Превышение доли ст 247 гк рф. Теория всего. Выделение части в праве

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной "подпунктом 15 пункта 2 статьи 146" настоящего Кодекса), "бесхозяйных ценностей", "кладов" и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву "наследования государству", налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений "статьи 105.3" настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу. - Федеральный "закон" от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

5.1. При осуществлении российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса), налоговыми агентами признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

7. В целях настоящей статьи не признаются налоговыми агентами приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги), имущественные права для целей организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со "статьей 3" Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, и филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона.

8. При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;

макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)".

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком - продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки "Без налога (НДС)" обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика - продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

7. В целях настоящей статьи не признаются налоговыми агентами приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги), имущественные права для целей организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, и филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона.

НК РФ Статья 161 Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Официальный текст :

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности. Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

7. В целях настоящей статьи не признаются налоговыми агентами приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги), имущественные права для целей организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, и филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона.

Комментарий юриста :

Общий принцип заключается в том, что налоговая база должна определяться как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога отдельно при совершении каждой операции. Однако поскольку налогоплательщик - иностранное лицо не состоит на учете в налоговых органах РФ, а местом совершения операций по реализации является территория РФ, обязанность определить налоговую базу по указанным операциям возложена на налоговых агентов, которыми для целей данной статьи признаются лица, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Таким образом, определение налогового агента содержит в качестве одного из необходимых условий факт состояния лица на учете в налоговых органах, в связи с чем необходимо отметить:

В соответствии с Налоговым Кодексом постановка на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется через определенное время после приобретения ими гражданской правоспособности (10 дней с момента государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства, иного документа, на основании которого осуществляется деятельность) на подачу заявления и пять дней на рассмотрение этого заявления и выдачу соответствующего свидетельства), в течение которого лицо не рассматривается как налоговый агент, что создает вполне легальные возможности для экономии на уплате НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц (в тех случаях, когда соответствующие суммы не подлежат вычетам в полном объеме согласно статье 173 Налогового Кодекса РФ, т.е., например, при приобретении товаров (работ, услуг) для непроизводственных целей.

Статья 161 не содержит каких-либо указаний относительно порядка определения дохода иностранного лица от реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Соответственно под доходом должна пониматься любая экономическая выгода, в том числе и в натуральной форме (). Таким образом, налоговая база должна исчисляться по результатам любых операций, если имеется возможность оценки экономической выгоды. Однако обязанность по удержанию налога с налогоплательщика у налогового агента отсутствует, если в соответствующем налоговом периоде он не производил денежных выплат налогоплательщику. Обязанность налогового агента заключается в том, чтобы исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.

Следует отметить, что в статье 161 обязанности налогового агента расширены по сравнению с обязанностями, определенными в статье 24 Налогового Кодекса РФ , предусматривающей обязанность налогового агента исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить (а не уплатить) в соответствующий бюджет налог. Разница между понятиями "перечислить" и "уплатить" в бюджет налог заключается в том, что налоговым агентом перечисляются в бюджет средства налогоплательщика, а уплата предполагает совершение действий, в том числе за счет собственных (налогового агента) средств. Следовательно, в данной части стирается грань, определяющая обязанности налогового агента и налогоплательщика, несмотря на их различное правовое положение.

При реализации услуг по сдаче в аренду имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется по каждому арендованному имуществу отдельно и исчисляется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, обязанные исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 Налогового Кодекса РФ .

Следует также обратить внимание на то, что неисполнение налоговым агентом обязанностей, предусмотренных данной статьей, влечет не только взыскание недоимки из средств налогового агента, пени, а также привлечение к ответственности в порядке статьи 123 Налогового Кодекса РФ . В отличие от остальных случаев исполнения обязанностей налогового агента, суммы налога, уплаченные налоговым агентом по операциям, перечисленным в пункте 4 статьи 161, не включаются в налоговые вычеты.


Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ в статью 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
Источник ГАРАНТ

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 161 НК РФ

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 244-ФЗ в пункт 2 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Налоговая база, указанная в настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено и настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ в пункт 3 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного по налогу на добавленную стоимость

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ в пункт 4 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного по налогу на добавленную стоимость

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

См. текст пункта 4.1 статьи 161

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 244-ФЗ в пункт 5 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ пункт 6 статьи 161 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного по налогу на добавленную стоимость

См. текст пункта в предыдущей редакции

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При решении вопросов, касающихся долевой собственности, применяются ст. 246 и 247 ГК РФ. В первой норме установлены правила распоряжения таким имуществом. Особенности пользования и закреплены в ст. 247 ГК РФ.

Практика показывает, что по соглашению совладельцев может быть установлен любой порядок, устраивающий все стороны. Разумеется, участники правоотношений не должны нарушать интересы третьих лиц. Если же согласие между сторонами достигнуто не было, то порядок пользования и владения определяется судом. Данное положение закреплено в пункте 1 ст. 247 ГК РФ.

Права участников

Долевой собственник, согласно п. 2 ст. 247 ГК РФ, может рассчитывать на получение в пользование и владение части имущества. Она определяется соразмерно его доле. Если же предоставить эту часть невозможно, то участник может требовать соответствующую компенсацию от остальных сособственников, использующих его долю.

Ст. 247 ГК РФ с комментариями

В связи с тем, что долевая собственность предполагает наделение правами всех участников соответствующих правоотношений в равной степени, эти лица могут совершать по собственному усмотрению любое действие, не противоречащее законодательству, иным нормативным документам, а также не нарушающее интересов других субъектов. Они обладают, фактически используют, извлекают полезные свойства из имущества. Способ пользования и владения, с одной стороны, предопределен спецификой конкретной вещи, а с другой, волей самих лиц.

К примеру, дом может использоваться всеми собственниками сразу. Но ст. 247 ГК РФ не запрещает участникам правоотношений принять решение о том, что сооружение будет эксплуатировать кто-то один или не все, а только некоторые из них. При этом стороны могут определить компенсацию за это или не устанавливать ее вовсе.

Когда собственники согласовывают пользование и

Причины применения ст. 247 ГК РФ могут быть различными. Необходимость установить порядок пользования и владения может обуславливаться объективными обстоятельствами. Так, к примеру, ввиду небольшой площади квартиры или специфики ее планировки все собственники не могут физически в ней проживать. Причины могут быть и субъективными. К примеру, люди просто не хотят находиться под одной крышей.

В некоторых случаях общая собственность эксплуатируется участниками правоотношений по очереди, если использование по частям невозможно. К примеру, останавливается очередность на управление автомобилем.

Необходимо особо отметить, что по согласию участников реализация правомочий по использованию и владению ценностями может осуществляться разными способами. В ряде случаев кто-то из собственников может быть устранен из правоотношений с выплатой компенсации или без нее.

Нюансы

Решение о порядке пользования/владения долевой собственностью должно приниматься единогласно. При этом не имеет значения величина доли конкретного участника.

В ст. 247 ГК РФ не установлена конкретная форма соглашения. Это означает, что к нему применяются общие правила Кодекса. Госрегистрация соглашения не производится.

По мнению многих юристов, не следует механически применять положения о письменной форме документа и последствиях ее несоблюдения. При рассмотрении споров по ст. 247 ГК РФ в судебной практике во внимание принимаются особенности субъектного состава правоотношений. В частности, значение имеет, кто именно выступает в качестве собственников: физлица, граждане и юрлица, организация и государство и пр. Споры могут возникнуть между собственниками и третьими лицами.

Особенности судебных разбирательств

Если у сторон не получилось достичь соглашения, то по ч. 1 ст. 247 ГК РФ, правила владения и пользования устанавливаются в судебном порядке. Конкретные критерии, которые используются при этом, в законодательстве не установлены. Однако они подразумеваются.

Во внимание в первую очередь принимают свойства имущества. Во-вторых, значение имеет специфика распределения долей среди участников правоотношений.

Часть имущества можно выделить в пользование и владение конкретному собственнику, если это возможно технически и юридически и имеется соглашение. Она определяется соразмерно доле.

К примеру, субъект является собственником 1/3 квартиры. Ему можно выделить какую-то комнату в пользование. Между тем такие действия не означают, что гражданин получает реальные квадратные метры. В субъективном смысле его доля не изменяется. Участники только лишь достигают соглашения о способе осуществления своих прав.

Специфические случаи

Невозможность предоставить собственнику часть имущества может обуславливаться некоторыми факторами:

  • Во-первых, свойствами самой вещи - она может оказаться неделимой. Это значит, что выдел в натуре повлечет изменение назначения вещи.
  • Во-вторых, не во всех случаях часть имущества, выделенная лицу, оказывается соразмерна его доле. К примеру, в долевой собственности дом, площадь которого 90 м 2 . В нем три жилых (18, 23 и 25 м 2 .) и вспомогательных помещения (кухня, санузел, коридор). Предположим, площадь последних в общем составляет 34 м 2 . Эти помещения всегда будут оставаться общими. Чтобы выделить в пользование части дома, соразмерные долям, нужно, чтобы комнаты были по 22 м 2 . В связи с тем, что в примере таких площадей нет, владелец самого меньшего помещения может требовать от остальных собственников компенсации за недостающие 4 метра.

Пояснения ВС

В постановлении № 4 от 1980 г. в редакции от 2007 г. указано, что при становлении в суде порядка пользования жилым сооружением в соответствии со ст. 247 ГК РФ, каждый участник получает конкретную его часть исходя из его доли. Право общей собственности не прекращается.

Помещение, выделенное участнику, может и не быть изолированным и не соответствовать точно долям, принадлежащим сторонам правоотношений. Если предоставляется помещение, размер которого превышает величину доли, то субъекту может быть присуждена выплата компенсации за эксплуатацию части помещения, превышающую долю.

При осуществлении расчетов должна учитываться стоимость, обычно назначаемая за пользование и владение имуществом.

Многоквартирные дома

Распоряжение общим имуществом в МКД осуществляется по совершенно иным правилам. В отношении собственников применяются положения статей 290 ГК и 36-48 ЖК.

В Жилищном кодексе закреплено следующее. Владельцам квартир в МКД по праву общей собственности принадлежат помещения, используемые для обслуживания более одной жилплощади в доме. К ним, в числе прочего, относят лестничные площадки, лифты, технические этажи, коридоры, подвалы, прочие участки, в которых расположены инженерно-технические коммуникации, крыши и так далее.

В соответствии с положениями 246 статьи ГК, долевой собственник может распорядиться своей частью от общего имущества, если имеет на это согласие от остальных участников. Однако в МКД данное правило не применяется. Владелец квартиры не может продать часть общей собственности, не продав, собственно, квартиру. При переходе прав доля каждого нового обладателя определяется по соответствующей доле предыдущего собственника. Выделить свою часть из общего имущества владелец квартиры также не может. Доля в общем имуществе не существует сама по себе. Она неотделима от права собственности на квартиру в МКД. Соответственно, совершить сделку отдельно с долей невозможно.