Состоялось межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов. IV.5.3. Организация работы координационного совещания

25 февраля 2010, 00:00

Руководством страны, федеральными и региональными органами власти, правоохранительными ведомствами принимаются значительные усилия по нормализации положения дел на территории Северного Кавказа.

Решение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева об образовании Северо-Кавказского федерального округа должно стать ключом к решению именно социально-экономических проблем в регионах, которые вошли в него. Поэтому это потребует более четкого взаимодействия правоохранительных органов с контролирующими ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в этой сфере, борьбе с коррупцией, экстремизмом и терроризмом.

Все вопросы сегодняшней повестки дня актуальны. Генеральной прокуратурой в августе 2009 г. был проведен развернутый анализ положения дел в социально-экономической сфере, результативности принимаемых мер по противодействию преступности в регионах Северного Кавказа. В его основу легли итоги проверок исполнения законодательства о противодействии экстремизму, терроризму и коррупции, проведенные в минувшем году Генеральной прокуратурой в республиках Ингушетия и Дагестан, совместных совещаний с руководством правоохранительных органов в республиках Северного Кавказа по стабилизации обстановки в этом регионе. По итогам подготовлен доклад Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства В.В. Путину, в котором отражены основные причины и тенденции, которые привели к осложнению криминогенной обстановки. Тогда нами были сделаны выводы о необходимости усиления координационной составляющей.

Определенные подвижки произошли, что дало возможность осуществить отмену режима контртеррористической операции в Чеченской Республике, сформировать выборные органы местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике, увеличить объемы бюджетного финансирования социально-экономической сферы регионов Северного Кавказа, установить дополнительные гарантии и компенсации для работников правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-служебную деятельность на территории республик Северного Кавказа.

Благодаря скоординированной работе федеральных властей, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, прокуратуры, суда почти в два раза снижен размер задолженности по выплате заработной платы в округе.

Существенные подвижки произошли в Чеченской Республике, где имелась внушительная задолженность по зарплате.

Вместе с тем, несмотря на все эти и другие меры, качество жизни в республиках Северного Кавказа зачастую уступает среднероссийскому.

Кризисное состояние экономики республик Северного Кавказа, нерешенность социальных вопросов порождают напряженность в регионе, влекут рост преступности. Несмотря на активизацию работы правоохранительных органов, увеличение числа осужденных за террористические преступления, продолжают усиливаться проявления экстремизма и терроризма. Действуют организации ваххабитского толка, которые не только поддерживают бандформирования, но и непосредственно участвуют в подготовке диверсионно-террористических актов. И события недавнего периода это наглядно демонстрируют.

Провоцирует преступный фон угрожающие масштабы нелегального оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, без которых не обходится ни одно посягательство на жизнь военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, судей, представителей власти. В 2009 г. наибольшие темпы прироста преступлений, совершенных с использованием оружия, зафиксированы в республиках Ингушетия и Дагестан (на 92% и 65% соответственно), Карачаево-Черкесской Республике (на 43%).

Тревогу вызывает ситуация, связанная с незаконным распространением наркотических средств. Динамика изъятия наркотиков свидетельствует об активизации попыток наладить через Северный Кавказ каналы поставок наркотиков в центральную Россию и Западную Европу. В число регионов страны с наибольшим удельным весом преступлений о незаконном обороте наркотических средств входят республики Ингушетия (19%), Северная Осетия (17%), Чеченская Республика (15%), Ставропольский край (13%).

Меры, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа по нормализации ситуации, к сожалению, пока не дают должных результатов.

Действия правоохранительных органов неадекватны складывающейся угрозе. До сих пор не раскрыто убийство Министра внутренних дел по Республике Дагестан, ряд других дерзких, резонансных преступлений. Притом, что коррупция охватила практически все уровни власти, в том числе правоохранительные и судебные органы, число выявленных фактов взяточничества в 2009 г. в округе выросло минимально (+3,6%). В ряде регионов их вообще единицы. В два раза меньше коррупционных преступлений расследовано в Ставропольском крае и в Республике Дагестан.

Особое беспокойство вызывает низкая эффективность деятельности оперативных служб правоохранительных органов. Оперативная работа ведется не профессионально, большей частью на бумаге. В прошлом году только в Главное управление МВД России по Южному федеральному округу прокурорами практически ежедневно вносились протесты и требования об устранении нарушений закона (300 протестов, 100 требований).

Имеются серьезные нарекания к учетно-регистрационной дисциплине. В Республике Ингушетия прокурорами выявлены факты, когда под видом неподтверждения поступившей информации 260 материалов, содержащие сообщения о преступлениях, были незаконно списаны в архив. В Чеченской Республике в 2009 г. по требованию прокуратуры отменены три четверти решений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе почти все (98%), вынесенные органами милиции.

Множество нарушений закона выявлено прокурорами в работе следственных органов федерального округа. Несмотря на значительное снижение нагрузки на 7%, следователями в 2009 г. направлено в суд на 5% меньше уголовных дел, треть от числа принятых к производству дел приостановлена. В республиках Ингушетия и Дагестан приостановлено 40% уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, а в Чеченской Республике - две трети. Отмечены и другие негативные тенденции. Уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях незаконно соединяются в одном производстве, якобы как совершенные уничтоженными членами незаконных вооруженных формирований. При этом не имеется никаких доказательств, что эти деяния были совершены одними и теми же лицами. В дальнейшем такие дела прекращаются, нераскрытые преступления списываются на уничтоженных боевиков. Кроме того, нераскрытые особо тяжкие преступления незаконно квалифицируются как менее тяжкие.

Не лишена просчетов и упущений надзорная и координационная деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации в округе.

Вскрытые нарушения указывают на слабое взаимодействие всех звеньев правоохранительной системы и многие другие недостатки.

По итогам сегодняшнего межведомственного совещания должен быть выработан не очередной набор предложений, а совершенно конкретные, абсолютно взвешенные решения по исправлению ситуации. Это касается нашего реагирования на нарушения законности в социальной и экономической сферах, мер по противодействию террористической и экстремистской угрозе, нейтрализации преступников, борьбе с коррупцией.

Уверен, что у нас состоится принципиальный, прямой и всесторонний разговор.

Считаю необходимым обсудить вопросы эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму; раскрытию и расследованию уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера; состояния законности в экономике и социальной сфере; борьбы с коррупцией.

Подведу итоги. Цель совещания не критиковать друг друга, а поговорить. И мы поговорили по широкому кругу вопросов, которые имеют первоочередное значение для обеспечения стабильности и законности на территории Северо-Кавказского федерального округа. Большую тревогу вызывает Северный Кавказ у руководства страны. Именно поэтому создан новый федеральный округ и полномочный представитель Президента в нем еще по статусу и вице-премьер. Президент возлагает большую надежду на нашу совместную эффективную работу. Мы единодушны во мнениях о важности и необходимости экономических способов реагирования на ситуацию.

В тоже время регионы захватила волна экстремизма и его крайнего проявления -терроризма. Поэтому, во-первых, необходимо активизировать расследование уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера. Отсутствие весомых результатов по ним подрывает не только авторитет правоохранительных органов, но и в целом авторитет государственной власти.

Результаты же могут появиться только тогда, когда сможем наладить эффективное взаимодействие прокуратуры, следственных органов и оперативных служб еще на ранних этапах расследования, сумеем оградить участников процесса от незаконного воздействия на них. И эта работа должна заканчиваться только после вступления приговора в законную силу.

Такой опыт по уголовным делам у нас имеется. Александр Иванович об этом говорил. В тех случаях, когда оперативные материалы полноценно реализовывались, создавались совместные оперативно-следственные группы, прокуратура координировала работу по делу, расследование завершалось успешно. Эту практику необходимо активнее развивать.

Второе. Ключевым элементом в системе осуществления мер по противодействию терроризму является пресечение его финансирования. Нужно построить работу так, чтобы пресечь как внешние, так и внутренние источники поступления денежных средств для бандформирований. Результативная борьба здесь возможна только в условиях полноценного взаимодействия всех правоохранительных органов. Поэтому в первую очередь в округе надо создать Межведомственную рабочую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В поле зрения данной группы должны попасть вопросы противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотических средств. Поскольку и террористическая и экстремистская деятельность подпитывается деньгами, полученными от их реализации. Поэтому от активности правоохранительных органов при проведении антинаркотических мероприятий, реализации мер по изъятию оружия, боеприпасов, зависит эффективность борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Считаю необходимым и полезным, чтобы в состав этой Межведомственной рабочей группы вошли представители Федеральной службы безопасности и Федеральной таможенной службы. В настоящее время в инженерно-техническом отношении российская граница в пределах Северо-Кавказского региона не оборудована на большинстве участков. Это создает серьезные трудности при выполнении задач по ее охране.

Низка эффективность оперативно-розыскных мероприятий по ликвидации контрабандных каналов. В 2009 г. таможенными органами не было выявлено ни одного преступления о контрабанде, совершенной в особо крупных размерах и организованными группами.

Третье. Необходимо понимать, что угрозы террористических и экстремистских проявлений будут сохраняться, если мы не сможем качественным образом противостоять преступности.

А эффективно бороться с ней можно только при наличии грамотного, отлажено работающего следственного аппарата и службы дознания, в работе которых много еще нерешенных проблем. Сегодня признать удовлетворительной их работу нельзя. Это касается следователей всех правоохранительных органов: Следственного комитета при прокуратуре, МВД, ФСБ, наркоконтроля.

Как только в производстве у следователя оказывается сложное уголовное дело, сразу же возникают трудности с его расследованием, закреплением доказательств. Зачастую производство по делу просто приостанавливается, что ведет к увеличению сроков его расследования, создает трудности в раскрытии преступления. Нередко итог такого расследования - прекращение производства по уголовному делу по реабилитирующим основаниям.

В этой связи большая ответственность ложится на прокуроров. Уголовные дела, которые вы направляете в суд, не должны рассыпаться в результате некачественной подготовки материалов, брака в работе. Все это нужно отсеивать, своевременно реагируя на выявленные нарушения федерального законодательства. Необходимо учить следователей. Ваши практические знания, опыт, личный пример должны способствовать подготовке следователей, способных грамотно расследовать самые сложные уголовные дела. Никто не снимал с вас этой ответственности, с каждого будут спрашивать лично. Критерий будет один - не дорабатывает следствие и дознание - плохо работает прокурор.

Четвертое. Основными направлениями криминального внимания организованных преступных групп является сфера экономики. Чаще всего эти преступления имеют коррупционную составляющую.

И вот здесь прокурор должен быть одной из ключевых фигур. Прокурорский надзор надо поставить на такой уровень, чтобы можно было своевременно проверить законность использования денежных средств, поступающих из федерального бюджета. Нельзя допустить, чтобы бюджетные деньги уходили не по назначению, более того, использовались в преступных целях. При этом каждое уголовное дело, возбужденное по таким фактам, должно заканчиваться одним - обвинительным приговором суда.

Сегодня в ходе обсуждения неоднократно звучала оценка ситуации, связанная с масштабами коррупции в регионе. Однако в семи таких проблемных регионах, которые вошли во вновь сформированный федеральный округ, в 2009 г. в суды направлено всего 580 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Это явно не соответствует степени распространения в регионе коррупции, хищения государственных средств и взяточничества. При этом почти половина (250) уголовных дел была возбуждена по материалам прокурорских проверок, хотя в обязанности прокуроров не входит проведение оперативных мероприятий по выявлению преступлений.

Опыт показывает, что серьезных результатов удается добиться только одновременным объединением усилий оперативных сотрудников, следователей и прокуроров.

Мы можем вместе пресекать преступления, изобличать виновных в их совершении. Прокуроры готовы организовать собственные проверки, подключить другие заинтересованные органы, координировать их деятельность.

В сфере борьбы с коррупцией важно организовать эффективную оперативно-розыскную работу. Это должны быть инициативные оперативно-розыскные меры, связанные с внедрением и разоблачением организованных групп, совершающих коррупционные преступления. Надо создавать прочные оперативные позиции в сферах, наиболее пораженных взяточничеством. Необходимо квалифицированно документировать преступную деятельность, используя современные оперативно-технические средства контроля за действиями разрабатываемых лиц. Эта работа должна проводится постоянно на высоком профессиональном уровне, с безусловным соблюдением конституционных прав граждан.

Пятое. Работа по наведению порядка в регионе приобрела новое направление, на передний план выходят вопросы социально-экономического характера. Сейчас социальные проблемы в Северо-Кавказском федеральном округе являются основными дестабилизирующими ситуацию факторами. Не обеспечим законность в этой сфере, не сможем полноценно решить остальные.

Требуют постоянного внимания вопросы своевременности выплат по заработной плате. Как видим обстановка в регионах вновь в этом плане неспокойная. Этот вопрос должен быть постоянно в сфере внимания органов власти и правоохранительных ведомств. Нами уже наработана значительная практика, работу необходимо продолжать.

Другая задача - снижение уровня безработицы. На территории округа находится свыше 40% убыточных предприятий. В этих условиях прокуратура, все правоохранительные органы должны обеспечить надежную защиту прав граждан. В 2009 г. выявлено свыше 250 тыс. нарушений закона, четверть из которых - в сфере трудовых правоотношений. Это очень много.

Правительством Российской Федерации, полномочным представителем Президента России в федеральном округе организуется большая работа по качественному повышению уровня жизни населения регионов Северного Кавказа. Для преодоления экономического спада, развития жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и обеспечения граждан жильем, развития системы здравоохранения, своевременного пенсионного обеспечения неработающих граждан и выполнения иных социальных обязательств из федерального бюджета выделяются значительные средства. И задача правоохранительных органов состоит в том, чтобы в рамках компетенции всемерно помогать реализации этих программ, главное, - следить за сохранностью денежных средств при их освоении на местах. У нас есть соответствующие механизмы - во всех субъектах Российской Федерации созданы и действуют штабы, рабочие группы, которые занимаются пресечением преступлений в экономической сфере. Надо задействовать их потенциал. Это та работа, которой нужно заниматься постоянно.

И последнее. Правительством Российской Федерации выделены немалые денежные средства на обеспечение деятельности правоохранительных ведомств и оперативных служб Северо-Кавказского федерального округа. Их надо в полной мере использовать по назначению, в том числе на надлежащую личную защиту всех сотрудников правоохранительных органов. Ведь самое главное - это люди, их жизнь и здоровье. Я полностью разделяю тревогу о сложившемся положении дел по этому вопросу, высказанную Александром Ивановичем Бастрыкиным

Закон предусматривает для обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью именно координационное совещание, а не совет или какой-нибудь иной орган, что имеет место в прокуратурах некоторых регионов Российской Федерации.

Главная задача координационного совещания – выработка и принятие решений по вопросам, прежде всего, стратегического характера, общим для всех правоохранительных органов того или иного уровня.

Наряду с определением приоритетов совместной деятельности разрабатываются меры по борьбе с преступностью, в частности:

а) анализ и оценка итогов работы правоохранительных органов области, края, города (района) по борьбе с преступностью за определенный период в целом либо по отдельным категориям преступлений;

б) разработка согласованных мероприятий, реализация которых должна осуществляться руководителями соответствующих правоохранительных органов;

в) разработка и участие в реализации профилактических мер, предусмотренных региональными программами, в том числе в отдельных сферах правовых отношений, в отдельных населенных пунктах;

г) заслушивание сообщений подчиненных руководителей, других работников правоохранительных органов по актуальным вопросам организации координации и осуществления согласованных мероприятий;

д) разработка и внесение общих предложений в комплексные региональные программы борьбы с преступностью.

Состав и полномочия участников

координационного

совещания

Постоянно действующее координационное совещание образуется в составе: председателя – прокурора и членов – руководителей соответствующих правоохранительных органов. Постоянный состав координационного совещания утверждается совместным решением руководителей правоохранительных органов соответствующего уровня. На городском (районном) уровне в него, как правило, входят руководители органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, ФСБ, прокуроры специализированных прокуратур; приглашаются председатель суда и представители учреждений, входящих в систему Министерства юстиции РФ.

Для обеспечения должного взаимодействия и взаимопонимания между участниками координации важно непосредственное участие первых лиц в координационных совещаниях. Представители местных органов власти в состав постоянно действующих координационных совещаний не включаются, а только приглашаются для участия в его работе; принятые решения при необходимости доводятся до их сведения. С учетом характера и уровня обсуждаемых вопросов на совещание могут быть приглашены другие работники правоохранительных, контролирующих и специализированных органов, руководители различных ведомств, негосударственных структур, общественных объединений, ученые, представители средств массовой информации. Согласованные решения об этом принимаются руководителями правоохранительных органов. Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также может созываться по инициативе одного из членов координационного совещания. Работа координационных совещаний планируется с учетом планов координационных мероприятий на полугодие, разрабатываемых участниками координационной деятельности.

Члены координационного совещания вносят предложения по вопросам, относящимся к предмету координации, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения, а также проекты документов, иные материалы, необходимые для обсуждения и принятия решения.

В процессе подготовки координационного совещания заранее изучаются и анализируются следственная, прокурорская, судебная практики, состояние борьбы с преступностью; выявляются организационные недостатки в работе; обобщается опыт успешной работы; вырабатывается единая линия в применении закона. В ряде случаев целесообразно затребовать дополнительную информацию из других ведомств или организаций региона, провести специальные проверки. Постоянно

действующие

рабочие органы

В подготовке материалов координационных совещаний, выполнении их решений участвуют межведомственные рабочие группы. Они создаются по мере вынесения конкретных вопросов на обсуждение решением совещания или его председателя. В их состав, как правило, включаются оперативные работники прокуратуры по соответствующему направлению надзора, а также работники правоохранительных и иных органов и ведомств. Руководителем такой группы, как правило, является представитель прокуратуры по конкретному направлению надзора. При необходимости совещание или его председатель назначает представителя иного органа руководителем рабочей группы. В случае, когда исполнение решения возлагается на ряд ведомств без участия прокуратуры, орган, представитель которого должен возглавлять рабочую группу, определяется согласованным решением руководителей всех участвующих в исполнении органов. По актуальным направлениям борьбы с преступностью целесообразно создавать постоянно действующие межведомственные рабочие группы, исходя из штатной численности прокуратуры и местных условий.

Рабочие группы осуществляют:

повседневное накопление информации (банка данных) на закрепленных направлениях борьбы с преступностью;

обмен информацией между членами рабочей группы и участниками координационного совещания;

мониторинговое отслеживание негативных тенденций в преступности, положительного опыта работы, комплексный анализ и прогнозирование развития криминогенной ситуации, внесение предложений по наиболее острым проблемам;

подготовку информационно-аналитических материалов для направления в органы исполнительной и законодательной власти, для доклада председателю координационного совещания, руководителю рабочего аппарата, а также для рассмотрения на координационном совещании;

разработку совместно с научными учреждениями и государственными органами предложений о предупреждении преступлений;

обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений по совершенствованию правоохранительной деятельности;

разработку проектов совместных приказов, указаний, информационных писем и иных организационно-распорядительных документов по вопросам борьбы с преступностью;

подготовку проектов согласованных программ и планов координационной деятельности. Секретариат

координационного совещания

Этот постоянно действующий орган (п.12 Положения) формируется в городе (районе), где для этого имеются кадровые и иные условия и возможности, а также на вышестоящих уровнях, из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания, и утверждается на ближайшем заседании. При изменении состава секретариата руководитель соответствующего правоохранительного органа представляет новую кандидатуру.

Ответственным секретарем в прокуратурах городского (районного) звена может назначаться помощник прокурора. Решение о возложении обязанностей ответственного секретаря может быть оформлено соответствующим кадровым распоряжением прокурора, либо информация об этом должна содержаться в общем распоряжении о распределении обязанностей по прокуратуре.

Ответственный секретарь возглавляет работу секретариата координационного совещания. Секретариат проводит текущую организационную работу: ведет документацию координационного совещания; извещает членов координационного совещания и приглашаемых лиц о проведении и повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению или принятию; организует подготовку и сбор предложений правоохранительных органов в планы работы координационного совещания; формирует проекты планов и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов; а также проводит периодический анализ и обобщение хода выполнения планов и решений координационного совещания. О результатах выполнения планов секретариат информирует председателя.

Протокол

и постановление координационного совещания

Материалы к совещанию заранее подготавливаются в соответствии с утвержденным планом и заблаговременно раздаются членам совещания. Работа совещания протоколируется. Протокол подписывается председателем и ответственным секретарем координационного совещания, а решение – руководителями тех органов, на которых возложено его исполнение.

Протокол координационного совещания содержит: наименование, дату, время и место его проведения; состав участников, в том числе лиц, приглашенных на заседание; четкий и полный перечень вопросов повестки дня совещания; подробное содержание выступлений участников совещания по каждому вопросу, особенно их предложения и обоснование.

Решение координационного совещания оформляется постановлением, которое прилагается к соответствующему протоколу. В постановлении указывается: наименование, дата и место принятия решения, существо рассмотренного вопроса и принятого по нему решения. Его формулировка содержит юридическое и фактическое обоснование, сведения об исполнителе и о лице, ответственном за контроль исполнения; указываются сроки исполнения. Подписанное всеми уполномоченными лицами постановление свидетельствует о согласии последних с принятым решением. Такое постановление направляется всем членам координационного совещания.

Решение координационного совещания считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которые возлагается его исполнение. Руководители правоохранительных органов организуют исполнение решений координационного совещания, которые реализуются приказами, указаниями, распоряжениями и другими организационно-распорядительными актами по каждому ведомству. Если в выполнении мероприятия участвуют несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный первым. В решении определяются основные меры, направленные на устранение имеющихся недостатков в работе, на концентрацию усилий в соответствующих сферах правовых отношений.

Еще по теме IV.5.3. Организация работы координационного совещания.:

  1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕЩАНИЯ И ГОЛОСОВАНИЯ В СОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМНАТЕ
  2. 8.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ И ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8.3.1. Основные направления финансовой работы в КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  3. 4.5. Организация условий для эффективной работы кредитных организаций на рынке ипотечных жилищных кредитов
  4. Координационная и распределительная функции институ­тов.
  5. 4. Прекращение трудового договора по причине отказа работни­ка от продолжения работы в связи со сменой собственника имуще­ства организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Из указанных форм координации к наиболее значимым и распространенным относится проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов. Совещание возглавляет председатель-прокурор, который созывает его по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания. При этом необходимо различать координационные совещания руководителей правоохранительных органов и межведомственные совещания. Отличие координационного совещания от межведомственных, оперативных совещаний, проводимых правоохранительными органами, заключается в том, что, во-первых, это постоянно действующее совещание, которое образуется в составе: председателя-прокурора и членов – руководителей соответствующих правоохранительных органов по должности или лиц, исполняющих их обязанности. Во-вторых, порядок организации и проведения такого совещания, периодичность его созыва регламентированы в Положении о координации. В-третьих, на координационных совещаниях обсуждаются вопросы и принимаются решения по наиболее важным и значимым проблемам борьбы с преступностью, требующим объединения усилий, в первую очередь правоохранительных органов. Межведомственные совещания проводятся зачастую по итогам работы правоохранительных и других государственных органов по борьбе с преступностью и устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений за год, полугодие, по итогам проверок организации работы правоохранительных органов по широкому кругу вопросов правоохранительной деятельности. Порядок их проведения, состав участников строго не регламентирован. На этих совещаниях могут обсуждаться не только вопросы борьбы с преступностью, но и вопросы, связанные с исследованием причин и условий, способствующих совершению преступлений. Они могут быть связаны с невыплатой заработной платы, защитой прав предпринимателей, воспитанием детей, борьбой с алкоголизмом, состоянием общей профилактики преступности в регионе, городе, районе, мерами по минимизации и (или) ликвидации последствий преступных проявлений, а также с решением проблем развития форм и средств взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества, в том числе со СМИ.

При организации работы координационного совещания следует учитывать, что формирование состава этого органа является прерогативой прокурора-председателя. В органах прокуратуры в отдельных регионах сложилась практика определения персонального состава координационного совещания посредством издания прокурором специального приказа. Вместе с тем Положение о координации такого полномочия прокурора по назначению руководителей правоохранительных органов членами координационного совещания не предусматривает. Поэтому более правильным представляется порядок, в соответствии с которым персональный состав координационного совещания (так же как и состав секретариата во главе с ответственным секретарем, назначаемым из числа прокурорских работников приказом прокурора), по инициативе председателя координационного совещания на одном из заседаний одобряется руководителями правоохранительных органов и оформляется отдельным постановлением этого совещания. Всякие изменения в персональном составе руководителей правоохранительных органов также оформляются постановлением на ближайшем заседании.



Не имеют должных правовых оснований рекомендации, характерные для деятельности военных прокуроров, о формировании координационного совещания в виде "узкого" и "расширенного" составов членов этого совещания. Тем более что в этом случае нарушается условие функционирования совещания как постоянного координационного органа.

Для исключения формального подхода к проведению координационных совещаний в повестку дня следует вносить наиболее актуальные вопросы борьбы с преступностью. Эти вопросы должны определяться с учетом адекватной оценки реальной криминогенной обстановки, исходя из результатов анализа состояния преступности, распространенности тех или иных видов преступлений; замеров латентности преступлений; необходимости принятия совместных предупредительно-профилактических мер; наличия нерешенных проблем взаимодействия правоохранительных органов между собой или с органами местного самоуправления, контрольно-ревизионными, территориальными правоохранительными органами и т.п.



На координационное совещание по решению прокурора или других членов совещания могут приглашаться представители законодательных (представительных) органов государственной власти, судов, контрольно-надзорных органов и органов местного самоуправления, руководители общественных организаций, другие представители гражданского общества, СМИ, научные работники и др.

Для подготовки рассмотрения того или иного вопроса на заседании координационного совещания прокурор вправе организовывать рабочие группы из представителей правоохранительных органов с привлечением работников контрольно-надзорных органов, истребовать статистическую и иную информацию, осуществлять контроль хода подготовки необходимых документов. Непосредственно при подготовке к проведению заседания совещания прокурор: а) формирует круг конкретных лиц, представителей различных органов и организаций, подлежащих приглашению на заседание; б) составляет план проведения и проекты повестки дня и регламента заседания; в) определяет степень готовности доклада (докладчика), содоклада (содокладчика), выступающих в прениях; г) обеспечивает согласование с членами совещания содержания проекта постановления; д) выполняет другие подготовительные действия, в том числе готовит тезисы своего выступления.

При подготовке основного документа – постановления координационного совещания в его тексте (в описательной части) необходимо отражать результаты анализа (обобщения и оценки) состояния преступности и непреступных нарушений законов, деятельности правоохранительных органов, в том числе прокуратуры по рассматриваемому вопросу, обозначать выявленные проблемы, "болевые точки" деятельности по борьбе с преступностью, формировать предложения по разрешению этих проблем, по мерам согласованной правоохранительной деятельности, в том числе по распространению положительного опыта. В свою очередь, в постановлении (особенно в резолютивной части) не рекомендуется: а) давать оценку деятельности (работы) того или иного органа (должностного лица); б) употреблять выражения типа "усилить", "повысить", "углубить", "добиться" и другие подобные декларативные формулировки; в) воспроизводить положения, прописанные в законах, ведомственных приказах и иных нормативных правовых актах и относящиеся к текущей работе; г) вмешиваться в "чужую" компетенцию (суда, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления); д) включать поручения и рекомендации иным органам власти, которые не являются участниками координационной деятельности (членами координационного совещания); е) подменять предмет и компетенцию деятельности других органов (контрольно-ревизионных, надзорных, следственных и др.).

Ход заседания координационного совещания фиксируется в протоколе, который ведется членом секретариата или ответственным секретарем. В нем должны содержаться дата, время проведения совещания, список присутствующих членов координационного совещания, а также всех приглашенных, к числу которых относятся все остальные участники совещания. В описательной части указываются сведения о председательствующем на совещании, вопросы повестки дня, докладчик, другие выступающие, краткое содержание выступлений, вопросов к докладчику и ответов на них, существо выступлений и замечаний председательствующего. В заключительной части протокола указывается принятое постановление, излагается проект постановления по каждому вопросу повестки дня, существо решения по данному проекту, возможные сроки окончательной подготовки постановления с учетом высказанных замечаний и предложений. Протокол, как правило, в трехдневный срок подписывается председателем координационного совещания.

Постановление и протокол не заменяют, а логически дополняют друг друга. Постановление совещания, если оно одобрено членами координационного совещания, подписывается председателем и руководителями правоохранительных органов. Руководители правоохранительных органов, в том числе и прокуроры во исполнение постановлений координационных совещаний издают приказы, распоряжения о порядке выполнения согласованных мероприятий, составляют планы по их реализации, принимают другие организационно-распорядительные меры.

Постановление
координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ от 18 февраля 1998 г.
(утв. Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ГТК РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ 7, 17, 11, 19, 14 марта 1998 г.)

Заслушав информацию председателя координационного совещания Генерального прокурора Российской Федерации Скуратова Ю.И. о создании рабочего аппарата при координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, координационное совещание постановило:

1. Согласиться с рекомендациями, изложенными в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.09.97 о формировании рабочего аппарата при координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации.

2. Сформировать рабочий аппарат при координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации в составе секретариата координационного совещания и постоянно действующих межведомственных рабочих групп федеральных правоохранительных органов.

3. Руководство рабочим аппаратом при координационном совещании возложить на Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чайку Юрия Яковлевича.

4. Образовать постоянно действующие межведомственные рабочие группы по следующим наиболее актуальным направлениям борьбы с преступностью, руководство которыми возложить на соответствующих заместителей руководителей федеральных правоохранительных органов.

4.1. Вопросы борьбы с бандитизмом, умышленными убийствами и другими тяжкими и особо тяжкими насильственными преступлениями. Руководитель рабочей группы - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - начальник Главного следственного управления Катышев Михаил Борисович.

4.2. Вопросы борьбы с коррупцией. Руководитель рабочей группы - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - начальник Главного следственного управления Катышев Михаил Борисович.

4.3. Вопросы борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере экономики (нарушения в области банковско-финансового, налогового, таможенного, бюджетного законодательства, внешнеэкономической деятельности и др.). Руководитель рабочей группы - Первый заместитель Министра начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУОП) Министерства внутренних дел Российской Федерации Васильев Владимир Абдуалиевич.

4.4. Вопросы борьбы с терроризмом, проявлениями политического экстремизма. Руководитель рабочей группы - заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации - начальник Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ Зорин Виктор Михайлович.

4.5. Вопросы профилактики преступности. Руководитель рабочей группы - заместитель Министра внутренних дел Российскои Федерации Латышев Петр Михайлович.

4.6. Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Руководитель рабочей группы - Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации Колесников Владимир Ильич.

4.7. Вопросы обеспечения экологической безопасности. Руководитель рабочей группы - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Давыдов Владимир Иванович.

4.8. Вопросы организации борьбы с преступностью в сфере высоких технологий. Руководитель рабочей группы - заместитель Министра - начальник Следственного комитета Министерства внутренних дел Российской Федерации Кожевников Игорь Николаевич.

5. Утвердить состав рабочих групп согласно приложению к настоящему постановлению.

6. Основными задачами межведомственных рабочих групп являются: повседневное накопление информации (банка данных) на закрепленных направлениях борьбы с преступностью;

динамичный обмен информацией между рабочими группами и участниками координационного совещания;

своевременное отслеживание негативных тенденций, проведение комплексного анализа и прогнозирования развития криминогенной ситуации и внесение предложений по наиболее острым проблемам, требующим принятия скоординированных адекватных мер со стороны всех правоохранительных органов страны;

участие в подготовке информационно-аналитических материалов для направления в органы исполнительной и законодательной власти, для доклада председателю координационного совещания, руководителю рабочего аппарата, а также для рассмотрения на координационном совещании;

разработка совместно с научными учреждениями и государственными органами предложений о предупреждении преступлений;

обобщение практики применения законов в борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

изучение практики координационной деятельности правоохранительных органов и распространение положительного опыта;

участие в подготовке проектов совместных приказов, указаний, информационных писем и иных организационно-распорядительных документов по вопросам борьбы с преступностью;

участие в разработке согласованных планов координационной деятельности.

7. Руководителям постоянно действующих межведомственных рабочих групп в месячный срок разработать систему мер, направленных на обеспечение накопления информации (банка данных) и поддержание необходимого взаимодействия между членами рабочей группы, о чем доложить руководителю рабочего аппарата координационного совещания Чайке Ю.Я.

Представлять на имя председателя координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации не реже одного раза в полугодие развернутые аналитические справки по закрепленным направлениям борьбы с преступностью с конкретными выводами и предложениями.

Постановление координационного совещания направить для организации исполнения руководителям правоохранительных органов Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.