Виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Кто и как отвечает за нарушения требований пожарной безопасности

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Кто имеет право привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).

За что предусмотрена ответственность?

Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать добровольным пожарным;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:

  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
  • НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.

Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.

Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • "НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Казенное учреждение: переходный период
Выездные проверки ПФР

Многие согласятся, что пожары в нашей стране далеко не редкость. Только недавно страна отошла от последствий чуть ли не самого страшного пожара за последние годы. Это вскрыло целую серию нарушений, допущенных теми людьми, кто отвечает за пожарную безопасность на различных объектах. Проблема пожарной безопасности является достаточно актуальной в настоящее время для нашей страны. Регулярно происходят возгорания, которые несут материальный и физический ущерб людям. Некоторые из них заканчиваются фатально, то есть приводят к человеческим жертвам. И в таких ситуациях нужно понимать, кто несёт ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, и какое наказание предусматривает закон для подобных деяний.

Наказание за нарушение правил пожарной безопасности.

Постараемся детально рассмотреть вопрос обязательной ответственности на нарушение пожарной безопасности (ПБ). Разберём детально виды ответственности, актуальные статьи законодательных документов и не только. Далеко не всегда ситуация разрешается с помощью . Порой, помимо штрафа, нарушителя привлекают по уголовной статье, и он отвечает по всей строгости закона. Всё же нарушение противопожарного режима несёт потенциально высокую угрозу для здоровья и жизни людей. В зависимости от конкретной ситуации, при неисполнении требований ПБ и последствий, которые повлеки за собой несоблюдение противопожарных норм, применяются соответствующие виды ответственности.

Виды обязательной ответственности

Многие владельцы и руководители объектов вспоминают об имеющемся у них нарушении, непосредственно связанном с пожарной безопасностью, в двух основных ситуациях:

  • если пожар произошёл, либо чуть не случился в связи с теми или иными обстоятельствами;
  • если на объект пришёл инспектор, который нашёл ряд замечаний и выписал нарушителю штраф.

Практика наглядно показывает, что реальный уровень ответственности за нарушение ПБ в стране крайне низкий. Далеко не все тщательно подходят к вопросу обеспечения объекта эффективными и функционирующими системами защиты, оборудованием пожаротушения и пр. Но всё же когда пожар происходит, появляется риск воспламенения, либо просто инспектор указывает на имеющиеся недостатки, приходят мысли о возможной собственной ответственности за подобные нарушения. Ответственность, связанная с противопожарной безопасностью, бывает трёх видов:

  • административной;
  • уголовной;
  • дисциплинарной.

В лучшем случае нарушители хотят отделаться за нарушения штрафами, либо какими-то дисциплинарными взысканиями. Но тут уже всё зависит от конкретной ситуации и тех последствий, которые повлекли за собой правонарушения в этой сфере. Уделим особое внимание всем видам ответственности. Это позволит осознать, что нужно обязательно руководствоваться официальными правилами по организации противопожарной защиты, а также придерживаться установленных норм. В противном случае наказания, в том числе и уголовного, будет не избежать.


Уголовный вариант ответственности

Если объект не соответствует пожарным нормам, тогда на подозреваемого могут завести уголовное дело. Это достаточно распространённые случаи, которые регулирует УК РФ. Уголовная ответственность наступает в тех ситуациях, когда:

  • происходит умышленное, то есть или существенное повреждение различного имущества;
  • уничтожение и повреждение, совершённое по причине неосторожности;
  • нарушения подобного характера влекут за собой возможный тяжкий вред здоровью пострадавшим, а также смерть людей.

Все эти вопросы регулируются тремя основными статьями Уголовного кодекса РФ. А именно:

Для разъяснения каждой конкретной ситуации обратимся к нюансам указанных законодательных актов.


Статья 167

Регулирует вопрос наказания в случае умышленного повреждения, а также уничтожения различного чужого имущества. Здесь возможны такие меры наказания:

  1. Штраф. Размер выплат, которые должен осуществить обвиняемый, составляет не больше 40 тысяч рублей. Либо объём выплат определяется, исходя из дохода за период не больше трёх месяцев.
  2. . При вынесении такого приговора обвиняемого направляют на работы, которые продолжаются до 360 часов.
  3. Исправительные работы. В этой ситуации длительность наказания составляет до 1 года.
  4. Принудительные работы. При квалификации деяния как более тяжкого могут быть назначены принудительные виды работ на 2 года максимум.
  5. Арест. Предельный срок ареста не превышает 3 месяцев.
  6. Лишение свободы. Здесь человек может полностью лишиться свободы на 2 года, но не более.

Если же аналогичные правонарушения были совершения в связи с , то есть человек поджог, взорвал или любым иным способом по неосторожности спровоцировал гибель людей, а также имели место иные возможные тяжкие последствия, тогда здесь есть два варианта, согласно статье 167:

  • лишение свободы сроком до 5 лет;
  • принудительные работы продолжительностью не более 5 лет.

Эта статья регулирует вопрос ответственности граждан и должностных лиц в случае нарушения ими правил ПБ.

Статья 168

Здесь Уголовный кодекс рассматривает вопросы уничтожения, а также существенного повреждения имущества, которые произошли . Если вы повредили или уничтожили чужое имущество и спровоцировали нанесение крупного ущерба по причине собственной неаккуратности или неправильного обращения с пожароопасными источниками, тогда приготовьтесь:

  • оплатить денежный штраф в сумме до 120 тысяч рублей (либо объём дохода за период до 1 года);
  • выполнить обязательные работы в течение 480 часов;
  • заняться исправительными работами сроком до 2 лет;
  • получить ограничения свободы максимум на 1 год;
  • направиться на принудительные работы на 1 год;
  • лишиться свободы сроком на 12 месяцев.

Здесь указаны максимальные меры наказания. Потому при вынесении приговора по каждому конкретному делу сроки и штрафы могут варьироваться.

Статья 219

Здесь УК рассматривает несколько основных ситуаций, а также несение соответствующей ответственности. Если преступление совершил человек, под юрисдикцией которого была пожарная безопасность, и это привело по причине неосторожности к нанесению тяжкого вреда здоровью людей, применяются следующие варианты наказаний:

  1. Денежные выплаты, размер которых составляет не более 80 тысяч рублей. Либо объём выплат определяют, исходя из доходов обвиняемого за период, не превышающий 6 месяцев.
  2. Ограничивают свободу на срок не более 3 лет.
  3. Направляют на принудительные работы продолжительностью до 3 лет. Параллельно человек лишается права занимать некоторые должности и вести определённые виды деятельности. Этот период также ограничивается 3 годами. Но подобная санкция не является обязательной.
  4. Лишают свободы. Предельный срок здесь составляет 3 года. Дополнительно обвиняемый лишается права занимать некоторые должности и осуществлять определённые виды деятельности сроком не больше 3 лет. Эта мера применяется также не в обязательном порядке.

Если пожарные нормы были нарушены, и в результате по неосторожности это повлекло за собой , тогда статья 168 применяет в отношении обвиняемой стороны несколько иные санкции. А именно:

  1. Человек отправляется на принудительные работы. Максимальный срок подобного наказания составляет 5 лет, но не более. Дополнительно, но необязательно, обвиняемого также лишают права занимать некоторые должности и осуществлять определённые виды профессиональной деятельности. В случае применения этой дополнительной меры её продолжительность составляет не больше 3 лет.
  2. Виновный человек лишается свободы. В этой ситуации предельный срок такого наказания составляет 5 лет. Как и в предыдущем случае, применяют дополнительные санкции в виде лишения права занимать некоторые должности и выполнять определённые функции в рамках своей профессиональной деятельности. Предельный срок составляет 3 года.

Также статья предусматривает несколько вариантов наказаний для тех случаев, когда нарушение правил ПБ стало причиной гибели по неосторожности от 2 человек и более. Если по отношению к обвиняемому применяется этот раздел статьи, тогда возможны:

  • принудительные виды обязательных работ, их продолжительность не может превышать 5 лет;
  • лишение свободы, максимальной мерой наказания здесь считается тюремное заключение – обвиняемый отправляется за решётку максимум на 7 лет.

В дополнение в двум пунктам возможного обвинительного приговора может применяться дополнительная санкция. Она предусматривает лишение человека возможности занимать определённые должностные позиции, а также осуществлять некоторые виды деятельности. Предельный срок этого дополнительного наказания составляет 3 года. Но оно применяется не в обязательном порядке.

Административные варианты ответственности

Далее будет рассмотрена возможная административная ответственность в случае нарушения противопожарных правил, норм защиты и предотвращения пожароопасных ситуаций. При наложении административных санкций часто отталкиваются от статьи 20.4 действующего Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. Эта законодательная норма предусматривает варианты ответственности в случае нарушения предъявляемых требований пожарной безопасности. Исключениями из статьи являются нарушения на следующих объектах:

  • леса;
  • железнодорожный транспорт;
  • морской транспорт;
  • внутренний водный транспорт;
  • воздушный транспорт.


Если при квалификации нарушения прибегают к этой статье Административного кодекса, тогда по отношению к обвиняемой стороне могут применяться такие варианты санкций:

  • вынесение предупреждения, либо денежные выплаты, размер которых составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • если лицо должностное, тогда штраф увеличивается до 6 – 15 тысяч рублей;
  • если обвиняемое лицо имеет юридический статус, объём денежных взысканий возрастает до пределов от 150 до 200 тысяч рублей;
  • когда нарушение происходит в условиях повышенного или особого противопожарного режима, тогда для граждан, должностных и юридических лиц размер денежного штрафа составляет 2 – 4, 15 – 30 и 400 – 500 тысяч рублей соответственно.

Существует ряд отдельных нарушений ПБ, за которые для соответствующих лиц может последовать обязательная административная ответственность. Если пожарные инспекции и иные уполномоченные ведомства их обнаружат, возможно не только наложение штрафа за определённые нарушения требований пожарной безопасности, но и применение дополнительных, более жёстких санкций. Рассмотрим основные ситуации и варианты наказания при несоблюдении правил ПБ и их нарушении:

  1. Если здания, различные сооружения, строения не были оснащены обязательными первичными средствами, обеспечивающими пожаротушение. Для обычных граждан предусмотрен денежный штраф, размер которого составляет 2 – 3 тыс. рублей. Если наказывается должностное лицо, штраф повышают до 6 – 15 тыс. рублей. В случае, когда предпринимательскую деятельность ведён гражданин без образования юридического лица (далее применяется сокращение ИП), наказание составляет 20 – 30 тысяч. Для юридических лиц суммы наиболее внушительные и равняются 150 – 200 тысячам рублей.
  2. Если нарушены обязательные противопожарные требования в отношении путей эвакуации, аварийных выходов и специальных систем, обеспечивающих автоматическое пожаротушение и активацию сигнализации (оповещение, управление эвакуационными мероприятиями) в зданиях, сооружениях и строениях. Для подобных правонарушений предусматривается денежное взыскание с виновной стороны. Ими могут выступать обычные граждане, должностные лица, ИП и юридические лица, для которых предусмотрены санкции в объёме 3 – 4, 15 – 20, 30 – 40 и 150 – 200 тыс. рублей соответственно.
  3. Если правонарушение имеет рецидивирующий характер, то есть совершается повторно. Тут для граждан, должностных лиц, ИП и юридических лиц законом об административных правонарушениях предусмотрено взыскание суммы в размере 4 – 5, 20 – 30, 40 – 50 и 200 – 400 тыс. рублей соответственно. Либо уполномоченные органы могут приостановить деятельность на срок, не превышающий 90 дней.
  4. Когда нарушения ПБ влекут за собой возникновение пожаров и в результате повреждение чужого имущества, а также причинение вреда здоровью средней и лёгкой степени тяжести, применяются несколько иные санкции, но всё же в виде денежных взысканий. Граждане, должностные лица, и юридические лица выплачивают по 4 – 5, 40 – 50 и 350 – 400 тыс. рублей. Если же обстоятельства оказались аналогичными, но вред классифицирован как тяжкий, либо погиб человек, тогда юридическое лицо заплатит минимум 600 тысяч рублей (максимальное взыскание равно 1 миллиону), либо же его деятельность будет приостановлена на срок до 90 дней.
  5. Если производители и поставщики не выполняют своих обязанностей в виде обязательного включения в техдокументацию данных о веществах, материалах, изделиях и оборудовании касательно их пожарной опасности, не указывают правила безопасного обращения при наличии соответствующего требования. В такой ситуации должностные и юридические лица обязуются выплатить штрафы в размере 15 – 20 и 90 – 100 тыс. руб. соответственно.
  6. В ситуациях, когда были нарушены требования ПБ относительно обеспечения подъезда к всевозможным сооружениям и зданиям, прохода и полноценного проезда, тогда на граждан налагается административный штраф, равный 1,5 – 2 тыс. рублей. На должностное и юридическое лицо накладывают также финансовую санкцию, но уже в размере 70 – 100 и 120 -150 тыс. рублей соответственно.
  7. Если нарушения ПБ касаются морского, воздушного, внутреннего водного и железнодорожного транспорта. Здесь КоАП предусматриваются отдельные варианты ответственности за нарушения актуальных действующих правил пожарной безопасности. Обычные граждане и должностные лица обязуются выплатить суммы в виде штрафа, объём которых соответствует сумме в 1,5 – 2 тыс. для первых, и 4 – 5 тыс. руб. для вторых. Этот вопрос регулируется статьёй 11.16 действующего КоАП РФ.
  8. Нарушения, совершаемые в лесах. Тут вопрос административной ответственности регулируется статьёй 8.32 КоАП. Наказание зависит от конкретной ситуации, но не предусматривает более жёстких мер, нежели денежные взыскания. Для всех возможных сторон обвинения (граждане, должностные лица и юридические лица) предусмотрены штрафы в 1,5 – 5, 10 – 50 и от 500 тысяч до 1 млн. рублей соответственно. Здесь следует отметить, что в случае с правонарушениями в лесах все индивидуальные предприниматели, то есть ИП, приравниваются по степени своей ответственности к юридическим лицам.

Несоответствие объектов требованиям ПБ далеко не всегда карается действительно строго. Всё же когда речь идёт об ущербе здоровью, жизни и даже о смерти людей, а существующие в противовес им денежные взыскания не выглядят достаточно суровым наказанием. Но пока никаких изменений в административном кодексе на этот счёт вносить не собираются.

Варианты дисциплинарной ответственности

Наиболее лёгкие последствия от нарушений противопожарной безопасности следуют при применении дисциплинарных взысканиях. Многие считают справедливым, когда человек, не справившийся со своими должностными обязанностями, пишет заявление об увольнении. Но сколько бы заявлений не писали люди, вопрос пожарной безопасности не перестаёт быть актуальным. В своём заявлении ответственное лицо может добровольно отказаться от занимаемой должности. При этом не всегда к подобным действиям принуждают. Если говорить о дисциплинарной ответственности, то ей подвергаются лица, занимающие определённые должности, непосредственно связанные с пожарной безопасностью. Они могут нарушать:

  • регламент;
  • приказы;
  • правила;
  • инструкции;
  • общепринятые нормы и пр.


Если дисциплинарная ответственность наступает, тогда мера наказания во многом зависит от руководства организации или предприятия, где произошёл соответствующий инцидент. Руководство может ограничиться:

  • заявлением на увольнение;
  • объявлением выговора;
  • лишением премии;
  • взыскание заработной платы и пр.

Тут уже всё зависит от каждой конкретной ситуации и тех последствий, к которым привели действия, либо бездеятельность ответственного за пожарную безопасность человека.

Ответственные лица

Напоследок важно заглянуть в Федеральный закон, который рассматривает вопрос пожарной безопасности. Это статья под номером 38. В этой статье приводится перечень тех лиц, которые могут нести ответственность в случае нарушения норм, правил и инструкций по обеспечению пожарной безопасности. К таковым относятся:

  • владельцы и собственники имущества;
  • уполномоченные владением, пользованием и распоряжением имуществом граждане (руководство различных организаций, съёмщики квартир, арендаторы и пр.);
  • лица, которые несут непосредственную ответственность за гарантии пожарной безопасности в соответствии с занимаемой должностью;
  • руководство местного самоуправления;
  • руководители органов исполнительных властей;
  • должностные лица, действующие в рамках своей компетенции.


Исходя из всего сказанного ранее, можно с уверенностью говорить о том, что в определённых ситуациях ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности достаточно серьёзная. Потому крайне важно чётко выполнять свои служебные обязанности, придерживаться установленных ном и правил, а также не забывать о личной ответственности.

Огонь – стихия страшная и неконтролируемая. Последствия от его распространения – плачевны. И хорошо, если пожар затронул только материальные ценности. Но, как показывает статистика, людей гибнет на пожарах от года в год все больше и больше. Причины возгораний огромное количество. Это и стихийные природные силы, катаклизмы, и воздействия бытового или производственного характера. Но все чаще в статистике появляется одна оговорка – нарушение правил пожарной безопасности.


Почему так происходит, ведь всем понятно, что именно соблюдение правил ПБ дает возможность минимизировать потери. Тем более они узаконены государственными актами, нарушать которые – значит, понести ответственность. Это касается всех людей, но особенно тех, кто наделен ответственностью воплощать эти правила в жизнь.

Требования правил противопожарной безопасности распространяются на все без исключения объекты. Но особое отношение к тем производственным предприятия, где используются в качестве сырья или полуфабрикатов горючие материалы. То есть те материалы, которые могут гореть, самовозгораться, поддерживать горение и распространять огонь.

Но не стоит занижать степень воздействия пожаров в офисах и жилых помещениях, где получение увечий не меньше, чем при пожаре на производстве. Кстати, получение ожогов расценивается, как получения тяжких телесных повреждений. А за это виновный должен быть наказан. Правда, все это не так просто доказать.

Понятно, когда пожар произошел по причине поджога. Как говорят юристы, инициировалось умышленное возгорание. То есть вот он поджигатель (нарушитель), он же преступник, виновник очевиден, остается его только осудить. Сложнее, когда пожар произошел по причине внешних или внутренних неблагоприятных факторов. Доказать здесь чью-то вину практически невозможно.

Понятия о правовой характеристике

Начнем с того, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности объекта всегда несет в первую очередь собственник или руководитель. И, неважно, что приказом назначается ответственное за ПБ лицо. Последний хоть и несет ответственность, но является всего лишь исполнителем.

Теперь, что считается нарушением. Это несоблюдение:

  • законодательных актов по пожарной безопасности;
  • нормативных документов;
  • предписаний, которые выдаются представителями Госпожнадзора;
  • неудовлетворительное состояние объекта в плане пожарной безопасности;
  • неукомплектованность предприятия, фирмы или организации средствами пожаротушения.

Как показала практика, убеждать сотрудников и работников, что соблюдать правила ПБ надо обязательно, бесполезно. Все знают, но мало кто делает. Поэтому фактор страха присутствовать должен обязательно. Дисциплинарные взыскания, как минимальное наказание, присутствовать должны. И их суровость будет определяться грубостью нарушения, его периодичностью или повторяемостью. Сюда можно добавить тяжесть последствий. К примеру, пострадали люди или сгорело только имущество. Разница существенная, отсюда и суровость наказания будет разной.

Добавим, что надзор за выполнением правил противопожарной безопасности – обязательная составляющая. Без нее нельзя гарантировать, что даже ответственные сотрудники будут качественно выполнять свои обязанности. И хотя в правилах нет сложных обязанностей, большинство относится к ним с прохладцей. К тому же нельзя говорить о качестве любых действий, если сотрудники не знают правил. Поэтому очень важно осведомлять персонал объекта, а тем более, ответственных за ПБ лиц, о нововведениях, о появлении новых средств пожаротушения и так далее. То есть получается так, что установление новых аспектов и требований пожарной безопасности – это изменение законодательной базы. Незнание новшеств приводит к нарушению закона.


Классификация состава преступлений

Что определяет нарушения требований пожарной безопасности. Здесь две позиции – полное бездействие, то есть невыполнение правил ПБ, и поступки, которые могли привести к пожару. По второму пункту можно сказать так – действия могли спровоцировать возгорание, не обеспечить его устранение или локализацию (полную или частичную).

Кому же можно предъявлять претензии в случае нарушения правил ПБ. Сразу оговоримся, что под это попадают только люди возрастом старше 16 лет. А в остальном это могут быть:

  • владельцы недвижимости;
  • руководитель объекта, у которого есть полномочия владения или распоряжения имуществом и недвижимостью;
  • руководитель структур самоуправления на местах;
  • руководитель федеральных органов исполнительной власти;
  • сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность предприятия или организации, назначенный приказом руководителя;
  • любое должностное лицо, в обязанности которого вменен контроль и ответственность за противопожарным режимом на объекте.

Отметить, что ответственность за нарушения ППБ характеризуется разным составом преступления. К примеру, если надзорный орган установил факт несоблюдения правил пожарной безопасности, то применяется административное взыскание. Если надзор требует выявления причинной связи, то действие характеризуется как уголовно-наказуемый проступок.

Разновидности нарушений

Нарушение пожарной безопасности квалифицируют по разным параметрам. Перечислим их.

По требованиям

Какие требования могут быть нарушены:

  1. Осведомленность персонала объекта о правилах ПБ, соответственно не обеспечение обучения.
  2. Несоблюдение соответствия правилам помещений и территории. В основном здесь учитываются организационно-эксплуатационные характеристики.
  3. Требование к комплектности средств пожаротушения и сигнализации. Сюда входят как первичные средства, так и технические.
  4. Безопасное проведение операций, связанных с открытым огнем или нагревом материалов.
  5. Исполнение предписаний, исходящих от надзорных органов.

По тяжести последствий

Нарушения в зависимости от тяжести последствий подразделяются на:

  1. Административные. Это когда факт нарушения присутствует, но нет реализации последствий. Или когда причиненный ущерб меньше, чем вред, нанесенный здоровью человека.
  2. Уголовные. Здесь все налицо: установлены факты гибели людей или причинен значительный вред их здоровью.

Регулирование ответственности по нормативным актам

К ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлекаются ответственные лица по следующим статьям:

  • №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Здесь обозначено декларирование ответственных за ПБ работников, а также нормы ПБ.
  • КоАП РФ статья 20.4, где расписана административная ответственность.
  • КоАП РФ статья 19.5, где обозначена ответственность за невыполнение предписаний сотрудников Государственного .
  • УК РФ статья 219 – обозначена уголовная .

Наказания за нарушение правил

При обнаружении нарушений правил представители проверяющего органа не сразу накладывают взыскания. Инспектор надзорного органа выдает предписание, в котором четко определены нарушения, а также способы их исправления. Дается определенный срок, чтобы исправить данные нарушения, но не больше 1 года.

Если повторная инспекция выявляет хотя бы одно нарушение из предписания, то есть происходит игнорирование законных требований, то на неисполнителя накладывается штраф. Сегодня нередко выходят в суд для приостановления деятельности объекта. И, как показывает практика, это самая действенная мера, которая дает толчок (пинок) руководителям объекта, чтобы исправить все нарушения и недочеты.

Отметим, что игнорирование требований ППБ – это возможность вменить сразу два вида ответственности: уголовную и административную. Первую вменяют лицам, ответственным за ПБ объекта, вторую для юридических лиц, в помещениях или на территории которых произошел пожар. В последнем случае акцентируют внимание на то, что последствия были с учетом тяжелого ущерба здоровью людей.


Административная ответственность

Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:

Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:

  • 1500-5000 руб. для граждан;
  • 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
  • 70000-200000 руб. для предприятий.

Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.

Уголовная

В статье 219 Уголовного Кодекса четко расписаны взыскания в зависимости от степени нанесенного ущерба здоровью человека. К примеру, при тяжком вреде:

  • штраф не более 80000 рублей или частичного дохода за полгода;
  • заключение под стражу до 3-х лет;
  • принудительные работы до 3-х лет и невозможностью занимания на этот период руководящих должностей.

Если при пожаре погибли люди, то меры пресечения ужесточаются. Штраф в таких ситуациях судом не назначается. Только: или принудительные работы до 5 лет (со смягчением до 3 лет) или лишение свободы до 7 лет. Если во время пожара погибло более двух человек, то на смягчения приговора рассчитывать нельзя.


Как избежать ответственности

Здесь просто – соблюдать требования правил пожарной безопасности. Поэтому на объектах в первую очередь назначается ответственный на выполнение ППБ работник. Он проходит обучение, знакомиться с законодательной базой, создает план противопожарных мероприятий и требует от руководства строгого его исполнения.

При этом контролирует выполнение пунктов разработанного плана, ведет учет и контроль технического состояния сигнализации, первичных средств пожаротушения, эвакуационных маршрутов и технического состояния объекта в целом. Это на все сто процентов технически грамотный сотрудник, ответственный и коммуникабельный.

Главная его задача – научить персонал объекта правилам ПБ. А затем требовать от работников строгого выполнения этих правил. Именно так, и никак по-другому, гарантируется обеспечение пожарной обстановки на предприятии.


«Огонь, вода, медные трубы…» - в сказке пройти через эти испытания должен каждый. Но что стоит человеку встретиться с этими стихиями в обычной жизни? Например, безудержный огонь нередко наводит страх на жителей той местности, в которой происходят подобные возгорания и влечет за собой материальный ущерб и телесные повреждения. Безответственное, порой и наплевательское отношение к пожарной безопасности может неминуемо привести к очень печальным последствиям, унести сотни жизней неповинных людей. Один из страшных случаев довелось пережить совсем недавно - когда пламенем была охвачена довольно крупная площадь ТЦ в Кемеровской области. Какие же требования предъявляет закон в этой сфере, и какова ответственность за нарушение правил пожарной безопасности? Об этом расскажем далее.

Пожар и безопасность

Эти понятия противоречивы, поскольку пожар, т.е. массовое неконтролируемое распространение пламени, всегда представляет угрозу для человека. Вместе с тем данные термины образуют собой устойчивое словосочетание - «пожарная безопасность», под которой в законе понимается ситуация защищенности лиц, вещей, всего населения и государства от огненного нашествия.

Нормативными документами предусмотрены специальные социальные или технические условия, предъявляемые к определенным объектам. Их необходимо соблюдать в целях вышеуказанной безопасности.

Для предупреждения бесконтрольного распространения огня должны проводиться специальные меры защиты, т.е. действия по выполнению законных требований в данной области. Неисполнение или некачественное соблюдение указанных правил в ФЗ № 69 именуется как нарушение требований пожарной безопасности.

По закону

Правоотношения в рассматриваемой сфере регулируются следующими нормативными актами:

  1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  2. ФЗ № 69 1994 года «О пожарной безопасности».
  3. ФЗ 123 о пожарной безопасности 2008 года (технический регламент).
  4. УК РФ.
  5. Иные подзаконные нормативные акты.

Положения вышеуказанных документов в интересующей сфере подробнее будут рассматриваться далее.

Технический регламент

Сейчас же стоит отметить такой не очень известный документ, который был принят в 2008 году, - ФЗ 123 о пожарной безопасности.

Положения данного технического регламента нужно обязательно соблюдать в следующих ситуациях:

1. На стадии проектирования, капитального ремонта, реконструкции, строительства, технического перевооружения и обслуживания, изменения функционального назначения, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

2. При оформлении, принятии, применении и исполнении техрегламентов, которые содержат в себе правила об «огненной» безопасности, а также иных актов в данной сфере.

3. В условиях разработки техдокументации на объекты защиты.

Субъекты

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в силу положений закона несут:

  • хозяева имущества;
  • главы федеральных органов ИВ, МСУ;
  • лица, которые обладают, эксплуатируют и распоряжаются имуществом, в т.ч. начальники предприятий;
  • граждане, назначенные ответственными;
  • должностные лица в рамках соответствующего круга полномочий.

Формы вины

Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность.

Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.

Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей.

Ответственность: виды

В настоящее время выделяют следующие виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности:

  • дисциплинарная,
  • административная,
  • уголовная.

Может быть и иной вид ответственности, если он предусмотрен соответствующим нормативным документом.

Какой из этих пунктов будет назначен виновнику, зависит от конкретной ситуации и определенных последствий, которые уже выявились или могли бы быть. Разберем отдельно каждый из обозначенных типов.

Административная

Это наиболее распространенный вид ответственности в данной сфере.

Основания для ее наступления можно представить двумя группами:

  1. Возникающие из-за нарушений требований правил безопасности.
  2. По причине неисполнения предписаний органов Государственного пожнадзора.

Первая группа подробно регламентируется ст. 20 4 КоАП РФ. Субъектами являются физические, юридические, должностные лица, ИП. Данная статья предусматривает санкции за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения, административного штрафа, приостановления деятельности, дисквалификации.

Размеры санкций (в руб.) и иные виды наказаний по данной статье приведены в таблице ниже.

Особый режим

Как видно из таблицы, более суровое наказание предусмотрено в условиях специального антипожарного режима, который устанавливается по решению госорганов или органов МСУ в случаях повышения огненной опасности.

На время введения данного законодательства выдвигаются дополнительные правила безопасности:

  • сплочение граждан для локализации воспламенений за границами населенных пунктов;
  • ограничение на походы в лес;
  • установление иных мер, которые способствуют нераспространению пожаров на города, поселки, деревни и пр.

Отдельные нюансы

Повышенный размер штрафов за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен при выявлении более серьезных последствий: наличие возгорания и его результата - вреда имуществу, здоровью человека. Для юридических лиц при причинении вреда здоровью гражданина в тяжкой степени возможен такой вид наказания, как приостановление деятельности на максимальный срок - до 90 суток. Избрать такую меру вправе суд.

Статьей также привлекается ответственность производителей товаров, поставщиков за невыполнение обязательного требования по прописыванию в техдокументации веществ, изделий, предметов, сведений об их пожарной опасности или, наоборот, информации о мерах по предотвращении возможного возгорания. Карается данное нарушение штрафом: ДЛ - 15- 20 тыс. руб., ЮЛ - 90-100 тыс. руб. Например, вы купили баллон с лаком для волос, а там нет инструкции насчет долгого его нахождения под прямыми солнечными лучами, возле огня и пр. Значит, производитель или поставщик автоматически становится нарушителем, а вы - возможным пострадавшим.

Отдельно кодекс прописывает ответственность за нарушение норм пожарной безопасности на морских, водных, железнодорожных или воздушных транспортных средствах (ст. 11.16), в лесах (ст. 8.32). Если, к примеру, ваши действия привели к возникновению лесного пожара, то готовьтесь выложить до 5 тысяч рублей, для юрлиц - до 1 миллиона.

Обязательные указания органов ГПН

К следующей группе нарушений требований пожарной безопасности КоАП РФ относит неисполнение предписания ГПН (ст. 19.5).

Ответственность наступает при соблюдении условий:

  • предписания органа основаны на законе;
  • сотрудник ГПН имеет соответствующие полномочия;
  • есть соответствующие нарушения;
  • пропущен установленный срок для исполнения.

Субъектами выступают те же лица, которые перечислены в ст. 20.4 КоАП РФ. Санкцией статьи предусмотрены виды наказаний:

  • штраф,
  • дисквалификация,
  • адм. приостановление деятельности.

Более подробно раскроем их в следующей таблице. В ней приведена градация наказаний по ч. 12, 13, 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Дисквалификация - это лишение лица правомочия замещать должности в органе управления юрлица, в т.ч. исключение права на медицинскую или фармацевтическую деятельности.

Как мера наказания применима не только к руководящему составу, но и к тем, кто исполняет распорядительные, организационные, административные и хозяйственные функции.

Уголовная

Помимо административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности законодатель предусмотрел и более суровый вид - уголовное наказание. Основной чертой преступлений в отличие от правонарушений является их общественная вероятность ущерба. Вид наказания зависит от формы вины и тяжести наступивших последствий.

Противоречащие закону действия прописаны в ст. 167, 168, 219 УК РФ. В последней рассматриваются преступления, где объектом выступает жизнь и здоровье человека, а форма вины - неосторожность. Субъект в этом случае должен обладать следующим - на нем лежит бремя соблюдения правил безопасности, т.е. он наделен такими обязанностями, которые соответствуют за пожарную безопасность.

Санкции статьи 219 УК РФ приведены в таблице ниже.

Санкции ст. 167, 168 УК РФ

В поименованных статьях приводятся иные категории преступлений, основным объектом посягательства выступает имущество, но может быть в силу масштабности и здоровье человека (ч. 2 ст. 167). Форма вины - умысел, неосторожность.

Виды уголовных санкций ст. 167, 168 УК РФ приведены в таблице.

Вид наказания

Умышленное уничтожение порча чужого имущества со значительным ущербом*

То же самое по причине хулиганства общеопасным способом (поджог) повлекли по неосторожности смерть или др. тяжкие последствия

Уничтожение/порча постороннего имущества в крупном размере** по неосторожности (с источниками повышенной опасности)

до 40 000 з/п или доход за период до 3 мес.

До 120 000 з/п или доход за период до 1 г.

Принудительные работы (ПР)

Обязательные работы

Работы исправительные

Лишение свободы (ЛС)

Ограничение свободы

* значительный ущерб законом определяется исходя из имущественного положения потерпевшего, но не менее 5 тысяч руб.

** 250 тысяч рублей и больше.

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в отдельных случаях выглядит весьма устрашающе, ведь на кону зачастую стоят жизнь и здоровье. В статьях прописаны меры наказаний по максимуму, в реальности только суд вправе назначить конкретное наказание, исходя из конкретных данных дела, личности подсудимого, наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств и пр.

Дисциплинарная

Наиболее мягкий вид ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, применяется в сфере деловых и производственных правоотношений. Поэтому он регулируется нормами трудового законодательства.

Обычно к данному виду требований привлекают лиц, которые замещают соответствующие должности и ознакомлены с приказом о назначении ответственным за пожарную безопасность.

Среди документов, нормы которых нарушаются, могут быть:

  • приказы;
  • регламенты;
  • инструкции;
  • правила;
  • распоряжения и др.

Поскольку конкретных санкций за нарушения в данной сфере ТК РФ не содержит, то меры взыскания напрямую зависят от работодателя, а также от тяжести наступивших последствий, если таковые уже возникли.

Можно выделить следующие разновидности:

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание, что огонь - это природная стихия, которая при попустительском, легкомысленном отношении может нанести непоправимый ущерб, унести жизни неповинных людей. Ведь даже самое строгое наказание не сможет вернуть все на круги своя. Именно поэтому таким мерам предосторожности нужно уделять особое внимание, тщательно выявляя возможные отхождения от постановлений, а также путем контроля назначенных лиц. Для этого законом и предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Если же вам все же пришлось ощутить на себе ее бремя, не ленитесь обращаться к специалистам.

    Дисциплинарная ответственность за совершение дисциплинарного проступка работниками орга­низаций предусмотрена Трудовым кодексом РФ. При наложении дисциплинарного взыскания учиты­ваются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующая работа и поведение рабочего и служащего. До наложения взыскания от нарушителя трудовой дисцип­лины должны быть затребованы объяснения. В соответствии с Трудовым кодексом за совершение дисциплинар­ного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложен­ных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взы­скания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

ФЗ, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыска­ния.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:

  • статья 8.32. Нару­шение ППБ в лесах;
  • статья 11.16. Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздуш­ном транспорте ППБ;
  • статья 14.1, часть 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разре­шения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 14.1, часть 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 14.1, часть 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 177. Умышленное невы­полнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ФЗ, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
  • статья 179. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, за­ключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонару­шении;
  • статья 19.4, часть 1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица ор­гана, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
  • статья 19.5, часть 1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
  • статья 19.6. Непринятие по постанов­лению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
  • статья 19.7 Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (ин­формации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим ор­ганом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должност­ному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искажённом виде;
  • статья 19.19, часть 1. Нарушение обязательных требований ГОСТов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от пред­ставления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и над­зора;
  • статья 19.19, часть 2. Нарушение правил обязательной сертификации, то есть реализация сертифицирован­ной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (дек­ларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической доку­ментации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача серти­фиката соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертифи­кации;
  • статья 19.20, часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20, часть 2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, нарушением требований или усло­вий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20 часть 3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обя­зательно (обязательна);
  • статья 19.26. Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного кон­троля (надзора);
  • статья 20.4, часть 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандар­тами, нормами и правилами;
  • статья 20.4, часть 2. Нарушение требований пожарной безопасности, установлен­ных стандартами, нормами и правилами, совершённое в условиях ;
  • статья 20.4, часть 3. Нарушение требований стандартов, НПБ и ППБ, повлекшее возникновение без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последст­вий;
  • статья 20.4, часть 4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;
  • статья 20.4, часть 5. Продажа продук­ции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;
  • статья 20.4, часть 6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для и техники;
  • статья 20.25, часть 1. Неуплата административного штрафа в срок.

За совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и при­меняться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • дисквалификация;
  • админи­стративное приостановление деятельности.

Уголовная ответственность за преступления в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями УК РФ:

  • статья 167, часть 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба;
  • статья 167, часть 2. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершённые из хулиганских побуждений, путём поджога, или иным общеопасным способом либо повлёкшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия;
  • статья 219, часть 1. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, ес­ли это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;
  • статья 219, часть 2. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосто­рожности смерть человека;
  • статья 219, часть 3. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязан­ность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;
  • статья 261, часть 1. Унич­тожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате или иными источниками повышенной опасности;
  • статья 261, часть 2. Уничтожение или повреж­дение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в ре­зультате загрязнения или иного негативного воздействия.

За совершение преступлений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и применяться следующие уголовные наказания:

В рамках гражданско-правовой (имущественной) ответ­ственности может быть предусмотрено возмещение материальных убытков или вреда, причиненного вследст­вие нарушения требований пожарной безопасности.