Что за норматив общедомовые нужды. Как оплачиваются и рассчитываются общедомовые нужды в квитанции

С января 2017 года в квитанциях по коммунальным начислениям отсутствует графа об оплате общедомовых нужд. С этого времени информация по стоимости данных услуг содержится в разделе общего имущества. Каким образом по новым правилам происходит начисление суммы, которую необходимо заплатить за общедомовые нужды?

К старой схеме расчета затрат на данные услуги УО многоквартирных домов привыкли. К сожалению, эта система была радикальным образом модернизирована. По какому принципу определяется сумма денежных средств, подлежащая оплате за общедомовые нужды многоквартирного дома в 2018 году?

Что представляет собой оплата общедомовых нужд

В ОДН включаются издержки, которые были понесены в ходе эксплуатации жилого фонда. Необходимо отметить, что к общедомовым нуждам можно отнести широкий спектр затрат. От ремонта кровли до замены кодового замка в подъезде. В процессе восстановления крыши могут быть использованы киловатты электроэнергии, которую расходовали электрические инструменты.

Скачайте полезные образцы документов:


Ранее коммунальные услуги были четко тарифицированы и оплата по ним зависела от количества лиц, прописанных в квартире.

Модернизация рыночной ситуации привела к тому, что каждая компания-поставщик ресурсов хочет получить 100 % финансовых средств за предоставленные ресурсы, независимо от того, существуют ли у ее потребителя какие-либо проблемы. Этот факт повлиял на пересмотр системы вычисления размера оплаты общедомовых нужд как для собственников жилых помещений в МКД, так и для УО.

Зачастую на практике объем используемых владельцами квартир ресурсов не соответствовал тем величинам, которые показывали приборы компаний-поставщиков. Получалось так, что доля израсходованного электричества, воды, газа, тепла оказывалась неоплаченной. УК не имеют возможности рассчитываться за неучтенные по индивидуальным счетчикам услуги.

Так сформировался термин «общедомовые нужды» в виде отдельной позиции в квитанциях об оплате коммунальных услуг. Главная задача этой статьи затрат - компенсация разницы между показаниями индивидуальных приборов учета используемых ресурсов и реальных их расходов.

Оплата общедомовых нужд с 2017 года является обязанностью собственников квартир в МКД. С этого года нет никакой необходимости рассчитываться за расходы соседа по МКД или невнимательность управляющей организации, когда коммунальные ресурсы недоучитываются из-за неправильной работы приборов их регистрации.

  • Ремонт общедомового имущества: виды, оплата, получение софинансирования

Как законодательно регулируется оплата услуг на общедомовые нужды

Законодательная документация, на базе которой на сегодняшний день совершается вычисление размеров оплаты общедомовых нужд, состоит из:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
  • ПП № 344 и 354 и приложения к ним «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • ФЗ № 176 от 29.06.2015.

Выделение специальной строчки в квитанциях на оплату общедомовых нужд доказало то, что такой метод подачи сведений вызывает большое количество недопониманий со стороны собственников. В связи с этим рабочий процесс управляющей организации превратился в бесконечный поток формирования ответов на претензии и жалобы собственников жилых помещений и расшифровки всех расчетов по данной статье расходов.

Получается, что лишнее информирование приводит исключительно к увеличению недоразумений в отношениях собственников и УК и игнорированию во многих случаях оплаты «нечестных», с точки зрения жильцов, трат на содержание коллективного имущества. В связи с этим Государственная дума Российской Федерации подписала закон № 176-ФЗ, предусматривающий исключение из квитанции отдельной строки по оплате общедомовых нужд с 1 апреля 2017 года.

Но период вступления закона в силу был отложен до первого января 2017 года по причине нерасторопности государственных органов, управляющих компаний, предприятий – поставщиков ресурсов.

Как изменились правила оплаты общедомовых нужд с 2017 года

Осенью 2015 года Государственная Дума Российской Федерации обсуждала внесение изменений, посредством принятия федерального закона, в ЖК Российской Федерации и в ту документацию, которая имеет непосредственную взаимосвязь с отраслью коммунального сервиса. За данный проект проголосовало большинство депутатов, после этого он был одобрен президентом Российской Федерации.

Нововведение, которое хотели зафиксировать в статье № 154 ЖК Российской Федерации, в нем пока не указано, т. к. передвинуто по срокам до 2017 года, но оно изложено в законе, о котором мы говорили выше.

  • уход за жилым помещением и проведение необходимых ремонтных работ;
  • вода (холодная и горячая), электроэнергия, тепловая энергия, применяемые для должного ухода и ремонта;
  • отвод канализационных вод, образующихся в процессе ухода и ремонта.

На основании этого можно сделать вывод о том, что оплата общедомовых нужд с января 2017 года является не коммунальным сервисом, как это было ранее, а непосредственно содержанием жилья. Данное нововведение по вышеуказанной статье расходов не вступило в законную силу в апреле 2016 года, оно перенесено на январь 2017.

Чего же ожидать собственникам жилых помещений в МКД и арендаторам, которые оплачивают услуги ЖКХ, в 2018 году?

Показатель либо норматив, который принимается в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно, не утратит своего качества коммунального сервиса, сохранившись в этой строчке в квитанциях об оплате. А все то, что будет выходить за границы установленного показателя, будет переквалифицироваться в графу оплаты общедомовых нужд.

В связи с тем, что сведения списываются с общедомового счетчика, то вытекает вполне логичный вывод о том, что данное устройство необходимо установить в каждый МКД. В противном случае разница между принятым показателем в субъекте РФ и реальными сведениями будет вычисляться с ошибками, что в обязательном порядке создаст проблемы в отношениях управляющей компании и собственников жилых помещений (претензии, жалобы, судебные иски, непрекращающиеся перерасчеты и т. д.). Установить данный прибор должна хозяйствующая организация, которая содержит МКД. Для того чтобы не появились конфликтные ситуации из-за оплаты общедомовых нужд, управляющие компании до января 2017 года обязаны были такие счетчики поставить. Также УК за данное время могли просчитать то, какие МКД являются энергорезультативными, а какие, к сожалению, нет.

Помимо этого, до ноября 2016 года осуществлялась процедура вычисления и принятия новых нормативных показателей в каждом субъекте Российской Федерации. Установленные значения и являются основой при расчете размера оплаты общедомовых нужд. Также следует отметить то, что изменение нормативов всегда происходит в сторону их увеличения. В связи с этим собственники жилых помещений достаточно сильно заинтересованы в том, чтобы установить индивидуальный прибор учета использования ресурсов в своих жилых помещениях.

Данные счетчики отображают реальное количество потребленных воды, газа, электроэнергии, тепла. Если же собственник не захочет устанавливать такие приборы у себя в квартире, то он окажется в невыгодной ситуации. Поскольку расчет размера оплаты общедомовых нужд осуществляется на основе норм, это не всегда соответствует реальному объему использования ресурса, который сильно превышает нормативный показатель; этот избыток потребления перераспределяется на всех собственников жилых помещений данного дома, что в свою очередь вызывает недовольство тех жильцов, у которых индивидуальные счетчики установлены.

Также следует сказать и о том, что задолженности по коммунальным услугам, по сведениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на сегодняшний день превышают отметку в один триллион рублей. 25 % из них - неоплата собственников жилых помещений и юридических лиц, 75 % непогашенных счетов числится за УК.

И еще один важный момент: с января 2017 года размер оплаты общедомовых нужд не может выходить за границы принятого в данном регионе Российской Федерации нормативного показателя.

Переход на оплату по нормативам вызвал неоднозначное отношение. Управляющие организации перестраивают свою политику работы с расходами КР на общедомовые нужды с целью минимизации расходов. Однако для этого надо сначала определиться с тем, выросла плата или уменьшилась. Однозначного ответа тут тоже нет, потому что цифры отличаются даже для однотипных домов. В то же время есть общие закономерности, о которых стоит рассказать.

Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.

В этой связи хотим напомнить управляющим организациям о необходимости верно учитывать в расчетах площади, относящиеся к общедомовому имуществу. Если в доме происходят какие-то изменения, то их надо своевременно фиксировать, чтобы не получить штрафа. Например, при огораживании жильцами части тамбура в подъезде или сдаче помещения в подвале арендаторам эти площади из общей собственности исключаются.

  • Коммунальные платежи: структура, способы оплаты, ответственность за задолженность

Мнение эксперта

Сроки внесения изменений и последствия отсутствия перерасчета

Олеся Лещенко ,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»

Любовь Чеснокова ,

шеф-редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Необходимо напомнить о том, что новые Правила оказания услуг в коммунальной сфере вступают в силу с января 2017 года. Отложенного периода для предоставления квитанции по оплате общедомовых нужд на законодательном уровне не предусмотрено. Это говорит о том, что изначально эта статья должна была вноситься в состав оплаты за квартиру в платежном документе за услуги, предоставленные в январе. Но таких УК единицы. Многие компании не смогли поменять процедуру вычисления оплаты общедомовых нужд за одно мгновение и теперь задумались о том, как выйти из сложившейся ситуации. Нужен ли перерасчет за январь – март? Необходимо как минимум удостовериться, что вы не начислили оплату общедомовых нужд в объеме, превышающем границы нормативных показателей. Начало сроков для изменения способа начислений – январь.

Если отказаться от перерасчета, есть риск быть оштрафованным ГЖИ РФ. Правда, пока инспекторы не определились со статьей КоАП Российской Федерации, по которой будут применяться санкции.

Возможно, вы заняли выжидательную позицию и вообще не начисляли оплату общедомовых нужд за январь, февраль, март. В данном случае оснований делать дополнительные начисления нет.

К каким негативным последствиям привели изменения в оплате общедомовых нужд

Согласно новым поправкам в законе оплата общедомовых нужд с 2017 года стала вычисляться по усложненной формуле. Теперь при расчете надо учитывать площади помещений общего пользования, а также - самое главное - нормативные показатели. В феврале собственники квартир получили квитанции на оплату общедомовых нужд и пришли в ужас. Сумма увеличилась в два-три раза.

Как так получилось? Во-первых, многие субъекты Российской Федерации сильно завысили множитель в формуле оплаты общедомовых нужд, то есть нормативные показатели. Например, в Ингушетии эта величина по потреблению электроэнергии оказалась преувеличена в двадцать пять раз.

Во-вторых, многие управляющие компании повели себя недобросовестно. При вычислении размера оплаты общедомовых нужд они учли те нежилые помещения, которые никогда не эксплуатировались. Это привело к тому, что размер расходов на них увеличился в разы. Есть МКД, в которых установили датчики движения, энергосберегающие лампы и прочее. Собственники квартир в таких домах особой разницы в размере оплаты общедомовых нужд не увидели.

После вступления в силу нововведений в законодательство владельцы помещений могут организовать собрание и принять решение о переходе на расчет общих расходов по приборам учетов ресурса. Если используешь больше нормативного показателя, платишь по цене норматива. А все остальное - это проблемы УК, которая содержит данный МКД. Она должна эффективно работать и находить те места, из-за которых возникают дисбалансы.

Что входит в оплату общедомовых нужд: расходы на ОДН

Большинство собственников считает, что в оплату общедомовых нужд входят финансовые траты на:

  1. освещение подъезда и придомовой территории;
  2. уборку нежилых помещений;
  3. отопление подъездов и технических помещений.

Кроме этих расходов энергоресурсов на общедомовые нужды они также включают еще ряд позиций.

По электроснабжению:

  • лифтов;
  • насосов водоснабжения;
  • сигнализации и домофонов;
  • дежурного освещения подвальных и чердачных помещений;
  • технологических потерь внутри многоквартирного дома, которые имеют связь с особенностями установленного в нем электрооборудования.

По водоснабжению:

  • уборка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов на придомовой территории;
  • промывка коммуникаций;
  • потеря внутридомовых водопроводных сетей;
  • опрессовка тепловой сети;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Включать помимо вышеуказанных расходов другие статьи в оплату общедомовых нужд запрещается на законодательном уровне.

Это имеет отношение также к счетам за потребленные ресурсы организациями или частными фирмами, которые располагаются в МКД.

Данное положение должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения многоквартирного дома для размещения своего оборудования. При установке на крыше здания телевизионной антенны она может обслуживать несколько собственников квартир, а вот включить финансовые траты на содержание подобного оборудования в оплату общедомовых нужд запрещено законом. Расходы по эксплуатации энергоресурсов обязан нести провайдер.

Как УК выбрать выгодный способ расчета за КР на СОИ

В связи с произошедшими изменениями в порядке оплаты ОДН у управляющих организаций появилась возможность выбора способа расчета с ресурсовиками. Общедомовое собрание вправе выбрать определение объема КР на СОИ по:

  • показаниям коллективных счетчиков;
  • нормативу потребления.

Решение принимают жильцы, но делается это обычно с подачи управляющей организации. Собственники квартир обычно так глубоко не вникают в сложные вопросы обслуживания многоквартирных домов. Поэтому именно УК следует проконсультировать жителей по вопросам выбора наиболее выгодного способа.

Для управляющей компании между двумя названными вариантами оплаты имеется существенная разница. При расчетах по нормативу может появиться расхождение между тем счетом, который приходит от ресурсовика, и начислениями КР на СОИ владельцам квартир. Эта разница может быть для УК и положительной (появляются дополнительные свободные средства), и отрицательной (приходится доплачивать РСО из собственного кармана).

Если расчет происходит по показаниям общедомовых счетчиков, то никакой разницы не появляется. Весь учтенный объем КУ распределяется между собственниками помещений.

Чтобы понять, стоит ли переходить на расчеты по коллективным приборам учета, специалистам управляющей организации нужно провести расчеты. В ходе них подсчитываются объемы реально потребляемых на содержание общедомового имущества ресурсов. Эти значения сравниваются с тем, что предусматривается в нормативе.

Данный расчет можно выполнить журнала « ». В материале рассмотрены и другие вопросы, касающиеся правильного подбора УК способа расчетов за КР на СОИ с ресурсоснабжающими организациями.

Как производится расчет оплаты общедомовых нужд

Исследуем два способа вычисления размера оплаты общедомовых нужд: с установленным счетчиком и без него.

Вариант 1. Общедомовые нужды в МКД при наличии коллективного прибора учета используемых ресурсов.

В ситуации когда в доме установлен счетчик, при вычислении общедомовых нужд в первую очередь с него снимают показания. Данный прибор учитывает объем потребленного всем МКД ресурса за требуемый временной период.

Далее производится операция суммирования показаний индивидуальных счетчиков - это приборы, которые стоят в жилых помещениях МКД. Для того чтобы баланс расхода ресурса во всем МКД был составлен достоверно, очень важно, чтобы все сведения были поданы в УК одновременно.

После вышеописанных процедур осуществляется разделение общедомовых нужд на всех собственников жилых помещений МКД. Это рассчитывается так: уровень ресурса, потребленного на обслуживание нежилых помещений, делят на общую площадь МКД.

А для того чтобы вычислить размер оплаты общедомовых нужд на каждую квартиру, значение на один квадратный метр здания умножают на площадь каждого жилого помещения в МКД. Получив объем общедомовых нужд на конкретное жилое помещение, оплату за него рассчитывают по тарифам, утвержденным в субъекте РФ.

Вариант 2. Расчет общедомовых нужд в многоквартирном доме без ОПУ.

При неустановленном общедомовом приборе учета в многоквартирном жилом здании объем горячей и холодной воды, а также электричества рассчитывается умножением нормы потребления на площадь общего имущества в доме. Получившуюся сумму делят на всех владельцев пропорционально метражу их квартир.

Утверждением тарифов и нормативов ОДН занимается ФСТ (Федеральная Служба по Тарифам), на ее сайте можно изучить показатели для вашего региона.

Вариант 3. Наличие в МКД автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

Такое оборудование может в заданное время (например, каждый час) снимать и передавать показания о расходе коммунальных ресурсов на сервер РСО. В этом случае оплата КР на СОИ рассчитывается исключительно по показаниям автоматизированной системы учета.

Важной особенностью «умных» приборов учета является возможность одномоментного снятия их показаний. Например, в многоэтажных домах уже внедряются АСКУЭ – автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии. Они могут снимать показания на один и тот же момент времени со следующих приборов учета:

  • общедомовых;
  • установленных в каждой квартире;
  • установленных во всех нежилых помещениях.

В таком случае исчезает главная причина искажения показаний счетчиков – человеческий фактор. Абонентам не нужно самим считывать цифры на ПУ, передавать и проверять, правильно ли их принял адресат. Система самостоятельно опрашивает находящиеся в МКД счетчики и отправляет информацию на сервер. Специалист будет видеть на компьютере все расходы электроэнергии, происходящие в жилом доме.

Для управляющей организации внедрение АСКУЭ выгодно тем, что такая система позволяет экономить на расчетах с РСО. При ее наличии быстро обнаруживаются точки воровства электроэнергии. Оператор, отслеживающий каждые 30-60 минут расходы энергии, сразу увидит, на каких участках потребление резко возрастает, а также где происходит подключение в обход приборов учета.

Появление в многоэтажке АСКУЭ должно быть одобрено на общедомовом собрании. Такие системы могут рассчитывать не только электроэнергию. Специализированные компании занимаются также установкой приборов для комплексного учета расхода воды и тепла.

При установке автоматизированной системы оплата за КР на СОИ будет равняться реальному потреблению ресурсов. Ее размер в случае с тем же электроснабжением останется в зависимости только от количества работающего в доме оборудования. Если общедомовые нужды заключаются лишь в наружном освещении входных групп, то плата будет минимальной.

Появление АСКУЭ позволит выявить места перерасхода энергии. Например, в одном из домов после перехода на такую систему рассчитывали на резкое снижение КР на СОИ, но его не произошло. По упорядоченным и регулярно снимаемым показаниям определили, что в подвале установлен насос мощностью 2 кВт, работающий в непрерывном режиме. Его поменяли на более экономичную модель, и ежемесячная плата за электричество на общедомовые нужды заметно снизилась.

  • Содержание общедомового имущества: порядок работ и расчет тарифов на их выполнение

Как определяется оплата воды на общедомовые нужды

Это объем водных ресурсов, в соответствии с общедомовым счетчиком, который является большим по значению, чем сумма показателей приборов индивидуального потребления, и принимается в качестве расхода воды на потребности всего МКД. Данный показатель характеризуют следующие моменты:

  • количество используемой воды для уборки нежилых помещений, придомовой территории и т. д.;
  • объем водных ресурсов, который превышает границы суммируемых показаний счетчиков индивидуального потребления;
  • уровень достоверности данных приборов учета.

Расходы водных ресурсов на коллективное имущество оказывают влияние на размер оплаты общедомовых нужд в наименьшем объеме. Так как, следуя статистическим данным, на уборку придомовой территории и помещений совместного пользования тратится приблизительно пятьдесят кубометров воды ежемесячно. Это значение составляет не более 2 % от размера оплаты общедомовых нужд.

Отсутствие достоверной информации возможно лишь из-за двух факторов.

1. Если собственники квартир не подают показания приборов учета по причине своей нерадивости или из-за их отсутствия. В такие моменты в течение трех месяцев владельцам жилых помещений будет начисляться стоимость коммунальных услуг по нормативам. Как правило, этот показатель серьезно превышает уровень потребляемого водного ресурса в реальности. В следующие месяцы стоимость коммунальных услуг вычисляется по нормативным показателям на количество прописанных в жилом помещении граждан. Бывают и такие ситуации, когда в квартире официально зарегистрировано два человека, а проживает пять, шесть, сумма, выставленная за коммунальные услуги, будет серьезно ниже цены реально используемого ресурса. Кто же вынужден будет рассчитаться за потребленные, но неоплаченные воду, свет и прочее? Естественно, другие собственники, так как разница в показаниях общедомового счетчика и индивидуальных приборов распределяется на всех жильцов дома. В квитанции эта графа называется оплата общедомовых нужд.

2. Неправильная работа прибора учета потребляемых ресурсов. На законодательном уровне принято постановление № 354 о том, что УО в обязательном порядке должна содержать счетчики в исправном состоянии. Но собственники жилых помещений не во всех случаях своевременно информируют управляющую организацию о поломке приборов. Эта ситуация сильно затягивается, и достаточно длительное время показатели счетчиков не являются достоверными. А водный ресурс, потребляемый собственниками, продолжает не учитываться. Поскольку расчет проводится по коллективному прибору на здании, оплату общедомовых нужд будут совершать все жильцы данного МКД.

Некоторые недобросовестные собственники помещений пытаются физически воздействовать на счетчики индивидуального учета потребления ресурсов (устанавливают специальные приспособления, влияющие на их работу). В такой ситуации показатели также не являются достоверными, что способствует увеличению размера оплаты общедомовых нужд.

Всем хорошо известно, что любой прибор может работать с определенным процентом погрешности. В документах на счетчик воды указано, что такое отклонение может составлять до 5 %. Кроме этого, использование водного ресурса за границами минимального и максимального предела прибором просто не может быть показано (напор воды более тридцати литров в минуту не учитывается данным прибором).

При расчете потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников);
  • промывки коммуникационных сетей;
  • ресурса, отведенного на мытье лестничных площадок.

При учете горячей воды в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях;
  • сброса воды в стояке;
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все площади дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в здании, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации коллективного досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержатся в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий;
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий;
  • этажность и количество подъездов;
  • наличие общедомовых приборов учета воды.

Норматив на оплату общедомовых нужд по водоснабжению равен:

Норматив = Норматив субъекта РФ х (количество проживающих/площадь помещения)

Нормативы потребления на общедомовые нужды по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном субъекте и представлены как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц.

Порядок оплаты общедомовых нужд по отоплению: 3 способа

Рассматривается три способа начислений.

Способ 1. Расчет платы без приборов учета.

Производится по специальной формуле, в которой:

  • N – норматив удельного расхода тепла на 1 кв. м жилых помещений, который ежегодно устанавливается органами власти в регионах, имеет выражение Гкал/м2;
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), устанавливается органами местного самоуправления.

P = N x S x T

В счете, который получает собственник, отдельными строками выделена стоимость за обогрев его личной жилой площади и ставка за подачу отопления в помещения общего пользования. Для того чтобы вынудить жильцов установить общедомовой счетчик потребления тепла в домах, где это реально осуществить (не везде имеется техническая возможность), к оплате общедомовых нужд по отоплению применяется повышенный коэффициент, который в 2017 году составляет 1,6.

Органы местного самоуправления при установлении тарифа на обогрев домов учитывают стоимость самого энергоносителя, выплаты за труд работникам, вовлеченным в процесс предоставления услуги, также принимается во внимание средний показатель температуры окружающей среды в том или ином отопительном сезоне. Каждый год производится утверждение ставки, вычисленной на основании имеющихся данных, а в конце сезона, когда уже точно известна средняя температура воздуха на улице, бухгалтерия поставщика производит перерасчет, о результатах которого собственники жилья узнают в начале лета. Итог будет учтен только в будущем отопительном сезоне. Либо собственнику выставляется цена израсходованной сверх предусмотренного количества тепловой энергии, либо в следующем сезоне он платит меньшую сумму, так как температура воздуха в прошедшем году была выше расчетной. А значит, расход тепла оказался ниже.

Способ 2. По общедомовому счетчику.

Если в доме имеется коллективное устройство измерения потребления тепла, то дело обстоит гораздо проще. При расчете платы за обогрев учитываются показания по общедомовому счетчику, которые снимаются регулярно во время отопительного сезона (обычно раз в месяц). Расходуемый ресурс умножается на тариф, и производится распределение между жильцами по следующей формуле:

P = Qобщ х S / Sобщ х Т , где:

  • Qобщ – количество израсходованного тепла (Гкал) согласно общедомовому прибору учета;
  • Sобщ – площадь всех квартир, нежилых и подсобных помещений здания (кв. м);
  • S – отапливаемая площадь в кв. м (не включает балконы, веранды, террасы);
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), утверждается органами местного самоуправления.

Способ 3. По индивидуальному счетчику.

Если приборы учета стоят в каждой квартире, то возможно и начисление оплаты в индивидуальном порядке, но в здании также должен быть установлен общий счетчик, чтобы в дальнейшем можно было разделить разницу на всех жильцов пропорционально площадям их помещений.

Используется формула:

Р = (Qкв + Qодн х S / Sобщ) x T , где:

  • Qкв – количество тепла, зафиксированное индивидуальным устройством за расчетный период;
  • Qодн – расход тепла на нужды всего дома (разница между сведениями общественного счетчика и суммой показаний индивидуальных устройств);
  • S, Sобщ, T – аналогично предыдущим формулам.

Как рассчитывается оплата за общедомовые нужды по электроэнергии

Вычисление используемой услуги ЖКХ на общедомовые нужды многоквартирного дома имеет непосредственную зависимость от следующих моментов:

  1. имеется ли общедомовой счетчик ресурсов;
  2. установлены ли приборы индивидуального учета потребляемых услуг;
  3. площади жилых и нежилых помещений в МКД.

Необходимо проанализировать систему расчета оплаты электроэнергии на элементарных примерах. Достаточно популярная ситуация: в МКД установлены коллективные приборы учета потребляемых ресурсов, а в жилых помещения данного дома они имеются лишь частично. В такой ситуации общедомовые нужды будут вычислены следующим образом:

ОДН кв. № 1 = (О – К – Н) × ПК / ПД , где

  • ОДН квартиры № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • О – суммарное общедомовое использование ресурса;
  • К – суммарное потребление ресурса в жилых помещениях данного дома;
  • Н – суммарное потребление ресурса в местах общего пользования;
  • ПК – общая площадь конкретной квартиры;
  • ПД – суммарная общая площадь всех помещений МКД.

В словесном варианте данная формула будет звучать следующим образом: размер ОДН на электричество, потребляемое определенной квартирой или помещением общего пользования, пропорционален отношению общей площади данного помещения к суммарной площади всего МКД, а также к электроэнергии, которая осталась не охвачена показаниями индивидуальных счетчиков и нормативными расчетами потребления данного ресурса.

Описанный выше процесс расчета оплаты за использование электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, соответствует формуле № 13 в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.11 № 354.

Как же осуществляется вычисление электроэнергии ОДН тогда, когда прибор общедомового учета потребления ресурса не установлен? Ответ на данный вопрос зафиксирован в формуле № 17, прописанной в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». На законодательном уровне приняты нормативы ОДН использования ресурсов электроэнергии, которые и являются базой для вычислений.

Формула выглядит следующим образом:

ОДН кв. №1 = Н × ПП × ПК / ПД, где

  • ОДН кв. № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • Н – потребление на ОДН по установленным в законодательстве нормативам;
  • ПП – Суммарная площадь помещений общего пользования в МКД;
  • ПК – общая площадь конкретного жилого помещения;
  • ПД – общая площадь помещений МКД.

Итог осуществленных вычислений процента электроэнергии на общедомовые нужды, который приходится на жилую квартиру или помещение общего пользования, складывается с учетом расходов по индивидуальному прибору учета ресурсов или нормативу. Итоговое значение прописывается в квитанции по ЖКУ в графе оплаты общедомовых нужд.

  • Электроэнергия по ОДН: расчет и экономия

В каком порядке заключается договор на оплату общедомовых нужд

В целях энергосбережения и повышения эффективности потребления ресурсов жильцы многоквартирного дома могут заключить соответствующий договор. В нем важно согласовать основные моменты, которые повлияют на дальнейшие отношения с компанией-поставщиком.

Сторонами договора выступают собственники помещений в МКД и УК (жилищный, специализированный кооператив, товарищество и т. д.). Владельцы могут также дать право вышеперечисленным организациям на подписание соглашения от имени и в интересах жильцов с компанией – исполнителем услуг по энергопоставкам.

Предметом контракта о выполнении работ (обслуживании) может быть не только деятельность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета, но и предварительное энергетическое обследование, а также проведение мероприятий по повышению энергоэффективности оборудования. Договор может распространяться не только на общедомовые, но и на индивидуальные счетчики.

В соглашение необходимо включить плановые показатели экономии, порядок ее расчета. Размер не должен учитывать разницу, полученную с помощью установления счетчиков. Бережливость должна быть достигнута эффективным расходованием энергоресурсов.

Данный вид контракта в качестве обязательного условия включает срок выполнения работ. Он может быть указан единовременно или разбит на этапы. Стоимость – тоже существенное условие. Она определяется из расчета сэкономленных энергоресурсов. Разумеется, оплата по договору не может быть выше показателя эффективности самих мероприятий. Иначе теряется смысл данной услуги. Таким образом, расчет производится непосредственно после подтвержденного сбережения в соответствующем периоде.

Контракт может содержать условия о сроке гарантии на достигнутый результат по экономии, который продолжается от одного до трех лет. В течение этого периода исполнитель несет ответственность в случае нарушения эффекта бережливости. Разумеется, без обучения персонала специальным условиям эксплуатации оборудования рассчитывать на сохранение результата экономичности на долгий срок не приходится. Помимо этого, обязательно должно проводиться техническое обслуживание всех приборов.

Оплата коммунальных услуг на общедомовые нужды: судебная практика

Поправки в отношении ОДН повлекут за собой собственную практику судебного порядка. До момента, когда задуманные изменения начнут действовать как положено, потребуется утрясти многие нюансы.

Что касается наработок, предшествовавших корректировке ранее действующих норм, то таковые весьма обширны и охватывают почти всю территорию Российской Федерации. Отметить можно судебную практику Президиума ВС РФ № 4 от 23.12.2015. В частности, в упомянутом обзоре кроме прочих рассматривался вопрос отсутствия общедомовых приборов учета сточных вод в многоквартирных домах и начисления оплаты за водоотведение в отношении ОДН. Было установлено, что норматив водоотведения должен соответствовать объему воды, поданной из источников централизованного водоснабжения.

Но в то же время ВС Российской Федерации установил, что количество канализационных стоков должно определяться исходя из нормативов потребления услуги водоотведения. Но такого норматива нет. Следовательно, оплаты общедомовых нужд на водоотведение быть не может. Это сделало строку «водоотведение на ОДН» неправомерной. Еще один важный момент касается внедрения общедомовых счетчиков. ФЗ № 261 от 23.11.2009 обязал собственников установить коллективные приборы учета на здание.

Если сами жильцы не решают вопрос со счетчиком, это должна была сделать ресурсоснабжающая компания. При этом плата за установку прибора вносится собственниками равными долями в течение пяти лет. На практике ресурсоснабжающие компании требовали немедленного расчета.

Определение ВС РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013 разрешило спор. Оплачивать установку общего счетчика должна УК, но вносить требуемую сумму можно в течение пяти лет. Пока нельзя сказать, как отразятся новые поправки на собственниках квартир. Следует дождаться утверждения нормативов по всем регионам и практики их действительного применения.

Может ли жильцами не вноситься оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме

За несвоевременную оплату общедомовых нужд существует такая же ответственность перед законодательством, как и за игнорирование счетов по услугам ЖКХ, которые были использованы собственниками в жилых помещениях.

Потребление ресурсов на коллективные нужды точно так же относится к сфере коммунальных услуг, как и их индивидуальный расход. В связи с этим поставщик электроэнергии, воды, газа, тепла или УК имеет право обратиться с иском на собственников квартир в судебный орган или ограничить подачу тем жильцам, которые игнорируют счета, до того момента, пока не будет осуществлено полное покрытие долгов по оплате общедомовых нужд.

Таким образом, владельцы помещений заинтересованы в том, чтобы разобраться с показателями коллективных счетчиков и пытаться понизить их законными методами, а не просто игнорировать потребление ресурсов на совместные цели. Логично, что ОДН также приравниваются к коммунальным услугам, которые используются при эксплуатации общих помещений МКД, и оплату за них должны совершать все собственники дома.

Как может быть уменьшена оплата расходов на общедомовые нужды

Что сделать, чтобы уменьшить размер оплаты общедомовых нужды? Выход есть. Правительство Российской Федерации считает, что важно правильно и грамотно учитывать потребляемые ресурсы. Для этого создана инновационная технология – специальный прибор, который передает сведения о потреблении ресурса со всех квартир дома. Первоначально введение данного метода потребует значительных материальных затрат, но это необходимо обеспечить средствами УК. Такой шаг будет выгоден, в первую очередь, самому предприятию, так как его плата за общедомовые нужды значительно снизится.

Мнение эксперта

Работа с претензиями по оплате общедомовых нужд

Александр Рыжов ,

руководитель аппарата комитета Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности

По вопросу оплаты общедомовых нужд поступает немало претензий. Чтобы рассмотреть их и проанализировать для принятия грамотного и разумного решения, необходимо выделить следующие моменты:

  • ежемесячный размер потребления ресурса согласно показаниям общедомового счетчика;
  • объем расхода того же источника, который отображают индивидуальные приборы учета, суммированный с начислениями по среднемесячному использованию и нормативами для тех собственников, которые устройств регистрации не имеют (цифру следует взять за тот же период);
  • формулу, по которой определяется стоимость коммунальной услуги, потребленной на нужды дома;
  • расчет размера платы по каждому помещению (по месяцам);
  • электрооборудование, которое является общедомовым имуществом МКД, его мощностные характеристики и режим работы;
  • конкретное оборудование, подключенное к каждому коллективному счетчику, и принцип его работы;
  • площади всех индивидуальных помещений в доме (при отсутствии общественного прибора учета – площади совместного имущества).

Время от времени важно проверять как общее устройство для измерения ресурсопотребления, его состояние, пломбы, соблюдение сроков проверки, схему подключения и прочие детали, которые могут влиять на его работу, так и индивидуальные – сроки поверки, соответствие фактических сведений передаваемым плательщиком, номер устройства и схему подсоединения, целостность пломб. Также обязательному контролю на наличие повреждений и неразрешенных подключений подлежат инженерные сети в доме.

Когда вся необходимая информация будет получена, ее следует показать тем, кто обратился с жалобой. Им следует предоставить результаты потребления ресурса согласно показаниям коллективного счетчика, данные о пользовании ресурсом в каждом помещении. Все сведения должны быть переданы владельцам, чтобы они убедились в их правильности либо указали на их неверность. Только при внимательном анализе можно будет проверить, есть ли ошибки в начислении платежа за общедомовые нужды. Следует убедиться, что все без исключения помещения в здании включены в расчет оплаты общедомовых нужд. Ведь если какие-либо из площадей не учитываются при определении стоимости услуги на коллективные потребности, то бремя расходов на их содержание ляжет на плечи всех остальных жильцов.

Самые распространенные случаи, которые влияют на завышение расчетной цифры:

  • воровство коммунального ресурса (либо потребление его без договора, так называемые неучтенные помещения);
  • энергетическая неэффективность;
  • представление недостоверных индивидуальных показаний.

Оплата коммунальных ресурсов на общедомовые нужды: мифы об ОДН

В некоторых моментах, когда оплата общедомовых нужд значительно выше стоимости всех коммунальных услуг, которые использует собственник жилого помещения многоквартирного здания, возникает логичное недовольство. В связи с этим создается большое количество споров и конфликтных ситуаций с управляющими организациями. Когда в соответствии со стандартами ФЗ «Об энергосбережении» в многоквартирных домах монтируют счетчики на газ, воду, отопление и т. д., они отображают только реальный расход, в том числе и потребление собственниками жилых помещений. Ежемесячно сотрудник из компании, обеспечивающей ресурсами управляющую организацию, приходит к месту установленного прибора и снимает показания. Эти сведения являются базой для вычисления оплаты общедомовых нужд многоквартирного дома. Этот итог сравнивается с суммарной цифрой приборов, которые установлены в квартирах, по различным видам услуг. Таким образом, управляющая компания имеет возможность вычислить потери ресурсов. Разница между общедомовым счетчиком и теми, которые установлены в квартирах, будет в обязательном порядке. Если такой прибор в многоэтажном доме отсутствует, то данные потери будут являться расходами компании – поставщика ресурсов. А если счетчик имеется, то оплату общедомовых нужд осуществляют собственники помещений здания.

Таким образом, размер коллективного потребления является разницей между числом, регистрирующим расход ресурса исходя из общедомового счетчика, и суммарным показателем индивидуальных приборов. Законодательством нашей страны принят порядок оплаты общедомовых нужд собственниками жилых помещений. (Постановление Правительства Российской Федерации № 354).

Большинство владельцев квартир считает, что показатели коллективных счетчиков на здании отражают только свет в местах общего пользования, воду в подвальных помещениях и т. д. На практике же размер оплаты общедомовых нужд подразумевает и расчет потребления ресурсов сверх требуемой нормы для эксплуатации многоквартирного дома. Часто это расходование осуществляется за счет неприменяемых помещений, в возросшую цену включается кабельное ТВ и Интернет.

Важным фактом является то, что управляющая организация зачастую завышает уровень оплаты общедомовых нужд из-за желания получить легкие деньги, нажиться на собственниках жилых помещений. Из-за большого количества появившихся судебных разбирательств между владельцами и УК такие случаи стали происходить значительно реже. Необоснованного завышения уровня оплаты общедомовых нужд можно избежать, если активно принимать участие в снятии показателей коллективных приборов на здании. Каждый собственник жилого помещения имеет право контролировать и проверять журналы учета общедомовых счетчиков.

Необходимо развеять и популярный миф о том, что одни владельцы квартир платят за других, за тех, кто не желает ставить в своих квартирах приборы учета и не передает точные значения используемых ресурсов ежемесячно. Это мнение ошибочно, так как жильцы, которые не сообщают в управляющую компанию точных цифр об используемых ресурсах, оплачивают услуги «по среднему», управляющая компания начисляет таким гражданам расход по нормативам. Но возможна и другая ситуация, в которой такие собственники будут потреблять ресурсы сверх меры, абсолютно неэкономно. Тогда их перерасход будет разделен между всеми владельцами помещений данной многоэтажки как оплата общедомовых нужд.

Такую ситуацию с неэкономным использованием ресурсов не нужно путать с наличием собственников-должников. Те суммы, которые они не оплачивают в установленный срок, являются их индивидуальным долгом и не переадресуются другим жильцам.

Вложенные файлы

  • ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ ДОГОВОР.docx

​Должны ли жильцы платить за общедомовые нужды и как это правильно делать? Свои разъяснения по данному вопросу изложил Минстрой.

Введение с этого года измененной системы расчетов и начислений ОДН (коммунальных платежей за расходы на общедомовые нужды) повлекло уже немало претензий и споров. Несмотря на то, что перемены были направлены на повышение уровня прозрачности расчетов и платежей, а в целом - на их справедливость, очень многие управляющие компании посчитали возможным использовать нововведения ради своего обогащения. Чередой ошибок обернулись и попытки региональных властей определить порядок расчетов и нормативы.

В чем основная проблема? Расчет по нормативам привел к повышению платежей. Начисленное исходя из нормативов и рассчитанное исходя из фактического потребления в некоторых регионах и по многим управляющим компаниям показали существенную разницу. Конечно же, в пользу увеличения сумм в платежках.

На фоне возникшего несоответствия Минстрой посчитал нужным разъяснить порядок расчетов. И здесь все однозначно: если расчеты по нормативам превышают расчеты по фактическому потреблению, то начисления должны проводиться по последним . Справедливо? Да. Но не все так просто. Разъяснения - это одно и, в принципе, они ни к чему не обязывают. Слишком многое отдано на усмотрение и определение региональных властей. А что остается делать простым гражданам?

Чтобы понять все принципы формирования ОДН, расчетов и их порядка, проверить, не обманывает ли вас УК, придется самим вникать во все «подводные камни» старой и новой системы. Давайте разбираться.

Как было и зачем решили изменить?

Расходы и начисления на общедомовые нужды были и раньше, до 1 января 2017 года. Правда, УК делали расчеты так, как считали нужными. Ни единого порядка, ни единых нормативов не существовало. В квитанциях платеж за ОДН тоже мог фигурировать как угодно. Более того, доходило до абсурда: жильцы одного подъезда могли платить одну сумму, а соседнего - кратно большую.

Непрозрачность системы расчетов и начислений была наруку управляющим компаниям. Они платили поставщикам ресурсов по фактическому потреблению, а за счет разницы извлекали прибыль. Нередко на ОДН относились и затраты, которые не имели никакого отношения к потребляемым жильцами ресурсам. Включить в платеж могли, например, непогашенные кем-то долги, а то и того хуже - расходы арендаторов, снимающих площади в доме под коммерческие нужды.

Изменить ситуацию можно было только одним путем - ввести общие правила игры, определить порядок и нормативы. Это, собственного говоря, и было сделано.

С января 2017 года общую строку ОДН исключили из платежек, а платежи на личные и общедомовые нужды разделили, во-первых, на эти две категории, во-вторых - по конкретным ресурсам (электроэнергия, вода и т.д.).

Кроме того, регионам поручено до лета определить нормативы потребления на ОДН. Многие уже это сделали. Жильцам по мере утверждения нормативов будет предписано платить только по ним, не больше. Возможная разница между начисленным по нормативам и рассчитанным по показаниям счетчикам должна погашаться за счет ТСЖ или УК - в зависимости от выбранной формы управления.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Зачем понадобились разъяснения Минстроя и кому они адресованы?

Разъяснения по поводу начисления платы за общедомовые нужды Минстрой начал давать еще в декабре 2016 года в виде писем. Многие последующие разъяснения были разъяснениями первых и т.д. От этого вопросов меньше не становилось. Однако, что касается жильцов, то их в большей степени интересовало только одно - не очень понятное увеличение платы за ОДН, причем в ряде случаев в серьезном размере.

Как определено в нормативно-правовых актах и первичных разъяснениях Минстроя, начислять за ОДН больше, чем предусмотрено нормативами, нельзя. Но, к сожалению, нигде не говорится о том, что допускается меньший платеж. Возникли и другие проблемы. В некоторых регионах утверждение нормативов запаздывает, а потому УК стали применять нормативы многолетней давности. В некоторых субъектах отменяются уже утвержденные нормативы, включая ситуации, когда это делается по искам прокуратуры, что порождает путаницу. Во многих управляющих компаниях и ТСЖ просто не знают, как правильно делать расчеты и как толковать законы, из-за чего делают расчету по принципам «как поняли» и «как выгодно».

В результате возникшей неразберихи и отсутствия единства в понимании нового порядка пострадали, как всегда, обычные граждане. В своем очередном письме с разъяснениями Минстрой уже вынужден был четко определить: платить больше, чем определено нормативом, жильцы не могут, а меньше - могут. Одновременно было дано указание о наведении в регионах порядка с нормативным регулированием и исполнением законодательных предписаний.

Как проверить правильность начислений?

Это необходимо, прежде всего, чтобы проконтролировать - не обманывает ли вас УК или ТСЖ.

Общий порядок такой (при наличии общедомовых приборов учета):

  1. Взять показания общедомовых счетчиков для определения общепотребляемого объема услуг.
  2. Снять показания с приборов индивидуального учета и определить индивидуальное потребление услуг.
  3. Рассчитать разницу между общими показателями и индивидуальными.
  4. Сравнить полученный результат с нормативом. Если разница больше, жильцы оплачивают только в пределах норматива, остальное - относится на счет УК или ТСЖ. Если разница меньше - жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.

Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно. В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года.

В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п. Однако, в своих разъяснениях Минстрой обратил внимание на допустимость расширения перечня учитываемых при расчетах нормативов параметров с выходом за пределы установленного общими правилами. В данном случае речь идет об уникальных, специфических особенностях многоквартирных домов: применение каких-то конкретных технологий энергосбережения, типичные для этого дома режимы подъездного освещения, отопления, использования воды и т.д. Считается, что такой подход должен обеспечить более глубокую индивидуализацию и сделать расходы на ОДН, платежи по ним более адекватными характеру эксплуатации дома и точными.

Жильцам, полагающим, что применяемые нормативы не соответствуют реальным особенностям эксплуатации дома, разрешается выступить с инициативой об их пересмотре. Но не напрямую, а через свою УК (ТСЖ, жилкооператив). Это возможно, даже если речь идет всего об одном доме, для которого необходимы свои нормативы. Допускается и коллективное обращение, при котором заявление подается несколькими управляющими организациями. Это актуально уже в масштабах жилищных комплексов, районов или населенных пунктов. Правда, одной инициативы мало - ее потребуют обосновать на экспертном уровне, представив соответствующие расчеты.

Чтобы узнать и понять, как делают расчет и начисления ОДН сейчас, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны предоставить детализированный расчет. Также можно запросить показания общедомовых приборов учета и применяемые нормативы.

Если вы полагаете, что вас обманули:

  • напишите в УК заявление и потребуйте сделать перерасчет, но придется предоставить свое обоснование и расчеты;
  • при начислении суммы сверх норматива - нужно требовать перерасчет в соответствии с разъяснениями Минстроя;
  • если платеж начислен по нормативу, а фактическое потребление меньше - вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению.

При отказе управляющей организации делать перерасчет можно обратиться в прокуратуру (для начала), а затем - в суд. Или сразу подготовить иск в суд. Наиболее эффективно работают коллективные обращения и иски.

Как можно самостоятельно управлять расходами?

Самостоятельное управление собственниками расходами на общедомовые нужды - аспект, к которому государство всячески подталкивает жильцов еще со времен идеи создания ТСЖ и УК. Принятие многих решений отдано на усмотрение общего собрания собственников, но, к сожалению, основной формой по-прежнему остается передача управленческих функций в руки управляющих организаций.

УК должны принимать меры, чтобы в доме было комфортно, светло, чисто. И эти же организации должны заботиться о том, чтобы платежи за содержание и прочие коммунальные услуги были разумными, экономически обоснованными. Если этого не происходит, значит, нужно требовать от УК конкретных действий.

Оптимальный вариант - плата за общедомовые нужды исходя из фактического потребления, но не больше норматива. Снизить потребление помогают решения и технологии энергосбережения, повышение уровня эксплуатационного обслуживания дома и инженерных систем. И тут вопрос заключается лишь в стоимости их внедрения, готовности жильцов финансово поучаствовать в этом. Увы, готовы к таким расходам не все, а обязать людей - очень трудно, но стремиться к этому все-таки нужно.

Для принятия решений, которые способны повлиять и на расходы, и на платежи, и на действия УК необходимо проведение собрания, где должен быть кворум и, конечно же, одобрение большинством запланированных мер. Поэтому крайне важно, чтобы подавляющее большинство жильцов выступало единым фронтом. В силах собственников и смена УК - это решение также принимается собранием.

К таким совместным площадям можно отнести подъезды, чердаки, подвальные помещения, наружное освещение возле подъезда.

Норматив

Все вопросы, возникающие в жилищных правоотношениях, регламентированы законодателем на федеральном уровне, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, на местном уровне устанавливаются тарифы за потребление коммунальных ресурсов.

Данный норматив складывается несколькими способами:

  1. Во-первых, в том случае, если имеются приборы учета потребления ресурсов на дом в целом, а также в каждой жилой квартире, данный норматив формируется на основании разницы показаний данных приборов учета пропорционально индивидуально потребленным ресурсам.
  2. Если приборов учета в индивидуальной квартире нет, норматив формируется пропорционально занимаемой собственником площади.

Что влияет на размер общедомовых нужд

Из ранее представленной информации следует, что на размер общедомовых нужд влияет норматив, который применяется при их начислении . Кроме того, основополагающее значение будет иметь площадь помещений, находящихся в общем пользовании жильцов. Ведь чем больше данная площадь, тем больше ресурсов потребуется для ее содержания и обслуживания.

Как рассчитать

Чтобы самостоятельно рассчитать сумму, которую необходимо заплатить с одной квартиры за ОДН, необходимо вникнуть в некоторые цифры, а именно площадь общей территории, а также объем потребленных ресурсов. Лучше всего объяснить принцип расчета на конкретном примере.

Пример

Для расчета необходимо воспользоваться формулой:

∑ = Объем инд ОДН * Тариф.

∑ – сумма оплаты с каждого потребителя.

Объем инд ОДН – тот объем, который потреблен каждой квартирой индивидуально.

ОДН - Общедомовые Нужды.

Объем инд ОДН – тот объем, который потребляет конкретное индивидуальное помещение (жилое или нежилое). Для его расчета необходимо:

Объем инд ОДН = (Объем общедомового потребления – Объем индивидуального потребления отдельного помещения) x S данного помещения / на S всех помещений дома.

Объем дома – Объем всех помещений – объем коммунального ресурса, израсходованного на общедомовые нужды.

Объем всех помещений – это тот объем ресурса, который был потреблен всеми жильцами индивидуально, таким образом, это сумма, индивидуально потребляемых ресурсов.

S жилого помещения / на S всех помещений дома – та доля, которая приходится на каждое жилое помещение.

Таким образом, если известно, что Потребитель проживает в индивидуальной квартире, размер которой составляет 30 м2. Многоквартирный дом, в котором данное помещение находится, имеет общую площадь 1300 м2.

Показания общедомового прибора учета составили 2000 кВт электроэнергии. Однако, 1000 кВт была использована в индивидуальных помещениях данного дома.

Собственник квартиры потребил 100 кВт электроэнергии (на основании показаний прибора учета).

S общая дома = 1300 м2.

S индивидуального помещения = 30 м2.

Объем потребляемый домом = 2000 кВт.

Объем потребленный индивидуально = 100 кВт.

Итак, какой объем ресурса был потреблен на общедомовые нужды?

Объем общедомовых нужд = Объем потребляемый домом – Объем потребленный индивидуально = 2000 кВт – 1000 кВт = 1000 кВт.

Объем инд ОДН = 30/1300 х 1000 = 23,07.

Для конечного расчета нужно умножить полученный объем на тариф, установленный на определенной территории. Если взять данный тариф за 2,34 р., то

∑ инд ОДН =23,07*2,34=53,98 р.

Итак, сумма за потребленную общедомовую электроэнергию на данного собственника составит 53,98 рублей.

Оплата общедомовых нужд

Оплата общедомовых нужд производится ежемесячно на основании счетов , выставляемых обслуживающей компанией или поставщиками услуг.

Данная строка включена в счет по оплате индивидуально потребляемых ресурсов.

Теперь, зная методику расчета данного норматива, собственник может самостоятельно проверить сумму, которая вменяется ему к оплате. Ведь даже обслуживающая организация может ошибиться в расчетах, кроме того, они могут быть намеренно завышены.

Скидка в декабре и в январе 2019 года -19% на все услуги - торопитесь!

Скидка распространяется на все услуги из нашего прайс-листа!

Предложение месяца!

При обращении за ведением дела в суде - взыскание денег БЕСПЛАТНО *.
*Взыскание денежных средств с юридических лиц БЕЗ обращения к судебным приставам.

NEW! Общедомовые нужды - ОДН


Общедомовые нужды (ОДН) - что это?

ОДН. Обще-домовые нужды - что это? Куда конкретно идут средства?

С января обещают добавить еще одну графу - оплата капитального ремонта . Власти повышение тарифов не скрывали, но где же предел? Как быть жильцам, если суммы в платёжках растут как на дрожжах? Корреспондент 5-TV Роман Ишмухаметов прошёл ликбез по коммунальной экономии.

Получив октябрьскую квитанцию за услуги ЖКХ - жители чуть было не вышли с протестами на улицы Нижнекамска. Итоговая цифр в платёжке для пенсионерки Рузили Ханнановой - увеличилась сразу в ТРИ раза. Вместо привычных двух с половиной тысяч управляющая компания выставила счет в семь с половиной.
Вопрос что такое Общедомовые нужды и как они начисляются, сейчас волнует жителей всей России. Что именно изменится - станет ли в подъездах светлее, теплее и чище? Разобраться в новых квитанциях - без специалиста никто из них - не может.

«Отныне, всё потребляемое электричество, тепло, вода - делятся в квитанциях - на индивидуальное - то есть, сколько израсходовал сам собственник и общедомое - то, что пошло на нужды всех квартир. Именно пункт ОДН , как выясняется, и даёт возможность жилкомсервисам и управляющим компаниям завышать порой до бесконечности цифры в счетах ».

Эксперты рассказывают о десятках способов обмануть жителей. Например, чтобы увеличить сумму общедомовых платежей , скажем, за электроэнергию в квитанции достаточно увеличить площадь лестничных пролётов - ведь освещается каждый этаж, а проверять эти цифры едва ли кто будет. Всё чаще, сами того не подозревая, из общего кармана жители домов платят за свет, тепло и воду - тех же магазинов, кафе, ресторанов, которые располагаются на первых этажах или в подвалах домов.

Позиция юристов такова - если суммы в платежке выросли до небес - не платите, а идите в суд.

Николай Тямшанский - юрист:

"К примеру, они могли при расчете платы за общедомовое электроснабжение использовать показания общедомого счетчика , не иключая , из него то потребление, которое было произведено арендаторами чердачного, подвального, помещения, а потом разделить это между всеми квартирами".

Как не быть обманутыми?

Чтобы не дать себя обмануть, считают юристы - достаточно быть просто внимательными. Например, в зимнее время общедомовой расход воды не может быть большИм - ведь поливать газоны не надо - только мыть полы в подъезде, а это, согласно нормативам должно проводиться раз в неделю. Эксперты считают, никакие гигантские выплаты на общедомОвые нужды не изменят ситуацию в одночасье - если лампочка в подъезде не горела годами, не факт, что она загорится после первых платежей. Главное - не боятся спрашивать: откуда ТАКИЕ суммы, а большая часть россиян - этого не делает, просто опасаясь нарваться на хамство сотрудников Жилкомсервиса.

Вполне возможно, что с января будущего года - ежемесячные счета возрастут вновь.

В них появится новый пункт - оплата капитального ремонта . Платить ридётся от 6-ти до 10-ти рублей за квадратный метр и всем, не только тем, кто участвует в программе обновления жилища. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Государственной Думе.
В целом, по оценкам экспертов, традиционное январское повышение составит примерно 15%. По мнению авторов законопроекта - отчисление на капремонт - мера вынужденная.

Многоквартирные жилые дома по всей стране изношены - на треть. Раньше проводить ремонт помогал фонд содействия реформированию ЖКХ - сейчас - он будет заниматься только переселением людей из ветхого и аварийного жилья.

То, что капитальный ремонт домов в России в скором будущем будет проводится за счет собственников - уже несомненно . Теперь, главное для депутатов - решить - кто будет распоряжаться этими деньгами. Переработанный законопроект в Думе рассмотрят в конце ноября.

Источник: 5-tvr.ru

Общедомовые нужды вода

Почему за воду теперь приходится платить больше, чем показывают счетчики?

Отправившись на днях оплачивать апрельские коммунальные счета, жители с удивлением обнаружили, что теперь с них берут деньги на общедомовые нужды и за потребление воды, хотя в квартире установлены приборы учета

Узнав от кассира РЭУ-10, что за апрель ей надо заплатить 2134 рубля, жительница дома по проспекту Октябрьскому, Светлана удивилась:
- А почему нынче больше, чем в марте насчитали?!
Услышанный из окошечка кассы ответ огорошил пенсионерку:
- Теперь стали брать плату за общедомовые нужды по расходу воды .
Хотела было женщина расспросить об этом поподробнее, да только за разъяснениями ее отправили к начальнику, которого в тот момент в РЭУ не было. Дома Светлана рассказала обо всем супругу. Тот удивился не меньше.

Оплата не по счетчикам, а по нормативам

Разве могут нам начислить еще какую-то плату за воду, если у нас стоят счетчики?! - недоумевает Эдуард.
- Мы вот и все показания уже несколько лет выписываем и строго по ним, сколько расходуем, столько и платим. Всегда вовремя…

Получается, что они специально поставили приборы учета в своей квартире шесть лет назад, чтобы экономить на квартплате, а теперь им придется, несмотря на показания приборов доплачивать еще какие-то деньги.

Не менее парадоксальной выглядит и ситуация, с которой столкнулась другая жительница - Наталья, проживающая в доме на проспекте Комсомольском. Живет женщина в квартире одна, потому и воды обычно тратит за месяц немного. За апрель всего-то израсходовала один кубометр горячей воды и три кубометра холодной. На днях она тоже отправилась в кассу РЭУ, и ей также впервые предложили заплатить за общедомовые нужды по потреблению воды . Нововведение коммунальщиков, по словам Натальи, буквально повергло ее в шок.

По горячей воде мне приплюсовали на общедомовые нужды гораздо больше , чем я трачу согласно показаниям счетчиков - целых 2,5 куба! - возмущается жительница.
- Получается, что теперь, имея счетчики, мне надо платить за горячую воду почти столько же, сколько платят те, у кого их нет - по норме, которая составляет 3,6 куба .

По холодной воде коммунальщики приплюсовали, правда, меньше куба, зато существенно больше пришлось платить за водоотведение .

За канализование, учитывая общедомовые нужды, мне надо оплатить аж 7 кубов! - продолжает Наталья. - Просто немыслимые показатели! Чтобы реально столько потратить, мне одной пришлось бы, наверное, лить воду целыми сутками. И для чего, спрашивается, тогда вообще нужны теперь эти счетчики?!

ОДН подсчитают, даже если вы уехали в отпуск или на дачу!

Самое удивительное, что коммунальщики заверили женщину, что новые платежи будут высчитывать с нее даже в том случае, если она, например, уедет на месяц-другой на дачу . Не добившись своих управляющих компаниях каких-либо разъяснений почему и как именно им вдруг стали начислять новый платеж, жители обратились в «Комсомолку».

КОМПЕТЕНТНО

Что делать жителям, если коммунальщики не дают разъяснений по начисленной квартплате?

Как нам объяснили в «Жилкомцентр», по всем вопросам о начислении платы за жилищно-коммунальные услуги жители могут обращаться в свою управляющую организацию. Разъяснения по начисленным коммунальным платежам жителям, как правило, дают бухгалтеры по квартплате или мастера управляющей организации, за которыми закреплена такая обязанность. Кассир не всегда может это сделать, так как его задача принимать платежи.

КОММУНАЛЬНЫЙ ЛИКБЕЗ

Почему стали брать больше за воду?

На вопросы об оплате общедомовых нужд по потреблению воды отвечают специалисты «Жилкомцентр».

1. На каком основании коммунальщики стали брать деньги за воду сверх показаний счетчиков?

С апреля этого года начисления жителям за холодное и горячее водоснабжение стали производить в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 , и с учетом сложившейся судебной практики . Согласно этим Правилам нераспределенные объемы коммунальных ресурсов должны распределяться на потребителей.

2. Почему раньше обходились без этого?

С момента выхода Правил прошло пять лет. В течение пяти лет управляющие организации изыскивали возможность не производить жителям доначисления. В первую очередь это касается горячей воды, а доначисление за холодное водоснабжение производилось только тем жителям города, чьи квартиры не оборудованы приборами учета.

В течение почти пяти лет в Правительстве рассматриваются новые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые должны учесть все ошибки действующего документа, однако решение пока не принято.

3. Нормативы потребления на общедомовые нужды или как начисляют плату за общедомовые нужды по услуге водоснабжения?

Все зависит от того, есть ли в вашем доме коллективный прибор учета воды , а в квартире - индивидуальные счетчики.

Если общедомовые счетчики есть , то разница между объемом, поставленным в дом и объемами, потребленными жильцами на индивидуальные нужды, распределяется на всех, проживающих в доме так:

3.1. Тем, у кого в квартире есть счетчики , доначисление производится пропорционально тому объему воды, который был израсходован жильцами согласно показаниям квартирных счетчиков.

3.2. Если счетчиков в квартире нет , доначисление производится пропорционально площади помещений , в которых не установлены индивидуальные приборы учета.

Если же дом не оборудован общедомовым прибором учета ресурса, то разница между объемом, поставленным в дом и объемами, потребленными жильцами на индивидуальные нужды, распределяется пропорционально площади помещений в данном доме.

4. Почему появляется разница между теми объемами воды, которые получил данный дом, и теми, которые израсходовали жильцы на свои нужды?

Разницу между объемами на индивидуальное потребление и объемами, предъявленными ресурсоснабжающей организацией, далеко не всегда можно назвать общедомовыми нуждами .

Так если в доме установлен общедомовой прибор учета (в городе приборами учета холодной воды оборудованы почти все многоквартирные дома), разница в объемах может быть по нескольким причинам:

Информация по индивидуальным приборам учета может предоставляться жителями нерегулярно или недостоверно. К слову, управляющая организация по Постановлению № 307 имеет право снимать показания счетчиков в квартире всего один раз в 6 месяцев;

Класс точности счетчиков в квартире не позволяет считать маленькие утечки. Кроме этого, не везде своевременно проводится поверка водосчетчиков;

Разница может возникнуть из-за утечек воды в подвалах, а также из-за течи в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета;

Повлиять на это может и проживание незарегистрированных граждан в квартирах, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета.

В данном случае управляющая организация не всегда может добиться результата без помощи жильцов.

А если в доме нет общедомового прибора учета (как правило, это касается горячего водоснабжения), то ресурсоснабжающая организация за горячее водоснабжение предъявляет счет управляющей организации исходя из количества зарегистрированных граждан и нормативов потребления, что делает установку индивидуального прибора учета горячей воды бессмысленным.

К слову, Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 № 261-ФЗ обязал собственников установить общедомовые приборы учета ресурсов.

5. Могут ли что-то сделать жильцы, чтобы платить за водоснабжение меньше?

Чтобы меньше платить за жилищно-коммунальные услуги, жильцы могут воспользоваться следующими советами:

  • выберите с соседями уполномоченного представителя от дома , который будет совместно с представителями управляющей организации снимать показания общедомовых приборов учета.
  • получите в управляющей компании информацию , сколько в доме квартир с индивидуальными приборами учета и каков их объем потребления, а также сколько квартир не оборудовано счетчиками и их объем потребления.
  • вместе с представителями управляющей компании один раз в 6 месяцев проверяйте показания индивидуальных приборов учета в квартирах жильцов дома.
  • фиксируйте временно проживающих в доме людей.
  • установите общедомовые приборы учета .