Кто выступает обязательным субъектом муниципально правовых отношений. Виды субъектов муниципально-правовых отношений. Местное самоуправление и правовые нормы

Муниципальное право. Шпаргалки Ольшевская Наталья

12. Субъекты муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений служит население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.

Субъекты муниципально-правовых отношений:

Муниципальное образование (может быть участником административных, конституционных, международных, а также множества частноправовых отношений – гражданских, трудовых, земельных и т. д.);

Ассоциации, или союзы, муниципальных образований (подлежат государственной регистрации);

Население муниципального образования;

Органы местного самоуправления;

Органы территориального общественного самоуправления;

Органы государственной власти;

Общественные объединения;

Муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия.

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 7. Международные организации в системе международно-правовых отношений Международные организации влияют на развитие международно-правовых систем через участие в процессе правообразования. Правообразование (формирование права) – объемная категория, включающая в

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

23. Объекты и субъекты водных отношений Основой регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) является ВК РФ.Объект водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы,

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 6. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные

Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна

23. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

56. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются:1) фонды;2) Пенсионный

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений 1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской

Из книги Гражданский процесс автора Мусин В А

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. Способы защиты административно-правовых отношений Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим

Из книги Налоги и налогообложение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений Муниципальные правовые отношения – специфические общественные отношения, которые выражаются в процессе реализации управленческой деятельности,

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

3. Сущность налогов как финансово-экономической категории. Субъекты налоговых отношений Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного

Из книги Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

94. Производство по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих как из

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

95. Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Судебная защита избирательных прав граждан, вытекающих из конституционных (публичных) правоотношений, направлена на охрану как активного (права избирать), так и пассивного

Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич

Преступления против личности несовершеннолетних, совершаемые вне сферы семейно-правовых отношений Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) . Согласно ч. 1 ст. 150 УК РФ преступлением признается вовлечение несовершеннолетнего в совершение

Из книги автора

13. Виды субъектов муниципально-правовых отношений Субъекты муниципально-правовых отношений – это общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права,

Из книги автора

Глава II Субъекты отношений, связанных с реализацией государственного (муниципального)

Субъекты муниципально-правовых отношений – это участники данных правоотношений, между которыми в соответствии с нормами муниципального права возникают взаимные юридические права и обязанности.

Виды субъектов муниципально-правовых отношений – всех субъектов муниципально-правовых отношений обычно подразделяют на 3 вида:

I. К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование . Понятие муниципального образования содержится в ст. 2 ФЗ №131: «муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения» . В этом понятии, по сути - названы виды муниципальных образований, но не содержится признаков. Любое муниципальное образование должно обладать 6 обязательными (императивными) признаками:

1. Наличие собственной территории в установленных фиксированных границах, в пределах которой осуществляется местное самоуправление (согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ №131: «Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 настоящего Федерального закона (ФЗ №131)» .

2. Наличие компактно проживающего местного населения (признак населённости).

3. Наличие собственного устава муниципального образования (согласно ч. 3 ст. 44 ФЗ №131: «Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования (местной думой), а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан» .

4. Наличие муниципальной собственности (согласно ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» ).

5. Наличие обязательных органов местного самоуправления: согласно ч. 2 ст. 34 ФЗ №131 таких органов должно быть три, это:

· Глава муниципального образования.

· Представительный орган местного самоуправления (в Свердловской Области он именуется – «Дума»).

· Местная администрация (неформально – мэрия).

Исключение: в сельских поселениях числом жителей менее 100 человек, представительный орган (дума) не формируется. В этом случае его полномочия осуществляет сход граждан.

6. Наличие местного бюджета (согласно ст. 52 ФЗ №131: «Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Утверждает местный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением – представительный орган местного самоуправления (дума), а непосредственно исполняет местный бюджет - местная администрация (исполнительный орган).

7. Седьмой признак является факультативным: муниципальное образование в праве устанавливать собственные обязательные символы (например: герб, флаг, эмблема и т.п.), которые отражают исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы муниципального образования подлежат государственной регистрации в порядке установленном ФЗ.

Виды муниципальных образований.
Муниципальные образования общего типа. Муниципальные образования специального типа.
1. Сельское поселение. 2. Городское поселение. 3. Муниципальный район *. 4. Городской округ *. *муниципальный район и городской округ по сути являются новеллами, т.к. впервые появились в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 1. Внутригородские территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). 2. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) (в Свердловской Области их 4: Лесной, Новоуральск, посёлок Свободный, посёлок Уральский *. 3. Города - наукограды (в Свердловской Области это например: город Заречный *. 4. Приграничные территории. *ЗАТО и города – наукограды имеют статус городского округа. Правовой статус всех вышеперечисленных муниципальных образований регулируется главным образом не ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а специальным законодательством (ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях», ФЗ «О наукоградах»).

II. Ко второму виду субъектов муниципально-правовых отношений относятся те субъекты, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. К этим субъектам относятся следующие:

1. Население муниципального образования (местное население или местное сообщество) – это граждане РФ, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования на законных основаниях, Данный факт удостоверяется регистрацией гражданина по месту жительства. В качестве регистрационных органов выступают ОВД, а там где они отсутствуют – сами органы местного самоуправления. Гражданин РФ может быть членом только одного местного сообщества. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Население городского и сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено своего права на осуществление местного самоуправления (например: со стороны органов государственной власти). Отказ местного населения от своего права на осуществление местного самоуправления является юридически ничтожным.

Что касается иностранных граждан, то при определённых условиях их всё же можно рассматривать в качестве членов местного сообщества на ряду с гражданами РФ. Таких условий 4:

· Иностранный гражданин должен постоянно проживать в РФ на территории муниципального образования, т.е. иметь вид на жительство;

· Должен быть заключён международный договор РФ с конкретным иностранным государством, о том, что его граждане имеют право в России участвовать в муниципальных выборах и местных референдумах (на настоящий момент таких договоров нет, за исключением Республики Беларусь);

· Это должно быть предусмотрено ФЗ (согласно ст. 3 ФЗ №131: «Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами» );

· Это должно быть предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

ЛБГ с юридической точки зрения не включаются в состав местного сообщества, поскольку не обладают никакими политическими правами в сфере местного самоуправления (в частности они не имеют права участвовать в муниципальных выборах, местных референдумах, не имеют права, находится на муниципальной службе и т.д.).

2. Собрания и сходы граждан – это коллективные субъекты местного самоуправления(деятельность собраний граждан – регулируется ст. 29 ФЗ №131, а сходов граждан – ст. 25 ФЗ №131). Отличия собрания от схода граждан:

· По территории их проведения: сход граждан возможен только в сельском поселении числом жителей менее 100 человек - обладающих избирательной правосубъектностью граждан, а собрание граждан проводится на части территории муниципального образования (например: на территории микрорайона, квартала, группы жилых домов, улицы);

· По их компетенции: сход граждан всегда решает вопросы местного значения, а собрание граждан – лишь обсуждает их и информирует население о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

· По юридической силе их решения: решения схода граждан – всегда общеобязательны, а решения собрания граждан – носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления – органы наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 ФЗ №131).

«…Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Из статьи 12 Конституции РФ.

4. Должностные лица местного самоуправления , в том числе и выборные должностные лица (например: глава муниципального образования). В соответствии со ст. 2 ФЗ №131: «должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления» . Примеры выборных должностных лиц местного самоуправления:

· Глава муниципального образования;

· Депутаты представительных органов местного самоуправления (местные депутаты).

Примеры должностных лиц местного самоуправления:

· Заместитель главы муниципального образования;

· Председатель какого-либо комитета;

· Начальник управления местной администрации.

III. Третья группа субъектов муниципально-правовых отношений – это субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления. К ним относятся:

1. Органы территориально-общественного самоуправления населения (ТОС) (ст. 27 ФЗ №131). Они могут создаваться гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования (например: на территории городских микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, многоквартирных жилых домов (совет дома), подъездов и тому подобных территорий, для осуществления собственных инициатив по вопросам местного самоуправления. Органы ТОС (комитеты, советы и т.п.) избираются на собраниях или конференциях граждан проживающих на соответствующей территории. В соответствии с уставом муниципального образования, органы ТОС могут являться юридическими лицами. В этом случае они подлежат государственной регистрации в форме некоммерческих организаций в органах ФРС РФ (росрегистрация). В соответствии с. 8 ст. 27 ФЗ №131: «Органы территориального общественного самоуправления:

1) Представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) Обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) Могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счёт средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориально-общественного самоуправления и органами местного самоуправление с использованием средств местного бюджета;

4) Вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципально-правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов» .

2. Ассоциации и союзы муниципальных образований – целями объединения муниципальных образований являются:

· Координация деятельности муниципальных образований входящих в их состав;

· Более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований, входящих в их состав;

· Обмен опытом в осуществлении местного самоуправления;

· Выражение и защита общих интересов.

Однако ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления, а их решения носят лишь рекомендательный характер для муниципальных образований входящих в их состав. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

В настоящее время в РФ функционируют более 50 различных ассоциаций и союзов муниципальных образований. По территории их действия их можно поделить на 3 группы:

1) Федеральные (например: Конгресс муниципальных образований РФ, функционирующий с 1998 г.; Всероссийский Совет муниципальных образований);

2) Межрегиональные ассоциации и союзы (например: Союз Российских Городов – объединят только крупные города (города «миллионники»); Союз малых и средних городов РФ; Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация «Города Урала»);

3) Региональные ассоциации и союзы (например: Ассоциация муниципальных образований Свердловской Области).

3. Муниципальные унитарные предприятия (МУПы) (например: горсвет, горгаз, горводоканал, ЕТТУ, предприятия ЖКХ). Их правовое положение определяется ГК РФ (ст. 113 – 115) и ФЗ от 14.11.2002 г. №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» .Согласно ст. 113 ГК РФ: «Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество …» . Имущество МУПа передаётся ему на праве хозяйственного ведения . Размер уставного капитала МУПа – не менее 1000 МРОТ.

4. Муниципальные учреждения (образования, здравоохранения, культуры, спорта) (например: муниципальная школа, городская больница, библиотека, дворец спорта). Согласно ст. 120 ГК РФ: «Учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера » . Данное учреждение финансируется собственником полностью или частично. Имущество, переданное учреждению учредителем закрепляется на праве оперативного управления.

Myниципально-правовые отношения - отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления в границах муниципального образования при реализации населением права на местное самоуправление.

Муниципально-правовые отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон. Эти отношения носят организационный характер, т. е. способствуют организации процессов. Муниципально-правовые отношения связаны с практической реализа­цией задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т.е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования или орган местного самоуправления, причем одна из сто­рон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения муниципального образования. Споры, возникающие в рамках муници­пально-правовых отношений, могут разрешаться как в административ­ном (внесудебном), так и в судебном порядке.

Основным элементом муниципально-правовых отношений являют­ся субъекты правоотношений , в качестве которых могут выступать:

  • муниципальное образование;
  • органы местного самоуправления;
  • ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления;
  • Российской Федерации;
  • население;
  • группы граждан;
  • органы территориального общественного самоуправления;
  • органы государственной власти.

«Муниципальное» от латинского municipium – самоуправляющаяся община. МП – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений, связанных с осуществлением МСУ.

Муниципальное право РФ - комплексная отрасль, представляющая собой совокупность правовых норм закрепленных и регулирующих общественное отношение, возникающее в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут выделяться органы местного самоуправления. (Решение гос. полномочий например регистрация актов гражданского состояния).

Предметом МП является круг общественных отношений, складывающихся в сфере МСУ. При определении предмета МП и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего, это комплексный характер отрасли права. МСУ не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Например, реализация прав и свобод человека и гражданина, осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы МСУ руководствуются нормами ГП и т.д. Таким образом, предмет МП включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами МП

Метод правового регулирования это также способ воздействия общественного отношения в области местного самоуправления с помощью таких приемов как предписание, дозволение, запрет. Методы:

1) императивный, в котором преобладает предписание (главе мо предписывается осуществить такие то функции;

2) диспозитивный (дозволение, самостоятельный выбор своего поведения например обращение в органы местного самоуправления по каким-либо вопросам);

Специальные методы:

3) метод гарантий – государство определило, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти т.е. оно определило их самостоятельность в вопросах местного значения, но при этом оно гарантирует обеспечить судебную защиту местного самоуправления, его финансовую, организационную и экономическую самостоятельность.

4) метод рекомендаций – ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в органы гос. власти. Государство чтобы воздействовать на органы местного самоуправления оставляет за собой право рекомендовать органам местного самоуправления (например Постановление правительства)

2 Субъекты муниципального права

    Население . В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии со статьей 3 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность предоставления права на осуществление местного самоуправления не гражданам Российской Федерации. Так, в соответствии со стать­ей 3 названного Закона иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

    Граждане Российской Федерации . На основании части 2 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления . На основании статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Следует различать выборные и невыборные органы местного самоуправления. Как правило, на местном уровне уставами муниципальных образований предусматриваются такие органы местного самоуправления, как 1-глава муниципального образования, представительный орган и испол­нительный орган местного самоуправления.

    Органы государственной власти, предприятия, учреждении, организации. Так, в соответствии со статьей 133 Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких-либо мероприятий. Органы государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содействие его становлению и развитию.

    Особым субъектом муниципальных правоотношений является муниципальное образование в целом. Например, в соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

    Сельское поселение- один или несколько населенных пунктов плюс прилегающая территория;

    Городское поселение – один крупный населенный пункт;

    Городской округ (например гор. округ Й-Ола, Волжск, Козьмодемьянск);

    Городской округ с внутригородскими территориями(город делян на внутригородские территории, например западный, где будут свои органы самоуправления и будут подчиняться общему органу);

    Муниципальный район, их 14 штук. Муниципальный район состоит из городских и сельских поселений.(Советский,Сернурский…);

    Внутригородские территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)

Круг субъектов муниципального права очень широк, в связи с тем что весьма широк круг общественных отношений, находящихся в пределах правового поля муниципального права РФ.

Субъект права – это лицо или группа лиц, способная вступать в общественные отношения определенного вида, наделенная совокупностью прав и обязанностей. Субъектами муниципального права являются физические лица и организации. Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Классифицировать субъекты муниципального права можно по следующим основаниям:

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация, ее субъекты, органы государственной власти РФ и др. К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам муниципального права относятся:

1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ;

3) Президент РФ;

4) Правительство РФ;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

6) Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

7) суды представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией;

10) органы местного самоуправления;

11) муниципальные образования;

12) население муниципального образования;

13) общественные объединения;

14) муниципальные должностные лица;

15) иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории муниципального образования;

16) советы муниципальных образований и другие объединения.

Степень участия и плотность взаимодействия между субъектами муниципального права различны.

Каждый субъект муниципального права наделен соответствующими его статусу полномочиями.

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.