Статья 69 часть 5 об исполнительном производстве. Взыскание на зарплату и иные доходы. Противоречие закона об исполнительном производстве и фз о банкротстве…

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 250-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 19.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления.

Под установленным порядком управления следует понимать определенную законодательно или на уровне локальных нормативно-правовых актов четко регламентированную процедуру осуществления процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для формулирования и достижения цели деятельности конкретной управленческой организации или структурной единицы.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения заключается в осуществлении виновным лицом своих прав без согласия на то либо обращения потерпевшего, с условием непричинения при этом существенного вреда.

Следует отметить, что осуществляемые виновным лицом права могут быть как действительно принадлежащими ему в соответствии с должностным регламентом или занимаемой должностью, так и необоснованно предполагаемыми, например, когда лицо, занимая одну руководящую должность, приписывает себе распорядительные функции другого лица, осуществляющего управление смежной отраслью в одной и той же сфере деятельности одной структурной единицы - руководитель отдела бухгалтерского учета организации принимает на работу в свой отдел лицо, оформляет трудовую книжку и заключает с ним трудовой договор вместо начальника отдела кадров, не имея на то полномочий, но предполагая их наличие у себя в силу руководства специализированным отделом.

Отсутствие негативных последствий в виде существенности причиненного ущерба является признаком объективной стороны правонарушения, по которому проводится разграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ .

2. В качестве субъекта административной ответственности могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Другой комментарий к статье 19.1 КоАП РФ

1. Объект правонарушения составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления гражданами или юридическими лицами своих действительных или предполагаемых прав. Правовую основу данных общественных отношений составляет закрепленный в федеральных законах или в иных нормативных правовых актах порядок осуществления физическими или юридическими лицами своих прав.

2. С объективной стороны данное правонарушение представляет собой деяние в форме действия. Это действия, направленные на осуществление действительного или предполагаемого права, не соответствующие закрепленному порядку осуществления данных прав. Данный состав в качестве последствий предполагает причинение несущественного вреда гражданам или юридическим лицам. Признание того или иного причиненного вреда существенным решается при рассмотрении дела в каждом конкретном случае с учетом значимости причиненного вреда для потерпевших.

Уголовный кодекс РФ предусматривает самоуправство в качестве преступления. Но есть ряд отличий. Для признания самоуправства преступлением причиненный им вред должен носить существенный характер. Если административное правонарушение противоречит порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, то преступление противоречит порядку совершения каких-либо действий, то есть сфера посягательства административного правонарушения уже, чем сфера посягательства преступления. Кроме того, важным условием признания самоуправства преступлением выступает оспаривание гражданином или организацией правомерности совершенных действий. Уголовный закон предусматривает для самоуправства такие квалифицирующие признаки, как применение насилия или угроза его применения.

3. С субъективной стороны данное правонарушение является умышленным.

4. Субъектами правонарушения выступают индивидуальные субъекты права.

5. Дела о самоуправстве рассматриваются либо мировыми судьями, либо судьями гарнизонных военных судов, если самоуправство совершено военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы.

Самоуправство – это такой способ реализации своего права, который противоречит закону или соответствующим правилам.

Различают два вида данных нарушений по степени общественной опасности. Если деяние не привело к причинению существенного вреда гражданам или юридическим лицам, то самоуправство в КоАП РФ (ст. 19.1) предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, а на должностных лиц от трехсот до пятисот рублей. Если же деяние привело к причинению существенного вреда, то нарушителю грозит , предусматривающая куда более серьезное наказание (например, штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо арест на срок до шести месяцев).
Наказания за самоуправство, предусмотренные в КоАП РФ и в УК РФ, обеспечивают действие ст. 17 ч. 3 Конституции РФ, которая устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Что следует понимать под самоуправством

Фактически под понятие статьи самоуправство подходит огромное количество действий граждан или должностных лиц, на которые нередко люди закрывают глаза. К ним можно отнести: незаконные в магазинах; незаконные перепланировки жилых помещений; незаконные ; торговлю в непредусмотренных для этого местах. При этом нередко самоуправство совершается из-за незнания законов, незаконного приказа начальника или непонимания общественной опасности своих действий.

Куда обращаться в случае обнаружения признаков данного правонарушения

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 КоАП РФ, вправе составлять сотрудник полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), однако рассматривать дела могут только судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Поэтому в случае обнаружения факта совершенного самоуправства, необходимо вызвать сотрудников полиции, которые должны принять заявление, а также составить протокол об административном правонарушении.

При этом необходимо знать, что самоуправство в КоАП РФ предусматривает наличие у правонарушителя умысла. Невозможно нарушить требование данной статьи непредумышленно. К тому же, для привлечения к ответственности необходим причиненный вред. Поэтому, например, факт установленного незаконно шлагбаума, который не помешал заявителю выехать, не может являться достаточным основанием для привлечения лица к ответственности.

Например, за незаконное задержание гражданина, незаконный досмотр и обвинение в краже, должностному лицу, совершившему данное деяние, грозит лишь штраф в размере до 500 рублей, что, очевидно, является неадекватным размером наказания за подобное деяние. А вкупе с копеечными выплатами компенсации морального вреда смысла в нынешней редакции статьи о самоуправстве в КоАП РФ нет.

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 19.1

1. Различие самоуправства как административного проступка и уголовно наказуемого деяния обусловлено общественно опасными последствиями. Если самоуправными действиями причинен существенный вред либо они были совершены с применением насилия или с угрозой его применения, данное правонарушение квалифицируется как преступление (ст. 330 УК). Дефиниция уголовно наказуемого самоуправства более точно определяет его объективную сторону: согласно ст. 330 УК под самоуправством понимается самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку, совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином.

2. Под иными нормативными правовыми актами по смыслу данной статьи подразумеваются законы субъектов Федерации, а также подзаконные нормативные правовые акты, прежде всего постановления Правительства РФ, а также указы Президента РФ. Регламентация прав и обязанностей физических и юридических лиц осуществляется также и на ведомственном уровне — в нормативных правовых актах, принимаемых органами исполнительной власти РФ; такие акты подлежат обязательной государственной регистрации. Таким образом, самоуправные действия нарушителя могут быть обусловлены осуществлением действительного или предполагаемого права, порядок реализации которого определен ведомственным актом, принимаемым соответствующим органом исполнительной власти, как правило, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека, могут приниматься также муниципальными органами, как правило, исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления; в основном такие акты затрагивают сферу имущественных отношений — владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом.

Особенность подзаконных нормативных правовых актов в том, что они не устанавливают полномочия физических, юридических лиц, но предусматривают порядок осуществления их прав и обязанностей, определенных федеральным законом.

3. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Последнее возможно, если нарушитель пытался осуществить мнимое право, которым в действительности законом он наделен не был. Правонарушитель не предвидел общественной опасности своего действия, хотя мог и должен был ее предвидеть.

4. Объективная сторона самоуправства чаще выражается в целенаправленном действии (правонарушитель, не обладая должными полномочиями, осуществляет свое право). По убеждению правонарушителя, мотивация его действий законна и правомерна.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

Индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушение в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, несут административную ответственность, установленную санкцией комментируемой статьи для должностных лиц, в остальных случаях индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, установленную для граждан (о корреляции административно-правового статуса должностного лица и индивидуального предпринимателя см. комментарий к ст. 2.4).

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не наделенные полномочиями должностного лица, при совершении ими рассматриваемого административного правонарушения несут административную ответственность, установленную санкцией комментируемой статьи для граждан.

О том, что любой кодекс Российской Федерации нужно «чтить», знает каждый соотечественник. Другое дело, что не всегда подобное правило соблюдается в полной мере. Особенно, когда речь заходит о таком известном юридическом термине, как «самоуправство». Рассмотрим, что такое самоуправство по КоАП РФ и как трактует термин в судебной практике отечественная юриспруденция.

Определение термина

Определения статьи 19.1 Административного кодекса поясняют, причем однозначно, что

самоуправство – самовольные действия какого-либо гражданина или организации на основании своих предполагаемых или фактических прав.

Не больше и не меньше. Кроме того, в статье подчеркивается, что подобные действия могут квалифицироваться, как самоуправство по КоАП, только в случае отсутствия факта нанесения значительного вреда другим гражданам или организациям.

Таким образом, самоуправством в чистом виде является совершенное деяние, повлекшее за собой нарушение каких-либо нормативов или определенного законом порядка действий. Причем, совершенно неважно, умышленно ли было совершено правонарушение, или по незнанию. Главное, чтобы подобное деяние было официально установлено.

Примерами «из жизни» могут служить такие случаи, как, например, самовольное размежевание дачного участка или земельного надела, перепланировка жилища в многоквартирном доме или возведение построек на муниципальной территории.

Сущность самоуправства

Самоуправство по КоАП не предполагает какого-либо иного наказания за подобное правонарушение, кроме административного, только в случаях, когда самовольные действия не нанесли существенного ущерба.

Если последствия таких деяний имеют значительное или непоправимое значение, то правонарушение может трактоваться уже как преступное самоуправство. Такая квалификация уже гораздо серьезнее и грозит рассмотрением дела с применением статьи 330 Уголовного кодекса РФ с соответствующими сроками и реальным лишением свободы.

Любое самоуправство по КоАП невозможно без фактического нарушения прав других граждан или юридических лиц, определенных нормативно-правовыми документами. Это может быть и превышение должностных полномочий с присвоением не предусмотренных инструкцией функций или конфликт с управляющей компанией по установке тамбура.

В любом случае самоуправство подразумевает нарушение установленного и определенного порядка действий в той или иной ситуации.

Наказание

Административной ответственности за такое правонарушение подлежат все лица достигшие шестнадцатилетнего возраста. Причем, независимо от того, является правонарушитель должностным лицом или обычным гражданином.

Дела о самоуправство по КоАП рассматриваются обычно мировым судьей на основании материалов, представленных сотрудниками МВД. Для составления соответствующего протокола о самоуправстве достаточно заявления физического или юридического лица.

Для должностных лиц наказание предусматривает наложение денежного штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Для физических лиц предполагается наказание в виде предупреждения или административного штрафа от 100 до 300 рублей.

Как видно из размеров штрафов, наказание самоуправства в большинстве случае носит предупредительный характер и не предполагает жестких репрессий.

К сожалению, не всегда российские граждане используют здравый смысл в своих действиях. Самовольные действия наперекор всем нормам и правилам – достаточно частое явление современной жизни. Однако следует помнить, что подобные деяния всегда будут пресекаться государством, независимо от статуса и положения правонарушителя.

Видео: Пример самоуправства по статье 19.1 КоАП

Здравствуйте Владимир Константинович.

В данной ситуации статья КоАП РФ самоуправство неприменима, т.к. сосед нарушил правила благоустройства, следовательно должен нести ответственность по региональному закону .

Если речь идет о г. Ростов-на-Дону, то согласно:

РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ»

5. Ответственными за организацию и обеспечение требований настоящих Правил являются:

- в частных домовладениях - собственники (владельцы).

8. Вывоз порубочных остатков после сноса и обрезки деревьев осуществляется организациями, производящими работы:

с центральных улиц - в течение 1 суток;
с остальных улиц и дворовых территорий - в течение 3 суток. http://docs.cntd.ru/document/4...

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 5.1. Нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов

1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4 настоящего Областного закона,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 2000 рублей ;
http://docs.cntd.ru/document/8...

Т.е., он был обязан воспользоваться услугами соответствующей организации по обрезке и вывозу мусора в виде обрезанных стволов, это его обязанность, но им эти правила были нарушены.

При чем привлекают к ответственности по данным правонарушениям, административные комиссии созданные при муниципальных администрациях района или города, куда Вам и необходимо обратиться с соответствующим заявлением, к которому необходимо приложить видеозапись в качестве доказательства произошедшего.

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 11.2. Полномочия органов местного самоуправления по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

1. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2 - 2.7, 2.10, 3.2, 4.1, 4.4, 4.5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6.3, 6.4, 7.1, 7.2, 8.1 - 8.3, 8.8, частью 2 статьи 9.1, статьей 9.3 настоящего Областного закона (далее - государственные полномочия).

Статья 22.1 КоАП РФ:

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;