Координационное совещание как одна из важнейших форм взаимодействия правоохранительных органов. Координационное совещание

совместные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях, где складывается наиболее неблагополучная криминогенная ситуация;

организация совместных дежурств следователей прокуратуры и оперативных работников органов внутренних дел;

совместное проведение пресс-конференций, «круглых столов» с обсуждением проблем борьбы с преступностью в городе (районе), в регионе;

взаимодействие со средствами массовой информации в иных формах для освещения актуальных вопросов противодействия преступности и т.п.

Повседневной формой координации является оперативный обмен текущей информацией, положительным опытом, подготовка аналитических обзоров, информационных писем, приказов, указаний, инструкций и распоряжений руководителей федеральных правоохранительных органов, а также субъектов Федерации.

Координационные совещания правоохранительных органов созываются, как правило, два раза в год по следующим вопросам: оценка состояния преступности; итоги выполненной работы по ее пресечению, предупреждению; распространение положительного опыта; разбор недостатков в деятельности конкретных органов – участников борьбы с преступностью. Прокуроры выступают на совещаниях с докладами об итогах работы за соответствующий период, заслушиваются руководители других правоохранительных органов. Формируются, уточняются текущие и перспективные задачи, вырабатываются и согласовываются конкретные меры. В зависимости от повестки заседания и предварительной оценки ситуации на совещания приглашаются представители контролирующих органов, работа которых имеет отношение к обсуждаемым вопросам. В итоговых межведомственных совещаниях участвуют представители всех правоохранительных органов города (района), судов, органов юстиции, а также представители специализированных прокуратур.

Распространенной формой координации является совместное обобщение практики работы по борьбе с преступностью в отдельных сферах правовых отношений (экологической, экономической, налоговой, кредитно-финансовой и др.), по отдельным направлениям деятельности, что позволяет глубже разобраться в состоянии законности и проводимой работе по ее укреплению, установить недостатки и их причины, более точно скорректировать дальнейшие усилия, внести конкретные предложения главам администраций, другим компетентным структурам.

С учетом оперативной обстановки, структуры преступности, состояния раскрываемости преступлений руководители правоохранительных органов совместными распоряжениями создают следственно-оперативные группы для выработки наиболее эффективных путей раскрытия и расследования, установления обстоятельств, способствующих совершению особо опасных или наиболее распространенных в регионе преступлений.

Распространена такая форма координации деятельности правоохранительных органов, как взаимное участие в оперативных совещаниях прокуратуры и соответствующих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, а также специализированных прокуратур.

Взаимодействие с судами и органами юстиции в рамках координации осуществляется преимущественно путем:

1) взаимного информирования о состоянии преступности и судимости;

2) использования данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью, улучшению качества предварительного следствия;

3) подготовки совместных предложений по разработке законопроектов по вопросам борьбы с преступностью;

4) проведения совместных семинаров и конференций, участия соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

5) обсуждения предложений о необходимости подготовки указаний, совместных информационных писем, справок, обзоров вышестоящими правоохранительными органами.

В процессе координации осуществляется взаимодействие правоохранительных органов с органами исполнительной власти. Такое взаимодействие, прежде всего, связано с разработкой и выполнением комплексных региональных программ борьбы с преступностью, которые включают следующие разделы:

Общая социально-демографическая характеристика города, района.

Криминологическая характеристика города, района.

Субъекты деятельности по борьбе с преступностью.

Основные направления деятельности и общие меры по борьбе с преступностью.

Меры по борьбе с преступлениями против личности.

Меры по борьбе с преступными посягательствами на собственность.

Меры по борьбе с преступлениями в сфере экономики города, района.

Общественная безопасность и профилактика правонарушений.

Предотвращение детской безнадзорности и преступности.

Материально-финансовое и кадровое обеспечение программы.

Мероприятия программы, предусматривающие участие прокуратуры, включаются в нее по согласованию с прокуратурой или по ее инициативе.

Как правило, проект комплексной региональной программы борьбы с преступностью, а также ход и результаты ее выполнения обсуждаются на координационных совещаниях правоохранительных органов соответствующего региона. Принятая программа подписывается главой местной администрации, иногда утверждается представительным (законодательным) органом власти региона. Специализированные прокуратуры также вносят свои предложения в эти программы и принимают участие в их реализации.

Прокурор участвует в этих программах согласованно с органами исполнительной власти, целенаправленно используя взаимные возможности. Однако исполнение мероприятий, намеченных программой по борьбе с преступностью, не исключает осуществления прокуратурой и другими правоохранительными органами координационных мероприятий, выработанных самостоятельно, исходя из оперативной обстановки.

Важной формой координации выступает подготовка и направление в представительные (законодательные), исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления информаций руководителей правоохранительных органов по вопросам состояния преступности и судимости в регионе и о выполненной профилактической работе.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью может осуществляться как «по вертикали», так и «по горизонтали», рекомендации вышестоящих координирующих органов обязательны для исполнения нижестоящими.

Приказ Генерального прокурора РФ «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» от 21 октября 1996г. № 57 (п.5) обязывает прокуроров городов с районным делением обеспечивать согласованность действий прокуратуры города и районных прокуратур по выявлению, пресечению, устранению нарушений закона, эффективному использованию предоставленных полномочий.

При планировании и организации координационной деятельности прокуратур городского (районного) звена учитываются план работы и решения координационного совещания вышестоящего звена правоохранительных органов.

Практика координационной деятельности прокуратур различных уровней свидетельствует о необходимости межрегиональной координации для рассмотрения наиболее актуальных проблем борьбы с преступностью, носящих межрегиональный характер.

Специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам городов и районов, координируют на своем уровне деятельность соответствующих специализированных отделов и отделений внутренних дел на транспорте, в закрытых и обособленных военных городках, отделов и отделений ФСБ, отделов налоговой полиции, местных таможен и таможенных постов.

Постоянно возникает необходимость в координации деятельности территориальных, военных и иных специализированных прокуратур: транспортных, природоохранных, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях 1 , по надзору за соблюдением законов в учреждениях, исполняющих уголовное наказание (УИН).

Организационные стороны их взаимодействия в процессе борьбы с преступностью нормативно в общем плане урегулированы приказом Генерального прокурора РФ № 34.

В соответствии с приказами Генерального прокурора РФ «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» от 9 апреля 1996 г. № 24 и «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе» от 26 июля 2001 г. № 47 с изменениями от 23 мая 1997 г., от 4 августа 1997 г., от 8 декабря 1998 г. всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам необходимо обеспечивать постоянное взаимодействие по актуальным проблемам организации надзора, вопросам борьбы с преступностью. Наиболее эффективно совместное участие в координационных и межведомственных совещаниях.

При выполнении конкретных задач, для решения которых созданы специализированные правоохранительные структуры, специализированные прокуроры могут выступить организаторами координации деятельности этих правоохранительных органов, с привлечением к этой работе руководителей исполнительной и представительной (законодательной власти и других заинтересованных ведомств по следующим предметам:

Природоохранные прокуратуры – по проблемам обеспечения экологической безопасности; выработке мер по предупреждению экологических и техногенных катастроф в регионах; по выполнению федеральных целевых программ (например, «Возрождение Волги»).

Военные прокуроры – о мерах по предупреждению незаконного отчуждения и разворовывания федеральной собственности в воинских частях и учреждениях; по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ в воинских частях.

Транспортные прокуроры– о мерах по предотвращению терроризма; по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с хищениями материальных средств при перевозках на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах – по проблемам соблюдения законности при обеспечении ядерной безопасности, предупреждению техногенных аварий и катастроф, по пресечению незаконных акционирования и приватизации оборонно-промышленного комплекса.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; по борьбе с распространением наркотиков в местах лишения свободы; о соблюдении конституционных прав и свобод граждан, содержащихся в следственных изоляторах.

IV.5.3. Организация работы координационного совещания.

Закон предусматривает для обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью именно координационное совещание, а не совет или какой-нибудь иной орган, что имеет место в прокуратурах некоторых регионов Российской Федерации.

Главная задача координационного совещания – выработка и принятие решений по вопросам, прежде всего, стратегического характера, общим для всех правоохранительных органов того или иного уровня.

Наряду с определением приоритетов совместной деятельности разрабатываются меры по борьбе с преступностью, в частности:

а) анализ и оценка итогов работы правоохранительных органов области, края, города (района) по борьбе с преступностью за определенный период в целом либо по отдельным категориям преступлений;

б) разработка согласованных мероприятий, реализация которых должна осуществляться руководителями соответствующих правоохранительных органов;

в) разработка и участие в реализации профилактических мер, предусмотренных региональными программами, в том числе в отдельных сферах правовых отношений, в отдельных населенных пунктах;

г) заслушивание сообщений подчиненных руководителей, других работников правоохранительных органов по актуальным вопросам организации координации и осуществления согласованных мероприятий;

д) разработка и внесение общих предложений в комплексные региональные программы борьбы с преступностью.

Состав и полномочия участников

координационного

совещания

Постоянно действующее координационное совещание образуется в составе: председателя – прокурора и членов – руководителей соответствующих правоохранительных органов. Постоянный состав координационного совещания утверждается совместным решением руководителей правоохранительных органов соответствующего уровня. На городском (районном) уровне в него, как правило, входят руководители органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, ФСБ, прокуроры специализированных прокуратур; приглашаются председатель суда и представители учреждений, входящих в систему Министерства юстиции РФ.

Для обеспечения должного взаимодействия и взаимопонимания между участниками координации важно непосредственное участие первых лиц в координационных совещаниях. Представители местных органов власти в состав постоянно действующих координационных совещаний не включаются, а только приглашаются для участия в его работе; принятые решения при необходимости доводятся до их сведения. С учетом характера и уровня обсуждаемых вопросов на совещание могут быть приглашены другие работники правоохранительных, контролирующих и специализированных органов, руководители различных ведомств, негосударственных структур, общественных объединений, ученые, представители средств массовой информации. Согласованные решения об этом принимаются руководителями правоохранительных органов. Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал , а также может созываться по инициативе одного из членов координационного совещания. Работа координационных совещаний планируется с учетом планов координационных мероприятий на полугодие, разрабатываемых участниками координационной деятельности.

Члены координационного совещания вносят предложения по вопросам, относящимся к предмету координации, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения, а также проекты документов, иные материалы, необходимые для обсуждения и принятия решения.

В процессе подготовки координационного совещаниязаранее изучаются и анализируются следственная, прокурорская, судебная практики, состояние борьбы с преступностью; выявляются организационные недостатки в работе; обобщается опыт успешной работы; вырабатывается единая линия в применении закона. В ряде случаев целесообразно затребовать дополнительную информацию из других ведомств или организаций региона, провести специальные проверки.

Постоянно

действующие

рабочие органы

В подготовке материалов координационных совещаний, выполнении их решений участвуют межведомственные рабочие группы . Они создаются по мере вынесения конкретных вопросов на обсуждение решением совещания или его председателя. В их состав, как правило, включаются оперативные работники прокуратуры по соответствующему направлению надзора, а также работники правоохранительных и иных органов и ведомств. Руководителем такой группы, как правило, является представитель прокуратуры по конкретному направлению надзора. При необходимости совещание или его председатель назначает представителя иного органа руководителем рабочей группы. В случае, когда исполнение решения возлагается на ряд ведомств без участия прокуратуры, орган, представитель которого должен возглавлять рабочую группу, определяется согласованным решением руководителей всех участвующих в исполнении органов. По актуальным направлениям борьбы с преступностью целесообразно создавать постоянно действующие межведомственные рабочие группы, исходя из штатной численности прокуратуры и местных условий.

Рабочие группы осуществляют:

повседневное накопление информации (банка данных) на закрепленных направлениях борьбы с преступностью;

обмен информацией между членами рабочей группы и участниками координационного совещания;

мониторинговое отслеживание негативных тенденций в преступности, положительного опыта работы, комплексный анализ и прогнозирование развития криминогенной ситуации, внесение предложений по наиболее острым проблемам;

подготовку информационно-аналитических материалов для направления в органы исполнительной и законодательной власти, для доклада председателю координационного совещания, руководителю рабочего аппарата, а также для рассмотрения на координационном совещании;

разработку совместно с научными учреждениями и государственными органами предложений о предупреждении преступлений;

обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений по совершенствованию правоохранительной деятельности;

разработку проектов совместных приказов, указаний, информационных писем и иных организационно-распорядительных документов по вопросам борьбы с преступностью;

подготовку проектов согласованных программ и планов координационной деятельности.

Секретариат

координационного совещания

Этот постоянно действующий орган (п.12 Положения) формируется в городе (районе), где для этого имеются кадровые и иные условия и возможности, а также на вышестоящих уровнях, из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания, и утверждается на ближайшем заседании. При изменении состава секретариата руководитель соответствующего правоохранительного органа представляет новую кандидатуру.

Ответственным секретарем в прокуратурах городского (районного) звена может назначаться помощник прокурора. Решение о возложении обязанностей ответственного секретаря может быть оформлено соответствующим кадровым распоряжением прокурора, либо информация об этом должна содержаться в общем распоряжении о распределении обязанностей по прокуратуре.

Ответственный секретарь возглавляет работу секретариата координационного совещания. Секретариат проводит текущую организационную работу: ведет документацию координационного совещания; извещает членов координационного совещания и приглашаемых лиц о проведении и повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению или принятию; организует подготовку и сбор предложений правоохранительных органов в планы работы координационного совещания; формирует проекты планов и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов; а также проводит периодический анализ и обобщение хода выполнения планов и решений координационного совещания. О результатах выполнения планов секретариат информирует председателя.

Протокол

и постановление координационного совещания

Материалы к совещанию заранее подготавливаются в соответствии с утвержденным планом и заблаговременно раздаются членам совещания. Работа совещания протоколируется. Протокол подписывается председателем и ответственным секретарем координационного совещания, а решение – руководителями тех органов, на которых возложено его исполнение.

Протокол координационного совещания содержит: наименование, дату, время и место его проведения; состав участников, в том числе лиц, приглашенных на заседание; четкий и полный перечень вопросов повестки дня совещания; подробное содержание выступлений участников совещания по каждому вопросу, особенно их предложения и обоснование.

Решение координационного совещания оформляется постановлением, которое прилагается к соответствующему протоколу. В постановлении указывается: наименование, дата и место принятия решения, существо рассмотренного вопроса и принятого по нему решения. Его формулировка содержит юридическое и фактическое обоснование, сведения об исполнителе и о лице, ответственном за контроль исполнения; указываются сроки исполнения. Подписанное всеми уполномоченными лицами постановление свидетельствует о согласии последних с принятым решением. Такое постановление направляется всем членам координационного совещания.

Решение координационного совещания считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которые возлагается его исполнение. Руководители правоохранительных органов организуют исполнение решений координационного совещания, которые реализуются приказами, указаниями, распоряжениями и другими организационно-распорядительными актами по каждому ведомству. Если в выполнении мероприятия участвуют несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный первым . В решении определяются основные меры, направленные на устранение имеющихся недостатков в работе, на концентрацию усилий в соответствующих сферах правовых отношений.

IV.5.4. Организация координации деятельности правоохранительных органов.

Подорганизацией координации понимается целенаправленное обоснованное упорядочение совместной работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, приведение ее в стройную устойчивую постоянно действующую систему .

Информационное

обеспечение

Координация осуществляется на основе:

результатов анализа собранной всеми правоохранительными органами информации о состоянии, структуре, динамике преступности, об обстоятельствах, способствующих преступным проявлениям, а также о результативности мер борьбы с ними;

данных статистического и оперативного учетов (в том числе о раскрытии преступлений, сроках следствия);

дополнительных сведений, которыми располагают другие государственные органы и негосударственные организации.

От иных государственных органов сведения запрашиваются по типовой форме, что позволяет получить сопоставимые данные и облегчает их обработку и обобщение.

Прокуратура получает информацию о состоянии преступности и борьбы с ней на поднадзорной территории прежде всего посредством выполнения своих надзорных функций. Информация содержится в материалах прокурорских проверок как плановых, так и инициативных. Из других правоохранительных органов она поступает в виде оперативных сводок, аналитических справок, докладных записок и т.п.

Оценка ситуации в регионе по результатам анализа собранной информации позволяет определять цели координации, например: повышение уровня раскрываемости каких-либо видов преступлений, получивших распространение в данном городе (районе); снижение удельного веса преступлений среди отдельных групп населения (несовершеннолетних, безработных).

Важное профилактическое воздействие на состояние преступности имеет борьба с злоупотреблением спиртными напитками и алкоголизмом, на почве которых совершается значительная часть преступлений.

Не менее грозным криминогенным фактором, непосредственно определяющим состояние и структуру преступности, является наркотизм – употребление различных наркосодержащих веществ, вызывающих наркотическое опьянение, и наркомания – болезненное привыкание к наркотикам 1 .

В крупных городах по инициативе или при непосредственном участии координационных совещаний правоохранительных органов составляются (обычно на два года) программы комплексных мер противодействия злоупотреблениям наркотиками и их незаконному обороту . Проводятся совместные проверки предприятий, медицинских учреждений, занимающихся производством, хранением и реализацией лекарственных наркотических препаратов, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Организуются межведомственные операции по пресечению незаконного оборота наркотиков («Канал», «Мак», «Допинг» и др.). Анализируется практика дознания и предварительного следствия по уголовным делам данной категории, составляются обобщения, обзоры положительного опыта работы правоохранительных и иных компетентных органов по этому направлению.

Обобщается судебная практика по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений на почве наркотизма.

По возможности создается специализированная следственно-оперативная группа по расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В районах, где выращиваются наркосодержащие растения, правоохранительные органы проводят совместные мероприятия по выявлению незаконных плантаций, уничтожению посевов. Проводятся мероприятия по пресечению незаконного применения наркотических средств через таможенные и государственные границы, в том числе с использованием контролируемых поставок наркотиков.

Планирование координационной деятельности

По результатам анализа информации и с учетом определенных целей и основных направлений совместной деятельности разрабатывается план прокурорам и следователям, работающим в местностях...

  • Настольная книга судьи астана 2005 утверждено в качестве практического пособия для работников судебной системы решением ученого совета судебной академии при верховном суде республики казахстан № 9 от 1 июня 2005 года

    Книга

    Труд, а книга станет действительно настольной книгой судьи, надежным... - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - с участием прокурора - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -, представителей потерпевших...

  • Настольная книга частного охранника

    Книга

    ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ЧАСТНОГО ОХРАННИКА Учебно-справочное пособие... по месту работы охранника; - прокурора во всех случаях смерти и причинения... лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве...

  • Документ

    Ясность методологических принципов сделали "Основы..." настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов... судебном процессе, характеристикам обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката, а также реплики...

  • Книги поступившие в библиотеку

    Книга

    ... книге рассматривается институт защиты публичных интересов прокурором и иными уполномоченными органами и определяется роль прокурора ... -М, 2006. - 717 с. Пособие предназначено стать настольной книгой для руководителей и сотрудников аппарата управления...

  • § 3. Формы координации

    За последние годы в центре и на местах сложились и утвердились проверенные жизнью формы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Сложившиеся формы координации способствуют укреплению деловых контактов работников органов внутренних дел, прокуратуры, ФСБ, налоговой полиции помогают им сосредоточить усилия на решении актуальных проблем в борьбе с преступностью.
    1. Наиболее распространенной и повсеместно применяемой формой координации являются организация и проведение межведомственных совещаний.
    Они посвящаются, главным образом, обсуждению итогов работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью за определенный период -квартал, полугодие, год. На межведомственное совещание может быть также вынесено обсуждение состояния борьбы с определенной категорией преступлений: хищениями государственного или общественного имущества; кражами личного имущества граждан; преступлениями несовершеннолетних и т. д. На межведомственные совещания приглашаются работники правоохранительных органов, от которых зависит решение обсуждаемых проблем, представители государственных органов и общественных организаций, в обязанности которых входит забота о соблюдении законности и правопорядка, ученые-юристы. Если межведомственное совещание проводится в районе или городе и если обсуждаются проблемы общего характера, то на них приглашаются все без исключения работники органов прокуратуры, суда и оперативные работники органов внутренних дел. На подобных совещаниях, как правило, присутствуют представители вышестоящих правоохранительных органов, местных органов самоуправления. Межведомственное совещание принимает решение, которое проводится в жизнь приказами руководителей правоохранительных органов, каждый издает приказ по своему ведомству. Межведомственное совещание может быть проведено с участием не всех, а только заинтересованных правоохранительных органов в решении того или иного вопроса. Так, Генеральной прокуратурой РФ, МВД и Верховным Судом РФ было проведено межведомственное совещание, посвященное состоянию работы по борьбе с умышленными убийствами. Совещание проходило под председательством Генерального прокурора Российской Федерации. При обсуждении отмечалось, что органы дознания и предварительного следствия в ряде случаев проявляют неоперативность как в раскрытии, так и в расследовании этих преступлений, несвоевременно избирают в отношении обвиняемых в совершении опасных преступлений такую меру пресечения, как содержание под стражей; в случае сокрытия подозреваемого от следствия несвоевременно объявляют его розыск, а розыск проводится неэффективно. Прокуроры несвоевременно проверяют обоснованность постановлений следователей о приостановлении следствия по делам о скрывшихся обвиняемых, не контролируют своих указаний об их розыске, не реагируют на нарушения уголовно-процессуального закона в части избрания обвиняемому меры пресечения. Решение и выписка из протокола межведомственного совещания были направлены руководителям органов внутренних дел и прокуратуры республик, краев и областей, им было рекомендовано изучить состояние этой работы у себя на местах и при наличии указанных выше недостатков обсудить этот вопрос на межведомственном совещании. При этом подчеркнута обоюдная заинтересованность - и органов внутренних дел, и прокуроров - в совершенствовании этой работы. Проведенные по стране мероприятия оперативного, процессуального и организационного характера дали свои положительные результаты.
    Может случиться так, что преступление или ряд аналогичных или сходных по способу совершения преступлений длительное время остаются нераскрытыми. Это само по себе может явиться самостоятельным поводом для проведения межведомственного совещания прокурорских, следственных и оперативных работников. Проведение таких совещаний и разработка мер оперативного и следственного характера дают, как правило, положительный результат. Опасные преступники - особо опасные рецидивисты, длительное время совершавшие преступления, были раскрыты благодаря скоординированной работе органов внутренних дел и прокуратуры в городах Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Краснодаре, Иркутске и др.
    Контроль за исполнением решений межведомственных совещаний осуществляется руководителями правоохранительных органов - каждым по своему ведомству.
    2. Следующей, также весьма распространенной формой координации являются совместные выезды работников правоохранительных органов в республики, края, области, города и районы для проведения проверки и оказания практической помощи местным органам в организации борьбы с преступностью. Выбор объекта проверки определяется состоянием работы по всем направлениям правоохранительной деятельности. Выезду предшествует изучение состояния работы тех государственных органов, деятельность которых предстоит проверить. План проверки разрабатывается заранее и утверждается руководителями правоохранительных органов. В состав бригады проверяющих включаются наиболее опытные, профессионально подготовленные работники. Возглавляет бригаду проверяющих, как правило, один из руководителей прокуратуры. О предстоящей проверке информируются местные органы государственной власти и управления, а также руководство органов местного самоуправления.
    Каждый из проверяющих знакомится с работой по своему профилю. В итоге составляется общая справка, которая подписывается всем составом проверяющих. Со справкой знакомятся работники правоохранительных органов, деятельность которых была проверена. Цель таких проверок, как было сказано выше, не только в том, чтобы установить какие-либо упущения, промахи и ошибки, а, главное, помочь наладить работу, научить правильно и своевременно решать наиболее актуальные вопросы, связанные с организацией борьбы с преступностью и нарушениями правопорядка. Результаты проверки в обязательном порядке обсуждаются на собрании коллектива работников правоохранительных органов. Об итогах проверки дается информация в местные органы государственной власти и управления. Результаты проверки затем выносятся на обсуждение координационного совета или межведомственного совещания. Решение, принимаемое советом или совещанием, проводится в жизнь приказом или указанием руководителя правоохранительного органа по своему ведомству. Если выявленные недостатки являются типичными, свойственными и для других органов, то решение совета или совещания направляется и им. Контроль за исполнением решения осуществляют руководители правоохранительных органов.
    Весьма поучителен опыт таких проверок, проводимых правоохранительными органами центра. По инициативе Прокуратуры РФ одна из таких проверок была организована и проведена в Брянской области. Она посвящалась исполнению законодательства о предупреждении преступлений среди несовершеннолетних. В состав бригады проверяющих были включены профессионально подготовленные работники МВД РФ, Прокуратуры РФ и др. К проведению проверки были привлечены работники органов народного образования. При проверке отмечалась слабая работа правоохранительных органов, предприятий, учебных заведений, комиссий по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, в особенности по предупреждению рецидивной преступности. Комиссии по делам несовершеннолетних недостаточно контролировали работу государственных предприятий и учебных заведений по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей и предупреждению правонарушений. При расследовании преступлений несовершеннолетних и в судебном разбирательстве уголовных дел этой категории не всегда полно выяснялись и устранялись причины и условия, способствовавшие этим преступлениям. Существенные недостатки были установлены и в Брянской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Все это отрицательно отразилось на состоянии преступности среди несовершеннолетних в области. Такая проверка позволила одновременно, с охватом широкого круга вопросов, глубоко и обстоятельно установить, как соблюдается законодательство о несовершеннолетних. Она подняла активность правоохранительных органов, общественных организаций и трудовых коллективов по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Результаты проверки были обсуждены на межведомственном совещании с приглашением должностных лиц государственных органов и общественных организаций, представители которых участвовали в проверке. Так как недостатки были типичными, было принято решение о направлении всем правоохранительным органам страны информационного письма с предложением изучить у себя эту проблему, а результаты обсудить на межведомственных совещаниях.
    3. Составление совместных планов по организации борьбы с преступностью. В зависимости от структуры и динамики преступности, распространенности тех или иных преступлений, от состояния оперативной обстановки в районе, городе, области, крае, республике руководители правоохранительных органов намечают провести ряд целенаправленных мероприятий по усилению борьбы с преступностью. Эти мероприятия могут носить характер организационный, процессуальный или воспитательный. План может составляться на квартал, полугодие, год.
    К выполнению намеченных мероприятий могут быть привлечены работники других государственных органов и общественных организаций. Планы, составляемые вышестоящими органами, могут служить ориентиром для нижестоящих органов, однако они не должны связывать их инициативы и самостоятельности. Осуществлять контроль за выполнением плана должен руководитель каждого из правоохранительных органов по своему ведомству.
    В связи с распространением наркомании и токсикомании был разработан план мероприятий по борьбе с изготовлением, употреблением и сбытом наркотиков. План был утвержден руководителями правоохранительных органов республик, краев и областей. Составлению плана предшествовала большая работа по сбору материалов по линии органов внутренних дел, прокуратуры и судов. В соответствии с планом было рекомендовано проверить совместно с органами здравоохранения и просвещения состояние борьбы с наркоманией, уровень и эффективность предупредительной работы, в особенности среди учащейся и рабочей молодежи. Рекомендовано также обобщить практику своевременного и полного раскрытия преступлений, связанных с изготовлением, сбытом и распространением наркотических средств, законности и обоснованности привлечения к ответственности лиц, виновных в этих преступлениях, устранения причин и условий, способствовавших этим нарушениям. Было Намечено сконцентрировать посевы конопли и обеспечить надежную их охрану; оказать помощь местным органам власти и управления в организации борьбы с незаконными посевами наркотикосодержащих культур. Был намечен также ряд других мероприятий, проведение в жизнь которых способствует усилению борьбы с наркоманией. Местные правоохранительные органы приняли к исполнению полученные рекомендации и предложения. Была проведена большая работа, главным образом предупредительного характера, которая дала определенные положительные результаты.
    4. Одной из широко применяемых форм координации является направление совместных информационных писем и методических рекомендаций.
    В информационных письмах дается анализ деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, ФСБ, налоговой полиции по борьбе с преступностью, применению законов, главным образом вновь принятых, состояния работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений. Информационные письма представляют собой итоговый документ обсуждения той или иной проблемы на заседании координационного совещания межведомственного совещания. Неверна практика направления на места информационных писем, под которыми нет "материальной основы". В ряде случаев в таких письмах рекомендации носят надуманный характер или являются нереальными для исполнения. Информационные письма нередко посвящаются анализу практики применения вновь принятого закона.
    В информационных письмах зачастую освещается и распространяется положительный опыт работы правоохранительных органов по тому или иному направлению борьбы с преступностью и иными правонарушениями, в том числе и состоянию координации деятельности правоохранительных органов. Весьма поучительными для местных правоохранительных органов были информационные письма о положительном опыте по проведению межведомственных совещаний в Москве, Санкт-Петербурге, в некоторых краях и областях Российской Федерации.
    5. Менее распространенной формой координации, нежели информационные письма являются методические письма. Они посвящаются, как правило, тактике и методике производства каких-либо сложных процессуальных действий или составлению процессуальных актов, вызывающих затруднение на практике. Например, следственные органы, прокуроры допускали много ошибок при установлении причин производственного травматизма, исполнении законодательства об охране труда и технике безопасности на промышленных объектах. Многие взрывы, пожары, повлекшие в отдельных случаях человеческие жертвы, были обусловлены различными нарушениями технологической дисциплины, ошибками при проектировании зданий и сооружений, при производстве пусконаладочных работ, а также при их эксплуатации. В методическом письме, подписанном руководителями правоохранительных органов центра и направленном на места, содержались рекомендации практического характера, выполнение которых позволило следственным органам и судам установить действительные причины допущенных нарушений законодательства об охране труда и технике безопасности и определить лиц, виновных в этом, установить степень их ответственности.
    6. Установление единого учета и статистической отчетности. В соответствии с Законом о Прокуратуре СССР Прокуратура Союза ССР совместно с МВД СССР и с Министерством юстиции СССР по согласованию с ЦСУ СССР разработала систему и методику единого учета и статистической отчетности о преступности, раскрытии и расследовании преступлений. Это давало возможность Генеральному прокурору СССР оказывать влияние на формирование следственной практики, независимо от ведомственной принадлежности следователей. В то же время это позволяло правильно оценить состояние законности и преступности, формировать сознание следственного аппарата в плане точного и неуклонного соблюдения уголовно-процессуальных норм.
    Генеральный прокурор СССР и Министр внутренних дел СССР утвердили совместную инструкцию, одобрив методику ведения учета преступных проявлений. Единая форма учета и статистической отчетности органов МВД СССР и Прокуратуры СССР действует с 1 июля 1980 г.
    В настоящее время единая статистическая отчетность осуществляется Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ и Министерством юстиции РФ.

    Главная задача координационного совещания - выработка и принятие решений по вопросам, прежде всего стратегического характера, общим для всех правоохранительных органов того или иного уровня.

    Наряду с определением приоритетов совместной деятельности разрабатываются меры по борьбе с преступностью, в частности:

    а) анализ и оценка итогов работы правоохранительных органов области, края, города (района) по борьбе с преступностью за определенный период в целом либо по отдельным категориям преступлений;

    б) разработка согласованных мероприятий, реализация которых должна осуществляться руководителями соответствующих правоохранительных органов;

    в) разработка и участии в реализации профилактических мер, предусмотренных региональными программами, в том числе в отдельных сферах правовых отношений, в отдельных населенных пунктах;

    г) заслушивание сообщений подчиненных руководителей, других работников правоохранительных органов по актуальным вопросам организации координации и осуществления согласованных мероприятий;

    д) разработка и внесение общих предложений в комплексные региональные программы борьбы с преступностью.

    Постоянно действующее координационное совещание образуется в составе: председателя - прокурора и членов руководителей соответствующих правоохранительных органов. Постоянный состав координационного совещания утверждается совместным решением руководителей правоохранительных органов соответствующего уровня.

    На городском уровне в него, как правило, и ходят руководители органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, ФСБ, прокуроры специализированных прокуратур, приглашаются председатель суда и представители учреждений, входящих в систему Министерства юстиции РФ.

    Для обеспечения должного взаимодействия и взаимопонимания между участниками координации важно непосредственное участие первых лиц в координационных совещаниях. Представители местных органов власти в состав постоянно действующих координационных совещаний не включаются, а только приглашаются для участия в его работе, принятые решения при необходимости доводятся до их сведения.

    С учетом характера и уровня обсуждаемых вопросов на совещание могут быть приглашены другие работники правоохранительных, контролирующих и специализированных органов, руководители различных ведомств, негосударственных структур, общественных объединений, ученые, представители средств массовой информации. Согласованные решения об этом принимаются руководителями правоохранительных органов. Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также может созываться по инициативе одного из членов координационного совещания. Работа координационных совещаний планируется с учетом планов координационных мероприятий на полугодие, разрабатываемых участниками координационной деятельности.



    Члены координационного совещания вносят предложения по вопросам, относящимся к предмету координации с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения, а также проекты документов, иные материалы, необходимые для обсуждения и принятия решения.

    В процессе подготовки координационного совещания заранее изучаются и анализируются следственная, прокурорская, судебная практика, состояние борьбы с преступностью, выявляются организационные недостатки в работе, обобщается опыт успешной работы, вырабатывается единая линия в применении закона. В ряде случаев целесообразно затребовать дополнительную информацию из других ведомств или организации региона, пронести специальные проверки.

    В подготовке материалов координационных совещании, выполнении их решений участвуют межведомственные рабочие группы. Они создаются по мере вынесения конкретных вопросов на обсуждение решением совещания или его председателя.

    В их состав, как правило, включаются оперативные работники прокуратуры по соответствующему направлению надзора, а также работники правоохранительных и иных органов и ведомств. Руководителем такой группы, как правило, является представитель прокуратуры по конкретному направлению надзора. При необходимости совещание или его председатель назначает представителя иного органа руководителем рабочей группы. В случае, когда исполнение решения возлагается на ряд ведомств без участия прокуратуры, орган, представитель которого должен возглавлять рабочую группу, определяется согласованным решением руководителей всех участвующих в исполнении органов. По актуальным направлениям борьбы с преступностью целесообразно создавать постоянно действующие межведомственные рабочие группы, исходя из штатной численности прокуратуры и местных условий,

    Рабочие группы осуществляют:

    1 повседневное накопление информации на закрепленных направлениях борьбы с преступностью;

    2 обмен информацией между членами рабочей группы и участниками координационного совещания;

    3 мониторинговое отслеживание негативных тенденций в преступности, положительного опыта работы, комплексный анализ и прогнозирование развития криминогенной ситуации, внесение предложений по наиболее острым проблемам;

    4 подготовку информационно-аналитических материалов для направления в органы исполнительной и законодательной власти, для доклада председателю координационного совещания, руководите по рабочего аппарата, а также для рассмотрения на координационном совещании;

    5 разработку совместно с научными учреждениями и государственными органами предложений о предупреждении преступлений;

    6 обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений по совершенствованию правоохранительной деятельности;

    7 разработку проектов совместных приказов, указаний, информационных писем и иных организационно-распорядительных документов по вопросам борьбы с преступностью;

    8 подготовку проектов согласованных программ и планов координационной деятельности.

    Секретариат координационного совещания. Этот постоянно действующий орган (п.12 Положения) формируется в городе (районе), где для этого имеются кадровые и иные условия и возможности, а также на вышестоящих уровнях из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания, и утверждается на ближайшем заседании. При изменении состава секретариата руководитель соответствующего правоохранительного органа представляет новую кандидатуру.

    Ответственным секретарем в прокуратурах городского (районного) звена может назначаться помощник прокурора. Решение о возложении обязанностей ответственного секретаря может быть оформлено соответствующим кадровым распоряжением прокурора, либо информация об этом должна содержаться в общем распоряжении о распределении обязанностей по прокуратуре.

    Ответственный секретарь возглавляет работу секретариата координационного совещания. Секретариат проводит текущую организационную работу: ведет документацию координационного совещания, извещает членов координационного совещания и приглашаемых лиц о проведении и повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению или принятию, организует подготовку и сбор предложений правоохранительных органов в планы работы координационного совещания; формирует проекты планов и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов, а также проводит периодический анализ и обобщение хода выполнения планов и решений координационного совещания. О результатах выполнения планов секретариат информирует председателя.

    Материалы к совещанию заранее подготавливаются в соответствии с утвержденным и постановление и паном и заблаговременно раздаются членам координационного совещания. Работа совещания протоколируется. Протокол подписывается председателем и ответственным секретарем координационного совещания, а решение - руководителями тех органов, на которых возложено его исполнение.

    Протокол координационного совещания содержит: наименование, дату, время и место его проведения, состав участников, и том числе лиц, приглашенных на заседание, четкий и полный перечень вопросов повестки дня совещания, подробное содержание выступлений участников совещании по каждому вопросу, особенно их предложения и обоснование.

    Решение координационного совещания оформляется постановлением, которое прилагается к соответствующему протоколу. В постановлении указывается: наименование, дата и место принятия решения, существо рассмотренного вопроса и принятого по нему решения. Его формулировка содержит юридическое и фактическое обоснование, сведения об исполнителе и о лице, ответственном за контроль исполнения, указываются сроки исполнения. Подписанное всеми уполномоченными лицами постановление свидетельствует о согласии последних с принятым решением. Такое постановление направляется всем членам координационного совещания.

    Решение координационного совещания считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которые возлагается его исполнение. Руководители правоохранительных органов организуют исполнение решений координационного совещания, которые реализуются приказами, указаниями, распоряжениями и другими организационно-распорядительными актами по каждому ведомству. Если в выполнении мероприятия участвуют несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный первым. В решении определяются основные меры, направленные на устранение имеющихся недостатков в работе, на концентрацию усилий в соответствующих правовых сферах.

    15 декабря с.г. в г. Москве под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Владимира Малиновского состоялось межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов Центрального федерального округа по вопросам соблюдения законности при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. В совещании принял участие помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Сергей Деревянко.

    Участники совещания отметили, что обсуждавшиеся вопросы продолжают занимать важное место в деятельности правоохранительных органов.

    Так, за 9 месяцев 2011 года на территории Центрального федерального округа зарегистрировано 431,7 тыс. преступлений. Из них 20,3 тыс. – это выявленные и поставленные на учёт по инициативе прокурора преступления, ранее известные, но по разным причинам не учтённые. Среди них 26 убийств, 304 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, в т.ч. 11 – повлекших по неосторожности смерть потерпевших. Почти половина из выявленных прокурорами преступлений – это преступления против собственности - 9,9 тыс.

    Подавляющее большинство - 18,4 тыс. укрытых преступлений выявлено при проверках в органах дознания территориальных подразделений МВД России.

    Наиболее распространённым способом укрытия преступлений, как и в предшествующие годы, является вынесение необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела при явном наличии признаков преступления, либо по неполно проверенным обстоятельствам произошедшего.

    За период с января по сентябрь 2011 года прокурорами признано незаконными или необоснованными и отменено 362,1 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Наиболее существенно увеличилось количество отменённых постановлений, вынесенных следователями Следственного комитета Российской Федерации - с 4,6 тыс. до 8 тыс. Также заметно возросло количество отменённых постановлений следователей МВД России – с 3,9 тыс. до 4,7 тыс.

    Общее количество выявленных прокурорами нарушений закона, допущенных при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 14,8%, составив более 450 тыс. Самый резкий (около 67%) рост количества выявленных прокурорами нарушений – в подразделениях Следственного комитета Российской Федерации.

    По мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 7,3 тыс. должностных лиц правоохранительных органов, допустивших нарушения закона при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, что на 21,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Вместе с тем, в подразделениях Следственного комитета Российской Федерации, несмотря на отмеченные проблемы, дисциплинарная практика остаётся наиболее либеральной. К ответственности привлечено лишь 50 сотрудников. Такие меры нельзя признать адекватными.

    Существенно сократилось количество должностных лиц, привлечённых к уголовной ответственности за совершённые преступления, связанные с нарушением законов при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Единый подход к уголовно-правовой оценке их деяний не сформирован.

    В целях устранения отмеченных недостатков и укрепления законности в деятельности правоохранительных органов при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях участниками совещания принято решение о реализации в следующем году ряда мер практического и организационного характера.

    Официальный сайт Генеральной прокуратуры

    Российской Федерации

    25 февраля 2010, 00:00

    Руководством страны, федеральными и региональными органами власти, правоохранительными ведомствами принимаются значительные усилия по нормализации положения дел на территории Северного Кавказа.

    Решение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева об образовании Северо-Кавказского федерального округа должно стать ключом к решению именно социально-экономических проблем в регионах, которые вошли в него. Поэтому это потребует более четкого взаимодействия правоохранительных органов с контролирующими ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в этой сфере, борьбе с коррупцией, экстремизмом и терроризмом.

    Все вопросы сегодняшней повестки дня актуальны. Генеральной прокуратурой в августе 2009 г. был проведен развернутый анализ положения дел в социально-экономической сфере, результативности принимаемых мер по противодействию преступности в регионах Северного Кавказа. В его основу легли итоги проверок исполнения законодательства о противодействии экстремизму, терроризму и коррупции, проведенные в минувшем году Генеральной прокуратурой в республиках Ингушетия и Дагестан, совместных совещаний с руководством правоохранительных органов в республиках Северного Кавказа по стабилизации обстановки в этом регионе. По итогам подготовлен доклад Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства В.В. Путину, в котором отражены основные причины и тенденции, которые привели к осложнению криминогенной обстановки. Тогда нами были сделаны выводы о необходимости усиления координационной составляющей.

    Определенные подвижки произошли, что дало возможность осуществить отмену режима контртеррористической операции в Чеченской Республике, сформировать выборные органы местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике, увеличить объемы бюджетного финансирования социально-экономической сферы регионов Северного Кавказа, установить дополнительные гарантии и компенсации для работников правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-служебную деятельность на территории республик Северного Кавказа.

    Благодаря скоординированной работе федеральных властей, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, прокуратуры, суда почти в два раза снижен размер задолженности по выплате заработной платы в округе.

    Существенные подвижки произошли в Чеченской Республике, где имелась внушительная задолженность по зарплате.

    Вместе с тем, несмотря на все эти и другие меры, качество жизни в республиках Северного Кавказа зачастую уступает среднероссийскому.

    Кризисное состояние экономики республик Северного Кавказа, нерешенность социальных вопросов порождают напряженность в регионе, влекут рост преступности. Несмотря на активизацию работы правоохранительных органов, увеличение числа осужденных за террористические преступления, продолжают усиливаться проявления экстремизма и терроризма. Действуют организации ваххабитского толка, которые не только поддерживают бандформирования, но и непосредственно участвуют в подготовке диверсионно-террористических актов. И события недавнего периода это наглядно демонстрируют.

    Провоцирует преступный фон угрожающие масштабы нелегального оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, без которых не обходится ни одно посягательство на жизнь военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, судей, представителей власти. В 2009 г. наибольшие темпы прироста преступлений, совершенных с использованием оружия, зафиксированы в республиках Ингушетия и Дагестан (на 92% и 65% соответственно), Карачаево-Черкесской Республике (на 43%).

    Тревогу вызывает ситуация, связанная с незаконным распространением наркотических средств. Динамика изъятия наркотиков свидетельствует об активизации попыток наладить через Северный Кавказ каналы поставок наркотиков в центральную Россию и Западную Европу. В число регионов страны с наибольшим удельным весом преступлений о незаконном обороте наркотических средств входят республики Ингушетия (19%), Северная Осетия (17%), Чеченская Республика (15%), Ставропольский край (13%).

    Меры, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа по нормализации ситуации, к сожалению, пока не дают должных результатов.

    Действия правоохранительных органов неадекватны складывающейся угрозе. До сих пор не раскрыто убийство Министра внутренних дел по Республике Дагестан, ряд других дерзких, резонансных преступлений. Притом, что коррупция охватила практически все уровни власти, в том числе правоохранительные и судебные органы, число выявленных фактов взяточничества в 2009 г. в округе выросло минимально (+3,6%). В ряде регионов их вообще единицы. В два раза меньше коррупционных преступлений расследовано в Ставропольском крае и в Республике Дагестан.

    Особое беспокойство вызывает низкая эффективность деятельности оперативных служб правоохранительных органов. Оперативная работа ведется не профессионально, большей частью на бумаге. В прошлом году только в Главное управление МВД России по Южному федеральному округу прокурорами практически ежедневно вносились протесты и требования об устранении нарушений закона (300 протестов, 100 требований).

    Имеются серьезные нарекания к учетно-регистрационной дисциплине. В Республике Ингушетия прокурорами выявлены факты, когда под видом неподтверждения поступившей информации 260 материалов, содержащие сообщения о преступлениях, были незаконно списаны в архив. В Чеченской Республике в 2009 г. по требованию прокуратуры отменены три четверти решений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе почти все (98%), вынесенные органами милиции.

    Множество нарушений закона выявлено прокурорами в работе следственных органов федерального округа. Несмотря на значительное снижение нагрузки на 7%, следователями в 2009 г. направлено в суд на 5% меньше уголовных дел, треть от числа принятых к производству дел приостановлена. В республиках Ингушетия и Дагестан приостановлено 40% уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, а в Чеченской Республике - две трети. Отмечены и другие негативные тенденции. Уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях незаконно соединяются в одном производстве, якобы как совершенные уничтоженными членами незаконных вооруженных формирований. При этом не имеется никаких доказательств, что эти деяния были совершены одними и теми же лицами. В дальнейшем такие дела прекращаются, нераскрытые преступления списываются на уничтоженных боевиков. Кроме того, нераскрытые особо тяжкие преступления незаконно квалифицируются как менее тяжкие.

    Не лишена просчетов и упущений надзорная и координационная деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации в округе.

    Вскрытые нарушения указывают на слабое взаимодействие всех звеньев правоохранительной системы и многие другие недостатки.

    По итогам сегодняшнего межведомственного совещания должен быть выработан не очередной набор предложений, а совершенно конкретные, абсолютно взвешенные решения по исправлению ситуации. Это касается нашего реагирования на нарушения законности в социальной и экономической сферах, мер по противодействию террористической и экстремистской угрозе, нейтрализации преступников, борьбе с коррупцией.

    Уверен, что у нас состоится принципиальный, прямой и всесторонний разговор.

    Считаю необходимым обсудить вопросы эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму; раскрытию и расследованию уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера; состояния законности в экономике и социальной сфере; борьбы с коррупцией.

    Подведу итоги. Цель совещания не критиковать друг друга, а поговорить. И мы поговорили по широкому кругу вопросов, которые имеют первоочередное значение для обеспечения стабильности и законности на территории Северо-Кавказского федерального округа. Большую тревогу вызывает Северный Кавказ у руководства страны. Именно поэтому создан новый федеральный округ и полномочный представитель Президента в нем еще по статусу и вице-премьер. Президент возлагает большую надежду на нашу совместную эффективную работу. Мы единодушны во мнениях о важности и необходимости экономических способов реагирования на ситуацию.

    В тоже время регионы захватила волна экстремизма и его крайнего проявления -терроризма. Поэтому, во-первых, необходимо активизировать расследование уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера. Отсутствие весомых результатов по ним подрывает не только авторитет правоохранительных органов, но и в целом авторитет государственной власти.

    Результаты же могут появиться только тогда, когда сможем наладить эффективное взаимодействие прокуратуры, следственных органов и оперативных служб еще на ранних этапах расследования, сумеем оградить участников процесса от незаконного воздействия на них. И эта работа должна заканчиваться только после вступления приговора в законную силу.

    Такой опыт по уголовным делам у нас имеется. Александр Иванович об этом говорил. В тех случаях, когда оперативные материалы полноценно реализовывались, создавались совместные оперативно-следственные группы, прокуратура координировала работу по делу, расследование завершалось успешно. Эту практику необходимо активнее развивать.

    Второе. Ключевым элементом в системе осуществления мер по противодействию терроризму является пресечение его финансирования. Нужно построить работу так, чтобы пресечь как внешние, так и внутренние источники поступления денежных средств для бандформирований. Результативная борьба здесь возможна только в условиях полноценного взаимодействия всех правоохранительных органов. Поэтому в первую очередь в округе надо создать Межведомственную рабочую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

    В поле зрения данной группы должны попасть вопросы противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотических средств. Поскольку и террористическая и экстремистская деятельность подпитывается деньгами, полученными от их реализации. Поэтому от активности правоохранительных органов при проведении антинаркотических мероприятий, реализации мер по изъятию оружия, боеприпасов, зависит эффективность борьбы с терроризмом и экстремизмом.

    Считаю необходимым и полезным, чтобы в состав этой Межведомственной рабочей группы вошли представители Федеральной службы безопасности и Федеральной таможенной службы. В настоящее время в инженерно-техническом отношении российская граница в пределах Северо-Кавказского региона не оборудована на большинстве участков. Это создает серьезные трудности при выполнении задач по ее охране.

    Низка эффективность оперативно-розыскных мероприятий по ликвидации контрабандных каналов. В 2009 г. таможенными органами не было выявлено ни одного преступления о контрабанде, совершенной в особо крупных размерах и организованными группами.

    Третье. Необходимо понимать, что угрозы террористических и экстремистских проявлений будут сохраняться, если мы не сможем качественным образом противостоять преступности.

    А эффективно бороться с ней можно только при наличии грамотного, отлажено работающего следственного аппарата и службы дознания, в работе которых много еще нерешенных проблем. Сегодня признать удовлетворительной их работу нельзя. Это касается следователей всех правоохранительных органов: Следственного комитета при прокуратуре, МВД, ФСБ, наркоконтроля.

    Как только в производстве у следователя оказывается сложное уголовное дело, сразу же возникают трудности с его расследованием, закреплением доказательств. Зачастую производство по делу просто приостанавливается, что ведет к увеличению сроков его расследования, создает трудности в раскрытии преступления. Нередко итог такого расследования - прекращение производства по уголовному делу по реабилитирующим основаниям.

    В этой связи большая ответственность ложится на прокуроров. Уголовные дела, которые вы направляете в суд, не должны рассыпаться в результате некачественной подготовки материалов, брака в работе. Все это нужно отсеивать, своевременно реагируя на выявленные нарушения федерального законодательства. Необходимо учить следователей. Ваши практические знания, опыт, личный пример должны способствовать подготовке следователей, способных грамотно расследовать самые сложные уголовные дела. Никто не снимал с вас этой ответственности, с каждого будут спрашивать лично. Критерий будет один - не дорабатывает следствие и дознание - плохо работает прокурор.

    Четвертое. Основными направлениями криминального внимания организованных преступных групп является сфера экономики. Чаще всего эти преступления имеют коррупционную составляющую.

    И вот здесь прокурор должен быть одной из ключевых фигур. Прокурорский надзор надо поставить на такой уровень, чтобы можно было своевременно проверить законность использования денежных средств, поступающих из федерального бюджета. Нельзя допустить, чтобы бюджетные деньги уходили не по назначению, более того, использовались в преступных целях. При этом каждое уголовное дело, возбужденное по таким фактам, должно заканчиваться одним - обвинительным приговором суда.

    Сегодня в ходе обсуждения неоднократно звучала оценка ситуации, связанная с масштабами коррупции в регионе. Однако в семи таких проблемных регионах, которые вошли во вновь сформированный федеральный округ, в 2009 г. в суды направлено всего 580 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Это явно не соответствует степени распространения в регионе коррупции, хищения государственных средств и взяточничества. При этом почти половина (250) уголовных дел была возбуждена по материалам прокурорских проверок, хотя в обязанности прокуроров не входит проведение оперативных мероприятий по выявлению преступлений.

    Опыт показывает, что серьезных результатов удается добиться только одновременным объединением усилий оперативных сотрудников, следователей и прокуроров.

    Мы можем вместе пресекать преступления, изобличать виновных в их совершении. Прокуроры готовы организовать собственные проверки, подключить другие заинтересованные органы, координировать их деятельность.

    В сфере борьбы с коррупцией важно организовать эффективную оперативно-розыскную работу. Это должны быть инициативные оперативно-розыскные меры, связанные с внедрением и разоблачением организованных групп, совершающих коррупционные преступления. Надо создавать прочные оперативные позиции в сферах, наиболее пораженных взяточничеством. Необходимо квалифицированно документировать преступную деятельность, используя современные оперативно-технические средства контроля за действиями разрабатываемых лиц. Эта работа должна проводится постоянно на высоком профессиональном уровне, с безусловным соблюдением конституционных прав граждан.

    Пятое. Работа по наведению порядка в регионе приобрела новое направление, на передний план выходят вопросы социально-экономического характера. Сейчас социальные проблемы в Северо-Кавказском федеральном округе являются основными дестабилизирующими ситуацию факторами. Не обеспечим законность в этой сфере, не сможем полноценно решить остальные.

    Требуют постоянного внимания вопросы своевременности выплат по заработной плате. Как видим обстановка в регионах вновь в этом плане неспокойная. Этот вопрос должен быть постоянно в сфере внимания органов власти и правоохранительных ведомств. Нами уже наработана значительная практика, работу необходимо продолжать.

    Другая задача - снижение уровня безработицы. На территории округа находится свыше 40% убыточных предприятий. В этих условиях прокуратура, все правоохранительные органы должны обеспечить надежную защиту прав граждан. В 2009 г. выявлено свыше 250 тыс. нарушений закона, четверть из которых - в сфере трудовых правоотношений. Это очень много.

    Правительством Российской Федерации, полномочным представителем Президента России в федеральном округе организуется большая работа по качественному повышению уровня жизни населения регионов Северного Кавказа. Для преодоления экономического спада, развития жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и обеспечения граждан жильем, развития системы здравоохранения, своевременного пенсионного обеспечения неработающих граждан и выполнения иных социальных обязательств из федерального бюджета выделяются значительные средства. И задача правоохранительных органов состоит в том, чтобы в рамках компетенции всемерно помогать реализации этих программ, главное, - следить за сохранностью денежных средств при их освоении на местах. У нас есть соответствующие механизмы - во всех субъектах Российской Федерации созданы и действуют штабы, рабочие группы, которые занимаются пресечением преступлений в экономической сфере. Надо задействовать их потенциал. Это та работа, которой нужно заниматься постоянно.

    И последнее. Правительством Российской Федерации выделены немалые денежные средства на обеспечение деятельности правоохранительных ведомств и оперативных служб Северо-Кавказского федерального округа. Их надо в полной мере использовать по назначению, в том числе на надлежащую личную защиту всех сотрудников правоохранительных органов. Ведь самое главное - это люди, их жизнь и здоровье. Я полностью разделяю тревогу о сложившемся положении дел по этому вопросу, высказанную Александром Ивановичем Бастрыкиным