Обеспечение безопасности в школе. Обеспечение безопасности детей в школе

Перечень нормативных документов

по обеспечению комплексной безопасности образовательного процесса МБОУ СОШ №3

а) Комплект нормативных документов по безопасности и антитеррористической защищённости:

1. Паспорт антитеррористической защищенности.

2. Паспорт по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Комплексный план безопасности.

4. План подготовки к новому учебному году по вопросам безопасности.

5. План деятельности по обеспечению антитеррористической защищённости.

6. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

7. Акт обследования антитеррористической защищённости и противопожарной безопасностигимназии.

8. Приказ «О назначении лиц за организацию безопасной работы».

9. Приказы о назначении внутрипроверочных комиссий по:

  • проверке антитеррористической защищённости и противопожарной безопасности;
  • проверке чердачных, подвальных и подсобных помещений;
  • проверке состояния стадиона, спортивного зала, спортивного и игрового оборудования;
  • проверке состояния здания школы;
  • проведению санитарно – профилактических мероприятий;
  • проверке ключей 1-го и 2-го комплекта;
  • проверке медицинского имущества и лекарственных препаратов; проверке состояния запасных выходов, аварийного освещения;
  • проверке организации хранениярадиоактивных веществ;

10. Приказ «О введении контрольно – пропускного режима».

11. Должностные инструкции по безопасности.

12. Пропуска на работников и учащихся.

13. Должностная инструкция заместителя директора по безопасности.

14. Документация пункта охраны:

  • журнал учёта посетителей;
  • журнал приёма и сдачи дежурства;
  • журнал замечаний;
  • журнал выдачи ключей от служебных помещений;
  • журнал регистрации инструктажей работников по антитеррористической защищённости;

15. Инструкция работнику, осуществляющему контрольно-пропускной режим.

16. Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему.

17. Инструкция по порядку действий при возникновении аварийных ситуаций.

18. Инструкция по использованию системы видеонаблюдения.

19. Инструкция по пользованию системы подачи тревожных сигналов.

20. Инструкция о порядке пользования тревожной сигнализацией.

21. Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.

22. Инструкция по пожарной безопасности в учреждении.

23. Инструкция по правилам пользования автоматической пожарной сигнализацией.

24. Инструкция по мерам пожарной безопасности при проведении праздничных мероприятий.

25. Порядок действий в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

26. Предупредительно – защитные меры при признаках террористической угрозы.

27. Перечень признаков, свидетельствующих о возможных диверсионно-террористических устремлениях в отношении объекта.

28. Памятка о поведении персонала при получении письменного анонимного сообщения об акте терроризма.

29. Памятка о порядке действий при пожаре.

30. Система обходов помещений и территории школы должностными лицами и дежурными работниками.

31. Алгоритм действий дежурного работника при обходах здания и территории гимназии.

32. Схема антитеррористического обхода гимназии дежурными работниками.

33. Схема оповещения учащихся и сотрудников МБОУ СОШ №3 при возникновении чрезвычайных ситуаций в рабочее время.

34. Схема оповещения учащихся и сотрудников МБОУ СОШ №3 при возникновении чрезвычайных ситуаций в нерабочее время.

35. Контрольный лист наблюдения при получении угрозы по телефону.

36. График несения службы дежурными работниками.

37. Список номеровтелефонов дежурных и аварийных служб, руководящего состава школы и Управления образования.

б) Комплект нормативных документов по пожарной безопасности:

1. План противопожарных мероприятий на год.

2. Планы эвакуации.

3. Памятка-инструкция по эксплуатации АПС для руководителя и ответственных лиц.

4. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений.

5. Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов.

6. Акты о проведении учебных тренировок.

7. Акты осмотров помещенийсогласно требований ППБ (1 раз в квартал).

8. Акт проверки работоспособности системы оповещения о ЧС

(1 раз в месяц).

9. Акт обработки огнезащитными средствами деревянных несущих конструкций.

10. Акт проверки замера сопротивления изоляции электросети(в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно).

11. Приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность».

12. Приказ « О противопожарном режиме в школе».

13. Приказ «О назначении ответственных лиц за эксплуатацию систем АПС».

14. Приказ «О назначении ответственных лиц за противопожарное состояние школы».

15. Приказ «О создании добровольной пожарной дружины».

16. Приказ «О соблюдении мер пожарной безопасности

в спортивном зале».

17. Приказ о назначении лица, ответственного за средства пожаротушения.

18. Приказ «О назначении ответственных лиц за электрохозяйство».

19. Приказы о назначении внутрипроверочных комиссий по:

  • проверке противопожарной безопасности;
  • проведению технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов;
  • проверке чердачных, подвальных и подсобных помещений;
  • проверке ключей 1-го и 2-го комплекта.

20. Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе.

21. Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара.

22. Инструкция о порядке действий администрации на случай возникновения пожара.

23.Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей при пожаре.

24. Журнал учёта первичных средств пожаротушения.

25. Журнал регистрации противопожарного инструктажа.

26. Журнал проведения занятий по противопожарной безопасности.

28. Нормы оснащения помещений первичными средствами пожаротушения.

29. Порядок действий при пожаре.

в) Комплект нормативных документов по охране труда:

1. Устав школы.

2. Коллективный договор.

3. Соглашение по охране труда между администрацией и профсоюзным комитетом.

4. Правила внутреннего трудового распорядка.

5. План организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда.

6. План работы комиссии по охране труда.

7. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

8. План ремонтных работ.
9. План противопожарных мероприятий.

10. План мероприятий по подготовке теплопотребляющих установок и тепловых сетей к работе в отопительном сезоне.

11. Акт проверки выполнения соглашения по охране труда (оформляется два раза в год).

12. Акт общего технического осмотра зданий и сооружений (оформляется два раза в год).

13. Акт готовности учреждения к новому учебному году (оформляется ежегодно перед началом учебного года).

14. Акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских.

15. Акт-разрешение на проведение занятий в учебных мастерских и спортивных залах (оформляются ежегодно перед началом учебного года).

16. Акт-разрешение на проведение занятий в специализированных кабинетах (оформляются для вновь организованных или реконструированных).

17. Приказ «О назначении специалиста по охране труда».

18. Приказ «О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы».

19. Приказ «Об утверждении инструкций по охране труда».

20. Приказ «О продлении срока действий инструкций по охране труда».

21. Приказ «О создании комиссии по охране труда».

22. Приказ «О состоянии охраны труда» (оформляется один раз в три месяца).

23. Приказ «О назначении ответственного за эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей».

24. Приказы о назначении внутрипроверочных комиссий по:

  • проверке знаний по охране труда;
  • готовности кабинетов, учебных мастерских, спортивного зала на проведение занятий:
  • создании аттестационной комиссии для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • назначении комиссии для расследования профессионального заболевания;
  • назначении постоянно действующей квалификационной комиссии для проверки знаний правил по электробезопасности;
  • назначении комиссии для расследования несчастного случая на производстве;
  • назначении комиссии для расследования несчастного случая, происшедшего по пути на работу (с работы);
  • назначении комиссии для расследования несчастного случая с обучающимся;
  • проверке соблюдения техники безопасности и охраны труда в кабинете химии.

25. Перечень профессий и должностей работников, освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте.

26. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по охране труда.

27. Перечень работ и профессий, по которому должны выдаваться средства индивидуальной защиты (СИЗ).

28. Программа вводного инструктажа по охране труда.

29. Программы первичного инструктажа по охране труда для сотрудников гимназии.

30. Тематический план и программа обучения по охране труда.

31. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.

32. Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.

33.Журнал инструктажа учащихся по технике безопасностипри организации общественно полезного,производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

34. Журнал учёта выдачи удостоверений по охране труда.

35. Журнал учёта выдачи инструкций по охране труда.

36. Журнал административно-общественного контроля по охране труда.

37. Журнал технической эксплуатации здания.

38. Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств спортивных залов.

39.Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися.

40. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

41. Экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда.

42. Протокол заседания комиссии по проверке знаний по охране труда.

43. Удостоверения по проверке знаний по охране труда руководителей и сотрудников.

44. Протокол собрания профсоюза по выборам уполномоченных лиц по охране труда.

45. Соглашение между администрацией и профсоюзным комитетом по охране труда.

46. Личные карточки учёта выдачи средств индивидуальной защиты.

47. Инструкции по охране труда:

  • Инструкцияпо охране труда директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3.
  • Инструкцияпо охране трудазаместителя директора по безопасности.
  • Инструкцияпо охране трудазаместителя директора по учебно-воспитательной работе.
  • Инструкцияпо охране трудазаместителя директора по воспитательной работе.
  • Инструкцияпо охране трудазаместителя директора по АХЧ.
  • Инструкцияпо охране трудаклассного руководителя, учителя.
  • Инструкцияпо охране труда воспитателя ГПД.
  • Инструкцияпо охране труда гардеробщика.
  • Инструкцияпо охране трудасторожа.
  • Инструкцияпо охране труда дворника.
  • Инструкцияпо охране труда делопроизводителя.
  • Инструкцияпо охране труда секретаря.
  • Инструкцияпо охране труда педагога-психолога.
  • Инструкцияпо охране труда лаборанта химии.
  • Инструкцияпо охране труда лаборанта физики.
  • Инструкцияпо охране труда рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений.
  • Инструкция по охране трудадля уборщика служебных помещений.
  • Инструкция по охране трудадля повара учреждения.
  • Инструкцияпо охране труда воспитателю оздоровительного лагеря дневного пребывания на базе учреждения образования по обеспечению пожарной безопасности в спальных корпусах.
  • Инструкцияпо охране труда Сторожу детского оздоровительного лагеря дневного пребывания на базе учреждения.
  • Инструкцияпо охране труда воспитателя.
  • Инструкция по охране труд при эксплуатации электроустановок до 1000 В.
  • Инструкция электробезопасности для персонала 1-й квалификационной группы.
  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии.
  • Инструкция по охране труда при работе в учебных кабинетах.
  • Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии.
  • Инструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии.
  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете физики.
  • Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике.
  • Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике.
  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии.
  • Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии.
  • Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии.
  • Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по биологии.
  • Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке.
  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете информатики.
  • Инструкция по охране труда при работе на видеодисплейных терминала (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ).
  • Инструкция по охране труда при работе на копировально-множительных аппаратах
  • Инструкция по охране труда заведующего учебным кабинетом, мастерской,спортзалом, руководителя общественно-полезного труда, кружка, спортивной секции, мастера производственного обучения.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах начальных классов, математического и гуманитарного циклов.
  • Инструкция по технике безопасности на уроках труда в начальной школе.
  • Инструкция по охране труда в библиотеке
  • Инструкция по охране труда при проведении учебных (учебно-полевых) сборов
  • Инструкция по охране труда при проведении стрельб.
  • Инструкция по охране труда при проведении практических занятий по курсу ОБЖ.
  • Инструкция по охране труда припроведении занятий по гимнастике.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий по легкой атлетике.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий по лыжам.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий по плаванию.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.).
  • Инструкция по охране труда при проведении спортивных соревнований.
  • Инструкция по охране трудадля учителя физкультуры, тренера, руководителя спортивной секции, организатора спортивных мероприятий.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в тренажерном зале.
  • Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей,конкурсов, конференций, слетов, брейн-рингов и др.).
  • Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.
  • Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, встреч с ветеранами ВОВ и труда, дискотек и др.).
  • Инструкция по обеспечениюбезопасности перевозок автобусами обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Московской области.
  • Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения.
  • Инструкция по охране труда при обучении вождению автомобиля.
  • Инструкция по охране труда при выполнении полевых работ.
  • Инструкция по охране труда при уборке помещений.
  • Инструкция по охране труда при работе электрифицированным инструментом.
  • Инструкция по охране труда при работе с электромясорубкой.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии (кулинарии и швейного дела).
  • Инструкция по охране труда приработе с кухонной электроплитой.
  • Инструкция по охране труда при мытье посуды.
  • Инструкция по охране труда при использовании проектора.
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии учебных мастерских.
  • Инструкция по охране труда при ручной обработке древесины.
  • Инструкция по охране труда при работе на сверлильном станке.
  • Инструкция по охране труда при работе на заточном станке.
  • Инструкция по охране труда при токарном станке по металлу.
  • Инструкция по охране труда при работе на токарном станке по дереву.
  • Инструкция по охране труда при паянии.
  • Инструкция по охране труда при работе с муфельной электропечью.
  • Инструкция по охране труда при выполнении электромонтажных работ.
  • Инструкция по охране труда при работе на циркулярном станке.
  • Инструкция по охране труда при работе на лестницах и стремянках.
  • Инструкция по пожарной безопасности в учебных кабинетах и мастерских.
  • Инструкция по охране труда при работе с применением переносных электроинструментов.
  • Инструкция по охране труда при ручной обработке металла.
  • Инструкция по охране труда при работе с тканью.
  • Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом.
  • Инструкция по охране труда при кулинарных работах.
  • Инструкция по охране труда при работе на тестомесе.
  • Инструкция по охране труда при работе на картофелечистке.

г) Комплект нормативных документов по гражданской обороне:

1. План проведения основных мероприятий гражданской обороны на учебный год.

2. План гражданской обороны школы.

3. План действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Календарный план основных мероприятий ГО и ЧС.

4. План занятий с сотрудниками и учащимися по действиям в ситуациях террористического характера.

5. Календарный тематический план занятий с учителями и сотрудниками по гражданской обороне на год.

6. План текущейработы комиссии по чрезвычайным ситуациям и штаба гражданской обороны на год.

7. Приказ «О создании объектовых звеньев городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны».

8. Приказ «О назначении сборного эвакуационного пункта».

9. Приказ «О подготовке и проведении Дня защиты детей».

10. Приказ «О состоянии работы по гражданской оборонеи задачах на следующий год».

11. Инструкции по действиям персонала школы в чрезвычайных ситуациях и при выполнении мероприятий гражданской обороны.

12. Функциональные обязанности начальника гражданской обороны.

13. Функциональные обязанности начальника штаба по делам ГО и ЧС.

14. Функциональные обязанности председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

15. Журнал учёта занятий по гражданской обороне.

16.Схемы оповещения постоянного состава школы.

17.Документация сборного эвакуационного пункта (СЭП).

18. Схема организации гражданской обороны в школе.

д) Комплект нормативных документов по электробезопасности:

1. Приказ «О назначении ответственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в период длительного отсутствия».

2. Журнал учёта присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу. (Оформляется один раз в год).

3. Перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей необходимо иметь квалификационную группу по электробезопасности. (Утверждается директором гимназии).

4. Перечень должностей и профессий для неэлектротехнического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей требуется иметь 1 квалификационную группу по электробезопасности.(Утверждается директором гимназии).

5. Перечень видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок. (Утверждается директором гимназии).

6. Протоколы проверки сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования. (Составляется ежегодно проверяющей организацией).

7. Однолинейные схемы электроснабжения потребителей. (Должны быть на внутренней стороне дверец всех электрощитов).

8. Журнал учёта и содержания средств защиты. (Заполняется один раз в 6 месяцев).

9. Список ответственных лиц, имеющих право вести оперативные переговоры с энергоснабжающей организацией в случае аварийных ситуаций в электроустановках. (Подаётся ежегодно в энергоснабжающую организацию).

10. Акт разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон между энергоснабжающей организацией и образовательным учреждением.

е) Положения:

1. Положение «О контрольно - пропускном режиме».

2. Положение «О дежурстве».

3. Положение «О проведении инструктажа по охране труда».

4. Положение «О проведении противопожарного инструктажа».

5. Положение «О гражданской обороне гимназии».

6. Положение «О службе охраны труда».

7. Положение «Об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса».

8. Положение «Об уполномоченном лице по охране труда».

9. Положение «О комиссии по охране труда».

Безопасность в школе

«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»

Статья 1 Закона РФ "О безопасности"

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.

Безопасность образовательного учреждения складывается из многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.

Целью работы школы в области безопасности является обеспечение безопасности обучающихся и работников образовательной организации во время учебной деятельности с использованием современных достижений.

Главная задача, решаемая в области безопасности - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других возможных опасностей

Направления работы:

1. Комплексная безопасность образовательной организации.

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков.

3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Военно-патриотическое воспитание воспитанников.

5. Организация медицинского освидетельствования юношей допризывного возраста и их постановки на первичный воинский учет.

Пожарная безопасность:

1. Реализация комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и исключение пожаров в школе.

2. Развитие знаний и навыков поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях в случаях пожаров.

3. Поддержка в исправном состоянии систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре.

4. Обеспечение укомплектованности школы первичными средствами пожаротушения; периодическая их проверка, выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки, путей эвакуации.

5. Обеспечение наличия и исправности источников наружного противопожарного водоснабжения, периодическая их проверка.

Безопасность дорожного движения:

1. Реализация плана работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий.

2. Исключение случаев дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся.

3. Пропаганда знаний правил дорожного движения среди обучающихся.

Антитеррористическая защищенность:

1. Реализация плана по антитеррористической деятельности.

2. Подготовка обучающихся и сотрудников школы к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма в образовательной организации.

3. Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий.

4. Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Для формирования навыков обучающихся и педагогов действовать в экстремальных ситуациях в школе регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности, по безопасности дорожного движения, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Традиционно в День знаний, День защиты детей, в канун школьных каникул в школе проводятся игры, эстафеты, практические занятия и тренинги, направленные на формирование сознательного отношения к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В обеспечении условий безопасности образовательной организации школа руководствуется Федеральными законами, постановлениями правительства РФ, окружными, муниципальными и локальными нормативно правовыми актами.

Как обеспечивается безопасность учеников в школе?

За организацию безопасности в школе отвечает - заместитель директора Соколова Оксана Александровна.

Пропускной режим и охрану здания школы осуществляет охранное предприятие.

Охрана школы располагает всем необходимым оборудованием для экстренного вызова квалифицированной помощи при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе, кнопкой тревожной сигнализации, осуществляющей связь с управлением вневедомственной охраны. В школе установлена система автоматической пожарной сигнализации для вызова по тревоге расчета пожарной команды.

Ежегодно контролирующими организациями проводится приемка готовности школы к новому учебному году - осуществляется проверка систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Чрезвычайных ситуаций в школе не было.

Во время учебного процесса выполнение установленных норм и правил поведения в школе контролируются обучающимися дежурных классов и педагогами. Общий внутришкольный контроль осуществляет дежурный администратор.

Порядок входа в школу и выхода из школы обучающихся и посетителей.

Пропускной режим в школе осуществляется на основании «Положения об организации пропускного режима и правилах поведения посетителей НРМОБУ «ПСОШ №2» утвержденного приказом директора от 13.09.2016г. № 335/1-0. Обучающиеся школы проходят в здание свободно при визуальном контроле. Выход обучающихся из школы осуществляется после окончания учебных занятий. Руководители кружков и секций встречают своих подопечных в холле 1 этажа школы, сопровождают их на занятия и обратно.

На основании приказа директора школы о пропускном режиме родители обучающихся пропускаются в школу в заранее согласованное время на переменах или после занятий по предъявлению документа, удостоверяющего личность, в сопровождении дежурного администратора или педагога, к которому они прибыли. Сотрудник охраны вносит данные о посетителе в журнал регистрации.

Запрещен вход в школу любых посетителей, если они отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность, и объяснить цель посещения.

Обучающиеся школы не могут покинуть здание во время учебного процесса без особого разрешения заместителя директора.

Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Но как в ситуации недостаточного финансирования содержания образовательных учреждений и постоянных проверок обеспечить достойные условия труда педагогов и образования детей?

Фото с сайта Призыв.

Безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Каковы основные направления безопасности?

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;
  • обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;
  • предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • профилактика производственного травматизма;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
  • контроль за соблюдением работниками и работодателем законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т.д.;
  • организация проведения инструктажей, обучения.

Таким образом, безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, финансовую, информационную, техногенную, охрану труда и др.

Нормативное регулирование

Отметим, что значение документа для образовательного учреждения также велико, как и для любой организации. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности учреждения. На составление документации и на работу с документами уходит большая часть рабочего времени.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях.

Руководитель организации несет персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов по безопасности.

При организации документооборота следуют выделять:
внешнюю документацию;
документацию управления организацией;
документацию подразделения;
документы на рабочих местах.

Часто в нашу редакцию приходят вопросы следующего характера:
на какие законы необходимо ссылаться при составлении пакетов документов по безопасности учреждения?
как решить конкретную ситуацию посредством законодательства?
что делать, если пришла проверка?
какие локальные акты регулируют обозначенную деятельность?

Условно, нормативные документы касательно данной тематики можно разделить на блоки:

  • законодательная база по охране жизни и здоровья детей (Конституция РФ, ФЗ «Об Образовании в РФ», Конвенция о правах ребенка, Письмо Минобрнауки РФ «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях» и др.);
  • законодательная база по пожарной безопасности и охране труда(ФЗ «О пожарной безопасности», Приказ МЧС России СП 9.13 130.2009 и др.);
  • законодательная база по пожарной безопасности при чрезвычайных ситуациях (Письмо Минобрнауки РФ «О Типовом положении о комиссии по чрезвычайным ситуациям образовательных учреждений…», Приказ МЧС России «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений…» и др.);
  • внутренние локальные акты(приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей);
  • локальные акты учреждения (должностные инструкции, планы работ, журналы проведения инструктажа, правила, приказы, программы);
  • методический материал по безопасности.

Полный перечень необходимых документов, а также шаблоны локальных актов вы можете найти в системе Директория .

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
план административно-общественного контроля по охране труда;
отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
журнал административно-общественного контроля;
справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
правила внутреннего трудового распорядка;
инструкции;
положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
инструктажи;
приказы;
акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
документы по аттестации рабочих мест;
план работы;
положение о комиссии;
протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
паспорт пожарной безопасности;
декларация о пожарной безопасности;
предыдущие предписания с отметками о выполнении;
материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
планы эвакуации с поэтажными схемами;
техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Условия безопасности

Прежде всего безопасность в образовательном учреждении зависит от руководящего состава. В должностных обязанностях одного из заместителей директора должен присутствовать пункт о необходимости обеспечения защищенности каждого обучающегося.

Безопасность должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться посредством сторожевой охраны в ночное время и наблюдения вахтером, дежурным педагогом в дневное время.

Помимо этого, эффективным условием безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории организации должно быть возможно лишь с разрешения начальника отдела образования.

Правила безопасности в организации должны реализовываться путем внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой.

При осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Один из главных условий безопасности - инструктаж. Данный элемент включает не только должностные инструкции, но и различные программы и общие локальные акты. Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое условия безопасности также должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Государственные учреждения обязаны выполнять все санитарные нормы. Отметим, что даже если все условия безопасности будут соблюдены, несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Таким образом, пока обучающийся находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники организации, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке или занятиях это педагог или воспитатель, на перемене - дежурный педагог. Общую ответственность за всех обучающихся несет руководитель организации.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая постоянное обновление нормативно-правовой базы, создание здоровых и безопасных условий труда и соответствующее материально-техническое оснащение.

Мы затронули лишь небольшую часть проблемных вопросов темы. Еще больше материалов с необходимой документацией как для школ, так и для дошкольных учреждений вы можете найти в нашей системе

Андрей Викторович Федосеев — специалист по защите объектов с большим, более 15 лет, опытом практической работы. Предлагаем вашему вниманию его статью.

Безопасность наших детей – одна из абсолютных ценностей нашего общества, которая не может быть оспорена.

В настоящее время ситуация по безопасности образовательных учреждений (ОУ) очень сложная, относительное благополучие в этой области оказалось очень зыбким. После событий в школе №263 г. Москвы наше общество натолкнулось на такую проблему безопасности, как причинение вреда жизни и здоровью учащихся школ, преподавателей. В отличие от ситуаций, к которым готовились соответствующие структуры безопасности, источником угрозы оказываются не террористические группы, не бандитские элементы, а простые учащиеся, которые ушли из под контроля родителей, преподавателей, психологов и имеют в первую очередь личные и психологические проблемы.

Обычная московская школа стала местом трагедии © Елена Иванова (http://vk.com/alenahka)

Суть произошедшего в том, что источник угрозы оказался не вне школы, а внутри. Поэтому идеология обеспечения безопасности оказалась не готова к защите детей и сотрудников ОУ к действиям внутреннего злоумышленника. Это, тем самым, создало условия для совершения старшеклассником тяжкого преступления. Взяв из дома оружие, он пришел в школу, убил 2-х человек и ранил еще одного. К счастью, не пострадали дети, но гибель и ущерб здоровью любого гражданина России в мирное время очень печальны.

На сегодняшний день каждое ОУ имеет паспорт безопасности, в нем указаны основные угрозы и способы их устранения, но давайте почитаем, что в нем содержится (кстати, там написаны правильные вещи):

— описание объекта, с его конструктивными особенностями;

— основные угрозы и описание нарушителей под соответствующие угрозы, согласно федерального закона;

— основные организационно-технические мероприятия по предотвращению этих угроз.

Так почему все таки на объектах ОУ существует такая уязвимость!?

Ответ прост: самой большой проблемой является то, что сама система образования никакого навыка по организации безопасности не имеет. Эта проблема существует у многих ведомств, начиная от Минтранса, РЖД и многих других. С одной стороны, все в теории понимают, что нельзя делать очень хорошо всё сразу, а основная деятельность и требования безопасности как правило, противоречат друг другу. Но все, как ни странно, создают свои ведомственные подразделения безопасности, покупают дорогостоящее оборудование, берут его на баланс, хотя ни пользоваться им эффективно, ни использовать все функции не могут.

Но вернемся к нашим образовательным учреждениям. В большинстве своем люди творческой природы и гуманитарного склада ума изначально не могут жестко подойти к вопросам безопасности, слабо понимают философию безопасности. Более того, они это делать и не должны, так как это не является их специальностью и профессией.

Давайте рассмотрим, какие угрозы и направления безопасности определены согласно закона для ОУ:

Противопожарная безопасность;
Электробезопасность;
Антитеррористические мероприятия;
Внутри объектовая безопасность;
Пропускной режим.

По всем этим направлениям расписана груда всяческих требований и нормативов, которые должны быть реализованы на объектах. А теперь самое интересное, давайте раскроем все эти пункты со стороны безопасности для простого, неискушенного гражданина.

Противопожарная безопасность – это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью людей, а также порчи материальных ценностей находящихся на объекте – при пожаре.
Электробезопасность – это также комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся на объекте – от поражения током.
Антитеррористические мероприятия – то же самое, комплекс мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровья.
Внутри объектовая безопасность – опять мероприятия для сохранности жизни и здоровья, но только с учетом специфики объекта, это в основном безопасность при проведении уроков, занятий и других общеобразовательных мероприятий, выполнение гигиенических норм.

Пропускной режим – вот здесь есть мероприятия, которые направлены не только на сохранность жизни и здоровья граждан, но и на сохранность товарно-материальных ценностей.

А теперь внимательно посмотрите и ВЫ увидите, что во всех пунктах существует одно и то же словосочетание «…причинения вреда жизни и здоровью ….».

Обратите внимание на самое главное. Если мы сейчас сравним 3-й и 5-й пункт, то увидим очень интересную вещь. Оказывается, что антитеррористические мероприятия и мероприятия по пропускному режиму имеют общие функции, а именно эти пункты предусматривают предотвращение проникновения на объект лиц или групп лиц. Не важно с какими лозунгами, под каким флагом и какого возраста или пола придут эти люди, а важно, что они не должны причинить вред жизни и здоровья людям. Что же предлагается на текущий момент?

Сейчас существует мнение, что нужно осуществлять досмотр личных вещей учащихся на предмет обнаружения веществ или предметов запрещенных к проносу на территорию учебного учреждения. Конечно речь идет в первую очередь об оружии, в этом случае мы получим то, что наши дети, чтобы начать учиться с 9.00 будут приходить в школу к 7.00, дабы доблестный сотрудник охраны успел проверить всех входящих на территорию объекта.Так как же выйти ОУ из этой проблемы!?

Вот здесь сразу возникает вопрос, а не стоит ли задействовать психологов, которые обязаны проводить психологическое тестирование учащихся и преподавателей!? Для чего!? А чтобы выявить группу риска.

Два раза в месяц, или один, вполне достаточно, чтобы установить тех детей или учащихся, у кого есть проблемы с учителями, оценками, друзьями или родителями, а вот уже после изучения каждой конкретной ситуации на этих учащихся стоит посмотреть внимательно, в том числе периодически проверять, что они приносят с собой в школу. Если психолог выявит таких, то, во-первых, с ними на ранней стадии можно провести работу по урегулированию проблемы, а во-вторых, в учебных учреждениях резко понизится количество мелких нарушений внутри объектового режима и поведения. Как минимум, таким образом можно добиться снижения проблемы проноса на территорию школ табачных изделий, наркотиков и алкогольных напитков, которые имеют место быть сейчас.

Если посмотреть на вопрос шире, то выход, оказывается, достаточно прост. Вместо того, чтобы заключать договора по безопасности, начиная от установки систем и заканчивая физической охраной, с набором в договоре кучи мероприятий с непонятной целью – эффективнее писать в документах только название угрозы.

Например, школа или институт могут заключить договор на установку на объекте систем безопасности с основной формулировкой «Обнаружение проникновения на объект лиц или групп лиц, целью которых является причинение вреда жизни и здоровью учащихся, преподавательского и обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения…» Что касается ЧОПов или других организаций, которые оказывают услуги по физической охране, можно указывать в договоре формулировку «Предотвращение проникновения на объект ОУ лиц или групп лиц, целью которых являются причинение вреда жизни и здоровья учащихся, преподавательского и обслуживающего персонала».

Что это даст?

В первую очередь появится конкретная цель (а не возможность) траты бюджетных средств, а самое главное, что все усилия будут направлены на безопасность наших детей и преподавателей. В этом случае, например, система видеонаблюдения будет проектироваться не с целью обработки видеоматериала последствий при реализации угрозы, а именно с целью предотвращения причины. Сейчас на объектах ОУ система видеонаблюдения выполняет в основном функции регистрации и хранения видеоинформации, но это не позволяет ни предотвратить угрозу, ни подготовиться сотрудникам охраны или полиции обезвредить злоумышленника. Условно говоря, мы имеем «черный ящик», а не парашют.

Но может быть и по-другому. Система видеонаблюдения может решать задачи по распознаванию лиц, которые внесены в базу данных МВД или ФСБ, как бандитов или террористов, и в автоматическом режиме, через системы оповещения, может осуществлять подачу сигнала тревоги на пульт оперативных служб. В этом случае система работает на предотвращение возникновения угрозы. Хотя на сегодняшний день программы по распознаванию лиц не на сто процентов решают эти задачи, но все равно возможностей создается очень много.

В самом простом случае сотрудник охраны может сличить по базе данных лицо, пытающее проникнуть на объект, но самое главное — преступник, во-первых не должен быть допущен на объект, во-вторых, появится возможность его задержать.

Огромное количество предприятий имеют технологии или концепции по решению задач для предотвращения различных угроз, существующих и не существующих в государственном реестре. Многие зададутся вопросом «А как проверить, что существующая технология или концепция действительно эффективна?».

Это решаемая задача, для этого нужно осуществлять приемо-сдаточные испытания в присутствии надзорных органов, которые несут ответственность за данную угрозу: МВД – бандитизм, нарушение общественного порядка, ФСБ – терроризм, МЧС – пожарная и электробезопасность.

Есть СМИ, которые готовы вести рейтинговый список предприятий, которые обладают реальными технологиями или концепциями, причем на профессиональном уровне. В этот рейтинг смогут быть занесены не только компании, которые владеют технологиями, но и те, кто эти технологии уже удачно или не удачно применил.

Для чего нужно вести рейтинг? Во-первых это будет нужно ОУ, чтобы выбрать для сотрудничества наилучшие предприятия или компании, это нужно страховым компаниям, которые заинтересованы в снижении рисков, это нужно непосредственно предприятиям, которые экономят на страховых издержках и понижают свои риски, это полезно квалифицированным исполнителям, которые готовы вкладываться в развитие технологий и методик безопасности. А самое главное – это нужно нашим детям и близким.