Ст 153 жк рф нежилые помещения. Теория всего

Порядок исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг регулируется положениями разд. VII ЖК РФ. Ст. 153 считается одной из ключевых норм в данной сфере. Рассмотрим ее подробнее.

Обязанности граждан и организаций

Юридические и физлица должны полностью и своевременно оплачивать коммунальные услуги и жилплощадь. Соответствующая обязанность, согласно ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, возникает:

  1. У нанимателей помещения по договору соцнайма, в том числе жилфонда социального использования. Указанные лица должны вносить оплаты с даты заключения соглашения.
  2. Арендаторов/нанимателей помещения муниципального или государственного жилфонда. Обязанность также возникает с даты оформления соглашения.
  3. Членов жилкооператива с момента предоставления помещения.
  4. Собственников площадей с даты возникновения права. При этом учитывается правило, предусмотренное в 169-й статье Кодекса (ч. 3).
  5. Лиц, принявших от застройщика (субъекта, обеспечивающего возведение многоквартирного дома) помещения по передаточному или другому акту с даты передачи. Обязанность возникает, если сооружение введено в эксплуатацию. Этот факт должен быть подтвержден соответствующим разрешением.
  6. Застройщиков в отношении помещений в не предоставленных другим лицам по передаточному или другому акту. Обязанность возникает с даты предоставления ему разрешения на введение сооружения в эксплуатацию.

В соответствии с частью третьей ст. 153 ЖК РФ , до заселения в помещения муниципального и государственного жилфондов расходы на их содержание несут соответственно структуры местной и госвласти либо управомоченные ими субъекты.

Пояснения

Рассматривая ст. 153 ЖК РФ с комментариями юристов, следует отметить, что ранее отношения, связанные с выполнением обязательств по оплате помещений и коммунальных услуг, регламентировались преимущественно подзаконными актами. В настоящее время положения нормы не только обладают регулятивным характером, но и реализуют важнейшую системно-правовую задачу. Содержащаяся в ЖК РФ ст. 153 наряду с прочими нормами раздела VII выступает в качестве гарантии защиты интересов участников жилищного процесса.

Специфика нормы

Часть первая ст. 153 ЖК РФ обладает общим характером. В ней предусмотрено, что оплата услуг ЖКХ и жилплощади - обязанность всех субъектов, вступивших в жилищные правоотношения на основании договора или закона. Порядок ее реализации раскрывается другими нормами Кодекса. В статьях раздела VII не используется собирательное понятие, охватывающее всех субъектов, обязанных осуществлять оплату. Представляется, что к ним можно отнести всех пользователей помещений. Соответствующий термин используется в 159-й статье Кодекса. Понятие "пользователь" относится, главным образом, к гражданам, живущим в муниципальном и государственном жилфондах. Правила предоставления услуг ЖКХ содержат понятие "потребитель". Этим термином обозначаются субъекты, получающие услуги ЖКХ и обязанные их оплачивать.

Особенности субъектов

В части второй рассматриваемой нормы закрепляется перечень лиц, на которых возлагается обязанность осуществлять платежи за жилплощадь и услуги ЖКХ. По п. 1 ст. 153 ЖК РФ , ими являются наниматели помещений. Для получения соответствующего статуса лицо должно заключить договор. С момента его оформления субъект становится обязанным лицом. Между тем, далеко не во всех случаях можно считать бесспорным подход, установленный в ЖК РФ. Ст. 153 (п. 2), например, тоже определяет моментом возникновения обязанности дату заключения арендного соглашения. Но нужно учитывать, что оно, как и договоры соцнайма, найма муниципального или государственного жилфонда, признается консенсуальным. Все они должны быть оформлены письменно.

Такие договоры считаются заключенными в момент достижения сторонами соглашения по существенным условиям, которое, в свою очередь, должно фиксироваться в тексте основного документа. Содержащаяся в нем дата считается моментом заключения сделки. Между тем, на практике арендатор/наниматель фактически не может эксплуатировать помещение, пока оно не будет предоставлено ему.

Особенности передачи объекта

В момент предоставления помещения субъекту (нанимателю/арендатору) отдаются ключи и документация, подтверждающая надлежащее состояние. К бумагам, в частности, относят:

  1. Санитарно-гигиенический сертификат.
  2. Техпаспорта на оборудование, установленное в помещении.
  3. Правила эксплуатации приборов.

Наниматель/арендатор проводит осмотр объекта. При отсутствии замечаний стороны оформляют акт. С момента его подписания помещение признается переданным в пользование. Соответственно, его уже можно эксплуатировать.

Нюансы

Субъект, которому передается помещение в соответствии с договором найма, вправе отказаться принимать объект и вселяться в него, если его состояние окажется ненадлежащим или непригодным для проживания. В этом случае возлагать обязанность на лицо по уплате коммунальных платежей было бы неверно. Если же субъект, заключивший договор, необоснованно уклоняется от принятия помещения, этот факт фиксируется в специальном акте. В документе должно быть отражено, что лицо без уважительных причин отказывается от помещения и подписания необходимых бумаг. В такой ситуации обязанность, которую закрепляет ЖК РФ в ст. 153 , возникла бы с момента оформления специального (комиссионного) акта. Между тем, в законодательстве отсутствуют нормы, содержащие требования к процессу передачи помещения. Представляется, что это достаточно существенный пробел в нормах, который надлежит восполнить.

Мнение экспертов

В связи с отсутствием норм, регламентирующих процесс предоставления помещения нанимателю, ряд юристов предлагают использовать положения 611-й статьи ГК по аналогии. Специалисты полагают, что вполне логично связывать вменение обязанности по оплате помещения и услуг ЖКХ на субъекта с момента предоставления ему объекта. Более того, на практике, как правило, происходит так, что соглашение о найме заключено, а жилплощадь передается позже.

Однако присутствующая в ЖК РФ ст. 153 закрепляет другое правило. Представляется, что логика законодателя заключается в том, чтобы стимулировать нанимателя к устранению всяких препятствий с его стороны для вселения в помещение, предоставленное ему по договору, и использованию его по назначению. Если после оформления соглашения наймодатель по каким-то причинам задерживает передачу объекта, то второй участник сделки вполне может требовать неначисления платы за период, в который он не мог эксплуатировать жилплощадь. Если между сторонами возникнет спор, решить который можно только в рамках судопроизводства, инстанция, рассматривающая дело, должна принять во внимание конкретные обстоятельства и определить точную дату, в которую объект был предоставлен нанимателю. При разрешении конфликта суду следует руководствоваться не только общими, но и специальными положениями, регламентирующими обязательственные отношения.

Члены кооператива

Они получают право на помещение не в соответствии с договором, а на основании исполнения объединением принятых на себя обязательств. Как указывается в 124-й статье Кодекса (часть 2), для вселения члена кооператива общее собрание принимает решение об этом. Соответственно, обязанность, закрепленная ЖК РФ в ст. 153 , возникает в момент утверждения указанного акта всеми членами объединения. По мнению экспертов, было бы логично предусмотреть, что оплата помещения, предоставленного члену жилищного кооператива, должна вноситься им не с даты принятия решения, а после передачи объекта по соответствующему акту.

Собственники

Как указано в п. 5 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по выплате сумм за коммунальные услуги и помещение возникает у владельцев после приобретения права на объект. По мнению юристов, данный подход также нельзя назвать безупречным. Дело в том, что моментом приобретения права собственности, указанного в пункте 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ , является госрегистрация. При этом не имеет значения основание его возникновения. Госрегистрация, в силу положений законодательства, считается единственным подтверждением существования права. На практике, между тем, возложение обязанности на собственника по выплате коммунальных платежей и других обязательных сумм, происходит разными способами. К примеру, при покупке помещения в рамках участия в долевом строительстве МКД объект передается еще до момента регистрации права.

Участие в долевом строительстве

В ст. 153 ЖК РФ указывается, что обязанность по отчислению платежей за помещение и услуги ЖКХ возникает при передаче объекта по соответствующему акту. Этот документ выступает в качестве одного из оснований для регистрации права на жилплощадь. В этом случае субъект еще не стал законным владельцем, но уже должен исполнять обязанности, закрепленные законом. Если право на помещение возникло у приобретателя в силу договора, то объект может передаваться и до госрегистрации. Соответственно, в этот же момент появляются и обязанности, закрепленные 153-й статьей Кодекса. По мнению юристов, логично было бы дополнить начальную формулировку части второй отсылочным указанием "если другое не предусматривается в договоре или законе".

Открытость перечня

Назначение правил, закрепленных частью второй рассматриваемой нормы, заключается в определении момента появления обязательств по оплате услуг ЖКХ и помещения. В этой связи, в ней не раскрывается полный перечень лиц. Соответственно, правила, закрепленные частью второй, следует применять в комплексе с другими нормами Кодекса, устанавливающими круг обязанных субъектов. К ним, в частности, можно отнести дееспособных (полностью или ограниченно) родственников собственника/нанимателя (по договору соцайма) и сонанимателей.

Нововведение

П. 6 ст. 153 ЖК РФ был введен сравнительно недавно. В нем установлено, что обязанность, закрепленная частью первой, возникает:

Заключение

Муниципальный и государственный жилфонды находятся в ведении региональной, местной и госвласти. В этой связи вполне естественно, что до того, как жилплощади не переданы конкретным лицам по тому или другому юридическому основанию, обязанности, предусмотренные частью первой рассматриваемой нормы, возлагаются на уполномоченные органы субъектов РФ или МО за счет средств бюджета соответствующего уровня. 3 употребляется формулировка "до заселения помещений муниципального и государственного жилфондов". Данное выражение, по мнению экспертов, не совсем корректно. По смыслу нормы, заселением следует считать предоставление объекта в установленном порядке управомоченным лицам. Конкретизация момента, в который прекращается обязанность, предусмотренная частью первой, у публичных образований и вместе с этим возникает у указанных субъектов, излагается в ч. 2 153-й статьи.

Российская Федерация

[Жилищный кодекс РФ] [Статья 153]
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.


1 комментарий к записи “Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги”

    Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    Комментарий к статье 153

    1. Договоры, содержащие условия предоставления жилых помещений в пользование гражданам, а также условия оказания услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг, являются возмездными. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и юридическими лицами. То, что в ч. 1 комментируемой статьи не упоминаются публично-правовые образования как собственники помещений, не может расцениваться как нераспространение обязанности своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, например, в случаях, установленных ч. 3 комментируемой статьи, ч. 3 ст. 30, ст. ст. 39, 155, ч. 3 ст. 156 ЖК РФ. Обязательства по предоставлению жилых помещений, оказанию услуг, выполнению работ и предоставлению коммунальных услуг и обязательства по оплате являются встречными обязательствами (ст. ст. 307, 328 ГК).
    2. Часть 2 комментируемой статьи определяет правообладателей помещений, у которых возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и момент возникновения такой обязанности для таких правообладателей помещений — физических и юридических лиц. Необходимость законодательного определения указанного момента вызвана многочисленными судебными спорами, возникавшими из-за того, что в федеральном законодательстве не было норм, регулирующих вопросы внесения платы за жилое помещение (по части платы за содержание и ремонт жилого помещения см. комментарий к ст. 154 ЖК РФ) и коммунальные услуги в незаселенных или неиспользуемых жилых помещениях.
    В соответствии с положениями комментируемой статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и за предоставляемые в этом помещении коммунальные услуги возникает у граждан и юридических лиц с момента возникновения права собственности на жилое помещение или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания пользования жилым помещением, после предоставления жилого помещения в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива, а также владельцу помещения в построенном многоквартирном доме с момента подписания документа о передаче такого помещения.
    Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ) комментируемая статья дополнена нормой об обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги лица, ставшего законным владельцем построенного помещения, но не имеющего пока статуса его собственника (п. 6 ч. 2 комментируемой статьи). Законодатель не установил правовое основание внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги владельцами построенных помещений и кому вносится плата такими лицами. Согласно ч. ч. 13 и 14 ст. 161 ЖК РФ для управления построенными многоквартирными домами договор управления с управляющей организацией заключают не владельцы построенных помещений, а застройщик от собственного имени и за свой счет (см. комментарий к указанным нормам ст. 161 ЖК). В связи с признанием утратившей силу ст. 139 ЖК РФ будущие собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после 17 июня 2011 г., уже не могут создавать товарищества собственников жилых помещений и выполнять перед ним обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. комментарий к ст. 139 ЖК).
    3. Комментируемая статья не содержит положений, устанавливающих обязанность и момент возникновения обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (плата за жилое помещение) и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и об оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы комментируемой статьи, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии (см. комментарий к ст. 7 ЖК).
    В комментируемой статье обоснованно не упоминаются арендаторы нежилых помещений, наниматели и арендаторы жилых помещений частного жилищного фонда. Представляется, что такие правообладатели помещений в многоквартирном доме должны иметь обязательства по внесению соответствующих платежей согласно договорам, регулируемым ГК РФ, а не ЖК РФ.
    4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность по содержанию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов до момента их предоставления в пользование гражданам. На практике такие помещения нередко содержались за счет организаций, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а не за счет средств соответствующего бюджета. Достаточно часто организации, предоставляющие коммунальные услуги, не могли идентифицировать лицо, обязанное вносить плату за соответствующие услуги, либо возлагали эту обязанность на будущих владельцев жилых помещений. Жилищный кодекс РФ возлагает эту обязанность на выступающие от имени собственников жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда органы государственной власти и органы местного самоуправления или на управомоченных ими лиц.
    5. Обязанность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в лице соответствующих органов публичной власти, как и других собственников помещений в многоквартирном доме, нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги основывается на положениях ч. 1 ст. 30, ст. ст. 39, 138, 148, 154, 155, 162 и 164 ЖК РФ. Из положений Кодекса вытекает, что в отношении жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов одновременно возникают денежные обязательства публично-правовых образований и нанимателей таких жилых помещений. При этом ЖК РФ не предусматривает возможность заключения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда договоров с управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом. То есть при наличии нанимателей жилых помещений денежные обязательства указанных публичных собственников не упраздняются.
    6. Жилищный кодекс РФ не определяет круг лиц, несущих расходы по плате за жилое помещение и коммунальные услуги относительно помещений, не имеющих собственников (бесхозяйное и выморочное имущество). Таких помещений сравнительно немного, и основное количество споров по данному вопросу вызывает лишь момент возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для лиц, наследующих данное помещение в порядке, установленном гражданским законодательством. В частности, следует иметь в виду, что обязательства по оплате таких расходов возникают у наследников со дня открытия наследства.

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.


2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:


1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;


1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;


2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;


3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;


4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;


5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;


6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;


7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.


3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.




Комментарии к ст. 153 ЖК РФ


1. Договоры, содержащие условия предоставления жилых помещений в пользование гражданам, а также условия оказания услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставления коммунальных услуг, являются возмездными. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и юридическими лицами. Обязательства по предоставлению жилых помещений, оказанию услуг, выполнению работ и предоставлению коммунальных услуг и обязательства по оплате являются встречными обязательствами (ст. ст. 307, 328 ГК).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет момент возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для физических и юридических лиц. Необходимость законодательного определения указанного момента вызвана многочисленными судебными спорами, возникавшими из-за того, что в федеральном законодательстве не было норм, регулирующих вопросы внесения платы за жилое помещение (по части платы за содержание и ремонт жилого помещения см. комментарий к ст. 154 ЖК) и коммунальные услуги в незаселенных или неиспользуемых жилых помещениях.

3. В соответствии с положениями комментируемой статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и за предоставляемые в этом помещении коммунальные услуги возникает у граждан и юридических лиц с момента возникновения права собственности на жилое помещение или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания использования жилого помещения, либо после предоставления жилого помещения в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива.

При этом комментируемая статья не содержит положений, устанавливающих момент возникновения обязанностей по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (плата за жилое помещение) и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и об оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы комментируемой статьи, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии (см. комментарий к ст. 7 ЖК).

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность содержания жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов до момента их предоставления в пользование гражданам. На практике такие помещения нередко содержались за счет организаций, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а не за счет средств соответствующего бюджета. Достаточно часто организации, предоставляющие коммунальные услуги, не могли идентифицировать лицо, обязанное вносить плату за соответствующие услуги либо возлагали эту обязанность на будущих владельцев жилых помещений. Жилищный кодекс РФ возлагает эту обязанность на органы государственной власти и органы местного самоуправления или на управомоченных ими лиц.

5. Обязанность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в лице соответствующих органов публичной власти, как и других собственников помещений в многоквартирном доме, нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и их обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги основывается на положениях ч. 1 ст. 30, ст. ст. 39, 138, 148, 154, 155, 162 и 164 ЖК РФ. Из положений Кодекса вытекает, что в отношении жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов одновременно возникают денежные обязательства публично-правовых образований и нанимателей таких жилых помещений. То есть при наличии нанимателей жилых помещений денежные обязательства указанных собственников не упраздняются.

6. Жилищный кодекс РФ не определяет круг лиц, несущих расходы по плате за жилое помещение и коммунальные услуги относительно помещений, не имеющих собственников (бесхозяйное и выморочное имущество). Таких помещений сравнительно немного, и основное количество споров по данному вопросу вызывает лишь момент возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для лиц, наследующих данное помещение в порядке, установленном гражданским законодательством.

7. Комментируемая статья не устанавливает момент возникновения обязанности будущих собственников помещений в строящемся многоквартирном доме нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг. Это не означает, что приобретатели таких помещений не должны нести подобные расходы. Если будущими собственниками помещений в строящемся многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья (см. комментарий к ст. 139 ЖК), то, как представляется, подрядчик (застройщик) несет расходы на содержание общего имущества в таком доме и на оплату коммунальных услуг до передачи им всех помещений лицам, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме. В отличие от обязательств, предусмотренных комментируемой статьей, обязательства будущих собственников помещений в строящемся многоквартирном доме по содержанию общего имущества в таком доме и оплате коммунальных услуг вытекают не из требований закона, а из договора с подрядчиком (застройщиком). Отсутствие регулирования договором порядка несения указанных расходов является предпосылкой для нарушения прав одной из сторон договора. При этом заинтересованная сторона договора может обратиться в суд за защитой своих интересов.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Комментарий к статье 153 ЖК РФ:

1. Положения раздела VII Кодекса регулируют важнейшую часть жилищных отношений - порядок выполнения обязанностей по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Ранее эти отношения регулировались в основном подзаконными нормативными правовыми актами; в Жилищном кодексе РСФСР 1983 г. не было аналогичного раздела; нормы об оплате жилья (ст. ст. 55 - 59) находились в главе 2 ЖК РСФСР "Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда". Так что раздел VII в целом является новым структурным подразделением Кодекса по сравнению с ЖК РСФСР 1983 г.

Нормами, содержащимися в ст. ст. 153 - 160 данного раздела, охватываются в комплексе все срезы отношений, возникающих по поводу оплаты жилья, включая порядок установления и применения соответствующих размеров тарифов (расценок, ставок). Конкретное правовое регулирование порядка установления и применения тарифов по отдельным видам платежей осуществляется на основании этих норм и не должно им противоречить. По существу, положения раздела VII Кодекса не только носят регулятивный характер, но и выполняют важную системно-правовую функцию, выступая в качестве правовых гарантий обеспечения и защиты интересов участников жилищных отношений. Положения раздела VII Кодекса необходимо применять с учетом внесенных в них изменений и дополнений. В частности, Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Российская газета. 2011. 7 июня) внесены изменения и дополнения в ст. ст. 153, 155 и 160 Кодекса.

2. Среди подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с оплатой жилья, следует подчеркнуть значение Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3339 (с послед. изм. и доп.)), в котором были систематизированы основные правовые нормы об оплате гражданами жилья и коммунальных услуг. Осенью 2006 г. названное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность". В первом из документов - Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, дается структура состава общего имущества в многоквартирном доме, сформулированы требования к содержанию этого общего имущества, конкретизированы обязанности собственников помещений по содержанию и ремонту общего имущества, включены вопросы контроля и ответственности за содержание общего имущества многоквартирного дома.

Второй документ посвящен специально основаниям и порядку изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Утвержденные Постановлением Правила имеют общее значение. Так, собственники помещений в многоквартирных жилых домах, в которых не созданы объединения собственников, несут такие же обязанности по оплате жилья, как и наниматели жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, за исключением обязанности вносить плату за наем помещения, которая не может быть возложена на собственника этого помещения. По единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории муниципального образования, осуществляется оплата жилищно-коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, теплоснабжения и др.) гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности.

3. Правовая норма ч. 1 коммент. ст. также носит общий характер: обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг - это общая обязанность всех лиц, на которых она возлагается законом или договором. Эта обязанность и порядок ее исполнения конкретизируются в других нормах раздела VII Кодекса, а также в нормах иных нормативных правовых актов.

Следует уточнить, что в ч. 1 коммент. ст. имеются в виду не вообще любые организации, а только те из них, которые являются юридическими лицами.

В статьях коммент. раздела VII Кодекса не использован собирательный термин, который охватывал бы всех обязанных по оплате жилья лиц, прежде всего нанимателей по договорам найма и собственников помещений. Представляется, что в контексте содержания раздела VII Кодекса можно было бы называть обязанных по оплате лиц пользователями помещений в жилых домах. Термин "пользователи" употреблен в п. 1 ч. 2 ст. 159 Кодекса применительно к гражданам, проживающим в государственном и муниципальном жилищных фондах. В Правилах предоставления коммунальных услуг (смотри о них ниже) использован обобщающий термин "потребитель" для обозначения лиц, пользующихся жилыми помещениями, потребляющих жилищно-коммунальные услуги и обязанных оплачивать их.

В части 2 коммент. ст. названы виды обязанных лиц, сгруппированных по основаниям возникновения права на жилое помещение. В зависимости от основания возникновения права на жилое помещение установлен начальный момент, с которого начинается обязательство по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, т.е. начинается течение периода времени, подлежащего оплате.

4. В тех случаях, когда право пользования жилым помещением возникает на основании договора, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает, как указано в ч. 2 коммент. ст., с момента заключения договора. Конечно, такое решение вопроса далеко не бесспорно, так как все названные здесь договоры: социального найма, найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, аренды - сконструированы законодателем как консенсуальные сделки; все они подлежат заключению в письменной форме и считаются заключенными с момента достижения соглашения сторон по всем существенным условиям договора. Достижение соглашения фиксируется в подписании письменного текста договора; указанная в письменном тексте договора дата и является моментом заключения договора найма или аренды жилого помещения.

Но реально наниматель (арендатор) фактически не может пользоваться жилым помещением, пока оно ему не передано фактически и юридически. Передача жилого помещения нанимателю производится так же, как происходит передача любого недвижимого имущества при переходе права на него от одного лица (отчуждателя) к другому лицу (приобретателю) или при сдаче какого-либо имущества в аренду - путем предъявления уполномоченным представителем наймодателя жилого помещения нанимателю для осмотра и проверки его состояния. В процессе передачи передаются ключи от входной двери и документы, удостоверяющие надлежащее техническое состояние жилого помещения: санитарно-гигиенический сертификат, технические паспорта на санитарно-техническое, электрическое и иное оборудование, установленное в квартире, правила по его эксплуатации. По результатам осмотра жилого помещения в том случае, если у нанимателя нет претензий к его состоянию, подписывается двухсторонний акт приема-передачи. С этого момента жилое помещение должно считаться переданным нанимателю и он вправе начать его использование.

Лицо, которому жилое помещение предоставляется по договору найма, может отказаться от приема жилого помещения и вселения в него, если помещение окажется в ненадлежащем состоянии, не пригодном для проживания. В такой ситуации обязывать нанимателя оплачивать непринятое им жилое помещение было бы неправильно. Если же лицо, заключившее договор найма жилого помещения, уклоняется от его принятия необоснованно, это должно быть зафиксировано в специальном акте приема-передачи, который составляется на комиссионной основе. В таком акте должно быть зафиксировано, что наниматель уклонился от приема помещения и подписания акта. В этом случае обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникла бы с даты составления комиссионного акта.

Ни в ЖК РФ, ни в ГК РФ в соответствующих главах о социальном найме жилого помещения и об общегражданском найме жилого помещения нет норм, которые содержали бы требования к порядку передачи жилого помещения нанимателю. Это явный пробел законодательства, который необходимо восполнить. А пока в какой-то степени могут быть использованы по аналогии положения ст. 611 ГК РФ "Предоставление имущества арендатору" .

Было бы логично привязать возложение обязанностей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на нанимателя к моменту передачи ему жилого помещения; к тому же и в практике чаще всего происходит так, что договор найма заключен, а помещение передается позднее. Тем не менее законодатель установил иное правило. Логика такого подхода законодателя состоит, возможно, в том, что наниматель стимулируется к тому, чтобы с его стороны не было бы никаких субъективных препятствий к вселению в предоставленное ему по договору жилое помещение и его использованию в соответствии с условиями договора. Если же после подписания договора найма наймодатель задерживает передачу жилого помещения нанимателю, то наниматель вправе требовать неначисления платы за жилье за тот период, в течение которого он не мог пользоваться жилым помещением, поскольку оно было передано ему наймодателем несвоевременно. В случае спора между наймодателем и нанимателем суд, рассматривая спор, должен учесть конкретные обстоятельства, в том числе установить конкретную дату передачи жилого помещения нанимателю и разрешить спор, руководствуясь специальными и общими нормами об исполнении обязательств.

5. У члена жилищного кооператива право на жилое помещение возникает не на основании договора, а на основании исполнения жилищным кооперативом своего обязательства по предоставлению жилых помещений гражданам, являющимся его членами. Согласно ч. 2 ст. 124 Кодекса, основанием вселения в жилые помещения в домах жилищного кооператива является решение общего собрания (конференции) членов кооператива. Отсюда вытекает, что предоставлением жилого помещения жилищным кооперативом в контексте п. 4 ч. 2 коммент. ст. является указанное в ч. 2 ст. 124 Кодекса решение общего собрания или конференции членов кооператива. Представляется, что и применительно к домам жилищных кооперативов было бы более логично установить, что обязанность по оплате предоставленного ему жилого помещения возникает у члена жилищного кооператива не с момента принятия общим собранием (конференцией) членов кооператива решения о предоставлении жилого помещения, а с момента передачи ему предоставленного жилого помещения кооперативом по двухстороннему акту приема-передачи. Передача жилого помещения осуществляется правлением кооператива во исполнение решения общего собрания или конференции членов кооператива.

6. Правило п. 5 ч. 2 коммент. ст., установившее, что у собственника жилого помещения обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на данное жилое помещение, тоже не безупречно. Момент возникновения права собственности на жилое помещение независимо от вида основания его возникновения является по закону единым - это момент госрегистрации права собственности на жилое помещение (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131, абз. 1 п. 2 ст. 223, ст. 551 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594 (с послед. изм. и доп.)), государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В практике возложение на собственника жилого помещения или даже на лицо, еще не ставшее собственником, обязанности по оплате расходов на содержание жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома происходит по-разному.

Так, при приобретении жилого помещения в порядке участия в долевом строительстве многоквартирного дома жилое помещение - объект долевого строительства - зачастую передается управомоченному участнику долевого строительства - дольщику - еще до того, как происходит госрегистрация его права собственности на приобретенное жилое помещение. Акт приема-передачи жилого помещения является одним из оснований для госрегистрации права собственности на жилое помещение (см.: ст. ст. 8 и 16 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 40). Обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг возникают у дольщика с момента передачи ему квартиры, т.е. с момента подписания акта приема-передачи, несмотря на то что дольщик еще не стал собственником данного жилого помещения.

Если право собственности на жилое помещение возникает у приобретателя по договору, то жилое помещение может быть передано приобретателю ранее госрегистрации перехода права собственности; соответственно, обязанности по содержанию приобретенного жилья возникнут у приобретателя со дня передачи ему жилого помещения.

Для того чтобы отразить возможное разнообразие оснований и порядка передачи жилого помещения управомоченным лицам, следовало бы дополнить начальную фразу ч. 2 коммент. ст. отсылочной оговоркой "если иное не предусмотрено законом или договором".

7. Поскольку назначение правил ч. 2 коммент. ст. состоит в установлении момента возникновения обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, постольку в этих нормах не раскрывается весь круг обязанных лиц. Поэтому правила ч. 2 коммент. ст. должны применяться в сочетании с теми нормами Кодекса, в которых определяется круг лиц, на которых лежит обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. К таким лицам, в частности, относятся дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения (ч. 3 ст. 31 Кодекса); дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (ч. 2 ст. 69 Кодекса), сонаниматели по договору найма жилого помещения (п. 4 ст. 677 ГК РФ).

Но законодатель учел этот аспект и восполнил пробел. Часть вторая коммент. ст. дополнена новым - шестым - пунктом, согласно которому обязанность по оплате жилого помещения во вновь построенном многоквартирном доме возникает, во-первых, у лица, принявшего жилое помещение от застройщика по двухстороннему акту приема-передачи; как видно, статус этого лица не конкретизирован, главное в том, чтобы он был надлежащим уполномоченным лицом, т.е. у него должны быть правовые основания требовать передачи ему жилого помещения. Во-вторых, обязанность по оплате возникает с момента передачи жилого помещения. Такое решение вопроса представляется правильным.

8. Государственный и муниципальный жилищные фонды находятся соответственно в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ч. 2 ст. 19 Кодекса), поэтому естественно, что, пока жилые помещения из фондов публично-правовых образований не закреплены за конкретными лицами на том или ином правовом основании, расходы по содержанию жилых помещений несут уполномоченные государственные и муниципальные органы за счет соответствующих бюджетов.

В ч. 3 коммент. ст. употреблено выражение "До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов". Это выражение не совсем конкретно; в контексте данной нормы под "заселением" следует понимать предоставление в установленном порядке жилых помещений управомоченным лицам, а конкретизация момента, с которого обязанности по содержанию жилых помещений прекращаются у публичных образований и одновременно возникают у управомоченных лиц, содержится в ч. 2 коммент. ст.

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Комментарий к Ст. 153 ЖК РФ

1. Договоры, содержащие условия предоставления жилых помещений в пользование гражданам, а также условия оказания услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг, являются возмездными. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и юридическими лицами. То, что в ч. 1 комментируемой статьи не упоминаются публично-правовые образования как собственники помещений, не может расцениваться как нераспространение обязанности своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, например, в случаях, установленных ч. 3 комментируемой статьи, ч. 3 ст. 30, ст. ст. 39, 155, ч. 3 ст. 156 ЖК РФ. Обязательства по предоставлению жилых помещений, оказанию услуг, выполнению работ и предоставлению коммунальных услуг и обязательства по оплате являются встречными обязательствами (ст. ст. 307, 328 ГК).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет правообладателей помещений, у которых возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и момент возникновения такой обязанности для таких правообладателей помещений — физических и юридических лиц. Необходимость законодательного определения указанного момента вызвана многочисленными судебными спорами, возникавшими из-за того, что в федеральном законодательстве не было норм, регулирующих вопросы внесения платы за жилое помещение (по части платы за содержание и ремонт жилого помещения см. комментарий к ст. 154 ЖК РФ) и коммунальные услуги в незаселенных или неиспользуемых жилых помещениях.

В соответствии с положениями комментируемой статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и за предоставляемые в этом помещении коммунальные услуги возникает у граждан и юридических лиц с момента возникновения права собственности на жилое помещение или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания пользования жилым помещением, после предоставления жилого помещения в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива, а также владельцу помещения в построенном многоквартирном доме с момента подписания документа о передаче такого помещения.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ) комментируемая статья дополнена нормой об обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги лица, ставшего законным владельцем построенного помещения, но не имеющего пока статуса его собственника (п. 6 ч. 2 комментируемой статьи). Законодатель не установил правовое основание внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги владельцами построенных помещений и кому вносится плата такими лицами. Согласно ч. ч. 13 и 14 ст. 161 ЖК РФ для управления построенными многоквартирными домами договор управления с управляющей организацией заключают не владельцы построенных помещений, а застройщик от собственного имени и за свой счет (см. комментарий к указанным ). В связи с признанием утратившей силу ст. 139 ЖК РФ будущие собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после 17 июня 2011 г., уже не могут создавать товарищества собственников жилых помещений и выполнять перед ним обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. комментарий к ст. 139 ЖК).

3. Комментируемая статья не содержит положений, устанавливающих обязанность и момент возникновения обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (плата за жилое помещение) и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и об оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы комментируемой статьи, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии (см. комментарий к ст. 7 ЖК).

В комментируемой статье обоснованно не упоминаются арендаторы нежилых помещений, наниматели и арендаторы жилых помещений частного жилищного фонда. Представляется, что такие правообладатели помещений в многоквартирном доме должны иметь обязательства по внесению соответствующих платежей согласно договорам, регулируемым ГК РФ, а не ЖК РФ.

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность по содержанию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов до момента их предоставления в пользование гражданам. На практике такие помещения нередко содержались за счет организаций, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а не за счет средств соответствующего бюджета. Достаточно часто организации, предоставляющие коммунальные услуги, не могли идентифицировать лицо, обязанное вносить плату за соответствующие услуги, либо возлагали эту обязанность на будущих владельцев жилых помещений. Жилищный кодекс РФ возлагает эту обязанность на выступающие от имени собственников жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда органы государственной власти и органы местного самоуправления или на управомоченных ими лиц.

5. Обязанность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в лице соответствующих органов публичной власти, как и других собственников помещений в многоквартирном доме, нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги основывается на положениях ч. 1 ст. 30, ст. ст. 39, 138, 148, 154, 155, 162 и 164 ЖК РФ. Из положений Кодекса вытекает, что в отношении жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов одновременно возникают денежные обязательства публично-правовых образований и нанимателей таких жилых помещений. При этом ЖК РФ не предусматривает возможность заключения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда договоров с управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом. То есть при наличии нанимателей жилых помещений денежные обязательства указанных публичных собственников не упраздняются.

6. Жилищный кодекс РФ не определяет круг лиц, несущих расходы по плате за жилое помещение и коммунальные услуги относительно помещений, не имеющих собственников (бесхозяйное и выморочное имущество). Таких помещений сравнительно немного, и основное количество споров по данному вопросу вызывает лишь момент возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для лиц, наследующих данное помещение в порядке, установленном гражданским законодательством. В частности, следует иметь в виду, что обязательства по оплате таких расходов возникают у наследников со дня открытия наследства.