Пдд правила пересечения перекрестков. Тонкости кругового движения на перекрестке. Кодекс РФ об административных правонарушениях

Тема «Проезд перекрестков» очень волнует (а порой даже пугает) большинство начинающих автолюбителей. Хотя, на самом деле, это, едва ли, не самое простое и самое понятное, что есть в Правилах. И моя задача, как преподавателя, постараться вас в этом убедить.

Как известно, перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые . При этом регулируемые перекрёстки могут быть либо со светофорами, либо с регулировщиком, либо с тем и другим одновременно. При этом ещё и светофоры могут быть разные – (без дополнительных секций, с дополнительными секциями, различные специальные светофоры).

В свою очередь, нерегулируемые перекрёстки тоже делятся на две категории – перекрёстки равнозначных дорог и перекрёстки неравнозначных дорог. При этом ещё и на перекрестках неравнозначных дорог главная и второстепенная дороги могут менять свои направления.

К этому следует добавить, что кроме традиционных перекрёстков есть ещё и перекрестки с круговым движением.

Действительно, выглядит пугающе. Ведь порядок проезда всех перечисленных разновидностей перекрёстков имеет свою специфику, и как тут во всём этом разобраться, всё запомнить, да ещё и научиться всё это быстро и безошибочно применять на практике.

А теперь попробую вас немного успокоить и настроить на оптимистичный лад. Несмотря на обилие разновидностей перекрёстков, и, несмотря на обилие требований, содержащихся в Разделе 13 Правил, порядок движения через все перекрёстки подчиняется всего-то трём общим принципам.

Повторяю – для того, чтобы уверенно ездить через перекрёстки, достаточно усвоить всего лишь три правила (общих для всех типов перекрёстков).

Первое общее правило.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Пока вы ещё не доехали до перекрёстка и никуда не поворачиваете. Но то, что сейчас нужно остановиться и пропустить пешехода, не вызывает никаких сомнений.

Поведение водителя в этой ситуации определено не в 13-том разделе Правил, а в 14-том:

Правила. Раздел 14. Пункт 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода.

Так что этому пешеходу точно уступаем. Да, собственно, это понятно и безо всяких Правил.

А вот, обязан ли водитель уступать дорогу пешеходам, поворачивая на перекрёстке направо или налево? Чтобы снять всяческие сомнения, Правила и ввели это требование:

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Как уже было сказано, это требование универсально и действует на любом перекрёстке.

Ровным счётом ничего не изменится, если мы расставим тут знаки приоритета. Всё равно, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.

Точно так же ничего не изменится, если мы сделаем перекрёсток регулируемым.

По-прежнему, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.

Второе общее правило.

Правила . Раздел 13. Пункт 13.2. Запрещается выезжать на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Логика этого ограничения понятна. Мало того, что «пробка» в данном направлении, так теперь ещё и поперечное движение заблокировано.

Поэтому Правила и содержат такое требование: – если вы намерены двигаться прямо, то в данной ситуации въезжать на перекрёсток вам запрещено!

Надо подождать до тех пор, пока за перекрёстком не освободится пространство.

Это требование тоже универсальное и действует на всех перекрёстках!

И тот факт, что у вас сейчас главная дорога, ничего не меняет. Если за перекрестком образовался затор, надо остановиться перед перекрёстком и подождать.

И даже тот факт, что вам горит зелёный сигнал, тоже не даёт вам право возобновлять движение до тех пор, пока за перекрёстком нет свободного места.

Третье общее правило.

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств

разбираются между собой по принципу «помехи справа»,

а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Как уже говорилось, это правило применимо ко всем типам перекрёстков во всех возможных ситуациях. Этих ситуаций, на самом деле, бесконечное множество, и в Билетах ГИБДД на тему «Проезд перекрёстков» имеется аж целых 120 задач. Но очень скоро вы поймёте, что они все однотипные, и решать их станет не только легко, но даже скучно.

При этом предполагается, что вы уже знаете «Сигналы светофора и регулировщика» (Тема 6), «Начало движения, маневрирование» (Тема 8) и «Расположение транспортных средств на проезжей части» (Тема 9).

Кроме этого предполагается, что вы уже знакомы с дорожными знаками и разметкой, в состоянии отличить главную дорогу от второстепенной и знаете, что такое «принцип помехи справа».

И если это так, то поехали. А начнём с перекрёстков равнозначных дорог.

Проезд перекрестков – одна из особо важных тем для водителей. Как известно, различают перекрестки регулируемые (со светофором, полицейским-регулировщиком или с тем и другим одновременно) и нерегулируемые. Нерегулируемый перекресток в свою очередь может быть как равнозначным, так и неравнозначным, а также с круговым движением.

Общие правила

Полная информация о том, как следует себя вести участникам дорожного движения при прохождении перекрестков, содержится в Разделе 13 Правил.

Общие правила ПДД для всех разновидностей перекрестков:

  1. Автомобилист обязан пропустить пешеходов или велосипедистов, переходящих проезжую часть в предполагаемом месте поворота. То есть, если вы собираетесь свернуть направо или налево, но впереди пешеходный переход, по которому движутся или собираются двигаться люди, вы обязаны их пропустить. Это стандартная ситуация, с которой можно столкнуться даже не проезжая нерегулируемый перекресток. Если перед Вами по «зебре» движется пешеход или человек с велосипедом – уступите. Если же пешеход пересекает ту сторону дороги, на которую вы собираетесь поворачивать, правила действуют одинаково: при повороте направо или налево вам необходимо уступить пешеходу. Это универсальное правило подходит для всех перекрестков.
  1. Запрещено выезжать на перекресток, если там образовалась пробка, чтобы ваш автомобиль не стал препятствием для водителей, движущихся в поперечном направлении. Данное правило регулирует движение транспортных средств во избежание заторов на дороге. Поэтому, если вам нужно ехать прямо через перекресток, но впереди пробка – остановитесь на достаточном расстоянии от перекрестка и дождитесь возможности продолжить движение. Этот маневр позволяет оставить свободное пространство для тех, кто движется в поперечном направлении. Даже если перекресток регулируется светофором и для вас загорелся зеленый – не спешите и подождите, пока проедут автомобили, стоящие перед вами.
  1. При нахождении на равнозначных дорогах участникам дорожного движения рекомендуется действовать по принципу «помехи справа». Сюда не относится только трамвай ­­– он имеет приоритетное право в любом случае.

Нерегулируемые пересечения неравнозначных дорог

Если транспортное средство располагается на второстепенной дороге, оно никогда не имеет приоритета при движении через перекресток с главной дорогой. Исключение – трамвай, в отличие от безрельсовых ТС он может повернуть в любом направлении раньше, чем другие автомобилисты.

Если главная дорога после перекрестка сменила направление, водители на главных и второстепенных дорогах должны полагаться на особенности движения по перекресткам равнозначных дорог. То есть, если оба водителя находятся на главной дороге или оба на второстепенной, право проехать первым есть у того водителя, чей автомобиль – так называемая «помеха справа».

Правила пересечения нерегулируемого перекрестка для безрельсового транспорта:

  • Первыми могут проехать автомобили, движущиеся по главной дороге. Если она меняет направление, водители действуют по принципу «правой руки».
  • После того, как пройдут автомобили на главной, могут двигаться водители на второстепенной дороге. Если второстепенные дороги сливаются, автомобилисты также действуют по правилу правой руки.
  • Преимущество проезда имеют автомобили со специальными звуковыми сигналами и маячками – они могут двигаться первыми вне зависимости от того, на какой дороге находятся.

Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

Транспортное средство, находящееся по правую руку от другого автомобиля, имеет приоритет движения по перекрестку. Если пересекаются рельсовые дороги, водители трамваев действуют по тому же принципу.

Если два автомобиля находятся на равнозначных дорогах на встречном направлении, первым должен двигаться тот, кто едет по прямой или сворачивает направо. После этого разрешено двигаться транспортному средству, которое идет на разворот или поворачивает налево. При встрече двух водителей трамваев правила дорожного движении аналогичны.

Если нет возможности определить тип покрытия на полосе движения, и на перекрестке не установлены знаки, водитель обязан предположить, что он находится на второстепенной дороге.

Нерегулируемые перекрестки с движением по кругу

В соответствии с правилами водители могут проехать на круг с любой полосы дороги, примыкающей к нему. Хотя в ПДД это не прописано, логичнее и удобнее заранее перестроиться в правую полосу, если вы собираетесь ехать прямо или поворачивать направо. Аналогично и с поворотом налево – лучше будет, если водитель займет левую полосу и с нее выедет на круговой перекресток. Если же вы двигаетесь в прямолинейном направлении, целесообразно выбирать центральные полосы.

Чаще всего круг на подобном перекрестке принимается за главную дорогу, а все подъезды к нему – за второстепенные. Однако не будет лишним убедиться в этом, сверившись с расположенными перед перекрестком знаками.

Что делать, если на перекрестке нет ни одного знака

Это довольно редкая ситуация, однако нужно быть готовым, что когда-нибудь вы попадете на дорогу, где нет не только светофора или полицейского-регулировщика, но и каких-либо знаков.

Согласно ПДД, главную дорогу без знаков можно определить по покрытию. Если это асфальт, цементобетон, камень и т. д., то такая дорога является главной по сравнению с «грунтовкой». Если вы двигаетесь по направлению выезда с прилегающих территорий, и знака на перекрестке также нет, то по определению вы выезжаете на главную дорогу. Не важно, есть ли на выезде твердое покрытие или нет.

Если же на обеих дорогах одинаковое покрытие, то они равнозначны (если только одна из них – не выезд с территории предприятия, частного дома и т. д.).

На видео о правилах проезда перекрестков

ПДД регулирует и ту ситуацию, когда водитель из-за погодных условий или просто по неопытности не может определить, какое покрытие на дороге. При этом ему нужно предположить, что он находится на второстепенной дороге – это снижает вероятность появления аварийной ситуации.

Перекресток место весьма опасное. Давайте разберемся, как правильно проезжать перекрестки.

Приступаем.

Для начала вспомним, какие существуют виды перекрестков:

  1. Крестообразный
  2. Х-образный
  3. У-образный
  4. Т-образные

Также все перекрестки можно разделить на регулируемые и нерегулируемые.

Мы рассмотрим все возможные ситуации.

Крестообразный и Х-образный перекрестки очень похожи, поэтому рассмотрим их вместе.

Крестообразный и Х-образный регулируемые перекрестки

Итак, Вы приближаетесь к регулируемому крестообразному перекрестку. Что делать?

  • Заранее смотрите на сигнал светофора.
  • Если горит красный – не торопитесь, ускоряться не стоит – сэкономите топливо. Все равно придется остановиться. Подъезжаем и останавливаемся у стоп линии, пешеходного перехода (останавливаться на зебре запрещено), либо непосредственно перед пересечением, все зависит от разметки.
  • Останавливаемся, пропускаем пешеходов, ждем разрешающий сигнал и можно продолжать движение. Но помните правило 3 секунд! Посмотрите, все ли остановились на красный сигнал. Убедились, что Вас пропускают – можете смело продолжать движение.
  • Если вы хотите повернуть налево, не забудьте про «помеху справа»: Вы должны пропустить встречные авто. И не пугайтесь, если Вы уже выехали на перекресток и загорелся красный – Вы имеете право закончить маневр, другие водители обязаны пропустить Вас.

Если нужно повернуть направо, так же дождитесь зеленого сигнала, пропустите пешеходов, убедитесь в безопасности маневра и можете смело поворачивать. Еще одно при повороте налево, направо Вы обязаны пропустить всех пешеходов. И конечно же не забываем про поворотники.

Крестообразный Х-образный нерегулируемые перекрестоки

Тут ничего сложного нет.

  1. Приближаемся к перекрестку и смотрим на знаки приоритета (если они есть). Знак «главная дорога» (без направления) – Вас все пропускают. Можете спокойно проехать во всех направлениях.
  2. Бывает под знаком установлена табличка с направлением главной дороги. Помните если справа от Вас главная - справа пропускаем. А если едите по «главной» - то нет
  3. Знак «уступи дорогу». Увидели знак – притормозите – Вы на второстепенной.
  4. Пропустите всех водителей, находящихся на «главной» и можете приступать к маневру. При поворотах не забываем включать поворотники и пропускать пешеходов.

Если нет знаков приоритета, то вспоминаем про «помеху справа». Пропускаем машины справа, пешеходов и можно ехать дальше.

У и Т образные перекрестки тоже очень похожи, поэтому рассмотрим их вместе.

Регулируемые У и Т перекрестки

Тут все точно также.

  1. Сразу смотрим на сигнал светофора: красный притормаживаем и останавливаемся, зеленый - едем дальше.
  2. Загорелся зеленый: пропускаем пешеходов, смотрим по сторонам, все Вас пропускают – начинаем маневр.

Нерегулируемые У и Т перекрестки

  1. Смотрим знаки. По «главной» – едем (пропускаем, только если направление главной дороги направо, а едем налево, либо прямо).
  2. Убеждаемся, что маневр безопасен, и можно продолжать движение.
  3. «Уступи»- уступаем. (Если слева от Вас авто, то его не пропускаем у него «помеха справа»).

Если Вы на главной, а Вас не хотят пропускать – уступите, пусть едет. Нарушили, не Вы.

Проезжать перекрестки несложно, просто нужно соблюдать правила и уважать других участников движения. Не рискуйте своей жизнью и жизнью своих близких, как говорится, «лучше в 6 дома, чем в 4 в морге».

Всем удачи на дорогах. Ни гвоздя, ни жезла.

Правила проезда перекрестков

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Это указание действует на всех перекрестках для водителей, поворачивающий как налево, так и направо. На многих перекрестках движением пешеходов и велосипедистов могут управлять специальные светофоры. В таком случае пешеходы и велосипедисты имеют право двигаться через перекресток только при разрешающем сигнале соответствующего светофора.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами...

Прежде чем въехать на перекресток, следует оценить обстановку за ним в том направлении, куда пролегает ваш путь. Если образовался затор, нужно дождаться пока он не рассосется, не выезжая при этом на перекресток. Дорожная разметка 1.26 (вафельница) обозначает участок перекрестка, на который въезд в случае затора за перекрестком запрещен. Подробности — в статье .

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Главным признаком регулируемого перекрестка является сам факт регулирования светофором (в режиме красный-желтый-зеленый) или регулировщиком порядка проезда, а не наличие их на перекрестке.

Очень часто вместе со светофорами устанавливаются знаки приоритета. Если сигнал светофора противоречит требованиям знаков приоритета, то в соответствии с указанием пункта ПДД водители должны руководствоваться сигналами светофора.

Знаки приоритета, расположенные совместно со светофором, вступят в действие только в случае, когда светофор выключится или перейдет в режим желтого мигающего сигнала.

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Движение транспортных средств на зеленую стрелку в дополнительной секции светофора рассмотрено в ответах на вопросы в серии статей . Различия в приоритетах во время движения на зеленую стрелку в дополнительной секции, включенную одновременно с красным или желтым сигналом светофора рассмотрены в статье .

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Выехав при зеленом сигнале светофора на перекресток для поворота, на выезде с перекрестка водитель может увидеть красный сигнал, который не имеет к нему отношения и просто дублирует основной светофор, установленный на пересекаемой дороге. Но если этот перекресток сложный, на нем могут быть установлены дополнительные таблички 6.16 «Стоп-линия» или нанесена соответствующая разметка. В таком случае водитель должен руководствоваться сигналами каждого встречающегося на его пути светофора и при запрещающем сигнале .

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Если вы стоите на светофоре и перед вами включился его зеленый сигнал, то прежде чем въехать на перекресток, следует убедиться, что весь транспорт, который въехал на него при предыдущем разрешающем сигнале светофора с другого направления, покинул перекресток, а пешеходы закончили свой переход проезжей части вашего направления. В противном случае возникает риск столкновения с ТС, завершающими проезд перекрестка. Один из таких случаев рассмотрен в статье .

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Определение термина «Главная дорога» приведено в ПДД. В дополнение рекомендую ознакомиться со статьей . Более подробно о проезде перекрестков неравнозначных дорог, а также о соблюдении мер безопасности, чтобы избежать непредвиденного столкновения, можно прочесть в серии статей .

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Водители безрельсового транспорта, находящиеся в равной ситуации (оба на главной дороге или оба на второстепенной), разъезжаются по «правилу правой руки», т.е. уступает тот, у кого помеха справа. Трамваи при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортом имеют преимущество.

Если трамвай находится на главной дороге, то он имеет преимущество перед транспортом, находящимся и на главной, и на второстепенной дорогах. Если трамвай находится на второстепенной дороге, то он имеет преимущество только перед безрельсовым транспортом, также находящимся на второстепенной дороге, и уступает всем, находящимся на главной дороге.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 (1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11 (1). При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Данный пункт введен в ПДД с . Новые правила проезда перекрестков с круговым движением описаны в одноименной статье: .

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Тема 14. Проезд перекрестков (ПДД, глава 13). Общие правила. Регулируемые перекрестки.

Что такое перекресток?

Перекресток отличается от выезда с прилегающей территории. Пункт 8.3. ПДД говорит о том, что по отношению к дороге прилегающая территория всегда второстепенна. Выезжая с нее необходимо пропустить все транспортные средства и пешеходов, путь которых пересекается.

Согласно статистике более 30% столкновений происходит именно на перекрестках. Это 13-14% от общего количества всех ДТП. При этом ведется учет только происшествий с погибшими или ранеными. Столкновения без пострадавших сводками во внимание не принимаются. Если верить неофициальным данным и учитывать при этом мелкие ДТП, столкновений на перекрестках случается в 8-10 раз больше. Только в Москве каждый год происходит более 15 тыс. таких случаев, по сорок с лишним в сутки в среднем.

Главная причина ДТП на перекрестках – это несоблюдение очередности проезда. Водитель должен досконально знать правила и технологию проезда перекрестков, уметь быстро ориентироваться уже при подъезде к перекрестку, определять свою очередь и уступать дорогу тем, кто имеет преимущество. Эти правила универсальны и взаимосвязаны. Они применимы к перекресткам любой конфигурации, с любым количеством пересекающихся дорог, с любой интенсивностью движения.

Проезжая перекресток следует быть внимательным, осторожным и сосредоточенным. Спешка легко может повлечь за собой ошибку, которая станет причиной ДТП. Замешкавшийся водитель также может создать пробку или аварийную ситуацию, задержав не только себя, но и других участников движения. Именно поэтому действия при проезде перекрестка должны быть четкими, осознанными, своевременными и понятными окружающим. Любезности к другим участникам дорожного движения недопустимы, так как они могут поставить их в сложное положение или быть неверно истолкованы и вызвать в конечном итоге неразбериху на дороге.

Последовательность действий при проезде перекрестка

Процесс преодоления перекрестка состоит из трех последовательных этапов. Каждый из них осуществляется по отдельности, но в определенном порядке.

Процедура проезда перекрестка начинается еще до того, как водитель въезжает на него, а именно с определения и понимания его типа. Для каждого вида перекрестка существуют свои правила проезда. Ошибка на этом этапе повлечет за собой применение ложных правил и выработку неправильной очередности движения, что может в свою очередь стать причиной столкновения с другим ТС.


Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемые перекрестки могут быть равнозначными и неравнозначными. Среди неравнозначных в свою очередь выделяют перекрестки с поворотом главной дороги и без поворота. Определение вида перекрестка производится по набору конкретных признаков.

Условия движения через тот или другой перекресток могут очень сильно отличаться. Вид и оснащение перекрестка определяется количеством транспортных средств, проезжающих через него в сутки или за час, то есть интенсивностью движения. Малозагруженные дороги, на которых ТС редко встречаются друг с другом, обычно имеют нерегулируемые равнозначные перекрестки. Это самый простой их тип. Неравнозначные перекрестки встречаются на дорогах со средней интенсивностью движения. Одна дорога, проходящая через них, является главной, а другая – второстепенной. На неравнозначных перекрестках устанавливаются знаки приоритета, помогающие водителям сориентироваться, где какая дорога. Риск столкновения на таких перекрестках меньше, чем на нерегулируемых равнозначных.

Регулируемый перекресток востребован при высокой интенсивности движения. Он оснащен светофорами. Такая организация движения может обеспечить достаточно безопасное взаимодействие больших транспортных и пешеходных потоков, пересекающихся в одном месте и разветвляющихся в разные стороны.

На втором этапе процесса преодоления перекрестка необходимо правильно въехать на него. При наличии нескольких транспортных средств важно определить, кому нужно уступить дорогу, а кто, наоборот, должен будет пропустить Ваш автомобиль. Дождавшись своей очереди, можно въехать на перекресток.

Третий этап представляет собой выезд с перекрестка. Очередность движения при этом определяется направлением дальнейшего следования (прямо, разворот, направо или налево).

На любом перекрестке может сложиться такая ситуация, при которой водитель, въехавший на него первым, выезжает последним и наоборот.

Глава 13 ПДД подробно описывает все действия, связанные с проездом различных перекрестков.

Общие правила для любых перекрестков

Пункты 13.1. и 13.2. Правил содержат общие для всех перекрестков требования. В частности, согласно пункту 13.1. водители должны при повороте уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, двигавшимся в попутном или встречном направлении и продолжающим двигаться прямо. Данное требование обязательно независимо от наличия и отсутствия пешеходного перехода, велосипедной дорожки, светофоров или дорожных знаков. Совершая поворот, не пропускать пешеходов или велосипедистов можно только в двух ситуациях. Во-первых, во время движения по сигналу регулировщика. Во-вторых, на перекрестках с движением пешеходов, регулируемым отдельным пешеходным светофором.


Пункт 13.2. регулирует действия водителя при образовании затора сразу за перекрестком в том направлении, куда он двигался. В этом случае Правила допускают въезд на перекресток только для проезда в другом свободном направлении. Если водитель не желает или не может менять маршрут, въезд на перекресток запрещен даже при зеленом сигнале светофора. Рекомендуется совершить остановку перед стоп-линией, подождать, пока за перекрестком появится свободное место и при наличии разрешающего сигнала выдвигаться в намеченном направлении. Невыполнение этих требований может стать причиной перекрытия движения в поперечном направлении и создания помехи для движения остальных транспортных средств или пробки по вине въехавшего на перекресток и не сумевшего его своевременно освободить водителя.

Признаки регулируемого перекрестка

Регулируемые перекрестки отличаются более интенсивным движением. Для того, чтобы все желающие могли проехать, одни ТС должны останавливаться и давать возможность другим проехать. В этом и заключается регулирование дорожного движения. Выполняет такую задачу или регулировщик, или светофор.

Пункт 13.3. ПДД называет регулируемым только такой перекресток, на котором присутствует действующий светофор или регулировщик. В ситуации, когда светофор не работает, неисправен или переведен в мигающий желтый режим, а сотрудник ДПС отдыхает или просто осуществляет наблюдение за дорожным движением и не подает при этом никаких сигналов, перекресток следует считать нерегулируемым. Соответственно, его проезд производится по правилам для нерегулируемых перекрестков.

На регулируемых перекрестках нет главных и второстепенных дорог, и установленные на его углах знаки приоритета не имеют никакого значения. Очевидно, что при определении типа перекрестка, прежде всего, стоит обращать внимание на наличие светофора или регулировщика и классифицировать его в этом случае как регулируемый. При их отсутствии перекресток считается нерегулируемым, и тогда становится актуальным вопрос о знаках приоритета, главной и второстепенной дорогах.

Въезд на регулируемый перекресток

Право въехать на регулируемый перекресток предоставляется разрешающим сигналом светофора или регулировщика. Пунктом 6.10. Правил установлены требования, согласно которым разные сигналы регулировщика дозволяют двигаться во всех или только в определенных направлениях. Светофор работает аналогичным образом – поворот налево, направо, разворот, иногда и движение прямо регулируются отдельными и дополнительными секциями с зелеными и красными стрелками. При отсутствии на светофоре дополнительных секций основной зеленый сигнал разрешает проезд в любых не запрещенных знаками и разметкой направлениях. Обычно зеленый свет горит одновременно и движущимся навстречу ТС. Движение по пересекаемой дороге при этом отсутствует.

Если на перекрестке присутствует трамвайное движение, то даже при наличии разрешающего сигнала очередь других ТС никогда не будет первой. Пункт 13.6. ПДД говорит о том, что при пересечении пути трамвая, следующего в любом направлении на зеленый свет, и другого ТС, транспортное средство обязано уступить ему дорогу.


Кроме зеленого сигнала светофора допуск на перекресток предоставляется комбинацией красного (желтого) сигнала с активной дополнительной зеленой стрелкой. Согласно пункту 13.5. двигаться можно только в направлении этой стрелки, уступая при этом дорогу всем ТС, едущим наперерез с других направлений. В такой ситуации уступать дорогу должны не только водители безрельсовых ТС, но и водители трамваев.


Если движение осуществляется на зеленый сигнал с включенной дополнительной стрелкой, то при въезде на перекресток кроме трамвая никакие другие ТС пропускать не нужно. В это время сигналы светофора или запрещают им движение, или обязывают уступать дорогу.


Выезд с регулируемого перекрестка

Третий этап пересечения перекрестка, а именно выезд с него, зависит от того, в каком направлении запланировано дальнейшее движение ТС. Очередность выезда описана в пункте 13.4. Правил. При горящем зеленом свете светофора, движущимся навстречу безрельсовым транспортным средством и собственном движении в прямом направлении или при повороте направо, дорогу уступать не следует. При совершении поворота налево или развороте, наоборот, необходимо уступить дорогу. Именно так трамваи определяют очередность проезда между собой, а безрельсовые ТС после трамваев между собой. В основе этого требования лежит правило помехи справа. После начатого маневра по повороту налево, встречное транспортное средство, находящееся в таких же условиях и также движущееся на зеленый свет, будет расположено правее Вашего автомобиля.


В результате объединения требований пунктов 13.4. и 13.1. получается следующий порядок выезда с перекрестка:



Очевидно, что выезд с регулируемого перекрестка в прямом направлении или направо намного проще, чем налево или на разворот.

Очередность проезда при переключении светофора

Рассмотреть данный вопрос следует с двух сторон, а именно рекомендации и требования по въезду на перекресток при переключении светофора с зеленого на желтый свет, и правила выезда с перекрестка в аналогичной ситуации.

Довольно часто реальное количество транспортных средств, намеревающихся проехать через регулируемый перекресток, намного больше того их числа, которое светофор способен пропустить за один цикл своей работы. В итоге перед светофором выстраивается очередь. Когда загорается зеленый свет, проехать перекресток успевает только ее часть, затем включается желтый, а после красный сигнал светофора. Особенно актуальна такая ситуация для узких улиц с интенсивным движением. Возникает вопрос: до какого момента разрешен въезд на перекресток в сложившихся условиях.

Пункт 6.13. ПДД содержит разъяснения по этой проблеме. Так, в нем говорится, что при подаче запрещающего сигнала водитель должен совершить остановку перед стоп-линией, а при ее отсутствии перед въездом на первое пересечение проезжих частей. Запрещается въезжать на перекресток, если желтый свет загорается до того, как пересечена эта граница. При этом необходимо остановиться в указанных местах. Если переключение светофора произошло тогда, когда водитель уже выехал за стоп-линию или оказался на пересечении проезжих частей, это не считается нарушением Правил. С этого момента сигнал светофора не разрешает движение всем, кто оказался позади такого водителя, но не касается его самого, так как он совершал въезд на перекресток на разрешающий сигнал. В ситуации, когда впереди образовался затор, даже при разрешающем сигнале нельзя въезжать на пересечение проезжих частей, следует обязательно остановиться и пропустить очередной цикл работы светофора.

Если сигнал светофора или регулировщика сменился тогда, когда ТС находится на перекрестке, ни в коем случае нельзя останавливаться и перегораживать путь тем, кому должен быть подан разрешающий сигнал и кто уже готов начать движение. Так, пункт 13.7. обязывает въехавших на перекресток водителей освободить его независимо от цвета горящего сигнала светофора. Это же положение имеет отношение и к ситуации со сменой сигнала, подаваемым регулировщиком.

Однако, некоторые водители злоупотребляют этим правилом и проезжают весь перекресток на желтый, а иногда даже на красный свет.

Стоит обратить особое внимание на то, что если водитель видит впереди желтый или красный сигнал светофора или сигнал регулировщика, запрещающий движение, он обязан остановиться перед перекрестком. Пункт 13.7. описывает такие ситуации, когда транспортное средство уже въехало на перекресток или находится в непосредственной близости от него и не успевает остановиться перед стоп-линией или краем пересекаемой проезжей части. Если водитель может остановиться, не применяя при этом экстренного торможения, продолжение движения через перекресток станет проездом на запрещающий сигнал светофора и повлечет за собой наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. Повторное такое же нарушение, совершенное в течение одного года после уплаты штрафа, грозит водителю новым штрафом уже в размере 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев (статья 12.12. КоАП РФ).

Пункт 13.8. содержит в себе требование, адресованное ТС, не въезжать на перекресток до тех пор, пока его не освободят другие транспортные средства и пешеходы, даже если красный свет уже сменился зеленым. Соответственно, разрешающий сигнал является необходимым условием для того, чтобы начать движение, но не единственным. Водитель обязан предварительно убедиться, что все ТС и пешеходы, двигавшиеся через перекресток с других направлений, освободили как минимум нужную половину дороги. В произошедшем в описанной ситуации ДТП будет виноват не тот, кто не успел освободить путь, а тот, кто слишком рано начал движение, не пропустив выезжающих с перекрестка.


Водитель, заканчивающий проезд перекрестка, едет с высокой скоростью, в противном случае он бы мог остановиться при смене сигнала перед стоп-линией. Именно по этой причине он не может избежать столкновения с ТС, выехавшим наперерез. Водитель, который только начал движение и еще не успел набрать скорость, при возникновении опасности может быстро остановиться. От его действий будет зависеть вероятность столкновения.

Транспортное средство, раньше времени выехавшее на перекресток, получает большие повреждения при столкновении в результате бокового удара от того, кто двигался с высокой скоростью в поперечном направлении. Боковая сторона легкового автомобиля является одним из самых уязвимых мест. Столкновение такого рода часто может сопровождаться тяжелыми последствиями, усугубляющимися в случае опрокидывания машины. Очевидно, что участник движения, который подвергается более сильной опасности, должен быть более заинтересован в предотвращении ДТП.

Очень важно помнить о пешеходах, начиная движение на только что загоревшийся разрешающий сигнал. Ситуация, когда водитель приближается к стоп-линии, и в этот момент ему загорается зеленый свет, а на соседних полосах стоят транспортные средства, подъехавшие к светофору раньше, очень опасна. Неопытный или невнимательный водитель может сразу увеличить скорость, не принимая во внимание тот факт, что перед соседними ТС могут находиться пешеходы, заканчивающие переход проезжей части. При этом они не видят движущийся автомобиль и могут легко оказаться на его пути, а после и под колесами. Вот почему сначала необходимо обязательно убедиться в отсутствии пешеходов.

Выше уже было сказано, что на регулируемом перекрестке при интенсивном движении проехать в прямом направлении или направо намного проще, чем развернуться или выехать налево. Основная проблема при этом заключается в том, что прежде чем совершить разворот или левый поворот, необходимо уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, которые довольно часто движутся непрерывным потоком на зеленый свет. Когда поток заканчивается, оказывается, что уже горит желтый или красный свет и готово начаться движение в поперечном направлении. Типичной ошибкой в такой ситуации становится попытка проскочить перед самым носом у встречного транспортного средства. Очевидно, что действовать нужно иначе. Пункты 13.7. и 13.8. Правил помогут справиться с этой проблемой. При ее решении можно руководствоваться процессом левого поворота и предпринимать аналогичные действия.

Так, зеленый сигнал светофора позволяет совершить въезд на свободный перекресток. Водителю разрешено доехать до его центра и при закрытом пути далее остановится, заняв крайнее левое положение и оставив указатель левого поворота включенным. Пропустив встречный поток и дождавшись переключения светофора на желтый или красный сигнал, можно завершить поворот позади последнего транспортного средства.


Требования, изложенные в пунктах 13.7. и 13.8., уместны по отношению к небольшим перекресткам, но не всегда актуальны для пересечения широких дорог с разделительными полосами. Освобождение такого перекрестка может занять так много времени, что светофор снова переключиться с зеленого на красный свет. В целях решения этой проблемы между пересечениями проезжих частей могут устанавливать промежуточные светофоры со стоп-линиями. При такой организации движения при переключении светофора и нахождении водителя на перекрестке, он может доехать только до ближайшей стоп-линии. Перед ней следует остановиться и дождаться следующего разрешающего сигнала. Если на пути следования нет промежуточных светофоров и стоп-линий, проехать перекресток можно до конца без остановки.


На таком перекрестке правила поворота налево также отличаются от общепринятых. Если имеется промежуточный светофор, водитель, совершающий левый поворот, теряет во времени, так как он вынужден дополнительно ждать, пока переключится сигнал, стоя в разрыве разделительной полосы. Однако, он существенно выигрывает в безопасности по причине отсутствия необходимости пропускать встречные ТС, рассчитывать расстояние до них и их скорость. Такой поворот налево осуществляется в два приема. Второй из них начинается, как только у встречных транспортных средств включается красный свет. При отсутствии промежуточного светофора и стоп-линии на разделительной полосе поворот выполняется, как обычно, в один прием с необходимостью уступать дорогу всем, кто едет навстречу.

Таким образом, если дорога имеет разделительную полосу, то подъезжая к перекрестку стоит обязательно обращать внимание на наличие или отсутствие стоп-линий и промежуточных светофоров перед каждой пересекаемой проезжей частью.

Правила дорожного движения:

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

  • со стороны левого и правого бока разрешено движение… безрельсовым транспортным средствам прямо и направо…;
  • со стороны груди и спины движение всех транспортных средств… запрещено.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

  • со стороны левого бока разрешено движение… безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
  • со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
  • со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено…

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

6.13. При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью…, не создавая помех пешеходам…

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка…

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

продолжить чтение

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.12, часть 1

Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.

Статья 12.12, часть 3

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

продолжить чтение

Знаки приоритета на регулируемом перекрестке

Сигналы светофора могут противоречить требованиям установленных на этом же перекрестке знаков приоритета. Однако на регулируемом перекрестке главных и второстепенных дорог быть не может – действующий светофор всегда разрешает движение по одной дороге и запрещает по другой, которая пересекается с первой. Следовательно, при работающем светофоре никакие знаки приоритета не действуют и не имеют значения. Они установлены только на тот случай, когда светофор сломается или окажется выключен, из-за чего перекресток станет нерегулируемым.

продолжить чтение