О осуществлении или об осуществлении. Институт возвращения ребенка: состав лиц, имеющих право на обращение в суд

1. Понятие и сущность производства по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора РФ

2. Порядок подачи заявления рассмотрения заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа

3. Процессуальные особенности рассмотрения заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа. Обеспечение иска

4. Решение суда по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа

Задание 1: составить глоссарий по теме.

Задание 2: составить один из процессуальных документов – заявление о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора РФ

Раздел VIII. Проверка и пересмотр судебных постановлений

Тема 21. Производство в суде апелляционной инстанции – 4 часа

1. Понятие, сущность и значение стадии апелляционного обжалования

2. Право на апелляционное обжалование и порядок его осуществления

3. Процессуальный порядок подачи апелляционной жалобы (представления)

4. Порядок рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции

5. Полномочия суда апелляционной инстанции

6. Постановления апелляционной инстанции

Задание 1: составить один из процессуальных документов – апелляционную жалобу или апелляционное представление.

Тема 22. Производство в суде кассационной инстанции – 4 часа

1. Понятие, сущность и значение стадии кассационного обжалования судебных решений

2. Право на кассационное обжалование и порядок подачи жалобы (представления) в кассационной инстанции

3. Процессуальный порядок рассмотрения дел в кассационной инстанции

4. Полномочия суда кассационной инстанции

5. Основания для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке. Определение суда кассационной инстанции

Задание 1: составить один из процессуальных документов – кассационную жалобу или кассационное представление.

Тема 23. Производство в суде надзорной инстанции – 2 часа

1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных решений, определений и постановлений в порядке судебного надзора

2. Право на обращение в суд надзорной инстанции

3. Порядок подачи и предварительного рассмотрения жалобы

4. Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции

5. Полномочия суда надзорной инстанции. Постановление суда надзорной инстанции



Задание 1: составить один из процессуальных документов – надзорную жалобу или надзорное представление.

Задание 2: заполнить таблицу «Обжалование судебных постановлений в гражданском процессе РФ»

Апелляционное производство Кассационное производство Надзорное производство
Решение, на которое подается жалоба
Право на обжалование – субъекты обжалования
Суды, рассматривающие жалобу
Порядок подачи жалобы
Срок подачи жалобы
Состав жалобы
Действия суда после получения жалобы
Оставление без движения
Отказ от жалобы, отказ истца от иска, признание иска ответчиком, мировое соглашение сторон
Порядок рассмотрения дела судом
Пределы рассмотрения дела
Сроки рассмотрения дела
Полномочия суда
Вынесение решения судом вышестоящей инстанции
Основания для отмены или изменения решения суда
Возможность обжалования определений суда первой инстанции
Вступление в законную силу

Тема 24. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу – 2 часа

1. Понятие вновь открывшихся обстоятельств и их отличие от новых обстоятельств и доказательств.

2. Основания и предмет пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам

3. Основания и предмет пересмотра по новым обстоятельствам

4. Процессуальный порядок пересмотра решений, определений или постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам

Задание 1: составить глоссарий по теме.

Задание 2: составить один из процессуальных документов – заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам или заявление о пересмотре по новым обстоятельствам



Раздел IX Иные виды и формы восстановления и защиты гражданских прав

2. Заявление о возвращении незаконно перемещенного в Республику Казахстан или удерживаемого в Республике Казахстан ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан (далее - заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа), подается в суд родителем или иным лицом, полагающим, что ответчиком нарушены его права опеки или права доступа, либо подается в суд прокурором.

3. Заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа подается в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних.

4. Если место пребывания ребенка на территории Республики Казахстан неизвестно, заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа подается в суд, предусмотренный частью второй настоящей статьи, по последнему известному месту пребывания ребенка в Республике Казахстан или по последнему известному месту жительства ответчика в Республике Казахстан.

5. В случае изменения места пребывания ребенка заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа подлежит рассмотрению судом, который принял заявление к своему производству с соблюдением установленных настоящей статьей правил подсудности.

6. В заявлении о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа должно быть указано, что соответствующее требование предъявляется на основании международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан.

1. Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между родителями, которые являются гражданами или проживают на территории разных государств, Г аагской конференцией по международному частному праву была разработана Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года (далее - Конвенция).

Данная Конвенция ратифицирована Республикой Казахстан Законом от 13 ноября 2012 года и вступила в силу на территории Республики Казахстан 1 сентября 2013 года.

В рамках реализации Конвенции постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2014 года № 519 «О мерах по обеспечению выполнения Республикой Казахстан обязательств, вытекающих из Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года» центральным органом по выполнению положений Конвенции определено Министерство образования и науки.

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июня 2014 года № 208 функции по операционной деятельности центрального органа возложены на Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки.

В Справочнике для граждан о порядке применения положений Конвенции, разработанном Комитетом по охране прав ребенка, со ссылкой на статью 3 Конвенции указывается, какое перемещение или удержание ребенка рассматривается как незаконное.

Так, перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные, если:

а) они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое-либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или удержания;

б) во время перемещения или удержания эти права эффективно осуществлялись, совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание.

Права опеки, упомянутые в пункте а), могут возникнуть, в частности, в соответствии с законом либо на основании судебного или административного решения, либо на основании соглашения, влекущего юридические последствия по законодательству этого государства.

Датой незаконного перемещения считается день перемещения ребенка с территории государства его места постоянного проживания.

Датой незаконного удержания считается первый день после истечения срока, на который было дано должным образом оформленное согласие на вывоз ребенка.

Например, один родитель дает другому родителю согласие на вывоз ребенка с 21 марта по 21 апреля 2015 года. Родитель, который вывез ребенка, не возвращает его после указанного срока. Датой незаконного удержания будет 22 апреля 2015 года.

От даты похищения или незаконного удержания зависит, применяется Конвенция или нет.

Конвенция применяется, если ребенку не исполнилось 16 лет, с даты похищения или удержания прошло не более одного года, похищение/удержание одним из родителей нарушает право опеки (единоличной или совместной) или право доступа второго родителя, как это определено в статье 3 Конвенции, а также если Конвенция действует между Республикой Казахстан и государством, в которое или из которого ввезен/вывезен ребенок.

Актуализированныйсписокгосударств-участников, признавшихприсоединениеРеспублики Казахстан, находится на официальном сайте Г аагской конференции международного частного права: http://www.hcch.net.

2. Подсудность дел данной категории определена статьей 27 ГПК.

3. В части третьей комментируемой статьи регламентирован порядок подачи заявления в случае, если место пребывания ребенка в Республике Казахстан неизвестно.

4. В части четвертой комментируемой статьи регламентирован порядок рассмотрения заявления в случае изменения места пребывания ребенка.

5. В части пятой комментируемой статьи предусмотрена обязательность указания в заявлении о возвращении ребенка или осуществлении прав доступа на него на данную Конвенцию.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Статья 392. Подача заявления о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан:

  1. ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЙ О ВОЗВРАЩЕНИИ РЕБЕНКА ИЛИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА ПРАВ ДОСТУПА НА ОСНОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
  2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ВЫДВОРЕНИИ ИНОСТРАНЦА ИЛИ ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
  3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИЗНАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ЭКСТРЕМИЗМ ИЛИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И (ИЛИ) ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА, ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИЛИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОБУСТАНОВЛЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЕЮ СВОЕГО НАИМЕНОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОПРИЗНАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ВВОЗИМЫХ, ИЗДАВАЕМЫХ, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ЭКСТРЕМИСТСКИМИ ИЛИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ

Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации

Новая глава 22 введена в ГПК РФ для осуществления быстрой защиты прав несовершеннолетних детей, которые становятся предметом спора между разведенными родителями, имеющими различное гражданство. Порядок рассмотрения, предусмотренный гл. 22 ГПК РФ распространяется на отношения, основанные на международном договоре Российской Федерации с другими государствами.

С заявлением о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа могут обращаться в суд родители или иные лица, полагающие, что ответчиком нарушены его права опеки или права доступа. Таким правом обладает и прокурор, к которому обратились указанные лица или по своей инициативе при установлении факта нарушения прав ребенка (ст. 244 ГПК РФ). Законодатель установил перечень судов, уполномоченных рассматривать указанную категорию дел по округам на территории России, с учетом охвата мест возможного нахождения ребенка (ч. 2 ст. 244 ГПК РФ). Нередко, ситуация складывается так, что ребенка скрывают и местонахождение его неизвестно. В этом случае, заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа подается в суд, по последнему известному месту пребывания ребенка или жительства ответчика в Российской Федерации в уполномоченный суд. Последующее изменение места пребывания ребенка не является основанием для передачи дела в другой суд.

Рассмотрение дел о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа к ребёнку

Дела о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными международным договором Российской Федерации и главой 22 ГПК РФ.

Такими особенностями являются:

Недопустимость соединения исковых требований и предъявления встречного иска, за исключением случая объединения истцом требований о возвращении или обеспечении прав доступа в отношении двух и более детей;

В необходимых случаях наряду с другими мерами по обеспечению иска, предусмотренных гл. 13 ГПК РФ, судья может запретить ответчику до вступления в законную силу решения суда по делу изменять место пребывания ребенка и временно ограничить его выезд из Российской Федерации (ст. 24413 ГПК);

Рассмотрение этой категории дел с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства;

Более сокращенные сроки рассмотрения дела, обжалования решения (определения).

Рассмотрение заявления о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа судом в срок, не превышающий сорока двух дней со дня принятия заявления судом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и составление мотивированного решения.

По итогам рассмотрения дела суд постановляет решение, которое должно соответствовать требованиям гл. 16 ГПК РФ, содержать выводы и их обоснование, в том числе ссылку на международный договор, указание на распределение судебных расходов и расходов, связанных с возвращением ребенка, или обоснование отказа в возвращении ребенка в государство постоянного проживания в соответствии с международным договором Российской Федерации и соответственно, расходов. Суд должен указать в решении подробно порядок возвращения ребенка, обоснование осуществления истцом прав доступа в соответствии с международным договором Российской Федерации, меры по обеспечению осуществления истцом прав доступа. Каких-либо особенных правил составления мотивированного решения ГПК РФ не устанавливает, все установленными главой 39 ГПК РФ.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа могут быть поданы в сокращенные сроки, — в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Порядок, форма, судебные расходы — все подчиняется правилам гл. 39 ГПК РФ, как и порядок рассмотрения. Апелляционная инстанция также рассматривает в сокращенные сроки (не превышающий одного месяца со дня поступления в суд жалобы или представления) поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа.

В случае вынесения судом первой инстанции определения, то правила установленные гл. 39 ГПК РФ сохраняются и здесь. Сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана частная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в течение десяти дней со дня вынесения определения, которые рассматриваются не позднее десяти дней со дня передачи дела в апелляционную инстанцию, в порядке, установленном ст. 333 ГПК РФ. Суд первой и апелляционной инстанции, в целях информирования лиц, участвующих в деле и обеспечения надлежащей защиты детей (ребенка), во всех случаях высылает им копии судебных постановлений в сроки, установленные ст. 244.19. ГПК РФ, а также в центральный орган, назначенный в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации. Если суду принявшему решение стало известно о наличии спора, связанного об этом ребенке в другом суде, то копии судебных постановлений высылаются и в тот суд.

Лекция, реферат. Заявление о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Об Авторах
Часть 1. СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
Глава 3. ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Глава 4. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
Глава 5. ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
Глава 6. УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
ТРЕТЬИ ЛИЦА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ
Глава 7. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ
Глава 8. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ И СУДЕБНЫЕ ШТРАФЫ
Глава 9. ИСК
Глава 10. СУДЕБНОЕ ДОКАЗЫВАНИЕ И СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ
Глава 11. ПОДГОТОВКА ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ
Глава 12. ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ
Глава 13. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
Глава 14. ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
Глава 15. ЗАОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Глава 16. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)
Глава 17. ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Глава 18. КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Глава 19. ПЕРЕСМОТР В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ
Глава 20. ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
Глава 21. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
СПОСОБЫ И ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ
Глава 22. ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. ИСКИ К ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ, СУДЕБНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Часть 2. НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ.
Глава 23. НОТАРИАТ В РОССИИ

Паровой основной рассмотрения дел данной категории является гаагская конвенция о гражд-правовых аспектах похищения детей. Россия присоединилась к конвенции 31 мая 2011 года. И тем самым приняла на себя обязательство на обеспечение незамедлительного возвращения детей незаконно перемещённых на территорию российского государства, а также на обеспечение права опеки и права доступа в отношении детей.

С ратификации данной конвенции в российскую правовую систему введены раннее неизвестные росс. Закон-ву категории права опеки и права доступа.

Право опеки по конвенции имеет иное значение по сравнению с российским законами. Права относящиеся к заботе о личности ребёнка и право родителя определять место жительства ребенка.

Право доступа включает в себя право взять ребёнка на ограниченный период времени в место иное, чем место его проживания. Право доступа предполагает встречи, общение, участие в его воспитании. Данное право принадлежит родителю не имеющему право опеки над ребёнком.

Круг возможных истцов прямо определён законом это:

1) родитель или иное лицо, обладающее правом опеки или правом доступа и которые полагают, что права были нарушены ответчиком

2)прокурор.

До обращения в суд лицо, право опеки или право доступа которого были нарушены может обратиться в центральный орган по месту постоянного проживания ребёнка.

В соответствии с постановлением правительства от 22.12.2011 в россии таким органом определено министерство образование и науки рф.

Обращение в центральный орган не является обязательной досудебной процедурой урегулирования споров. Центральный орган принимает меры для обнаружения места нахождения ребёнка незаконно удерживаемого или перемещённого. Принимает меры к добровольному возвращению ребёнка содействует мирному урегулированию спорных вопросов.

По данной категории дел подсудность определена след образом: по одному районному суду в федеральном округе в котором пребывает ребёнок. В центральный районный суд г.Новосибирска если территории сибирского округа.

Если место пребывания ребёнка на террритории рф неизвестно, то заявление подаётся в суд по последнему известному месту пребыванию ребёнка на территории рф или по последнему известному места жительства ответчика. При неизвестности места нахождения ответчике или места нахождения ребёнка суд обязан вынести определения об объявлении розыска ответчика или ребёнка.

По действующему законодательству в целях предотвращения затягивания процесса действует правило о том, что заявление о возвращение ребёнка подлежит рассмотрению судом который принял заявление к своему производству. В исковом заявлении обязательно должно быть указано, что требование о возвращении ребёнка предъявляется на основании международного договора.

До вступления решения в законную силу суд вправе установить запрет ответчику изменять место пребывания ребёнка и вправе ввести временное ограничение его выезда из рф.

Данные дела рассматриваются по общим правилам искового производства , но с отдельными особенностями установленными конвенцией и нормами гл.22.2 ГПК. Установлены сокращённые сроки рассмотрения иска. Сокращённые сроки это непривышающие 42 дня со дня принятия к своему рассмотрению. Обязательно участие прокурора и органа опеки и попечительства.

Невозможно предъявление встречного иска! А также запрет на соединение нескольких исковых требований за исключением случая объедения истцом требований о возвращении 2 или более детей. Незаконно перемещённых в рф.

Решение должно содержать обоснование необходимости возвращения ребёнка в государства постоянного проживания, порядок возвращения ребёнка, распределение судебных расходов. Аналогично по содержанию и решения суда об осуществлении в отношении ребёнка права опеки и права доступа.

На решение суда по данной категории дел возможна подача апелляционной жалобы в течении 10 дней со дня принятия решения. Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в срок не превышающий 1 месяца со дня поступления. Копия решения суда направляется лицам участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, а также в центральный орган российского государства. Не позднее следующего дня за днём принятия решения в окончательной форме.

Гагарина О.Ю. 1 , Сидорина Д.Е. 2

1 Санкт-Пербургский Горный Университет, 2 Студентка 4 курса факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет), Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ РЕБЕНКА: СОСТАВ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД

Аннотация

Новая глава 22.2, введенная в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации во исполнение положений Конвенции 1980 г., регулирует порядок рассмотрения и разрешения дел по заявлениям о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации. Одной из особенностей, рассматриваемой категории дел является круг субъектов, имеющих правом на обращение в суд за защитой прав опеки и доступа. Однако, законодатель не закрепил четкий перечень лиц, обладающих таким правом. В связи с этим данная статья посвящена анализу положений гражданского процессуального и семейного законодательства с целью выявления субъектов, обладающих правомочием по обращению в суд.

Ключевые слова: институт возвращения детей или осуществления прав доступа; международная конвенция; незаконное перемещение или удержание детей; право опеки; право доступа; субъекты, обладающие правом на обращение в суд за защитой прав опеки и доступа.

Gagarina O.Yu. 1 , Sidorina D.E. 2

1 Saint-Petersburg Mining University, 2 4 th year Student of the faculty of specialists training for the judicial system (law faculty), the North-Western branch of “Russian State Justice University

INSTITUTE OF RETURN OF CHILDREN: THE LIST OF PERSONS ENTITLED TO JUDICIAL RECAURSE

Abstract

New Chapter 22.2, included in the Civil Procedural Code of the Russian Federation in pursuant of the provisions of the Convention of 1980, regulates the procedure of considering and deciding of causes on return of children or exercise into children access rights on the basis of International Treaty of the Russian Federation. One of the features of the considered category of causes is the group of entities with the power of judicial recourse to protect rights of custody and access. However, the legislator has not established a clear list of the persons entitled to hold such rights. In this regard, this article analyzes the provisions of the civil procedure and family law legislation with the aim to identify entities having the legal power of judicial recourse.

Keywords: Institute of children return or exercise into access rights; International Convention; illicit transfer or retention of children; right of custody; right of access; entities with the power of judicial recourse to protect rights of custody and access.

В настоящее время огромное внимание мирового сообщества направлено на решение проблемы обеспечения интересов ребенка и защиты прав детей. Причиной повышенной заинтересованности к данному вопросу выступает увеличение количества браков, заключаемых с иностранными гражданами. Согласно показателям Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации за 2015 год таких браков насчитывается около 50 тысяч. Следствием тенденции является рост числа межсупружеских споров, связанных преимущественно с местом постоянного проживания родившихся в таких браках детей. В большинстве случаев родители ребенка, граждане разных государств, при разводе не могут мирно договориться, тогда один из родителей без согласия другого супруга увозит ребенка в свою страну или не возвращает его. В конфликтах, прежде всего, страдают дети, которые имеют право на общение с обоими родителями.

Данная проблема актуальна и в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В целях реализации положений Конституции РФ, обеспечения незамедлительного возвращения детей в государство их постоянного проживания, реализации прав доступа к ребенку Российская Федерация присоединилась к Гаагской Конвенции от 25.10.1980 г. «О гражданско – правовых аспектах международного похищения детей» (далее – Конвенция 1980 г.). В свою очередь, законодатель дополнил Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) отдельной главой 22.2, закрепляющей процедуру рассмотрения заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, отразив тем самым положения Конвенции 1980 г. в национальном законодательстве.

Анализируя главу 22.2 ГПК РФ, можно сделать вывод о том, что для рассматриваемой категории дел, при рассмотрении их судами общей юрисдикции, законодатель ввел специфику регулирования многих гражданских процессуальных институтов.

Одной из особенностей института возвращения ребенка или осуществления права доступа является круг субъектов, обладающих правом на обращение в суд за защитой прав опеки и доступа. Согласно п. 1 ст. 244.11 ГПК РФ, субъектами права обращения в суд выступают родители или иные лица, полагающие, что ответчиком нарушены их права опеки или права доступа. Другими словами – законные представители ребенка.

Нетрудно заметить, что законодатель, определяя перечень лиц, правомочных обратиться в суд, исходил из основ российского семейного законодательства.

В то же время, вышеуказанная статья не дает четкого понимания того, кто же подразумевается законодателем под «иными лицами». Определить точный круг лиц, управомоченных выступать инициатором возбуждения производства по данной категории дел возможно только путем прямого толкования закона, что создает определенные трудности для правоприменителя.

Очевидно, что иными лицами в Российской Федерации могут выступать усыновители, попечители и опекуны. Такого рода субъекты, в определенных ситуациях, рассматриваются в качестве лиц, заменяющих родителей – законных представителей ребенка, и, следовательно, обладают тем же объемом прав и обязанностей, в том числе правом на подачу искового заявления о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении его прав доступа. Вышеуказанным правомочием они обладают на основании ст. ст. 26, 28 ГК РФ.

Организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иные организации также могут рассматриваться в качестве иных лиц. Согласно п. 51 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 г. №481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в качестве одного из основных видов деятельности таких организаций предусмотрено осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей. Как рассматривалось ранее, лица, обладающие статусом опекуна или попечителя вправе обратиться в суд с требованием о возвращении ребенка или осуществлении прав доступа. Поэтому, уместно включить вышеперечисленные организации к инициаторам возбуждения гражданского судопроизводства по исследуемой категории дел.

Более того, таким полномочием наделен и прокурор, полагающий, что нарушено право анализируемого перечня субъектов. Правомочие прокурора прямо закреплено в п. 1 ст. 244. 11 ГПК РФ, и не вызывает сомнений о правильности его прямого закрепления в законе.

Однако, возникает вопрос, обладает ли орган опеки и попечительства, как обязательный участник гражданского судопроизводства по данной категории дел, правом на подачу такого рода искового заявления наравне с прокурором? Оценка российского законодательства и его толкование приводит к отрицательному выводу. Отсутствие такого права у этих органов является значительным пробелом в системе российского права. Органы опеки и попечительства как органы исполнительной власти субъектов РФ обладают широким спектром правомочий и задач, связанных с решением вопросов опеки и попечительства детей, обустройством детей, их жизнеобеспечением, защитой их прав и законных интересов, порядком надзора за деятельностью опекунов и попечителей и другие. Итак, считаю необходимым наделить вышеуказанный орган полномочием на подачу заявления о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа в суд и прямо прописать данное правомочие в законе.

При этом, важно заметить то, что Конвенция от 25.10.1980 г. Наделяет отдельный, так называемый Центральный орган, полномочиями по сотрудничеству и содействию сотрудничеству между компетентными органами государства для обеспечения скорейшего возвращения детей и для достижения других целей Конвенции. В Российской Федерации таким органом является Министерство образования и науки России. Согласно п. 2 ст. 7 Конвенции от 25.10.1980 г. уполномоченный орган вправе инициировать или способствовать возбуждению судебных или административных процедур для того, чтобы добиться возвращения ребенка, и при необходимости проводить мероприятия по организации или обеспечению эффективного осуществления права доступа. Соответственно можно сделать вывод о том, что Министерство образования и науки России наделено правомочием по обращению в суд общей юрисдикции с требованием о возвращении ребенка или осуществлении прав доступа. Между тем, п. 1 ст. 244. 11 ГПК РФ не предусматривает Центральный орган в качестве заявителя, что также является недостатком процедуры по данной категории дел и подлежит усовершенствованию.

Таким образом, проанализировав гражданское процессуальное и семейное российское законодательство, можно обозначить достаточно широкий перечень субъектов, управомоченных обратиться в суд с заявлением о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа. Поэтому, целесообразно закрепить полученный перечень в п. 1 ст. 244. 11 ГПК РФ как императивный во избежание неправильного толкования и ошибок в процессе претворения положений закона в жизнь.

Литература

  1. Ростовцева Н.В. О применении в России Гаагской конвенции о гражданско – правовых аспектах международного похищения детей // Судья. 2014. №8. С. 101 – 115.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. ст. 4398.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №46. ст. 4532.
  4. Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 г. №481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 2014. №22. ст. 2887.
  5. Войтович Л.В. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел по заявлениям о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации // Право и образование. 2015. №3. С. 128 – 140.
  6. Конвенция о гражданско – правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. // Бюллетень международных договоров. №1. 2013.

References

  1. Rostovtseva N. V. O primenenii v Rossii Gaagskoi konventsii o grazhdansko-pravovih aspektah mezhdunarodnogo prava // Sudia .-2014. No. 8. P. 101 – 115
  2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12.12.1993 g. (v red.ot 21.07.2014) .-2014. No. 31. Article 4398.
  3. Grazdanskiy prozessualniy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 14.11.2002 No. 138-FZ // sobranie zakonodatelstve RF . -2002. No. 46. Article 4532.
  4. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 24.05.2014 г. №481 “O deyatelnosti organizatsii dlya detey-sirot I detey, ostavshisia bez popecheniya roditeley” // sobranie zakonodatelstve RF .-2014. No. 22. Article 2887.
  5. Voitovich L. V. Protsessualniye osobennosti rassmotreniya i pazresheniya del po zayavleniyam o bozvrashchenii rebenka ili o osushchestvlenii v onnoshenii rebenka prav dostupa na osnovanii mezhdunarodnogo dogovora Rossiyskoy Federatsii // Pravo I obrazovanie .-2015. No. 3. P. 128 – 140.
  6. Konventsiya o grazhdansko-pravovih aspektah mezhdunarodnogo pohishcheniya detey 1980g .-1980. No. 1. 2013.