Переход на прямые договоры: когда его ожидать? Прямым договорам с РСО быть

Долгие обсуждения прямых договоров со всеми участниками рынка завершились очередным законопроектом. Он призван подвести итог и утвердить, наконец, единую схему расчетов. Но окончательный вариант получился неоднозначным. Такие последние новости Госдумы.

Прямые договора с РСО - решение Госдумы

последние новости на вчера

Законопроект не предполагает перевод всех собственников на прямые договоры как предполагалось изначально. Вместо этого напрямую рассчитываться с РСО будут только те жители, чьи управляющие компании задолжали за ресурсы за два и более месяца. Остальные продолжат перечислять средства на счет своей УК.

Сам процесс перехода в таком случае будет простым и не будят связан ни с какими сложностями для собственников. Если управляющая компания задерживает выплаты за использованные ресурсы за второй месяц подряд, то РСО вправе по акту сверки или решению суда перейти на прямые расчеты. Глава Минстроя Михаил Мень заметил, что жителям не придется самим оформлять никаких бумаг. Первый начисленный платеж от ресурсоснабжающей организации и будет считаться началом отношений собственника с РСО. Единственным платежом, который жители будут платить УК — это «содержание и текущий ремонт».

Михаил Мень сообщил, что для тех собственников, кто принципиально не хочет вести дел с управляющей компанией предусмотрен компромиссный вариант. Принять решение о переходе на прямые договоры с РСО жильцы могут на общем собрании и отказаться от посредничества УК.

— Даже если у жителей нет никаких претензий к управляющей компании, но они хотят рассчитываться за ресурсы напрямую, мы не можем этого запретить. Все что нужно для такого перехода это принять решение на общем собрании, а затем уведомить ресурсоснабжающую организацию и управляющую компанию. Финальный этап — это оповещение жилищной инспекции, — сообщил Мень.

Он уверен, что переводить всех жителей насильно на прямые договоры с РСО не стоит. Ведь есть дома, которые довольны своей УК и не стремятся ничего менять. Тем более, если УК добросовестная и не задерживает перечисление средств от жителей.

Окончательное рассмотрение законопроекта запланировано на осеннюю сессию. Если точнее, то решение по этому вопросу будет принято уже в декабре 2017 года. Пока же документ находится в Госдуме.

Частично или полностью переводить собственников на прямые договоры с РСО — пока не решено. Зато тот факт, что прямые договоры будут введены, уже сомнению не подвергается. По данным статистики за второй квартал 2017 года общий объем задолженности в сфере ЖКХ составляет один триллион 243 миллиарда рублей. Из них 250 миллиардов рублей — это долги управляющих организаций. Это все те средства, что потерялись на пути от собственника к РСО.

Управляющие компании-должники лишатся платежей за ресурсы

На прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями перейдут не все жильцы многоквартирных домов. Об этом "Российской газете" сообщили в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Перевести на эту схему планируется лишь тех, чьи управляющие компании не рассчитывались перед поставщиками ресурсов более двух месяцев. Также напрямую перечислять платежи смогут собственники, которые сами приняли такое решение.

Документ находится на рассмотрении в Государственной думе. Первоначально на прямые договоры планировалось перевести всех потребителей ресурсов. Но в ходе рассмотрения законопроект, которым вводится такой переход, претерпел изменения. "Окончательное решение выглядит так: в обязательном порядке переход на прямые договоры потребителей с ресурсоснабжающей организацией предусматривается в тех случаях, когда управляющая компания задолжала более чем два месяца ресурсоснабжающей организации", - сообщил "РГ" глава минстроя Михаил Мень.

Если средства в течение двух месяцев собирались с людей, но так и не были перечислены ресурсоснабжающей организации, то по акту сверки или решению суда поставщик ресурсов может перейти на получение платежей от граждан напрямую, минуя управляющую компанию. "Для людей это не будет связано с какими-то сложностями. Уже первый выставленный счет непосредственно от ресурсоснабжающей организации будет считаться началом этих договорных отношений между потребителем и поставщиком ресурсов", - отметил министр.

Также жильцы многоквартирного дома могут принять решение о переходе на прямые платежи самостоятельно. "У людей есть возможность принятия такого решения вне зависимости от качества работы управляющей компании. Даже если там нет двух месяцев задержки перечисления платежей, совет дома может принять такое решение", - сообщил Михаил Мень. Для этого собственникам нужно будет предварительно получить согласие ресурсоснабжающей организации, уведомить управляющую компанию и жилищную инспекцию.

Жильцы многоквартирного дома смогут принять решение о переходе на прямые платежи самостоятельно

Поправки в законопроект позволяют оставить схему перечисления платежей поставщикам ресурсов прежней в тех домах, где управляющие компании хорошо справляются со своей работой. "Если где-то граждане довольны своей управляющей компанией, которая оказывает посреднические услуги, никаких задержек по расчетам с ресурсоснабжающими организациями не допускает, и граждан все устраивает - не нужно их насильственно переводить в другой режим", - резюмировал министр.

Законопроект о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями находится в Госдуме. Его планируется рассмотреть в осеннюю сессию, то есть в декабре 2017 года.

Документом управляющие организации будут исключены из системы расчетов за коммунальные услуги. А плата, внесенная потребителями, будет поступать непосредственно поставщикам ресурсов. Таким образом, на счета управляющих компаний будут попадать только платежи за жилое помещение.

Для того чтобы изменить схему сбора средств за пользование ресурсами таким образом, есть веская причина. По данным Росстата, за второй квартал 2017 года общий объем задолженности в сфере ЖКХ составляет один триллион 243 миллиарда рублей. Из них 250 миллиардов рублей - это долги управляющих организаций. То есть эти деньги были собраны с потребителей, но не перечислены ресурсоснабжающим компаниям.

Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал разобраться с проблемой долгов управляющих компаний за коммунальные услуги и одобрил принятие закона о прямых договорах между потребителями и ресурсоснабжающими организациями как возможный вариант решения этой проблемы.

Между тем

Совет Федерации не поддержал принятый Госдумой в третьем, окончательном чтении законопроект о запрете размещения рекламы на платежных документах за услуги ЖКХ.

Этим документом предлагалось запретить размещение рекламы на платежных документах, предназначенных для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг. Однако верхняя палата парламента не поддержала законопроект, посчитав запрет рекламы излишней мерой. Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко подчеркнула, что ни на кого из коллег влиять не намерена, но сама будет голосовать против одобрения документа.

Разработанный Минстроем России документ уже внесен в Правительство РФ. Об этом на прошлой неделе заявил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис . "В ближайшее время будут приняты все решения, закон поступит в Госдуму и в этом году будет принят", – поделился он на конференции газеты "Ведомости".

Следующим шагом по совершенствованию порядка в сфере управления жильем министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень назвал внедрение . Речь идет о качественных показателях работы управляющих компаний, среди которых министр отметил время реагирования на обращения потребителей, наличие дистанционных каналов для общения с ними и даже внешний вид сотрудников. Кроме того, планируется установить четкие требования к порядку посещения сотрудниками управляющих компаний жилых домов – предполагается, что приходить они будут только в заранее согласованное с жильцами время. "Все эти стандарты, если мы добьемся их введения в сервис, помогут повысить уровень работы управляющих компаний и сделать их по-настоящему клиентоориентированными", – заявил Мень. Обязанность соблюдения указанных стандартов планируется сделать лицензионным требованием, при нарушении которого управляющая компания будет лишаться права управления соответствующим домом или даже своей лицензии.

Одним из наиболее важных инструментом повышения комфорта проживания граждан в их домах, по мнению представителей Минстроя России, является также программа . "Если говорить о цифрах, то на сегодняшний день собираемость составляет 85,7%. Когда мы начинали эту программу в 2014 году, она была чуть более 64%. Все это – результат доверия людей. Люди голосуют рублем, прекрасно понимая, что никакой дядя не придет и не отремонтирует их дом", – пояснил Михаил Мень. По его словам, за время действия программы был проведен капитальный ремонт в 74 тыс. многоквартирных домах.

Дальнейшее развитие этой системы чиновники видят в проведении . "На первом этапе мы будем оказывать финансовую поддержку тем домам, которые делают энергоэффективный капитальный ремонт, из расчета до 5 млн руб. на один дом. Такая возможность сегодня есть", – пообещал Михаил Мень.

Кроме того, планируется развивать механизм . "Я думаю, тема "капремонт в кредит" пойдет и будет иметь много перспектив. Сегодня люди приобретают в кредит автомобили, активно пользуются ипотекой. Так почему бы не приобрести в кредит и качество жизни в своем доме? Конечно, решать будут сами собственники, но мы должны дать людям такие опции", – рассказал министр.

Что касается уже достигнутых результатов, он обратил внимание на совершенствование порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг. Напомним, что с 1 января были введены . Теперь потребитель имеет право не только на перерасчет, но и на 50% от излишне начисленной суммы (п. 155.1 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 " "). "Это хорошая мера – за последнее время я не помню ни одного вопиющего факта неверных расчетов", – заключил Михаил Мень.

Прямой договор между собственниками и РСО был вопросом разных министерств, которые взвешивали его плюсы и минусы. В 2017 постановление уже используется для регулирования отношений между ресурсниками и потребителями. В чем достоинства и недостатки такой системы и стоит кому точно нужно заключать такой договор?

Государство стремится исключить посредников между поставщиком ресурса и его потребителем.В этом есть смысл, поскольку ситуация с должниками достигла критической отметки. Причем в четверти случаев деньги теряются на пути от УК (как того, кто собирает платежи с населения) до РСО, которые ждут оплаты. А страдают в итоге и обычные граждане. Об этом говорил Андрей Чибис, заместитель министра по ЖКХ.

Новая концепция - за ресурсы платим ресурсникам, за управление и содержание дома - управляющим компаниям, товариществу и кооперативу.

У людей возникает ряд вопросов, в, казалось бы, прозрачном решении. Мы постараемся ответить на самые частые из них.

Заключать прямой договор с РСО придется каждому?

В текущем проекте сказано, что все договоры на такие услуги:

  • горячего водоснабжения,
  • холодного водоснабжения,
  • электроснабжения,
  • газоснабжения,
  • отопления (в т.ч. поставка топлива для печей),
  • вывоз ТБО

заключаются с каждым собственником от его имени. Но прямой договор между собственником и ресурсоснабжающей организацией не придется заключать в офисе и в сопровождении юриста. Ему не требуется письменная форма. Сроки договора - с момента подключения к сети и на неопредленный срок. Добросовестная оплата счетов и исполнение всех требований продлевают действие соглашения.

Договор на поставку общедомовых услуг будет заключаться между РСО и управляющей организацией.

Теперь УК не участвует в формировании счетов?


Это не совсем так. Кое-какие обязанности у управляющей компании или ТСЖ остались. Во-первых, на них ложится обязанность собирать данные для формирования платежек. Во-вторых, следят за тем, чтобы РСО поставляли качественные, бесперебойные услуги и не нарушали договор. В-третьих, принимают претензии по качеству услуг от жильцов. Также УК, ТСЖ станут посредниками в спорных ситуациях с ресурсниками. Перерасчет услуг в любом случае будет, определяется только тот, из чьего бюджета он осуществится: нарушения внутри дома оплачивает управляющая организация, на границе дома и во внешних сетях - РСО.

Что прямые договоры дают коммунальным организациям?

Для организаций этот процесс несет как положительные, так и отрицательные моменты.

  1. повышение платежной дисциплины населения, доказанное на практике в регионах, перешедших на такую систему ранее;
  2. РСО сразу получают деньги за свой товар, то есть применяются стандартные рыночные отношения без лишних переводов;
  3. сокращение возможности применять мошеннические схемы, как, например, регистрация нового юрлица после банкротства предыдущего; сокращение числа бесполезных УК;
  4. потребность в новых рабочих местах - вакансии по работе с потребителями, так как РСО становятся сильнее вовлечены в рынок, чем раньше.

Около 30% управляющих компаний задерживают перечисление денег РСО, полученных от жильцов за коммунальные услуги. По этой причине, собираемость денег у вторых составляет всего 80%. Это стало одной из причин для федеральных властей выступить с инициативой перехода на прямые расчёты между собственниками квартир и ресурсопоставщиками.

Нельзя сказать, что все посредники недобросовестны, но, по нашим оценкам, около 30% УК используют соблазн недоплатить ресурсоснабжающим организациям, собрав при этом деньги с населения, — сообщил РИА Новости замминистра строительства и ЖКХ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис. - К сожалению, бизнес-модель использования чужих средств до сих пор практикуется.

По инициативе Минстроя, возможно, уже в этом году ресурсопоставщики получат возможность напрямую получать деньги с населения и вести работу с должниками.

Изначально эта идея принадлежала министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаилу Меню. Он предложил исключить УК из цепочки платежей. Еще в 2015 году он заявил, что после введения прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающими организациями и упорядочивания деятельности расчетных центров, принимающих плату за коммунальные услуги, средства жильцов не будут оседать на счетах управляющих компаний и РКЦ, а будут направляться напрямую поставщикам. Министр ожидает, что с рынка добровольно уйдут те, кто пришел управлять не домами, а чужими денежными средствами.

Этой сложной теме ООО «Академия профессионального развития» посвятила вебинар «Прямые договоры между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями», который прошёл 15 февраля.

Его провёл эксперт, чье имя широко известно - ведущий юрисконсульт направления городского хозяйства Фонда «Институт экономики города», один из разработчиков Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, участник рабочих групп Государственной думы, Минрегиона РФ и Минстроя РФ по разработке проектов федеральных законов, постановлений Правительства РФ и приказов Минстроя России по вопросам ЖКХ Дмитрий Павлович Гордеев.

Около 100 участников приняло участие в мероприятии. Формат вебинара не предполагает двустороннее обсуждение, но участники активно оставляли комментарии в чате. Среди них было много вопросов. На часть Дмитрий Гордеев ответил, остальные - получили ответы уже после мероприятия по электронной почте. На вебинаре Дмитрий Павлович рассказал о пробелах в действующем законодательстве и прокомментировал новый законопроект Минстроя.

Я - представитель института экономики города, - рассказал эксперт. - Наш институт писал разделы № 7 и 8 Жилищного кодекса. Так же мы разрабатывали Постановление Правительства №307. В нём мы старались выдержать концепцию перехода на прямые договоры, но только при непосредственном способе управления многоквартирным домом. Тогда довести до конца не удалось, так как потом в Минстрой пришли люди из РСО. Они начали стремиться внедрить прямые договоры при любом способе управления. Моё личное отношение к прямым договорам - в целом, положительное. Если дом на непосредственном управлении - там целесообразны прямые договоры.

Российское законодательство можно интерпретировать по-разному

Сейчас регулируют договоры между коммунальщиками и собственниками домов и квартир следующие документы:

Законодательные акты не лишены недостатков, некоторые их статьи можно истолковать неоднозначно.

У каждого из нас, у прокуратуры, у судов - могут быть разные подходы к законодательству, - считает Гордеев. - Каждый его может интерпретировать по-своему. Такое наблюдается в России, так как наше жилищное законодательство - неидеально.

Более того, существуют нормативные документы, которые противоречат друг другу. Но законодатели подстраховались от возникновения таких ситуаций и сделали один главный нормативный акт.

У нас есть несколько положений в Жилищном кодексе, суть которых в том, что если ФЗ и другие законы противоречат Жилищному кодексу, то он имеет верховенство, - говорит Дмитрий Павлович.

Почему переход на прямые договоры целесообразен только при непосредственном управлении?

Согласно пункту 2, статьи 161 Жилищного кодекса РФ «Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом», собственники квартир в многоэтажке могут выбрать один из трёх способов управления:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем 30;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

По мнению эксперта, заключение прямых договоров возможно только при непосредственном способе управления.

При управлении домом УО не может быть прямых договоров, а иногда в практике это встречается, - прокомментировал Гордеев. - Если дом находится под управлением УО, то она отвечает за предоставление всех коммунальных услуг. Управляющая организация продаёт ресурсы по тем же ценам, что и РСО. Она предоставляет услуги по стоимости в установленном порядке. Законодательством это сделано, чтобы не рассчитывать оплату для каждой УО, к примеру, включать туда издержки при покупке ресурсов. Эти расходы УК может включить в статью «За ремонт и содержание жилья», сумма этой графы оплаты - нерегулируемая. Но даже если жильцы будут напрямую платить деньги РСО, УК все равно останется исполнителем услуг. Собственники задолжают РСО - она спрашивает долги с УК.

Какие последствия ждут после утверждения нового законопроекта?

Минстрой России в прошлом году подготовил проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями). Планируется, что изменения затронут 14,5 тысячи управляющих организаций и порядка 37,103 тысячи ресурсопоставщиков. Важным новшеством для работников сферы ЖКХ является и то, что ответственность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний (ТСЖ) предлагается разграничить. За качество и непрерывность подачи коммунальных ресурсов отвечают ресурсопоставщики, а если причина этого в неполадках внутридомовых сетей, то вина будет на управляющей компании.

Переход на прямые договоры планировался в течение последних лет, но до сих пор не осуществлён.

По моему мнению, Минстрой навязывает переход на прямые договоры, - говорит Дмитрий Гордеев. - Около 3 лет Минстрой издавал законы, но положения о переходе на прямые договоры из них были изъяты. Многие были против принятия таких законов, так как в них был перекос в сторону РСО.

Самый большой «минус» в новом законопроекте, как считает эксперт, в том, что Минстрой хочет перейти на прямые договоры при любом способе управления многоквартирным домом, что противоречит действующему законодательству. Но сферу ЖКХ и жильцов ожидают и другие негативные последствия.

Законопроект еще не принят, но уже сами чиновники высказываются против его утверждения. К примеру, Минэкономразвития РФ опубликовало отрицательное заключение на проект этого федерального закона. Федеральные экономисты нашли ряд недостатков. По их мнению, они добавят сложностей организациям и гражданам. Например, при переходе на прямые договоры у РСО могут значительно возрасти расходы на оформление платёжек и приём платежей. Законодатели недостаточно проработали вопрос оплаты коммунальных услуг по вывозу мусора: региональные операторы по обращению с ТБО включены в состав ресурсоснабжающих организаций, а это противоречит действующему законодательству.