Просмотр поста "​В уездном городе П и один в поле воин!". Событие в городе п

2. Система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности – это:

а) правоотношение;

б) правовое ограничение;

в) механизм правового регулирования;

г) юридический состав правонарушения.

адание 2.

Ситуация: Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок: они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Такое поведение является проступком или преступлением? Определите вид правонарушения и вид ответственности за него.

ариант № 2

Задание 1. Тест.

1. Соответствие терминов:

2. Только физическими лицами могут быть совершены:

а) уголовные преступления;

б) дисциплинарные проступки;

в) административные правонарушения;

г) гражданско-правовые правонарушения.

адание 2.

Ситуация: В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей. Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии .

ариант № 3

Задание 1. Тест.

1. Соответствие понятиям из сферы применения юридической ответственности:

2. Проступки могут быть:

а) уголовные;

б) гражданские;

в) материальные;

г) дисциплинарные;

д) административные.

адание 2.

Ситуация: К уголовной ответственности был привлечен ранее не судимый и не привлекавший ни к какой юридической ответственности водитель автофургона Николай Сергеев. Возвращаясь из дальнего рейса, он проехал на красный свет светофора и сбил пешехода. Суд назначил ему самое строгое наказание, предусмотренное за это преступление. До совершения преступления Сергеев считался лучшим водителем автобазы, неоднократно награждался за отличную работу, по свидетельству коллег являлся хорошим семьянином и отцом. Какой принцип юридической ответственности нарушен при определении меры наказания? Обоснуйте свой ответ.

ариант № 4

Задание 1. Тест.

1. Последовательность указанных ниже элементов в порядке их появления:

а)правовая норма;

б) реализация мер юридической ответственности;

в) совершение противоправного деяния;

г) состав правонарушения.

2. В субъективную сторону правонарушения входят:

в) причиненный ущерб;

адание 2.

Ситуация: Решением суда был установлен размер содержания престарелых нетрудоспособных родителей гражданина Б., который, однако, от уплаты указанной в решении суда суммы уклонялся в течение длительного времени. Определите вид правонарушения и ответственности за него, охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, установите форму вины гражданина Б.

ариант № 5

Задание 1. Тест.

1. Последовательность указанных ниже действий в порядке следования их друг за другом:

а) установление полного состава правонарушения;

б) выявление смягчающих и отягчающих обстоятельств;

в) вынесение приговора;

г)помилование.

2. К объективной стороне правонарушения относятся:

б) действие;

в) причиненный ущерб;

г) место совершения преступления;

д) время совершения преступления.

адание 2.

Ситуация: рядовой Егоров, находясь в самовольной отлучке, стал свидетелем происшествия: некий гражданин, угрожая ножом, требовал у мужчины деньги. Егоров помог мужчине избавиться от посягательств грабителя, обезвредить его и доставить в отделение милиции. Совершил ли рядовой правонарушение, если – да, то какое? Если поведение Егорова правомерно, то определите его вид.

ариант № 6

Задание 1. Тест.

1. Юридическое основание правовой ответственности:

а) состав правонарушения;

б) предусматривающая ее норма права;

в) судебный приговор;

г) соответствие принципам права.

2. Соотнесите поступки и их правовую оценку:

а) уголовное преступление 1) уклонение от уплаты налогов;

б)дисциплинарный проступок 2) превышение скорости на трассе;

в)гражданско-правовой проступок 3) невозвращение долга;

г) административный проступок 4) прогул.

адание 2.

Ситуация: Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Алексей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь с ней разобраться, нечаянно сломали. Какие правонарушения они совершили и какие виды юридической ответственности к ним можно применить?

ариант № 7

Задание 1. Тест.

1. Фактическое основание юридической ответственности:

а) правонарушение;

б) приговор суда;

в) отбывания наказания.

г) предусматривающая ее норма права.

2. Соотнесите меры и виды юридической ответственности:

а) гражданская ответственность 1) предупреждение;

б) административная ответственность 2) увольнение со службы

в) дисциплинарная ответственность 3) возмещение морального вреда;

г) уголовная ответственность 4)содержание в дисциплинарной воинской части.

адание 2.

Ситуация: А., четырнадцати лет, был задержан контролером и оштрафован за безбилетный проезд. Платить отказался, и его доставили в отделение милиции, где, продержав пять часов, отпустили. Какие правонарушения совершил А.? Является ли А. субъектом юридической ответственности?

ариант № 8

Задание 1. Тест.

1. Логическая последовательность понятий из сферы правового воспитания для достижения конечного результата:

а) средства;

б) задачи;

2. Распределите на группы:

адание 2.

Ситуация: Празднование 15-летия Виктора ребята решили продолжить ночью во дворе на детской площадке. Выпив пива, они включили магнитофон на всю громкость, кричали, нецензурно выражались. Затем компания начала бить ногами по колесам припаркованных во дворе машин, чтобы сработала сигнализация. На просьбы жителей домов не мешать сну пьяные подростки не реагировали, после чего жители близ лежащих домов вызвали наряд милиции. Являются ли действия молодых людей правонарушением или преступлением? Квалифицируйте их действия, определите возможный вид юридической ответственности.

ариант № 9

Задание 1. Тест.

1. Логическая последовательность понятий в сфере правового воспитания:

а) граждане;

б) лекция на правовую тему;

в) правовая грамотность;

г) повышение уровня правосознания и правовой культуры.

2. Человек, в отношении которого совершается преступление и которому причинен моральный, физический или имущественный вред, – это:

а) объект преступления;

б) предмет преступления;

в) пострадавший от преступления.

адание 2.

Ситуация: Водитель автомобиля увидел, как двое подростков, как потом выяснило следствие 15 и 16 лет, выскочив из кустов у дороги, стали перебегать на противоположную сторону. Стремясь избежать наезда, он резко вывернул руль и столкнулся с другим автомобилем, причинив материальный ущерб. Какие правонарушения были совершены в данном случае? Кто из участников происшествия понесет ответственность?

ариант № 10

Задание 1. Тест.

1. Целенаправленный процесс воздействия на сознание людей для формирования высокого уровня их правосознания и правовой культуры – это … (?).

г) место совершения преступления;

е) предмет преступления;

адание 2.

Ситуация: Употребив спиртные напитки, Ястребилов нецензурно выражался в общественном транспорте, на замечания не реагировал. Затем оскорбительно приставал к женщинам, ехавшим в этом же автобусе. Вошедший в автобус военнослужащий Котов пресек антиобщественные действия Ястребилова. Подлежит ли Ястребилов уголовной ответственности? Что он совершил - преступление или проступок? В чем различие преступления и проступка?

ариант № 11

Задание 1. Тест.

1. Основная цель правового воспитания – это:

а) правовое регулирование общественных отношений;

б) ликвидация правонарушений;

в) формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц;

г) разъяснение действующего законодательства.

2. Психическое состояние лица, которое заключается в его способности отдавать отчет в своих деяниях, руководить своим поведением во время совершения преступления и нести в связи с этим уголовную ответственность – это:

а) состояние аффекта;

б) вменяемость;

в) дееспособность;

г) правоспособность.

адание 2.

Ситуация: Подсобный рабочий Муталибов во время работы на продовольственном складе похитил мешок с мукой общей стоимостью 550 руб. Образует ли совершенное Муталибовым деяние преступление? Что он совершил – преступление или проступок? В чем различие преступления и проступка?

ариант № 12

Задание 1. Тест.

1. В задачи правового воспитания граждан НЕ входит формирование:

а) совокупности основных необходимых правовых знаний и умения правильно использовать их на практике;

б) глубокого внутреннего уважения к праву, законности, правопорядку и установки на собственное правомерное поведение;

в) прочного духовного неприятия любых правонарушений;

г) энциклопедических всесторонних представлений о правовых явлениях.

2. Распределите по группам: 1) обязательные признаки состава правонарушения; 2) факультативные признаки состава правонарушения.

а) противоправность деяния;

б) способ совершения правонарушения;

в) обстановка совершения правонарушения;

г) общественно опасные последствия совершенного деяния;

д) время и место совершения правонарушения.

адание 2.

Ситуация: Пивнов, остановившись на ночлег у своего дальнего родственника Шилова, служившего участковым милиционером, похитил у хозяина пистолет системы «ПМ» и 16 патронов к нему, которые были выданы Шилову в качестве служебного оружия в связи с неблагоприятной криминальной ситуацией в районе. Квалифицируйте деяние Пивнова. Определите объект данного преступления и форму вины.

ариант № 13

Задание 1. Тест.

1. Последовательность в порядке возрастания значения для укрепления правопорядка:

а) правовое регулирование;

б) знание правовых предписаний;

в) уважение к закону;

г) правовая активность.

2. Цель юридической ответственности состоит в том, чтобы:

а) перевоспитать нарушителя;

б) наказать правонарушителя;

в) предупредить совершение противоправных деяний в будущем;

г) все вышеперечисленное.

адание 2.

Ситуация: Краюхин систематически посещал торговый павильон «Москва» Всероссийского выставочного центра, где похищал имущество, предназначенное для продажи. Всего за 11 дней им было похищено вещей на сумму 1 миллион 50 тысяч рублей. В процессе предварительного расследования установлено, что Краюхин с детства страдает клептоманией. Квалифицируйте данное деяние, определите форму вины. Подлежит ли Краюхин юридической ответственности?

ариант № 14

Задание 1. Тест.

1. Неуважение к праву и закону, отрицание социальной ценности права как нормативного регулятора общественных отношений:

а) правовой идеализм;

б) аморальность;

в) политический инфантилизм;

г) правовой нигилизм.

а) административной;

б) судебной;

в) правовосстановительной;

г) штрафной.

адание 2.

Ситуация: Сотрудник офиса забыл выключить электрический чайник. Произошло возгорание, в результате которого сгорел стол, а в помещении пришлось делать косметический ремонт. Квалифицируйте деяние сотрудника, определите форму вины, возможную меру ответственности.

ариант № 15

Задание 1. Тест.

1. С теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства связанафункция правовой культуры:

а) правосоциализаторская;

б) познавательно-преобразовательная;

в) праворегулятивная;

г) коммуникативная.

2. Объективная сторона правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения:

а) целей, мотивов, которыми руководствовался правонарушитель;

б) противоправности деяния;

в) виновности лица, совершившего правонарушение;

г) причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями.

адание 2.

Ситуация: Печкин, имея намерение украсть лошадь у фермера Махина проник на конюшню, но, услышав чьи-то шаги, спрятался в темный угол помещения. Вошедший в конюшню Махин подобрал лежавший на полу кирпич и бросил его в угол, где спрятался Печкин. Кирпич попал последнему в переносицу, сломав ее. Квалифицируйте деяния Махина и Печкина.

ариант № 16

Задание 1. Тест.

1. С субъективной стороны всякой правонарушение характеризуется наличием - … (?).

2. Установите соответствие между видами ответственности и видами антиобщественного поведения:

а) моральная 1) прогул занятий

б) уголовная 2) деликт

в) дисциплинарная 3) неуважение старших, выразившееся в обмане

г) гражданская 4) преступление

адание 2.

Вечером Гальченя услышал подозрительные шаги на чердаке своего дома. Прихватив с собой ружье, он вышел узнать, в чем дело. Гражданин Петрук, находившийся на чердаке дома Гальчени, спрыгнул оттуда и спрятался за углом дома. Когда Гальченя направился в темноте в его сторону, Петрук бросился на него. Восприняв действия Петрука опасными для своей жизни, Гальченя выстрелил в него из ружья. В ходе следствия установлено, что у Петрука не было оружия. Можно ли говорить в данной ситуации о том, что Гальченя действовал правомерно? Квалифицируйте деяния всех участников ситуации.

ариант № 17

Задание 1. Тест.

1. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность теорий, концепций, чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому»:

а) правовая культура;

б) правовое сознание;

в) правовое воспитание.

2. Укажите, к какому виду правонарушений относится нарушения водителями транспортных средств, правил дорожного движения:

а) дисциплинарный проступок;

б) преступление;

в) административный проступок.

адание 2.

Ситуация: Арефьев избил Кучеренко, ошибочно полагая, что тот украл у него деньги, В результате причинил Кучеренко вред здоровью средней тяжести. Определите форму вины Арефьева .

ариант № 18

Задание 1. Тест.

1. В состав правонарушения входят элементы:

а) субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона;

б) субъект, объект и юридические последствия;

в) субъект, объект и предмет правонарушений;

г) объективная сторона и субъективная сторона.

2. Определите, что является объектом посягательства при совершении кражи:

а) украденная вещь;

б) право собственности на вещь;

в) лицо у которого украли вещь.

адание 2.

Ситуация: Сторож универсальной базы Ухан, вооруженный дробовым ружьем, находился на дежурстве. Поздней ночью в помещение ворвались трое неизвестных, один из них пригрозил Ухану пистолетом, заявив, что тот будет убит, если станет им мешать. Испугавшись, Ухан ушел в проходную, а преступники завладели товаром в крупном размере. В ходе следствия было установлено, что преступник показывал Ухану игрушечный пистолет. Подлежит ли Ухан уголовной ответственности? Квалифицируйте деяния всех участников данного преступления.

ариант № 19

Задание 1. Тест.

1. На какие разновидности подразделяется правомерное поведение в зависимости от степени активности субъектов права:

а) активное, пассивное, обычное;

б) действие, бездействие;

в) соблюдение, исполнение, использование.

2. К субъективной стороне правонарушения относят:

а) лицо совершившее правонарушение;

б) отношение окружающих к проступку;

в) психическое отношение субъекта правонарушения к совершенному

деянию и его последствиям.

адание 2.

Ситуация: Сотрудник фирмы два дня не появлялся на работе, предупредив руководителя о том, что заболел. Однако при выходе на работу предъявить документ, подтверждающий факт болезни не смог. Имеется ли в деянии сотрудника состав правонарушения? Квалифицируйте данное деяние.

ариант № 20

Задание 1. Тест.

1. Основные функции юридической ответственности.

а) регулятивная и охранительная;

б) карательная (штрафная) и воспитательная;

в) правоохранительная и социальная.

2. К какому виду юридической ответственности относится наказание в виде лишения свободы?

а) административной;

б) дисциплинарной;

в) уголовной.

адание 2.

Ситуация: Покупатель в супермаркете, разругавшись с продавцом, разбил витрину. Вызванный наряд милиции выяснил, что ссору спровоцировал сам продавец.

ариант № 21

Задание 1. Тест.

1. Структура правосознания включает в себя:

а) правовое поведение и правовые установки;

б) правовую психологию и идеологию;

в) правовое поведение и правовую культуру;

г) знание и уважение права.

2. Признаком правонарушения не является:

а) виновность лица;

б) противоправность деяния;

в) противоправность намерения;

г) вредность деяния

адание 2.

Ситуация: Сидоров по договоренности со своим родственником Спичкиным передал последнему в пользование по доверенности новый автомобиль «Жигули» сроком на три года. По истечению указанного срока Спичкин отказался вернуть автомобиль, ссылаясь на то, что автомобиль неодим ему для работы. Имеется ли в деянии Спичкина состав правонарушения. Квалифицируйте данное деяние, определите возможный вид ответственности.

ариант № 22

Задание 1. Тест.

а) правотворчество;

б) юридическая практика;

в) правовая культура.

2. К элементам состава правонарушения относится:

а) объективная сторона

б) мотивы правонарушения;

в) причины правонарушения;

д) цель правонарушения.

адание 2.

Ситуация: Кошелев похищал из квартир коммерсантов ценное имущество, нажитое, как ему казалось, преступным путем, которое он потом реализовывал на вещевом рынке, а полученные деньги почтовым переводом отправлял в дома престарелых и школы-интернаты. Квалифицируйте данное деяние, определите форму вины, возможную меру ответственности.

ариант № 23

Задание 1. Тест.

1. Какой компонент состава правонарушения включает в себя следующие элементы: 1) деяние, как акт волевого поведения; 2) вредоносный результат деяния; 3) причинная связь между деянием и результатом:

а) объективная сторона правонарушения;

б) субъективная сторона правонарушения;

в) объект правонарушения.

2. Место, способ, время совершения правонарушения относится к следующему элементу состава правонарушения:

а) субъекту;

б) субъективной стороне;

в) объективной стороне;

г) объекту.

адание 2.

Ситуация: Васнецов, руководивший частным предприятием, незаконно получил государственный целевой кредит, чем причинил крупный ущерб государству. Боясь ответственности при разоблачении в содеянном, Васнецов добровольно явился в правоохранительные органы и сообщил о случившемся, гарантировав, что через месяц возместит нанесенный ущерб государству. Квалифицируйте данное деяние, определите форму вины, возможную меру ответственности.

ариант № 24

Задание 1. Тест.

1. Назовите наиболее суровый вид юридической ответственности.

а) дисциплинарная ответственность;

б) административно-правовая ответственность;

в) уголовно-правовая ответственность.

2. Основанием наступления юридической ответственности является:

а) общественное осуждение поступка;

б) вменяемость правонарушения;

в) вина правонарушения;

г) наличие состава правонарушения.

адание 2.

Ситуация: Ранее судимый Салемгареев из подростков Шуева 12 лет, Лотова 13 лет и Земова 15 лет создал группу для совершения квартирных краж. Большую часть вырученных от реализации похищенного имущества денег Салемгареев присваивал себе. На шестой краже деятельность группы была пресечена. Кто из участников преступной группы подлежит юридической ответственности? Квалифицируйте деяние каждого субъекта, определите возможную форму вины.

ариант № 25

Задание 1. Тест.

1. Требование неуклонного соблюдения правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами и общественными организациями раскрывает сущность:

а) правопорядка;

б) законности;

в) правовой культуры;

г) правосознания.

2. К факультативным элементам объективной стороны не относятся:

б) обстановка;

в) деяние;

г) обстоятельства;

д) нет правильного ответа.

адание 2.

ариант № 26

Задание 1. Тест.

1. Деликт – это:

а) административный проступок;

б) гражданское правонарушение;

в) процессуальный проступок;

г) преступление.

2. Объект правонарушения – это:

а) орудие совершения правонарушения;

б) государство;

в) нарушенные общественные отношения;

г) лицо, совершившее правонарушение.

адание 2.

Ситуация: студент К. подделал подпись преподавателя в зачетной книжке. Квалифицируйте данное деяние, определите форму вины, возможную меру ответственности.

ариант № 27

Задание 1. Тест.

1. Какие две разновидности юридически значимого поведения охватываются понятием «правовое поведение»:

а) гражданские деликты;

б) юридические акты и юридические поступки;

в) правомерное поведение.

2. К объективной стороне правонарушения следует отнести:

а) цель правонарушения;

б) неосторожность;

в) умысел;

г) связь между деянием и вредными последствиями.

адание 2.

Ситуация: 15-летний подросток похитил крупную сумму денег у своих родителей. Квалифицируйте данное деяние, определите форму вины.

ариант № 28

Задание 1. Тест.

1. Подберите понятие к данному определению: «Общественно вредное противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, которое в качестве юридического факта является основанием юридической ответственности:

а) преступление;

б) правонарушение;

в) правореализующее поведение.

2. Юридическую ответственность можно охарактеризовать как:

а) вид государственного принуждения;

б) средство воздействия на правонарушение;

в) обязанность лица претерпевать определенные юридические последствия;

г) реакцию государства на правонарушение.

адание 2.

Ситуация: Анна Васильевна, спеша утром на работу, чтобы сократить дорогу, переходила дорогу не по светофору, а рядом с ним, и ее сбила автомашина. В результате Анна Васильевна получила сотрясение мозга и попала в больницу. На место аварии приехали вызванные водителем автомашины сотрудники ГИБДД и милиции. Был составлен протокол о совершенном наезде. Выяснилось, что водитель был в нетрезвом состоянии. Осуществите правовую квалификацию деяния всех участников ДТП.

ариант № 29

Задание 1. Тест.

1. Вид правового сознания, складывающийся стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и общения с окружающими, называется:

а) обыденным;

б) профессиональным;

в) научным;

г) массовым.

2. Распределите на группы:

1) последует юридическая ответственность; 2) не последует юридическая ответственность:

а) 16-летний подросток убил собаку;

б) гражданин оклеветал другого гражданина;

в) гражданин не подал милостыню около церкви;

г) 15-летний подросток похитил крупную сумму денег у родителей;

д) гражданин не уступил место инвалиду в общественном транспорте.

адание 2.

Ситуация: Гражданин Н. вместе с женой прогуливался в парке. Вдруг на них набросилась собака, бегавшая без поводка и намордника. Хозяин собаки попытался ее отогнать, но она успела укусить Н. за ногу и порвать брюки. В поликлинике, куда обратился гражданин Н., ему выписали больничный лист. Квалифицируйте совершенное деяния. Кто будет нести ответственность и возмещать причиненный ущерб?

ариант № 30

Задание 1. Тест.

1. «Знать – уважать – соблюдать» – эта формула выражает суть:

а) юридического образования;

б) правовой культуры;

в) правосознания;

г) правового идеализма.

2. К объективной стороне правонарушения относится:

а) деяние (действие или бездействие);

г) место совершения преступления;

д) орудие совершения преступления;

е) предмет преступления;

ж) причиненный преступлением вред.

адание 2.

Ситуация: Семья С. купила автомобиль. Чтобы защитить машину от осадков и угона, было решено приобрести гараж – «ракушку» и поставить его под окном. Для установки гаража пришлось спилить дерево. Соседи сообщили об этом в милицию. Был составлен протокол о совершении правонарушения. Какое правонарушение совершено? К какому виду ответственности будет привлечен С.?

  • адачи по дисциплине «Налоговое право» для проведения рубежного контроля по модулю «Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства».
  • адачи по дисциплине «Налоговое право» для проведения рубежного контроля по модулю «Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства».

    • 1. Признаки и виды правонарушения.

    • 2. Юридический состав правонарушения.

    • 3. Понятие юридической ответственности

    • 4. Виды юридической ответственности

    • 5. Функции и принципы юридической ответственности.


























      В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты определенные меры, газ вырывался в атмосферу, загрязняя ее и создавая возможность возникновения пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о наличии газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ, подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило в известность об этом строителей. Установите, кто виноват в данной ситуации. В чем выразилось правонарушение со стороны руководства - в действии или бездействии?

    • Определите признаки и состав правонарушения


    • Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением. Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого характера.

    Опять в городе П. 32

    (от 19 лет до 21 года, 1876–1878 гг.)

    Вел с отцом переписку, был счастлив своими мечтами и никогда не жаловался. Все же отец видел, что такая жизнь в Москве должна изнурить меня и привести к гибели. Пригласили меня, под благовидным предлогом, в П.

    Дома обрадовались, только изумились моей черноте. Очень просто - я съел весь свой жир.

    В либеральной части общества отец пользовался уважением и имел много знакомых. Благодаря этому я получил частный урок. Я имел успех, и меня скоро засыпали этими уроками. Гимназисты распространяли про меня славу, будто я понятно объясняю алгебру. Никогда не торговался и не считал часов. Брал, что давали - от четвертака до рубля за час. Вспоминаю один урок по физике. За него платили щедро - по рублю. Ученик был очень способный. Когда в геометрии дошли до правильных многогранников, я великолепно склеил их все из картона, навязал на одну нитку и с этим крупным ожерельем отправился по городу на урок.

    Когда мы в физике дошли до аэростатов, то я склеил из папиросной бумаги аршинный шар и пошел с ним к ученику. Летающий монгольфьер очаровал мальчика.

    Только в П. я случайно узнал, что я близорук. Сидели мы с младшим братом на берегу реки и смотрели на пароход. Какой пароход - я прочесть не мог, брат же в очках прочел. Взял его очки и тоже прочел. С этих пор я носил очки с вогнутыми стеклами и до сих пор ношу, но читаю всегда и даже сейчас без очков, хотя книгу приходится теперь удалять. Редко прибегаю к большому двояковыпуклому стеклу или к лупе.

    Д. И. Иванов. Александр Циолковский, средний сын К. Э. Циолковского. Гравюра. 1998 г. Из собрания ГМИК

    Случилось, что оглобли очков оказались длинны. Я перевернул очки вверх ногами и так носил их. Все смеялись, но я пренебрегал насмешками. Вот черты моего позитивизма, независимости и пренебрежения к общественному мнению.

    Раньше была некоторая хлыщеватость, и чем больше назад, тем ее было больше. Там, в Москве, я ходил зимой в пальто старшего брата, перешитом из теткиного бурнуса. Оно было мне велико, и я, чтобы скрыть это, носил его внакидку, несмотря на адский иногда холод. Пальто было из очень прочного драпа, хотя без подкладки и воротника. Но и его я скоро лишился: проходил однажды близ Апраксина рынка. Выскакивают молодцы и почти насильно ведут меня в магазин. Соблазнили: дали предрянное пальто, а мое взяли. Прибавил я еще рублей 10.

    Также неудачна была моя покупка сапог на Сухаревке. Лишился старых и пришел домой в новых без подметок.

    И в городе П. я было принялся за станки особого устройства и разные машины. Даже нанял особую для мастерской квартиру.

    Между прочим, устроил нечто вроде водяных лыж, с высоким помостом, сложного устройства веслами и центробежным насосом. Переплыл благополучно речку. Думал получить большую скорость, но сделал грубую ошибку: у лыж была тупая корма, и потому большой скорости не получилось.

    Простудился и захворал мой брат, на год моложе меня, с которым я был особенно близок с самого детства Зимы в П. холодные. У брата пропал аппетит, образовались язвы в кишках, и он помер 33 .

    Товарищи-гимназисты его провожали. Я же отказался, говоря, что мертвому ничего не нужно. Этот поступок не был результатом холодности: я очень горевал. Потом я уже понял, что провожают мертвых ради родных и друзей.

    Из публичной библиотеки таскал научные книги и журналы. Помню механику Вейсбаха 34 и Брашмана 35 ньютоновские «Принципы» 36 и другие. Из журналов за все годы перечитал: «Современник», «Дело», «Отечественные записки». Влияние этих журналов на меня имело громадное. Так, читая статьи против табаку, всю жизнь не курил. К латинской кухне также возникло сомнение. Всю жизнь я болел, но не помню, чтобы лечился. Уже позже я понял великое будущее медицины. Гигиенические статьи производили глубокое впечатление. Отвращение к орфографии всех стран возникло тоже от чтения. Тогда же я был (из книг) очень напуган половыми болезнями, что очень способствовало моему целомудрию. Все же трудно было бы удержаться от соблазна, если бы не мое увлечение науками и планами великих достижений. Так, знакомый однажды повел меня в одно злачное место. Но было холодно, я прозяб в моем пальтишке на рыбьем меху и вернулся домой. Уроками я зарабатывал много, и не в деньгах было препятствие: как-то и судьба мне помогала, а может быть, и глухота.

    Но все же я был страстен и постоянно влюблялся. В П. был один случай сверхплатонического чувства. Я полюбил семилетнюю дочку наших знакомых. Я мечтал о ней, мечтал даже о доме, где она жила, и с радостью проходил мимо этого дома. Более чистой любви трудно себе что-нибудь представить.

    Из книги Хранить вечно автора Копелев Лев Зиновьевич

    Глава тридцать пятая. Опять Бутырки. Опять трибунал После бани меня повели в новый спецкорпус. Бело-синие стены, синие металлические лестницы, синие «палубные» галереи с железными перилами и синие железные сетки между этажами. В большой каптерке выдали не только матрац и

    Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

    В ГОРОДЕ В УЕЗДНОМ ГОРОДЕ Заборы, груды кирпича, Кривые улицы, домишки. И за собором каланча С уснувшим сторожем на вышке. Здесь сорок лет – что год один. Не знают люди перемены, Как рамки выцветших картин, Смиренно кроющие стены. А в поле, там где млеет ширь И рожь

    Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

    В городе Как часто, часто, словно птица, Душа тоскует по лесам! Но и не может с тем не слиться, Что человек воздвигнул сам! Холмы, покрытые асфальтом И яркой россыпью огней, Порой так шумно славят альты, Как будто нету их родней! * * * «Вредная, неверная, наверно…» Вредная,

    Из книги Генеральный конструктор Павел Сухой: (Страницы жизни) автора Кузьмина Лидия Михайловна

    Глава IV. Первые реактивные… Как увеличить скорость самолета? Су-9 соткан из новшеств. Начало содружества. Странное явление. Опять «новоселье». Зачем самолету стреловидные крылья? Перед штурмом звукового барьера. «Без авиации не могу представить свою жизнь». КБ закрыто.

    Из книги Истребители танков автора Зюськин Владимир Константинович

    В освобожденном городе Боевые товарищи Нежурина уже видели из окопов улицы Белгорода, а Василий трудился на кухне. Таков порядок. Прибывший из санчасти должен пройти своеобразный карантин.Вместе с белгородским парнем Семерниным он ходил за водой к колодцу и терял в нем

    Из книги Айни автора Акобиров Юсуф

    В городе Как и по всей Средней Азии, здания бухарских медресе были обычно двухэтажные или одноэтажные. Таковы медресе Бухары, Самарканда, Ташкента и многих других городов.«Вокруг этих зданий тянулись каменные площадки, дворы их мостились жженым кирпичом, поставленным на

    Из книги Жизнь такая, как надо: Повесть об Аркадии Гайдаре автора Малюгин Владимир Николаевич

    В СОН-ГОРОДЕ Стояло лето 1912 года.После шумной нижегородской жизни Арзамас показался Голиковым особенно тихим. Пыль, жара, сонная истома.Правда, тишину время от времени нарушал колокольный звон. Колокола гудели и словно зазывали: «К н?ам, к н?ам?м, сиротам…» Много повидали

    Из книги Софья Перовская автора Сегал Елена Александровна

    Из книги В Сталинграде автора Павлов Яков Федотович

    Первый бой в городе Начало Великой Отечественной войны застало меня недалеко от г. Ковеля, где стояла наша часть. О первых неравных боях с фашистскими захватчиками, о тяжелых днях отступления на Восток рассказывать долго. Начну с тех дней, когда я после реорганизации

    Из книги Избранные произведения. Том 1 автора Иванов Всеволод Вячеславович

    В городе XНа широких, плетенных из гаоляна цыновках лежали кучи камбалы, угрей, похожих на мокрые веревки, толстые пласты сазана и зубатки. В чешуе рыб отражалось небо. Плавники хранили еще нежные цвета моря - сапфирно-золотистые, яркожелтые и густооранжевые.Китайцы

    Из книги Космонавт № 34. От лучины до пришельцев автора Гречко Георгий Михайлович

    В Ленинграде-городе… Я из Ленинграда. Иногда спрашивают: а почему не Питер? Почему не Петербург? Просто была такая интеллектуальная столица, называлась Ленинград. А потом мы все чаще слышали про «бандитский Петербург». Так что я уж лучше останусь ленинградцем, каким и

    Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

    Из дневника («Опять зима… Опять снега…») Опять зима… Опять снега Укрыли землю белой шалью, Опять душа больна печалью И ночь томительно-долга. Трещит пылающий камин И сидя перед ним уныло, Я вспоминаю все, что было И почему теперь один. Вчера, еще до темноты, Ты собралась

    Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

    Из книги Записки советского интеллектуала автора Рабинович Михаил Григорьевич

    54. «Опять тоска, опять сомненье…» Опять тоска, опять сомненье: Да надо ль было столько слез, Чтоб над могилой упоенья Один лишь горький терн возрос. Чтоб из всего, что так манило И обещало столько нег, Один лишь стон погасшей силы Душе запомнился навек. 13 сентября

    Из книги Это Америка автора Голяховский Владимир

    В «Старом городе» Началось с обычного. Ученый секретарь института сказал, что нужно ехать на совещание в комитет. Название комитета мало знакомо.- Да вы знаете этот дом. Он недалеко оттуда, где был наш институт, только не на Фрунзе, а на Калинина.И почему-то перед глазами

    Из книги автора

    47. В городе теней Рабочая жизнь в американских госпиталях начинается очень рано. Лиля вставала в 4:00 утра, наспех пила кофе и ехала в Бруклин. Дороги ранним утром еще пустынные, и она с удовольствием проезжала роскошный деловой район Манхэттена. Светились тысячи окон

    1. Общественная организация «Ветераны МВД» направила на имя начальника УВД города Н. оформленные в виде официального документа предложения по улучшению организации охраны общественного порядка в городе с и использования опыта ветеранов. Данный документ был рассмотрен, и отдельные его предложения были применены на практике. Определите, к какому виду поведения можно отнести действия этой общественной организации. Будет ли это поведение отвечать интересам государства.

    2. Гражданин Петров предложил гражданину Сидорову поохотиться, зная, что охотничий сезон еще не открыт. Гражданин Сидоров отказался в связи с тем, что в данное время силами милиции и егерей проводятся рейды по задержанию браконьеров. Ссылаясь на нежелание иметь конфликты с милицией, Сидоров предложил перенести охоту нa начало охотничьего сезона. Петров согласился. Установите, будет ли поведение Петрова и Сидорова противоправным. Определите, к какому виду поведения относятся действия этих граждан. Определите, отвечает ли такое поведение интересам государства.

    3. В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты определенные меры, газ вырывался в атмосферу, загрязняя ее и создавая возможность возникновения пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о наличии газопровода. Однако руководство строительного

    объекта имело документ, подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило в известность об этом строителей. Установите, кто виноват в данной ситуации. В чем выразилось правонарушение со стороны руководства - в действии или бездействии? Определите, какая форма вины присутствует в этом деянии. Определите вид формы вины.

    4. Два подростка 12 и 13 лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были заплатить родители подростков. Определите форму вины в противоправном поведении подростков. Разъясните, почему мерам воздействия подверглись не сами подростки, а их родители.



    5. Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением. Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого характера. Определите вид правонарушения, форму вины.

    6. Решением суда был установлен размер содержания престарелых нетрудоспособных родителей гражданина Б. Гражданин Б. обязан был по решению суда выплачивать указанную сумму, однако от уплаты уклонялся в течение длительного времени. Определите, какой вид правонарушения описан в данной ситуации. Установите форму, в которой выразилось правонарушение, в действии или бездействии. Определите вид ответственности за него.

    7. При разгрузке в складское помещение товара грузчик случайно задел ящики с бьющимися предметами. За причиненный имущественный ущерб грузчик возместил определенную сумму денег. Определите форму вины и ее вид. Определите вид ответственности, которую понес грузчик.

    8. При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Пронин совершил наезд на пешехода. Разберите ситуацию с точки зрения состава правонарушения. Определите вид юридической ответственности: а) если Пронин не совершил наезд, а был задержан за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии; б) если Пронин совершил наезд на пешехода, который получил тяжелые травмы.

    9. В ходе расследования причин пожара на одной из ферм было установлено, что причиной возгорания послужила молния во время грозы, от удара которой ветхое строение тут же загорелось. Определите, является ли пожар результатом правонарушения. Установите, будет ли в данной ситуации применяться юридическая ответственность.

    10.Рядовой Егоров, находясь в самовольной отлучке, стал свидетелем происшествия: некий гражданин, угрожая ножом, требовал у мужчины деньги. Егоров помог мужчине избавиться от посягательств грабителя, обезвредить его и доставить в отделение милиции. Разберите характер поведения рядового Егорова: а) если совершено право нарушение - определить его вид и вид юридической ответственности: б) если поведение рядового правомерно определить его вид.

    Права и свободы человека и гражданина

    Задание 1.

    Известно, что дли формирования правовогo государства важно учитывать следующие принципы: основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения; права человека регулируются только законом. никакой подзаконный акт не может их ограничить; перед законом все равны; основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны; коллективные права граждан не должны противоречить правам личности; права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения. Проанализируйте каждый принцип и поясните механизм его действия на конкретных примерах. Можно ли говорить о существовании правового государства в России?

    Это здание уже осточертело. Второй этаж, прямо по коридору, а вот и та железная дверь. Открываю, и резким потоком на меня вываливается смрадный застоявшийся запах пыли и литола. Они уже здесь. Лестные приветствия, натянутые улыбки – утро началось как нельзя хуже.
    Сажусь за самый дальний стол, у самого окна. Кажется, здесь меня не достанут. Кипа бумаг, бесконечная писанина и выслушивание историй от дам предпенсионного возраста – неплохой опыт работы для будущего инженера. Иммунитет к такого рода повествованиям у меня выработался с самого детства. Делая вид, что ее история является для меня приоритетом крайней важности, ухожу в соседнюю комнату своих мыслей. Совсем забыла позвонить Феде на выходных, а сегодня уже вторник. Он, кажется, нашел для меня пару книг. Но что за шум? Это из соседней комнаты, кто-то долбится в стену. Где-то вдалеке слышны голоса. Очнувшись, вижу перед собой огромное лицо, на котором явно застыл какой-то вопрос. Киваю и продолжаю дальше разбирать бумаги. Отвратительно долгий месяц, на календаре пятое число.
    В обед начинается самое страшное – дамы, те самые, с нескончаемыми историями, приводят в свою обитель еще с десяток таких же. Объединившись, они, как правило, обсуждают зеленые помидоры или распечатывают погоду на рабочем компьютере. Кажется, пора бежать. Захватив «Таинственный остров» Жюля Верна я нахожу уголок потише и углубляюсь в чтение.
    К двенадцати логово пустеет. Насытившись обществом себе подобных, дамы практически не выказывают признаки жизни до окончания рабочего дня. Лишь изредка промелькнет очередная short story.
    Четыре. Вот я и на свободе. Лестные прощания, натянутые улыбки. Как я смогу выдерживать это целый месяц? Изо дня в день осознание временного пробела в твоей жизни.
    ***
    В наушниках канадец завывает свою очередную балладу, под такую музыку этот город кажется еще противнее. Люди, а люди! Везде подобие этих дамочек с работы. С ними не хочется говорить, смеяться, плакать, любить. Город отвратительных людей, город отвратительной красоты.

    ***
    Захожу домой, слышны какие-то крики. Опять. Опять они ругаются. Накидала пару вещей в рюкзак и ушла наконец-то из этой проклятой квартиры. Они, кажется, даже не заметили.
    ***
    Стою напротив вокзала, вдыхая аромат города П. В кармане ни гроша, все было потрачено на билет. Смотрите, она рыдает, стоит напротив вокзала и рыдает! Осознает ли глупость своего поступка? Вряд ли. Кажется, все это, что она ощущает сейчас, намного важнее крова над головой или пустого желудка.
    Эти чувства, когда ступаешь по таким родным проспектам, вдыхаешь аромат холодного воздуха. Их ни на что не променяешь. Люди любят людей, я люблю этот город. В городе П. мое сердце.
    Уже темнеет. Жутко хочется есть и спать. Денег не хватит даже на еду. Вот и приемлемая лавочка в каком-то старом дворе, людей нет, может, меня и не заметят. Так хочется спать…
    Кажется, какой-то шум…Что это? Рядом шарится в моем рюкзаке непонятный парень. Сделаю вид, что сплю, терять мне все равно нечего. Вдруг он замечает, что я смотрю на него.
    Ужасная боль, прорывающая все органы насквозь. Что-то мокрое… Я истекаю кровью! Крики провалились в горле, словно в бездонном колодце. Парень убегает, оставив меня в этом заброшенном дворе.
    ***
    Какая прекрасная ночь. Кругом тишина, лишь ветер ласкает кроны деревьев. Насладиться бы сейчас чтением под каким-нибудь полночным фонарем.
    Федя, кажется, нашел для меня пару книг…