Срок исковой давности в кас рф. Как составить заявление о восстановлении срока по административным делам. Как подать заявление о восстановлении срока по административным делам

Комментарий к статье 219 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлены общие и специальные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Общий срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Комментируемой статьей установлен сокращенный десятидневный срок обращения в суд с административным исковым заявлением со следующими требованиями:

Об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования - срок исчисляется со дня принятия соответствующего решения;

О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя - срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов;

Об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, - срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ч. ч. 5 - 8 комментируемой статьи установлены правовые последствия пропуска срока обращения в суд по данной категории административных дел, порядок восстановления этого срока.

Отметим, что ранее действовавшей ст. 256 ГПК РФ устанавливался только общий срок обращения в суд с аналогичными заявлениями, который также составлял три месяца.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2015 N 14-П ч. 1 ст. 256 ГПК РФ признана не соответствующей ст. ст. 45, 46 (ч. ч. 1 и 2), 52 и 53 Конституции РФ в той мере, в какой данная норма в системе действующего правового регулирования выступает в судебном истолковании в качестве основания для отказа в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд в иске о компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконными решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина установлен другим решением суда, вступившим в законную силу <1>.

<1> СЗ РФ. 2015. N 25. Ст. 3736.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 Постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При этом необходимо учитывать, что, помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", ст. 357 ТК РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона "О беженцах", п. 4 ст. 7 и п. 7 ст. 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", п. 3 ст. 8 Федерального закона "О вынужденных переселенцах").

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства <1>.

Комментарии и консультации юристов по ст. 219 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 219 КАС РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.

Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.

Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Статья 219 КАС РФ. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд


1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кодексы РФ


Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

КАС РФ - документы Пленума и Президиума ВС


"О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"

КАС РФ - последние изменения и законы

"О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"

"О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"

"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст 219 КАС РФ




1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Правовой комментарий к статье 219 "КАС РФ"


1. Комментируемая статья регулирует вопросы, связанные со сроком обращения в суд по делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов власти. Общий срок установлен законодателем в три месяца. КАС устанавливает единый срок обращения в суд независимо от того, обращался ли заявитель в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу. Исчисление срока начинается со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. В ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи предусмотрены случаи, когда применяется сокращенный 10-дневный срок.

2. Трехмесячный и 10-дневный сроки для обращения в суд, установленные комментируемой статьей, по своей природе являются процессуальными и не являются пресекательными. Поэтому в случае пропуска сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены. Для восстановления срока необходимо соответствующее волеизъявление заинтересованного лица (заявителя). Обязанность доказать уважительность причин пропуска срока также возлагается на заявителя. В качестве уважительных можно рассматривать любые причины, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд (нахождение в стационаре, в служебной командировке и т.п.). Кроме того, комментируемая статья прямо предусматривает, что уважительной причиной пропуска срока является несвоевременное рассмотрение жалобы вышестоящим органом или должностным лицом, если административный истец сначала обратился с жалобой в порядке подчиненности.

Последствия пропуска срока на обращение в суд устанавливаются ч. 5 комментируемой статьи. Суд не может отказать в принятии заявления, даже если в момент возбуждения дела очевиден факт пропуска срока. В таком случае вопрос о пропуске срока может быть поставлен на обсуждение в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Пропуск срока для обращения в суд без уважительных причин может стать основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении заявления. Если дело возникло из публичных правоотношений и рассматривается по правилам подразд. III разд. II ГПК (в настоящее время - КАС), то последствия пропуска срока на обращение в суд должны применяться судом (судьей) по своей инициативе.

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд



1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Комментарий к Статье 219 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментарий к частям 1 - 4

1. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.

2. Принимая во внимание положения к.с., необходимо по каждому административному делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

3. При этом необходимо учитывать, что, помимо указанных в ч. ч. 1 - 4 к.с. сроков обращения с административным исковым заявлением в суд, действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", ч. 2 ст. 357 ТК РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона "О беженцах", п. 4 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", п. 3 ст. 8 Федерального закона "О вынужденных переселенцах").

4. Исходя из положений ч. ч. 1, 3 и 4 к.с. срок обращения с административным исковым заявлением в суд начинает идти обычно с даты, следующей за днем, когда лицу, подавшему административное исковое заявление, стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на лице, подавшем административное исковое заявление.

5. Если оспариваемый документ обладает признаками нормативного правового акта, рассчитан на длительное его применение, то содержащееся в законе требование о трехмесячном сроке на обращение в суд административным исковым заявлением к актам такого рода не применимо <472>.

<472> См.: решение Верховного Суда РФ от 4 августа 1998 года N ГКПИ98-238 "О признании недействующим Положения о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности от 22 ноября 1993 года".

6. Обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ). Поскольку незаконным нормативным актом гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течение всего периода действия данного акта, то срок для обращения с административным исковым заявлением в суд не может исчисляться со дня вступления акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав <473>.

<473> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 9. С. 9 - 10.

7. Административное исковое заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении, либо со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права <474>.

<474> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.

8. В этой связи может возникнуть мнение, что правила ч. 1 к.с. входят в противоречие с правилами ст. 392 ТК РФ. Однако, по мнению Верховного Суда РФ, положения, закрепленные в ТК РФ (в частности, ч. 2 ст. 357 ТК РФ), устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, который и подлежит применению судом. Следовательно, срок обращения в суд, установленный ч. 1 к.с., при рассмотрении дел указанной категории применению не подлежит <475>.

<475> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 6.

9. Если командование отказывается расторгать с военнослужащим контракт о прохождении военной службы в связи с систематическим нарушением командованием условий контракта, сроки для обращения в суд исчисляются со дня, когда военнослужащему стало известно о последнем таком отказе.

10. Приостановление дополнительной выплаты ввиду неопределенности в вопросе о порядке ее реализации, при отсутствии однозначного отказа в праве на выплату, не может расцениваться как момент, с которого начинает течь срок на обращение в суд, установленный к.с. <476>.

<476> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 6. Ч. 2.

11. О порядке исчисления процессуальных сроков см. содержание и комментарий к ст. ст. 92, 93 КАС РФ.

Фиксация административных правонарушений служит поводом для запуска процесса, нацеленного на привлечение нарушителя к ответственности. Однако, согласно кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП), правоохранительным органам отводится определенный период для взыскания задолженности с виновника, отсчитываемый от даты нарушения.

Что такое исковая давность

Срок давности по административным делам — время, по истечении которого нарушитель не может понести наказание за совершенные им правонарушения. Часто это происходит из-за умышленного затягивания судопроизводства либо слишком длительного выяснения обстоятельств, связанных с делом.

Административное правонарушение согласно определению рассматривается правоохранительными структурами как совершение деяний, противоречащих положениям КоАП РФ. Каждая статья кодекса предусматривает выделение четкого срока, в течение которого сохраняется право предъявить претензию.

Период давности

Законодательная база

Согласно правовой дисциплине в КоАП РФ указаны все деяния в сфере административного права, их подробное описание, субъект и объект нарушения, наказание, которое понесет гражданин в случае их совершения. По п. 1 ст. 4.5 КоАП условное время, в течение которого можно привлечь нарушителя — 2 месяца. Если же уже началось судопроизводство, то согласно законодательству он увеличивается до 3 мес. В различных нормативно-правовых актах могут быть указаны альтернативные условия.

Срок подачи правоохранителями административного искового заявления в суд определяется п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП. При этом женщины, вынашивающие ребенка и/или воспитывающие детей возрастом до 14 лет, несовершеннолетние, лица с инвалидностью I или II группы, военнослужащие либо граждане, получившие предписание о прохождении военных сборов, не могут быть подвергнуты административному аресту либо выполнять исправительные работы.

Срок давности

Виды сроков исковой давности

Все сферы правовой дисциплины отличаются собственными сроками давности, притом они могут действовать как на федеративном уровне, так и в пределах отдельных областей согласно законодательным актам субъекта федерации. При этом период, в ходе которого можно начать процесс взыскания долга, является общим для всей России. В КоАП и в других подобных документах предусмотрены разные показатели:

  • стандартный – 2 месяца с момента совершения нарушения, либо 3 месяца если дело рассматривается в суде;
  • для правонарушений, связанных с защитой детских прав, нарушением правил противопожарной безопасности или авторского права и т.д. – 1 год с дня, в который было осуществлено противоправное деяние;
  • если гражданин нарушил статью КоАП, предусматривающую ответственность в виде дисквалификации, то отсчет ведется не с момента противоправного деяния, а со времени, когда оно было выявлено;
  • нарушение административных нормативно-правовых актов, приведенных в Таможенном Кодексе РФ, а также в некоторых других случаях, срок давности по допущенным административным нарушениям достигает двух лет, если же преступление связано с коррупцией, прекращение судебного преследования допускается лишь через 6 лет.

В комментариях, оставленных представителями властных структур, указывается, что при рассмотрении нарушений правил дорожного движения, срок подачи административного иска по КАС РФ — 12 месяцев с даты фиксации. При получении документа, обязывающего осуществить штрафной платеж, выделяется период в 10 суток, во время которого можно подать жалобу. Если же ДТП привело к тяжелым последствиям, то к административной ответственности добавляется уголовная.

Длящееся нарушение

Если обязательство об оплате не будет исполнено, то дело подается на рассмотрение в судебные органы либо приставам. В результате этого действия размер штрафа может значительно увеличиться, также появляется вероятность наложения ареста на 15 суток либо назначение исправительных работ сроком до 50 часов. При этом важно понимать, чем отличается административный иск от гражданского – государственный обвинитель действует в строгом соответствии с процессуальными требованиями. Только он имеет право подавать на рассмотрение подобные дела.

Важно! Пропустить этап судебного разбирательства и избежать выплаты налогов и судебных издержек, если урегулировать спор в досудебном порядке. Если обвиняемый подаст ходатайство на рассмотрение своего дела по официальному месту его проживания, срок исковой давности по требованиям КАС РФ приостанавливается в случае его принятия. Отсчет возобновляется, когда материалы по делу поступают на рассмотрение в суд.

Что такое длящееся правонарушение

Нередко граждан беспокоит, законны ли попытки правоохранительных структур привлекать их к ответственности за нарушение положений КоАП уже после того, как истекают описанные выше сроки после совершения нарушения.

В п.1 КоАП Ст. 4.5 указано, что постановление, связанное с правонарушением, не может быть вынесено после предусмотренных законом сроков. Пункт 2 этой же статьи отмечает, что при длящемся правонарушении отчет ведется с того момента, как оно было зафиксировано правоохранительными структурами.

Дополнительная информация. Соответствующее определение было разработано для того, чтобы граждане не могли избежать ответственности за более опасные деяния, нарушающие нормы административного права. Оно отображено в постановлении ВС РФ от 24.03.2005 №5. Данная норма определяет, что длящееся нарушение связано с продолжительным отказом от выполнения или неправильным выполнением наложенных законом обязательств.

Дорожное происшествие

Срок давности по штрафам ГИБДД

В отношении подобных нарушений срок исковой давности КоАП строг – они вынесены в отдельный раздел, и за их нарушение можно попасть под штрафные санкции, а также лишиться прав или получить другие ограничения. С ст. 31 КоАП указано, постановление о наказании не исполняется, если его не привели в действие спустя 2 года после того, как оно приобрело законную силу.

Постановление о финансовой ответственности за нарушение ПДД в виде штрафных санкций наступает спустя 10 суток после его вынесения. Данный срок позволяет обжаловать решение, также он учитывается при расчете срока давности – два года плюс десять лет. Если же водитель успел обжаловать решение, то давность приостанавливается вплоть до того момента, как дело будет пересмотрено и судья издаст новое постановление.

Руководствуясь нормами законодательства, нарушители действительно могут избежать ответственности, однако всегда нужно помнить, что неуплата штрафа может привести к удвоению его размера (при этом величина санкции никогда не будет меньше 1000 рублей), а также повлечь арест или исправительные работы.

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 219 КАС РФ Главы 22 «Срок обращения с административным исковым заявлением в суд». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 219 КАС РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

Подготовить самостоятельно заявление о восстановлении срока по административным делам не составит труда, требуются только уважительные причины пропуска этого срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.95, 219 КАС РФ,

  1. Восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
  2. Принять административное исковое заявление Бесединой Дарьи Викторовны к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска о признании незаконным приказа вышеуказанного муниципального органа от 12.10.2021 г. № 1434 о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Приложение:

  1. Копия заявления о восстановлении срока
  2. Копия справки УФМС г. Москва о регистрации по месту пребывания
  3. Копия заявления от 11.01.2022 г. о выдаче копии приказа от 12.10.2021 г. № 1434
  4. Копия информации Комитета ЖКХ с уведомлением о вручении от 16.02.2022 г.
  5. Копия жалобы Главе Администрации г. Брянска от 20.02.2022 г.
  6. Копия ответа на жалобу и уведомление о вручении от 31.03.2022 г.

05.04.2022 г. Беседина Д.В.

Как составить заявление о восстановлении срока по административным делам

Пропущенный процессуальный срок восстанавливается только при уважительности причин и предоставлении в суд доказательств невозможности совершить процессуальное действие своевременно. Какие именно причины признаются уважительными, целиком зависит от мнения суда. Это могут быть: документы о временной нетрудоспособности (например, административный истец находился на стационарном лечении), о нахождении в командировке (т.е. не был вовремя уведомлен о действиях административного ответчика, а, значит, не знал о нарушении своих прав и свобод). Возможно, обратиться в суд мешали форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение и др.).

Личные и семейные обстоятельства также могут быть приведены в качестве уважительных причин. При условии документального их подтверждения: тяжелая болезнь близкого родственника (в том числе, любого лица, который ) и осуществление ухода за ним.

По административным искам несвоевременность рассмотрения жалобы на оспариваемое действие вышестоящим органом всегда является уважительной причиной, поэтому копии запросов и ответов во все организации на досудебной стадии обязательно предоставляются в суд.

Заявление о восстановлении срока по административным делам либо составляется на отдельном документе (как в примере), либо соответствующее ходатайство излагается в тексте административного иска (иного ходатайства) с приложением письменных доказательств тех обстоятельств, на которые ссылается административный истец.

Как подать заявление о восстановлении срока по административным делам

Наиболее оптимальным способом подать заявление о восстановлении срока по административным делам является предоставление его на отдельном документе одновременно с административным иском. Заявление подается в тот же суд, который рассматривает административное дело, и определен по правилам .

Заявление о восстановлении срока по административным делам должно быть подано и при пропуске срока (любой его стадии).

Российским законодательством предусмотрены специальные требования, которые касаются оформления административного искового заявления и его подачи в суд. В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен.

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации - если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения - если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
  • полные данные ответчика:
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) - если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения - если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
  • информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
  • требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
  • если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
  • другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.

Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность - при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

Административный иск на действия должностного лица

Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов. Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав. Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя. Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления. Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

Подача иска по административным делам в суд

Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:

  • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
  • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
  • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании. Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:

  • принять иск к производству;
  • оставить иск без движения;
  • отказать в принятии иска;
  • вернуть иск заявителю.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.

Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!