Уголовное право наказание и его виды. Наказание и его назначение по уголовному праву россии. Понятие и признаки наказания по уголовному праву

Уголовное наказание - это важная и необходимая мера борьбы с преступностью. Оно заключается в ограничении некоторых прав, а порой даже и свободы. Наказуемого обрекают на лишения, дискомфорт, страдания, ущемления, ведь без них наказание не имело бы должного эффекта.

Уголовное наказание - это отрицательная реакция общества и государства на какие-либо неправомерные поступки.

Что интересно, наказание в России появилось только в 1919 году. До этого времени такого понятия не существовало в законодательных актах. На сегодняшний момент уголовное наказание считается мерой государственного принуждения, которая назначается в суде.

Есть некоторые нюансы, о которых следует сказать. Уголовное наказание применяет только к тем людям, чья вина в совершённом преступлении доказана. Результаты приговора могут быть разными в зависимости от тяжести преступления, но в любом случае, это будет какое-либо ущемление прав и ограничение. Например, выбор места жительства, передвижение, лишение звания, имущества и так далее.

Уголовное наказание и его виды.

Существует целая система уголовных наказаний. Рассмотрим эту систему.

  1. Уголовное наказание может быть в виде простого штрафа.
  2. Можно лишить человека права занять какие-то должности или даже права заниматься какой-либо профессией.
  3. Можно лишить звания, например, воинского, почётного, а также лишить государственных наград.
  4. Приговорить к
  5. Можно ограничить виновного в военной службе.
  6. Конфисковать имущество.
  7. Ограничить свободу.
  8. Арестовать человека.
  9. Отправить на содержание в для обучения дисциплине.
  10. Можно лишить свободы и на неопределённый срок.
  11. Последний пункт самый страшный - смертная казнь.

Существует отдельная система наказаний для виновных, не достигших совершеннолетия. Здесь намного меньше пунктов.

  1. Наказание в виде штрафа.
  2. Лишить права заниматься какой-либо деятельностью.
  3. Приговорить к обязательным работам.
  4. Приговорить к исправительным работам.
  5. Можно арестовать.
  6. Можно лишить свободы на какой-то определённый срок.

Важно отметить один момент - суд не может виновному человеку назначить наказание какого-либо другого вида, то есть, такое, которое не отражено в системе. Как видно, перечень является достаточно ёмким, различны и по содержанию, и по степени тяжести совершённого преступления. Начинается список с малого - штраф, а заканчивается уже серьёзным наказанием.

Можно сказать и о том, что всё же система правосудия достаточно гуманна. Обратите внимание, из тринадцати пунктов большая часть (целых восемь пунктов) всё же не предусматривает лишение

Конечно же, необходимо правильно себя вести, не нарушать закон, быть достойным гражданином своей страны, чтобы не ощутить на себе ни одно из вышеперечисленных уголовных наказаний. Необходимо обдумывать свои поступки, ведь бывает так, что один неосторожный шаг может перечеркнуть всю дальнейшую жизнь.

I. ВВЕДЕНИЕ

III. Цели наказаний

IV. Виды уголовных наказаний

2. ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

3. ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

5. ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

6. ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

7. ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ

10. ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

11. ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ .

12. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

13. Смертная казнь

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Наказание в уголовном праве, так же как и преступление, - явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. На раз­личных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одну и ту же задачу - защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом. В этом смысле утверждение К. Маркса о том, что наказание есть «средство са­мозащиты общества против нарушений условий его существования, ка­ковы бы ни были эти условия» 1 , достаточно точно характеризует социальное предназначение уголовного наказания.

Социальная функция наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный по­терпевшему ущерб, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшее I граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способ­ность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интересы человека, общества или государства.

История развития уголовного законодательства являет примеры многообразия видов наказаний, в том числе и наиболее жестоких, при­минявшихся для того, чтобы добиться эффективных результатов в борьбе с преступностью. Наказание всегда выступает в виде отрицательной реакции общества на совершаемое преступление. Совершение преступления вызывает отрицательную реакцию со стороны граждан (порой приобретающую наиболее острые формы проявления в виде актов мести или самочинной расправы), различных социальных институтов (напри­мер, общественных организаций) и, наконец, государства, вынужденно­го применять к виновным в совершении преступлений соответствующие

принудительные меры. Тем не менее не любая мера социального реагирования на преступление, сколь бы жесткой она ни была, может быть признана уголовным наказанием, потому что оно по своей природе явление еще и правовое.

Проблема наказания всегда привлекала внимание мыслителей, по ней высказаны самые различные суждения. Известный дореволюционный ученый профессор Н. Д. Сергеевский отмечал, что в литературе на­считывается до 24 полных философских систем и около 100 отдельных теорий разных криминалистов, обосновывавших право государства наказывать преступников.

Среди них можно назвать теории возмездия, устрашения, общего и специального предупреждения и др. К сегодняшнему дню число теорий, объясняющих социально-правовую природу и цели наказания, еще более возросло. Достаточно назвать хотя бы одну из наиболее распространенных теорий - теорию новой социальной защиты французского ученого М. Анселя, при характеристике которой в литературе, в частности, отмечается, что, не отказываясь от наказания как меры возмездия за совершенное преступление, автор высказался за использование особых мер социальной защиты превентивного характера (например, превентивная изоляция и принудительное лечение психопатов, бродяг, алкоголиков, наркоманов), способных, по его мнению, оказывать не менее эффективное воздействие, чем наказание в собственном смысле слова 2 .

Понятие и признаки наказания по уголовному праву

Несмотря на пристальный интерес к проблеме наказания в уголовном законодательстве России (как дореволюционного, так и советского) периода), определение его понятия давалось не всегда.

В советском уголовном законодательстве определение наказания впервые было дано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., в ст. 7 которых устанавливалось, что «наказание - это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)». Однако в последующих законодательных актах: УК РСФСР 1922 г., Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., УК РСФСР 1926 г.,1 Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., УК РСФСР 1960 г. - определение наказания отсутствовало. Более того, первый советский УК (1922 г.) вообще отказался от понятия наказания, заменив его понятием «меры социальной защиты», применение которых обусловливалось «опасным состоянием личности». Уголовный закон в оценке общественной опасности личности исходил не из совер­шенного лицом преступления, а из возможности совершения им в будущем какого-либо преступления. Так, согласно ст. 5 УК РСФСР 1922 г, перед уголовным законодательством стояла задача правовой защиты государства трудящихся «от преступлений и от общественно опасных элементов». Причем по смыслу ст. 7 опасность лица обнаруживалась «совершением действий, вредных для общества, или деятельностью, свидетельствующей о серьезной угрозе общественному правопорядку». Наконец, в соответствии со ст. 49 лица, признанные судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасными, могли быть лишены по приговору суда права пребыва­ния в определенных местностях на срок свыше трех лет. Практика ре­прессирования по мотивам социальной опасности была закреплена и в Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., в соответствии со ст. 22 которых удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности с поселением в тex или иных местностях или без такового, с запрещением проживания

или иных местностях или без такового (т. е. ссылка и высылка) назначались судом в отношении лиц, признанных по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой в данной местности со­циально опасными. Эти меры могли применяться судом к указанной категории лиц независимо от привлечения их к ответственности за совер­шение конкретного преступления, а также в том случае, когда они, будучи привлечены по обвинению в совершении определенного преступления, были судом оправданы, но признаны социально опасны­ми. В Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. понятие уголовного наказания было восстановлено, а в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., впервые после Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г., сформулировано его определение, которое с некоторыми уточнениями воспроизведено в действующем УК.

Согласно ч. 1 ст. 43 УК «наказание есть мера государственного прину­ждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается И предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». В этом определении обозначены основные призна­ки, характеризующие наказание как уголовно-правовое явление.

1. Наказание - это мера государственного принуждения, устанавли­ваемая уголовным законом. С помощью наказания государство принуждает лицо, совершившее преступление, к законопослушному поведению, соблюдению уголовно-правовых запретов. Наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, всегда предусмотрено в уголовном законе. Конкретизируя и развивая сформулированный в ст. 3 УК прин­цип законности («преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом»), ст. 44 УК дает исчерпывающий перечень наказаний, которые могут назначаться судом. Никакой другой нормативный акт, кроме уго­ловного закона, не может устанавливать уголовных наказаний.

1. Наказание назначается лишь за деяние, предусмотренное уголов­ным законом как преступление. Поэтому наказание - это юридическое последствие преступления, основанием его применения может быть лишь факт совершения преступления. Совершение других правонаруше­нии - административных, дисциплинарных и т. п. - ни при каких обстоятельствах не может влечь уголовного наказания.

3. Наказание носит публичный характер. Это означает, что оно на­значается от имени государства и применяется в интересах всего общества, т.е., в публичных интересах. Лишь государство в лице суда обладает исключительной прерогативой на применение наказания, поэтому суды России выносят приговор именем Российской Федерации. Публичный характер наказания проявляется и в том, что освобождение от наказания по основаниям, установленным в уголовном законе, осуществляется только судом (за исключением амнистии и помилования).

4. Процессуальной формой применения наказания может быть только обвинительный приговор суда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», именно суд является тем единственным государственным органом, который вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности лица, совершившего преступление. Согласно ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, признанному виновным в совершении преступления, является официальной государственной реакцией на преступление, которая исключительно отрицательная. Следовательно, в наказании выражено порицание, осуждение лица, совершившего преступление Вступивший в законную силу приговор, которым осужденному назначено наказание, обязателен для всех государственных органов, учрежде­ний, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Уголовная ответственность - один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений.

Реализация уголовной ответственности

Уголовная ответственность устанавливается государством в форме уголовно-правового запрета, носящего абстрактный характер, нарушение которого влечёт за собой определённые негативные последствия. Основанием для установления такого запрета является опасность для общества деяний определённого рода, наличие фактов совершения таких деяний (или реальной возможности их совершения), относительная распространённость и неэффективность других средств борьбы.

Реализация уголовной ответственности, воплощение абстрактных уголовно-правовых норм в конкретные формы начинается с момента совершения лицом запрещённого уголовным законом общественно опасного деяния; этот процесс осуществляется в несколько этапов (возбуждение уголовного дела, привлечение лица в качестве обвиняемого, вынесение обвинительного приговора, исполнение наказания), причём в силу внешних обстоятельств он может оборваться на любом из них.

Прекращается уголовная ответственность в тот момент, когда с лица снимаются все связанные с ней правовые ограничения (например, как результат снятия или погашения судимости).

Формы реализации уголовной ответственности

Конечным итогом процесса реализации уголовной ответственности является применение к лицу определённых имеющих негативный для него характер мер. К их числу относится наказание, осуждение без назначения наказания (в этом случае имеет место публичное порицание действий лица), применение иных мер уголовно-правового воздействия, судимость.

В России уголовная ответственность введена только в отношении физических лиц. Для юридических лиц уголовной ответственности не предусмотрено. Если организация замешана в преступлении, то наказание несут ее руководители и (или) сотрудники, принимавшие участие в преступлении.

Среди мер уголовной ответственности для юридических лиц, предложенных Следственным комитетом РФ, присутствуют: фиксированный штраф, штраф, кратный преступному доходу фирме, аннуитетный штраф, отзыв лицензии, лишение льгот, принудительная ликвидация.

Спорным является отнесение к числу форм реализации уголовной ответственности принудительных мер медицинского характера, применяемых к лицу, совершившему преступление в состоянии невменяемости. Данные меры имеют исключительно лечебный характер, они не являются карательными, не несут в себе элемента порицания.

Уголовное наказание назначается только приговором суда. Оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстанов­ления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. УК предус­матривает следующие виды уголовных наказаний , располагая их от мягких к суровым.

Штраф (ст. 46) Он устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа определя­ется судом с учетом тяжести совершенного преступления и иму­щественного положения осужденного. В случае злостного укло­нения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47) состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определен­ной профессиональной или иной деятельностью на определен­ный срок.

Лишение специального, воинского или почетного зва­ния, классного чина и государственных наград (ст. 48). Данное наказание применяется только при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Обязательные работы (ст. 49) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых опреде­ляется органами местного самоуправления. Обязательные рабо­ты устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязатель­ные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидамиIили II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим 55-летнего воз­раста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также воен­нослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Исправительные работы (ст. 50) устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. Из заработка осужденного к исправительным ра­ботам производятся удержания в доход государства в размере,установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. В случае злостного уклонения от отбывания наказа­ния лицом, осужденным к исправительным работам, су д может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения сво­боды за один день исправительных работ, один день ареста - за два дня исправительных работ или один день лишения свобо­ды - за три дня исправительных работ.

Ограничение по военной службе (ст. 51). Оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу только по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в слу­чаях совершения преступлений против военной службы, а такжеосужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ. Данное наказание зак­лючается в том, что из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в до­ход государства в размере до двадцати процентов. Во время от­бывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского зва­ния.

Конфискация имущества (ст. 52) - это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.

Ограничение свободы (ст. 53). Ограничение свободы зак­лючается в содержании осужденного, достигшего к моменту вы­несения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществле­ния за ним надзора. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно за­меняется лишением свободы на срок ограничения свободы, на­значенного приговором суда. При этом время отбытия ограниче­ния свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы. Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инва­лидамиIили II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достиг­шим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего воз­раста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Арест (ст. 54). Арест заключается в содержании осужден­ного в условиях строгой изоляции от общества. В отличие от лишения свободы он не назначается лицам, не достигшим к мо­менту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в воз­расте до восьми лет. Военнослужащие отбывают арест на гаупт­вахте.

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК). Продолжительность данного наказания положена в основу под­разделения преступлений на категории, что подчеркивает его особую значимость. Большинством людей именно лишение свободы воспринимается как действенная мера уголовного наказа­ния, по сроку которого судят о степени общественной опасности преступления и личности преступника.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помеще­ния в воспитательную колонию, лечебное исправительное уч­реждение, исправительную колонию общего, строгого или осо­бого режима либо в тюрьму. Максимальный срок лишения свободы не может быть более тридцати лет.

Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК) устанавливает­ся как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в слу­чаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а так­же лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадца­ти лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом при­говора 65-летнего возраста.

Смертная казнь (ст. 59). Конституция (ст. 20), принятаяраньше УК, допускает установление смертной казни, но предус­матривает ее отмену. Между тем большинство граждан поддер­живает применение данной меры уголовного наказания, по­скольку она может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. УК устанавливает в неко­торых статьях смертную казнь, но уже несколько лет приговоры судов о назначении смертной казни не приводятся в исполнение, поскольку в соответствии с указом Президента в РФ введен мо­раторий на ее применение. На практике смертная казнь заменя­ется лишением свободы.

Предусмотренные УК виды наказания подразделяются на ос­новные и дополнительные. Обязательные работы, исправитель­ные работы, ограничение по военной службе, ограничение сво­боды, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основ­ных видов наказаний. Штраф и лишение права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве как основных, так и дополнитель­ных видов наказаний. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества могут применяться только в качестве дополнительных видов наказаний (ст. 45 УК). Например, су д может приговорить к лишению свободы с конфискацией имущества.

Государство, установившее уголовно-правовые запреты на совершение общественно опасных деяний, реагирует на их нарушение. И эта его реакция представляет собой негативное, справедливое и неотвратимое воздаяние виновному за содеянное — кару, которая заключается в осуждении совершенного преступления и порицании лица, его совершившего. Формами выражения такой реакции согласно ст. 2, 6 и 7 УК являются различные «виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений». Все эти меры, к числу которых, кроме наказания, относятся различные виды освобождения от уголовной ответственности и от наказания, условное осуждение и принудительные меры воспитательного воздействия — по сути разные формы реализации кары (формы реакции государства на совершение преступления). Поскольку они подлежат применению к лицу, совершившему преступление, за то, что оно совершило преступление, и в меру содеянного им в целях восстановления социальной справедливости , исправления данного лица и предупреждения совершения новых преступлений. В отличие от «иных мер уголовно-правового характера», регламентированных в разделе VI УК (принудительных мер медицинского характера и конфискации имущества), эти (карательные) меры правильнее именовать мерами уголовно-правового воздействия.

Уголовное наказание представляет собой одну из таких мер, в которой наиболее остро проявляется реакция государства на совершение преступления. Наказание возникло именно в связи с необходимостью материализации и практического обеспечения указанной реакции государства; в охране общества от преступных посягательств состоит его социальное назначение и служебная роль. Сущность уголовного наказания — кара, но понимаемая не как намеренное причинение страданий, а как справедливое воздаяние виновному за совершенное им преступление, которое заключается в осуждении совершенного преступления и порицании лица, его совершившего.

В уголовном законе наказание определяется как мера государственного принуждения, применяемая приговором суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, которая заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43). Таким образом, законодатель определяет уголовное наказание путем указания на следующие его характерные признаки:

  • это мера государственного принуждения;
  • применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления;
  • назначается только по приговору суда;
  • состоит в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного;
  • целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

В своей совокупности эти признаки позволяют отличать уголовное наказание от других мер уголовно-правового воздействия, а также от иных мер принуждения, применяемых государством.

Определяя уголовное наказание как меру государствен но го принуждения, законодатель одновременно подчеркивает триединую мысль:

  • одним из важнейших признаков наказания является принуждение; наказание применяется к осужденному вне зависимости от его согласия; принуждение выступает средством обеспечения соблюдения норм уголовного права и применения к осужденному лишений и ограничений, составляющих содержание назначенного ему наказания, которые он не желает добровольно претерпевать;
  • упомянутое принуждение исходит от государства — наказание представляет собой реакцию государства на совершение преступления, назначается от имени государства и обеспечивается силой государственной власти; приговор суда, вступивший в законную силу, является общеобязательным и подлежит исполнению на всей территории РФ;
  • это принуждение не может быть беспредельным, наказание должно назначаться строго в пределах, установленных законом, — иметь конкретные вид и размер, определяемые с учетом характера и степени общественной опасности преступления в соответствии с установленными законом правилами (гл. 10 УК).

В соответствии со ст. 49, 118 Конституции РФ уголовное наказание носит строго личный характер и может быть назначено только лицу, признанному виновным в совершении преступления. Не может быть подвергнуто наказанию лицо, вина которого в совершении преступления не доказана в установленном законом процессуальном порядке.

Только суд (судья) вправе, рассмотрев материалы уголовного дела по существу, признать лицо виновным в совершении преступления, осудить его и назначить ему наказание, предусмотренное уголовным законом. Никакой другой государственный орган или должностное лицо принять такие решения не вправе. Правоприменительным актом, содержащим такие решения, может быть только обвинительный приговор суда.

Содержание уголовного наказания составляют предусмотренные УК лишения или ограничения прав и свобод осужденного. Характер и объем этих лишений и ограничений определяются стоящими перед наказанием целями (ч. 2 ст. 43 УК) и в свою очередь определяют возможности наказания по их реализации, его карательный, воспитательный и предупредительный потенциал. Каждый отдельный вид наказания и каждая назначаемая осужденному мера наказания содержат (должны содержать) в себе комплекс таких средств воздействия на осужденного (и косвенно также на иных граждан), которые должны быть способны оказывать необходимое и достаточное карательное, воспитательное и предупредительное воздействие на осужденного (и на иных граждан) и позволять в каждом конкретном случае наиболее эффективно реализовать стоящие перед наказанием цели. При этом содержание наказания (любого его вида) могут составлять только такие лишения и ограничения, которые предусмотрены УК: осужденный может быть ограничен в физической свободе, в своих профессиональных или гражданских правах, с него может быть взыскана денежная сумма и т.д.

Осуждение лица к уголовному наказанию влечет за собой специфическое уголовно-правовое последствие — судимость: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК).

Механизм уголовного наказания

В литературе существуют расхождения по вопросу о содержании уголовного наказания и совсем не рассматривается вопрос о механизме его воздействия. Уголовное наказание выполняет известную служебную роль в обществе: оно является средством самозащиты общества от преступных посягательств. Отсюда содержание наказания должно быть таким, чтобы оно было в состоянии выполнить эту важную и сложную роль и обеспечить выполнение вытекающих из данной роли целей утверждения социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений. Чтобы быть эффективным инструментом воздействия на многоликую преступность, уголовное должно обладать («от природы» и наделяться законодателем) достаточно серьезными возможностями (средствами) по воздействию на многообразные и зачастую весьма опасные проявления преступности, на различные типы преступников. Одновременно при этом оно не должно быть орудием произвола и беззакония. Для этого должны быть обеспечены механизмы реализации указанных весьма серьезных и острых возможностей наказания в соответствии с принципами уголовного законодательства: законности, справедливости, гуманизма и др., т.е. при минимальных социальных издержках в результате применения уголовного наказания должен быть достигнут максимально возможный уголовно-правовой и социальный результат.

Исходя из этого, в соответствии с указанными в законе целями, уголовное наказание должно содержать в себе три основные группы свойств, определяющих его потенциальные возможности, — три группы средств воздействия на осужденных:

  • средства реализации цели утверждения социальной справедливости (кары);
  • средства обеспечения исправления осужденного;
  • средства предупреждения новых преступлений.

Данные три компонента, составляющие содержание наказания, хоть и в разных формах и в разной мере наличествуют у всех видов наказаний. В своей совокупности они составляют потенциал наказания — функциональные возможности конкретного наказания, реализуемые в его функциях, соответственно: карательной, исправительной и предупредительной.

Функции уголовного наказания - это основные направления уголовно-правового воздействия наказания налицо, которому оно назначено, а также на иных неустойчивых лиц в целях утверждения социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В функциях наказания находят проявление его социальное предназначение и сущность. Реализация функциональных возможностей, заключенных в отмеченных выше разнообразных свойствах наказания, во имя осуществления стоящих перед наказанием целей, составляет механизм наказания, изучение которого является актуальной уголовно-правовой проблемой.

наказание уголовный право преступление

Понимание и трактовка целей наказания определяются в первую очередь ответом на вопрос о том, что есть наказание - возмездие за преступления или средство их предупреждения? Сторонники теорий, которые главной функцией наказания считали возмездие за преступление, признавали основной его целью устрашение и утверждали, что устрашение прямо пропорционально тяжести наказания. Реализация таких взглядов приводила к широкому применению смертной казни, в том числе и квалифицированных ее видов, к членовредительским и телесным наказаниям и к публичности исполнения наказания.

В современной юридической литературе сущность спора между учеными в основном сводилась к тому, считать кару в качестве цели уголовного наказания или нет. Спор вызывала редакция ст. 20 УК РСФСР, содержащая следующее определение целей: "Наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами".

УК РФ 1996 г. называет следующие цели наказания: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного; 3) предупреждение совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43).

Из формулировки целей наказания, содержавшейся в ранее действовавшем УК РСФСР, исключена цель перевоспитания осужденных и добавлена новая цель - восстановление социальной справедливости, а цель предупреждения преступлений теперь сформулирована в общем виде без разделения ее на специальную и общую превенцию (как это было сделано в ст. 20 УК РСФСР I960 г.).

Восстановления социальной справедливости как цели уголовного наказания в послереволюционной России не предусматривалось Впервые эта цель введена в ч 2 ст 43 УК РФ 1996 г, что в немалой степени затруднило решение и без того спорного вопроса о целях уголовного наказания Наказание назначается за совершение преступления деятельности, осуществленной в прошлом, а цели, поставленные перед ним, ориентированы на будущее восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, достижение частной и общей превенции.

Понятие справедливости является этической категорией, в которой отражаются общественные представления о соотношении добра и зла, Деяния и воздаяния за него. Нарушение прав и обязанностей, проявляющееся в поведении, признаваемом государством преступлением, нарушает и социальную справедливость. В этих случаях у государства появляется право возбудить уголовное преследование и наказать преступника. В основе этого права лежит поведение лица, способного выбирать варианты своего поведения и выбравшего поведение, посягающее на правоохраняемые интересы и нарушающее предписания уголовного закона. Именно потому наказание выступает в качестве справедливой кары за содеянное, размер и содержание которой зависят прежде всего от тяжести совершенного деяния. Хотя уголовно-наказуемые общественно опасные деяния и являются самыми серьезными и грубыми нарушениями социальной справедливости, все же совершивший, например, кражу не может быть наказан одинаково с убийцей.

Таким образом, государство, реализующее свое право наказать преступника и тем самым восстановить нарушенную его деянием социальную справедливость, в свою очередь также связано этой же справедливостью, выражающейся здесь в представлениях о соотношении между преступлением и наказанием. Нарушение этого соотношения, излишнее применение уголовной репрессии или ее применение не в связи со степенью и характером общественной опасности совершенного преступления и особенностями личности виновного (одинаковое наказание как за рецидив, так и за впервые совершенное преступление, применение смертной казни не за особо тяжкие деяния, посягающие на жизнь, и т.п.) будет нарушать социальную справедливость. Между тем в своей карательной деятельности государство должно стремиться к обратному, а именно - к поддержанию авторитета уголовного закона в обществе и к воспитанию уважения к его предписаниям.

В юридической литературе господствует мнение о том, что при осуждении лица к реальному исполнению наказания социальная справедливость реализуется в основном в процессе его исполнения Однако при этом иногда занижаются или завышаются возможности уголовного наказания Например, отмечается, что "преступление нарушает социальную справедливость, так как оно ущемляет права потерпевших (личности, общества или государства), наносит материальный или моральный ущерб Назначенное судом наказание в общественном сознании рассматривается как средство восстановления социальной справедливости. На наш взгляд, данное утверждение сужает содержание рассматриваемой цели наказания. Во всяком случае оно не учитывает самосознания конкретных лиц, пострадавших от преступления, а также причинения им морального и материального вреда. Если преступлением причинен материальный ущерб, то он возмещается в порядке гражданского судопроизводства или же рассмотрении гражданского иска в уголовном судопроизводстве.

Цель восстановления социальной справедливости достигается разными способами, зависящими от количественных и качественных характеристик отдельных видов наказании. Там же, где последствия преступления объективно не могут быть восстановлены, например, никто не может оживить убитого и не всегда возможно полное восстановление здоровья, которому преступлением был причинен вред, восстановительной мерой служат более суровые наказания- лишение свободы (на определенный срок, нередко длительный, а при определенных обстоятельствах - пожизненно) либо даже смертная казнь.

Государство не может использовать свое право наказывать преступника без необходимости и целесообразности такого наказания и потому уголовный закон содержит ряд норм, дающих право не применять наказание фактически (например, нормы об условном осуждении либо освобождении лица от уголовной ответственности или от отбывания наказания). Преступник даже после осуждения продолжает оставаться членом общества, и все иные его права и свободы, за исключением ограниченных или аннулированных назначенной мерой наказания, у него сохраняются. Поэтому недопустимо причинять ему физические мучения, унижать его человеческое достоинство, налагать на него при применении наказания иные правоограничения, выходящие за рамки назначенной меры.

Отмеченные обстоятельства, учитываемые при достижении цели восстановления социальной справедливости, должны также приниматься во внимание и при реализации других целей уголовного наказания.

Цель исправления осужденного состоит в таком изменении его личности, при котором он возвращается в общество гражданином, не нарушающим уголовный закон и уважающим правила человеческого общежития. От наказания не требуется, чтобы осужденный в результате его применения нравственно переродился, но с помощью наказания можно приучить его к труду, нормам общения с другими людьми, дисциплине и порядку. Для достижения цели исправления преступника достаточно, что он не совершит новых преступлений в будущем хотя бы и из-за страха перед наказанием, и постановка перед уголовным наказанием задачи качественного изменения убеждений и взглядов осужденного была бы явно завышенной.

К целям наказания относится и предупреждение новых преступлений. Данная цель имеет две составляющие - предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденного (специальное предупреждение) и предупреждение совершения новых преступлений со стороны других лиц (общее предупреждение).

Цель специального предупреждения преступлений считается достигнутой, когда осужденный не совершает новых преступлений и во время отбывания наказания и после этого. Показателем достижения этой цели служит рецидив преступлений - число новых преступлений, совершенных во время и после отбывания наказания, и фактический рецидив в целом, т.е. вся совокупность повторно совершенных преступлений.

Общее предупреждение направлено на лиц, ранее не подвергавшихся наказанию. Оно заключается в предупреждение таких граждан о том, что предписания уголовного закона обязательны для исполнения под угрозой наступления неблагоприятных последствии. Эта цель наказания достигается как самим фактом издания уголовного закона, установлением в нем наказаний за преступные деяния, так и назначением конкретно- наказания виновному в совершении конкретного преступления. Угроза наказания рассматривается как мотив поведения для лиц, склонных к совершению преступлений, а также как способ подкрепления намерений не совершать их для остальных членов общества.

Стремясь радикально повлиять на преступность, законодатель устанавливает строгие наказания за опасные либо распространенные преступления, усиливает уголовные наказания по причине роста преступности, ориентирует правоприменительную практику на использование более строгих мер ответственности в отношении неоднократно судимых, а также виновных в тяжких и особо тяжких преступлениях.

Подобные представления весьма распространены и в общественном правосознании, где страх перед ростом преступности и попытка найти универсальный рецепт для противодействия ей проявляются в требованиях усиления мер уголовной ответственности, хотя и история, и практика многих стран показывают весьма невысокую эффективность последних в борьбе с преступностью, порождаемой социальными причинами.

Данные уголовной статистики свидетельствуют, что большинство осужденных совершают преступления впервые, что, казалось бы, свидетельствует о неэффективности общего предупреждения. Однако оценка реальности действия последнего весьма сложна и зависит не только от угрозы наказания в уголовном законе, но и от показателей деятельности органов уголовной юстиции, в частности, быстроты раскрываемости преступлений, сроков проведения расследований, количества дел, дошедших до суда, реального назначения наказания.