Гражданская оборона лекции в мчс. Внеклассное мероприятие "чрезвычайные ситуации и порядок действий при них"

1. Общие положения.

Во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.

2. Цели и задачи.

Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Научить предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе;

3. Проведение «Урока безопасности».

Тема: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (наводнение, пожар, землетрясение)».

Время: 40 минут.

1. Вводная часть 7 минут.

Просмотр документального фильма «Крымск мы с тобой».

2. Основная часть 30 минут.

Проведение урока с помощью интерактивной презентации.

3. Заключительная часть

Просмотр мульт. фильма «Правила поведения при наводнениях, землетрясениях, пожарах» 3 минуты.

Конспект урока по теме «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (наводнение, пожар, землетрясение)».

Ребята! Сегодня вы узнаете какие опасности могут подстерегать вас, когда вы находитесь дома, на улице, в школе, на отдыхе, а также научитесь правилам поведения в опасных ситуациях.

Тема нашего урока «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (наводнение, пожар, землетрясение)».

Слайд 1.

Чрезвычайная ситуация – это опасность, угрожающая сразу многим людям.

Слайд 2.

Чрезвычайные ситуации могут быть природные, техногенные и экологические.

Мы с вами будем говорить о природных чрезвычайных ситуациях. Наибольшую опасность для человека представляют наводнения, землетрясения и пожары.

Слайд 3.

Наводнение это временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, мосты, дороги, линии электропередач. Причины наводнения:

Обильные осадки, дожди;

Интенсивное таяние снега;

Образование заторов (льдины весной);

Разрушение плотин и дамб;

Слайд 4.

Наводнения приводят к гибели людей, непоправимому экологическому вреду, наносят материальный ущерб, охватывая громадные территории. Затапливается множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность.

Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Они составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Вы, наверное, все слышали, что одним из масштабных наводнений этим летом было наводнение в городе Крымске.

Слайд 5.

Шли проливные дожди, в результате которых поднялся уровень воды в реке. Очевидцы наводнения в Крымске вспоминают, что 6 июля 7-метровая волна за 15 минут накрыла город…

Слайд 6.

В считанные минуты стихия уничтожила небольшой городок.

Фотографии очевидцев наводнения в Крымске производят страшное впечатление – разрушенные дома, поваленные деревья, затопленные машины, уничтоженное имущество. По данным МЧС, в Крымском районе погибли 171 человек.

Слайд 7.

22 августа 2012 года из-за проливных дождей произошло наводнение в поселке Новомихайловский Туапсинского района.

Слайд 8.

Накануне в регионе было объявлено штормовое предупреждение из-за сильных дождей. Система оповещения сработала четко. Эвакуацию людей провели вовремя.

Слайд 9.

В поселке Новомихайловский оказались затоплены 600 домов, а также больница, школа. Благодаря своевременному предупреждению жителей о надвигающейся стихии удалось избежать большого количества жертв, но все равно погибли 4 человека.

Слайд 10.

Наводнение - это реальная чрезвычайная ситуация, которая может возникнуть на территории Апшеронского района, учитывая наше географическое положение.

Слайд 11.

На территории Апшеронского района протекают 5 рек, а многие населенные пункты района расположены вблизи этих рек: Апшеронск омывает река Пшеха и река Туха, рядом с Хадыженском протекает река Пшиш и река Хадажка, через поселок Мезмай протекает река Курджипс.

Слайд 12.

16 октября 2010 октября в Апшеронском районе в результате продолжительных ливней произошел подъем уровня рек, в результате чего вода затопила 409 домов, пострадало восемь населенных пунктов, жертв избежать удалось, но более тысячи человек попали в зону бедствия.

Наиболее сильно пострадали населенные пункты: ст. Кабардинская, ст. Куринская, г. Хадыженск.

Слайд 13.

После этого наводнения на территории района была создана система оповещения о наводнении.

В населенных пунктах, в которых имеется угроза наводнения, установлены сирены оповещения системы С-40, предназначенные для предупреждения населения об угрозе чрезвычайных ситуаций и, в первую очередь, об угрозе наводнения.

Слайд 14.

Установлена система раннего оповещения о резком подъеме воды в реках с выводом сигнала SОS на сотовые телефоны должностных лиц района, а именно, на телефон главы района, глав поселения, ситуационный центр Апшеронского района. Система представляет собой автоматические датчики на опорах мостов, которые срабатывают при резком подъеме воды в реке.

Слайд 15.

В каждом поселении Апшеронского района имеются в наличии ручные громкоговорители-мегафоны, которые, вместе с сигнальными громкоговорящими устройствами (СГУ), установленными на автомобилях специальных служб (полиция, пожарные), также служат для оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

Слайд 16.

Каждый из вас должен знать, как действовать во время наводнения .

Слайд 17.

1. Как только сработает сигнал о наводнении «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками транспортных средств. Необходимо без промедления покинуть зону затопления. Как можно быстрее найдите возвышенное место и поднимитесь на него, чтобы вода вас не смыла.

2. Не тратьте время на сбор вещей, денег, документов - все это помогут восстановить местные власти. Минуты промедления могут стоить жизни.

3. По возможности необходимо помочь эвакуироваться родственникам, инвалидам и людям преклонного возраста.

Слайд 18.

4. Если рядом с вами находится инвалид, или другой человек, который не может передвигаться самостоятельно, срочно сообщите об этом по телефону 01, 010 (с сотового телефона) или 2-52-64(ситуационный центр Апшеронского района).

5.Если эвакуация невозможна, поднимитесь на чердак или крышу дома. Привлекайте внимание спасателей кусками пестрой или белой ткани, привязанной к антенне или палке, в ночное время подавайте сигнал фонарями или факелами.

Слайд 19.

6. Не взбирайтесь на деревья, столбы и непрочные сооружения, они могут быть смыты водой.

7. Если наводнение застало внезапно, главное – выбраться из воды или не попасть в несущийся поток. Используйте автомобильные шины, колеса, столы, мебель чтобы удержаться на воде.

8. При нахождении в безопасном месте, если срочная помощь не нужна, следует оставаться там до спада воды.

Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, – землетрясение.

Слайд 20.

Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло много миллионов жизней, и которое в настоящее время невозможно заранее предсказать.

Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

Слайд 21.

Землетрясения характеризуются разрушением зданий, сооружений, пожарами и человеческим жертвами.

Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.

Самые безопасные места в помещении – это углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, рядом с массивной устойчивой мебелью.

Слайд 22.

Как необходимо вести себя при землетрясении .

Если землетрясение застало вас в доме:

1. В нашем районе преобладают, в основном, невысокие малоэтажные строения, поэтому если здание, в котором вы находитесь, невысокое, например, кирпичный дом и есть возможность немедленно покинуть его, то в этом случае необходимо осторожно и быстро покинуть здание, отбежать от него на безопасное расстояние.

Слайд 23.

2. Если не удалось покинуть здание, постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов. Можно спрятаться под обеденный или письменный стол, верстак и другую прочную мебель. Наибольшую опасность представляют падающие сверху предметы, камни, балки и т. д.

3. Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не пользуйтесь лифтом.

Если землетрясение застало вас на улице:

1. Отойдите на открытое место.

2. Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, не стойте под мостами, навесами.

3. Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.

4. Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.

Если вы оказались в завале:

1. Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, постарайтесь остановить его подручными средствами.

2. Устройтесь поудобнее, уберите от себя острые обломки.

3. Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.

Слайд 24.

Следующее стихийное бедствие-это пожар.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%).

Причины пожаров:

Неосторожное обращение с огнем;

Молнии;

Поджоги.

Слайд 25.

Пожар опасен высокой температурой горения и быстрой, неконтролируемой скоростью движения огня, а также, возможностью отравления продуктами горения.

Пожары по месту возникновения делятся на лесные и пожары в зданиях и сооружениях.

Слайд 26.

Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

По характеру распространения огня лесные пожары бывают низовыми и верховыми. При низовых пожарах огонь движется со скоростью 1 км/ч. только по надпочвенному слою, верховые – 3-10 км/ч, охватывающие кроны деревьев. Для Апшеронского района наиболее характерны низовые лесные пожары.

Слайд 27.

Как действовать во время лесного пожара.

1. Выходить из горящего леса необходимо в направлении, перпендикулярном распространению огня, то есть по «горелому» лесу.

2. Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде.

3. Рот и нос прикрывать влажной ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем.

Слайд 28.

В случае пожара в зданиях и сооружениях нужно действовать следующим образом.

1. Немедленно покинуть загоревшееся здание и сразу же позвонить в пожарную команду по телефону 01, 010 (с мобильного телефона) или 2-52-64 (ситуационный центр Апшеронского района).

2. Никогда не прячьтесь в загоревшейся квартире в комнаты, не объятые огнем, а еще хуже в кладовках, в ванных.

3. Не открывайте во время пожара окна, двери, балконы. Свежий воздух только усиливает разбушевавшийся огонь.

Слайд 29.

Если вы звоните в пожарную часть и сообщаете о пожаре, то наши пожарные будут благодарны, если все вы четко сообщите:

Где происходит пожар, адрес.

Что горит.

Свое имя и фамилию.

Это нужно знать для того, чтобы пожарные быстро смогли оказать помощь.

Не паникуйте, говорите по телефону чётко и спокойно.

Помните! Дети в тушении пожара не участвуют!

Будем надеяться, что в нашем районе такие стихийные бедствия, как землетрясение, пожар, или наводнение, не случатся. Но вы с родителями во время каникул и отпусков можете оказаться в тех местах, где возможно возникновение подобных чрезвычайных ситуаций. Поэтому важно знать, что делать в этом случае.

Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.

Слайд 30.

Хочется надеяться, что вам никогда не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное – не паникуйте и вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Скачать мульт. фильм «Правила поведения при наводнениях, землетрясениях, пожарах».


Открытый урок по ГО

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 4 октября, во всех школах страны проходит единый урок по Гражданской обороне. Урок этот посвящён годовщине со дня образования Гражданской обороны в России.

Цель нашего урока познакомиться с историей возникновения Гражданской обороны в России, узнать об основных функциях ГО, отработать действия по сигналам ГО.

Историческая справка. Выступление учащихся с опорой на презентацию к уроку.

Гражданская оборона -это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих во время военных действий.

Создана она была 4 октября 1932 года и называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году была переименована в гражданскую оборону.

В настоящее время это отлаженная и эффективно работающая система, оказывающая экстренную помощь при форс-мажорных ситуациях не только в нашей стране, но и за рубежом. В ее состав входят противопожарная служба, войска гражданской обороны, авиация , поисково-спасательные подразделения , работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия.

(Презентация.3 слайд.)

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства.ГО обеспечивает оборонное строительство и безопасность населения страны. Первыми серьёзными испытаниями ГО стала Великая Отечественная война. Подразделения противовоздушной обороны во время ВОВ обезвредили 40.000 зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали 3000 крупных аварий. В те годы впервые была организована система защиты населения, которая сохранила жизни тысячам мирных граждан.

В состав Гражданской обороны входят:

Поисково спасательные подразделения.

Противопожарная служба.

Войска Гражданской обороны.

Авиация МЧС.

Служба спасения на воде.

Сегодня войска ГО входят в состав Министерства РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МСЧ России)

В нашей школе существует штаб Гражданской обороны , который обеспечивает обучение , защиту и оповещение учащихся и работников школы при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Уроки ОБЖ в школе являются частью Гражданской обороны.

(Презентация.26- слайд.)

Мероприятия районного уровня – являются частью Гражданской обороны. (Презентация.27- слайд.)

Одними из задач гражданской обороны являются:

1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.

2. Оповещение населения об опасности.

резентация.28- слайд.)

Это должен знать каждый!

Сигналы гражданской обороны

мирное время)

    Единый предупредительный сигнал –

В н и м а н и е в с е м!

2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками

3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.

резентация.29- слайд.)

Во время экстренных ситуаций по радио и телевидению звучат текстовые сообщения. В зависимости от ситуации текст различен. Например:

«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества - аммиака. ……»

Действия населения:

    Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.

    Взять документы.

    Выйти из зоны заражения.

Следовать в безопасное место - убежище

(Презентация.30-34 слайды.)

Изготовление ватно-марлевой повязки (Практическая часть.)

Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания. Ее изготавливают из куска марли размером 90х50 см.

На середину кладут ровный слой ваты размером 20 х 20 см, толщиной 1-2см

С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату.

Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания. Допускается обшивание концов.

готовая повязка.

Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние на темени, верхние на затылке.

(Презентация.35 слайды.)

Эвакуация детей в ватно-марлевых повязках

(Презентация.36 слайды.)

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) предназначен для защиты человека.(учащиеся школьного отряда «Юный спасатель» демонстрируют процесс одевания ОЗК.

(Презентация.37 слайды.)

Сегодня вы узнали много нового и интересного, надеюсь, что услышанное и увиденное пригодится вам в жизни.

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА ШКОЛЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ Организовать и контролировать выход людей из горящего помещения; Плотно закрыть дверь помещения; Члены звеньев пожаротушения и охраны общественного порядка формирований ГО приступают к выполнению своих обязанностей в соответствии со штатным расписанием; Принять дальнейшее участие в эвакуации из здания школы через ближайший безопасный выход, используя в случае необходимости, окна первого этажа; Организуют защиту органов дыхания детей от угарного газа; В месте сбора проверяют количество эвакуированных учащихся и докладывают директору или лицу, его замещающему; Учителя, не занятые в учебном процессе, обеспечивают порядок и организованность эвакуации, борются с паническими явлениями.

ПРИ УГРОЗЕ ТЕРАКТА Сообщить окружающим, администрации школы. Отвести людей на безопасное расстояние от взрывоопасного предмета, выставить оцепление. НЕ ТРОГАТЬ ВЗРЫВООПАСНЫЙ ПРЕДМЕТ!!! Начать эвакуацию детей из помещения (здания). Знать порядок эвакуации, свои обязанности при проведении эвакомероприятий.

ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ Не паниковать. Подготовиться к суровому испытанию. Не делать резких движений. Выполнять требования террористов. Запоминать приметы, клички террористов. При штурме здания лечь лицом вниз, закрыв голову руками.

Признаки взрывчатых устройств Наличие проводов. Наличие изоляционной ленты. Тикание, щелчки внутри бесхозного пакета, сумки, коробки. Запах суповой приправы. НЕ ТРОГАТЬ ВЗРЫВООПАСНЫЙ ПРЕДМЕТ!!!

СТРУКТУРА ГО ШКОЛЫ Органы управления ГО: руководство ГО школы: начальник ГО - директор школы заместитель НГО - заместитель директора по УВР уполномоченный по ГО и ЧС - преподаватель-организатор курса ОБЖ штаб ГО: НШГО - преподаватель-организатор курса ОБЖ заместитель начальника ГО по эвакуационным вопросам, председатель объектовой эвакокомиссии заместитель начальника ГО по материально- техническому обеспечению - заместитель директора по АХЧ заместитель НШГО по оперативным вопросам - заместитель директора по УВР - оперативный дежурный штаба ГО - документовед

В целях управления эвакуацией сотрудников школы и неработающих членов их семей в загородную зону, укомплектовать эвакуационную комиссию в количестве 3-х человек: председатель ОЭК - организатор эвакуации - регистратор - 3 . В целях оказания помощи местным органам управления в загородной зоне по размещению эвакуируемых школы назначить оперативную группу школы в составе: начальник оперативной группы - член оперативной группы -

В целях выполнения практических мероприятий по защите рабочих и служащих школы в ЧС создать на базе школы следующие формирования ГО: 4.1. Пост РХБН в составе 3-х человек: начальник ПРХБН - разведчик-дозиметрист - разведчик-химик - 4.2. Звено пожаротушения в составе 4-х человек: командир звена - пожарный – ответственный за готовность огнетушителей - пожарный – ответственный за готовность первичных средств пожаротушения пожарный – ответственный за готовность огнетушителей -

4.3 . Звено охраны общественного порядка в составе 4-х человек: командир звена - охранник - патрульный - регулировщик - 4.4. Санитарный пост в составе 4-х человек: начальник санитарного поста - Сандружинницы: - - -

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 74

Донецкого городского совета

Донецкой области

Чрезвычайные ситуации

и порядок действий при них

Внеклассное мероприятие

Подготовила и провела

Зеленская А.Ф.,

учитель начальных классов

Цели и задачи: Ознакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями и порядком действия при них, обобщить знания о стихийных бедствиях и сигналах гражданской обороны;

развивать умения правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

воспитывать навыки самодисциплины, организованности, уверенности в своих силах и стремление помочь тем, кто в этом нуждается.

Оборудование: иллюстрации и видео по теме,

бутылочки с хлором и нашатырным спиртом,

бейджики для знатоков,

слова-анаграммы,

ватно-марлевые повязки, респиратор, противогаз,

свеча.

Ход мероприятия

1. Организация класса.

2. Проведение мероприятия.

Учитель : В хорошо известной всем песне есть такие слова: "Буквы разные писать..., вычитать и умножать..., книжки добрые любить... учат в школе". Сейчас к этим словам можно добавить, что в школе учат, как избежать опасности и как сохранить жизнь и здоровье, если беда всё-таки случилась.

Посмотрите на фотографию нашей планеты из космоса. Какая она? (Ответ: красивая, нежная, чудесная, голубая, добрая, беззащитная, мать-Земля).

Но она может быть и такой: не сосем добрая, не совсем хорошая.

Какие цвета здесь преобладают? (Тёмные, чёрные). Что значат эти цвета? (Печаль, горе, смерть).

Почему грустит наша планета? (Она болеет).

Люди часто, не задумываясь, делают Земле больно: разрушают её недра, вмешиваются в воздушное пространство, меняют русло рек, засоряют воздух и воду, уничтожают растения и животных. Земля болезненно реагирует на это и часто отвечает нам "взаимностью" – стихийными бедами, от которых рушатся города, сёла, дороги, мосты. К сожалению, часто это приводит к гибели людей.

1 ученик : Живём мы в мире неспокойном

(всё ж и надеясь, и любя),

чтоб не сдаваться страшным войнам,

нам надо защищать себя.

2 ученик : Звезда ли там на небосклоне,

ракета ль рвётся разрушать?

Всё о гражданской обороне

нам надо досконально знать.

3 ученик : И научиться, лень отбросив,

быть наготове каждый миг,

опасности услышать крик.

4 ученик : Всё выполняя так, как надо,

о людях помнить, о себе,

чтоб не погасла наша радость,

чтоб устоять любой беде.

Учитель : На сегодняшнем занятии вы узнаете о наиболее характерных ЧС, познакомитесь с порядком действий в таких ситуациях.

Что такое ЧС? (Такие ситуации, которые приводят к нарушению нормальной жизни, а иногда – гибели людей, уничтожению материальных ценностей).

Существует три группы ЧС: природные (стихийные бедствия), техногенные, социальные.

Как вы понимаете эти названия, приведите примеры.

Построение ассоциативного куста.

Природные ЧС – землетрясения, извержение вулканов, обвалы, сели, смерчи, пыльные бури, ливни, грозы, крупный град, сильные снегопады, туман, засуха, суховеи, торнадо, цунами, наводнения, лесные пожары, пожары на хлебных полях и т.д. А сейчас о некоторых интересных природных ЧС расскажут наши знатоки.

Знаток 1 : Град – это комочки снега, покрытые льдом, чаще всего имеющие форму шара и размером с горох. Но бывают случаи, когда размеры градин достигают размера куриного яйца, яблока и даже арбуза. Самые крупные градины были замечены в Индии и Китае весом до 7 кг.

Чем опасен град? Бывают случаи поражения градом коров, лошадей, людей. Однажды в Китае градина весом до 3 кг убила слона, а на Кавказе град величиной с куриное яйцо убил около 2 тыс. овец. В Воронеже град разломал черепицу на крыше дома, пробил металлическую крышу автобуса.

Как защититься от него? (Спрятаться в помещениях, в подъездах, подземных переходах).

Знаток 2 : Сильные бури, ураганы, как правило, сопровождаются ливнями и приводят к затоплению местности. Зимой 1933 г. в американском городе Лос-Анджелесе прошёл необычный золотой дождь. Ночью над городом пронеслась сильная песчаная буря. Утром дворники вышли на улицы, чтобы смести с мостовых и тротуаров принесенный ураганом песок. Но их мётлы скользили по кучкам жёлтого песка, не сметая его. Дворники удивились, а когда взяли в руки песок, сразу почувствовали его необыкновенную тяжесть. Оказалось – золото!!! Оказывается, буря подняла в воздух вместе с обычным песком и золотую россыпь. Ветер высыпал тогда на город золотых крупинок на 64 тыс. долларов.

Знаток 3 : Смерч – вертикальные или слегка наклонённые к горизонту вихри – воронкообразные возмущения воздуха. Они рождаются и над землёй и над водой. Дома с закрытыми дверями и окнами "взрываются" в момент прохождения над ними смерча; целые стены вываливаются наружу, из сосудов высасывается и разбрызгивается жидкость. Были случаи, когда куры, попавшие в полосу прохождения смерча, мгновенно оказывались без единого пера. Энергия смерча очень сильна: он способен сорвать и опрокинуть ж/д мост, тяжёлый грузовой автомобиль или поднять в воздух и затем бросить на землю десятитонный самолёт. Большую опасность представляют поднятые в воздух и разлетающиеся во все стороны доски, кирпичи, железо.

В Белоруссии в Гомельской области летом под дождевыми облаками возник смерч, который выбрал из местной речки до самого дна воду, а затем вылил её на луг вместе с речной рыбой. Воздушным потоком в смерче оказались поднятые над землёй и переброшенные на расстояние до 100 метров трактор, сенажная башня, ж/д вагон, автомобиль с шофёром и пассажиром, дерево, вырванное с корнем из земли.

А какие стихийные бедствия характерны для нашей местности? (Туманы, засухи, суховеи, пожары на хлебных полях, гололёд и др.).

Учитель : Статисты утверждают, что на Земле каждый стотысячный человек гибнет от природных катастроф. Согласно подсчётам, количество жертв за последние сто лет составляет 16 тысяч ежегодно. А в течение последних 20 лет стихийные беды забрали жизни более 3 млн людей. Давайте подумаем о порядке действий в случае некоторых природных катастроф.

Ученик 2 : Пожар – это опасность от огня. Обнаружив возгорание, необходимо немедленно позвонить по номеру 101. Главное – не пугаться, позвать взрослых. Если пламя небольшое, можно тушить его песком, землёй, мокрой одеждой. Если в помещении много дыма, пробираться к выходу надо ползком. Если пожар застал вас в лесу, выходить из него надо против ветра, закрыв голову и лицо одеждой.

Ученик 3 : Землетрясение – это колебание земной коры, мощное проявление внутренних сил земли. Если вы находитесь в это время в доме, необходимо сразу выйти из него. Из одноэтажного дома можно выбраться через окно. Из многоэтажного – нужно выходить по ступенькам. Лифтом пользоваться нельзя. На улице нужно отойти от дома на расстояние, равное его высоте, дальше от электрических столбов. Идти нужно в направлении сквера, широкой улицы, спортивной площадки. Если землетрясение застало вас в помещении, станьте возле внутренней стены в дверном отверстии. Когда колебания уменьшатся, быстро оставьте помещение.

Ученик 4 : Наводнение – это значительное затопление местности, которое возникает вследствие поднятия уровня воды в реке, озере, море. Наводнения возникают во время продолжительных ливней, таяния снегов или ветрового нагона воды. Если возникла угроза затопления, необходимо выходить в безопасное место – на возвышенность, верхние этажи, чердаки, крыши. Если вы оказались в воде, сбросьте с себя тяжёлую одежду и плывите по течению к ближайшему незатопленному участку. Можно воспользоваться плавающими вблизи предметами: досками, брёвнами.

Учитель : А теперь, когда вы так много узнали о природных ЧС, попробуйте отгадать такие загадки:

1. Целый город налегке утонул вдруг в молоке (Туман ).

2. Сначала блеск, а потом треск (Молния , гром ).

3. Свищет, воет и ревёт и дубы с корнями рвёт (Ураган ).

4. Любит запросто порою столб воды гулять по морю. Опустился на лужок, завертелся как волчок. С шумом сена два стожка он унёс под облака (Смерч ).

5. Какой (мы часто это слышим) горох стучит по нашим крышам? (Град ).

6. Это что за пулемёт? Ну и сеет! Ну и бьёт! По реке и по лугам, по деревьям, по кустам (Дождь ).

Ученик 5 : Помимо природных ЧС, существуют и социальные – это захват заложников, самолётов, кораблей, оружия; терроризм.

5 ученик : В день гражданской обороны

вновь припомни неуклонно:

это надо твёрдо знать,

а не знаешь – изучать.

6 ученик : Научись обороняться,

от потерь оберегаться,

и спасать себе подобных,

и ни в чём не пасовать.

7 ученик : Это долг твой пред собою,

перед каждою судьбою –

и любое поле боя

не сумеет испугать.

Ученик 6 : Техногенные ЧС – аварии на транспорте: катастрофы самолётов, поездов, автомобилей; аварии на предприятиях, электростанциях; аварии в системе жилищного обеспечения; взрывы на шахтах.

Работа с анаграммами

Л, Р, Х, О (хлор), И, М, А, К, А, М (аммиак).

Учитель : Сегодня мы познакомимся с двумя веществами, которые в небольшом количестве очень нужны людям. Это аммиак (нашатырный спирт), который помогает привести человека в чувство, если он потерял сознание, и хлор, который помогает бороться с вредными микробами.

Ученик 7 : Хлор – зеленовато-жёлтый газ с резким запахом. Он тяжелее воздуха. Облако хлора движется в направлении ветра низко над землёй, скапливаясь в низменностях, подвалах. Хлор поражает органы дыхания, слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения является сильная грудная боль, резь в глазах, слезоточивость, сухой кашель, отдышка.

Учитель : Молекулярная масса воздуха – 29, а хлора – 71.

Во сколько раз хлор тяжелее воздуха? (В 3 раза ).

Ребята, в Первую мировую войну немцы использовали хлор как первое химическое оружие. Ветер дул в сторону окопов русской армии, и много солдат погибло от удушия. Но внезапно ветер меняет направление и дует в другую сторону, поэтому погибло много и немецких солдат.

Как вы думаете, почему это случилось? Объясните это явление.

Ученик 8 : Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, легче воды. Хорошо растворяется в воде. Пары аммиака с воздухом образуют взрывоопасные смеси. Он поражает слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения являются слезоточивость, тошнота, нарушение координации движения. Особенно опасны его действия на молодых людей, детей.

Учитель : В Донецкой области наиболее характерны техногенные ЧС, связанные именно с этими химическими веществами. На всех хладокомбинатах используют большое количество аммиака. В селе Каменское находится Кальчинское водохранилище, где, как дезинфицирующее вещество, используют хлор.

В мире каждые сутки регистрируют около 20 химических аварий.

Как же мы узнаем об аварии, которая может случиться на этих предприятиях? (При помощи сигнала предупреждения "Внимание всем" – непрерывные гудки поездов, автомобилей, предприятий; в школах – прерывистые звонки).

Что нужно делать, услышав сигнал? (Быстро включить радио или телевизор и слушать информацию).

А информацию можно услышать такую: "Внимание, внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане, случилась авария на Донецком хладокомбинате с выбросом аммиака. Облако воздуха направляется с Азотного посёлка на северо-запад. Населению, проживающему в этом районе, срочно оставить дома и учреждения и направляться в сторону шахты "Октябрьская". Перед выходом наденьте ватно-марлевые повязки, которые смочите в двухпроцентном растворе лимонной кислоты или уксуса. Об услышанной информации сообщите соседям, помогите престарелым и больным людям. Будьте внимательны к сообщениям штаба ГО".

Дети упражняются в надевании ватно-марлевых повязок.

Практическая работа . Выполнение тестов в тетрадях по основам здоровья. (С. 62).

Учитель : Сегодня нельзя не вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС, которая стала общечеловеческой катастрофой. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. над четвёртым реактором Чернобыльской АЭС темноту разорвало пламя. Из-под контроля человека вышел, казалось бы, прирученный атом, превратив воду в яд, плодородную почву – в мёртвую землю, зелёные леса, плодородные сады, многолюдные города и сёла – в территорию, которая с тех пор на всегда несёт печать мёртвой зоны.

8 ученик : Дымы над городом черны,

деревьев скрюченные ветки

торчат, как скорбные отметки

экологической войны.

9 ученик : Есть жизнь вокруг, но жизнь иная,

Не та, что прежде здесь была,

Есть здесь вода, но не живая,

Земля, увы, заражена.

10 ученик : Чернобыль! Горькой полосою

Идёшь ты над моей страной.

Несметной силою людскою

Ты прикрываешь мир собой.

Учитель : Мы, живые, должны всю жизнь помнить о жертвах Чернобыля. За чьи-то ошибки мы платим человеческой жизнью. Я хочу сейчас зажечь свечу, пусть она напомнит нам о страшных ранах земли. (Видеоролик об аварии на ЧАЭС ). (http://video.yandex.ua/#search?text=%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&where=all&filmId=9153220-08-12)

3. Итог мероприятия.

Планета – это наш дом, и мы должны заботиться о ней. Нам необходимо быть дисциплинированными, чуткими, помогать ближним в беде и делать всё, чтобы наша Земля была цветущей и радостной.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

В. Ю. Микрюков «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» Москва – 2000

В. В. Полишко, Н. А. Буянов «Основы безопасности жизнедеятельности» Смоленск- 1995