Правила безопасности порядок ликвидации аварийных ситуаций. Возможный порядок действия водителя при инциденте или аварии с опасным грузом. Безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций

Правительства Российской Федерации от 29.10.92 г. N 833 "О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации".

1.2. Настоящие Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.

1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.

1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках ( к настоящим Правилам). Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.

Если по какой-либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки следует искать по . к настоящим Правилам. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться предписаниями к настоящим Правилам.

1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:

Б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;

В) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

Г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.

Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.

1.8. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Личный состав указанных поездов и другие работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии с , установленным МПС России. Восстановительные и пожарные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов в установленном МПС России порядке.

1.9. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.

1.10. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой. Привлекаемые организации вправе пользоваться не только рекомендациями аварийных карточек, но и специфическими нейтрализаторами, методами и способами ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты, и обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.

Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных ситуаций с которыми эти предприятия могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной администрацией по представлению управлений железных дорог.

Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.

Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.11. Министерства, ведомства, перечисленные в к настоящим Правилам, а также другие министерства, ведомства, подведомственные предприятия которых отгружают опасные грузы, представленные в перечне, согласованном МПС России и МЧС России, должны иметь центральные службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с указанными грузами и соответствующие территориальные организации. Места их дислокации, номера телефонов и другие средства связи указаны в к настоящим Правилам. В случае изменения указанных сведений, а также при организации нового центрального или территориального органа адреса, номера телефонов и т.д. должны быть немедленно сообщены в МПС России соответствующим министерством, ведомством или организацией.

По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства или организации.

Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии, производится предприятиями - грузоотправителями (грузополучателями) или близлежащими предприятиями исходя из минимальных норм расхода, приведенных в . настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.

Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

А.Н.ЧЕЛЫШЕВ

Заместитель Министра

путей сообщения

Российской Федерации

Ю.М.ГЕРАСИМОВ

Согласовано

Заместитель Председателя

Федерального горного и

промышленного надзора

Н.Н.КАРНАУХ

ПРАВИЛА

БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила безопасности разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.92 N 833 "О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации".

1.2. Настоящие Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.

1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.

1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках (приложение 2 к настоящим Правилам). Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.

Аварийная карточка содержит:

указания по применению средств индивидуальной защиты;

необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:

Общего характера;

При утечке, разливе и россыпи;

При пожаре;

указания по нейтрализации;

указания по мерам первой помощи.

Порядок осуществления обязательных общих мер при авариях с различными опасными грузами приведен в разделе 2 настоящих Правил.

Необходимые для ликвидации аварийной ситуации средства приведены в приложении 3 настоящих Правил.

Указания по доврачебной помощи представлены в аварийных карточках и в п. 5.9 настоящих Правил.

Указания по врачебной помощи предусмотрены в Медицинских аварийных карточках.

1.6. Алфавитный указатель (приложение 4.1 к настоящим Правилам) содержит наименования опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки.

Если по какой-либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки следует искать по прил. 4.2 к настоящим Правилам. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться предписаниями приложения 5 к настоящим Правилам.

1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:

а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;

б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;

в) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.

Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.

1.8. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Личный состав указанных поездов и другие работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии с порядком, установленным МПС России. Восстановительные и пожарные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов в установленном МПС России порядке.

1.9. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.

1.10. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой. Привлекаемые организации вправе пользоваться не только рекомендациями аварийных карточек, но и специфическими нейтрализаторами, методами и способами ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты и обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.

Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных ситуаций с которыми эти предприятия могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной администрацией по представлению управлений железных дорог.

Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.

Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о наличии пожароопасных, ядовитых, коррозионных свойств опасных грузов приведены в приложении 7 к настоящим Правилам.

1.11. Министерства, ведомства, перечисленные в приложении 8 к настоящим Правилам, а также другие министерства, ведомства, подведомственные предприятия которых отгружают опасные грузы, представленные в перечне, согласованном МПС России и МЧС России, должны иметь центральные службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с указанными грузами и соответствующие территориальные организации. Места их дислокации, номера телефонов и другие средства связи указаны в приложении 8 к настоящим Правилам. В случае изменения указанных сведений, а также при организации нового центрального или территориального органа адреса, номера телефонов и т.д. должны быть немедленно сообщены в МПС России соответствующим министерством, ведомством или организацией.

По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства или организации.

1.12. Порядок проведения основных мероприятий по нейтрализации и дегазации приведен в соответствующем разделе аварийной карточки и разд. 6 настоящих Правил.

Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии, производится предприятиями-грузоотправителями (грузополучателями) или близлежащими предприятиями исходя из минимальных норм расхода, приведенных в п. 6.3 настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.

2. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ

ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ

2.1. К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обеспеченные комплектом настоящих Правил, имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами (на основании инструкции), снабженные средствами индивидуальной защиты (СПИ-20 или аналогичными), аптечкой и комплектом переносных радиостанций.

При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым другим возможным в создавшейся ситуации видом связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.

Схема оповещения причастных работников при возникновении аварийной ситуации представлена на рисунке 1.

станция ┌─────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────────────┐

│Начальник│<───────┐ │Локомотивная│ │ ┌───────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ станции │ │ │бригада, │ │ │Аварийно- │ │ │Грузоотправитель,│

└─────────┘ │ │другие ра- │ │ │восстанови-│ ┌───┼─>│грузополучатель, │

│ │ботники │ │┌─>│тельные │ │ │ │владелец подвиж- │

│ └─────┬──────┘ ││ │подразделе-│ │ │ │ного состава │

│ │ ││ │ния │ │ │ └─────────────────┘

│ \/ ││ └───────────┘ │ │

┌───────────────────────────┐ │ ┌────────────┐ ││ ┌───────────────┘ └──────┐

\/ │ └─┤Дежурный по │ ││ │ │

┌────────┐ ┌───────────┐ └───┤ станции, ├─┘│ │┌─────────────────────────┼─────────┐

│Штаб ГО │ │Пожарный и │ │ маневровый │ │ ││ \/ │

│ района │ │восстанови-│<───────┐ │ диспетчер │ │ ││ ┌──────────┐ │

│(города)│ │тельный по-│<──────┐│ └─────┬──────┘ │ │├───────────────────>│ЛУВД-ЛОВД,│ │

└─┬──────┘ │езда │ ││ │ │ ││ │ ОВД │ │

│ └───────────┘ ││ \/ │ ││ └───┬──────┘ │

│ ││ ┌────────────┐ │ ││ ┌───────────────┐ │ \/

│ Отделение┌───────────┐ │└─┤ Поездной ├──┘ ││ │Начальник отде-│ │ ┌─────────────────┐

│ железной │Служба вое-│ │ │ диспетчер │ ││ │ления железной │ │ │Дежурный помощник│

│ дороги │низирован- │<- - ─┐│ └─────┬──────┘ ││┌─>│дороги (началь-│ │ │военного комен- │

│ │ной охраны │ ││ │ │││ │ник железной │ │ │данта железнодо- │

│ └───────────┘ │ │ │││ │дороги) ├┐ │ │рожного участка и│

│ ││ │ │││ └┬──────────────┘│ │ │станции │

│ ┌───────────┐ │ │ │││ │ Председатель │ │ └───────────┬─────┘

│ │Начальник │ ││ │ │││ │ комиссии по │ │ │

│ │отдела гру-│<- ─┐ │ │ │││ │ ликвидации │ │ │

│ │зовой и │ │ ││ │ │││ │ чрезвычайных │ │ │

│ │коммерче- │ │ \/ │││ │ ситуаций │ │ │

│ │ской работы│ │ ││ ┌────────────┐ │││ └───────────────┘ │ │

│ └───────────┘ └──┤Дежурный по ├────┘││ │ │

\/ │ └─ ─┤отделению ├─────┘│ ┌────────────────┐ │ \/

┌────────┐ ┌───────────┐ │(управлению)├──────┘ │Главный врач │ │ ┌────────┐

│Штаб ГО │ │Ревизор по │ └─ - ─┤железной до-├────────>│центра санэпид- │ │ │Дежурный│

│области,│<──┤безопаснос-│<─────────┤роги │ │надзора отделе- │ │ │офицер │

│края, │ │ти движения│ └─────┬──────┘ │ния железной │ └────┐ │Управле-│

│респуб- │ │поездов │ │ │дороги │ │ │ния во- │

│лики │ └───┬───────┘ \/ └────┬───────────┘ │ │енных │

└────┬───┘ │ ┌────────────┐ ┌───────────┼──────────────┬─────┼────>│сообще- │

│ │ │Старший де- │ │ │ │ \/ │ний на │

│ Железная │ │журный по- │ │ \/ │ ┌─────┐ │железной│

│ дорога │ │мощник на- ├──┘ ┌───────────────────┐ └─>│УВДТ,│ │дороге │

\/ \/ │чальника │ │Главный врач центра│ │ УВД,│ └───┬────┘

┌─────────┐ ┌───────────┐ │оперативно- ├──────>│санэпиднадзора же- │ │ МВД │ │

│Оператив-│ │Служба без-│<─────────┤распоряди- │ │лезной дороги │ └──┬──┘ │

│ный де- │ │опасности │ │тельного от-│ └─────────────────┬─┘ │ │

│журный │<─┤движения и │ ┌──────┤дела желез- │ │ │ │

│регио- │ │экологии │ │ │ной дороги │ ┌──────────────────┐ │ │ │

│нального │ └───┬───────┘ │ └─────┬───┬──┘ │Территориальные │ │ │ │

│центра │ │ \/ │ └──────>│(центральные) │ │ │ │

│МЧС Рос- │ │ ┌────────────┐ │ │службы по ликви- │ │ │ │

│сии │ │ │Региональные│ │ │дации аварийных │ │ │ \/

└────┬────┘ │ │органы Гос- │ │ │ситуаций (прил. 8)│ │ │ ┌────────┐

│ │ │гортехнадзо-│ │ └──────────────────┘ │ │ │Дежурный│

│ Министер- │ │ра России │ │ │ \/ │офицер │

│ ство │ └────────────┘ │ ┌──────────────────────┼─┐ ┌──────┐ │Цент- │

\/ \/ \/ │ │ ├─>│ГУВДТ │ │рального│

┌─────────┐ ┌───────────┐ ┌──────────────────┐ │ ┌─────────────┐ │ │ │ МВД │ │Управле-│

│Оператив-│ │Управление │ │Дежурный по опера-│ │ │Главный са- │<─────┘ │ │России│ │ния во- │

│ный де- │ │по безопас-│ │тивно-распоряди- ├──┘ │нитарный врач│ │ └──────┘ │енных │

│журный │<─┤ности дви- │<───┤тельному отделу │ │железнодорож-│ └────────────>│сообще- │

│МЧС Рос- │ │жения и │ │Управления перево-├───>│ного транс- │ │ний МО │

│сии │ │экологии │ │зок │ │порта │ │России │

└─────────┘ └───────────┘ └───────────┬──────┘ └─────────────┘ └────────┘

┌─────────────────┐

│Начальники управ-│

│лений МПС России │

└─────────────────┘

Оповещаются в первую очередь;

Оповещаются во вторую очередь.

Рис. 1. Схема оповещения при возникновении

аварийной ситуации с опасными грузами

Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, содержащиеся в перевозочных документах наименование груза, номер аварийной карточки (номер ООН груза, при наличии), количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрифицированных участках - сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бригада принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на данный опасный груз.

2.2. При получении от машиниста сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в пределах станции дежурный по станции сообщает о случившемся начальнику станции, поездному диспетчеру, в штаб гражданской обороны района (города), после чего принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в соответствующей аварийной карточке.

2.3. При отсутствии перевозочных документов номер аварийной карточки следует установить в соответствии с п. 1.5 настоящих Правил.

2.4. К принятию неотложных мер могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги, при условии обязательного проведения с ними предварительного и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспечения их средствами индивидуальной защиты.

2.5. Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно сообщает об этом дежурному по отделению (управлению) железной дороги и в зависимости от создавшейся ситуации принимает решение о направлении восстановительного и пожарного поездов, других аварийно-восстановительных подразделений, а также регулирует движение поездов в районе места происшествия.

2.6. Дежурный по отделению (управлению) железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, передает сообщение начальнику отделения железной дороги, в случае отсутствия отделения железной дороги - начальнику железной дороги, председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям отделения железной дороги, старшему дежурному помощнику начальника оперативно-распорядительного отдела службы перевозок железной дороги, ревизору по безопасности движения поездов отделения (управления) железной дороги и главному врачу Центра санэпиднадзора (ЦСЭН) отделения (управления) железной дороги.

В случае, когда в зоне аварийной ситуации оказалось большое количество опасного груза (целые вагоны, их группы или большое количество упаковок опасного груза) или возникла чрезвычайная ситуация, дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает об этом местной администрации, которая действует в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

После вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуации дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает о ней начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, руководству службы военизированной охраны железной дороги.

2.7. Начальник отделения железной дороги (начальник железной дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необходимых случаях совместно с представителями местных органов власти, территориальных служб МЧС России, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя (грузополучателя) должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:

а) провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

б) при необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

в) оценить пожарную обстановку;

г) выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

д) разработать план ликвидации аварийной ситуации, в котором предусмотреть следующий порядок действий:

Дать краткую характеристику очага поражения;

Определить угрозу взрыва и пожара для личного состава подразделений и населения, а также угрозу развития пожара;

Определить силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии, и порядок их использования;

Поставить задачи отдельным подразделениям и специализированным формированиям;

Установить динамический контроль содержания химических веществ в окружающей среде;

Установить последовательность аварийно-восстановительных работ;

Организовать регистрацию участников ликвидации последствий аварийной ситуации;

Выбрать способы нейтрализации и дегазации на основе указаний аварийной карточки;

Организовать контроль за полнотой нейтрализации (дегазации, обеззараживания) местности, объектов внешней среды, техники, транспорта, спецодежды;

Организовать медицинское обеспечение;

Предпринять необходимые меры безопасности;

Организовать управление ходом работ и установить порядок представления донесений.

Такие мероприятия, как тушение ординарных пожаров, восстановление сквозного движения, расчистку завалов, подъем подвижного состава, разделку вагонов осуществляет железная дорога; оцепление зоны чрезвычайной ситуации, развертывание пунктов управления, организацию связи между подразделениями в месте ликвидации аварийной ситуации, нейтрализацию ядовитых веществ, перекачку жидкостей, сбор и вывоз зараженного грунта, обваловку и засыпку проливов, участие в тушении сложных пожаров (например, при горении ядовитых веществ или при образовании токсичных продуктов горения), организацию действий по ликвидации загрязнений местности и утилизации остатков опасных грузов осуществляют аварийные бригады предприятий, другие подразделения, входящие в территориальную подсистему РСЧС, войска и формирования гражданской обороны.

ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам , утвержденные МПС России 25 ноября...

При аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, начальник отделения железной дороги совместно со спе- циалистами причастных служб, должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:

Провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

При необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

Оценить пожарную обстановку;

Выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

Разработать план ликвидации аварийной ситуации.

В плане необходимо предусмотреть силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии, поставить задачи отдельным подразделениям и специализированным формированиям, установить последовательность аварийно-восстановительных работ, выбрать способы нейтрализации и дегазации, организовать медицинское обеспечение, предпринять необходимые меры безопасности и др.

До прибытия соответствующих аварийных служб запрещается приступать к восстановительным работам в зоне аварии с опасными грузами силами подразделений МПС России. Если свойства веществ и материалов неизвестны, руководитель работ может принять меры по их выяснению через грузоотправителя (грузополучателя). Вагоны с опасными грузами, представляющие опасность (пожары, утечки), должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 200 м от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами или на специально оборудованные пути. Проведение работ с вагонами, гружеными опасными грузами, при техническом обслуживании и ремонте производится в соот- ветствии с порядком, установленным МПС России.

26. Восстановительные работы при ликвидации аварий на железных дорогах.

При ликвидации последствий аварий на железных дорогах необходимо руководствоваться требованиями Инструкции по организации восстановительных работ и Правил безопасности.

Не позднее 40 минут после получения приказа дежурного по отделению железной дороги на место аварии должен быть отправлен восстановительный поезд.

Организация восстановительных работ включает выявление объемов работ, определение необходимых сил и средств, разработку планов по организации восстановления, обеспечение охраны и ограждение мест работы,обеспечение привлеченных лиц средствами индивидуальной защиты, принятие необходимых мер пожарной безопасности и др.

По мере освобождения земляного полотна от сошедшего подвижного состава работники восстановительных поездов приступают к ремонту пути. При этом не допускаются дополнительные повреждения подвижного состава и контейнеров с опасными грузами. Работы по подъему и ремонту подвижного состава, содержащего взрывчатые материалы, воспламеняющиеся газы, а также легковоспламеняющиеся и горючие грузы, проводятся с применением искробезопасного инструмента и технических средств. При необходимости освещения фронта работ используются осветительные устройства во взрывозащищенном исполнении.

В плане работ должна быть предусмотрена возможность обследования компетентными лицами зоны аварии (видеосъемка, фотографирование объектов, составление схем, отбор образцов и т.п.).

Класс 1 – взрывчатые материалы;

Класс 2 – газы сжатые и растворенные под давлением;

Класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости;

Класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовоспламеня- ющиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

Класс 5 – окисляющие вещества и органические пироксиды;

Класс 6 – ядовитые вещества;

Класс 7 – радиоактивные вещества;

Класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества.

При проведении аварийно-восстановительных работ с взрывчатыми материалами необходимо учитывать их особую опасность, способность принести значительный ущерб жизни и здоровью людей, а также жилым и производственным объектам, транспортной инфраструктуре.

При проведении восстановительных работ с газами сжатыми, сжиженными и растворенными под давлением необходимо учитывать, что в емкостях (цистернах, баллонах) имеет место избыточное давление. Оно может значительно повышаться с увеличением температуры, что может привести к разгерметизации емкости или даже к ее разрушению.Поэтому цистерны со сжиженными и сжатыми газами должны быть охлаждены независимо от природы газа.

При проведении восстановительных работ с легковоспламеняющимися жидкостями необходимо учитывать специфические свойства грузов этого класса опасности. Общим свойством грузов этого класса в случае утечки является способность создавать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах окружающей среды выше температуры вспышки. Горючая концентрация паров может распространяться от места возникновения на расстояние более двух километров, а низкие температуры самовоспламенения паров (100 - 300 °С) приводят к их воспламенению от нагретых тел и поверхностей.

При тушении пожаров с легковоспламеняющимися твердыми веществами, самовоспламеняющимися веществами, веществами, выделяющими воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой необходимо учитывать, что недостаточное увлажнение одних может способствовать самовозгоранию после прекращения горения.

При проведении восстановительных работ с окисляющими веществами и органическими пероксидами необходимо учитывать специфичность свойств опасных грузов данного класса, характеризующихся их способностью при нагревании разлагаться с образованием кислорода (разложение пероксидов может носить характер взрыва). Это способствует развитию пожара в условиях аварийной ситуации, образованию с горючими веществами смеси, способной самовозгораться, образованию токсичных веществ при контакте с неорганическими веществами.

При ликвидации аварий с ядовитыми веществами необходимо учитывать их способность вызывать отравления, заболевания при попадании внутрь или при соприкосновении с кожей.

При проведении аварийно-восстановительных работ с радиоактивными веществами необходимо учитывать такие опасные факторы, как радиационные поля вследствие повышения мощности дозы гамма- и нейтронного излучения, наличие радиоактивных веществ в окружающей среде (при разрушении радиационной упаковки), наличие подвергшихся радиоактивному загрязнению лиц, а также грунта, и другие.

Проведение аварийно-восстановительных работ с едкими и (или) коррозионными веществами должно проводиться с учетом того, что при непосредственном контакте эти вещества вызывают повреждения живой ткани, а при утечке и просыпании - повреждение и даже разрушение перевозимых грузов или транспортных средств.