Лтп расшифровка ссср. Что такое лечебно-трудовые профилактории в беларуси

На вопрос журналистов, сколько в Беларуси лечебно-трудовых профилакториев. Сказал, что «много» и сокращать их пока не планируется. Оказалось, что этого «много» было на самом деле «мало», а потому количество ЛТП в стране станет на половину больше. Так решил президент.

Странный у нас какой-то глава МВД. На пустом месте тайны выдумывает. Количество ЛТП в Беларуси никогда не скрывалось. Эту информацию можно найти в открытом доступе на сайте Министерства внутренних дела. Тем более, министр не мог не знать о скором сокращении мест лишения свободы и резком увеличении количества заведений для хронических алкоголиков.

Нет никаких сомнений, что МВД имело прямое отношение к подготовке указа президента № 242 от 28 мая сего года «О совершенствовании деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел».

Указ, опубликованный на Национальном правовом интернет-портале 30 мая, вступит в силу через три месяца.

Часть документа касается ликвидации двух исправительных колоний (ИК-10 в Новополоцке и могилевской ИК-19) и реорганизации 35 исправительных учреждений открытого типа путем присоединения 21 учреждения, как сообщила пресс-служба президента, «к 14 более перспективным учреждениям».

Храни нас Всевышний от попадания в такого рода «перспективные» заведения, но с ними как раз все более-менее понятно. Сидельцев в наших зонах и «химиях» становится меньше. Почему, это отдельная тема, статистика же свидетельствует о ежегодной динамике сокращения контингента в местах лишения свободы.

Если в белорусских зонах на 1 января 2013 года содержалось 30,4 тыс. человек, что на 21% меньше, чем в 2012 году, то на 1 января 2014 года сидельцев осталось уже 28,5 тыс. человек. Приход под конвоем за колючку всего за год сократился почти на две тысячи криминальных душ.

А потому ликвидация с реорганизацией вполне укладывается, как сказано в указе, в цель «оптимизации структуры уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел» .

А вот с ЛТП дело обстоит обратным образом и пахнет тут совсем не «оптимизацией», а организацией новых мест для изоляции хронических алкоголиков. Официально это звучит так: «На базе ликвидируемых исправительных колоний и филиала ЛТП № 4 в Витебске, будут созданы 3 ЛТП». Что свидетельствует о том, что злоупотребляющего в республике контингента развелось столько, что в уже существующие ЛТП он не помещается.

Так сколько же в Беларуси ЛТП?

Было шесть, станет - девять. На сегодняшний день лимит наполняемости учреждений якобы для лечения части населения от алкоголизма в условиях изоляции составляет 4,6 тыс. человек, на конец прошлого года там находилось около 5 тыс. официально признанных хронических алкоголиков. Судя по всему, ситуация усугубилась.

Более того, последние несколько лет возникли серьезные проблемы с определением алкоголиков в их «дом родной». Возникли очереди. Например, в Витебской области в 2011 году по решению судов в ЛТП должны были направить почти тысячу человек, но местный профилакторий рассчитан всего на 700 человек, а потому 240 вынуждены были дожидаться освобождения «вылечившимися» койко-мест.

Появление на карте Департамента исполнения наказаний МВД Беларуси трех новых ЛТП, конечно же, снимет напряжение и сведет на нет очередь для «жаждущих» полечиться от алкоголизма по решению суда. Надолго ли?

На так называемом профилактическом учете в органах внутренних дел состоит свыше 180 тыс. человек. (Для сравнения: в 2007-м было 81 900, а в 2010-м - более 159 тыс. человек). Каждый из них - реальный кандидат на получение путевки в ЛТП.

Где в Беларуси находятся ЛТП
ЛТП-1 Светлогорск (Гомельская область). Старейший в Беларуси, создан в 1965 году на базе колонии общего режима.
ЛТП-2 деревня Староселье, Горецкий район (Могилевская область). Женский, создан в 2003 году на месте мужской колонии.
ЛТП-3 деревня Павловка, Слуцкий район, (Минская область). Женский, перепрофилирован из мужского в 2009 году.
ЛТП-4 Витебск. Образован в 2008 году. Имеется филиал (для содержания женщин), образованный в 2013 году на месте ликвидированной воспитательной колонии № 1.
ЛТП-5 Новогрудок (Гродненская область). Создан в 1982 году. При ЛТП имеется Храм святого великомученика Георгия Победоносца, построен в 2005 году «для духовного окормления пациентов профилактория».
ЛТП-6 Дзержинск (Минская область). Образован в 2009 году.

…Не прошло и пяти лет с момента указа президента о создании нового ЛТП-6, как появилась нужда в очередных антиалкогольных учреждениях.

ЛТП-7 расположится на земле ликвидированной ИК-19, ЛТП-8 - на территории не нужной больше ИК-10. ЛТП-9 возникнет в Витебске на месте филиала ЛТП-4, скорее всего, это будет женский профилакторий.

Сиротливо в изоляции от общества хронических алкоголиков выглядит Брестская область. В регионе нет своего ЛТП. Думается, это дело поправимое.

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.

ЛТП

лёгкие телесные повреждения

ЛТП

лётно-тактическая подготовка

Словарь:

ЛТП

лечебно-трудовой профилакторий

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. - С.-Пб.: Политехника, 1997. - 527 с.

ЛТП

лёгкий танк Проворнова

воен.

ЛТП

летняя трудовая практика

образование


Словарь сокращений и аббревиатур . Академик . 2015 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЛТП" в других словарях:

    ЛТП - аббревиатура, могущая означать: Лечебно трудовой профилакторий Лёгкие телесные повреждения В военной авиации: лётно тактическая подготовка В математике: линейное топологическое пространство Линия технической поддержки … Википедия

    лтп - сущ., кол во синонимов: 1 профилакторий (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ЛТП - [элтэп э], нескл., муж. (сокр.: лечебно трудовой профилакторий) … Русский орфографический словарь

    ЛТП - [эл тэ пэ], неизм., м. 1. Лечебно трудовой профилакторий учреждение для принудительного лечения алкоголиков. ◘ Техника Опенкина направить в ЛТП. ЧиЗ, 1983, № 10, 93. Побег из ЛТП наказывается лишением свободы на срок до одного года. Росси,… … Толковый словарь языка Совдепии

    ЛТП - исправит. лечебно трудовой профилакторий. Учреждение закрытого типа, где содержались по решению суда хронические алкоголики (реже наркоманы), не совершившие никакого преступления. С 1994 г. учреждения этого типа в России расформированы … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    ЛТП - сл. LPT порт … Hacker"s dictionary

    ЛТП - лечебно трудовой профилакторий … Словарь сокращений русского языка

    Список пенитенциарных учреждений Украины - Список пенитенциарных учреждений Украины составлен по материалам сайта Государственной пенитенциарной службы Украины, а также на основе других, в том числе и неправительственных источников. По состоянию на 1 марта 2012 года в 183… … Википедия

    Гомельский троллейбус - Троллейбусная система … Википедия

    Лечебно-трудовой профилакторий - Лечебно трудовой профилакторий, ЛТП в СССР и некоторых постсоветских странах вид лечебно исправительного учреждения, предназначенного для тех, кто по решению суда направлялся на принудительное лечение от наркомании и алкоголизма. Фактически ЛТП… … Википедия

Книги

  • Порок - за порог! Золотая коллекция , . После Октября 1917 года руководители молодого советского государства ощутили острейшую необходимость формирования у рядовых граждан определенных нравственных ориентиров. Человеческие пороки и…

Назад в ЛТП

Депутаты Госдумы намерены возродить лечебно-трудовые профилактории. При этом авторы законопроекта предлагают помещать в ЛТП алкоголиков и наркоманов без их согласия, без разрешения их законных представителей и без постановления суда.

Депутаты Госдумы намерены возродить лечебно-трудовые профилактории. При этом авторы законопроекта предлагают помещать в ЛТП алкоголиков и наркоманов без их согласия, без разрешения их законных представителей и без постановления суда.

Алкоголизм и наркоманию в нашей стране депутаты, похоже, собираются искоренять старым проверенным способом, то есть загнать злоупотребляющих граждан в лечебно-трудовые профилактории, наподобие тех, что существовали в Советском Союзе. Соответствующий законопроект был предложен депутатами Астраханской областной думой. Остальные депутаты это предложение поддерживают. По их мнению, «если человек пьян и опасен, его надо лечить принудительно». Кроме депутатов, за принятие нового закона о принудительном лечении ратуют также Наркоконтроль и МВД РФ.

Напомним, что еще в 2005 году, выступая на заседании правительства столицы, прокурор Москвы Анатолий Зуев предложил «возродить существовавшую в стране в прошлые годы систему оказания социальной помощи и реабилитации лицам, находящимся в алкогольной зависимости». По словам прокурора, это позволило бы «сократить число разводов в семьях, уменьшить уровень бытового насилия, а также детской беспризорности». К возрождению лечебно-трудовых профилакториев не раз призывали власти в разных регионах РФ.

На самом деле ЛТП в СССР лечебными учреждениями, по большому счету, не были, а являлись частью пенитенциарной системы. Не случайно они находились в ведении не Минздрава СССР, а МВД. Да и разработаны они были в рамках борьбы с преступностью. Первый лечебно-трудовой профилакторий был открыт в 1964 году в Казахской ССР, затем такие заведения стали открываться в Российской Федерации и других республиках СССР. В марте 1974 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков», которым устанавливалось, что в ЛТП должны направляться хронические алкоголики, уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития. Лечение в этих «профилакториях», согласно «Энциклопедии алкоголя», заключалось в назначении больших доз препарата «Антабус» в первый месяц пребывания, что было, по сути, частью наказания за пьянство. Побег из ЛТП подлежал уголовному наказанию.

По мнению специалистов, с ЛТП в Советском Союзе была парадоксальная ситуация, потому что человек, не совершивший уголовного преступления (по существу - больной человек), оказывался лишенным всех прав и свобод. Это усугубляло болезнь и негативно влияло на физическое и психическое здоровье человека. В государственных органах управления неоднократно обсуждался вопрос о передаче ЛТП из МВД СССР в Минздрав СССР. В 1993 году Верховный Совет Российской Федерации принял решение о ликвидации ЛТП, которое вступило в силу с 1 июля 1994 года.

Кстати, попасть в лечебно-трудовой профилакторий во времена советской власти было не так просто. В некоторых случаях люди сами, желая избавиться от недуга, через наркологические диспансеры добровольно оформлялись в лагеря трудового перевоспитания. Но большинство граждан направлялось в ЛТП в принудительном порядке, по решению суда. Сегодня законодатели решили и вовсе обойтись без лишней волокиты. Как пишет газета «Новые Известия», авторы законопроекта предложили разрешить госпитализировать и изолировать от общества хронических алкоголиков и наркоманов «без постановления суда, их согласия и без разрешения их законных представителей. Единственным основанием для принудительного лечения будет являться «систематическое нарушение общественного порядка» указанными гражданами».

Между тем специалисты уверены, что карательными методами проблему пьянства и наркомании победить нельзя. Они говорят, что советский метод ЛТП был неэффективен и практически не оставлял человеку шансов на излечение. К тому же во многих случаях находившиеся в ЛТП лица злостно нарушали режим и даже совершали преступления. Руководитель медицинских программ Фонда «Нет наркомании и алкоголизму» Сергей Полятыкин в интервью газете «Новые Известия» отметил, что для излечения алкоголика или наркомана, очень важно его собственное желание вылечиться. «Нужны квалифицированные специалисты - врачи, психотерапевты, психологи и консультанты, имеющие собственный опыт выздоровления», - заявил эксперт. Поддерживает Полятыкина и психологи. По их мнению, принудительное лечение от наркомании или алкоголизма - нонсенс. По словам психолога Ольги Дроздовой, избавление от зависимости возможно, только если человек сам этого захочет.

Кроме того, некоторые юристы и правозащитники высказывают опасение, что новый закон, если он будет принят, станет удобным инструментом для расправы с неугодными людьми.

Ответить на пост

Я работала в ЛТП. Знаю, что матери и жены был довольны. Они хоть на время.но освобождались от присутствия алкоголика в доме. Кто-то после лечения бросал пить,а кто-то возвращался повторно. Некоторые даже рады были, потому что могли просто каждый день питаться. Они сами зарабатывали, т.к. на территории было производство.Надо возобновить ЛТП.


Почему государство "плюнуло" на пьющих, особенно запойных. Страшная ситуация. Алкоголизм не та болезнь чтоб спрашивать о желании лечиться. Они мучают кто живет рядом, сами мучаются. Если очень захотеть то можно достучаться до сознания пьющего, пропадают хорошие специалисты. Наркологи сидят и ждут когда к ним кто-то явится, наверняка карточки там уже половина умерших. Это не та статься чтоб бюджет пополнять. Его компенсируют и не зависимые от спиртного, пусть не боятся производители. Недавно ушел наш знакомый, церроз печени. Такой парень был, красавец, умница с высшим образованием. Всем пофиг.


Сын все больше и больше пьет,с работы выгоняют,зарпалату домой не приносит,сидит фактически на шее родителей.а ему уже 30 лет.Занимает деньги у дружков.у них круговая порука.все не женатые.ни семьи,ни детей.ничего в жизни не надо,только мозги залить и так и жить с залитыми мозгами.Сколько можно такое терпеть и как мне как матери видеть пьяного.в непотребном виде сына???государство споило детей этим пивом.Кто бежит за Клинским???Все телеканалы призывали к этому и теперь молодежь так и бегает за пивом.У него пивной алкоголизм.Он говорит что все время хочется пива и что такого если я хочу выпить.Как жить с этим и что делать.Лечиться не хочет добровольно,так как не считает себя алкоголиком.говорит,а кто сейчас не пьет,а какой алкоголик скажите мне признает себя таковым,да попробуй ему это сказать и он тебе глаза за это выцарапает.Пора давно принимать меры по лечению за счет государства таких людей,не только изоляции.а настоящего правильного лечения,чтобы уже до такого состояния больше не возвращаться.Гибнет молодежь,работоспособная часть населения.государство не должно быть равнодушным к этому и принять все меры по искоренению алкоголизма.



я своего брата скоро замочу наверное. пьёт уже 12 лет, нигде не работает, ноги не ходят, многие "органы" тоже утратили свои функции, но пить не бросает. лечение помогает, но не больше месяца. кусок стыдобухи. мать плачет ночами. жаль ЛТП отменили. хоть на годик бы его отправить подальше от дружков, водки и от нас


я своего брата скоро замочу наверное. пьёт уже 12 лет, нигде не работает, ноги не ходят, многие "органы" тоже утратили свои функции, но пить не бросает. лечение помогает, но не больше месяца. кусок стыдобухи. мать плачет ночами. жаль ЛТП отменили. хоть на годик бы его отправить подальше от дружков, водки и от нас


Вячеслав

Конечно,как мера изоляции на время.Да.Как лечение-нет.Сосед мой два раза "Лечился",да так и умер,40 не было.А сейчас и сын у меня запойный.А вообще,виновато государство.Не родители и окружающие.


Закон нужно уже давно было принять, все спиваются молодежь, женщины. У меня пьет сын уже 16 лет, превратил нашу жизнь в ад, хождение по инстанциям о его изоляции ничего не дает, хотя бы еще пожить ради младшего сына


Закон нужно вводить скорее! Моя мать сходит с ума от алкоголика мужа и сына, друг другу наливают. Она недавно ушла из дома, снимает квартиру, т.к.после моей свадьбы отец с братом не смогли остановиться. Отец пришел в себя, хочет маму вернуть, а брат и вовсе пропал, хотя временно не пил-5 дней. Не работает нигде, везде выгоняли. З/п пропивает. Отец на пенсии, у него группа на сегодняшний день- рак почки. Пить нельзя, пьет. Оба агрессивных мужика в доме. Мы измучались. И я боюсь за маму, т.к.живу в другом городе.Звоню по 5 раз в день. Поддерживаю материально, как могу. Мы с ней не алкоголички почему-то! Может хоть кто-то услышит, помогите. Брат беспредельщик, куда его деть? Не не хотим, чтобы невинные люди страдали из-за дурака, почему нужно ждать чье-то смерти, какой-нибудь девочки или мальчика. Социально опасных людей нужно изолировать от общества, и гуманизм тут совсем не вписывется. До такой степени довел, что мать уже не рада, что у нее такой сын есть!


как близкого друга вылечить от запоя?

Главный нарколог России Евгений Брюн призвал возродить лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) для лечения алкоголиков и наркоманов, которые существовали во времена СССР. ЛТП были закрыты в 1994 году указом Бориса Ельцина как «антидемократические институты». Ведь в ЛТП людей направляли принудительно, по решению суда, практически как в места лишения свободы.

«Нарушающие правила социалистического общежития»

Евгений Брюн даже нашёл деньги на ДТП. Он предлагает направлять часть акцизных сборов от реализации алкогольных напитков на лечение пьяниц и наркоманов. Брюн считает, что «таким образом появится социальная ответственность государства, которое свободно продаёт алкоголь и должно заботиться о тех, кто стал зависимым от алкоголя». Правда, главный нарколог страны не уточнил, что будут представлять возродившиеся профилактории и в чьём ведомстве они будут находится.

В советское время они походили на или колонию. Были вопросы к эффективности этих учреждений. В СССР ЛТП возникли в 1964 году (были и женские). Профилактории входили в систему МВД при уголовно-исправительной системе. На лечение туда отправляли алкоголиков по «рекомендации» его родственников, участкового или после пяти-шести «ходок» в медвытрезвитель. Кандидата для лечения в ЛТП везли на комиссию в местный наркологический диспансер, получали там заключение, что человек нуждается в принудительном лечении от алкоголизма, после чего к делу подключались правоохранительные органы и суд. Он принимал решение об изоляции.

Официально регламентировал такую форму изолированного решения указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок и правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до двух лет. Побег карался уголовным преследованием, хотя само пребывание в ЛТП судимость не считалось.

Конечно же, важно, какова было эффективность подобного лечения? По статистике, возвращался после лечения в профилакторий каждый третий. Во многом поэтому решением Верховного Совета в 1993 году ЛТП юридически были упразднены, а с 1 июля 1994 года фактически прекратили своё существование после указа Бориса Ельцина.

Активными противниками ЛТП всегда были правозащитники. Их главный аргумент такой - нельзя ограничивать свободу человека, не совершавшего никакого преступления.

«Профилактории давали шанс»

Евгений Брюн был не первым, кто предложил вернуть ЛТП. На самом деле разговоры о необходимости возвращения профилакториев (теперь не только для алкоголиков, но и наркоманов) пошли ещё с конца 1990-х годов. Если брать мнения заинтересованных сторон, то против - всё те же правозащитники и сами потенциальные пациенты. Кроме того, не ясно, за какими ведомствами могут быть закреплены ЛТП - за Минздравом, ФСИН или МВД? Такую нагрузку брать никто не хочет - расходы будут довольно большими, если не будет активнейшей финансовой помощи государства. Кроме того,большинство осуждённых в РФ не могут обеспечить работой. Что же будет с алкоголиками? Слово «трудовой» из аббревиатуры ЛТП исчезнет?

Сторонниками «ренессанса» ЛТП выступают силовики, резонно замечая, что изоляция тех, кому срочно надо на выпивку или ширево, существенно снизит уровень преступности. А вот мнения профильных врачей разделились. Одни говорят, что алкоголизм практически не лечится. Лечебные меры помогают только на начальном этапе. Другие говорят, что даже 10% излеченных в ЛТП - хороший результат. По мнению одного из сотрудников тогдашней милиции, отработавшего несколько лет в милицейских вытрезвителях, вылечится в ЛТП может только тот, что искренне это хочет.

Помню, некоторые семьи были настолько замордованы алкоголиками, что «сдавали» их в ЛТП с облегчением. Хоть год-два можно пожить спокойно. Снижался и уровень преступности, ведь пьющие люди склонны к хулиганству и другим преступлениям.

Кроме того, больные в ЛТП работали, но зарплату им не выдавали, а посылали семье. Тоже хорошо. ЛТП давали шанс не совсем пропащим людям выбраться из трясины. Там лечили, кодировали, корректировали психику.

Однако вылечиться могли только те, кто этого хотел. Нередко бывало, что поступает ко мне человек в непотребном виде, а по справке я вижу, что он только освободился из ЛТП. Давно известно, что избавить человека от алкоголизма против его воли нельзя. Поэтому, если возрождать ЛТП, то отправлять туда нужно только добровольцев. И упор делать на трудотерапию. Многие «клиенты» в ЛТП говорили мне, что от мыслей об алкоголе их спасала именно напряжённая работа. Уместно сделать в ЛТП профтехучилища, ведь многие ребята спиваются ещё на школьной скамье и уже не имеют в жизни перспектив. Кстати, ЛТП сохранились на Украине и в Белоруссии. Можно и нужно учитывать опыт дальней заграницы. Там существуют клубы анонимных алкоголиков, где с больными работают бывшие алкоголезависимые люди. Это весьма эффективно.

«25 миллиардов на пьяниц»

Что ж, обратимся к опыту соседей. На Украине (2 профилактория), в Белоруссии (1) и Туркмении (1) по- прежнему действуют ЛТП, причём работают они по советским методикам (только срок алкаши «тянут» меньший - 6-12 месяцев).

Валерий Писклов, начальник Харьковского ЛТП, сетует, что сейчас профилактории не входят в систему Департамента исполнения наказаний Украины, а потому сюда зачастую «скидывают» рецидивистов, которые ещё не совершили очередного преступления, но, скорее всего, совершат. Превентивная мера, так сказать. Но из-за этого ЛТП превращается в натуральную зону. И лечение становится не главным.

Всё это следует учитывать и в России, если уж реанимировать ЛТП. Учитывать надо все нюансы. К примеру, что будет с квартирой человека, которого заберут в ЛТП? Если он там не будет работать, то не сможет вносить квартплату, а тут и судебные приставы не за горами. Короче говоря, нужно учесть все спорные моменты.

Оказывается, украинский и белорусский опыт лечения алкоголиков изучили российские чиновники, но не из Минздрава, как можно было предположить, депутаты правящей партии.. Именно они ещё до Брюна предложили содержать алкоголиков взаперти на акцизные деньги. Эта идея была поддержана и Общественной палатой. «Единая Россия» в настоящее время продолжает работать над соответствующим законопроектом, который может быть внесён на повестку дня Госдумы уже этой осенью. Специалисты утверждают, что за счёт акцизов денег на ЛТП у государства хватит.

Руководитель общественной организации «Трезвая Россия» Султан Хамзаев считает:

Для функционирования ЛТП вполне достаточно 10% акцизных сборов. В прошлом году производители алкогольной продукции перечислили в федеральный бюджет 250 миллиардов рублей акцизных сборов. Так что в год на лечение алкоголиков можно было тратить астрономическую сумму в 25 миллиардов! Нужно тратить эти деньги на тех алкоголиков, которые сохраняют ответственность перед семьёй, то есть социально адаптированных.

Как видим, наши эксперты выступают за то, чтобы в возможных будущих ЛТП алкоголики и наркоманы лечились добровольно. То есть, «тюрем» для горьких пьяниц всё-таки не будет? Подождём до осени.

Надо отметить, что принудительное лечение больных алкоголизмом существует практически во всех развитых странах. Правда, местные ЛТП мало похожи на зоны. В Швеции, Италии, Германии алкоголиков помещают в специальные лечебные центры. Принудительное лечение назначается судом, хотя случается такое, что такое решение может вынести прокурор (во Франции) или полиция (в Финляндии). Для принудительного лечения в Японии достаточно подозрения в алкоголизме, в Канаде необходимо установить факт зависимости от алкоголя, в Великобритании - доказательство того, что употребление алкоголя осложнено психическими расстройствами.

По материалам газеты
"За решеткой" (№6 2013 г.)