа) пристава-исполнителя, которое обжалуется;
  • Ссылки на законы и подзаконные акты, являющиеся основанием для подачи жалобы;
  • Перечень требований заявителя;
  • Список документов (приложений), которые подаются вместе с жалобой. По закону заявитель не обязан собирать доказательства нарушений в работе приставов-исполнителей. Прокурор при необходимости должен запросить их самостоятельно;
  • Дата написания жалобы и подпись заявителя. Если документ подает представитель заявителя, то подпись ставит именно он. Тогда к жалобе прилагается доверенность на совершение юридических действий от лица заявителя.

Сроки ответа на заявление

Каждый надзорный орган или должностное лицо рассматривает обращения граждан в строго отведенный законом срок. Органы прокуратуры обязаны рассматривать жалобы в течение 15 или 30 дней (в зависимости от обстоятельств дела). По результатам рассмотрения жалобы создается акт прокурорского реагирования с определенными предписаниями к местному отделению ФССП, в котором работает нарушитель.

Результатом рассмотрения жалобы со стороны прокуратуры станет составление обращения в виде протеста, представления или постановления. То есть жалоба в прокуратуру одновременно способна и решить проблему заявителя, и наказать виновных должностных лиц.


Меры прокурорского реагирования на нарушения законов судебными приставами-исполнителями реализуются исходя из комплекса полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов, которыми наделены прокуроры Законом о прокуратуре, ГПК РФ, АПК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Пунктом 3 указанной статьи прокурору или его заместителю в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами предоставлено право опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными или недействующими; вносить представление об устранении нарушений закона.
Указание Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 (п. 1.6) обязывает прокуроров в целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.
В целях повышения эффективности мер прокурорского реагирования в силу требований п. 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 195 в документах прокурорского реагирования следует излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. При необходимости принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.
Согласно п. 1.10 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей протесты следует приносить вышестоящим должностным лицам. При этом необходимо учитывать, что по отношению к приставу-исполнителю вышестоящим должностным лицом является старший судебный пристав, которому и необходимо адресовать протест. Вместе с тем постановление судебного пристава-исполнителя, санкционированное старшим судебным приставом, надлежит опротестовывать главному судебному приставу субъекта Российской Федерации. Важно иметь в виду, что выносимые приставами-исполнителями постановления в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.68 КоАП РФ, подлежат опротестованию согласно нормам этого Кодекса.
Протест в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Так, Киришской горпрокуратурой Ленинградской области в ходе проверки исполнительных производств, оконченных районным отделом службы судебных приставов в связи с невозможностью взыскания, установлено, что по 49 исполнительным производствам судебные приставы- исполнители выносили постановления об окончании исполнительного производства без получения ответов на запросы в органы государственной регистрации и банки. По результатам проверки на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей принесено 49 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.
Отклонение протеста не исключает реализации прокурором полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством, по оспариванию правовых актов, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции или арбитражном суде.
Пункт 1.11 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 обязывает прокуроров в случае неисполнения их законных требований применять предоставленные ст. 45, 254, 441 ГПК РФ и ст. 198 АПК РФ полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба.
Прокуратурой г. Находки (Приморский край) направлено исковое заявление в суд об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства об обязательном обследовании и лечении гражданина. Заявление прокурора удовлетворено, незаконное постановление отменено.
Всего в 2010 г. судом удовлетворено 65 заявлений горрайпрокуроров Приморского края о признании незаконными действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.
Кроме того, Арбитражным судом Приморского края в 2010 г. рассмотрено 113 заявлений прокуратуры края о признании незаконными действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, в том числе по исполнительным производствам о взыскании денежных средств на сумму 7798 тыс. руб.
Наиболее часто прокурорами применяется такая мера реагирования, как представление. Указание Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 (п. 1.9) обязывает прокуроров при выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности. Данное обстоятельство не исключает возможности постановки вопроса и об ответственности старших судебных приставов, ненадлежащая организация которыми работы во вверенных им подразделениях способствовала допущенным нарушениям закона.
Такие представления, как правило, приносятся прокурорами и заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации. Предварительно горрайпрокуроры направляют в прокуратуру субъекта Российской Федерации проекты представлений, в которых содержится оценка недостатков и упущений в работе судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц службы судебных приставов. Проекты представлений направляются со всеми материалами проверок. Закон о прокуратуре (ст. 24) не запрещает внесение представлений непосредственно прокурором районного звена (его заместителем), однако в целях обеспечения единообразия следует придерживаться установок по этому поводу, определяемых прокурорами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Нередко представление в адрес главного судебного пристава субъекта Российской Федерации направляется по результатам обобщения материалов комплексной проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями подразделений ФССП на всей территории субъекта Российской Федерации.
Так, в целях принятия мер по активизации прокурорского надзора за исполнением законов об исполнительном производстве прокуратурой города проведена плановая проверка исполнения Управлением Федеральной службы судебных приставов по Москве и его подразделениями требований федерального законодательства об исполнительном производстве в 2008-2009 гг. По результатам проверки руководителю УФССП России по Москве внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено.
Статьей 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Например, в ходе проведенных прокурорами в Волгоградской области проверок было установлено, что в целях улучшения статистической отчетности должностными лицами районных подразделений службы судебных приставов затягиваются сроки регистрации поступающих исполнительных документов.
К примеру, судебными приставами-исполнителями Жирновского районного отдела УФССП России по Волгоградской области до февраля 2010 г. не возбуждались исполнительные производства по исполнительным документам, поступившим в декабре 2008 г., в связи с чем прокурором района в адрес главного судебного пристава области внесено представление, по результатам рассмотрения которого старший судебный пристав Жирновского районного отдела УФССП России по Волгоградской области переведен на нижестоящую должность, по исполнительным документам возбуждены исполнительные производства.
Прокурор, руководствуясь ст. 28.4 КоАП РФ, исходя из характера нарушения закона должностным лицом (в том числе судебным приставом-исполнителем), выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое направляется исходя из установленной данным Кодексом подведомственности.
Прокурор не должен оставлять без внимания факты совершения административно наказуемых деяний иными лицами, вовлеченными в орбиту исполнительного производства.
Например, судебными приставами-исполнителями не всегда виновные лица, при наличии к тому оснований, привлекаются к административной ответственности.
Прокурором Уметского района Тамбовской области установлено, что Маркин А.А., являющийся должником по алиментным платежам, освобожден от занимаемой должности водителя в ООО «Уметский». Однако сведений о своем новом месте работы в районный отдел судебных приставов он не предоставил. Аналогичное нарушение выявлено по исполнительному производству о взыскании алиментных платежей в отношении Маныкина А. По данным фактам прокурором района в отношении виновных лиц возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном 1 ст. 17.14 КоАП РФ.
Пункт 1.11 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 обязывает прокуроров, в случае неисполнения их законных требований, возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора). При этом следует учитывать, что факт неисполнения требования прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц службы судебных приставов не является основанием для возбуждения дела по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку применение дисциплинарной практики относится в соответствии с нормами трудового законодательства к исключительной компетенции работодателя, т.е. главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.
Нельзя исключать из арсенала полномочий прокурора и такое средство реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона, которое в соответствии со ст. 251 Закона о прокуратуре в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо службы судебных приставов, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» обязывает прокуроров объявлять предостережение во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение надлежит объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.
Например, при изучении исполнительного производства, возбужденного судебным приставом ОСП Островского района Псковской области Питухиным В.А. 06.10.2010, установлено, что по состоянию на 26.11.2010 им не принято достаточных мер к установлению местонахождения должника и его имущества. Питухиным В.А. лишь направлены запросы в МРЭО ГИБДД, Управление Пенсионного фонда РФ по Псковской области, МИ ФНС № 5 по Псковской области, БТИ г. Острова и Островского района. Однако в материалах исполнительного производства на момент проверки отсутствовал акт выхода по месту регистрации должника, не на все запросы были получены ответы, повторные запросы в соответствующие органы не направлялись.
В связи с тем, что до истечения двухмесячного срока исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, оставался незначительный период времени, Островским межрайонным прокурором 26.11.2010 судебному приставу-исполнителю Питухину В.А. объявлено предостережение о недопустимости нарушения требований ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
Меры прокурорского реагирования в каждом конкретном случае необходимо определять в зависимости от характера выявленных нарушений закона, степени распространенности и тяжести последствий.
Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, не следует ограничиваться только перечисленными мерами реагирования.
Надо разъяснять взыскателям возможность судебного возмещения вреда, причиненного органами государственной власти вследствие их бездействия, путем предъявления иска к Федеральной службе судебных приставов по правилам ст. 1069 ГК РФ.
Во исполнение п. 1.12 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 при выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов-исполнителей для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ следует выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования.
Поскольку судебный пристав-исполнитель - должностное лицо, он является субъектом преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки), ст. 292 УК РФ (служебный подлог), ст. 293 УК РФ (халатность).
Так, в рамках надзора за исполнением должностными лицами службы судебных приставов законов об исполнительном производстве прокуратурой ЗАТО г. Вилючинск Камчатского края выявлены факты растраты судебным приставом-исполнителем полученных по исполнительным производствам от должников денежных средств в общей сумме 47 600 руб.
В связи с этим 26.04.2010 прокуратурой ЗАТО в адрес и.о. начальника ОВД г. Вилючинска в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены материалы общенадзорной проверки для решения вопроса об уголовном преследовании судебного пристава-исполнителя Павликовой У.Ю., по результатам рассмотрения которых в отношении последней возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ.
Своевременное и обоснованное применение прокурорами предусмотренных законом мер реагирования позволяет повысить эффективность надзора прокуроров за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, обеспечить надлежащее состояние законности в сфере исполнительного производства.

Еще по теме § 2. Меры прокурорского реагирования на нарушениязаконов судебными приставами-исполнителями:

  1. Винокуров А.Ю.. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями: пособие, 2012
  2. 4.2. Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению
  3. 8.2. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
  4. 92 . Какие меры прокурорского реагирования вправе применять прокурор
  5. 22.2. Исполнительные действия, совершаемые судебными приставами-исполнителями
  6. Т Е М А 10. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ
  7. § 4. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона
  8. КАССАЦИОННЫЙ ПРОТЕСТ КАК АКТ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА СУДОМ ПРИ ВЫНЕСЕНИИ ПРИГОВОРА

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право -