Выпивать за штурвалом катера становится все опаснее

За управление водными судами в нетрезвом состоянии могут ввести такую же уголовную ответственность, как и за пьяную езду на автомобиле.. В столичном МЧС поддержали идею уголовного наказания за повторное управление судном в пьяном виде. Начальник отдела Андрей Печенин пояснил, что сейчас нарушителям грозят небольшие штрафы. Судовладельцы сомневаются в эффективности уголовного преследования.

"Количество маломерных судов, которые имеют высокие скоростные качества, стремительно растет. Они уже являются активными участниками движения. И здесь, конечно, нужно регулирование ", - заявил Михаил Брячак.

По словам депутата, Госдума может рассмотреть этот вопрос уже в сентябре, на одном из первых заседаний комитета после каникул. "Нужно сделать процедуру аналогичную той, которая прописана в законе о безопасности дорожного движения", - подчеркнул он.

Напомним, что с 1 июля автомобилистов, которые были повторно задержаны за езду в нетрезвом виде или повторно отказались от освидетельствования, ждет уголовная ответственность. Максимальное наказание – два года лишении свободы и лишение прав на три года. За ДТП со смертельным исходом водителям грозит от двух или четырех лет тюрьмы.

В столичном управлении МЧС также выступили за введение уголовной ответственности для пьяных капитанов. "Возможно ввести уголовную ответственность за повторное управление судном в состоянии алкогольного опьянения, либо если оно привело к серьезным последствиям", - сказал начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС по Москве Андрей Печенин.

Сегодня за управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф в 1500-2000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (п.1 ст. 11.9. КоАП РФ). "Как правило, судовладелец – человек сравнительно обеспеченный. Штраф в 2000 рублей для них несущественный. В этом году у нас зафиксировано 13 случаев управления судами в состоянии алкогольного опьянения. Все дела направлены на рассмотрение в суд", - пояснил Печенин.

Инциденты с управлением суднами в пьяном виде случаются нередко. В 2014 году в подмосковном Серпухове моторная лодка наехала на полицейского, который купался в Оке в свободное от службы время. Водитель лодки находился в нетрезвом состоянии. В Санкт-Петербурге пьяный капитан катера выбросил за борт двух человек. Пытаясь впечатлить пассажиров, он сделал несколько резких маневров, в результате чего пострадавшие не смогли удержаться и оказались в Неве. Несколько лет назад чемпионку мира и Европы по парусному спорту Екатерину Скудину задержали на Химкинском водохранилище за управление маломерным судном в пьяном виде. От медицинского освидетельствования она отказалась, объяснив тем, мастер парусного спорта может управлять судном в любом состоянии.

Председатель коллегии адвокатов "Отчерцова и партнеры" Ольга Отчерцова отмечает, что за управление судном в пьяном виде предусмотрен штраф, но если "водная прогулка" закончилась гибелью человека, то действия судоводителя уже квалифицируются нормами Уголовного кодекса.

"Так, причинение смерти человеку при управлении маломерным судном, предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Или до 7 лет, если погибли двое и более человек", - сказала Отчерцова.

При этом факт алкогольного опьянения по действующему УК не является самостоятельным отягчающим обстоятельством. Хотя и всегда учитывается в совокупности доказательств, отметила юрист.

Генеральный директор компании "Речфлот" Александр Землянский идею уголовного наказания для пьяных судоводителей не поддерживает. По его словам, будет достаточно трудно должным образом доказать факт алкогольного опьянения. Ведь на водных артериях нет стационарных постов с необходимым оборудованием.

"Процедуры на автодороге четко регламентированы. Есть освидетельствование, соответствующие передвижные лаборатории. Непонятно, где это все будет происходить на реке", - отметил эксперт. По его словам, нарушителями могут оказаться и профессиональные капитаны, и владельцы маленьких катеров.

Добавим, что на данный момент уголовное наказание за повторную езду в пьяном виде возбудили одно уголовное дело против автомобилиста. Лишение свободы грозит еще .

Виталий Воловатов

МЧС России поддержало инициативу профильного комитета Госдумы об ужесточении наказания владельцев маломерных судов, которые регулярно позволяют себе злоупотребление алкоголем за штурвалом. Но в российском спасательном ведомстве призывают подходить к вопросу дифференцированно и не переносить автоматически меры наказания для автовладельцев на судовладельцев.

Главные вопросы преткновения, которые должны, по мнению МЧС, наиболее внимательно обсуждаться - уголовная ответственность за пьянку и нормы промилле. К тому же непонятно, как проводить освидетельствование на реке. Куда и как возить пьяных рыбаков и где делать штрафстоянки для их лодок?

Дискуссия вызвана недавними высказываниями первого зампреда Комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака. В эфире федеральной радиостанции депутат озвучил позицию своего комитета по наказаниям за пьянку для владельцев катеров и лодок. Смысл его предложения понятен и прост - для владельцев маломерных судов должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств.

А они для пьяных водителей с 1 июля изменились в сторону ужесточения. В частности, водители, пойманные сотрудниками ГИБДД в состоянии алкогольного опьянения, по решению суда получают от 10 до 15 суток административного ареста. Такая же мера предусмотрена и для водителей, отказавшихся от прохождения наркологического освидетельствования. Пойманная повторно эта категория граждан отныне может на 2 года отправиться за решетку и уже не по административному, а по уголовному обвинению.

Брячак предложил скопировать эти меры наказания и законодательно обязать Главную инспекцию по маломерным судам МЧС России гоняться и нюхать рыбаков, туристов, скутеристов, отправлять их на освидетельствование и в суд. Пока это лишь позиция профильного комитета. Реального законопроекта пока нет. Идет, если так можно сказать, зондаж общественного мнения, но в осеннюю сессию такой законопроект может появиться.

Однако в МЧС уже отреагировали на эти предложения. И позиция спасателей несколько отличается от думской. Корреспонденту "РГ" в ведомстве подтвердили, что нынешние штрафы в полторы-две тысячи рублей за пьянку не всегда адекватны. Штурвал - это такой же руль, а маломерное судно - такое же средство повышенной опасности, как и автомобиль. Последствия от пьяного руления могут быть столь же трагическими, как и от пьяного вождения. Здесь позиции МЧС и депутатов идентичны. Несколько инцидентов на подмосковных водоемах, когда под винтами катеров гибли люди, укрепили инспекторов ГИМС в необходимости наказывать строже.

Для владельцев маломерных судов не должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств

Однако условия на водоемах все-таки отличаются от условий на трассе. На воде, особенно где-то на северах, судоходство не столь оживленное, как на дорогах. А вот рыбалкой занимается если не каждый, то каждый второй. И многовековые традиции таковы, что на холоде "без сугреву" ну никак. Да и уха без ста грамм - не уха. И такой рыбак "под мухой", который выплыл на закате на сто метров в плавни посидеть с удочкой, не представляет никакой угрозы никому.

Но если меры наказания приравняют к автомобильным, то у него есть реальный шанс стать уголовником. А у инспекторов ГИМС появится рычаг и большой соблазн к легкому обогащению. Причем, практически на ровном месте.

Другое дело - владельцы, так яхт и катеров, которые рассекают по внутренним мелким водам со скоростью ветра. Дело в том, что закон N 36 ФЗ от 2012 года определил понятия маломерного судна с ограничением по длине до 20 метров. То есть маломерным судном считается и лодка рыбака, и мощный корабль, который на мелководье поднимает такую волну, что нередко надувнушки рыбаков переворачиваются, а пляжники тонут. При этом все законно, виноватых нет. МЧС уже не единожды подавало депутатам тревожный сигнал - запретить использование таких судов на внутренних водоемах. Но воз и ныне там. МЧС остается неуслышанным. Как печально предполагают в инспекции по маломерным судам ГИМС МЧС России, это все от того, что среди владельцев мощных океанских катеров на Истре, в Завидово, в Серебряном Бору много влиятельных лоббистов.

Так что основная дискуссия по законодательным инициативам для маломерного флота еще впереди. В МЧС отмечают, что все-таки неплохо было бы и с ними посоветоваться, прежде чем выдвигать какие-либо инициативы.

В этой статье мы постараемся обобщить и конкретизировать виды возможных нарушений и административную ответственность судоводителей.
Чтобы не утруждать читателя поиском соответствующих статей в Кодексе об административных правонарушениях можно обратиться на страницы ГИМС сайта МЧС России

Либо прочесть обобщенную статью на нашем сайте.
И так, все владельцы маломерных судов несут ответственность за нарушения законодательных норм и правил, установленных в государстве.
Мы рассмотрим только те из них, которые наиболее распространены и касаются обычных граждан – владельцев собственной лодки с мотором.
Для начала рассмотрим понятие «Маломерное судно»
Под маломерным судном понимается судно с пассажировместимостью не более 12 человек и длинной не более 20 метров.
Нарушения, которые могут возникнуть при эксплуатации маломерного судна описаны в разделе Кодекса об административных правонарушениях на транспорте:

Статья 11.7. Нарушение правил плавания.

Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков - влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Комментарий: Таким образом, инспектор ГИМС может либо просто предупредить Вас, либо наложить штраф или лишить прав.

Статья 11.8. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном.

1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий: Имеется в виду, что у вас с собой должны быть документы необходимые, либо их копии, заверенные в установленном порядке соответствующим образом, иначе штраф – 100 руб.

2. Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий: То есть если у человека есть удостоверение, но он оставил его на берегу, а не дома (в случае необходимости может представить их инспектору ГИМС на берегу), то штраф будет 100 руб.

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения.

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий: Если Вы пьяны или тот, кому Вы доверили вести судно, в состоянии алкогольного опьянения, но у обоих есть удостоверения на право управления судна – штраф 1500 – 2000 руб. или лишение прав.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий: Лучше уклоняться от медицинского освидетельствования, штраф меньше.

11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах.

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов влечет наложение административног о штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

СТ 11.9 КоАП РФ

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к Ст. 11.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, общественного порядка.

2. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выступают действия, выразившиеся в управлении судном в состоянии алкогольного опьянения, а равно в передаче управления судном лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения.

3. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступают действия, выразившиеся в уклонении судоводителя или иного лица от прохождения медицинского освидетельствования.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.

Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" установлен порядок медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

4. Субъектами правонарушений могут быть как судоводители, так и лица, не имеющие права на управление судном и достигшие 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в форме прямого умысла.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ); органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ); органов Государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40 КоАП РФ); органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27 КоАП РФ). В случае необходимости применения лишения права управления судном дело передается на рассмотрение районному судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

7. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

8. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерть человека, либо смерть двух или более лиц, квалифицируется как преступление, которое является основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ.

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к Ст. 11.9 КоАП РФ

1. Состояние опьянения длительное время рассматривалось действующим российским законодательством в качестве обстоятельства, отягчающего вину правонарушителя. В настоящее время данный факт не является ни смягчающим, ни отягчающим вину обстоятельством. Однако состояние опьянения при управлении судном не позволяет судоводителю должным образом оценивать ситуацию и принимать объективное решение, в связи с чем доля правонарушений, совершенных в состоянии опьянения, достаточно высока.

Объектом рассматриваемых административных правонарушений выступает безопасность плавания судов, общественный порядок, а также установленный порядок управления судами. Особенностью правового регулирования настоящей статьи является факт алкогольного опьянения судоводителя или иного лица, находящегося в состоянии опьянения, а также уклонение указанных лиц от прохождения медицинского освидетельствования.

Указывая на наличие опьянения, закон между тем не конкретизирует виды опьянения и причины его возникновения. В этой связи под данное определение подпадает в равной степени как алкогольное, так и наркотическое, токсическое и иные виды опьянения. Степень опьянения для квалификации правонарушения значения не имеет. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения определен Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Следует заметить, что судоводителю предоставлено право отказаться от прохождения медицинского освидетельствования. В случае отказа судоводитель направляется в соответствующее медицинское учреждение для проведения освидетельствования по решению должностного лица уполномоченного органа государственной власти.

Объективная сторона деяния, установленного ч. 1 комментируемой статьи, выражается исключительно в форме действий — непосредственном управлении судном лицом, заведомо находящимся в состоянии опьянения, либо передаче управления судном лицу, в поведении которого присутствуют признаки опьянения, а именно запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, не соответствующее обстановке поведение (причем достаточно наличия хотя бы одного из указанных оснований).

Объективная сторона ч. 2 комментируемой статьи выражается в бездействии, которое заключается в уклонении судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Квалифицирующим признаком рассматриваемого правонарушения является факт опьянения.

2. Рассматриваемые составы характеризуются специальным субъектом — лицом, наделенным правом управления судном. К числу таких субъектов относятся судоводители и иные лица, которым судоводителем передано управление судном.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется умышленной формой вины. Однако ч. 1 позволяет говорить об умышленной форме вины лишь в случае осведомленности лица, которое передает управление судном, о состоянии опьянения лица, которому такое управление передано.

Наряду с общими санкциями, характерными для нарушений правил плавания судов, нормы настоящей статьи предусматривают и специальную санкцию — лишение права управления судном на определенный срок — до двух лет. Нарушение установленных правил свидетельствует о недопустимости продолжения данного вида деятельности нарушителем. В этой связи лишение специального права позволит на определенный период времени исключить субъекта из числа судоводителей, что снижает степень риска безопасности движения судов.