288 статья ук. Теория всего

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к Ст. 288 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (ст. 159 УК) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.

2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

4. Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, -


наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.




Комментарии к ст. 288 УК РФ


1. Рассматриваемое преступление, так же как и другие преступления, предусмотренные в гл. 30 УК, является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления), однако, в отличие от других, его субъектом является государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, т.е. не осуществляющий полномочия представителя власти и не выполняющий в государственных или муниципальных органах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

2. Согласно ст. 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим является гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Служащим органа местного самоуправления (муниципальным служащим) - субъектом ответственности по ст. 288 - считается не являющийся должностным лицом гражданин, исполняющий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Служащие, работающие в государственных или муниципальных бюджетных и автономных учреждениях, государственных корпорациях, а также военнослужащие, не являющиеся должностными лицами, не могут нести ответственность за присвоение полномочий должностного лица по ст. 288. Лица, не замещающие государственные должности государственной службы или муниципальные должности муниципальной службы и, следовательно, не являющиеся государственными либо муниципальными служащими, а лишь выполняющие в государственных органах и органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности этих органов, также не могут нести ответственность по ст. 288.

3. Присвоение полномочий должностного лица заключается в совершении служащим таких действий, которые входят в полномочия только должностных лиц соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Обязательным условием наступления уголовной ответственности в этом случае закон считает существенное нарушение подобными действиями служащего прав и законных интересов граждан или организаций (см. комментарий к ст. 285).

4. Преступление совершается умышленно. Мотивы преступления могут быть любыми и учитываются при назначении наказания.

5. Присвоение полномочий должностного лица государственным или муниципальным служащим, совершенное с помощью служебного подлога, квалифицируется по совокупности со ст. 292 УК. Если действия служащего, которые были связаны с присвоением полномочий должностного лица и повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содержали к тому же признаки какого-либо иного уголовно наказуемого деяния, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к статье 288 Уголовного Кодекса РФ

1. Присвоение полномочий должностного лица заключается в том, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, причиняя существенный вред правоохраняемым интересам.

2. С объективной стороны преступление характеризуется действием, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и последствиями.

3. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий - устно, используя заблуждение потерпевшего, с предъявлением фиктивных документов и т.п. Разрыв между присвоением полномочий должностного лица и совершением с их использованием противоправных действий не всегда обязателен - фактическое совершение действий, которые может совершить только должностное лицо, и есть присвоение его полномочий.

4. Полномочия должностного лица присваиваются для совершения неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Эти действия могут содержать состав какого-либо иного преступления (мошенничества, присвоения, служебного подлога и т.д.). В подобных случаях они образуют совокупность преступлений.

5. Преступление окончено в момент наступления указанных в законе последствий - существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций (см. п. 5 комментария к ст. 285 УК).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления специальный - государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (см. п. 15 комментария к ст. 285 УК). Если же полномочия должностного лица присваиваются другим должностным лицом, действия последнего квалифицируются по ст. 286 УК. Если звание и власть должностного лица присваиваются так называемым общим субъектом и в связи с этим причиняется вред правоохраняемым интересам, содеянное следует квалифицировать как преступление против личности, собственности и т.п.

8. Присвоение полномочий должностного лица может образовать совокупность с иными преступлениями раздела X УК. Если служащий предварительно подделал какие-либо официальные документы (например, приказ о назначении на должность), содеянное должно быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 288 и 292 УК. Если виновный сам не изготавливал поддельный документ, но фактически использовал его в процессе присвоения полномочий, содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 288 и ч. 3 ст. 327 УК.

Статья 288 УК РФ регламентирует присвоение прав служащим, которые не являются должностными лицами. Осуществление ими из-за этих деяний, влекущих значительное нарушение законных интересов людей и предприятий, карается штрафными санкциями.

Присвоение полномочий должностного лица работниками на государственной и муниципальной основе и осуществление ими проступков, влекущих нарушение правовых основ и постановлений физических и юридических лиц, наказуемо штрафными санкциями:

  • в сумме до 40 тыс. руб. или в размере зарплаты;
  • иной прибыли заключённого на срок до 3 мес.;
  • принудительными работами на время до 360 ч.;
  • исправительной деятельностью на срок до двух лет;
  • лишением свободы на период до 3 мес.

Таким образом, за совершение правонарушения преступное лицо наказывается исходя из всех особенностей осуществления правового преступления.

Стоит привести ст. 288 УК РФ с комментариями действий, входящих в состав противоправного проступка:

  1. Объекты: главный – взаимоотношения в сфере власти страны, интересов государственной служебной работы и службы на местах осуществления деяния; дополнительный – взаимоотношения в области охраны законных прав юридических и физических лиц либо сберегаемых законом интересов социума или страны.
  2. Объективная сторона: осуществление работниками на государственной и муниципальной основе действий с присвоением полномочий лица, который находится выше по службе. Присвоение выражено в определённых приказаниях, актах, выдаче определённых указаний, подписании документации, участии в переговорах.
  3. Субъект: служащий государства или муниципалитета, который не считается должностным лицом.
  4. Субъективная сторона: по смыслу диспозиции ст. 288 Уголовного кодекса присвоение прав способно совершаться с прямым умыслом, когда физическое лицо понимает всю социальную опасность собственных правонарушений, и с косвенным умыслом.

Противоправное деяние способно окончиться в момент значимого нарушения правовых основ и интересов определённых лиц или компаний либо охраняемых законодательством интересов социума или страны.

В комментариях обозначены законы, указы, подзаконные акты, применимые к злоупотреблению полномочиями. Они влекут изменение наказания в соответствии с ситуацией.


Из практики судебных заседаний стоит выделить такой пример.

Приговором Ивановского суда устанавливается, что физическое лицо К., не обладающий правами служащего лица – главы администрации Новоталицкого поселения, находясь на службе в муниципалитете, воспользовался полномочиями по принятию решений. Это имело уголовные последствия, а именно:

  • выдачу юридически важных справок с подписью главы администрации Новоталицкого села;
  • оформление справок соответствующими данными (печатью).

При этом справка имела ложные сведения о наличии у гражданина С. участка земли на территории сельской местности. За эти деяния физическое лицо К. было наказано соответствующим образом.

Консультации и комментарии юристов по ст. 288 УК РФ

Консультации профессиональных юристов можно получить с помощью обращения по телефону. Номера телефонов высококвалифицированных адвокатов легко найти на различных сайтах.

Консультируя граждан, юристы отмечают главные комментарии к статье 288 УК РФ и поясняют:

  1. Составы правонарушения с включением в них объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.
  2. Противоправный проступок считается законченным с ситуации, когда присваиваются полномочия должностного лица.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 288]

Присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.


3 комментария к записи “Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица”

    Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

    Комментарий к статье 288

    1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
    Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.
    Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.
    Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (ст. 159 УК) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).
    Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.
    2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.
    Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.
    3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.
    4. Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

    Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

    Комментарий к статье 288

    1. Объектом данного состава преступления являются интересы и нормальная деятельность государственных органов власти и управления, права и законные интересы конкретного гражданина, организации, предприятия, учреждения.
    2. Объективная сторона характеризуется совершением виновным действий, сопряженных с неправомерным, вопреки установленному законодательством порядку самовольным присвоением полномочий должностного лица. Фактически государственный служащий или служащий органа местного самоуправления выдает себя перед другими лицами в роли должностного лица. Например, штатный работник законодательного органа пользуется полномочиями, которыми может обладать только народный депутат. Использование полномочий народного депутата и есть фактическое их присвоение. Государственный служащий выдает себя за депутата и, благодаря использованию полномочий депутата, совершает уголовно наказуемые действия. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является причинение вреда в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий, учреждений. Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется следующими составляющими единое целое признаками: а) деяние со-вершается государственным служащим или служащим органа местного самоуправления; б) деяние сопряжено с присвоением полномочий должностного лица либо представителя власти; в) совершение деяния связано с выдачей себя другим лицам в качестве должностного лица; г) деяние влечет существенное нарушение прав и законных интересов, составляющих объект уголовно-правовой охраны; д) между деянием и существенным нарушением прав установлена причинная связь.
    3. Субъективная сторона преступления представляет собой только умышленную форму вины. При прямом умысле виновный желает существенно нарушить охраняемые законом права, а при косвенном умысле сознательно это допускает либо относится к этому безразлично.
    4. Субъектом преступления является только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.

    Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

    Комментарий к статье 288

    1. Понятие гражданского служащего дается в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , а муниципального служащего — в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» .
    ———————————
    СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
    СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

    2. Объективная сторона преступления заключается в присвоении полномочий должностного лица, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов организаций. Это означает, что государственный или муниципальный служащий совершает действия, которые входят в круг полномочий должностных лиц.
    3. Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.
    4. Субъект преступления — государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.
    5. Совершение рассматриваемого преступления с использованием подделанного официального документа требует дополнительной квалификации по ст. 292 УК.