Составы административных правонарушений в сфере закупок

  • On 13.10.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Нарушения в закупках, НМЦК, РНП, СМП, Статьи

Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

Нарушения при планировании

Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП . Так, если он ошибется при составлении или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей .

Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей .

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки - 30 000 рублей ;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС - 5 000-30 000 рублей .

Нарушения при определении способ проведения закупки

Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП . Штраф составит:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для самого заказчика.

Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП ):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • 5 000 рублей ;
      • для самого заказчика - 15 000 рублей .
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей ;
      • юридического - 100 000 рублей .
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • 3 000 рублей ;
      • для самого заказчика - 10 000 рублей .
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей ;
      • для заказчика - 50 000 рублей .

Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей , а для заказчика - 50 000 рублей . Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей . Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК . При этом минимальная сумма - 5 000 рублей , а максимальная - 30 000 рублей . Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей .

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика - 50 000 рублей ;
  • для него самого - 500 000 рублей .

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений . Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК , но не менее 30 000 рублей . Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

Если заказчик установил в документации , которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК . При этом минимальная его сумма - 10 000 рублей , а максимальная - 50 000 рублей .

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей .

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней - 3 000 рублей ;
  • при боле длительной задержке - 30 000 рублей .

Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК , а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей ;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей .

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов .

Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта - 50 000 рублей .

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей , от юридического - 200 000 рублей .

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица - 5-15% от суммы неисполненных обязательств , но не менее 30 000 рублей . В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика - штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств . Минимальный штраф - 300 000 рублей .

При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей . А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей . Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика - 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика - 90 000 рублей .


Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления .

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку .
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве» . Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф - 30-кратный размер взятки .
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП - дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей .

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ), и это потребовало не только принятия множества подзаконных актов, но и уточнения правил наложения административной ответственности за нарушение этого закона.

Действительно по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " (далее - Закон № 94-ФЗ) изменились многие правила осуществления госзакупок – у заказчиков и участников закупки появились некоторые новые обязанности с параллельной отменой части обязанностей , закрепленных в . Это способно затруднить определение наличия или отсутствия состава правонарушения.

Дополнительные сложности создают и изменения законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере госзакупок, которые были внесены в в конце минувшего года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ " ") и вступили в силу с 1 января 2014 года:

  • с 10 тыс. до 15 тыс. руб. был увеличен штраф за нарушение должностным лицом заказчика сроков (не более чем на два рабочих дня) размещения в ЕИС информации и документов, если это предусмотрено ();
  • ограничен суммой в 30 тыс. руб. максимальный размер штрафа за незаконное отклонение котировочной заявки или рассмотрение котировочной заявки, которая должна быть отклонена ();
  • в отдельный состав правонарушения выделено ненаправление или несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (в ФАС России), а также сведений и документов для включения в реестр контрактов (в государственные и местные органы, уполномоченные на ведение этих реестров) ( установила размер штрафа за этот проступок в сумме 20 тыс. руб. );
  • уточнено, что соблюдение требования об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций в установленном размере () оценивается на дату окончания календарного года.

В частности, ведомство подчеркнуло, что внесение изменений в имело целью сохранение административной ответственности и предупреждение правонарушений при осуществлении госзакупок.

При этом антимонопольный орган пришел к следующим выводам.

1. Ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов должна применяться вне зависимости от времени их совершения.
ФАС России подчеркнула, что объектом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ в редакции, действующей как до, так и после 1 января 2014 года, являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Применяться должны нормы КоАП РФ, действовавшие на момент совершения правонарушения (вне зависимости от времени выявления совершенного правонарушения) .
Антимонопольное ведомство обратило внимание на положения ч. 1 , в соответствии с которыми правонарушитель подлежит ответственности на основании закона, актуального во время совершения правонарушения.

Таким образом, алгоритм определения подлежащего применению закона при выявлении правонарушения очень прост:

Правда, при этом возникает вопрос об учете ч. 2 , закрепляющей правила об обратной силе поправок к законодательству об административных правонарушениях:

  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, имеет обратную силу (иными словами, распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления изменений в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено);
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Поэтому ФАС России была вынуждена дать еще одно разъяснение.

3. До начала производства по делу необходимо выяснить два обстоятельства :

  • являются ли действия лица нарушением как , так и ;
  • предусмотрена ли административная ответственность за совершение такого нарушения нормами КоАП РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 года.

Для наглядности рассмотрим несколько примеров, приведенных ФАС России в приложениях к разъяснению.

Ситуация 1

Действия лица не являются нарушением или правонарушением по в редакции, действующей с 1 января 2014 года.

И старым, и ныне действующим законодательством о госзакупках предусмотрена обязанность участника закупки приложить к заявке на участие документы , подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, если заказчиком установлено такое требование (пп. "а" , ).

К примеру, участник размещения заказа предоставил в качестве подтверждения обеспечения заявки платежное поручение о перечислении соответствующего размера денежных средств на счет заказчика, сформированное системой Банк-клиент. Однако заказчик посчитал, что условие об обеспечении заявки не исполнено, поскольку на платежном поручении не было отметки банка о перечислении средств.

Таким образом, в соответствии с Законом № 44-ФЗ действия заказчика признаются правомерными.

Следовательно, административное производство по данному факту не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Ситуация 2

Действия лица признаются одновременно нарушением и , и

Оба закона устанавливают, что заказчик обязан отклонить заявку на участие в конкурсе, если подавший ее участник не соответствует требованиям, установленным в конкурсной документации.

Представим, что при проведении открытого конкурса на выполнение работ по организации строительства заказчик закрепил требование о предоставлении участниками копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по организации строительства. Участник размещения заказа не представил этот документ, однако был допущен конкурсной комиссией заказчика до участия в конкурсе, что признается нарушением , и должно повлечь административную ответственность ().

Следовательно, административное производство по данному факту подлежит возбуждению , а начатое – продолжению .

Ситуация 3

Действия лица признаются одновременно нарушением и , и , однако санкция нормы КоАП РФ улучшает положение правонарушителя

Например, в период действия заказчик не исполнил это требование и – поскольку его бездействие признается нарушением и старого, и нового закона о госзакупках – начатое в отношении него административное производство должно быть продолжено.

Однако возникает вопрос, какой редакцией КоАП РФ необходимо руководствоваться в этом случае, поскольку между старой и новой редакциями существуют значительные различия:

Редакция Норма КоАП РФ Размер штрафа
Старая (с 1 января 2014 года) 50 тыс. руб.
Новая (с 1 января 2014 года) 15 тыс. руб.

Таким образом, санкция, предусмотренная нормами КоАП РФ в новой редакции, улучшает положение правонарушителя , поскольку предусматривает меньший размер штрафа по сравнению со старой редакцией КоАП РФ.

Следовательно, на лицо, вовремя не направившее оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявок, налагается штраф в размере 15 тыс. руб, то есть применяется новая редакция КоАП РФ как улучшающая положение нарушителя – независимо от того, до или после 1 января 2014 года было совершено это правонарушение (при условии, что постановление о назначении административного наказания за нарушение, совершенное до 1 января 2014 года, еще не исполнено).

Ситуация 4

Действия лица признаются одновременно нарушением и , и , однако санкция нормы ухудшает положение правонарушителя

Закон № 94-ФЗ обязывает заказчика разместить на официальном сайте протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола (). Эта обязанность сохранена и Законом № 44-ФЗ с небольшим уточнением – протокол должен быть размещен не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания ().

Иными словами, начатое до 1 января 2014 года административное производство по факту нарушения сроков размещения протокола должно быть продолжено .

Однако при этом также необходимо определить редакцию КоАП РФ, подлежащую применению. Дело в том, что прежняя редакция предусматривала наложение штрафа за это нарушение в размере 3 тыс. руб. , а нынешняя редакция – увеличила его до 5 тыс. руб.

Таким образом, новая редакция норм КоАП РФ ухудшает положение лица , совершившего такое правонарушение, и поэтому не имеет обратной силы.

Следовательно, на нарушителя должен быть наложен штраф в размере 3 тыс. руб.

Подчеркнем, что это правило применяется только в том случае, если проступок был совершен до 1 января 2014 года (независимо от времени его выявления). В противном случае действовать будет уже новая редакция КоАП РФ, увеличившая размер штрафа до 5 тыс. руб.