Контроль за исполнением коллективного договора. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется. Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора

Форма отчета, его наименование и содержание определяются сторонами, хотя документ может быть составлен и в произвольном виде. Подписывает данный акт руководитель профсоюза или иное избранное лицо. *** Итак, контроль коллективного договора (соглашения) начинается с его подписания и продолжается в течение всего времени действия. Основная цель - соблюдение прав работников. Контроль осуществляется как со стороны самих работников, так и со стороны властных органов.

Кем осуществляется контроль за выполнением коллективного договора?

Инфо

Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду.


Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруд России.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения.

Это может быть приостановка, ликвидация или реорганизация производства, которые повлекут за собой сокращение работников или ухудшение условий их работы.

  • Расторжение с работниками трудового договора или контракта.
  • Предоставление в суд исков, касающихся работников.
  • Подготовка и проведение диалога между нанимателем и государственными органами.

Ответственность за несоблюдение коллективного договора Ответственность и контроль за выполнением коллективного договора устанавливаются законодательством федерального или регионального уровня. В Кодексе об административных правонарушениях в статье 5.31 установлена административная ответственность работодателя за нарушение колдоговора.
Штраф составляет 30–50 минимальных зарплат. Если работник нарушил колдоговор, то к нему не применяется такое наказание.

Куда можно пожаловаться С жалобой на противозаконные действия работодателя можно пойти в разные инстанции:

  • инспекция по труду;
  • полиция;
  • налоговая;
  • прокуратура.

В случае если контроль за выполнением коллективного договора (соглашения) осуществляется инспекцией по труду, то она в праве рассмотреть любые споры, связанные с осуществлением трудового и смежных с ним процессов. Компетенция данного уполномоченного органа не ограничена.

При необходимости трудовая инспекция может привлекать к разбирательству и другие органы. С заявлением в прокуратуру можно пойти в случае грубого нарушения законодательства со стороны работодателя.
Подавать в суд можно, если вышеуказанные органы не решили возникшую проблему работника. Многие работники не решаются противостоять незаконным действия работодателя, боясь быть уволенными.

Со стороны работодателя выступает руководить или его доверенное лицо.

  • Органы по труду государственного или муниципального уровня. Контроль выполнения коллективного договора осуществляют органы того уровня, на котором заключен данный документ.

Процедура контроля за выполнением коллективного договора со стороны органа по труду Контроль за соблюдением локального документа начинается с момента его регистрации в органе, регулирующем трудовые отношения.

Важно

Там рассматривают представленный колдоговор на вопрос того, нет ли в нем положений, которые ухудшают условия для работников по сравнению с условиями трудового законодательства. Эти пункты будут признаны недействительными. Об этом будут направлены уведомления в организацию и в гострудинспекцию.

Статья 51 тк рф. контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности. В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Статья 51. контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию. 2. Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок предоставления информации, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.28 КоАП). Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.31 КоАП).

Трудовое право

Внимание

Трудовое право (библиотека) ¦ ¦ Трудовое право (Главная) ¦ ¦ Вторая часть ¦ ¦ Третья часть ¦ ¦ Карта раздела ¦ В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию.


Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

Контроль за выполнением коллективного договора

На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

Контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется

ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон. После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение.

Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения.

При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке. Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним. В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется на основании ст. 51 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Однако данная норма малоинформативна, поэтому в статье далее мы рассмотрим подробности указанной процедуры, касающиеся того, кем и какими способами она осуществляется.

Кем контролируется обязательность исполнения коллективного договора (соглашения)?

Коллективные договоры и соглашения — это важные элементы социального партнерства в трудовых отношениях. Если же в организации существует коллективный правовой акт, его исполнение должен кто-то контролировать. Согласно ст. 51 ТК РФ, такую функцию осуществляют:

Следует отметить, что законодатель, перечисляя полномочия представителей работодателя, совсем не упоминает о контроле за выполнением коллективного договора и соглашения. Отсюда можно сделать вывод, что ТК РФ, говоря о контроле, имеет в виду работников организации, так как именно они являются менее защищенной стороной трудовых отношений.

Надзор государственных и муниципальных органов за соблюдением положений коллективных правовых документов

После того как заключены коллективный договор и соглашение, их следует представить в орган по труду. Делает это работодатель в срок не более 7 дней с момента подписания договора. Данная процедура по своей сути является регистрацией договора в уведомительном порядке, не влияя на статус самого документа. Как договор, так и соглашение вступает в силу независимо от уведомления.

Соглашения федерального уровня социального партнерства (ст. 50 ТК РФ) представляются в федеральные органы. Региональные и территориальные соглашения и договоры — в органы по труду субъектов РФ. Законами субъектов муниципальные органы по труду могут быть наделены полномочиями по регистрации и контролю за соблюдением коллективного договора и территориальным соглашением.

Указанные действия проводятся с целью выявления в трудовых актах условий, расходящихся с законодательством. Об этом проверяющий орган сообщает сторонам и в соответствующую государственную инспекцию. Такие положения договора (соглашения) признаются недействительными и не применяются.

Информация (аналитическая справка) о выполнении трудовых актов, образец

Контроль сторон и их представителей за исполнением коллективного договора (соглашения) осуществляется в том порядке, который устанавливают сами стороны сделки. Никаких законодательных норм по данному вопросу не существует. Единственным требованием, установленным абз. 2 ст. 51 ТК РФ, является обязанность предоставления сторонами друг другу или органу по труду всей необходимой информации о выполнении коллективного договора (соглашения) в течение 1 месяца с момента запроса.

На практике также сложилось правило, согласно которому на общем собрании работников их представители дают отчет о выполнении подписанных обязательств. Кроме того, этот документ размещается в интернете и других доступных для ознакомления местах. Форма отчета, его наименование и содержание определяются сторонами, хотя документ может быть составлен и в произвольном виде. Подписывает данный акт руководитель профсоюза или иное избранное лицо.

Итак, контроль коллективного договора (соглашения) начинается с его подписания и продолжается в течение всего времени действия. Основная цель — соблюдение прав работников. Контроль осуществляется как со стороны самих работников, так и со стороны властных органов. Образец отчета о выполнении коллективного договора можно скачать на нашем сайте.

(соглашения) утверждены как законодательные нормы. Но даже это не останавливает стороны социального партнерства от всевозможных уловок и нарушений, которые отображаются на благосостоянии простых работников. Поэтому целесообразно разобрать процедуру контрольных функций, кто наделён такими полномочиями и какая ответственность возможна за нарушение выполнения коллективного договора.

Понятие коллективного договора на предприятии

Чтобы понять, кто и как контролирует коллективный договор, целесообразно изначально разобраться, что это за и с какой целью он принимается. Итак, письменная договоренность между администрацией предприятия в лице ее руководителя и представителями наемных работников именуется коллективным договором. Документы такого типа делятся на:

  1. Коллективные договоры. Заключаются на локальных уровнях в трудовых коллективах мелких компаний, отдельных филиалах с правом приема и увольнения сотрудников, а также других подобных организациях.
  2. Коллективные соглашения. Этот тип документов подписывается на уровне субъекта Федерации, отрасли, отдельной территории, профессий.

Сторонами подобного типа договоров выступают работодатели и профсоюзы. В зависимости от типа подписываемого соглашения в качестве подписантов могут выступать различные союзы и объединения работодателей и профсоюзов.

Главный вопрос, который регулирует коллективный договор – условия оплаты, нормирования, охраны труда, мотивации сотрудников, режим их работы, отдыха, всевозможные льготы, преференции, меры поощрения к сотрудникам.

Помните, коллективный договор должен заключаться на каждом предприятии, которое использует наемный труд и распространяется на всех его работников, вне зависимости, изъявили они желание стать членами соответствующего профсоюза или нет.

При этом в документах такого типа должны в обязательном порядке содержаться взаимные обязательства сторон социального партнерства. Договор локального уровня не должен иметь декларативных норм.

Здесь прописываются конкретные условия, нормы обеспечения, должностные оклады, время начала работы, обеденного перерыва, окончания смены, суммы компенсационных выплат и другие подобные показатели.

Нужно понимать, законодатель часто отсылает решать конкретные задачи (например, устанавливать конкретное количество мыла, молока, спецодежды для рабочих) именно условиями коллективного договора.

Кто контролирует

Кто контролирует исполнение коллективного договора

Чтобы любой документ был работоспособным, необходимо прописывать конкретные условия и его выполнения, а также назначить ответственных лиц, в обязанности которых будет вменено осуществление контроля выполнения поручений. Касательно коллективных договоров контроль осуществляется:

  1. Работодателем. Является стороной коллективного договора, на которую возложены определенные обязательства. На практике осуществляет контроль не только за выполнением обязательств другой стороны (профсоюзов) но и своевременного выполнения собственных обязательств. Обычно такие полномочия делегируются нескольким подразделениям по профилю их работы (эксплуатация, охрана труда, социальная и кадровая сфера).
  2. Профсоюзами. Вторая сторона коллективного договора, в обязанности которой входит следить за тем, чтобы работодатель своевременно выполнял возложенные на него функции, а в случае выявления каких-либо отклонений осуществлять его информирование для принятия определенных мер. С этой целью могут создаваться как собственные, так и общественные комиссии, группы, наделяться полномочиями отдельные представители.
  3. Органы, осуществляющие контроль за выполнением условий труда определенного уровня. Все коллективные договоры в обязательном порядке проходят уведомительную регистрацию и один оригинальный экземпляр такого документа хранится у независимого арбитра. В случае если кто-либо из работников усомниться в добросовестности профсоюзов и администрации по части отстаивания его интересов, он всегда может обратиться в инспекцию по труду либо прокуратуру для выполнения соответствующей проверки.

Помните, коллективный договор может содержать отличительные от установленных на законодательном уровне условия, только если они улучшают по сравнению с имеющимися условия оплаты, работы, обеспечения, защиты, стимуляции сотрудников. Условия, ухудшающие положения работников по сравнению с законодательством, признаются недействительными.

Как осуществляется проверка

Обычно исходными данными для проверки могут служить имеющаяся на предприятии бухгалтерская, финансовая, другая отчетность по направлениям. Стороны вправе запрашивать друг у друга любую информацию, связанную с выполнением коллективного договора. При этом сторона, получившая такой запрос, обязана предоставить имеющиеся у нее данные.

Контроль может быть:

  • внутренним;
  • внешним.

Внутренний осуществляют непосредственные подписанты коллективного договора либо уполномоченные ими представители. Обычно порядок такого контроля стороны определяют самостоятельно и прописывают в самом коллективном договоре либо приложениях к нему.

Для осуществления внешнего аудита могут привлекаться представители органов управления компании (в случаях, когда проверяется коллективный договор филиала), высший орган профсоюзов (когда первичная профсоюзная ячейка входит в объединение), орган по труду соответствующего уровня.

Проверки могут осуществляться:

  • единолично компетентными специалистами;
  • специально созданными рабочие группами;
  • специализированными комиссиями.

Обычно в период контрольных функций уполномоченные лица анализируют соответствие коллективного договора в целом и его отдельных частей нормам законодательства, полноту выполнения сторонами прописанных в документе обязательств, рассматривают объяснения сторон в случае объективных причин невыполнения обязательств (например, невозможность подъема заработной платы на установленный процент из-за отсутствия финансовой возможности на предприятии).

По итогам проверки составляется акт (в отдельных случаях может также выдаваться предписание на устранение замечаний), обязательный для исполнения причастной стороной. Обжаловать такой вердикт можно путем переговоров (если это решение другой стороны) либо в судебном порядке.

Помните, периодичность и условия контроля выполнения коллективного договора стороны определяют для себя самостоятельно. А также это может осуществляться по случаю обнаружения нарушения действующего трудового законодательства.

Что представляет собой надзор госорганов за исполнением

Уведомительная регистрация коллективного договора

Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.

После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.

Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:

  • федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
  • территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
  • местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.

Цель уведомительной состоит в выявлении на этапе вступления в законную силу коллективного договора отдельных норм, противоречащих трудовому законодательству. В случае обнаружения таких фактов в регистрации документа отказывается, а материалы передаются в инспекцию по труду для осуществления соответствующей проверки.

Помните, после получения отказа в регистрации коллективного договора стороны соглашения обязаны рассмотреть все замечания государственного органа регистрации и принять меры по их устранению. После этого документ можно повторно направлять для регистрации.

Если же стороны решили не исправлять замечания регистратора (регистрация же уведомительная), то коллективный договор будет признан действительным только в той части, на которую не распространяются обнаруженные замечания. Вопросы, возникающие по части спорных пунктов, решать со ссылкой на коллективный договор будет неправомерно.

Куда обратиться при нарушении

Учитывая, что социальное соглашение касается конкретно каждого работника, то потерпевшей стороной обычно остаются сотрудники. Чтобы реализовать свое право на получение определенной льготы, предусмотренной условиями коллективного соглашения или , работник может обратиться:

  1. Непосредственно к работодателю. Для этого ему необходимо написать заявление или жалобу (в зависимости от ситуации). Излагается краткая суть нарушения, ссылка на пункт договора, который был нарушен, а также что желает работник от работодателя. Это первичный источник заявления.
  2. Профсоюз. Обычно обращения в профсоюз пишутся в случае, когда работодатель отказал работнику в удовлетворении его законной просьбы. Если требования сотрудника законны, с обращением к работодателю выходит уже профсоюз как сторона договора.
  3. Инспекцию по труду, прокуратуру. Писать в эти инстанции можно после того, как получены отказы в удовлетворении законных требований от работодателя и профсоюзов.
  4. Суд. Фактически последняя инстанция, вердикт которой будет окончательным.

Помните, здесь обозначена рекомендуемая последовательность обращения. Куда писать в первую очередь либо писать сразу во все адреса работник решает самостоятельно. Но если все можно решить на определённом уровне, незачем тревожить другие инстанции.

Как заключить коллективный трудовой договор, смотрите в этом сюжете:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений осуществляют стороны коллективных договоров и соглашений.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 26) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения предусматривал административную ответственность только лиц, представляющих работодателя, виновных в подобных правонарушениях.

Статья 55 ТК, кроме того, вводит административную ответственность для лиц, представляющих работников, виновных в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

Следует иметь в виду, что КоАП РФ (ст. 5.31), введенный в действие с 1 июля 2002 г., административной ответственности лиц, представляющих работников, не предусматривает.

Статьи 25 - 28 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», устанавливавшие административную ответственность за отдельные виды нарушений соответствующего законодательства, признаны утратившими силу (см. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №196-ФЗ).

На представителей работодателя, не выполняющих по своей вине обязательств по коллективному договору, соглашению, могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с Трудовым кодексом (192, 193), если в их трудовые обязанности входит выполнение соответствующих обязательств.

Освобожденные от основной работы выборные члены профсоюзных органов, совершившие подобные правонарушения, также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если в их обязанности входит выполнение или обеспечение выполнения обязательств, принятых на себя профсоюзом (профсоюзным органом).

Право наложения дисциплинарного взыскания в таких случаях принадлежит руководителю профсоюза (профсоюзной организации), с которым выборный работник состоит в трудовых отношениях, а также руководителям вышестоящих профсоюзных органов.

Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые в первую очередь для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.

Комиссии создаются на всех уровнях из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей сторон должно быть надлежаще оформлено - приказом (распоряжением) работодателя, решением профсоюзного органа, объединения работодателей, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель (см. ст. 31 ТК).

Комиссии подразделяются по уровням: федеральные, региональные, территориальные, локальные, а отраслевые (межотраслевые) комиссии также могут быть федеральными, региональными, территориальными.

Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне.

От уровня органа социального партнерства в значительной мере зависит его состав. На федеральном, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей работников и работодателей (профсоюзных объединений и объединений работодателей) и представителей соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне по мере необходимости создаются двух- или трехсторонние комиссии. На локальном уровне создается двухсторонняя комиссия.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

РТК образована для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК.

Деятельность РТК строится на основе принципов добровольности участия общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в ее работе; полномочности сторон, самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профсоюзов и каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

Общероссийские объединения профсоюзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличить число своих представителей в РТК пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза.

Утверждение и замена (ротация) представителей общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в РТК производятся решениями органов этих объединений.

Представители сторон являются членами РТК в количестве от каждой из сторон не более 30 человек.

Разногласия по вопросам представительства в РТК общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей разрешаются на совещаниях представителей сторон или в суде.

В силу Закона для осуществления контроля стороны обязаны предоставить друг другу всю запрашиваемую информацию. Формой контроля является заслушивание отчета сторон, подписавших единый коллективный договор, на общем собрании (конференции) ежегодно или в срок, установленный в договоре. Важным средством обеспечения реального выполнения коллективного договора также является устанавливаемая в отношении его сторон ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязательств. Она предусмотрена различными нормативными актами и зависит от того, какая сторона и какие именно лица оказались виновными в невыполнении обязательств по коллективному договору. Юридическая ответственность касается главным образом должностных лиц, выступающих по договору со стороны работодателя, выражается преимущественно в форме штрафа и носит административно-правовой характер. Она устанавливается в следующих случаях: за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению и дополнению коллективного договора; за нарушение условий коллективного договора и (или) их невыполнение; за непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров. Ответственность лиц со стороны работодателя, которые уклоняются от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, либо нарушили установленный срок начала переговоров, либо не обеспечили работу комиссии по коллективным переговорам в определенные сторонами сроки. Штраф налагается в судебном порядке. Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении и (или) невыполнении обязательств по коллективному договору, подвергаются такому же штрафу. Если представители работодателя уклоняются от участия в примирительных процедурах, в частности не предоставляют помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствуют его проведению, предусматривается дисциплинарное взыскание или штраф, налагаемый в судебном порядке. Наиболее распространенная форма юридической ответственности руководителей государственных предприятий и других должностных лиц из числа администрации предприятия - дисциплинарная ответственность. Она наступает за нарушение таких коллективно-договорных обязательств, которые одновременно входят в круг служебных обязанностей указанных должностных лиц.

Меры дисциплинарного воздействия (ст. 81 ТК РФ) зависят от характера нарушения, его тяжести и личности нарушителя. Дисциплинарные взыскания налагает руководитель организации и другие лица в порядке подчиненности. За преступные нарушения условий (положений) коллективного договора лицами, представляющими работодателя, уголовное законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность (ст. 137-140 УК РФ). Законодательство не исключает сочетания различных видов юридической ответственности за нарушения должностными лицами обязательств по коллективному договору (например, административная ответственность в форме штрафа и дисциплинарная ответственность в форме выговора или строгого выговора). Привлечение к штрафу за вышеназванные нарушения производится судом по: заявлению представителей работников; заявлению органов исполнительной власти по труду; инициативе прокурора. Порядок и сроки рассмотрения дела о наложении штрафа регламентируются законодательством. Действующее законодательство не предусматривает в отношении трудового коллектива и отдельных работников какой-либо ответственности юридического характера за невыполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по коллективному договору. В отличие от должностных лиц или самого работодателя они несут главным образом моральную и общественную ответственность. Если же в невыполнении конкретным работником обязательств имеются признаки дисциплинарного проступка, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193, 194 ТК РФ), а в соответствующих случаях (при наличии имущественного ущерба) - к материальной ответственности (ст. 238-246 ТК РФ). Профком предприятия и иной уполномоченный работниками орган за невыполнение обязательств по договору несут моральную ответственность перед трудовым коллективом, который они представляют.

Отдельные профсоюзные работники за невыполнение своих представительских обязательств могут привлекаться к ответственности в порядке профсоюзной дисциплины - по уставу профсоюзов.

Если стороны предусмотрели в содержании коллективного договора обязательства об отказе от забастовок по условиям, включенным в данный договор, при своевременном и полном их выполнении, а работники и профсоюзные организации не выполняют данные обязательства, то при признании забастовки незаконной они могут быть привлечены к юридической ответственности.

Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в силу решения суда о признании забастовки незаконной, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины. В случае, если незаконная забастовка была проведена по инициативе профсоюза, возмещение ущерба работодателю производится за счет профсоюзных средств в размере, определяемом судом, с учетом имущественного положения профсоюза.

В соответствии с нормами действующего закона контроль в отношении исполнения коллективного договора совершается его сторонами и сторонними структурами, занимающимися государственным регулированием.

В процессе представители сторон обязуются своевременно предоставлять друг другу (в первую очередь) и государственным органам по труду необходимую информацию не позднее 1 месяца. Если этого не сделать, наступит административная ответственность.

Нормативная база и регулирующая документация

Норм закона, которые регулируют этот аспект, не так много. Тем не менее, есть несколько пунктов, в которых прописаны базовые позиции по взаимоотношениям между сторонами.

Договоры и соглашения коллективного характера выступают в качестве важнейших элементов в трудовых взаимоотношениях.

Если в организации существуют и применяются такие акты, их исполнение нуждается в стороннем контроле. В соответствии с основными нормами ст. 51 ТК РФ данная опция возложена на следующие структуры :

  • стороны социального партнерства (подробности описаны в ст. 25 ТК РФ);
  • основные представители сотрудников, занимающиеся регулированием в соответствии с абзацем 2 ст. 29 ТК РФ ;
  • территориальные объединения, относящиеся непосредственно к профсоюзным организациям и подразделениям, о чем сказано в абзаце 3 ст. 29 Трудового кодекса РФ ;
  • представители нанимателя, чаще всего это руководитель компании или ИП (абзац 1 ст. 33 ТК РФ);
  • в абзаце 2 ст. 33 ТК РФ сказано, что за составление соглашения ответственность несут подразделения, находящиеся на различных уровнях;
  • государственные и муниципальные органы, а также различные отделения подведомственного типа.

Стоит отметить, что сторона законодателя в процессе перечисления полномочий представителей нанимателя вовсе не упоминает о контроле исполнения КД и соглашения. Поэтому в рамках ТК РФ, когда речь идет о данном мероприятии, предполагается отнесение к работникам фирмы, поскольку именно они представляют собой наименее защищенную сторону в трудовых взаимоотношениях.

Реализация коллективного договора

Начало контрольных мероприятиймомент регистрации соглашения в государственном органе труда . В процессе проведения регистрационных процедур от государственного органа происходит обнаружение условий, содержащихся в документе, которые могут приводить к ухудшению положений личного состава по сравнению с положениями современного законодательства в трудовой сфере.

Согласно данным положениям эти условия могут признаваться недействительными и не подлежат применению. Выявив их, госорган в сфере труда осведомляет о данном моменте сторон, которые заключили соглашение, а также государственную инспекцию по труду.

После получения уведомления о том, что условия не актуальны, за ними закрепляется обязанность по уведомлению об этом факте лиц, на которых распространены основные положения. Получается следующее: субъекты и стороны, в отношении которых было применено условие, признанное недействительным, вправе обжаловать подобные уведомления и добиться признания их недействительности.

Как уже отмечалось, сообщение направляется в государственную инспекцию по труду. Основываясь на нем, последняя инстанция сохраняет за собой право выдачи работодателю предписания о неприменении данных условий. В противном случае трудовое законодательство считается нарушенным и предполагает привлечение виновной стороны к ответственности.

Процедура контроля и особенности ее проведения

Стороны также имеют обязательство по осуществлению контроля в отношении исполнения основных условий КД. Они имеют полномочие не требование неукоснительного исполнения условий, которые содержатся в соглашении. Вот несколько аспектов , которые следует принимать во внимание.

  1. Работники могут применять процедуры, законодательно предусмотренные. С их помощью осуществляется разрешение трудовых спорных ситуаций в индивидуальном порядке.
    Стороны имеют право требовать от государственных органов и структур по труду признания факта недействительности условий, содержащихся в коллективном договоре, ухудшающих положение личного состава и противоречащих интересам сторон.
  2. Участники процесса наделены правомочием требования от органов государственного соблюдения действующих норм законодательства в рамках общего и судебного порядка.

Отсюда следует вывод: мероприятия по регулированию исполнения кол. договора – важный инструмент , позволяющий обеспечивать соблюдение прав сотрудников и условий труда в рамках любой современной фирмы.

Однако после заключения соглашения коллективного характера нужно предоставить его в орган, занимающийся трудовыми отношениями. Это осуществляет работодатель в срок, составляющий не более 7 дней с момента, когда документ был подписан. Эта процедура, по сути, выступает в качестве регистрации соглашения в уведомительном порядке, не оказывает влияния на статус документа.

Что касается региональных и территориальных бумаг, их подача производится в органы по труду. Согласно ГК РФ, органы регионального характера зачастую наделены правами регистрации и контроля соблюдения коллективного соглашения по собственному усмотрению.

Все эти мероприятия осуществляются для того, чтобы в трудовых актах можно было выявить условия, имеющие расхождения с нормами законодательства. Об этом от проверяющей инстанции поступает сообщение сторонам и в адрес государственной инспекции .

Таким образом, контроль норм в отношении операций по договору коллективного характера – важнейший инструмент в процессе регулирования взаимоотношений. Это сказано в многочисленных нормах действующего законодательства и закреплено соответствующими подтверждающими документами.

Дополнительная информация представлена ниже.