Коммунальные дела. Как чаще всего воруют в сфере ЖКХ

Уже мало для кого является новостью тот факт, что большинство действий жилищно-коммунальных хозяйств и управляющих компаний производится вне правового поля. Последнее рассчитано на элементарную правовую безграмотность и невнимательность населения. Даже когда дело доходит до суда, представители компаний, зачастую наемные или кадровые юристы, предпринимают попытку исказить сложившуюся ситуацию таким образом, что собственники жилья попадают в крайне невыгодное положение. Происходит сие по причине того, что граждане не в состоянии правильно и грамотно защитить себя, многие просто не замечают искажения фактов, а тот принцип, что суд обязан учитывать положение юридически слабой стороны, в рамках судопроизводства, зачастую игнорируется. Многочисленные интернет-ресурсы, частные каналы и блоги раскрывают все нюансы того, как бороться с управляющей компанией, описывая ситуации и схемы обмана жильцов, посредством манипуляций с действующим законодательством.

Чтобы знать, как защититься, нужно понять суть обмана

Построение линии защиты и того, как бороться с ЖКХ, в основной массе случаев кроется в самой ситуации, которая собственнику видится обманной, не логичной, не обоснованной. Сегодня управляющие компании разработали для себя серию лайф-хаков о том, как обмануть жильцов или полулегальных схем получения дополнительной прибыли с собственников жилья. В качестве примера приведем наиболее распространенные из них.

«Мудреные квитанции» и как их понимать

Общей формы квитанций для оплаты коммунальных услуг не установлено, благодаря этому пробелу УК часто обманывает своих абонентов. Несмотря на требование Президента в связи с многочисленными обращениями, сделать их наиболее понятными для абонентов, отреагировали не него, не многие УК.

В квитанции за коммунальные платежи должны быть отражены данные или сведения для расчетов. Последнее для многих жильцов вызывает сложность, но тщательная проверка документа позволит понять, где внесена недостоверная информация, повлекшая увеличения размера оплаты услуг и начисление лишних платежей. Так, часто «ошибки» допускают в следующих строках:

  • Число жильцов фактически или юридически – здесь следует проверить правильность указания числа лиц, зарегистрированных в пределах вашей собственности;
  • Непонятные услуги – это плата за обслуживание общедомовых приборов учета и сетей. В ряде регионов доказана неправомерность такого вида оплаты, так как доказали, что по факту не каких работ по обслуживанию не велось, а введение такой строки связано с установкой внутридомовых учетных приборов;
  • Непонятные пени и штрафы – последние вполне законны, если потребитель нарушает сроки оплаты, например, вместо 25 числа, платит 30, так просрочка составляет 5 дней и по закону за каждый из них допускается начисление пени в размере ставки рефинансирования (сегодня 8,25%) за каждый день, но если сумма внесена в срок, что подтверждается чеком, такой строки быть в квитанции вовсе не должно, а оспорить ее можно посредством претензии;
  • «Странный перерасчет» — это наиболее труднообъяснимая строка в квитанции, так как обоснования под собой она не имеет. Так, перерасчет должен быть инициирован компанией, например, при допущенных ошибках, по требованию потребителя. На практике, причиной перерасчета является попытка компании распределить на всех собственников дебиторскую задолженность в виде неоплаченных иными собственниками счетов или превышение лимита потребления ресурсов;
  • ОДН – или расход на нужды общедомового характера. Данная графа расходов вызывает наибольшее недоумение со стороны владельцев квартир. А между тем, рассчитывается она пропорционально квадратным метрам собственника жилья.

Исходя из того, как нас обманывает ЖКХ или УК, стоит изучить и нормативно-правовые акты, регламентирующие данные вопросы. Одновременно стоит помнить, что получать и информацию о том, как начисляются платежи – это право жильца и прямая обязанность жилищно-коммунального хозяйства предоставить сию информацию.

Бесплатно-платные услуги

По истине, коррупция – это предоставление на платной основе априори безвозмездных услуг, обозначенных законодательно. Причина в том, что не всем жильцам известен их перечень, на чем, собственно и основан обман УК и ЖЭК. Такие действия наказуемы, именуются мошенничеством и для них предусмотрена статья закона, с определением соответствующего наказания.

Услуги, которые компании должны оказывать на безвозмездной основе, нередко находят свое отражение в счетах за коммуналку.

К таковым относятся:

  • Оплаты за лифт, который не работает или еще не запущен в эксплуатацию;
  • За неработающий мусоропровод;
  • За замену электрощитов, а также стоимость отключения и подключения электроэнергии, пока велись работы по замене;
  • За вызов мастеров, за отключение стояков при ремонтных работах;
  • За содержание систем дымоудаления, пожаротушения;
  • Дополнительные услуги.

Представленный выше перечень — это услуги, включенные в строку расходов «содержание общего оборудования и его текущий ремонт». Бесплатными их модно назвать условно, но многие УК пытаются сделать их самостоятельными, что влечет за собой двойную оплату.

Для понимания того, за что мы платим в рамках содержания общедомового имущества, следует обратиться к перечню услуг, обозначенных в 290 Правительственном Постановлении.

По мнению юристов, все виды работ, не вошедшие в сей нормативный акт, имеют право обозначаться в качестве дополнительных, а значит, могут быть включены в квитанцию. При этом, имея не обобщенное название «дополнительные», а быть конкретизированными.

«Хитрый» договор и подложный протокол, как основа коррупции

Обман жильцов в сфере ЖКХ обслуживания начинается еще на стадии заключения договора с компанией. В него вносятся положения, априори противоречащие законодательству. Так, коррупционная деятельность одной из УК Челябинска заключалась в незаконном повышении тарифов за коммунальные платежи на том основании, что такой пункт присутствует в тексте договора.

  1. Хитрость и нелогичность заключена в том, что, коли жильцы многоквартирного дома на общем собрании решили установить норму оплаты, вместо того, чтобы рассчитывать ее по тарифу, то и отменить ее может только общее собрание.
  2. Последнее подтверждается протоколами общих собраний, которые нередко являются подложными, а собраний по факту не проводилось. Такие действия можно назвать не просто коррупционными, а мошенническими.
  3. Нередко в договора включаются пункты, в силу которых осмотры состояния коммуникаций, кровли, состояния систем пожарной безопасности, становятся платными. Последние находят отражение в платежках.
  4. Очень часто жильцы пытаются бороться с незаконно начисленными коэффициентами. С точки зрения бухгалтерии, обнаружить их в квитанции не так просто, да и увидеть в расчетах также сможет не каждый. Хотя в наличии такого обмана сознаются сами коммунальщики, списывая последнее на человеческий фактор в виде ошибок сотрудника.

Таким образом, в своем стремлении получить прибыль, даже если придется обмануть, потребителя, УК не страшится нарушить закон.

Спасение утопающих или как бороться правильно

Поход в суд с иском о том, что Вас обманывает управляющая компания, в корне нецелесообразен. Борьбу с компанией всегда легче вести на «своей территории», кстати сказать, это правило установлено законодательно и выражается в той норме, что определяет право суда отказать в рассмотрении иска, равно, как и Роспотребнадзор в рассмотрении жалобы, если не соблюден досудебный порядок или не направлена претензия в саму компанию. Борьбу следует начинать с направления письменных претензий в УК. Если начисление лишних платежей по вине конкретного сотрудника – пишем жалобу. Не получаем ответ, пишем в прокуратуру о его неполучении. Одним словом, собираем доказательную базу – компромат. Борьбы с нарушениями в сфере ЖКХ должна подтверждаться документально.

Выходные данные сборника:

КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, зав.кафедрой частного права Филиала Российского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Великий Новгород

CORRUPTION RELATIONS IN THE SPHERE OF HOUSING AND PUBLIC

Andreeva Lybove

candidate of juridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian University, head.the Department of private law branch of Russian state University for Humanities, Russia, Veliky Novgorod

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам противодействия коррупционным проявлениям в жилищно-коммунальной сфере, системам организации управления жилищным фондом, финансированию учреждений и предприятий, оказывающих коммунальные услуги населению.

ABSTRACT

The article is devoted to problems of anti-corruption in housing and communal services, systems management housing Fund, financing institutions and enterprises providing public services to the population.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; учреждение; организация; муниципальное образование; органы государственной власти; коммунальные услуги.

Keywords: housing and utilities; establishment; organization; municipality; public authorities; utilities.

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс является одним из определяющих развитие экономики России. Отраслевой анализ показывает, что сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является наиболее коррумпированной отраслью экономики страны. Совершенствование управления жилищно-коммунальной сферой является одной из важнейших проблем. Однако внедрение новых форм и методов управления осложняется специфическими особенностями экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, а также социальной направленностью сферы экономики. Одним из достижений реформы ЖКХ стал переход на стопроцентную оплату населением коммунальных услуг, однако, несмотря на это инвестиционная активность в отрасли остается низкой, возрастает физический износ объектов коммунальной инфраструктуры, учащаются аварии систем жизнеобеспечения городов и регионов страны.

Управление жилищной сферой испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и жилищных организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями. Особое значение имеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций.

Вместе с тем, проблемы в области ЖКХ в России связаны с коллизиями гражданского и жилищного законодательства, что приводит к увеличению коррупционных рисков.

Во-первых, борьба с коррупцией в сфере ЖКХ заключается в том, чтобы выявить нормы жилищного и гражданского законодательства, которые используют коррупционеры и связанные с ними лица с целью нанесения ущерба правам граждан.

Например, в статье 36 ЖК РФ указаны нормы, которые имеют одну из ключевых ролей в борьбе с коррупцией в ЖКХ. С одной стороны нормы статьи 36 ЖК РФ содержат положительные аспекты, с другой - негативные. В частности законодатель определил понятие «считать собственников помещений собственниками общего имущества в многоквартирном доме» . Вместе с тем понятия «собственник помещений» и «участник общей собственности на общее имущество» не равнозначны. Собственник помещения является, согласно своему наименованию, только собственником помещения. Не собственник помещения, а физическое лицо, может быть участником общей собственности. Законодатель попытался заставить граждан становиться собственниками общего имущества для того, чтобы потом отнять право на жилье. Собственность граждане должны приобретать на добровольной основе и зная заранее то, что за этим последует. Вместе с тем, все общее имущество в многоквартирных домах и право на земельный участок находится в муниципальной собственности, а также существует механизм бесплатной передачи муниципального имущества в собственность граждан, которые хотят стать участниками общей собственности. Таким образом, не установлены виды и границы общего имущества в домовладении и его свойства, не определена возможная доля владельца помещения в праве общей долевой собственности. Никаким договором и актом передачи имущество и долевая собственность владельцам жилья не передана и никаким государственным свидетельством о праве собственности не подтверждена. Собственники помещений «объявлены» участниками общей долевой собственности, но таковыми участниками общей собственности не являются.

Например, в статье 37 ЖК РФ, определяя понятие «долевой собственности» и указывая, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, не определено понятие «доля».

Во-вторых, коррупционные преступления, совершенные в сфере ЖКХ, носят выраженную социальную окраску, так как похищенные или нецелевым образом использованные средства включаются в затратную часть управляющих компаний и увеличивают размер тарифов на коммунальные услуги. Вместе с тем, следует учесть, что значительная часть ЖКХ переведена в негосударственный сектор, в связи с чем, работники не являются чиновниками, но активно используют свои должностные полномочия для того, чтобы извлекать незаконный доход.

В-третьих, коррупционная схема выявляется на этапе подключения к коммуникациям. Проявления коррупции очевидны, когда энергоснабжающие организации не подключают к сетям тех граждан, которые отказываются платить взятку, в то время как другие жители получают подключение коммуникаций и ЖКХ в полном объеме.

В-четвертых, как показывает практика, коррупции «подвержены» садоводческие объединения. Коммунальная инфраструктура, находящаяся в собственности садоводческих хозяйств, является инструментом давления на собственников дачных участков и домов. Отсутствие прозрачности и государственного контроля за деятельностью коммунальной инфраструктуры садоводческих товариществ приводит к массовым хищениях и злоупотреблениям. При этом коррупционной составляющей является то, что представители садоводческих объединений являются, фактически, посредниками между собственниками и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Хищения возникают за счет разницы цены поставщика и тарифа, устанавливаемого в садоводческом объединении. Граждане указывают, что строительство трансформатора, водопровода оплачивались ими несколько раз, однако в реальности никакие работы не выполнялись вовсе, а для членов товариществ выработана система воздействия путём штрафов, отключения от коммуникаций, исключения из товарищества, запугивания судами, иные угрозы.

В-пятых, коррупция проявляется при введении в эксплуатацию жилых объектов. Суть схемы заключается в том, что на стадии строительства объектов строительные компании, как правило, осуществляют закладку коммуникаций, строительство подъездных путей, когда при продаже многоквартирных домов, домов в коттеджных поселках в собственности строительных компаний остаются все коммуникации и подъездные пути, что является грубым нарушением градостроительных норм, безусловно, без подкупа чиновников невозможно обойтись для осуществления данной схемы. Помимо оплаты взяток за перевод земель в иную категорию, разрешения на строительство компании-застройщики, существует негласное правило, обеспечивающее безвозмездно чиновников недвижимым имуществом в строящемся объекте: это могут быть руководители администрации, правоохранительных органов различного уровня. Квартиры, дома, как правило, оформляются на членов семьи. Таким образом, после завершения строительства компании-застройщики получают гарантированное покровительство практически на всех уровнях власти. Затем, компания-застройщик реорганизуется в управляющую компанию и предоставляет жителям услуги ЖКХ по собственным тарифам, что приводит к массовым злоупотреблениям правами жителей.

В-шестых, самая простая система бытовой коррупции представляет способ нажиться в сфере ЖКХ, используется работники обслуживающих организаций. Вызывая сантехника отремонтировать сломавшийся кран, бесплатное выполнение этих работ, кажется чем-то из ряда вон выходящим. По закону ни одного дополнительного рубля жильцы не обязаны платить за ремонтные услуги. В договоре с управляющей компанией, который жильцы чаще всего не представляют, указан достаточный перечень предоставляемых организацией услуг, и все эти работы уже заложены в коммунальные тарифы. Практикуемая годами система стандартных ответов о нехватке средств изматывает жильцов, которые более-менее осведомлены о своих возможностях, но пассивность жителей зачастую перерастает в их готовность к коррупционной ситуации, в которой, по их мнению, выигрывают все участники. Поощрение бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что месяцами в домах может течь крыша, подвалы наполняются отходами, не убираются от грязи подъезды.

В-седьмых, в России нет централизованной тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, что приводит к коррупции в тарифах на услуги. Цены формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте на свое усмотрение. Тарифы на электроэнергию, услуги телефонных компаний, за газ, тепло, воду и так далее диктуют местные монополисты, а местные чиновники их утверждают. «Тарифная» проблема заключаются в том, что жильцы часто платят за работы, которые не были выполнены. В тарифы заложены все необходимые для нормального содержания дома коммунальные услуги, но половина из них порой не выполняется, а счета приходят исправно. Монополизм предоставления услуг - коррупционная проблема сферы ЖКХ. Например, управляющие компании, которые являются посредниками между организацией предоставляющей услуги и жильцами домов выбираются по субъективным признакам, в том числе по родственным связям, работать на рынке управляющих компаний без «кумовства» не представляется возможным. Например, на практике, жителей новостроек в целых кварталах обязывают подписывать договоры на обслуживание с конкретными управляющими компаниями. Право выбирать будущим жильцам не предоставляют, а предлагают подписать договор с одной конкретной фирмой, в некоторых случаях, оплатить услуги за полгода вперед. Вместе с тем, порядок выбора управляющей компании указан в Жилищном кодексе России . Таким образом, решение общего собрания жильцов и протокол фальсифицируется. При этом договор на обслуживание составляется для тех, кто будет управлять домом. Они могут установить любую оплату своих услуг, ввести дополнительные платежи - и формально действовать по закону, вместе с тем, именно в этой схеме закладываются коррупционные механизмы.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 3.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, - 05.12.1994, - № 32, - ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, - 29.01.1996, - № 5, - ст. 410.
  3. Жилищный Кодекс Российской Федерации // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.14)
  4. Конституция Российской Федерации// [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.14)
  5. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный Закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ / Собрание российского законодательства РФ. - 2007. - № 30 - Ст. 3799; 2012. - № 31 - Ст. 4322.
  6. О федеральной целевой Программе «Жилище» на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050-ПРФ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 5 - Ст. 739.

Коррупция в ЖКХ: как управляющие компании помогают чиновникам обворовывать население

Плата за воздух

Прокуроры вскрыли повсеместные нарушения при расчете тарифов ЖКХ
Газета "Новые Известия", 19.01.2011

Анжела Дружинина

Вчера Генпрокуратура РФ сообщила, что ее проверка выявила многочисленные нарушения при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в подавляющем числе субъектов РФ. По итогам 2010 года возбуждено более сотни уголовных дел. Специалисты отмечают, что ситуацию в отрасли усугубляет посредничество управляющих организаций между поставщиками и потребителями услуг.

Тема роста оплаты услуг ЖКХ неоднократно поднималась руководством страны в 2010 году. В октябре глава государства утвердил перечень поручений в этой сфере. В частности, было предложено к июню 2011 года разработать механизмы привлечения к ответственности за плохое исполнение своих обязательств управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и прочих организаций. К делу подключили даже Генпрокуратуру.

"Результаты проведенной с участием всех прокуроров субъектов РФ проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги", - говорится в ее вчерашнем сообщении. Прокуроры пришли к выводу: нарушения совершаются на стадии как установления тарифов, так и их применения организациями ЖКХ. Ряд региональных органов регулирования устанавливают "незаконные, экономически необоснованные тарифы" и включают в них неоправданные расходы.

Управляющие компании тоже не сидят, сложа руки. "Продолжают завышать правомерно установленные тарифы", - сообщает Генпрокуратура.Нередко встречаются и факты нецелевого использования денег, собранных с граждан в счет оплаты услуг ЖКХ, и незаконного расходования управляющими организациями средств, собираемых гражданами на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья. Такие факты вскрыты, в частности, в Москве. "Уголовные дела по фактам хищения и нецелевого расходования средств, полученных за предоставленные ресурсы, возбуждены в Астраханской, Липецкой, Свердловской, Тюменской областях и других регионах", - сказано в сообщении. Всего в 2010 году в сфере ЖКХ выявлено более 94 тыс. нарушений закона, предъявлено около 21 тыс. исков в суды, к административной ответственности привлечено свыше 5 тыс. лиц, а правоохранительными органами по инициативе прокуроров возбуждено более 140 уголовных дел.

Елена Николаева, председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам, рассказала "НИ", что проблема тарифов ЖКХ за последний год всколыхнула все общество: специально выделенная "горячая линия" (телефон 8 800 700 8 800), открытая в конце ноября, только за первый месяц приняла несколько десятков тысяч звонков со всех уголков страны. Основные претензии граждан - ни у кого (даже у профильных организаций) нет понимания, из чего складываются тарифы и как рассчитывается себестоимость этих составляющих. Очень многие констатируют регулярное необоснованное завышение тарифов управляющими организациями непосредственно в платежных документах. С другой стороны, поставщики услуг сетуют на недополучение от УК денег, которые перечисляют граждане. Возмущает людей и низкое качество услуг при постоянном повышении их стоимости: в квартирах зимой холодно, идет повсеместное отключение электричества и горячей воды.

Но корень зла эксперты видят все-таки в самих управляющих компаниях. "С тех пор как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения поставщиками средств. Другими словами, одни платят все больше, а другие получают все меньше. Разница оседает на счетах УК, - отмечает Елена Николаева. - Вместе с тем на платежи телефонной или электросети нареканий практически нет, потому что потребитель платит им напрямую".

По данным Минрегионразвития, только за 1-е полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. Одновременно с этим резко снизились и доходы предприятий-поставщиков ЖКУ. За 2009 год они получили от потребителей 50 млрд. руб. при годовом обороте отрасли 2,7 трлн. "Я лично передала в Генпрокуратуру многочисленные материалы о лже-управляющих компаниях, и последний ее отчет говорит о том, что наши опасения оправдались, - заявила НИ г-жа Николаева. - Но кроме компаний-фантомов есть и просто нечистые на руку руководители УК, которые покупают себе дорогие машины вместо того, чтобы делать текущий ремонт жилья, или просто крадут деньги. Нас потрясла история в Сергиевом Посаде, где небольшая УК задолжала водоканалу и теплосети более 300 млн. рублей. Генпрокуратура должна разобраться, где эти деньги".

По мнению экспертов, отсутствие четкого законодательного регулирования взаимоотношений между тремя заинтересованными сторонами в процессе поставки коммунального ресурса (жители - управляющая компания - ресурсоснабжающая организация) порождает различные трактовки закона в части юридической квалификации этих правоотношений. УК считают "своими" денежные средства населения и соответствующим образом ими распоряжаются. Нужно безотлагательно наладить жесткий контроль за деятельностью УК и законодательно запретить им "расщеплять" платежи населения, иначе под угрозу ставится жизнеобеспечение жилых объектов всей страны.

Жилищно-коммунальный хаос

Премьер Владимир Путин готов наказывать чиновников за повышение тарифов
Газета "Известия", 19.01.2011

Анастасия Савиных

Генеральная прокуратура выявила почти сто тысяч нарушений закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства и возбудила 140 уголовных дел. Свой отчет ведомство опубликовало как раз к началу встречи премьера Владимира Путина с руководством партии "Единая Россия", которая была посвящена удручающему состоянию дел в ЖКХ.

Местные чиновники вовсю экспериментируют с тарифами, и результаты этих опытов оказываются, как правило, не в пользу граждан. Рост цен на услуги нужно ограничить, а желающих сыграть на повышение - "бить по рукам", поставил задачу премьер. Первую в этом году встречу с руководством правящей партии Владимир Путин посвятил вопросу, не связанному напрямую с работой ни Госдумы, ни Совета федерации. Тарифы на коммунальные услуги находятся в ведении местных чиновников, но партийный контроль не помешает, решил премьер.

Все помнят ситуацию, когда в начале прошлого года в некоторых регионах цена на газ, тепло и свет мигом взлетела где на 25%, а где и на все 70%. Правительству тогда пришлось принимать экстренные меры, чтобы привести местных чиновников в чувство. Во избежание повторения такого сценария в этом году правительство решило ограничить рост тарифов на ЖКХ.

Лучше бы вообще не говорить ни о каком повышении. Лучше бы говорить о том, насколько мы могли бы их снизить. Вот к этому нужно стремиться, - поставил планку Путин.

Но уж если этого не избежать, то эти действия должны быть экономически обоснованными и находиться в рамках здравого смысла. Не более 15%. В реальности, судя по экономическим результатам деятельности и на федеральном уровне, и на региональном уровне, этот рост может быть и ниже - 13-14%, не более, - продолжил премьер.

В идеале же, по его словам, реальные доходы населения должны опережать всевозможные тарифы и сборы. Тогда никакие ценовые скачки не будут для населения шоком. Путин посоветовал "единоросcам" оперативно реагировать на малейшие отклонения, которые происходят в этой сфере, и внимательно относиться ко всем жалобам. А там, где кто-то пытается залезть людям в карман для того, чтобы прикрыть свои собственные упущения или нерасторопность, "бить по рукам".

Как раз 29 января в тот момент, когда поступят квитанции к жителям по оплате услуг ЖКХ, все депутаты разъедутся по субъектам и посетят там максимальное количество муниципальных образований для того, чтобы получить информацию, - ответил на это председатель Высшего совета партии "Единая Россия", спикер Госдумы Борис Грызлов.

Не остались без внимания и новогодние аварии на линиях электропередачи, когда из-за оборванных под тяжестью снега и льда проводов тысячи людей просидели без света и тепла несколько недель (некоторые сидят до сих пор). На восстановление сетевого хозяйства ушло более 9 млрд рублей. Велик соблазн переложить эти непредвиденные расходы на плечи потребителей. Но лучше даже не пытаться, предупредил премьер.

Никто не должен повышать тарифы. На эти цели должны быть изысканы дополнительные ресурсы, не за счет потребителя, - заметил Путин.

Генпрокуратура нашла почти сто тысяч нарушений в сфере ЖКХ

Прокуроры в 2010 году выявили более 94 тысяч нарушений законодательства в сфере ЖКХ в России и инициировали свыше 140 уголовных дел, сообщили в Генпрокуратуре РФ. "Внесено свыше 21 тысячи представлений, на незаконные правовые акты принесено более 5 тысяч протестов, предъявлено около 21 тысячи исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 5 тысяч лиц, должностным лицам объявлено свыше 12 тысяч предостережений", - говорится в заявлении ведомства. Нарушения закона вскрыты на стадии как установления тарифов, так и их применения организациями ЖКХ. В деятельности региональных органов тарифного регулирования продолжают иметь место факты установления незаконных, экономически необоснованных тарифов, включения в тарифы неоправданных расходов, превышения устанавливаемых Федеральной службой по тарифам предельных максимальных уровней тарифов, сообщили в Генпрокуратуре.

Энергосетям назначат главного

К апрелю Министерство регионального развития и Министерство энергетики должны провести инвентаризацию всех "бесхозных" энергосетей и назначить за них ответственных, рассказали во вторник в Минрегионе. Именно неразберихой в сетевом хозяйстве и объясняются проблемы с энергоснабжением Подмосковья.

Как признали в Минрегионе, много сбоев происходило на стыке так называемой большой и малой энергетики. Целый ряд населенных пунктов оказался в таких условиях, когда сети, которые к ним были подведены, не ремонтировались.

Поэтому сразу после новогодних праздников было проведено расширенное заседание с участием вице-премьера Игоря Сечина, и там было дано поручение нам и Министерству энергетики провести инвентаризацию этих сетей, выяснить их состояние и определить, кто за эти сети отвечает. И в дальнейшем разработать меры, чтобы сети вовремя ремонтировались. Срок - первый квартал, - рассказал журналистам во вторник заместитель министра регионального развития Анатолий Попов.

Помимо основных сетевых компаний, которые образовались после распада РАО "ЕЭС", еще некоторыми небольшими мощностями управляют маленькие сетевые компании. А это создает проблемы. Потому что, когда возникает чрезвычайное происшествие, координации действий нет. Если упали 100 километров проводов, то понятно, кто отвечает за 80 километров из них. Остальные находятся под управлением Васи, Пети и т.д. Кто-то начнет ремонтировать сети и возьмет на себя ответственность, а кто-то скажет, что он банкрот и ничего делать не будет, - объясняет аналитик инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Владимир Самородов.

По мнению эксперта, если у сетей будет общий собственник или будут назначены ответственные за обслуживание сетей лица, с ситуацией, подобной той, что сложилась в Подмосковье, будет гораздо легче справиться.

Всегда будет понятно, кто крайний. А главное - всегда будет ответственный за устранение неполадок, - говорит Самородов.

Александра Пономарева

Три печальные буквы

Как коммунальные службы обманывают население

Корреспонденты "Известий" внимательно изучили квитанции, по которым люди оплачивают "коммуналку".

В добыче денег из населения коммунальщики проявляют завидную выдумку. Например, в 2009 году управляющая компания ДЕЗ-2 во дворе дома N 202 по улице Юрина в Барнауле возвела детскую площадку. Говорили, что в подарок ко Дню города. А потом за "подарок" выставили счет.

В 2010 году получили отчет за работу УК - и видим, что услуг нам оказано более чем на 4 миллиона рублей! - рассказывает житель этого дома Сергей Татьянин. - Спрашиваем: это за что? А нам говорят: вот, площадка, она три миллиона стоит.

Оказалось, что площадка не простая, а золотая: квадратный метр асфальта обошелся в 2400 рублей. Для сравнения, при ремонте Павловского тракта, одной из главных городских магистралей, квадратный метр многослойного асфальта, положенного по европейской технологии, обходился в 900 рублей.

Татьянин и другие жильцы пошли в суд и после девяти месяцев (!) тяжб доказали-таки, что собрания не было и никто за выделение денег на детскую площадку не голосовал. Однако когда Татьянин пошел в прокуратуру, полагая, что в отношении ДЕЗ-2 должно быть возбуждено уголовное дело (да и деньги хотелось бы вернуть), его там не поняли.

Мне в прокуратуре говорят: "Чего вы хотите - деньги-то все равно истрачены", - рассказывает Татьянин. - Я даже растерялся. К 1 января 2012 года во всех домах нашей страны должны стоять приборы учета электричества, воды и газа. Таково требование федерального закона об энергосбережении. Хотя до указанного срока еще далеко, поставщики ресурсов требуют от домовладельцев досрочно исполнить положения закона, причем жители должны сильно потратиться.

Пенсионер Михаил Ленда живет в станице Барсуковской Ставропольского края. Полтора года назад пенсионер получил извещение из районного "Водоканала" с требованием провести поверку водомера, установленного в его доме. Такие извещения для него не новость. Приборами учета Михаил Кириллович пользуется давно, преимущества бережного расходования ресурсов хорошо знает. Смутила пожилого человека приписка в самом конце извещения: "Водомер в обязательном порядке вынести на центральную врезку". Что это значит, Михаил Кириллович, сам много лет руководивший станичным "Водоканалом", прекрасно понимает. За пределами двора, на краю дороги, где твоя труба соединяется с уличной сетью, следует выкопать и оборудовать железобетонными кольцами смотровой колодец размером полтора на полтора метра.

Ленда сделал калькуляцию, вышло 30 тысяч рублей. Сумма для пенсионера неподъемная. Станичник - в "Водоканал". А там ссылаются на федеральные "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" от 2006 года. Якобы по этому документу все счетчики теперь надо вынести к сетям. Позже в таком же ключе поставщики стали трактовать и федеральный закон об энергосбережении. Мотив понятен: примерно пятая часть воды, бегущая по трубам к потребителям, разворовывается с помощью незаконных врезок. Отсюда высокие тарифы для законопослушных абонентов.

Я, разумеется, отказался рыть дорогущий колодец, а в отместку "Водоканал" перевел мой дом на нормы потребления, то есть заставил платить за украденную другими воду, - возмущается Михаил Ленда.

Мы считаем возмущение граждан справедливым, - сказал "Известиям" Сергей Никитин, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю. - В законе об энергосбережении, на который сегодня ссылаются в "Водоканале", не идет речи о переносе уже установленных приборов учета из домов к границам сетей. По этому поводу мы уже возбудили дело, которое скоро рассмотрим и вынесем решение.

Приключаются со счетчиками и другие загадочные истории. Например, в Барнауле они еще и обещанной экономии не дают!

Я в квартире счетчики холодной и горячей воды поставила еще в сентябре 2008 года, - рассказывает "Известиям" Нина Ивановна Матвеева, живущая в девятиэтажке. - За два года и два месяца потребление - 85 кубов горячей воды и 149 кубов холодной. А в ноябре 2010 года мне говорят: будете платить по общедомовому счетчику. И, например, холодная вода выходит по кубометру в день. У меня за четыре месяца такой расход выйдет, который раньше за два года был.

Лишние деньги приходится платить не только за воду, но и за электричество.

В конце прошлого года жителям города стали приходить квитанции с "двойной" оплатой за электричество - по индивидуальному счетчику и "исходя из показаний общедомового прибора учета", причем вторая сумма раза в полтора-два больше первой, - говорит Иван Брунич, житель города Новоалтайска. - То есть нам предложили заплатить за уличное освещение, за лампочки на лестничных клетках, которые горят с утра до вечера, за потери, за воровство.

Разумеется, с творящимся беспределом жители пытаются как-то бороться. Например, в Гатчине под Петербургом люди попытались заставить свою управляющую компанию работать строго по закону. Вылилось это в войну коммунальщиков с жильцами. Существуй конкуренция между управляющими компаниями, войны не было бы. Но даже в крупных городах поменять жилконтору почти невозможно: все монополизировано муниципальными организациями. - Перед Новым годом нам принесли бумажки: надо "проголосовать" за новые тарифы, - рассказал "Известиям" житель одного из домов Максим Леонов. - Но там стояла только итоговая цифра. А мы хотели получить полный перечень услуг с расценками, чтобы иметь возможность выбрать только то, что нам нужно.

Документ, который, казалось бы, должен лежать в управляющей компании под рукой, "искали" неделю.

Когда мы получили его, то хохотали всем домом, - продолжает Максим. - Например, там значилось обслуживание лифта - почти пять рублей с квадратного метра квартиры. Это в трехэтажном доме, какой там лифт!

Дальше - еще веселее. В одной графе - ежедневная уборка газонов, 50 копеек с метра, в другой "уборка мусора с газонов" - 22 копейки. "Как можно убрать газоны, не убирая мусор?" - удивились жильцы и вычеркнули из перечня одну из "уборок". Отказались и от того, что в управляющей компании назвали "услугами по регистрации". Кому это нужно? Ведь все давно зарегистрированы, остальные услуги, если понадобится, оказывает миграционная служба, а вовсе не жилконтора.

Генпрокуратура выявила 318 тыс. нарушений в сфере ЖКХ в 2016 году. По фактам прокурорских проверок возбуждено 790 уголовных дел. К ответственности привлечены 63 тыс. должностных и юридических лиц. О том, какие коммунальные преступления были выявлены в 2016 г., AиФ.ru рассказал Александр Куренной, официальный представитель Генпрокуратуры РФ .

— В ЖКХ крутятся миллиарды рублей. Причём это живые деньги, которые ежемесячно каждый из нас платит за коммунальные услуги, содержание дома и капитальный ремонт. А ещё есть масса федеральных и местных программ, под которые выделяются миллиарды бюджетных средств. Нет ничего удивительного в том, что самыми распространёнными ЖКХ-преступлениями в прошедшем году, по данным Генпрокуратуры, были хищения денег, собираемых с населения и получаемых из бюджетов различного уровня. Другие популярные нарушения закона — завышение тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг.

Модернизация офшоров

К примеру, вот какую схему незаконного выкачивания денег у населения пресекли прокуроры Твери. В городе была принята программа «по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения на 2008-2015 гг.». Платежи с жильцов все эти годы собирали с учётом установленной инвестиционной надбавки (то есть повышенные), однако выполнена была только часть работ, а 275 млн руб. ушли не на улучшение качества питьевой воды в Твери, а в офшор на Британские Виргинские острова. Сейчас по данным фактам возбуждено уголовное дело по статьям «злоупотребление полномочиями» и «присвоение».

Платим за лечение сотрудников УК?

В Красноярском крае в 2016 г. прокуратура проверила крупнейшие коммунальные предприятия региона (поставщиков тепла и горячей воды) и обнаружила не только невыполнение инвестиционных программ, но и включение в тарифы для населения экономически необоснованных расходов. Компании закладывали в тарифы аренду своих помещений, медицинское обслуживание персонала, охрану и т. д. В результате при утверждении новых тарифов на 2017 г. эти траты энергетиков были исключены, а в некоторых муниципалитетах расценки на тепло пересмотрены в сторону уменьшения. Скажем, в Курагинском районе с 1 июля стоимость 1 Гкал тепла будет на 919,55 руб. меньше и составит 3382,66 руб./Гкал.

В г. Волжский Волгоградской области прокуроры также пресекли незаконное выкачивание денег из карманов простых людей. На протяжении 3 лет энергетики делали «корректировку» платы за тепло, в результате которой собственники 308 многоквартирных домов переплатили 32 млн руб. Сейчас городская прокуратура взяла под контроль возврат денег жильцам.

Дома новые, аварийные

В 2016 г. прокуратура выявила многочисленные нарушения и при реализации госпрограммы по переселению из аварийного жилья. В Иркутской, Новгородской, Свердловской и других областях зафиксированы факты неправомерного использования и хищения бюджетных денег. В Тыве в октябре-ноябре 2016 г. было возбуждено сразу 3 уголовных дела по статье «мошенничество» за причинение ущерба государству на 501 млн руб.

В Адыгее, Калининградской, Омской, Саратовской и других областях были случаи, когда должностные лица одобрили введение в эксплуатацию «новых аварийных домов», непригодных для проживания. Некоторые из них даже не были подключены к газо- и водоснабжению.

Конечно, чаще всего прокуратуре приходится отстаивать права граждан на переезд из развалюх в новое жильё. Но бывают и обратные ситуации. Например, в Уфе прокуроры вскрыли факты фиктивного признания аварийными 3 многоквартирных домов, степень износа которых не превышала 50 %. Их хотели снести просто потому, что надо было освободить лакомые земельные участки для новой перспективной застройки.

Золотой капремонт

Во всех регионах страны есть примеры несоблюдения сроков выполнения работ по капремонту. К примеру, к 1 августа региональный фонд Ставропольского края завершил ремонт только в 1 доме, а к работам в 453 других, запланированных на 2016 г., даже не приступал.

В Ленинградской, Новосибирской, Тульской и др. областях выявлены факты некачественного выполнения работ, а также хищения средств, выделяемых на капремонт.

В Республике Мордовия одна из управляющих компаний сфальсифицировала протокол собрания жильцов одного из домов, в результате чего сумма на капремонт была завышена на 400 тыс. руб. А в Чувашии прокуратура привлекла к административной ответственности председателя ТСЖ, который самовольно увеличил размер взноса на капремонт с 5,5 руб. до 16,5 руб. за м 2 .

Управдомы-миллионеры

Финансовые махинации руководителей управляющих компаний — отдельная тема. Тут и подделки протоколов общих собраний, и фиктивные банкротства, и воровство... Чаще всего мошенники собирают деньги с жильцов, а поставщикам услуг не перечисляют, тратят на себя. Недавно в Ульяновске прокуратура направила в суд уголовное дело по обвинению двух руководителей УК. По их указанию часть денег, поступавших от жильцов, бухгалтерия отправляла не на счёт энергетиков, а подконтрольным им фирмам по фиктивным договорам на выполнение неких строительно-ремонтных и подрядных работ. В результате ушлыми управдомами было похищено 11,8 млн руб.

В Волгограде был похожий случай: по указанию директора одной из УК деньги поставщику энергоресурсов перечислялись не в полном объёме. В результате 17,6 млн руб. осели у него в кармане. Кроме того, он ежемесячно по фиктивным договорам перечислял деньги от коммунальных платежей подконтрольным фирмам за якобы проведённые ремонтные работы. Однако фактически ничего не делалось, а средства директор обналичивал и тратил по своему усмотрению. Ущерб в этом случае превысил 5,4 млн руб. В 2016 г. директор был приговорён к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

2017 год только начался, а прокуроры страны выявили уже не одно новое коммунальное преступление.

В статье упоминается очередное «мудрое» решение Государственной Думы (состоящей преимущественно из спортсменов, людей искусства и прочих дилетантов) по поводу работы управляющих компаний.

В статье говорится: «В октябре Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность управляющих организаций за нарушения правил обслуживания многоквартирных домов. Коррупцию в жилищно-коммунальном хозяйстве в ближайшие годы победить не удастся, уверены эксперты: и частные, и государственные управляющие компании слишком тесно связаны с муниципальными властями, из-за чего их фактически невозможно контролировать. Их обязанности могли бы взять на себя товарищества собственников жилья, но коррупции подвержены и они. А рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО) неудобно ни гражданам, ни самим РСО»

Тут что не фраза, то перл.

Почему рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями гражданам не удобно? А как же тогда граждане умудряются напрямую оплачивать счета за электроэнергию и телефон? Единой платежкой платят за все ресурсы меньшинство граждан. В советское время, например, за газ, электричество и телефон платили отдельно. И никто не страдал. Неудобство тут минимальное: подписать не одну, а несколько платежек. К тому же все большее число граждан переходят на оплату через терминалы, а не банки. Точно также нет никаких проблем по оплате отдельно водоснабжения и водоотвода. Будет 4-5 платежек. Ничего страшного. Зато задолженность будет адресной. Не дом в целом будет должником, а конкретные квартиры, с которыми пусть ресурсники и разбираются напрямую. Им этим заниматься не хочется? А кого это в конце-концов волнует. Почему ресурсникам не хочется заниматься непосредственно с теми, кто им не платит, а вот управляющие компании должны заниматься с неплательщиками за поставку ресурсов, хотя эти деньги не принадлежат УК.


Второй вопрос, злоупотребления. Все думают и гадают, как сделать так, чтобы нечистые на руку руководители УК не задерживали деньги ресурсников, которые поступают на их счета. Какими же надо быть альтернативно одаренными, чтобы разводить руки и говорить, что другого способа, кроме ужесточения уголовного наказания, не существует. Такое ощущение, что в Госдуме сидит дурак на дураке и дураком погоняет. Почему некоторые руководители некоторых УК (как упомянутый в статье Мурад Гечебаев) мухлюют с деньгами, которые принадлежат ресурсникам? Да потому, что жильцы переводят деньги не на счета ресурсников, а на счета управляющих компаний. Ну так сделайте так, чтобы жильцы переводили деньги напрямую на счета ресурсных организаций. И вопрос снят. После этого ни одна управляющая компания не станет задерживать перевод денег ресурсникам и мухлевать ими, потому что эти деньги на ее счета поступать не будут. Управляющая компания будет получать только плату за жилье.

Журналист пишет: «За девять с половиной месяцев этого года прокуроры по всей России выявили 116 тыс. преступлений в сфере ЖКХ - такие данные опубликованы на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. В коррупционных преступлениях обвиняются 23 тыс. чиновников и бизнесменов, укравших в общей сложности 33 млрд. рублей.». 33 миллиарда! А весь вопрос решается элементарно: раздельными платежками. Но додуматься до этого нашим депутатам не судьба. А может просто не хотят лишать местных чиновников такого жирного куска дохода?

Или вот еще перл: «По данным полицейских сводок, чистоплотностью не отличаются главы не только частных, но и государственных управляющих организаций». Это вообще уже курам на смех. Журналистка хотя бы поглубже вникла в проблему, прежде чем писать свою статью. Как раз разные нарушения характерны в первую очередь для всех этих ГУП ДЕЗ. А если их мало ловят, то только потому, что они имеют поддержку в управе или префектуре. Да и т.н. частные управляющие компании в сфере ЖКХ (кроме коммерческой недвижимости), это чаще всего тем же самые бывшие ГУП ДЕЗ, только акционированные, сменившие вывеску и теперь считающиеся вроде частными, но на самом деле продолжающие сохранять прямые связи с чиновниками из управ. Эта схема между прочим чиновникам даже выгоднее. Потому что частную управляющую компанию очень просто признать банкротом, создать новую, а на долги старой «забить». Одна их схем воровства, кстати. Про что журналистка похоже даже не слышала.

Далее приводятся слова зампреда Всероссийского совета местного самоуправления Светланы Разворотневой: «Решением проблемы недобросовестных УК могли бы стать прямые договоры на поставку и отвод воды, электричества и тепла с ресурсоснабжающими организациями». Не знаю как в самоуправлении, но в ЖКХ эта Светлана Разворотнева не понимает вообще ничего. Она предлагает, чтобы с ресурсниками начали общаться напрямую ТСЖ, то есть группа дилетантов, которые не знают кучу всевозможных нюансов и пока их узнают, могут заключить такой кабальный договор, что жильцы в осадок выпадут. Журналисты почему-то говоря про ЖКХ видят только нарушения управляющих компаний и чиновников, а ресурсники по их мнению видимо это такие честные порядочные организации, которые никого не обманывают а только предоставляют ресурсы и страдают от неплатежей. Три ха-ха. Приведу конкретный пример.

Знает ли Светлана Разворотнева, где заканчивается зона ответственности обслуживающей организации при получении ресурсов для МКД? Думаю не знает. И большинство собственников квартир, создающих ТСЖ этого не знают. А зона ответственности заканчивается (ну или начинается) от «первого колодца». Ближайший к дому колодец это граница, с которой начинается зона ответственности обслуживающей организации (ДЕЗ, УК, ТСЖ, общество любителей домино и т.д.), получающей воду для дома. Что это значит? Это значит, что до этого первого колодца воду поставляют ресурсники и все что случится с трубами до этого колодца исправляет ресурсная организация (аварии, плановая замена и т.п.). Но после первого колодца ответственность уже несет обслуживающая организация. В чем тут засада?

Если подписывающие договор люди этого не знают, то ресурсники могут так составить договор, что их зона ответственности закончится не у первого от дома, а хоть от сто первого колодца. И я не очень сгущаю краски. Мне известен случай, когда ничего не понимающий в этом деле ТСЖ подписал договор так, что стал нести ответственность чуть ли не от десятого колодца. Сколько этому ему стоило дополнительно можно посчитать. А это только одна из множества деталей, которую надо знать при заключении договора с ресуропоставляющей организацией.

Вот и хочется спросить: откуда берутся эти журналисты, которые не умеют или не хотят понять проблему ЖКХ до конца. Ну и полностью убивает финал статью, когда журналистка приводит мнение о ЖКХ кого бы вы думали? Перечислю:

Амаяк АКОПЯН, артист эстрады, фокусник-иллюзионист:,
Полина ДАШКОВА, писательница,
Эдгар ЗАПАШНЫЙ, дрессировщик,
Ярослав ЕВДОКИМОВ, певец
Василий ГОЛОВАЧЕВ, писатель-фантаст

Как говорится, слов нет. Я обращаюсь ко всем журналистам, которые хотят писать о ЖКХ: консультируйтесь со специалистами, учитывайте их мнение. Я готов ответить на вопросу по управлению домами, представители управляющей компании МАТОРИН-УН, в которой я работаю, тоже всегда ответят на любой вопрос. Есть и другие профессионалы, которые помогут разобраться в такой не простой вещи, как ЖКХ. Иначе ваши статьи получают однобокими и вместо того, чтобы прояснить проблему, только запутывают ее еще больше.