Самоанализ урока правоотношение и субъекты права. Презентация по обществознанию "правоотношения и субъекты права". Регулируется нормами права

Урок по теме « Правоотношения и их субъекты», 9 класс

Цель урока :

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия : правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

    Изучение новой темы:

    Что такое правоотношения?

    Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Субъекты

Объект

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

Субъекты

Физические лица

Юридические лица

Социальные группы

Гражданин РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые так или иначе оказались н территории нашей страны.

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

Государство

Население региона

Трудовой коллектив

Жильцы многоэтажного дома

Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

    Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?

Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Правосубъектность – это возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения. Субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Правоспособность

Деликтоспособность

Дееспособность

Способность иметь права и обязанности

Способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправным деянием.

Способность субъекта своим действием приобретать права и юридические обязанности

С 6-14 лет, ребенок может самостоятельно делать некоторые покупки (хлеб, ручки, ластики, и тд.)

В 14 лет получают паспорт.

Частичная с 14-16 лет

Полная с 18 лет.

В отличие от физического лица, юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.

Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.

Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.

3 . Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Разумная Нина Викторовна, учитель истории и обществознания, м униципально го казённо го общеобразовательно го учреждени я «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского района» , Приморск ий кра й , с. Струговка .

Урок по теме « Правоотношения и их субъекты»

Цель урока :

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений , познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия : правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность .

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

    Мотивация : вводная речь учителя, постановка проблемы

Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

    Ф. Искандер

    П.Коэльо

    Э.Борк

    И.Шевелев

    О.Бальзак

    Ж.Деламбер

Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.

Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?

    Изучение новой темы:

    Что такое правоотношения?

    Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Название

Субъекты

Объект

Содержание

Сущность

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

    Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?

Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.

Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.

3 . Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Приложение

Рабочий лист по теме «Правоотношения и субъекты права»

1. Вставьте пропуски в афоризмы и объясните их значение.

    Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер

    Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо

    Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк

    Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев

    Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак

    Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …” Ж.Деламбер

2. Заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Название

Сущность

3. Используя конкретные примеры, заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

4. Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений», разделив участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

5. Заполните таблицу «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц»

Список источников:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009. № 7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации
часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Список литературы:

1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

2. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Список интернет-ресурсов:

1. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-pravo - цитаты и афоризмы

На уроке мы рассмотрим понятие правоотношения, его признаки и состав. Вы узнаете, кто может вступать в правоотношения, что входит в их содержание и по поводу чего они возникают. Также вы познакомитесь с такими ключевыми правовыми понятиями, как правоспособность и дееспособность.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Правоотношения

Правоотношение - это общественное отношение между людьми, урегулированное нормами права, в котором его участники выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей.
Общественные отношения, регулируемые правовыми нормами, приобретают ряд признаков , которые отличают их от общественных отношений, регулируемых другими социальными нормами. Став правовым, общественное отношение приобретает следующие свойства:
1) Поскольку правоотношение возникает между определенными лицами, в них конкретизируются субъекты данного правоотношения. Это означает, что между конкретными лицами возникает общественная связь, регулируемая нормами права .
2) Конкретные субъекты правоотношения приобретают субъективные права, и на них возлагаются юридические обязанности . Правоотношение представляет собой двустороннюю связь, которая означает, что в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная.
3) При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей в конкретном правоотношении к нарушителю могут быть применены меры государственного принуждения. Следовательно, в отличие от других общественных отношений, правоотношения обеспечиваются возможностью государственного принуждения .

Правоотношение имеет свой состав , в который входят:
Субъекты, то есть участники правоотношения.
Содержание правоотношения.
Объекты правоотношения.
1. Субъектами правоотношения являются его участники, их должно быть не менее двух, иначе правоотношения не могут состояться. Субъектами правоотношений могут быть только люди (животные и неодушевленные предметы не могут ими выступать). Субъектами правоотношений являются как отдельные индивиды, так и их объединения, то есть организации, учреждения, социальные общности и даже государство.
Субъекты правоотношений обладают правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность возникает с рождением и прекращается со смертью человека. Однако чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть еще и дееспособным.
- это способность (возможность) лица самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять субъективные права и исполнять юридические обязанности. У государства в целом как субъекта права, а также у государственных органов и юридических лиц (организаций) правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования.

Дееспособность индивидов, в отличие от правоспособности, формируется постепенно и зависит от ряда следующих факторов :
1. От возраста правоспособного субъекта . Например, ребенок до 14 лет может совершать только мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое. С наступлением 14-летнего возраста возникает обязанность отвечать за некоторые виды преступлений, а также возникает частичная трудовая дееспособность, то есть он может поступить на работу или заниматься предпринимательской деятельностью. С 16 лет человек считается дееспособным по всем нормам трудового, административного, уголовного права и частично гражданского права. С наступлением 18 лет лицо становится полностью дееспособным и может почти в полном объеме осуществлять свои имущественные, политические, брачно-семейные права и обязанности и т.д. Исключением является только то, что, например, только с 21 года гражданин может стать депутатом парламента, с 25 лет - судьей, с 35 лет - президентом и т.д.
2. От состояния здоровья . Так, например, душевная болезнь или слабоумие могут стать причиной признания лица судом недееспособным, и тогда гражданские права и обязанности таких лиц осуществляют за них их опекуны.
3. Дееспособность могут ограничить близкое родство или свойство . Так, например, запрещается заключение брака между близкими родственниками, а также запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении, если между родственниками существуют отношения подчиненности.
Объем дееспособности может зависеть и от некоторых других факторов.

2. Содержание правоотношения состоит из субъективных прав и юридических обязанностей.
Субъективное право - это установленная законом возможность определенного поведения лица. Субъективное право имеет два выражения:
1. Право действовать, поступать в рамках закона.
2. Право требовать от другого лица выполнения каких-либо действий.
Каждому субъективному праву в правоотношении соответствует юридическая обязанность.
Юридическая обязанность - это обеспеченная возможностью государственного принуждения мера должного поведения лица. Она тоже выражается в двух формах:
1. Обязанность совершить какое-либо действие, предписанное законом.
2. Обязанность воздержаться от какого-то действия, которое закон запрещает.
3. Объекты правоотношения - это те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения и на которые направлены субъективные права и юридические обязанности их участников.

Объектами правоотношений являются материальные и нематериальные, личные и общественные блага и ценности, по поводу которых возникают правоотношения.
Материальными благами являются вещи, предметы, ценности, различное имущество, а также вещественные носители материальных благ (акции, облигации, чеки, векселя, деньги).
Нематериальные блага - это жизнь, честь, достоинство, здоровье, свобода, продукты духовного творчества (произведения литературы, науки, искусства) и другие нематериальные объекты.
Правоотношения классифицируются по отраслям права. Выделяют гражданские правоотношения, административные правоотношения, трудовые, семейные, уголовные правоотношения и т.д. Причём в каждой отрасли имеется свой круг субъектов и объектов правоотношения, а также объем субъективных прав и юридических обязанностей.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Расскажите, в какие правоотношения вы вступали за последнее время?

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.