Ответственность государственных и муниципальных образований по обязательствам. Теория всего

Закон устанавливает, что РФ, субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, когда это правило не распространяется на случаи, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо когда указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъекты, муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвано исполнением обязательных для них указаний учредителей, собственников их имущества.Точно так же на собственников имущества создаваемых или учреждений возлагается субсидированная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в рассмотрении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК).РФ несет субсидированную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).РФ, субъекты, муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (см. ст. 16 ГК, 1070 ГК).РФ, субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имущества, кроме имущества:o которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;o которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК).Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности РФ, субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства, заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности. (Пока закон не принят.)

Еще по теме 39. Ответственность по обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.:

  1. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъект Российской Федерации, муниципального образования.
  2. Глава 7. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований § 1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
  3. § 3. Гражданско-правовая ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
  4. § 3. Муниципальные образования как субъекты финансового права
  5. 37. Особенности участие РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданско- правовых отношениях.
  6. 31. Бюджетные права РФ, субъектов РФ и муниципальных образований
  7. Бюджетная компетенция (права) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
  8. § 1. Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности
  9. Конспект лекции 21 Бюджетные права РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
  10. Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права
  11. § 2 Субсидиарные обязательства (ответственность) публично - правовых образований
  12. § 6. Бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях при введении на их территории временной финансовой администрации

1. Закон устанавливает, что Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования подобно любому иному субъекту гражданского права несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Как отмечалось выше, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК).

2. Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества: а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления и б) которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК). Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются средства соответствующей казны (государственной казны, казны субъекта РФ или муниципальной казны). Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении иска денежные суммы взыскиваются за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

3. Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности.

Пока такой закон не принят. Действующее же гражданско-процессуальное законодательство признает принцип судебного иммунитета, т.е. считает невозможным предъявление иска в суде в Российской Федерации к иностранному государству, обеспечение иска, обращение взыскания на его имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов этого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 401 ГПК).

Такое же правило содержалось в ст. 213 АПК 1995 г. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" указал, что арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при наличии прямо выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства (п. 8 Постановления).

Из этого принципа исходит и Положение о торговых представительствах СССР за границей, которое к настоящему времени не утратило юридической силы. В качестве ответчика торговое представительство может выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных им от имени государства в стране пребывания. При этом только в тех странах и по тем спорам, в отношении которых государство в международных договорах путем одностороннего заявления, доведенного им до компетентных органов стран пребывания торгового представительства, выразило согласие на подчинение последнего (т.е. государства, поскольку торговое представительство действует от имени государства) суду страны пребывания по указанным спорам.

В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения может быть предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (см. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").

Следует иметь в виду, что в зарубежном праве распространен иной подход к принципу иммунитета государства. В законах и судебной практике ряда зарубежных государств закреплена доктрина функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой иностранное государство, осуществляя коммерческую деятельность, действует уже не как суверен, а как частное лицо и поэтому отказывается от иммунитета по требованиям, вытекающим из такой деятельности. Положения этой доктрины выражены в законах США, Великобритании, Канады, Австралии и др., в международных договорах (например, в Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г., в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов), в судебной практике зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии и др.).

Официальный текст :

Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2-5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий юриста :

Согласно положениям, содержащимся в пункте 1 данной статьи, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами принадлежащим им имуществом. В отношении имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторов, делается два исключения.

Во-первых, в состав данного имущества не входит имущество, которое закреплено за созданными Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием юридическими лицами на праве хозяйственного ведения (статья 294 Гражданского Кодекса РФ) или оперативного управления (статья 296 Гражданского Кодекса РФ), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (абзац 2 пункта 3 статьи 212 Гражданского Кодекса РФ).

Во-вторых, обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Указанное ограничение не должно в принципе распространяться на земли и другие природные ресурсы, которые в соответствии с законом могут находиться в собственности граждан и юридических лиц с режимом их полной оборотоспособности. Под законом в данном случае понимается не только Гражданский Кодекс РФ и иное гражданское законодательство, но также законодательство о земле и других природных ресурсах.

В пунктах 2 и 3 данной статьи закрепляется правило о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности по обязательствам юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, с одной стороны, и обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, создавших данные юридические лица, с другой стороны. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, несущих субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам казенных предприятий и учреждений (пункт 5 статьи 115 , пункт 2 статьи 120 и статьи 399 Гражданского Кодекса РФ).

В пунктах 4 и 5 статьи 126 говорится о самостоятельной, независимой друг от друга ответственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по своим обязательствам, а в пункте 6 закреплена важная норма о возможности принятия на себя Российской Федерацией гарантии (поручительства) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица и, наоборот, возможности принятия на себя гарантии (поручительства) указанными субъектами по обязательствам Российской Федерации.

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Комментарий к статье 126 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает общие принципы гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных образований. Основаниями такой ответственности являются неисполнение Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием гражданско-правовых обязанностей, а также причинение вреда (в качестве последнего рассматривается издание незаконного правового акта, повлекшее к возникновению ущерба у других участников гражданских правоотношений).

При этом в качестве субъекта ответственности выступают именно государственные и муниципальные образования, а не органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица, чьи действия привели к возникновению у соответствующих образований гражданских обязанностей, неисполнение которых повлекло ответственность. При рассмотрении соответствующих дел в суде ответчиком выступает Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование в лице финансового органа, что связано с источниками, за счет которых производится возмещение вреда. Таковыми являются средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования.

Кроме того, установлено разграничение ответственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. По общему правилу названные субъекты гражданских правоотношений не несут солидарную и субсидиарную ответственность по обязательствам одного из них. Такая ответственность возможна только в том случае, если она вытекает из субъектного состава на стороне должника, то есть если обязательство является солидарным.

Также установлено, что государственные и муниципальные образования, с одной стороны, а государственные и муниципальные предприятия и учреждения, с другой стороны, не несут ответственности по обязательствам друг друга.

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.


Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.


2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.


3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.


4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.


6. Правила пунктов 2 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.




Комментарии к ст. 126 ГК РФ


Комментируемая статья устанавливает общие принципы гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных образований. Основаниями такой ответственности являются неисполнение Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием гражданско-правовых обязанностей, а также причинение вреда (в качестве последнего рассматривается издание незаконного правового акта, повлекшее к возникновению ущерба у других участников гражданских правоотношений).

При этом в качестве субъекта ответственности выступают именно государственные и муниципальные образования, а не органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица, чьи действия привели к возникновению у соответствующих образований гражданских обязанностей, неисполнение которых повлекло ответственность. При рассмотрении соответствующих дел в суде ответчиком выступает Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование в лице финансового органа, что связано с источниками, за счет которых производится возмещение вреда. Таковыми являются средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования.

Кроме того, установлено разграничение ответственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. По общему правилу названные субъекты гражданских правоотношений не несут солидарную и субсидиарную ответственность по обязательствам одного из них. Такая ответственность возможна только в том случае, если она вытекает из субъектного состава на стороне должника, то есть если обязательство является солидарным.

Также установлено, что государственные и муниципальные образования, с одной стороны, а государственные и муниципальные предприятия и учреждения, с другой стороны, не несут ответственности по обязательствам друг друга.