Третий арбитражный апелляционный суд

Официальный текст :

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий юриста :

В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и не ионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.

Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.107601 "Гигиенические требования к инсоляции и солнце защите помещений жилых и общественных зданий и территорий", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 19 октября 2001 года. В соответствии со статьей 24 указанного Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554.

Санитарный надзор на водном и воздушном транспорте в Российской Федерации осуществляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на водном и воздушном транспорте (региональными и зональными), входящими в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта утверждено МПС РФ 25 сентября 2000 года № ЦУВС782. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах железнодорожного транспорта и транспортного строительства, метрополитена осуществляется органами и учреждениями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля Министерства путей сообщения Российской Федерации, уполномоченными осуществлять Госсанэпиднадзор и входящими в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Организацию деятельности подразделений и организаций санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля МПС России по обеспечению Госсанэпиднадзора на объектах железнодорожного транспорта осуществляет Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту Российской Федерации, являющийся по своим функциональным обязанностям заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах железнодорожного транспорта, а по должности - заместителем руководителя Департамента здравоохранения МПС России. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4. Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

Текущая редакция ст. 6.4 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 6.4 КоАП РФ

1. Комментируемая статья содержит специальную по отношению к ст. 6.3 Кодекса норму. Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся жилые и общественные помещения, здания, сооружения, а также объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, магистрального трубопроводного, автомобильного транспорта, включая автобусы междугородного и международного сообщений.

2. В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.) содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям, включая их содержание (ст. 23), а также к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (ст. 24).

Конкретизацию положения данного Закона получают в федеральных санитарных правилах (о понятии - см. п. 3 комментария к ст. 6.3 настоящего Кодекса). Так, 15 декабря 2000 г. главным государственным санитарным врачом РФ были утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1002-00, введенные в действие с 1 июля 2001 г., а 8 апреля 2003 г. он же утвердил Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, начавшие действовать с 15 июня 2003 г. (РГ. 2003. 5 мая).

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 4 апреля 2003 г. N 31 были утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277-03, вступившие в действие с 1 июня 2003 г. (РГ. 2003. 17 апр.), относящиеся к эксплуатации транспорта. Примером санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, относящихся к сооружениям спортивно-оздоровительного назначения, являются СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. N 4 и введенные в действие с 1 мая того же года (РГ. 2003. 27 февр.).

3. Санитарно-эпидемиологический надзор при эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В соответствии с санитарным законодательством Приказом Минздравсоцразвития России от 19 октября 2007 г. N 658 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг (с изм. и доп.).

4. Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемом путем как действия, так и бездействия.

5. Субъект правонарушения - гражданин, достигший возраста 16 лет, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.

6. Субъективную сторону данного правонарушения составляет умышленная или неосторожная вина.

7. Дела об этих правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по надзору и контролю в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), и судьи, если на их рассмотрение будут переданы дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 6.4 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 6.4 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

За превышение допустимого уровня шума по данной статье, как правило, привлекаются к административной ответственности:

Управляющие организации, ТСЖ, обслуживающие жилой дом, работа оборудования которого излучает шум, превышающий допустимые значения (система отопления, тепловой узел, лифт, насосы и проч.);

Коммерческие организации, ИП, которым принадлежат магазины в жилых домах, точки оказания различных услуг, оборудование которых функционирует с превышением допустимого уровня шума (это, прежде всего, работа системы кондиционирования и вентиляции, холодильного оборудования, лифтов).

Проверка уровня шума в квартире по жалобе

Общий алгоритм действий жильца квартиры, которому тот или иной шум оборудования или шум от действий соседей откровенно мешает и нарушает его права, приведен в основной публикации по данной теме: "Допустимый уровень шума в квартире. Измерение, ответственность . Судебная практика".

В данной статье приведем лишь примеры привлечения нарушителей к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ за нарушение предельно допустимого уровня шума в квартире гражданина.

Общим является то, что гражданин (потерпевший) обращается с жалобой в Управление Роспотребнадзора. В рамках проверки заявления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" проводятся замеры уровня шума в квартире при работающем оборудовании. По итогам рассмотрения дела, Управление Роспотребнадзора выносит постановление о привлечении к административной ответственности (ели нет оснований для иных выводов). Данное постановление может быть обжаловано в суде, что, как правило, и делают привлеченные к ответственности лица.

Напомним, что при измерении уровня шума не стоит забывать о соблюдении процедуры замеров. См. об этом подробнее в статье: "Измерение уровня шума дБА в квартире. Процедура . Судебная практика"

Судебная практика

За превышение уровня шума в квартире на 21 дБа управляющая компания оштрафована по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда

Шум системы отопления . Роспотребнадзор привлек к административной ответственности обслуживающую жилой дом управляющую компанию по статье 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений …» за превышение допустимого уровня шума в квартире от работы системы отопления жилого дома.

Управляющая компания обжаловала постановление Роспотребнадзора в суд.

Выводы суда : Постановление признано законным.

В протоколе лабораторных испытаний, проведенных ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в..." отражено, что в жилой комнате квартиры во всех точках измерений при работе системы отопления жилого дома уровни звукового давления в дневное время суток составили от 54 до 56 дБА, превысив ПДУ (предельно допустимые уровни) на 19 - 21 дБА (Решение Свердловского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу N 72-1009/2015)

Превышение допустимого уровня шума в квартире по вине ТСЖ: штраф по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда

Шум теплового узла . По жалобе гражданина Управлением Роспотребнадзора ТСЖ привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений» за нарушение предельно допустимого уровня шума в квартире.

ТСЖ обжаловало указанное постановление Управления Роспотребнадзора, однако, суды отказали в удовлетворении требований ТСЖ.

Выводы суда : Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" уровень звука в жилой комнате квартиры заявителя не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.

Источником шума в квартире является инженерное оборудование теплового узла (подкачивающий насос) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2013 г. по делу N А05-4123/2013)

Нарушение допустимого уровня шума в квартире по вине управляющей организации. Штраф по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда

Шум насоса для подкачки воды . Управлением Роспотребнадора обслуживающая жилой дом управляющая организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа по статье 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений» за нарушение предельно допустимого уровня шума в квартире жилого дома. Источник шума – инженерное оборудование, расположенное в подвальном помещении (насос для подкачки воды). Кроме того, Управлением в адрес управляющей организации выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Управляющая организация просила суд признать незаконным постановление Управления Роспотребнадзора, а также недействительным представление об устранении причин и условий..

В удовлетворении требований отказано. Выводы суда :

Из экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" следует, что шум в указанной квартире от инженерно-технологического оборудования данного жилого дома (насоса для подкачки воды) не соответствует требованиям пункта 6.1.3 приложения 3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10. При эксплуатации насоса для подкачки воды в ночное время допущено превышение уровней звукового давления (шума), указанных в приложении 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 октября 2014 г. по делу N А67-2686/2014)

Штраф за шум кондиционера магазина по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда

Под окнами квартиры потерпевшей расположен кондиционер. Специалистом Управления Роспотребнадзора в отношении ООО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ . Согласно протоколу общество нарушило санитарно-эпидемиологические требования, выразившиеся в том, что шум, создаваемый инженерно-технологическим оборудованием магазина, не соответствует нормативным величинам.

Постановлением судьи ООО признано виновным. Общество постановление судьи обжаловало. Однако жалоба оставлена без удовлетворения.

Выводы суда : в силу п. 6.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 уровни шума от внешних источников в жилых помещениях оцениваются с учетом их измерения при открытых форточках, фрамугах, узких створках окон, при этом эквивалентные уровни звука в жилом помещении в ночное время не могут превышать 25 дБА.

Из протоколов лабораторных испытаний следует, что эквивалентный уровень звука составляет 34, 35 и 37 дБА, установлено, что под окнами квартиры потерпевшей расположен кондиционер, который является источником повышенного шума (Решение Свердловского областного суда от 12 марта 2015 г. по делу N 71-110/2015)

Превышение уровня шума в квартире на 2 дБ от работы магазина. Штраф по решению суда

Шум при перемещении тележек в магазине при разгрузке товара с автомобиля . Один из жильцом жилого дома обратился в Роспотребнадзор с жалобой на превышение допустимого уровня шума.

Постановлением судьи Общество привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Установлено, что при производстве погрузочно-разгрузочных работ в магазине, расположенном в жилом доме, допускается превышение предельно - допустимого уровня шума с 07:00 до 23:00 в жилой квартире данного дома.

Общество обжаловало постановление судьи, однако областной суд оставил постановление судьи в силе.

Выводы суда : в результате измерений уровней шума установлено превышение максимального уровня шума на 2 дБ в дневное время при предельно допустимых величинах - 45 дБ.

Превышение максимального уровня шума было установлено при перемещении тележек в магазине при разгрузке товара с автомобиля.

Согласно приложению N 3 к п. 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10) предельно допустимые уровни шума не должны превышать в помещениях жилых зданий, в том числе один из значений показателя - 45 дБ (при проведении замеров в точке 3 жилой комнаты шум составил 47 дБ) (Решение Свердловского областного суда от 25 июня 2015 г. по делу N 71-264/2015)

Ответственность за превышение допустимого уровня шума в квартире от работы магазина на 2 дБА. Решение суда

Шум холодильного оборудования магазина . Общество подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 суток за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.

Общество признано виновным в нарушении требований пункта 3.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 и пункта 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, а именно, в превышении допустимого уровня шума в период с 23:00 до 23:50 в квартирах жилого дома, производимого холодильным оборудованием магазина, расположенного на первом этаже данного жилого дома.

Общество обжаловало указанное постановление, однако в удовлетворении жалобы отказано.

Выводы суда : установлено, что измеренные уровни шума при включенном холодильном оборудовании составили 32 дБА, при предельно допустимом уровне шума 30 дБА; 35 дБА, при предельно допустимом уровне шума 30 дБА (решение Свердловского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу N 71-307/2015)

Штраф за шум магазина в квартире от работы холодильного и лифтового оборудования. Решение суда

Шум в жилой комнате квартиры при работающем лифтовом и холодильном оборудовании магазина . Жилец жилого дома обратился в Роспотребнадзор с жалобой на превышение в квартире уровня шума от работы оборудования, установленного в магазине, который расположен на первом этаже жилого дома.

Управлением Роспотребнадзора в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении и постановлением оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа.

Общество обжаловало в арбитражный суд указанное постановление, однако суды трех инстанций отказали в ее удовлетворении. Суд округа указал следующее.

Выводы суда : доказательством по делу являлось заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области" по результатам измерений шума в жилой комнате квартиры при работающем лифтовом и холодильном оборудовании магазина, показавшим превышение допустимого максимального уровня звука на 6 дБА.

Указанное заключение основывается на п. 1.6. Методических указаний МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки…".

Факт эксплуатации лифтового и холодильного оборудования общества, как источника шума, установлен; исходя из диспозиции статьи 6.4 КоАП РФ, кто является собственником машин и механизмов - источников шума, не является значимым для дела обстоятельством, к ответственности привлекается лицо, эксплуатирующее указанное оборудование.

Суд также указал, что, несмотря на возможно принятые Обществом меры, по факту шум не был уменьшен, что свидетельствует, что совершенные действия не повлекли желаемого результата (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 октября 2014 г. по делу N А09-8145/2013)

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 6.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. При применении комментируемой статьи необходимо исходить из того, что ответственность может быть возложена на гражданина, должностное или юридическое лицо при наличии полного состава административного правонарушения. Не допускается привлечение к административной ответственности по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта при отсутствии (недоказанности) вины.

Так, директор муниципального образовательного учреждения "СОШ N 5" был привлечен к административной ответственности Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области по ст. 6.4 КоАП РФ в связи с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений школы, выразившимся в отсутствии ремонта (кровли зданий, спортивного зала, коридора). Постановление было обжаловано в судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что собственником имущества школы является администрация района "Сокольский", из бюджета которого финансируется школа. Директор МОУ "СОШ N 5" неоднократно обращался к администрации с просьбой о выделении необходимых средств для ремонта школы, однако получил отказ. Учитывая данное обстоятельство, суд пришел к выводу о том, что вина указанного должностного лица в совершении административного правонарушения отсутствует. Дело об административном правонарушении было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (см. подробнее Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N 09АП-36414/2013).

2. Особое значение имеет правильное определение субъекта административной ответственности, наступающей в соответствии с комментируемой статьей. Для определения такого субъекта необходимо установить, кто конкретно несет обязанности, связанные с эксплуатацией жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Неправильное определение субъекта административной ответственности является основанием для отмены постановления о назначении административных наказаний и прекращения производства по делу.

Так, ООО "Алан" было привлечено Управлением Роспотребнадзора по Амурской области к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП в связи с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого здания. Решением суда постановление Управления о назначении административного наказания было отменено в связи с тем, что ответственность за эксплуатацию жилого здания, как было установлено судом, возлагалась на другое юридическое лицо (МУП "Жилсервис"), а ООО "Алан" состояло с этим лицом в гражданско-правовых отношениях (отношениях, вытекающих из договора подряда) (см. подробнее письмо Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32 "О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора").

3. Санкция комментируемой статьи содержит в себе два вида наказаний - штраф и административное приостановление деятельности, при выборе которых следует исходить из фактических обстоятельств дела.

Так, Управлением Роспотребнадзора по Самарской области было возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении муниципального медицинского учреждения "Городская клиническая больница N 2" в связи с установлением факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений пищеблока родильного отделения. Материалы дела были переданы в суд для назначения наказания в виде приостановления деятельности родильного отделения больницы. При рассмотрении дела в суде было установлено, что больница принимает меры по устранению выявленных нарушений, главный врач неоднократно обращался в соответствующие инстанции с просьбами о выделении денежных средств для проведения ремонтных работ. При назначении административного наказания в виде штрафа суд исходил также из того, что больница является социально-значимым объектом, и приостановление деятельности родильного отделения может привести к переполнению оставшихся в городе Самаре 4 родильных домов, а также к срыву государственного заказа на оказание бесплатной медицинской помощи во время беременности и родов женщинам и новорожденным детям (см. подробнее письмо Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32 "О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора").

Другой комментарий к статье 6.4 КоАП РФ

1. Порядок эксплуатации определяется действующим законодательством Российской Федерации в зависимости от объекта и от его общественно опасных последствий в данном деянии, когда могут быть выявлены признаки преступления, предусмотренного ст. 236 УК.

И если относительно жилых помещений существует точное определение в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", то относительно других терминов нормативное их закрепление отсутствует.

Жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Необходимо учитывать и положения главы 18 ГК РФ, где закреплены право собственности и другие вещные права на жилые помещения, и ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 31.12.2005) о соответствии жилых помещений по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока, а содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

2. Действующими нормами термины "общественные помещения", "здания" и "сооружения" не определены, хотя по гражданскому законодательству здания и сооружения являются недвижимым имуществом - статья 219 ГК РФ.

Однако статьей 24 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 31.12.2005) требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта санитарно-эпидемиологического характера закреплены.

Соответственно, к категории "общественные помещения" можно отнести здания, предназначенные для обеспечения публично-правовых потребностей органов государственной власти и муниципальных органов и для осуществления предпринимательской деятельности и в иных коммерческих целях.

3. Функционирование транспорта рассматривается относительно воздушного, железнодорожного, морского и речного в рамках осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обеспечения безопасности условий труда в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Например, Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 04.12.2006); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 29.06.2004); Устав железнодорожного транспорта РФ (в ред. от 04.12.2006) N 201-ФЗ.

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.13 и 28.3 КоАП РФ).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, которые предъявляются к эксплуатации объектов среды обитания человека, например таких, как жилые и общественные помещения, здания, сооружения и транспорт и др.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.


[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 6] [Статья 6.4]

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


1 комментарий к записи “Статья 6.4 КоАП РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта”

    Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

    Комментарий к статье 6.4

    1. Комментируемая статья содержит специальную по отношению к ст. 6.3 Кодекса норму. Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся жилые и общественные по-мещения, здания, сооружения, а также объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, магистрального трубо-проводного, автомобильного транспорта, включая автобусы междугородного и международного сообщений.
    2. В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.) содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям, включая их содержание (ст. 23), а также к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (ст. 24).
    Конкретизацию положения данного Закона получают в федеральных санитарных правилах (о понятии — см. п. 3 комментария к ст. 6.3 настоящего Кодекса). Так, 15 декабря 2000 г. главным государственным санитарным врачом РФ были утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1002-00, введенные в действие с 1 июля 2001 г., а 8 апреля 2003 г. он же утвердил Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, начавшие действовать с 15 июня 2003 г. (РГ. 2003. 5 мая).
    Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 4 апреля 2003 г. N 31 были утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277-03, всту-пившие в действие с 1 июня 2003 г. (РГ. 2003. 17 апр.), относящиеся к эксплуатации транспорта. Примером санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, относящихся к сооружениям спортивно-оздоровительного назначения, являются СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. N 4 и введенные в действие с 1 мая того же года (РГ. 2003. 27 февр.).
    3. Санитарно-эпидемиологический надзор при эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В соот-ветствии с санитарным законодательством Приказом Минздравсоцразвития России от 19 октября 2007 г. N 658 утвержден Администра-тивный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государ-ственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринима-телей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг (с изм. и доп.).
    4. Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемом путем как действия, так и бездействия.
    5. Субъект правонарушения — гражданин, достигший возраста 16 лет, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
    6. Субъективную сторону данного правонарушения составляет умышленная или неосторожная вина.
    7. Дела об этих правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по надзору и контролю в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), и судьи, если на их рассмотрение будут переданы дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
    Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Добавь к себе