Что означает свисток регулировщика. Сигналы регулировщика: легко и просто! Вытянута вперёд правая рука

Не только водителям, но и пешеходам и велосипедистам стоит знать жесты регулировщика, прописанные в ПДД, ведь каждый из нас может попасть в ситуацию, когда движение на дороге регулирует не светофор, а сотрудник .

Основные жесты регулировщика

Для начала давайте поговорим об основных сигналах, запомнить которые очень просто.

  1. Итак, если сотрудник ГИБДД поднял руку вверх, это означает, что движение запрещено абсолютно всем участникам, и пешеходам, и водителям. При этом не важно, как именно стоит регулировщик, спиной к вам или боком. Другие обозначения жестов регулировщика будут уже зависеть от положения корпуса сотрудника полиции.
  2. В том случае, когда у регулировщика вытянуты руки в сторону или опущены, а сам сотрудник полиции стоит к вам спиной или грудью, движение запрещено, но при таком же положении рук с изменением положения корпуса, то есть регулировщик стоит к вам боком, вы можете двигаться вперед или направо.
  3. Если правая рука сотрудника полиции вытянута, и он стоит к вам спиной или правым боком, то двигаться нельзя, ну а если он повернулся к вам левым боком, вы можете ехать абсолютно в любом направлении. В случае, когда этот жест рукой дополняется тем, что регулировщик повернулся к вам грудью, можно поворачивать направо. Кстати, этот жест регулировщика правой рукой для пешеходов означает, что они могут переходить проезжую часть, если сотрудник ГИБДД повернулся к ним спиной.

Как видите, сигналов и жестов у регулировщика ГИБДД не так-то и много, но все же, многие люди просто не могут запомнить их. Но, соблюдая несколько правил, человек сможет быстро запомнить все обозначения и не растеряться на дороге.

Как легко запомнить жесты регулировщика?

Постарайтесь для начала запомнить несколько правил. Во-первых, сотрудник ГИБДД всегда будет разрешать движение только в двух направлениях одновременно, при этом он всегда будет руками обозначать стороны, которые именно сейчас участвуют в процессе.

Во-вторых, если сотрудник полиции повернулся к вам спиной, это сравнимо с красным сигналом светофора, исключение лишь тот случай, когда пешеход видит спину регулировщика, правая рука которого вытянута вперед.

Это основные правила, которые помогут не растеряться на дороге, но все же, особенно водителям, лучше больше времени уделить изучению всех жестов, только тогда возникнет привычка, и вы сможете легко управлять .

Как запомнить жесты регулировщика, изучая правила?

Первое, что следует сделать, это приобрести правила дорожного движения, где есть картинки, показывающие все жесты сотрудника полиции. Замечательно, если кроме рисунков там будут и подробные описания. После этого, несколько раз прочтите каждое правило, сделайте перерыв и постарайтесь повторить их, не заглядывая в книгу. Если сигналы не зафиксировались в памяти с первого раза, повторите всю процедуру.

Далее попросите родственника или друга имитировать жесты сотрудника полиции, а сами говорите, какими будут ваши действия при том или ином сигнале. Такая игра поможет натренироваться и достичь автоматизма. Повторите подобную имитацию несколько раз, попросите друга проверять правильность ваших ответов и исправлять в случае ошибки.

Не менее эффективно использовать и задания, которые помогают оценить уровень знаний правил дорожного движения, их можно найти в том же книжном магазине. Решая задачки, вы будете увереннее чувствовать себя на дороге, сможете запомнить все основные сигналы, а также узнаете, какие из правил вам стоит повторить еще раз. Не ленитесь, и потратьте несколько часов на подобное занятие, это убережет вас от возможных неприятностей.

Также можно легко и быстро запомнить основные жесты регулировщика используя такие стихи:



Статья о сигналах и жестах регулировщика дорожного движения. Основные и нестандартные сигналы. В конце статьи - интересное видео о жестах дорожного регулировщика.

Но человека отовсюду вытесняет техника, так и регулировщиков заменили светофорами и дорожной разметкой. Однако холодные и снежные московские зимы последних лет дали понять, что эта профессия не совсем изжила себя. Даже эксперты, увидев масштабные пробки, вызванные природной стихией, признали бессилие современных технологий и дорожной разметки.

Упорядочить поток опаздывающих автомобилистов, пресечь хитрых нарушителей, которые пытаются обогнуть пробку в ущерб ПДД и избавить от бесчисленных мелких, но еще больше затрудняющих движение аварий, мог только авторитет регулировщика дорожного движения.

Общие правила


Дисциплине распознавания жестов регулировщика на курсах автошколы уделяется преступно мало времени и внимания. Причем со стороны как инструкторов, так и обучающихся.

Безусловно, если сотрудник ГИБДД увидит, что водители растерялись и не понимают, как им следует двигаться, он доступными сигналами укажет верный путь. Но все-таки основные правила и жесты должен знать и помнить каждый автовладелец:

  1. Если на дороге находится регулировщик, следует ориентироваться на его указания и сигналы, а не на дорожные знаки или светофоры.
  2. Указания регулировщика касаются не только автомобилистов, но и всех остальных участников дорожного движения: велосипедистов, мотоциклистов, пешеходов.
  3. Регулировщик имеет право жестикулировать жезлом, руками, светоотражающим диском, а также привлекать внимание посредством звуковых команд свистком.
За не соблюдение указаний регулировщика вследствие их незнания предусмотрены штрафные санкции.

Стандартные жесты


Основных сигналов регулировщика всего три, в запоминании которых поможет простая логика. Так, наличие только двух рук позволяет ему открывать движение, соответственно, в две стороны, на которые эти самые руки и указывают.

Еще всегда стоит помнить, что запрещено «переезжать» регулировщика. То есть, при разрешении движения автомобиль может следовать вдоль одной руки сотрудника по другой руке прямо. Или же повернуть направо. Если же ему необходимо повернуть налево, водитель вынужден будет продвинуться на перекрестке вперед, и тогда он «переедет» регулировщика, а это, как было сказано, запрещено. Следовательно, есть только два пути - прямо и направо. Вот и весь секрет запоминания жестов.

1. Поднятые руки


Вся поза регулировщика с поднятой вверх рукой как бы призывает – остановитесь. С какой бы стороны ни направлялся к перекрестку автомобилист, завидев данный жест, он должен немедленно прекратить движение. Однако здесь есть своё «но» - автомобили, уже находящиеся на перекрестке, должны освободить его, продолжив двигаться в начатом направлении.

Практически данная команда заменяет желтый свет светофора, поэтому точно так же подается после каждого другого жеста, разрешающего проезд автотранспорту. Распространяется его действие и на общественный транспорт, и на пешеходов, которые тоже должны оставаться на тротуаре до следующей команды.

Это очень эффективный сигнал для нерегулируемых перекрестков, где требуется срочно пропустить спецтранспорт или урегулировать аварийную обстановку.

2. Руки разведенные или опущенные вдоль тела


Оба жеста дают автомобилистам возможность двигаться дальше. Почему они разные? Это обусловлено заботой о безопасности регулировщика. При наличии большой пробки или габаритных автомобилей сотрудник ГИБДД просто физически не сумеет раскинуть руки, не задев окружающий его транспорт. Поэтому один и тот же сигнал изображается разным положением тела.

В остальном водители должны следовать вышеописанной «запоминалке» - они имеют право двигаться из руки регулировщика в направлении другой руки. Не со спины, не со стороны груди, не в поперечном направлении и без разворотов, а словно бы из одного рукава рубашки в другой.

А вот если данную позу регулировщика увидит водитель трамвая, ему дозволен проезд только вперед, без возможности повернуть направо. Что такой жест регулировщика обозначает для пешеходов? Все аналогично автомобилистам - тоже идти по указываемым регулировщиком направлениям. Только пешеходам в отличие от водителей допустимо передвигаться за спиной и перед сотрудником.

3. Вытянутая рука


Если на перекрестке регулировщик встречает лишь одной, вытянутой вперед рукой, следует мысленно заменить его светофором с красным сигналом, но с горящей на поворот зеленой стрелкой.

Здесь у автомобилиста может возникнуть справедливый вопрос. Куда ехать понятно - по направлению руки, а вот откуда? С какой стороны перекрестка разрешено выезжать? И снова придется подключить силу воображения и «доподнять» вторую руку регулировщика, чтобы схема стала понятна. Выезжать следует со стороны опущенной руки по направлению выброшенной вперед.

Пешеходам в таком случае допустимо переходить дорогу только за спиной сотрудника ГИБДД, а вот трамваи могут лишь повернуть налево.

А что следует делать в «пересменку», когда регулировщик меняет один жест на другой? Не стоит пытаться заранее предугадать следующую команду или совершать экстренное торможение в ожидании сигнала. Каждый водитель должен продолжать движение согласно разрешенному регулировщиком и уже начатому маневру. Ни в коем случае нельзя останавливаться посередине перекрестка, мещая остальному транспорту. Смена положения дополнительно может сопровождаться звуком свиста, предупреждающем о новой команде регулировщика.

Нестандартные жесты


Описанные картины являются идеальным развитием событий, какое редко случается в повседневных реалиях дорожного движения. Поэтому каждый регулировщик активно использует иные способы донесения информации до автомобилистов. Например, разведенные в стороны руки могут дополняться энергичным кручением жезла на уровне груди. Таким образом сотрудник ГИБДД поторапливает автмобилистов, минующих перекресток, чтобы скорее наладить движение.

А вот махи кистью слева направо будут призывать к скорейшему завершению левого поворота, а сверху вниз – правого. Если задействован сигнал № 3, но регулировщик при этом смотрит на водителей, не успевающих своевременно остановиться и при этом делает приглашающие движения левой рукой, это означает разрешение продолжить движение.

Намного проблематичнее обстоит дело с пешеходами. Если автомобилисты могут следовать командам, помня уроки автошколы, двигаясь за другими машинами или просто по наитию, то пешеходы этих жестов не знают по определению. Поэтому помимо классического обучения, которое проходит каждый сотрудник ГИБДД независимо от должности и звания, все регулировщики овладевают практическими навыками организации правильного движения:

  • понятной замены классических жестов на доступные для распознавания участниками дорожного движения;
  • быстрого реагирования на экстренные или конфликтные ситуации на дороге;
  • способностью охватывать вниманием всех участников движения – от пешеходов и велосипедистов до водителей автомобилей и общественного транспорта.
Их знания постоянно оттачиваются и совершенствуются в ходе регулярных занятий и тестирований, чего не скажешь о водителях и пешеходах. А ведь для пешехода, пересекающего проезжую часть без соответствующего разрешительного сигнала регулировщика, предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Водителей ожидает еще более суровая кара – первое нарушение команды отнимет из семейного бюджета 1 тысячу рублей, а повторное уже может привести либо к возрастанию штрафа до 5 тысяч рублей, либо к лишению водительского удостоверения сроком от 4 до 6 месяцев.

Быть «живым светофором» на дороге любой сложности, в любых погодных условиях, в дневное или ночное время и на любой неопределенный срок очень трудно.


Поэтому в знак уважения перед непростой профессией всем участникам дорожного движения следует периодически освежать в памяти сигналы и жесты регулировщика, чтобы в случае встречи с ним на перекрестке не стать виновником транспортного коллапса или аварии.

Видео о сигналах регулировщика:

В наше время регулировщики подобны уссурийским тиграм - встречаются они довольно редко, а при встрече мы пугаемся и стараемся избежать контакта с ними. А все потому, что мы не знаем сигналов регулировщика, которые на самом деле являются элементарными. Мы предлагаем вам раз и навсегда решить вопрос с этими сигналами и забыть о том, что когда-то один вид регулировщика, размахивающего жезлом, мог ввести вас в ступор.

Несмотря на то, что регулировщик дорожного движения давно переместился в категорию анахронизмов, каждый водитель просто обязан знать его сигналы, потому как случаются такие ситуации, когда с ералашем на перекрестке может справиться только живой человек. Даже суперсовременные системы светового контроля дорожного движения могут запросто выйти из строя, потому на смену электронике всегда готов выйти опытный автоинспектор, который при помощи волшебной полосатой палки умеет отдавать приказания многотонным автомобилям, послушно выполняющим все его требования.

Так как регулировщики выходят на перекрестки довольно редко, многие водители понятия не имеют, как себя вести при том или ином сигнале. И это несмотря на то, что в автошколах изучение сигналов регулировщика является обязательным.

Традиционный образ регулировщика — это человек в форме и с жезлом в руках, который иногда заменяется диском со светоотражателем или красным сигналом. Однако ни жезл, ни диск не являются обязательными условиями. Этот инструментарий используется лишь для того, чтобы увеличить видимость подаваемых сигналов. Это значит, что водитель ни в коем случае не имеет права игнорировать эти сигналы, подаваемые регулировщиком просто руками, то есть без использования подручных средств.

Особенность регулировщика заключается в том, что он имеет приоритет перед светофорами и дорожными знаками, отменяя их значение. Иными словами, все обязанности трудяг-светофоров перекладываются на хрупкие плечи регулировщика. И тут нужно акцентировать внимание на одном нюансе: сигналы регулировщика должны уметь правильно трактовать не только водители, но и пешеходы. Как известно, незнание правил и законов не освобождает от ответственности. Так что, товарищи пешеходы, а также «пешесиды» и «пешестои», пришло время к простой схеме светофора приобщить и элементарные знания сигналов, подаваемых регулировщиком.

Поднятая вверх рука: воображаемый красный свет

Если регулировщик поднимает руку верх, это значит, что ни пешеходы, ни транспорт не имеют права двигаться в каком либо направлении. Этот сигнал позволяет очистить перекресток от всех участников дорожного движения.

Это необходимо, например, для того, чтобы дать дорогу спецтранспорту, который следует через перекресток.

Разведенные в стороны или опущенные руки — красный!

Оба эти сигнала идентичны. Возникает вопрос - зачем так усложнять задачу, если можно было принять один сигнал? На самом деле все просто объясняется. Бывают ситуации, когда регулируется узкий перекресток или же едут крупногабаритные транспортные средства, а разведенные в стороны руки могут существенно усложнить движение автомобилей, но в первую очередь дальнейшее функционирование регулировщика.

Теперь поговорим собственно о значении этого сигнала. Сразу же мысленно представим себе, что руки регулировщика - это шлагбаумы, которые мы привыкли видеть на железнодорожных переездах. Если вы находитесь в положении перед грудью или спиной регулировщика, значит, дальнейшее движение вам запрещено. В том случае, если регулировщик стоит боком к вашему автомобилю, вы можете следовать прямо или направо.


А вот трамваи могут ехать только прямо, забыв на время о существовании такого направления, как «направо». Вообще трамваи должны руководствоваться одним простым правилом, которое можно сформулировать следующим образом - «в рукав - из рукава». Иными словами, вагоновожатый должен мысленно въезжать в рукав регулировщика, который находится ближе, и выезжать из того, который находится дальше.

Правая рука, вытянутая вперед

Если водитель повернулся к вам грудью и направил в вас свой полосатый указующий перст, тогда вы можете спокойно крутить руль вправо и давить на газ. Двигаться в других направлениях, кроме как направо, нельзя.

Те транспортные средства, которые оказались за спиной и справа от регулировщика, обязаны остановиться и ждать своей очереди.

Больше всего повезло водителям, которые расположены слева о регулировщика: им разрешено движение во всех направлениях. А трамваи, проезжающие туннелями рукавов, могут двигаться исключительно налево.

Участники дорожного движения, которые передвигаются на своих двух, могут переходить дорогу за спиной регулировщика.

Внимание

Если регулировщик меняет положение рук и корпуса, вы можете завершить маневр, не боясь, что вам предъявят обвинения в нарушении правил дорожного движения.

Итак, давайте сформулируем общие правила, которые впоследствии помогут намного легче понять сигналы и жесты регулировщика и их значения.

  • человек с жезлом разрешает движение исключительно с двух сторон перекрестка;
  • вытянутые руки регулировщика всегда показывают на те направления, откуда разрешается движение;
  • спина регулировщика всегда приравнивается к красному сигналу светофора;
  • трамваи могут ехать только вдоль рук регулировщика, а автомобилям разрешено движение еще и направо.

Если вы до сих пор боитесь регулировщиков, тогда время избавляться от своей ничем не обоснованной фобии. И даже если регулировщик дорожного движения предстает перед вами в образе грозного дядьки, который размахивает руками и активно ругается матом, помните, что в первую очередь он является вашим помощником.

11 ноября 2017

Каждый водитель знает, что перекрестки регулируются знаком светофора. Но бывают ситуации, когда на дороге стоит регулировщик и задает направление вашего движения. Порой автомобилисты сталкиваются с трудностями, забыв, что означают его команды.

Указания могут быть как жезлом, так и рукой. От этого смысл команды не меняется. Для привлечения внимания, регулировщик может использовать свисток.

В роли регулировщика может выступать сотрудник полиции или военной автомобильной инспекции. Указания этого человека распространяются на водителей, велосипедистов и пешеходов.

Знаки регулировщика по правилам ПДД

  1. Правая рука вытянула вверх . Эта команда означает, что водитель не должен обращать внимание на дорожные знаки и светофор. Участник дорожного движения должен остановиться у стоп-линии и ждать сигнала регулировщика, чтобы продолжить движение. Не важно, как повернут к вам сотрудник. Необходимо незамедлительно отреагировать на его действие. Команда распространяется не только на шоферов, но и пешеходов. Правила ПДД гласят: если водителю не удается остановиться по команде регулировщика, он имеет право закончить маневр. Это правило распространяется и на случай, если водитель успел выехать на перекресток до знака регулировщика. В этом случае и сам сотрудник разрешает закончить маневр и освободить проезжую часть, чтобы не создавать помех другим участникам. Поднятая вверх рука ассоциируется с желтым сигналом светофора, который показывает участнику дорожного движения, что необходимо приготовиться к дальнейшим действиям.
  2. Руки разведены в стороны или опущены . Такое положение говорит о том, что двигаться на грудь и спину сотрудника полиции запрещено. Движение направо и прямо могут продолжать те, к кому он стоит боком. Это правило касается и пешеходов. Они могут продолжать движение только параллельно регулировщику.
  3. Рука показывает вперед . Если регулировщик смотрит на нас, то ехать разрешено только вправо. Если он стоит правым боком, то движение запрещено. Водитель не имеет право продолжает движение и в том случае, если регулировщик стоит спиной, независимо от того, какие команды показывает. Если он стоит левым боком - движение разрешено во всех направлениях.

Как выучить и не забыть сигналы регулировщика?

Основные правила, позволяющие быстро и легко запомнить сигналы:

  • вытянутый жезл задает вектор в каком направлении можно начать движение водителю;
  • на спину регулировщика водители не имеют право двигаться независимо от того, какие сигналы он подает;
  • трамваи могут передвигаться только вдоль рук инспектора, а автомобилисты имеют право поворачивать направо.

Теоретических знаний о правилах движения, когда на дорогах стоит регулировщик, не всегда достаточно. Даже опытный автомобилист может растеряться и не понять, как ему действовать, при виде сотрудника полиции. Но стих про регулировщикапоможет легко и просто запомнить правила движения в такой ситуации:

Палка вверх устремлена – всем стоять велит она.

Если палка смотрит вправо – ехать не имеешь права.

Если палка смотрит в рот – делай правый поворот.

Если палка смотрит влево – поезжай как королева.

«Голые» грудь и спина – для водителя стена!

Подобная запоминалка поможет вспомнить все нюансы и уверенно продолжить маневр, столкнувшись с ручным регулированием движения.

Но помимо водителей, важно, чтобы и пешеходы знали, как правильно вести себя, если на проезжей части стоит регулировщик. Для этого существует стишок для пеших граждан:

Я стою к тебе лицом –

Потерпи, будь молодцом.

На тебя смотрю я строго –

Значит, занята дорога.

Если руку подниму,

Нет движения никому.

Теперь я боком повернулся –

Путь свободен впереди,

Не зевай, переходи.

Запоминаем сигналы регулировщика по картинке

Есть еще одна хорошая методика, которая позволит быстро запомнить сигналы регулировщика - по картинке. Такой метод подходит для тех, кому наглядные примеры более понятны, чем на словах.

Итак, прежде чем начать или продолжить движение, необходимо обратить внимание на положение рук сотрудника дорожной инспекции. Больше всего возникает вопросов, когда одной рукой регулировщик указывает на вас, а другая прижата вдоль тела. В этом случае мысленно поднимите опущенную руку, и сразу будет понятно, какие направления для движения задает регулировщик. Руки образуют прямой угол, который нельзя пересекать. Поэтому, со стороны правой руки, водители могут повернуть направо. Со стороны мысленно поднятой руки, можно двигаться в любом направлении. Для более наглядного примера, обратите внимание на изображение.

Вообще понять жесты регулировщика очень просто: он задает движение только тем транспортным средствам, на которых указывает рукой. Остальные его не интересуют.

Несмотря на то, что во время регулирования движения специалистом, вы должны обращать внимание лишь на его указания, не стоит забывать и о дорожных знаках. Игнорировать можно лишь те знаки, которые напрямую противоречат сигналам регулировщика. Например, если инспектор стоит на перекрестке, где установлен светофор, в этом случае водитель следует лишь его указаниям. Но помимо этого, на дороге есть еще разметка и стандартные знаки, с которыми регулировщик не вступает в конфликт. Им нужно обязательно следовать, иначе может возникнуть аварийная ситуация.

Дополнительные знаки регулировщика

Помимо основных знаков, существуют дополнительные, которым также стоит следовать и обязательно обращать внимание:

  • регулировщик крутит жезлом перед грудью - необходимо ускорить свое движение. Распространяется для водителей, движущихся со стороны правого и левого плеча;
  • елси он резким движение опускает руку и указывает на лево - водителям необходимо быстрее завершить поворот направо;
  • сотрудник полиции показал сигнал стоп, но вы выехали на перекресток - завершить маневр, если инспектор смотрит на вас.

Содержание статьи:

Начнем с определения кто такой регулировщик:
Регулировщик это специально обученный человек, наделенный особыми полномочиями в обязанности которого входит регулирование и контроль за движением автомобильного транспорта, и пешеходов, преимущественно на перекрестках и поворотах дорог и улиц. В нашем случае это сотрудник полиции (ГИБДД) который регулирует дорожное движение при помощи сигналов (жестов), редко это могут быть работники ремонтно-дорожных служб, дежурные на переездах железнодорожного транспорта и паромных переправ, а также сотрудники автомобильной военной инспекции, регулировщики постов.

В повседневной жизни мы редко встречаем чтобы движение на перекрестках регулировалось "регулировщиком". Это связано с тем что задачи регулировщиков, это работа на самых оживленных перекрестках, там где большой поток автотранспорта и людей, в тех местах где нужно особо эффективно распределить движение трафика. Также регулировщики привлекаются в места дорожно-транспортных происшествий и других аварий, в места где случился затор, пробка, проводится ремонт дорожного полотна или элементарно - сломался светофор на перекрестке, а движение нужно регулировать.

Как выучить сигналы регулировщика?

Как правило сигналы (жесты) регулировщика водителям сложно запомнить, или они их забывают по причине того что просто не сталкиваются с ними на дорогах, особенно это касается малых провинциальных городов, с наименьшим количеством автомобилей на душу населения. Но все же незнание не освобождает от ответственности, поэтому встреча незнающего водителя с регулировщиком может привести к аварии или обернуться штрафом. Ответственность за проезд на запрещающий сигнал регулировщика прописана в "КоАП РФ, Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика". И влечет она собой штраф в размере 1000 рублей. Соответственно если не остановится перед стоп линией обозначенной при запрещающем сигнале регулировщика или светофора то можно влететь по административке на 800 рублей. Ну а если вы умудрились повторно нарушить правило дорожного движения, то вы можете лишиться прав на управление транспортным средством на 4-6 месяцев, или отделаться штрафом в три тысячи рублей.

А ведь запомнить сигналы и жесты регулировщика довольно просто. Регулировщик может подавать всего 3 сигнала, когда рука поднята вверх, рука вытянута вперед, руки смотрят в разные стороны либо опущены. Для привлечения внимания водителей используется свисток. Эти сигналы являются стандартными, они прописаны законом и на их подачу нужно делать определенное действие.

Жесты регулировщика должны знать не только водители транспортных средств, но и другие участники дорожного движения, в том числе и пешеходы, поэтому статья предназначена и рекомендуется к прочтению всем! Стоит научить этому и детей.

Есть в арсенале инспектора ДПС еще и дополнительные жесты которые должны быть вполне понятны водителю, еще эти сигналы называют нестандартными, про них нельзя найти информацию в справочниках ПДД, иллюстрациях и они не прописаны законом. Обычно это жесты руками, например инспектор ДПС может рукой показать что бы вы проезжали за спину или делали поворот, а так же вращательные движения жезлом (подробнее про них вы можете увидеть в следующем видео, на нем инспектор ДПС показывает таки жесты руками).

Что бы выучить сигналы можно пойти так же нескольким путями. Мы рекомендуем дочитать статью до конца, посмотреть картинки с иллюстрациями, видеоматериал к статье с пояснениями, и выучить небольшое четверостишье. Кстати в стихах информация запоминается довольно таки хорошо. Для уверенного вождения, что бы не боятся встречи с регулировщиком на дороге нам нужно запомнить всего три позиции.

Начнем с сигнала "Правая рука поднята вверх".

Правая рука поднята вверх



Это самый базовый сигнал, который нужно знать в первую очередь. Запомнить просто - этот сигнал означает "СТОП" для всех автомобилей, кроме тех которые уже находятся на перекрестке, а по сути это аналог желтого сигнала светофора. Как уже сказано если в момент этого сигнала вы уже совершаете маневр непосредственно находясь на перекрестке (не перед), то должны его завершить. Зная что означает этот сигнал, вы уже сможете избежать ДТП и не нарветесь на штраф.

Инспектор ДПС всегда начинает свою работу именно с этого сигнала и свистка. Если вы увидели регулировщика выходящего не перекресток с поднятой правой рукой, знайте этот сигнал означает, что теперь на этом перекрестке слушаться нужно только его, а на светофоры не обращать внимание, Всем стоять на месте, с этого момента начинается регулирование транспортного потока на перекрестке. Если вдруг регулировщик вышел на перекресток неожиданно для Вас и Вы не успели резко затормозить, т.е не смогли применить экстренное торможение для остановки, то завершайте маневр, продолжайте движение. Это прописано в 6 Разделе Правил, Пункт 6.14.

Так же важно запомнить что этот сигнал сопровождается свистком, который позволяет привлечь внимание участников дорожного движения.

Следующий нюанс который важно хорошо запомнить. Неважно с какой стороны вы находитесь от регулировщика, и какой он стоит к вам, со стороны спины, лица или боком, данный сигнал говорит абсолютно всем и водителям и пешеходом, что сейчас они должны прекратить движение. Так же как и при сигнале светофора, водители должны остановится перед стоп линией или у края проезжей части если таковой не имеется, а пешеходом положено находится на тротуаре.

Теперь к вопросам по экзамену:
При сдаче экзамена ПДД вам могут попасться вопросы связанные с регулировщиком. Разберем первый из них касательно поднятой руки вверх. Звучит он так "Разрешается ли Вам продолжить движение, если регулировщик поднял руку вверх, после того, как вы въехали на перекрёсток?"

Как было сказано выше, "РАЗРЕШАЕТСЯ", выше мы обсудили, что вы должны завершить маневр.

Следующий вопрос который мы рассмотрим. "Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?"

Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?

Для ответа на этот вопрос обратимся к Правилам. Раздел 6. Пункт 6.12. сигнал подается для привлечения внимания всех участников дорожного движения.

Руки разведены в разные стороны или опущены вниз

Нажмите на картинку для увеличения

Ну вот мы приступили непосредственно к регулированию. Даже если светофор работает, наша задача руководствоваться в этой ситуации только сигналами регулировщика. Есть водители которые думают что руки разведенные в противоположные стороны и руки опущенные вниз, являются разными сигналами. На самом деле это один и тот же сигнал, просто не стоит забывать о том, что регулировщик это тоже человек и он может устать, поэтому тот кто писал правила, позаботился об инспекторах ДПС.

И так давайте запомним первый нюанс этого сигнала "Движение на грудь и на спину регулировщика строго запрещено!" (насчет спины, движение на спину регулировщика запрещено в любом случае). Двигаться могут только те водители (в том числе и трамваи) к которым инспектор обращен боком, но только по направлению вперед или направо, причем не важно каким боком стоит к нам регулировщик, левым или правым.

Это правило так же касается и пешеходов, они не могут идти на спину или на грудь регулировщика, единственный нюанс, в том, что водители поворачивающие направо должны уступить дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть.

Исключения могут быть только у трамваев

Видите все просто! Запомнить легко, разведенные руки инспектора или смотрящие вниз, для вас, это как шлакбаум, проезд запрещен.

А теперь третий сигнал "Правая рука смотрит вперед".

Правая рука вытянута вперед

Нажмите на картинку для увеличения

Тоже простая ситуация, просто тут возможно несколько вариантов. В зависимости от того какой стороной к вам стоит регулировщик.

Разберем первый вариант.
Регулировщик подал сигнал рукой вверх что бы все остановились - повернулся к вам лицом и вытянул правую руку вперед. В этой ситуации, вы можете сделать поворот, по углу который образован рукой и телом регулировщика, т.е в данной ситуации когда регулировщик стоит к вам грудью и правая рука смотрит вперед, вы можете повернуть направо. Но тут такая ситуация, вы не хотите поворачивать направо, а хотите поехать допустим прямо, и вам нужен соответствующий сигнал. В таком случае вы можете дождаться соответствующего сигнала и только потом продолжить движение, потому что в данном случае регулировщик Вам разрешает поехать направо, но не обязывает этого делать! Своего рода это красный сигнал светофора, только с включенной зеленой секцией поворота направо. Движение пешеходов на грудь регулировщика запрещено.

Вторая ситуация, регулировщик после сигнала всем стоять (правая рука поднята вверх) - поворачивается к вам спиной, и вытянул свою руку вперед. Выше мы говорили, что движение на спину запрещено в любом случае. По сути если инспектор стоит к вам спиной, в любом случае, это тоже самое что красный сигнал у светофора.

Третий случай, регулировщик после сигнала стоять всем - повернулся к вам правым боком и вытянул правую руку вперед. Тут все просто - он "опустил шлагбаум" перед вами, а значит движение запрещено.

Ну и четвертый случай, регулировщик после сигнала стоять всем - повернулся к вам левым боком и вытянул руку вперед. Тут образовывается угол, по которому вы можете повернуть, а также развернуться, повернуть налево или направо. Простым языком скажем, движение разрешено во всех направлениях, для Вас горит зеленый сигнал светофора! Правила разрешают проезжать как за регулировщиком так и перед ним. Единственное что если мы хотим развернуться то во время разворота, наш автомобиль при выезде с пересечения проезжих частей, не должен оказаться на стороне встречного движения.

Помните что основных сигнала всего 3, и 8 различных ситуаций возможных с регулировщиком. По приоритету регулировщик всегда стоит выше чем светофор, поэтому если светофор показывает один сигнал а инспектор ДПС другой, слушайтесь именно инспектора.

Теперь разберем несколько дополнительных сигналов , которые не описаны в ПДД, но понять их можно в любом случае.

Движение рукой сверху вниз и влево - означает что надо быстрее поворачивать направо.

Если регулировщик делает вращательные движение жезлом на уровне груди, значит вам стоит ускорить движение, это касается автомобилей двигающихся как со стороны левого, так и правого плеча.

Если делается взмах с левого верхнего угла и идет в правый нижний угол, то нужно быстрее поворачивать направо.

Поговорим теперь и о пешеходах

Сигналы регулировщика для пешеходов

Главный принцип которым нужно руководствоваться если вы пешеход - движение запрещено на грудь и на спину инспектора ДПС.
Если рука поднята вверх, то для тех кто уже был на дороге нужно быстрее ее перейти, а тем кто был на тротуаре нужно там и оставаться. При опущенных или разведенных в противоположные стороны руках, двигаться можно только вдоль спины или груди регулировщика. А когда рука смотрит вперед и регулировщик стоит к нам левым боком - движение пешеходов разрешено только за спиной, а вот вдоль груди нельзя!

Итак подведем итог: Нажмите на картинку для увеличения